Экономика: наука и экономическая деятельность
Прокопова Т.В.,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №50 им. Ю.А. Гагарина»
Цель : сформировать представления об особенностях, содержании и значении понятий «экономика как хозяйство» и «экономика как наука» и раскрыть сущность их составляющих;
Задачи:
- сформировать представление об экономике как науке;
- осветить основные вопросы экономики;
- рассмотреть циклы экономической деятельности.
План
1. Экономика как наука.
2. Основные вопросы экономики.
3.Понятие «блага» и их виды.
4.Экономика как хозяйство.
5. Решение заданий ЕГЭ по теме.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
Ксенофо́нт
(около 430 – 355 гг. до н. э .)
Ада́м Смит
(1723-1790 гг.)
Экономика
Хозяйство -
Наука,
это деятельность, обеспечивающая
удовлетворение потребностей
людей и общества путем производства,
распределения, обмена и потребления
экономических благ.
изучающая пути удовлетворения постоянно растущих потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов.
Экономика как наука
Предмет исследования
Задачи:
- поиск путей эффективного ведения хозяйства;
экономические отношения,
- поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей
связи и взаимозависимости,
возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг
Познавательная
Прогностическая
Практическая
Функции
экономики
Мировоззренческая
Социальная
Методологическая
Уровни экономики
Микроэкономика -
это наука о потребителях,
фирмах и отдельных
отраслях.
Макроэкономика -
это наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира.
изучает
изучает
- выбор,
- альтернативную стоимость,
- цену,
- изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынка.
-экономический рост,
-инфляцию,
-безработицу,
- ВВП,
-экономические кризисы.
Субъекты: фирма, домашнее хозяйство,
государство.
Субъекты: фирма, домашнее хозяйство.
Мировая (международная) экономика
изучает
- законы развития мирового хозяйства;
- международную торговлю товарами и услугами
- движение капиталов;
-обмен и торговлю результатами научно-технической деятельности;
-международные валютные отношения и др.
Субъекты: государство, транснациональные государства, международные экономические организации.
Основные вопросы экономики :
Что производить?
Как производить?
Для кого производить?
Основная проблема экономики
Потребность – это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.
Блага -это средства с помощью которых удовлетворяются потребности
(неограниченные, бесплатные)
(ограниченные, платные)
воздух,
вода,
энергия солнца
и ветра.
еда,
жилье,
одежда,
образование,
транспорт и т.д.
Ресурсы - возможности, имеющиеся у общества, для создания благ и удовлетворения потребностей.
Материальные
Природные
Финансовые
Трудовые
Информационные
Экономическая деятельность
Производство
Потребление
Распределение
Обмен
Производство -
это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.
Экономика как система общественного производства
Нематериальное
производство
(создание духовных и нравственных ценностей)
Материальное производство
(изготовление материальных предметов, вещей, вещественных ценностей)
Сфера
услуг
Ключевые понятия производства
Товар-
Услуга -
продукт труда произведенный для продажи на рынке, удовлетворения потребностей человека.
результат полезной деятельности предприятия(организации) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определённых потребностей человека и общества.
Признаки товара:
-должен быть предназначен для обмена;
-должен удовлетворять потребность человека;
-должен обладать способностью обмениваться на другой товар.
Распределение –
это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве.
Обмен –
это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.
Потребление –
это заключительная стадия производства, в которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).
Задания
1. Установите соответствие между примерами и смыслами понятия «экономика»: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) дискуссия специалистов о путях проведения экономической реформы
Б) покупка товара в магазине
В) разработка планов развития национальной экономики
Г) открытие сети химчисток
Д) выплата налогов фирмой
СМЫСЛЫ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИКА»
1) экономика как наука
2) экономика как хозяйство
A
Б
В
Г
Д
2. Выберите верные суждения о функциях экономики как науки и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Экономическая наука обеспечивает удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах.
2) Экономическая наука изучает общие закономерности хозяйственной деятельности человека.
3) Экономическая наука исследует деятельность и взаимодействие государств, фирм и домохозяйств.
4) Экономика как наука включает макроэкономику, микроэкономику, мировую экономику.
5) К функциям экономической науки относится регулирование межгосударственного взаимодействия.
3. Выберите верные суждения о видах благ и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Свободными благами называют любые объекты, которые удовлетворяют потребности людей.
2) Экономические блага создаются в результате деятельности общества.
3) Экономические блага являются неограниченными.
4) К общественным благам относят обеспечение безопасности государства.
5) К признакам общественных благ относят доступность для всех в одинаковом объёме.
4. Установите соответствие между фазами хозяйственного цикла и приведенными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
ФАЗЫ ЦИКЛА
А) с заводского конвейера сошел первый автомобиль новой модели
1) производство
Б) в трудные военные годы люди несли на рынки одежду, посуду, чтобы приобрести немного продуктов
В) в хозяйствах области завершаются посевные работы
2) распределение
Г) заработало новое предприятие по выпуску товаров бытовой химии
Д) часть зерна нового урожая была отправлена в фонд государственных резервов
3) обмен
5.Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одним из предметов изучения макроэкономики являются проблемы взаимодействия потребителей и производителей в условиях рынка.
2) Микроэкономика изучает роль государства в регулировании экономики.
3) Экономика как наука изучает способы хозяйствования, отношения между хозяйствующими субъектами.
4) Ученые изучают как общие закономерности функционирования экономики, так и локальные проблемы ведения рыночного хозяйства.
5) Экономика рассматривается только как наука.
Список литературы
Сайты
1. Котова, Лискова. Модульный триактив-курс. 10-11 класс.
2.Котова, Лискова. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. ФГОС
3. Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной. — М.: Просвещение, 2018.
4. Хасбулатов: Экономика. 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни.
1.https://fipi.ru/ege
2.https://soc-ege.sdamgia.ru/
3.https://resh.edu.ru/subject/lesson/
4104/conspect/98977/