МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 117»
г. Воронеж
Презентация
Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования
для детей 5-7 лет
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности
Банк России
Министерство образования и науки Российской Федерации
Подготовила воспитатель: Грибанова Светлана Валерьевна
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности
примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования
Для детей 5-7 лет
Данная программа поможет дошкольнику научится уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги, осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации, понимать и ценить окружающий предметный мир, применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Данная Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), примерной основной образовательной программы дошкольного образования (далее — ПООП дошкольного образования), а также материалов книги А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (2015).
Сборник методических материалов подготовлен на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет
« Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности » и содержит материалы для организации образовательного процесса по разделам «Труд и продукт труда (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Сборник демонстрационных материалов составлен на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» и является дополнением к сборнику методических материалов по данной программе.
Авторы-составители:
Шатова Анна Демьяновна — кандидат педаго г ических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (ФГБНУ «ИИДСВ РАО»)
Аксенова Юлия Александровна — кандидат психологических наук, ученый секретарь ФГБНУ «ИИДСВ РАО»
Кириллов Иван Львович — кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора по научной работе ФГБНУ «ИИДСВ РАО»
Давыдова Валентина Евгеньевна — начальник отдела методологии образовательных программ Управления финансовой грамотности Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
Мищенко Ирина Сергеевна — кандидат экономических наук, ведущий эксперт отдела методологии образовательных программ Управления финансовой грамотности Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
Цель, принципы, структура Программы
Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти
в социально-экономическую жизнь, способствовать
формированию основ финансовой грамотности у детей
данного возраста.
Основные задачи Программы
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Основополагающие принципы Программы:
- научность,
- доступность,
- оптимальность в отборе содержания и определений.
Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры.
Неслучайно ее ведущие принципы — учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО).
Содержание Программы способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию детей.
Работа по Программе будет способствовать формированию и развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности.
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием:
«Труд и продукт (товар)»,
«Деньги и цена (стоимость)»,
«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения Программы дети:
- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
- адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;
- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
- проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
- сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;
- с удовольствием помогают взрослым
1. Труд и продукт труда (товар)
Основные понятия:
труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги.
Педагогические задачи:
- формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;
- учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
- стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
2. Деньги и цена (стоимость)
Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно, не выгодно, обмен.
Педагогические задачи:
- познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;
- воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание
разумного финансового поведения);
- дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
3. Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности.
Основные понятия:
реклама, рекламировать, воздействие рекламы.
Педагогические задачи:
- дать представление о рекламе, ее назначении;
- поощрять объективное отношение детей к рекламе;
- развивать у детей способность различать рекламные уловки;
- учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;
- учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).
4. Полезные экономические навыки и привычки в быту
Основные понятия:
бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный, щедрый, добрый, честный, запасливый и др.
Педагогические задачи:
- формировать представление о том, что к вещам надо относиться
с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд,
старание, любовь;
- воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия
с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;
- воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей;
- дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо
компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного
выбора и др.
Формы, способы, методы и средства реализации Программы
ФОРМЫ
- Комплексно-тематические занятия;
- Коллекционирование;
- Совместная деятельность;
- Работа в парах, микрогруппами;
- Изготовление совместных коллажей;
- Выставки работ детей и родителей;
- Работа с дидактическими пособиями;
- Драматизация русских народных сказок;
- Сюжетно ролевые игры «Банк», - «Магазин» и др;
- Пантомимы;
- Дидактические игры;
- Квест игры;
- Разговоры-рассуждения;
- Презентации;
- Развлечения , вечера досуга;
- Фотовыставки;
- Экскурсии;
- Коллективные работы;
- Целевые прогулки;
- Чтение художественной литературы;
- Пальчиковые игры;
- Работа с пословицами, поговорками;
- Экономические кроссворды;
- Рассказы из личного опыта;
- Творческие, исследовательские, информационные проекты;
- Работа с экономическим словарём;
- Изготовление макетов;
- Работа со схемами;
- Анализ проблемных ситуаций;
- Игровые обучающие ситуации;
- Кроссворды;
- Эвристические беседы.
- Тематические физкультурные занятия;
- Изготовление и игры с Лепбуком по теме «Экономика»
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СРЕДСТВА
Словесные :
- беседы;
- мызыкальный центр;
- чтение художественной литературы;
- анализ проблемных ситуаций;
- нотбук;
- телевизор;
- вопросы;
- работа с пословицами и поговорками;
- DVD диски;
- отгадывание загадок;
- художественная литература;
- работа с экономическим словарём;
- пиктограммы настроения;
- листы бумаги;
- работа со схемами;
- гуашь, фломастеры, цветные карандаши;
- клей, ножницы
Наглядные
- демонстрация наглядных пособий;
- иллюстрации
Практические
- дидактические игры;
- игровые упражнения;
- слушание музыкальных произведений;
- пение;
- художественное творчество;
Распорядок и/или режим дня
Программа может быть реализована как в течение одного года (в подготовительной к школе группе), так и двух лет
(в старшей и подготовительной к школе группах)
Оптимальный режим работы с детьми по Программе — не реже одного раза в месяц.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Нормативные документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http//fgosreestr.ru
Рекомендуемая литература
1. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
2. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.
3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.
4. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.
5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.
6. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
7. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
8. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
9. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
Интернет-ресурсы
www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»
минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»
Спасибо за внимание!