СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования Для детей 5-7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа поможет дошкольнику научится уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги, осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации, понимать и ценить окружающий предметный мир, применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования Для детей 5-7 лет»

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 117» г. Воронеж  Презентация    Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет  Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности  Банк России Министерство образования и науки Российской Федерации    Подготовила воспитатель: Грибанова Светлана Валерьевна

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 117»

г. Воронеж

Презентация

Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования

для детей 5-7 лет

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности

Банк России

Министерство образования и науки Российской Федерации

Подготовила воспитатель: Грибанова Светлана Валерьевна

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования Для детей 5-7 лет Данная программа поможет дошкольнику научится уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги, осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации, понимать и ценить окружающий предметный мир, применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности

примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования

Для детей 5-7 лет

Данная программа поможет дошкольнику научится уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги, осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации, понимать и ценить окружающий предметный мир, применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Данная Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), примерной основной образовательной программы дошкольного образования (далее — ПООП дошкольного образования), а также материалов книги А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (2015).

Данная Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), примерной основной образовательной программы дошкольного образования (далее — ПООП дошкольного образования), а также материалов книги А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (2015).

Сборник методических материалов подготовлен на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет  « Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности »   и содержит материалы для организации образовательного процесса по разделам «Труд и продукт труда (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Сборник методических материалов подготовлен на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет 

« Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности »   и содержит материалы для организации образовательного процесса по разделам «Труд и продукт труда (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Сборник демонстрационных материалов составлен на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» и является дополнением к сборнику методических материалов по данной программе.

Сборник демонстрационных материалов составлен на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» и является дополнением к сборнику методических материалов по данной программе.

Авторы-составители:  Шатова Анна Демьяновна — кандидат педаго г ических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (ФГБНУ «ИИДСВ РАО»)  Аксенова Юлия Александровна — кандидат психологических наук, ученый секретарь ФГБНУ «ИИДСВ РАО»  Кириллов Иван Львович — кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора по научной работе ФГБНУ «ИИДСВ РАО»  Давыдова Валентина Евгеньевна — начальник отдела методологии образовательных программ Управления финансовой грамотности Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России  Мищенко Ирина Сергеевна — кандидат экономических наук, ведущий эксперт отдела методологии образовательных программ Управления финансовой грамотности Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России

Авторы-составители:

Шатова Анна Демьяновна — кандидат педаго г ических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (ФГБНУ «ИИДСВ РАО»)

Аксенова Юлия Александровна — кандидат психологических наук, ученый секретарь ФГБНУ «ИИДСВ РАО»

Кириллов Иван Львович — кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора по научной работе ФГБНУ «ИИДСВ РАО»

Давыдова Валентина Евгеньевна — начальник отдела методологии образовательных программ Управления финансовой грамотности Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России

Мищенко Ирина Сергеевна — кандидат экономических наук, ведущий эксперт отдела методологии образовательных программ Управления финансовой грамотности Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России

Цель, принципы, структура Программы Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Цель, принципы, структура Программы

Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти

в социально-экономическую жизнь, способствовать

формированию основ финансовой грамотности у детей

данного возраста.

Основные задачи Программы Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:  • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);  • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;  • осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;  • признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);  • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;  •  применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Основные задачи Программы

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Основополагающие принципы Программы: научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений. Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры. Неслучайно ее ведущие принципы — учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО). Содержание Программы способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию детей.  Работа по Программе будет способствовать формированию и развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности.

Основополагающие принципы Программы:

  • научность,
  • доступность,
  • оптимальность в отборе содержания и определений.

Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры.

Неслучайно ее ведущие принципы — учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО).

Содержание Программы способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию детей.

Работа по Программе будет способствовать формированию и развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности.

Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием:

«Труд и продукт (товар)»,

«Деньги и цена (стоимость)»,

«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Планируемые результаты освоения Программы В результате освоения Программы дети: адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);  знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;  знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;  понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);  знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);  знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;  адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;  в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

Планируемые результаты освоения Программы

В результате освоения Программы дети:

  • адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);

  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

  • знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

  • понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);

  • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

  • знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

  • адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;

  • в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;  бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);  следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;  с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;  проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);  замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;  объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;  проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;  переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;  сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;  с удовольствием помогают взрослым
  • любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

  • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

  • следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

  • с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;

  • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

  • замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

  • объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;

  • проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;

  • переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;

  • сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;

  • с удовольствием помогают взрослым
1. Труд и продукт труда (товар) Основные понятия:  труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги.  Педагогические задачи:  формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;  учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;  поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;  стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

1. Труд и продукт труда (товар)

Основные понятия:

труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги.

Педагогические задачи:

  • формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;

  • учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

  • поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

  • стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
2. Деньги и цена (стоимость) Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно, не выгодно, обмен.  Педагогические задачи:  познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;  воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание  разумного финансового поведения);  дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.

2. Деньги и цена (стоимость)

Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно, не выгодно, обмен.

Педагогические задачи:

  • познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;

  • воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание

разумного финансового поведения);

  • дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
3. Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности. Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы.  Педагогические задачи:  дать представление о рекламе, ее назначении;  поощрять объективное отношение детей к рекламе;  развивать у детей способность различать рекламные уловки;  учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;  учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).

3. Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности.

Основные понятия:

реклама, рекламировать, воздействие рекламы.

Педагогические задачи:

  • дать представление о рекламе, ее назначении;

  • поощрять объективное отношение детей к рекламе;

  • развивать у детей способность различать рекламные уловки;

  • учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;

  • учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).

4. Полезные экономические навыки и привычки в быту Основные понятия: бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный, щедрый, добрый, честный, запасливый и др.  Педагогические задачи:  формировать представление о том, что к вещам надо относиться  с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд,  старание, любовь;  воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия  с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;  воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей;  дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо  компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного  выбора и др.

4. Полезные экономические навыки и привычки в быту

Основные понятия:

бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный, щедрый, добрый, честный, запасливый и др.

Педагогические задачи:

  • формировать представление о том, что к вещам надо относиться

с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд,

старание, любовь;

  • воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия

с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;

  • воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей;

  • дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо

компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного

выбора и др.

Формы, способы, методы и средства реализации Программы ФОРМЫ - Комплексно-тематические занятия; - Коллекционирование; - Совместная деятельность; - Работа в парах, микрогруппами; - Изготовление совместных коллажей; - Выставки работ детей и родителей; - Работа с дидактическими пособиями; - Драматизация русских народных сказок; - Сюжетно ролевые игры «Банк», - «Магазин» и др; - Пантомимы; - Дидактические игры; - Квест игры; - Разговоры-рассуждения; - Презентации; - Развлечения , вечера досуга; - Фотовыставки; - Экскурсии; - Коллективные работы; - Целевые прогулки; - Чтение художественной литературы; - Пальчиковые игры; - Работа с пословицами, поговорками; - Экономические кроссворды; - Рассказы из личного опыта; - Творческие, исследовательские, информационные проекты; - Работа с экономическим словарём; - Изготовление макетов; - Работа со схемами; - Анализ проблемных ситуаций; - Игровые обучающие ситуации; - Кроссворды; - Эвристические беседы. - Тематические физкультурные занятия; - Изготовление и игры с Лепбуком по теме «Экономика»

Формы, способы, методы и средства реализации Программы

ФОРМЫ

- Комплексно-тематические занятия;

- Коллекционирование;

- Совместная деятельность;

- Работа в парах, микрогруппами;

- Изготовление совместных коллажей;

- Выставки работ детей и родителей;

- Работа с дидактическими пособиями;

- Драматизация русских народных сказок;

- Сюжетно ролевые игры «Банк», - «Магазин» и др;

- Пантомимы;

- Дидактические игры;

- Квест игры;

- Разговоры-рассуждения;

- Презентации;

- Развлечения , вечера досуга;

- Фотовыставки;

- Экскурсии;

- Коллективные работы;

- Целевые прогулки;

- Чтение художественной литературы;

- Пальчиковые игры;

- Работа с пословицами, поговорками;

- Экономические кроссворды;

- Рассказы из личного опыта;

- Творческие, исследовательские, информационные проекты;

- Работа с экономическим словарём;

- Изготовление макетов;

- Работа со схемами;

- Анализ проблемных ситуаций;

- Игровые обучающие ситуации;

- Кроссворды;

- Эвристические беседы.

- Тематические физкультурные занятия;

- Изготовление и игры с Лепбуком по теме «Экономика»

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СРЕДСТВА  Словесные : - беседы; - мызыкальный центр; - чтение художественной литературы; - анализ проблемных ситуаций; - нотбук; - телевизор; - вопросы; - работа с пословицами и поговорками; - DVD диски; - отгадывание загадок; - художественная литература; - работа с экономическим словарём; - пиктограммы настроения; - листы бумаги; - работа со схемами; - гуашь, фломастеры, цветные карандаши;   - клей, ножницы  Наглядные - демонстрация наглядных пособий; - иллюстрации   Практические   - дидактические игры; - игровые упражнения; - слушание музыкальных произведений; - пение; - художественное творчество;

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СРЕДСТВА

Словесные :

- беседы;

- мызыкальный центр;

- чтение художественной литературы;

- анализ проблемных ситуаций;

- нотбук;

- телевизор;

- вопросы;

- работа с пословицами и поговорками;

- DVD диски;

- отгадывание загадок;

- художественная литература;

- работа с экономическим словарём;

- пиктограммы настроения;

- листы бумаги;

- работа со схемами;

- гуашь, фломастеры, цветные карандаши;

 

- клей, ножницы

Наглядные

- демонстрация наглядных пособий;

- иллюстрации

 

Практические  

- дидактические игры;

- игровые упражнения;

- слушание музыкальных произведений;

- пение;

- художественное творчество;

Распорядок и/или режим дня  Программа может быть реализована как в течение одного года (в подготовительной к школе группе), так и двух лет (в старшей и подготовительной к школе группах)  Оптимальный режим работы с детьми по Программе — не реже одного раза в месяц.

Распорядок и/или режим дня

Программа может быть реализована как в течение одного года (в подготовительной к школе группе), так и двух лет

(в старшей и подготовительной к школе группах)

Оптимальный режим работы с детьми по Программе — не реже одного раза в месяц.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Нормативные документы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http//fgosreestr.ru

Рекомендуемая литература

1. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.

2. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.

3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.

4. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.

5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.

6. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.

7. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

8. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.

9. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.

Интернет-ресурсы www.cbr.ru — официальный сайт Банка России fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

Интернет-ресурсы

www.cbr.ru — официальный сайт Банка России

fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»

минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!