Урок № 13
(6 в теме 1.5 Страны Европы и Северной Америки в середине XIX – начале XX в.)
Тема урока: Экономическое и социально- политическое развитие стран Европы и США в конце XIX ‒ начале ХХ в.
Планируемые результаты
Личностные:
- понимать исторический путь формирования экономики современного общества;
- понимать исторический путь формирование социальных процессов современного общества (зарождение гражданского общества и правового государства).
Метапредметные:
- анализировать и сопоставлять информацию о промышленном перевороте (1 промышленной революции) и 2 промышленной революции , переводить информацию из текстовой формы в табличную;
- представлять информацию об особенностях
- демонстрировать понимание причинно-следственных связей;
- высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.
Предметные:
- объяснять, в чём выразился и какое значение имел переход в конце XIX в. от «века пара» к «веку электричества»;
- характеризовать новые формы организации промышленного производства в начале ХХ в., экономические и социальные последствия их внедрения;
-готовить и представлять сообщение о Г. Форде;
- объяснять значение понятий и терминов: индустриализация, монополии, урбанизация, миграция;
- характеризовать предпосылки возникновения, разновидности и последствия деятельности монополий;
- рассказывать о развитии профсоюзного движения в конце XIX – начале XX в. (численный рост; организационные формы; тактика движения).
- выделять характерные черты рабочего и профсоюзного движения в США в сопоставлении с европейскими странами
План урока:
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Вопросы для организации беседы ( по карте «Промышленная революция в Европе» БЦОК):
– Что считалось в XVIII веке основой процветания и могущества государства?
(эффективное государственное управление и модернизация на основе идей Просвещения, развитие промышленности)
– Почему именно Англия стала «колыбелью» промышленной революции?
(Великобритания стала колыбелью промышленной революции в конце 18 века, потому что в стране появилась паровая машина. (Джеймс Уатт))
– Раскройте смысл понятия «промышленная революция»
(переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике)
– Каковы были социально-экономические последствия промышленной революции в Англии в конце XVIII — начале XIX века?
(Промышленная революция в Англии в конце XVIII — начале XIX века имела как положительные, так и отрицательные последствия для социальной жизни общества и экономики страны.
Экономические последствия:
Строительство фабрик и заводов, использование машинного труда способствовали скорейшему развитию экономики государства.
Внедрение машинного производства способствовало резкому увеличению производительности труда, что привело к расширению разнообразия выпускаемых товаров на внутреннем и внешнем рынках.
Социальные последствия:
Аграрно-промышленная революция окончательно разорила крестьян и ремесленников, они вынуждены были становиться батраками и наемными рабочими.
Резко увеличилась численность городского населения, так как фабрики и заводы строились в основном в городах (урбанизация).
Сельское население покидало обжитые территории, уходило в города в поисках работы и лучшей жизни.
Увеличилось использование женского и детского труда.
Замена человеческого труда машинным оставила без работы миллионы человек.)
– Объясните, почему Австрийская империя и Италия завершили промышленный переворот только к концу XIX века.
(экономическое развитие этих стран шло неравномерно, Италия долго оставалась раздробленной, в Австрии остро стоял национальный вопрос).
6.Какие изменения произошли в экономическом развитии европейских стран к середине XIX в.? (произошло разделение на 3 группы: Англия – колыбель промышленной революции, страны, завершившие промышленную революцию к середине XIX в., страны, завершившие промышленную революцию к середине XIX в.)
Освоение нового материала
Вторая промышленная революция.
На основе представленного материала (Якласс, теория 1), составьте сравнительную таблицу «Отрасли промышленности, получившие развитие в ходе 1 и 2 промышленных революций» (работа в парах).
1 промышленная революция | 2 промышленная революция |
Текстильная промышленность Металлургия Железнодорожное строительство Машиностроение | Химическая промышленность Производство высококачественной стали Использование электричества |
Сделайте вывод; что такое вторая промышленная революция?
(развитие новых отраслей)
2.Развитие транспорта и средств связи.
- На основе текста (Якласс, теория 2), составьте схему «Развитие транспорта и средств связи (ж/дороги, пароходы, Суэцкий и Панамский каналы, телеграф, телефон, радиосвязь).
- сообщение о Г. Форде.
Физкультминутка
3.Технический прогресс в сельском хозяйстве.
На основе представленного материала (Якласс, теория 3), выделите причины прогресса в с/хозяйстве (фронтальная работа).
(потепление климата, совершенствование техники, ликвидация феодальных пережитков (крепостное право в России, рабство в США), расширение рынка свободных рабочих, селекция, химические удобрения, с/х машины).
От чего зависела форма организации аграрного производства?
( от региональной специфики. Например, на юге Франции, Италии, США преобладали мелкие хозяйства крестьян-собственников или крестьян-арендаторов. В северных регионах этих государств, напротив, развивались крупные аграрные предприятия, ориентированные на рынок)
4.Монополистический капитализм (Якласс, теория 4; объяснение учителя).
Учебник с. 22. Чем различаются различные типы монополий?
(полнотой объединения предприятий).
5.Рабочее и профсоюзное движение.
Увеличение числа рабочих и их концентрация на предприятиях привела к борьбе рабочих за свои права, забастовкам и созданию профессиональных союзов. Дома, читая материалы параграфов, вы должны будете составить таблицу «Развитие рабочего и профсоюзного движения в странах Западной Европы и США» по самомтоятельно выбранным критериям.
Заключительная часть.
Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
Какой материал должны изучить самостоятельно?
IV.Д/з по материалам учебника с. 173,183, 193-194,198-199,228 составить таблицу «Развитие рабочего и профсоюзного движения в странах Западной Европы и США».