СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсия на тему "Крестьянский сын - великий гений"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экскурсия подготовлена для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия на тему "Крестьянский сын - великий гений"»

Экскурсия-лекция на тему:

«Крестьянский сын – великий гений»

Цель экскурсии: способствовать нравственному воспитанию молодежи через приобщение к культурно-историческому и научному наследию М.В. Ломоносова.

Задачи: воспитание у молодых северян сопричастности к истории своего народа, своей малой родины, чувства патриотизма, гордости за достижения страны на примере жизни и деятельности М.В. Ломоносова.

План проведения экскурсии:

  1. Введение. Поморье – центр народной культуры.

  2. Первые шаги к знаниям.

  3. Дорога в Москву. Учёба в славяно-греко-латинской академии.

  4. Учёба в Марбурге.

  5. Литературные труды Ломоносова в Германии.

  6. Деятельность Ломоносова как учёного.


















« На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца».

В.Г. Белинский, 1834 г.



  1. Введение. Поморье – центр народной культуры.

Ломоносов родился в 1711 году на севере нашей страны, на Северной Двине, на острове Куростовском, в деревне Денисовке, против города Холмогор. Здесь он и прожил до 19 лет.

Русский народ выдвинул Ломоносова в ответ на петровские преобразования. Неслучайно при этом, что Ломоносов появился именно в Северном Поморье. Эта область издавна, еще с XVI века, да и гораздо раньше, находясь в особых своеобразно счастливых условиях, была в конце XVII и в начале XVIII века центром народной культуры. В свое время ее не затронуло монгольское нашествие и иго; затем она не знала крепостничества. Все население Севера состояло из крестьян, никогда не подчинявшихся помещикам, которых и не было. На Север, подальше от гнева властей, бежали предприимчивые люди, раскольники, бунтовавшие против официальной церкви, крестьяне, не желавшие становиться рабами. На Севере возникали и развивали значительную и хозяйственную, и культурную жизнь монастыри, ставшие знаменитыми на всю Россию. Начиная с середины XVI века, через Архангельск завязались непосредственные отношения с Западом. Архангельск стал единственным, в сущности, портом, сблизившим Русь с Европой. До завоевания Петром I устья Невы и постройки Петербурга, до присоединения к России берегов Финского залива вообще Архангельск был для Руси «окном в Европу».

  1. Первые шаги к знаниям.

Отец Ломоносова, государственный крестьянин Василий Дорофеевич, был человеком хотя и не грамотным, но в своей среде незаурядным. Энергия и предприимчивость отличали его, и он добился заметного положения в своей округе. Кроме большого земельного участка он вел обширные дела по рыбному промыслу; он имел несколько небольших судов и он же, первый среди поморов, выстроил и по-европейски оснастил настоящий корабль-галиот, названный им «Чайкой». На «Чайке» он ходил далеко в море и доезжал до портов Швеции и Норвегии. Вместе с ним плавал и его сын Михайла.

В родной деревне научился Михайла Ломоносов грамоте; его первым учителем был отец будущего скульптора Иван Шубной. Здесь же развивалась в нем благородная страсть к науке и к поэзии.

Книгами, раскрывшими перед ним горизонты культуры, «вратами его учености» были «Арифметика» Леонтия Магницкого, изданная в 1703 году, «ради обучения мудролюбивых отроков», обширная книга, в которой, кроме основ собственно математики (включая геометрию), излагались сведения по физике, географии, астрономии, навигации и др., стихотворное переложение Псалтыри Симеона Полоцкого, изданное в 1680 году; Грамматика церковнославянского языка, составленная Мелетием Смотрицким, изданная впервые в 1618 году и затем переиздававшаяся не один раз, в этой грамматике давались также «правила» теории литературы и, в частности, силлабического стихосложения.

Мать Ломоносова, дьяконская дочь Елена Ивановна, умерла, когда ему было около 9 лет.

Василий Дорофеевич женился вторично и года через три опять овдовел. В 1724 году он женился в третий раз.

Новая мачеха невзлюбила Ломоносова и, в частности, была недовольна его книжными занятиями. Ломоносову – отцу уже предлагали состоятельных невест для его сына, которому было 19 лет.

Между тем Ломоносов-сын стремился к другому.

  1. Дорога в Москву. Учеба в славяно-греко-латинской академии.

В декабре 1730 года Ломоносов ушел из дому, по-видимому, с согласия отца. (Так можно судить по всей обстановке ухода Ломоносова, хотя некоторые биографы его считают, что отец не был посвящен в план его путешествия в Москву. Во всяком случаем, популярная в XIX веке легенда о том, что Ломоносов «бежал» из Денисовки без всякой поддержки и помощи, полностью разбита наукой.) В официальном документе, удостоверяющем, что он был отпущен волостью, указано, что за него поручился в платеже подушных денег сосед; «пащпорт», выданный из Холмогорской воеводской канцнлярии Ломоносову, был подписан его свойственником, воеводою Григорием Воробьевым. С собой Ломоносов взял три рубля денег, данные ему взаймы вместе с китайчатым полукафтаньем другим соседом, из семьи Шубных. Ломоносов отправился в Москву учиться.

В Холмогорское училище его не принимали, так как он был крестьянином, а крестьян в те времена не принимали никуда. Москва со своими школами, библиотеками, учеными людьми влекла его; он шел пешком; по дороге его нагнал обоз с рыбой, направлявшийся из Холмогор в Москву. С ним Ломоносов добрался до древней столицы. Вскоре ему удалось поступить учиться в Московскую славяно-греко-латинскую академию, находившуюся при Заиконоспасском монастыре. С жадностью он принялся за учебу. За первый год Ломоносов прошел три низших класса академии. Зимой 1734 года он закончил уже шесть классов и перешел в седьмой (философский).

Не довольствуясь классными занятиями Ломоносов, добился разрешения заниматься во всех московских библиотеках и усердно читал в них всевозможные книги и рукописи по философии, истории, теории литературы и др. Но чем больше овладевал знаниями, тем больше убеждался в том, что сама академия не даст ему того, о чём он мечтал. Его не удовлетворяла схоластическая наука, всё ещё отдававшая средневековьем.

Условия жизни и работы Ломоносова в академии были трудны.

В том же 1734 г. Ломоносов получил разрешение поехать на год в Киев, поучиться в тамошней академии. Он не провёл в Киеве и года. И там он не мог получить тех знаний, которые искал. Впрочем, он успел поработать в Киевской библиотеке, заключавшей целый ряд ценных материалов по русской истории.

  1. Учёба в Марбурге.

Вскоре, после того как Ломоносов вернулся в Москву, в его жизни произошли большие события. Петербургская Академия наук, нуждавшаяся в пополнении кадров студентов пустовавшего университета, затребовала через правительство из Московской Заиконоспасской академии лучших учеников, подготовленных для слушания лекций профессоров. В конце 1735 г. 12 отобранных студентов, «не последнего, по нашему мнению, остроумия», как писал ректор Московской академии, отправились в Петербург. Среди них был и Ломоносов. 1 января 1736 г. молодые люди приехали в новую столицу и сразу же приступили к занятиям. Но долго учиться в Петербурге Ломоносову не пришлось. Русскому правительству нужны были специалисты и по горному делу, и металлургии. для разработки природных богатств страны, в частности Сибири, поэтому было решено отправить трёх молодых людей за границу для подготовки их по данной специальности. В том же 1736 г. этот план был осуществлён. В Германию поехали: Виноградов, впоследствии изобретатель русского фарфора, Рейзер и Ломоносов. Было решено сначала дать русским студентам в Германии общую научную подготовку. Для этого они были направлены в Марбург, где и должны были заниматься под руководством знаменитого учёного, философа, математика, государствоведа и пр., профессора Христиана Вольфа. 3 ноября 1736 г. русские молодые люди приехали в Марбург.

Ломоносов приехал в Марбург не наивным юнцом, а взрослым человеком, имевшим достаточно обширную научную подготовку. Тем легче ему было освоиться в короткий срок с теми науками, которые он должен был изучать; это были: философия, физика, механика, математика и химия (первые три науки читал сам Вольф). Кроме того, Ломоносов занимался изучением теории литературы и увлекался западными поэтами; он изучал языки и сверх всего занимался рисованием.

  1. Литературные труды Ломоносова в Германии.

В Германии Ломоносов всерьёз занялся поэзией. Здесь он хорошо познакомился с местными литературными движениями. В это время немецкая литература переживала начало подъёма, период споров и борьбы. Кроме того, следя за развитием немецкой литературы, Ломоносов знакомился с французскими поэтами, и на него произвела немалое впечатление политическая, философская и религиозная лирика Жан-Батиста Руссо, поэта начала XVIII в., тесно связного с классицизмом.

Особое внимание Ломоносова ещё в Германии привлёк важный для дальнейшего развития русской поэзии вопрос о стихосложении. В то же примерно время Ломоносов работал над проблемой размеров, метров русского стиха. Он перевёл ямбом маленькое стихотворение Анакреона. Это было первое русское ямбическое стихотворение. Вслед за тем Ломоносов написал в Академию наук в Петербург обширную торжественную оду на победу русских войск над турками и на взятие крепости Хотин. Это было в 1739 г. С одой 1739 г. в русскую культуру входил первый гениальный поэт. Академия наук не сочла нужным напечатать оду. Ещё более печальная участь постигла приобщённое Ломоносовым к оде «Письмо о правилах российского стихотворства», блестящий трактат, окончательно установивший систему русского стиха. «Письмо» было напечатано лишь через 12 лет после смерти Ломоносова. Ода и «Письмо» были огромной важности достижением русской поэзии.

В Фрейберге, центре горнозаводской промышленности, русские студенты должны были заниматься специально металлургией и горным делом под руководством горного советника Генкеля. Около года учился Ломоносов и основательно изучил рудное и металлургическое дело; впрочем, уже скоро у него начались трения с Генкелем. В мае 1740 г. он самовольно ушёл из Фрейберга совершенно без денег. Он хотел вернуться в Россию, но у него не было средств для этого. Ломоносов странствовал по Германии и Голландии, знакомился в культурных центрах с учёными, осматривал лаборатории и рудники, занимался алгеброй.

Ломоносов вернулся в Марбург. Наконец, от Академии наук из Петербурга был получен приказ немедленно возвращаться в Россию, затем были получены и деньги. 8 июня 1741 г. Ломоносов приехал в Петербург. Вскоре он получил место адъюкта Академии по физическим наукам и с того времени до конца своих дней работал в Академии наук - в течение 23 лет. В 1745 г. он получил звание профессора, т. е. академика, одновременно с Тредиаковским. Это были первые русские академики.

23 года этой кипучей, почти невероятной по напряжению разносторонней деятельности Ломоносова как учёного, организатора, просветителя- это славная страница в истории русской культуры.

  1. Деятельность Ломоносова как учёного.

В личности Ломоносова сосредоточились многие прекрасные черты характера русского народа, его лучших людей: неукротимая энергия, железная сила воли, любовь к своей родине, богатая творческая одарённость. Он решил посвятить свою жизнь созданию русской науки, русской культуры, просвещению русского народа.

Ломоносов работал в области всех известных в его время наук, и почти в каждой он сделал замечательные открытия, в каждой прославил своё имя. Он был философом, физиком, химиком, металлургом, географом, биологом, астрономом, филологом одновременно. Характерной чертой его был энциклопедизм, всеобъемлющая широта его интересов, знаний и дарований.

Насаждая просвещение в России, Ломоносов считал, что величайшим препятствием для «расширения наук», для прогресса и преуспеяния страны в целом является недопущение в учебные заведения крестьян. Именно из среды народа ждал Ломоносов появления множества талантливых людей, «сотен Ломоносовых».

Последние годы Ломоносова были тяжелы. Екатерина II, вступившая на престол в 1762 г., отнеслась к нему подозрительно; она видела в нём друга И. И. Шувалова, фаворита Елизаветы, а ведь она хотела отстранить от влияния всех, кроме «своих людей». Ломоносов был вежливо, но твёрдо отстранён от руководства Академией наук. Ему казалось, что дело его жизни сорвано, что из его замыслов ничего не вышло. Ломоносов ошибался. Он оставил яркий и незабываемый след в истории русской культуры. Между тем разочарование в успешности подъятых им трудов подорвало силы Ломоносова. Утомлённый непомерной работой и нервным напряжением, Ломоносов умер 4 апреля 1765 г., пятидесяти трёх лет от роду.







Использованная литература:

  1. О творчестве Ломоносова: Критика и исследования /

Сост. Т. П.Аранзон.- М.: 2008.-206 с.

  1. Михаил Васильевич Ломоносов (Разрезной альбом)/ Авторы текста и составители Бренёва И. В., Городинская Р. Б., Карпеев Э. П., Соколова Н. В.- Издательство «Планета», 1986 г.