1. Организационный момент
-Добрый день, ребята меня зовут Ангелина Станиславовна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
Девиз
-Здорово. Продолжаем наш урок
2. Актуализация знаний
- Итак, впереди нас ждёт интересная работа, а для начала вспомним пройденный материал. Отгадаем загадку
1. Фронтальный опрос (ребенок) Слайд
Долго составлял экономист
План расходов и доходов,
В чернилах весь его манжет.
Зато готов для всех… (бюджет).
Слайд
- Какие виды бюджета вы знаете? (государственный и семейный)
- Что такое семейный бюджет? (для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет)
3. Самоопределение к деятельности
Слайд
-Ребят, какие науки вам известны, наука о-это, и тд. А сегодня мы познакомитесь с новыми для вас науками (схема на доске) О каких науках пойдет речь вы узнаете выполнив задание
- Определите определение с его значением….
Удовлетворение разнообразных потребностей людей – главная задача… (экономики).
Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой называется… (экология).
-Какова же тема нашего урока? (Экономика и экология)
Какую цель исходя из темы мы можем с вами поставить?
- Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология? (Ответы учеников) Наше мнения разделились, давайте выдвинем предположение о том что эти науки взаимосвязаны и проверим нашу гипотезу на уроке
На какие вопросы ответим на уроке
-Узнать…. Что изучают науки
-Влияет ли экономика на экологию и экологию на экономику.
- Обсудим как связаны между собой экономика и экология
-Составим экологический прогноз.
2.1Чтение учителем высказывания В.А. Сухомлинского о природе под музыкальное сопровождение.
- Ребята, хочу ознакомить вас с высказыванием великого педагога В.А.Сухомлинского. Внимательно послушайте, и скажите, какие мысли у вас возникают при прослушивании?
«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».
− С каким настроением вы слушали это высказывание? Какие мысли у вас возникли при прослушивании?
Вывод:
- Что человек без природы не может существовать.
Молодцы!
−Давайте смотреть дальше.
(идёт просмотр об экологических проблемах)- Видеофрагмент
− изменилось ли у вас настроение? Почему?
-Что вы увидели?
-(Стало грустно. Настроение испортилось, потому что мы увидели плохое состояние природы)
-как вредит дым окружающий среде, людям?
-Как влияют на состояние окружающей среды сточные воды?
- А сейчас, внимание!
- Откройте учебник на странице 81 (читать), посмотрите на иллюстрацию. Представьте, что вы находитесь в этом месте. (читают определение)
- Что вы видите? ….. (говорят).
Д: Случилась беда.
- Какая?
Д: Экологическая катастрофа.
- Какие живые существа пострадали от аварии нефтеналивного танкера?
Д: рыбы, морские моллюски, крабы, водоросли.
- Да. Все верно.
- Экология и экономика тесно связаны друг с другом. Экология помогает нам бережно относиться к природе, а экономика всё бережно расходовать.
Парная работа с карточками, документ камера (по эталону) Взаимопроверка
Открываются карточки с названием темы на доске.
-Какие плюсы экономики вы знаете?
-А какие минусы экономики?
Найти в интернете и сделать соотнесение
Мы определили что такое экономика и нашли с вами ее положительные и отрицательные стороны экономики, а теперь мы узнаем связь между экономкой и экологией, для этого выполним тест. Разделитесь на группы (имена) , первая группа идет к интерактивной доске слева, а вторая подгуппа к смартдоске, что находится справа.
Работаем осторожно вокруг много проводвов, работаем дружно в группе, сообща. Доску пальцами не трогаем, работаем стилусом. По завершении работы, на кнопку готовности не нажимаем. Если завершили работу, стилус кладем на место и меняемся местами с другой группой для взаимопроверки. Нажмите на кнопку в правом нижнем углу и проверьте все ли верно. Дождитесь ответа, если все верно садитесь на места.
Групповая работа ( Взаимопроверка)
Выбрать правильный ответ
Задача 1.
Какие цветы можно дарить на день рождения?
а) Любые цветы, которые тебе нравятся;
б) Букет можно составить только из тех растений и цветов, которые выращены человеком.
Задача 2.
Можно ли шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры?
а) Да, можно. В лесу ты никому не мешаешь.
б) Нет, нельзя. Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей – искать укромные места.
Задача 3.
Не будет ли природе вреда, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток орешника или сорвешь всего три – четыре цветка?
а) Нет, природе не будет хуже. Природные богатства неисчерпаемы;
б) Да, природе будет нанесен вред! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе.
Задача 4.
Нанесешь ли ты вред природе, выискивая мелкие грибочки?
а) Да, нанесешь. Выискивая мелкие грибочки, ты разроешь весь мох и подстилку, погубишь грибницу, возраст которой может достигать 300 – 500 лет.
б) Нет, а мелкие грибочки очень вкусные.
Экологические прогнозы.
- Что такое прогноз? (ответы учащихся)
- Бывают ещё и экологические прогнозы. Ваши предположения, что это?
- Учёные – экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу. Экологи могут предсказать, что будет, если:
Произойдёт авария нефтеналивного танкера
На реке построят плотину
В озеро сбросят отходы производства
Экологи помогают решить, будет ли безопасным предприятие, которое хотят построить, можно ли его строить в том или ином месте.
Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих поступков, опасных и для природы, и для самого человека. Экология подсказывает, как лучше вести хозяйство, чтобы сохранить природу и не повредить человеку.
Работа в паре
Рассмотрите рисунок и составьте экологический прогноз для жителей данного города.
- Что произойдет с городом, если выброс химикатов продолжится
ВЫВОД: гигантские трубы выбрасывают дым высоко в небо. Дым скапливается в облаках. Ветер переносит облака на территории городов и жилых домов. Происходит загрязнение воздуха, что ведёт к разным заболеваниям у людей, а также могут проходить в этих районах кислотные дожди.
Рефлексия
Кроссворд по определениям, с зашифрованным словом.
До свидания