ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
•область экономики, изучающая материальные предпосылки функционирования и развития системыобразования и подготовки кадров. Предметом исследования служат: природа расходов на образование — инвестиции, потребление; финансирование — источники, их структура, оптимальная доля национальногодохода, расходуемая на образование; вклад системы образования в прирост национального дохода; финансово-хозяйственная деятельность образовательных учреждений — их бюджет и его источники, структура затрат, материально-техническая база, расходы на одного обучаемого и т. д.
Экономика – это наука о законах экономического развития хозяйства, рассматривающая это хозяйство в развитии и взаимосвязи с внешней средой.
Эффективность – отношение результата к затратам для его достижения
Образование – отрасль социальной сферы – приоритетная отрасль народного хозяйства, занимающая особое место в системе общественного производства.
Образование – категория неоднозначная, многоаспектная:
- процесс приобретения знаний, навыков, умений;
- воспитание всесторонне развитой личности;
- отражает уровень грамотности, профессионализма;
- формирует социальную среду общества.
В Законе об образовании «Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определённых государством образовательных уровней (цензов).
Главная цель образования - удовлетворение потребностей людей в знаниях, навыках, умениях в интересах успешного развития способностей потенциала личности и общественного прогресса
Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала». Выполняя эту функцию. Образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономия использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.
Исключительная важность экономической функции образования состоит в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства
Что производится в образовании?
Образовательные услуги
Отличие образовательных услуг от продукции материального производства:
- производство образовательных услуг выступает в виде деятельности и не оставляют видимого вещественного продукта! Они как бы вливаются в потребителя и преобразуют его;
- образовательные услуги неотделимы от педагогического работника;
- с неосязаемостью и образовательных услуг связана невозможность их хранения и транспортировки;
- невозможно оценить, выразить в стоимостной форме.
Специализированная область экономического знания, изучающая сферу образования, - экономика образования
Предмет экономики образования – закономерности движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов в сфере образования. В более развитом плане предмет экономики образования включает следующие составляющие:
● критерии и уровень эффективности ресурсных вложений в отрасль и её отдельные подсистемы;
● необходимый уровень бюджетного финансирования образования в целом и на той ступени, которая гарантирована государством;
● источники внебюджетного финансирования;
● Государственную политику стимулирования инвесторов образования;
● рациональное сочетание децентрализации и централизации в ресурсном обеспечении учреждений образования;
● методы и технологии прогнозирования ресурсных потребностей учреждений образования при различных уровнях их хозяйственной самостоятельности.
Экономика образования – важная ветвь системы экономических наук. Эта наука занимается исследованием совокупности производственных отношений во взаимодействии с производительными силами
Экономика образования - это одна из отраслевых экономических наук, которая имеет свой предмет и решает специфические задачи.
Предмет её можно определить так: это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них. Она исследует и выявляет особенности действия экономических закономерностей и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.
Объектом являются своеобразные производительные силы и экономические отношения, характерные для организации и проведения процесса образовательной деятельности, процесс создания и обмена образовательных услуг.
Субъектом исследования и изучения в экономике образования выступают люди, большая часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную трудовую деятельность.
Некоммерческий характер образования
Всеобщее право на образование закреплено в Конституции - гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях.
Экономические отношения, присущие процессу обучения, менее осязаемые, уловимы из-за того, что услуги преподавателей лишены материально-вещественной формы. Они складываются между людьми по поводу производства. Обмена, распределения и потребления образовательных услуг.
В чём проявляется специфика экономических отношений системы образования? Чтобы уловить эти отношения системы образования, надо рассматривать её не изолированно от других отраслей народнохозяйственного комплекса, а в системе общественного разделения труда, в единой цепочке: образование – производство – наука. Работники образования, обеспечивая население образовательными услугами, получают взамен от работников других отраслей всё, что им необходимо для удовлетворения жизненных потребностей и труда.
Законодательные основы функционирования системы образования составляют следующие федеральные нормативные акты:
● Конституция РФ.
● Закон РФ «Об образовании».
● Гражданский кодекс РФ.
● Трудовой кодекс РФ.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется также следующими нормативными документами:
● типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов
Вся совокупность действующих законов и подзаконных актов определяет экономические условия функционирования образования.