Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 сл.Большая Орловка
.
Внеклассное мероприятие
по русскому языку и литературе
(предметная неделя «Год экологии»).
Экорусский батл «Природа и мы»
(для учащихся 6-х классов)
Мероприятие подготовил:
учитель русского языка и литературы
Панчехина Инна Александровна
2017 г.
Экорусский батл «Природа и мы» (для учащихся 6 а,б классов) (Слайд 1)
Замысел экорусского батла «Природа и мы» - форма организации игры- поединка двух команд на экологическую тему. Игра содержит разнообразные задания, такие как логические задачи, загадки, криптограммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмористические задачи и. т. д. Поединок между командами способствует повышению общего уровня экологической культуры обучающихся, развитию творческих и коммуникативных способностей. Рассчитан на учащихся 6-х классов.
Целью данного батла является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов: русский язык, литература, биология, математика, география (на интеграционной основе). Помимо углубления знаний, умений и навыков в области филологии и естествознания, игра способствует развитию самостоятельности, логического мышления, наблюдательности, способности анализировать события и делать выводы.
Основными учебными целями являются:
• расширение представлений учащихся по темам, изучаемым на уроках русского язык а и литературы в средней школе;
• формирование элементов экологического мировоззрения (т.е. умения осознавать систему связей в природе и постоянно прогнозировать результаты вмешательства в природную среду);
• формирование целостной картины мира, через межпредметные связи;
• интегрирование предметов «русский язык» и «литература» с математикой, биологией, географией;
• выработка навыков и умений групповой работы.
Основные учебные задачи:
учить обучающихся быть ответственными за свои поступки;
формировать культуру поведения в природе;
обогащать представления об окружающем мире;
развивать творческое воображение, познавательные возможности;
воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость
рационально относиться к компонентам неживой природы;
прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье;
прививать любовь к русскому языку и русской литературе.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийная презентация, номерки, карточки с заданиями, бланки.
Условия батла.
Изготавливаются номерки (приложение 1). Каждый класс – это отдельная команда. Каждая команда выбирает себе командира, придумывает название. Затем командиры по очереди подходят к столу, выбирают номерок и от ведущего получают карточку с заданием (приложение 2) под соответствующим номером. Команды приступают к подготовке задания. В конце батла команды представляют выполненную работу на специальных бланках (приложение 3). Ведущий подсчитывает баллы (приложение 4) и объявляет победителей и проигравших.
Ход игры
Ведущий. (Слайд 2)
Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.
За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. (Слайды 3-4) И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. (Слайды 5-10)Наконец мы это поняли. (Слайд 11) Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». (Слайд 12)
Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить. (Слайд 13)
Надеюсь, что экорусский батл «Природа и мы» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь. (Слайд 14)
Карточки-задания. (Слайд 15)
1.Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:
солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.
Ответ:
живая | неживая |
мальчик | солнце |
ягода | небо |
гриб | вода |
рыбка | камни |
заяц | ливень |
дерево | почва |
2. Изобразите животных с помощью жестов и мимики (соперники должны отгадать и записать ответ):
1команда-медведя, зайца, верблюда; 2 команда- петуха, дятла, обезьяну.
3. Отгадайте загадки и запишите отгадки:
1)Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды:
С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)
2)Окраской - сероватая,
Походкой - мешковатая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая. (Ворона.)
3)Длиннохвоста, белобока,
И зовут ее ... (сорока).
4)Живет в дупле пустом,
Дуб долбит, как долотом. (Дятел.)
5)Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей.)
6)Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей.)
7)Всех прилетных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица - ... (Грач.)
8)Хоть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Синичка.)
4. Расшифруйте криптограмму:
12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 - 10, 5, 6, 3, 12, 8, 1, 5, 13, 1, 13, 14, 8.
Ключевые слова: 1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели. (Среда.)
6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)
10, 8, 11. 15 - нижние конечности человека. (Ноги.)
12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)
Ответ: Береги лес - наше богатство.
5. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор:
автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.
Ответ: Велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.
6.Какие экологически чистые виды транспорта вы знаете?
Ответ: Велосипед, электровоз, трамвай, троллейбус, метро.
7. Проведите с соперниками «Аукцион лекарственных растений».
Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях. Задача соперников: «собрать» и записать как можно больше лекарственных растений.
1 команда:
Я - женьшень, чудесный корень.
Если кто-то сильно болен,
Разыщите корень мой,
И поправится любой.
Вам настойка из женьшеня
Аппетит вернет и смех,
Ведь женьшень обозначает
Чудо - «корень-человек».
На тропинке, на дорожке –
Всюду чирьева трава,
Или просто подорожник –
Всем знакома, не нова!
Привязал листок к нарыву.
День-другой пройдет - и диво!
Ты здоров без докторов.
Вот простой листок каков!
Липа - средство от простуды,
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет.
При ангинах и простудах
Пьют целебный липы чай.
Говорят, когда болеют:
«Ну-ка, липа, выручай!»
Есть герань, гвоздика, кашка –
Всех цветов не сосчитать.
Есть аптечная ромашка.
Про ромашку надо знать.
Белый крошечный цветочек –
Для припарок, для примочек.
Если воспаление,
Отвар - успокоение.
2 команда:
Семена мои целебны –
При гастритах пьют настой.
Корни - убивают яды
И снимают в почках боль.
У меня одна беда:
Зацветаю я когда,
То цветов моих краса
Всем бросается в глаза.
И в букеты рвут меня,
Я боюсь их как огня!
Я прошу вас, пощадите
И пионы зря не рвите!
В нас не только фитонциды,
Что микробам так страшны,
Мы содержим витамины,
Что, бесспорно, всем нужны.
И поэтому, чтоб реже
Приходилось вам болеть,
В каждом доме лук, чеснок
Круглый год должны иметь.
Тот, кто с нами крепко дружит,
Никогда не занедужит.
В доме много аромата,
Если в доме сохнет мята.
Мятная лепешка,
Настоя мяты ложка –
Нету больше тошноты,
Нету в горле хрипоты.
Валидол, зубная паста –
Всюду мята, мята, мята!
Собираем не напрасно
Эту травушку, ребята!
8. Сделайте правильный выбор.
Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно стрелками левый столбик с правым.
ЗИМА Набухают почки.
Листопад.
Прилетают грачи.
Бабье лето.
ВЕСНА Грибная пора.
Сбор клюквы.
Уборка зерновых.
ЛЕТО Сенокос.
Птицы вьют гнезда.
Рождество.
ОСЕНЬ Ледоход.
Гололед.
9. Отгадайте загадки и запишите отгадки:
1)Очень прочен и упруг,
Строителям - надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит.)
2) встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
3)На кухне у мамы
Помощник отличный,
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ.)
4)Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
5)Он черный и блестящий,
Друг наш настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Каменный уголь.)
6)Без нее машина даже
Километра не пройдет,
Самолеты, вертолеты
Не отправятся в полет,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть.)
7) на болоте растения...
А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)
8)Она варилась долго в доменной печи,
Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)
10. Какому животному принадлежит хвост?
1- С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)
2- С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)
3- У нее хвост вместо руля. (Птица.)
4- Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)
5- У нее хвост - дополнительная рука. (Обезьяна.)
6- Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (Белка.)
7- У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)
8- У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)
9- В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)
11. Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК.
Ответ: Красная книга.
12. Решите задачи из «Задачника» Г. Остера, запишите ответ числительным:
• Ученики одной из школ следят за тем, чтобы вода не лилась из кранов зря. Поэтому половина учеников этой школы приходит на занятия с немытыми руками. Другая половина ребят приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и 46 девочек? (672.)
• В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчиком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакомилась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по два котенка. Теперь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчиком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке мальчик? (25.)
13. Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова.
• Свежий, чистый, только что запорошивший землю снег называется ... (порошей).
• Если снежинки слипаются на лету, мы называем их ... (хлопьями).
•Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются ... (крупой.)
• Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это ... (поземка).
• Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это ... (вьюга).
• На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря - ... (буран).
• Для старого, залежалого, с твердой коркой снега есть в русском языке хрустящее слово - ... (наст).
14."Закончи чистоговорку на экологическую тему":
1)Ять-ять-ять - Природу нужно охранять.
2)Ля-ля-ля - Мы спасём тебя, Земля.
3)Ождь-ождь-ождь - Не нужен нам кислотный дождь.
4)Я-я-я - Наука экология.
15.«Буквы рассыпались». Из букв каждой строчки надо составить слово:
1. к, у, т, а (утка)
2. д,е, р, к (кедр)
3. к, о, х, я, м (хомяк)
4. у, м, з, е, д, а (медуза)
5. ц, р, у, и, а, к (курица)
6. а, м, к, р, о, ш, а (ромашка)
7. н, а, р, п, е, т, а (пантера)
8. о, к, а, л, ч, а, с, т (ласточка)
9. к, у, т, ш, а, к, и, ч, н (тушканчик)
10. о, н, п, ж, и, р, к, о, д, о (подорожник)
16.«Цепочка слов»(10 слов).
Записать цепочку слов, причем каждое следующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего слова. Слова должны обозначать только названия растений или животных.
Например: Береза – абрикос – слон – носорог – грач – червяк и т. д.
Ведущий. Игра закончена. За каждое правильно выполненье задание каждая команда получит 1 балл. Сдайте бланки и пока идет подсчет баллов, поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями.
Вывод: Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"(Слайды 16-19)
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня?............
Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?..........
Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не ловит
И цветы совсем не рвет?.......
Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит?........
Приложение 1
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 |
Приложение 2
1.Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:
солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.
2. Изобразите животных с помощью жестов и мимики (соперники должны отгадать и записать ответ):
1команда-медведя, зайца, верблюда.
Изобразите животных с помощью жестов и мимики (соперники должны отгадать и записать ответ):
2 команда- петуха, дятла, обезьяну.
3. Отгадайте загадки и запишите отгадки:
1)Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды:
С первым снегом тут как тут. (…)
2)Окраской - сероватая,
Походкой - мешковатая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая. (...)
3)Длиннохвоста, белобока,
И зовут ее ... (…)
4)Живет в дупле пустом,
Дуб долбит, как долотом. (...)
5)Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (...)
6)Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (...)
7)Всех прилетных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица - ... (...)
8)Хоть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (...)
4. Расшифруйте криптограмму:
12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 - 10, 5, 6, 3, 12, 8, 1, 5, 13, 1, 13, 14, 8.
Ключевые слова: 1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели.
6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания.
10, 8, 11. 15 - нижние конечности человека.
12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы.
5. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор:
автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.
6.Какие экологически чистые виды транспорта вы знаете? (5 слов)
7. 1)Проведите с соперниками «Аукцион лекарственных растений».
Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях. Задача соперников: «собрать» и записать как можно больше лекарственных растений.
1 команда:
Я - женьшень, чудесный корень.
Если кто-то сильно болен,
Разыщите корень мой,
И поправится любой.
Вам настойка из женьшеня
Аппетит вернет и смех,
Ведь женьшень обозначает
Чудо - «корень-человек».
На тропинке, на дорожке –
Всюду чирьева трава,
Или просто подорожник –
Всем знакома, не нова!
Привязал листок к нарыву.
День-другой пройдет - и диво!
Ты здоров без докторов.
Вот простой листок каков!
Липа - средство от простуды,
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет.
При ангинах и простудах
Пьют целебный липы чай.
Говорят, когда болеют:
«Ну-ка, липа, выручай!»
Есть герань, гвоздика, кашка –
Всех цветов не сосчитать.
Есть аптечная ромашка.
Про ромашку надо знать.
Белый крошечный цветочек –
Для припарок, для примочек.
Если воспаление,
Отвар - успокоение.
7.2)Проведите с соперниками «Аукцион лекарственных растений».
Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях. Задача соперников: «собрать» и записать как можно больше лекарственных растений.
2 команда:
Семена мои целебны –
При гастритах пьют настой.
Корни - убивают яды
И снимают в почках боль.
У меня одна беда:
Зацветаю я когда,
То цветов моих краса
Всем бросается в глаза.
И в букеты рвут меня,
Я боюсь их как огня!
Я прошу вас, пощадите
И пионы зря не рвите!
В нас не только фитонциды,
Что микробам так страшны,
Мы содержим витамины,
Что, бесспорно, всем нужны.
И поэтому, чтоб реже
Приходилось вам болеть,
В каждом доме лук, чеснок
Круглый год должны иметь.
Тот, кто с нами крепко дружит,
Никогда не занедужит.
В доме много аромата,
Если в доме сохнет мята.
Мятная лепешка,
Настоя мяты ложка –
Нету больше тошноты,
Нету в горле хрипоты.
Валидол, зубная паста –
Всюду мята, мята, мята!
Собираем не напрасно
Эту травушку, ребята!
8. Сделайте правильный выбор.
Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно стрелками левый столбик с правым.
ЗИМА Набухают почки.
Листопад.
Прилетают грачи.
Бабье лето.
ВЕСНА Грибная пора.
Сбор клюквы.
Уборка зерновых.
ЛЕТО Сенокос.
Птицы вьют гнезда.
Рождество.
ОСЕНЬ Ледоход.
Гололед.
9. Отгадайте загадки и запишите отгадки:
1)Очень прочен и упруг,
Строителям - надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (...)
2)Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (...)
3)На кухне у мамы
Помощник отличный,
Он синим цветком
Расцветает от спички. (...)
4)Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (...)
5)Он черный и блестящий,
Друг наш настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (…)
6)Без нее машина даже
Километра не пройдет,
Самолеты, вертолеты
Не отправятся в полет,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (...)
7)Росли на болоте растения...
А теперь это топливо и удобрения. (...)
8)Она варилась долго в доменной печи,
Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (...)
10. Какому животному принадлежит хвост?
1- С помощью хвоста она плавает. (...)
2- С помощью хвоста он ползает по дну реки. (...)
3- У нее хвост вместо руля. (...)
4- Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (...)
5- У нее хвост - дополнительная рука. (...)
6- Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (...)
7- У нее хвост - мухобойка. (...)
8- У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (...)
9- В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (...)
11. Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК.
12. Решите задачи из «Задачника» Г. Остера, запишите ответы числительными:
• Ученики одной из школ следят за тем, чтобы вода не лилась из кранов зря. Поэтому половина учеников этой школы приходит на занятия с немытыми руками. Другая половина ребят приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и 46 девочек? (….)
• В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчиком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакомилась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по два котенка. Теперь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчиком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке мальчик? (…)
13. Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова.
• Свежий, чистый, только что запорошивший землю снег называется ... (…).
• Если снежинки слипаются на лету, мы называем их ... (…).
•Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются ... (….)
• Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это ... (…).
• Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это ... (…).
• На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря - ... (буран…).
• Для старого, залежалого, с твердой коркой снега есть в русском языке хрустящее слово - ... (…).
14."Закончи чистоговорку на экологическую тему":
1)Ять-ять-ять - ……...
2)Ля-ля-ля - …….
3)Ождь-ождь-ождь - …...
4)Я-я-я - …...
15.«Буквы рассыпались». Из букв каждой строчки надо составить слово:
1. к, у, т, а (…)
2. д,е, р, к (…)
3. к, о, х, я, м (…)
4. у, м, з, е, д, а (…)
5. ц, р, у, и, а, к (…)
6. а, м, к, р, о, ш, а (…)
7. н, а, р, п, е, т, а (…)
8. о, к, а, л, ч, а, с, т (…)
9. к, у, т, ш, а, к, и, ч, н (…)
10. о, н, п, ж, и, р, к, о, д, о (…)
16.«Цепочка слов». (10 слов)
Записать цепочку слов, причем каждое следующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего слова. Слова должны обозначать только названия растений или животных.
Например: Береза – абрикос – слон –и т. д.
Приложение 3
Бланк ответов
Название команды_____________________________________________________________________
Ф.И. командира_______________________________________________________________________
1.Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:
2.Запишите отгаданных животных:
1.______________________, 2.______________________, 3._________________________
3.Запишите отгадки:
1)_______________________________5)_________________________________
2)_______________________________6)_________________________________
3)_______________________________7)_________________________________
4)_______________________________8)__________________________________
4. Расшифруйте криптограмму:
5. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор:
_____________________________________________________________________________________
6.Какие экологически чистые виды транспорта вы знаете? (5 слов)
_____________________________________________________________________________________
7. «Аукцион лекарственных растений»:
1)__________________________________3)____________________________________
2)__________________________________4)____________________________________
8. Сделайте правильный выбор:
ЗИМА Набухают почки.
Листопад.
Прилетают грачи.
Бабье лето.
ВЕСНА Грибная пора.
Сбор клюквы.
Уборка зерновых.
ЛЕТО Сенокос.
Птицы вьют гнезда.
Рождество.
ОСЕНЬ Ледоход.
Гололед.
9.Запишите отгадки:
1)_______________________________5)_________________________________
2)_______________________________6)_________________________________
3)_______________________________7)_________________________________
4)_______________________________8)__________________________________
10.Какому животному принадлежит хвост?
1)_______________________________5)_________________________________
2)_______________________________6)_________________________________
3)_______________________________7)_________________________________
4)_______________________________8)__________________________________
9)__________________________________
11. Расшифруйте словосочетание:_________________________________________________
12.Запишите числительные: 1)____________________________________________________________
2)_____________________________________________________________________________________
13. Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова.
1)_______________________________5)_________________________________
2)_______________________________6)_________________________________
3)_______________________________7)_________________________________
4)_______________________________
14."Закончи чистоговорку на экологическую тему":
1)_______________________________________2)____________________________________________
3)_______________________________________4)____________________________________________
15.«Буквы рассыпались»:
1.________________________________6.__________________________________
2.________________________________7.__________________________________
3.________________________________8.__________________________________
4.________________________________9.__________________________________
5.________________________________10._________________________________
16.«Цепочка слов»:_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Приложение 4
Ответы
1.Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:
Живая: | Неживая: |
мальчик | солнце |
ягода | небо |
гриб | вода |
рыбка | камни |
заяц | ливень |
дерево | почва |
2. Изобразите животных с помощью жестов и мимики (соперники должны отгадать и записать ответ):
1команда - петух, дятел, обезьяна; 2 команда- медведь, заяц, верблюд.
3. Отгадайте загадки и запишите отгадки:
1)Снегирь
2) Ворона.
3)Сорока.
4)Дятел.
5)Воробей.
6)Соловей.
7) Грач.
8)Синичка.
4. Расшифруйте криптограмму:
Береги лес - наше богатство.
5. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор:
Велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.
6.Какие экологически чистые виды транспорта вы знаете?
Велосипед, электровоз, трамвай, троллейбус, метро.
7. Проведите с соперниками «Аукцион лекарственных растений».
1 команда:
Пион, лук, чеснок, мята.
2 команда:
Женьшень, подорожник, липа, ромашка.
8. Сделайте правильный выбор.
ЗИМА (Ледоход, гололед, Рождество).
ВЕСНА (Набухают почки, прилетают грачи, птицы вьют гнезда).
ЛЕТО (Уборка зерновых, сенокос, сбор клюквы).
ОСЕНЬ (Бабье лето, листопад, грибная пора)
9. Отгадайте загадки и запишите отгадки:
1)Гранит.
2) Глина.
3)Природный газ.
4)Песок.
5)Каменный уголь.
6)Нефть.
7)Торф.
8)Железная руда.
10. Какому животному принадлежит хвост?
1- Рыба.
2 -Рак.
3- Птица.
4- Кенгуру.
5- Обезьяна.
6- Белка.
7- Корова, лошадь.
8- Гремучая змея.
9- Ящерица.
11. Расшифруйте словосочетание: Красная книга.
12. Решите задачи из «Задачника» Г. Остера, запишите ответ числительным:
• шестьсот семьдесят два,
• двадцать пять.
13. Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова.
•порошей
• хлопьями
• крупой
• поземка
• вьюга
• буран
• наст
14."Закончи чистоговорку на экологическую тему": 1)Ять-ять-ять - Природу нужно охранять.
2)Ля-ля-ля - Мы спасём тебя, Земля.
3)Ождь-ождь-ождь - Не нужен нам кислотный дождь.
4)Я-я-я - Наука экология.
15.«Буквы рассыпались». Из букв каждой строчки надо составить слово:
1. утка
2. кедр
3. хомяк
4. медуза
5. курица
6. ромашка
7. пантера
8. ласточка
9. тушканчик
10. подорожник
16.«Цепочка слов»(10 слов). Например: Береза – абрикос – слон – носорог – грач-…и т.д.