СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономическое и социально- политическое развитие стран Европы и США в конце XIX ‒ начале ХХ в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка актуального урока с использованием ЦОР

Просмотр содержимого документа
«Экономическое и социально- политическое развитие стран Европы и США в конце XIX ‒ начале ХХ в.»

Урок № 13

(6 в теме 1.5 Страны Европы и Северной Америки в середине XIX – начале XX в.)

Тема урока: Экономическое и социально- политическое развитие стран Европы и США в конце XIX ‒ начале ХХ в.

Планируемые результаты

Личностные:

- понимать исторический путь формирования экономики современного общества;

- понимать исторический путь формирование социальных процессов современного общества (зарождение гражданского общества и правового государства).

Метапредметные:

- анализировать и сопоставлять информацию о промышленном перевороте (1 промышленной революции) и 2 промышленной революции , переводить информацию из текстовой формы в табличную;

- представлять информацию об особенностях

- демонстрировать понимание причинно-следственных связей;

- высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

Предметные:

- объяснять, в чём выразился и какое значение имел переход в конце XIX в. от «века пара» к «веку электричества»;

- характеризовать новые формы организации промышленного производства в начале ХХ в., экономические и социальные последствия их внедрения;

-готовить и представлять сообщение о Г. Форде;

- объяснять значение понятий и терминов: индустриализация, монополии, урбанизация, миграция;

- характеризовать предпосылки возникновения, разновидности и последствия деятельности монополий;

- рассказывать о развитии профсоюзного движения в конце XIX – начале XX в. (численный рост; организационные формы; тактика движения).

- выделять характерные черты рабочего и профсоюзного движения в США в сопоставлении с европейскими странами


План урока:

  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Вопросы для организации беседы ( по карте «Промышленная революция в Европе» БЦОК):

– Что считалось в XVIII веке основой процветания и могущества государства?

(эффективное государственное управление и модернизация на основе идей Просвещенияразвитие промышленности)

– Почему именно Англия стала «колыбелью» промышленной революции?

(Великобритания стала колыбелью промышленной революции в конце 18 века, потому что в стране появилась паровая машина. (Джеймс Уатт))

– Раскройте смысл понятия «промышленная революция»

(переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике)

– Каковы были социально-экономические последствия промышленной революции в Англии в конце XVIII — начале XIX века?

(Промышленная революция в Англии в конце XVIII — начале XIX века имела как положительные, так и отрицательные последствия для социальной жизни общества и экономики страны.

Экономические последствия:

  1. Строительство фабрик и заводов, использование машинного труда способствовали скорейшему развитию экономики государства.

  2. Внедрение машинного производства способствовало резкому увеличению производительности труда, что привело к расширению разнообразия выпускаемых товаров на внутреннем и внешнем рынках.

Социальные последствия:

  1. Аграрно-промышленная революция окончательно разорила крестьян и ремесленников, они вынуждены были становиться батраками и наемными рабочими.

  2. Резко увеличилась численность городского населения, так как фабрики и заводы строились в основном в городах (урбанизация).

  3. Сельское население покидало обжитые территории, уходило в города в поисках работы и лучшей жизни.

  4. Увеличилось использование женского и детского труда.

  5. Замена человеческого труда машинным оставила без работы миллионы человек.)

– Объясните, почему Австрийская империя и Италия завершили промышленный переворот только к концу XIX века.

(экономическое развитие этих стран шло неравномерно, Италия долго оставалась раздробленной, в Австрии остро стоял национальный вопрос).

6.Какие изменения произошли в экономическом развитии европейских стран к середине XIX в.? (произошло разделение на 3 группы: Англия – колыбель промышленной революции, страны, завершившие промышленную революцию к середине XIX в., страны, завершившие промышленную революцию к середине XIX в.)


  1. Освоение нового материала

    1. Вторая промышленная революция.

На основе представленного материала (Якласс, теория 1), составьте сравнительную таблицу «Отрасли промышленности, получившие развитие в ходе 1 и 2 промышленных революций» (работа в парах).

1 промышленная революция

2 промышленная революция

  1. Текстильная промышленность

  2. Металлургия

  3. Железнодорожное строительство

  4. Машиностроение

  1. Химическая промышленность

  2. Производство высококачественной стали

  3. Использование электричества

Сделайте вывод; что такое вторая промышленная революция?

(развитие новых отраслей)

2.Развитие транспорта и средств связи.

- На основе текста (Якласс, теория 2), составьте схему «Развитие транспорта и средств связи (ж/дороги, пароходы, Суэцкий и Панамский каналы, телеграф, телефон, радиосвязь).

- сообщение о Г. Форде.

Физкультминутка

3.Технический прогресс в сельском хозяйстве.

На основе представленного материала (Якласс, теория 3), выделите причины прогресса в с/хозяйстве (фронтальная работа).

(потепление климата, совершенствование техники, ликвидация феодальных пережитков (крепостное право в России, рабство в США), расширение рынка свободных рабочих, селекция, химические удобрения, с/х машины).

От чего зависела форма организации аграрного производства?

( от региональной специфики. Например, на юге Франции, Италии, США преобладали мелкие хозяйства крестьян-собственников или крестьян-арендаторов. В северных регионах этих государств, напротив, развивались крупные аграрные предприятия, ориентированные на рынок)

4.Монополистический капитализм (Якласс, теория 4; объяснение учителя).

Учебник с. 22. Чем различаются различные типы монополий?

(полнотой объединения предприятий).

5.Рабочее и профсоюзное движение.

Увеличение числа рабочих и их концентрация на предприятиях привела к борьбе рабочих за свои права, забастовкам и созданию профессиональных союзов. Дома, читая материалы параграфов, вы должны будете составить таблицу «Развитие рабочего и профсоюзного движения в странах Западной Европы и США» по самомтоятельно выбранным критериям.

  1. Заключительная часть.

  1. Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

  2. Какой материал должны изучить самостоятельно?

IV.Д/з по материалам учебника с. 173,183, 193-194,198-199,228 составить таблицу «Развитие рабочего и профсоюзного движения в странах Западной Европы и США».