СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономика как наука и хозяйство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация  освещает тему "Экономика как наука и хозяйство", а так же представлены задания в форме ЕГЭ для закрепленния теоретического материала.

Просмотр содержимого документа
«Экономика как наука и хозяйство»

Экономика:  наука и экономическая деятельность Прокопова Т.В., учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №50 им. Ю.А. Гагарина»

Экономика: наука и экономическая деятельность

Прокопова Т.В.,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №50 им. Ю.А. Гагарина»

Цель : сформировать представления об особенностях, содержании  и значении понятий «экономика как хозяйство» и «экономика как наука» и раскрыть сущность их составляющих; Задачи: сформировать представление об экономике как науке; осветить основные вопросы экономики; рассмотреть циклы экономической деятельности.

Цель : сформировать представления об особенностях, содержании и значении понятий «экономика как хозяйство» и «экономика как наука» и раскрыть сущность их составляющих;

Задачи:

  • сформировать представление об экономике как науке;
  • осветить основные вопросы экономики;
  • рассмотреть циклы экономической деятельности.
План 1. Экономика как наука. 2. Основные вопросы экономики. 3.Понятие «блага» и их виды. 4.Экономика как хозяйство. 5. Решение заданий ЕГЭ по теме.

План

1. Экономика как наука.

2. Основные вопросы экономики.

3.Понятие «блага» и их виды.

4.Экономика как хозяйство.

5. Решение заданий ЕГЭ по теме.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ Ксенофо́нт  (около 430 – 355 гг. до н. э .) Ада́м Смит (1723-1790 гг.)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Ксенофо́нт 

(около 430 – 355 гг. до н. э .)

Ада́м Смит

(1723-1790 гг.)

Экономика Хозяйство - Наука, это деятельность, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.  изучающая пути удовлетворения постоянно растущих потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов.

Экономика

Хозяйство -

Наука,

это деятельность, обеспечивающая

удовлетворение потребностей

людей и общества путем производства,

распределения, обмена и потребления

экономических благ.

изучающая пути удовлетворения постоянно растущих потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов.

Экономика как наука Предмет исследования Задачи: - поиск путей эффективного ведения хозяйства; экономические отношения, - поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг

Экономика как наука

Предмет исследования

Задачи:

- поиск путей эффективного ведения хозяйства;

экономические отношения,

- поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей

связи и взаимозависимости,

возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг

Познавательная Прогностическая Практическая Функции экономики Мировоззренческая Социальная Методологическая

Познавательная

Прогностическая

Практическая

Функции

экономики

Мировоззренческая

Социальная

Методологическая

Уровни экономики Микроэкономика - это наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Макроэкономика - это наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира. изучает  изучает  - выбор, - альтернативную стоимость, - цену, - изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынка. -экономический рост, -инфляцию, -безработицу, - ВВП, -экономические кризисы. Субъекты: фирма, домашнее хозяйство, государство. Субъекты: фирма, домашнее хозяйство.

Уровни экономики

Микроэкономика -

это наука о потребителях,

фирмах и отдельных

отраслях.

Макроэкономика -

это наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира.

изучает

изучает

- выбор,

- альтернативную стоимость,

- цену,

- изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынка.

-экономический рост,

-инфляцию,

-безработицу,

- ВВП,

-экономические кризисы.

Субъекты: фирма, домашнее хозяйство,

государство.

Субъекты: фирма, домашнее хозяйство.

Мировая (международная) экономика изучает - законы развития мирового хозяйства; - международную торговлю товарами и услугами - движение капиталов; -обмен и торговлю результатами научно-технической деятельности; -международные валютные отношения и др. Субъекты: государство, транснациональные государства, международные экономические организации.

Мировая (международная) экономика

изучает

- законы развития мирового хозяйства;

- международную торговлю товарами и услугами

- движение капиталов;

-обмен и торговлю результатами научно-технической деятельности;

-международные валютные отношения и др.

Субъекты: государство, транснациональные государства, международные экономические организации.

Основные вопросы экономики : Что производить? Как производить? Для кого производить?

Основные вопросы экономики :

Что производить?

Как производить?

Для кого производить?

Основная проблема экономики  Потребность – это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

Основная проблема экономики

Потребность – это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

Блага -это средства с помощью которых удовлетворяются потребности (неограниченные, бесплатные) (ограниченные, платные) воздух, вода, энергия солнца и ветра. еда,  жилье,  одежда,  образование, транспорт и т.д.

Блага -это средства с помощью которых удовлетворяются потребности

(неограниченные, бесплатные)

(ограниченные, платные)

воздух,

вода,

энергия солнца

и ветра.

еда,

жилье,

одежда,

образование,

транспорт и т.д.

Ресурсы - возможности, имеющиеся у общества, для создания благ и удовлетворения потребностей. Материальные Природные Финансовые Трудовые Информационные

Ресурсы - возможности, имеющиеся у общества, для создания благ и удовлетворения потребностей.

Материальные

Природные

Финансовые

Трудовые

Информационные

Экономическая деятельность Производство Потребление Распределение Обмен

Экономическая деятельность

Производство

Потребление

Распределение

Обмен

Производство - это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

Производство -

это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

Экономика как система общественного производства  Нематериальное производство (создание духовных и нравственных ценностей) Материальное производство (изготовление материальных предметов, вещей, вещественных ценностей) Сфера услуг

Экономика как система общественного производства

Нематериальное

производство

(создание духовных и нравственных ценностей)

Материальное производство

(изготовление материальных предметов, вещей, вещественных ценностей)

Сфера

услуг

Ключевые понятия производства Товар- Услуга - продукт труда произведенный для продажи на рынке, удовлетворения потребностей человека. результат полезной деятельности предприятия(организации) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определённых потребностей человека и общества. Признаки товара: -должен быть предназначен для обмена; -должен удовлет­ворять потреб­ность человека; -должен обладать способностью обме­ниваться на другой товар.

Ключевые понятия производства

Товар-

Услуга -

продукт труда произведенный для продажи на рынке, удовлетворения потребностей человека.

результат полезной деятельности предприятия(организации) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определённых потребностей человека и общества.

Признаки товара:

-должен быть предназначен для обмена;

-должен удовлет­ворять потреб­ность человека;

-должен обладать способностью обме­ниваться на другой товар.

Распределение – это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Распределение –

это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Обмен – это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.

Обмен –

это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление – это заключительная стадия производства, в которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Потребление –

это заключительная стадия производства, в которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Задания 1. Установите соответствие между примерами и смыслами понятия «экономика»: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ А) дискуссия специалистов о путях проведения экономической реформы Б) покупка товара в магазине В) разработка планов развития национальной экономики Г) открытие сети химчисток Д) выплата налогов фирмой СМЫСЛЫ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИКА» 1) экономика как наука 2) экономика как хозяйство A   Б В   Г   Д    

Задания

1. Установите соответствие между примерами и смыслами понятия «экономика»: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) дискуссия специалистов о путях проведения экономической реформы

Б) покупка товара в магазине

В) разработка планов развития национальной экономики

Г) открытие сети химчисток

Д) выплата налогов фирмой

СМЫСЛЫ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИКА»

1) экономика как наука

2) экономика как хозяйство

A

Б

В

Г

Д

2. Выберите верные суждения о функциях экономики как науки и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Экономическая наука обеспечивает удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах. 2) Экономическая наука изучает общие закономерности хозяйственной деятельности человека. 3) Экономическая наука исследует деятельность и взаимодействие государств, фирм и домохозяйств. 4) Экономика как наука включает макроэкономику, микроэкономику, мировую экономику. 5) К функциям экономической науки относится регулирование межгосударственного взаимодействия.

2. Выберите верные суждения о функциях экономики как науки и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экономическая наука обеспечивает удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах.

2) Экономическая наука изучает общие закономерности хозяйственной деятельности человека.

3) Экономическая наука исследует деятельность и взаимодействие государств, фирм и домохозяйств.

4) Экономика как наука включает макроэкономику, микроэкономику, мировую экономику.

5) К функциям экономической науки относится регулирование межгосударственного взаимодействия.

3. Выберите верные суждения о видах благ и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Свободными благами называют любые объекты, которые удовлетворяют потребности людей. 2) Экономические блага создаются в результате деятельности общества. 3) Экономические блага являются неограниченными. 4) К общественным благам относят обеспечение безопасности государства. 5) К признакам общественных благ относят доступность для всех в одинаковом объёме.

3. Выберите верные суждения о видах благ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Свободными благами называют любые объекты, которые удовлетворяют потребности людей.

2) Экономические блага создаются в результате деятельности общества.

3) Экономические блага являются неограниченными.

4) К общественным благам относят обеспечение безопасности государства.

5) К признакам общественных благ относят доступность для всех в одинаковом объёме.

4. Установите соответствие между фазами хозяйственного цикла и приведенными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ ФАЗЫ ЦИКЛА А) с заводского конвейера сошел первый автомобиль новой модели 1) производство Б) в трудные военные годы люди несли на рынки одежду, посуду, чтобы приобрести немного продуктов В) в хозяйствах области завершаются посевные работы 2) распределение Г) заработало новое предприятие по выпуску товаров бытовой химии Д) часть зерна нового урожая была отправлена в фонд государственных резервов 3) обмен

4. Установите соответствие между фазами хозяйственного цикла и приведенными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ФАЗЫ ЦИКЛА

А) с заводского конвейера сошел первый автомобиль новой модели

1) производство

Б) в трудные военные годы люди несли на рынки одежду, посуду, чтобы приобрести немного продуктов

В) в хозяйствах области завершаются посевные работы

2) распределение

Г) заработало новое предприятие по выпуску товаров бытовой химии

Д) часть зерна нового урожая была отправлена в фонд государственных резервов

3) обмен

5.Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Одним из предметов изучения макроэкономики являются проблемы взаимодействия потребителей и производителей в условиях рынка. 2) Микроэкономика изучает роль государства в регулировании экономики. 3) Экономика как наука изучает способы хозяйствования, отношения между хозяйствующими субъектами. 4) Ученые изучают как общие закономерности функционирования экономики, так и локальные проблемы ведения рыночного хозяйства. 5) Экономика рассматривается только как наука.

5.Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одним из предметов изучения макроэкономики являются проблемы взаимодействия потребителей и производителей в условиях рынка.

2) Микроэкономика изучает роль государства в регулировании экономики.

3) Экономика как наука изучает способы хозяйствования, отношения между хозяйствующими субъектами.

4) Ученые изучают как общие закономерности функционирования экономики, так и локальные проблемы ведения рыночного хозяйства.

5) Экономика рассматривается только как наука.

Список литературы Сайты 1. Котова, Лискова. Модульный триактив-курс. 10-11 класс. 2.Котова, Лискова. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. ФГОС 3. Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной. — М.: Просвещение, 2018. 4. Хасбулатов: Экономика. 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни.  1.https://fipi.ru/ege 2.https://soc-ege.sdamgia.ru/ 3.https://resh.edu.ru/subject/lesson/  4104/conspect/98977/

Список литературы

Сайты

1. Котова, Лискова. Модульный триактив-курс. 10-11 класс.

2.Котова, Лискова. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. ФГОС

3. Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной. — М.: Просвещение, 2018.

4. Хасбулатов: Экономика. 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни.

1.https://fipi.ru/ege

2.https://soc-ege.sdamgia.ru/

3.https://resh.edu.ru/subject/lesson/

4104/conspect/98977/