Экосистема болота
(3 класс, урок-проект с мультимедийным приложением)
Цель урока:
- продолжить формировать понятие «экосистема» на примере сообщества болота; создать условия для экологического сознания; познакомиться с растениями и животными болот, их «профессиями» в экосистеме, ролью болот в жизни человека; работать над формированием коммуникативной, информационной компетентностей учащихся и компетентности развития проблем в совместной деятельности;
- воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, умение работать в группе, самостоятельно подбирать материал при разработке проекта урока.
Задачи урока:
- развитие у младших школьников мотивации к чтению литературы о природе, создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и родителей на основе общего интереса к природе, её тайнам, поиска заданной темы.
Наглядность: презентация, сообщение детей по группам, заготовки для книги «Экосистема болота».
Подготовка к созданию проекта: учащиеся делятся на 5 групп:
1 группа – готовит сообщения о превращении озера в болото.
2 группа – готовит сообщения о растениях болота.
3 группа – готовит сообщения о животном мире болот.
4 группа – готовит сообщения о полезных ископаемых болот.
5 группа – эксперты – на основе предыдущих сообщений составляет книгу «Экосистема болота».
Ход урока:
I. Постановка темы и целей урока
Слайд 1
Воспроизведение основных этапов проекта
Выбор темы.
Определение целей проекта.
Разработка основных этапов проекта
Сборка.
Распределение обязанностей между группами.
Учитель напоминает, что данный проект выполняется с предварительной подготовкой. Во время подготовки к данному уроку – проекту была определена тема урока, дети были разделены на группы, каждая группа заранее получила определённое задание, которое старались выполнить дома.
Первой группе было дано задание подготовить сообщения о превращении озера в болото.
Вторая группа – готовит сообщения о растениях болота, подбирая материал для презентации.
Третья группа – готовит сообщения о животном мире болот, подбирая материал для презентации.
Четвёртая группа – готовит сообщения о полезных ископаемых болот.
Пятая группа – эксперты. Выслушав ответы учащихся, они создают книгу «Экосистема болота».
II. Постановка проблемы и актуализации знаний
Учитель. Я начну урок с загадки. «Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя». Что это?
(болото)
Посмотрите на карту мира. На ней показано цветом, сколько процентов площади в каждом районе Земли занимают болота. В Северном полушарии общая площадь их – около 350 млн.га. А что же это такое – болото? Как оно образуется? Вот об этом нам и расскажут ребята первой группы.
Слайд №2
Ученики. Озёра бывают сточные и бессточные. В бессточном озере круговорот веществ замкнут не полностью. Почему? Дело в том, что в бессточных озёрах нет течения, потому что все твёрдые частицы, попадающие туда, оседают на дно и заполняют озёрную котловину. Частицы горных пород, перемешиваясь с остатками организмов озера и принесёнными с суши, образуют ил. Поэтому разрушителям приходится выполнять двойную работу, с которой они не могут справиться. Им приходится перерабатывать не только отходы озёрной экосистемы, но и соседних с ней экосистем суши. Поэтому отходы накапливаются в виде ила, озеро зарастает и превращается в болото.
Учитель. Как вы относитесь к болотам? В наши дни отношение к болотам меняется. Поэтому я предоставляю слово экспертам.
Ученики. Большинство людей отвечает на этот вопрос: «Плохо! Болото – это комары, грязь, можно утонуть, там страшно. Болота не приносят пользы, мешают сельскому хозяйству». С похвалой о болотах отзовутся разве что охотники и сборщики клюквы. Такое отношение передалось нам частично и от далёких предков. Болото, как место труднодоступное и непригодное для человеческого жилья, редко посещалось людьми. И где, как не в этом густом месте, следовало селиться «силами неведомым и нечистым», созданным богатым воображением? Суеверия, как известно, живут долго.
Учитель. В чём же заключается польза болот? Как вы помните, в озере появляется много растений. С появлением ила на дне озера, растения разрастаются. Они покрывают не только берега и дно, но и залитую солнцем поверхность озера. Корнями растения прочно сплетаются друг с другом, образуя сплошной плавучий ковёр – сплавину.
Слайд №3.
Учитель. Сегодня на уроке мы докажем, что болото – экосистема. Поэтому дальнейшая наша работа будет идти по группам. И разговор мы поведём с растений болота, т.е. с производителей.
Слайд №4.
Учитель. Для начала мы познакомимся с самым интересным обитателем болота. Без него и болото не болото. Встречайте.
Слайд №5.
Учитель. Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
Это не просто мох, а мох сфагнум. Чем же он так знаменит? Мы предоставляем слово 2-ой группе.
Ученики. Больше всего на болоте мхов. Пушистым зелёно-бурым, коричневатым ковром они покрывают все кочки и углубления. И самый распространённый среди них – сфагновый. Этот мох обладает замечательным свойством – он поглощает и удерживает в себе много воды. В десятки раз больше, чем весит сам! Недаром в переводе с греческого «сфагнос» означает «губка». Сфагновый мох обладает сильным бактерицидным, т.е. убивающим бактерии действием. Во время войны его использовали для повязок. Применяют сфагнум и для утепления стен, его закладывают между брёвен.
Учитель. Какое растение на болоте приятно пахнет, но, если побыть возле него более получаса, начинает болеть голова?
Слайд №6.
Ученики. Это багульник. Багульник – это вечнозелёный кустарник, высотой 0,9 – 1,2 метра, с сильным ароматным запахом. Его стебли и листья выделяют летучее ароматное масло, которое оказывает сильное противовоспалительное действие. Поэтому багульник применяют как отвар при кашле. Корень у него тонкий. Стебли с приподнимающимися ветвями серовато – ржавого цвета. Листья узкие, кожистые, сверху тёмно-зелёные, снизу – рыжевато-коричневые, со слегка завёрнутыми краями. Цветки мелкие. Растёт как кустарник. Цветёт в мае-июне, семена созревают в июле-августе.
Учитель. Это растение вам должно быть хорошо знакомо, особенно его ягоды.
Слайд №7.
Ученики. Клюква болотная. Родовое название происходит от греческих слов, означающих: острый, кислый, зерно. Растёт на моховых торфяных болотах северной тайги Западной Сибири. Цветёт в июле, плодоносит в августе-сентябре. Клюква – весьма светолюбивое растение, но не требовательна к минеральному питанию. Плоды её – шаровидные ягоды красного цвета. Для клюквы характерна орнитохория – плоды поедаются птицами, которые переносят её семена на большие расстояния. Клюкву используют как жаропонижающее средство при различных простудных заболеваниях, а также авитаминозах, потому что плоды её богаты витамином С.
Учитель. Посмотрите на цвет этих ягод и скажите, как они называются.
Слайд №8.
Ученики. Голубика. Нередко голубика болотная растёт рядом с багульником болотным, одурманивающий запах которого вызывает головную боль. Из-за этого голубику часто называют дурницей или пьяницей. Голубика болотная – кустарник высотой до 100 см с тёмно-зелёным, снизу голубоватыми овальными листьями, опадающими на зиму. Это растение не боится морозов. Ягоды голубики – сокровищница витаминов С и А и полезных красящих веществ. Её применяют при хронических заболеваниях лёгких. А из ягод варят варенье, джемы и готовят сок.
Учитель. Об этом растении говорят так:
Росло-повыросло,
Из кустов повылезло,
На кончике закрутилось,
Красным девицам полюбилось.
Слайд №9.
Ученики. Это морошка. На низком стелющемся болотном кустарнике – ягоды-хамелеоны: вначале они красные, потом, наливаясь соком, становятся янтарно-жёлтыми. Морошка – ягода удивительно сладкая и медовая, растёт не гроздьями, а по одной ягоде на стебле. На Севере говорят, что нет ничего в мире слаще и ароматнее. Морошка эффективна при лечении рака кожи, незаживающих ран, чесотки.
Учитель. А это растение насекомоядное. Вы слышали о таком?
Слайд №10.
Ученики. Пожалуй, наиболее ярким и известным приспособлением является плотоядность некоторых болотных растений. Их и называют растения-хищники. Они способны «ловить» и переваривать насекомых! У нас на болотах есть такое растение, только очень маленькое – росянка круглолистая. Если провести с росянкой опыт, «угостив» её кусочком мяса или варёного яйца, мы увидим, что росянка съест это угощение без остатка! Так и хочется назвать это растение хищницей! А ведь росянка – растение полезное, из неё изготавливают лекарство от кашля. Росянка – многолетнее травянистое насекомоядное растение. Но ловит она насекомых не для питания, а для получения необходимых ей минеральных веществ, которых в холодной воде болота совсем нет. Вот и приходится росянке добывать соли таким способом.
Учитель. Итак, мы познакомились с некоторыми растениями болота. Для подведения итога данной темы дадим слово экспертам.
Ученики. Растительность болот имеет производственное значение: некоторые растения, которые встречаются только в болотных экосистемах, служат сырьём в фармацевтике и косметологии.
Физ. минутка:
Все обходят это место,
Здесь земля как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.
Учитель. Вкусные ягоды привлекают внимание птиц и животных.
Слайд №11.
Учитель. Ребята третьей группы расскажут нам о них.
Слайд №12.
Ученики. Лось легко передвигается по мягкой почве, болотам и трясинам. Длинные ноги, строение нижних частей ног с их копытами, крепкими перепончатые растяжки между пальцами и большая упругость подошв, как и значительная сила животного, несомненно, делают его способным лучше и легче передвигаться по болотам, чем рогатый скот и лошади. Но иногда лоси безнадёжно застревают в трясине. В болотах и в воде лоси кормятся листьями и корневищами некоторых водорослей и болотных расений, камышом, тростником и др.; гораздо реже щиплют берёзу, но охотно едят ветки можжевельника и тальник.
Учитель. Об этой птице вы узнаете из загадки: «По поднебесью верёвка протянулась».
Слайд №13.
Ученики. Журавль – это большая голенастая болотная птица из породы перелётных. Питается растениями, болотными травами, зёрнами гороха, гречихи; но не пренебрегают также червями, жуками, лягушками, мышами и змеями. Журавль при нападении на него обороняется ударами крыльев и сильных ног, а также своим клювом.
Слайды №14-16.
Ученики. Под болотной дичью в нашей стране понимается ряд птиц куликов: бекас, дупель, гаршнеп. Бекас – небольшая, с очень длинным, прямым и острым клювом, буровато-ржавого окраса птица. Населяет болота, сырые луга, топкие берега водоёмов и тундру. Бекас – объект спортивной охоты. Куропатка – из семейства фазановых птиц. Это очень приятная птица и крайне неприхотливая к кормам. Она вполне довольствуется зерновыми отходами, просом, замешанными с картофелем отрубями. Канюк – хищная птица, ловит мышей, крыс, кротов, хомяков, змей, лягушек, насекомых, дождевых червей, а также молодых зайцев или добивает старых, больных, особенно раненых, и питается их мясом. Добычу свою он видит со стометровой высоты. В полёте птица может находиться 4 часа. Но укус кобры, гадюки, гремучей змеи для канюка представляет смертельную опасность. Основное оружие хищника в поединке со змеёй – быстрая реакция, молниеносное движение и точный расчёт.
Учитель. О ком я сейчас поведу речь?
Сидит Матрёна намокрёна,
Не говорит – ещё терпима,
А как речь начнёт,
Всех досада возьмёт.
Слайд №17.
Ученики. Это лягушка. Лягушка остромордая, болотная – животное небольших размеров, длина тела до 8 см. Брюшко светлое. Обитает на суше – в лесу, лесостепи. Питаются остромордые лягушки различными насекомыми: жуками, гусеницами, комарами, пауками, кобылками, гусеницами, клопами.
Учитель. Следующая загадка: «голосок тонок, нос долог. Кто его убьёт, свою кровь прольёт».
Слайд №18.
Ученики. Комары (семейство насекомых) населяют все континенты, кроме Антарктиды. Комары переживают 4 фазы развития: яйцо, личинка, куколка, имаго. Насекомое откладывает яйца в стоячей воде – болотах, лужах, озёрах. Комары являются музыкальными рекордсменами, совершая от 500 до 1000 взмахов в секунду. От такой частоты мы и слышим характерный звук. Наиболее широк ареал комара обыкновенного, который распространен повсюду, где встречается человек – его основная жертва. Комары играют важную роль в природе в формировании почвы земли, а также служат кормом для животных и птиц.
Это интересно…
Усы комаров – это уши. Комары нюхают усами или ушами. А язык у комаров на ногах.
Учитель. В болотных экосистемах растительные остатки не перегнивают до конца, и поэтому образуется не гумус, а торф. Что мы знаем о торфе?
Слайд №19.
Ученики. Под слоем мха всё время сыро. Даже в жаркий день там холодно. К тому же отсутствует кислород для дыхания, а сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а постепенно превращаются в торф. Сухой торф хорошо горит, при его сгорании на некоторых электростанциях даже получают электричество.
(полезное ископаемое, которое хорошо горит) Справка.
- В засушливые годы, когда болота сильно мелеют, особенно надо быть осторожным с огнем. Страшны пожары на болотах – горит травянистая растительность на поверхности. Горит торф под землей – кругом гарь, дым, горит сама земля. Пожары могут продолжаться неделями.
Причём торф является хорошим удобрением. Если леса часто сравнивают с лёгкими нашей планеты, а ручьи и реки – с её кровеносной системой, то роль болот в биосфере можно сравнить с ролью печени и почек в организме. Поразительна способность болот очищать воду. Болота даже используются для того, чтобы очищать стоки свиноводческих ферм! Эти стоки не только плохо пахнут, но и ядовиты. Если ими полить почву, то урожай снизится. Микроорганизмы, населяющие торф, прекрасно справляются с этими «ароматами». В вытекающей из болота воде нет и намёка на то, что было слито в него со свинофермы! А торф из такого «свиного болота» становится прекрасным удобрением.
Учитель. Итак, что мы можем сказать о торфе?
1. Торф – хорошее топливо. Им издавна топят печи.
2. Торф является отличным удобрением. Если его добавить в почву, то обязательно получим хороший урожай.
3. Для домашних цветов и рассады из торфа изготавливают торфяные горшки. (Демонстрация) Они хороши тем, что в них можно сразу сажать рассаду, не пересаживая её и, таким образом, не разрушая корень растения, и посаженные растения получают удобрения; в землю рассаду можно посадить вместе с горшком.
4. В медицине есть такое направление, как торфолечение.
III. Поиск решения проблемы
Учитель. Итак, мы пришли к выводу, что болото – это экосистема. Что же произойдёт, если исчезнут болота?
Ученики. Суше станет климат; исчезнут болотная фауна и флора; обеднеют реки; не будет клюквенных ягодников, грибных мест. Болота также выполняют важнейшую водорегулирующую роль в поверхностном стоке. Поэтому их необходимо беречь и охранять.
IV. Итог урока
Учитель: На основании мнений учащихся, высказанных о растительном и животном мире, наши эксперты подведут итог и составят книгу об экосистеме болот.
Использованные источники
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007.
Буковская Г. В. Игры. Занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М.: Владос, 2004.
Вахрушев А. А. Окружающий мир. Обитатели Земли. 3 класс. Учебник в 2 частях. Часть 1. – М.: Баланс, 2012.
Вахрушев А. А. «Окружающий мир» (Обитатели Земли). 3 класс.– М.: Баланс, 2012.
Вахрушев А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Обитатели Земли). 3 класс. Методические рекомендации для учителя – М.: Баланс, 2012.
Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Шалаева Г. Т. Современная энциклопедия начальной школы, Природоведение. – М.: Слово, Эксмо, 2006.