СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономика образования

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экономика образования»

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ


•область экономики, изучающая материальные предпосылки функционирования и развития системыобразования и подготовки кадров. Предметом исследования служат: природа расходов на образование — инвестиции, потребление; финансирование — источники, их структура, оптимальная доля национальногодохода, расходуемая на образование; вклад системы образования в прирост национального дохода; финансово-хозяйственная деятельность образовательных учреждений — их бюджет и его источники, структура затрат, материально-техническая база, расходы на одного обучаемого и т. д.


Экономика – это наука о законах экономического развития хозяйства, рассматривающая это хозяйство в развитии и взаимосвязи с внешней средой.

Эффективность – отношение результата к затратам для его достижения

Образование – отрасль социальной сферы – приоритетная отрасль народного хозяйства, занимающая особое место в системе общественного производства.

Образование – категория неоднозначная, многоаспектная:

- процесс приобретения знаний, навыков, умений;

- воспитание всесторонне развитой личности;

- отражает уровень грамотности, профессионализма;

- формирует социальную среду общества.

В Законе об образовании «Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определённых государством образовательных уровней (цензов).

Главная цель образования - удовлетворение потребностей людей в знаниях, навыках, умениях в интересах успешного развития способностей потенциала личности и общественного прогресса

Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала». Выполняя эту функцию. Образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономия использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.

Исключительная важность экономической функции образования состоит в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства

Что производится в образовании?

Образовательные услуги

Отличие образовательных услуг от продукции материального производства:

- производство образовательных услуг выступает в виде деятельности и не оставляют видимого вещественного продукта! Они как бы вливаются в потребителя и преобразуют его;

- образовательные услуги неотделимы от педагогического работника;

- с неосязаемостью и образовательных услуг связана невозможность их хранения и транспортировки;

- невозможно оценить, выразить в стоимостной форме.

Специализированная область экономического знания, изучающая сферу образования, - экономика образования

Предмет экономики образования – закономерности движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов в сфере образования. В более развитом плане предмет экономики образования включает следующие составляющие:

● критерии и уровень эффективности ресурсных вложений в отрасль и её отдельные подсистемы;

● необходимый уровень бюджетного финансирования образования в целом и на той ступени, которая гарантирована государством;

● источники внебюджетного финансирования;

● Государственную политику стимулирования инвесторов образования;

● рациональное сочетание децентрализации и централизации в ресурсном обеспечении учреждений образования;

● методы и технологии прогнозирования ресурсных потребностей учреждений образования при различных уровнях их хозяйственной самостоятельности.

Экономика образования – важная ветвь системы экономических наук. Эта наука занимается исследованием совокупности производственных отношений во взаимодействии с производительными силами

Экономика образования - это одна из отраслевых экономических наук, которая имеет свой предмет и решает специфические задачи.

Предмет её можно определить так: это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них. Она исследует и выявляет особенности действия экономических закономерностей и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.

Объектом являются своеобразные производительные силы и экономические отношения, характерные для организации и проведения процесса образовательной деятельности, процесс создания и обмена образовательных услуг.

Субъектом исследования и изучения в экономике образования выступают люди, большая часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную трудовую деятельность.

Некоммерческий характер образования

Всеобщее право на образование закреплено в Конституции - гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях.

Экономические отношения, присущие процессу обучения, менее осязаемые, уловимы из-за того, что услуги преподавателей лишены материально-вещественной формы. Они складываются между людьми по поводу производства. Обмена, распределения и потребления образовательных услуг.

В чём проявляется специфика экономических отношений системы образования? Чтобы уловить эти отношения системы образования, надо рассматривать её не изолированно от других отраслей народнохозяйственного комплекса, а в системе общественного разделения труда, в единой цепочке: образование – производство – наука. Работники образования, обеспечивая население образовательными услугами, получают взамен от работников других отраслей всё, что им необходимо для удовлетворения жизненных потребностей и труда.

Законодательные основы функционирования системы образования составляют следующие федеральные нормативные акты:

● Конституция РФ.

● Закон РФ «Об образовании».

● Гражданский кодекс РФ.

● Трудовой кодекс РФ.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется также следующими нормативными документами:

● типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов

Вся совокупность действующих законов и подзаконных актов определяет экономические условия функционирования образования.