3)Постановка цели и задач урока. Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей, постановка целей учебной деятельности. | Словесные методы: Беседа Наглядные методы. | Ребята, посмотрите на доску, как вы думаете что это? Как выдумаете что на ней изображено? Правильно ребята, это карта полушарий. Как вы думаете одинаковая ли природа на Земле? А это ребята карта нашей страны? Как называется наша страна? Россия на карте называется Российская Федерация, она самая большая страна. Занимает самую большую территорию. А в нашей стране везде растут одинаковые растения и живут одинаковые животные? А почему? Вот сегодня на уроке мы ещё раз убедимся как красива природа в России . - Ребята, вы любите путешествовать? (где-то бывать, узнавать что-то новое, интересное, делать новые открытия). -Как вы думаете, а на чем можно путешествовать? Я предлагаю вам сегодня отправиться в виртуальное путешествие. -А на чем мы с вами будем путешествовать вы узнаете, отгадав загадку Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились, И помчались в путь далек, Лишь оставили дымок. - Я предлагаю вам путешествие на поезде. Отправляемся. Мы приехали на станцию. Она называется" Географическая". - На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? -Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. | карта наша планета земля. -Нет -Россия показ на карте Нет -Разные погодные условия Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Формулирование понятия. | Фромантальная | Презентация | Контроль со стороны учителя. Самоконтроль | | П - обобщить и закрепить знания прошлой темы Р - учащиеся формулируют тему и цели урока К - организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; формулировать собственное мнение и позицию | Проявлять интерес к учебной деятельности |
4)Обобщение и систематизация знаний. Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Словесные методы: Беседа Наглядные методы. | Рассмотрим карту. Россия – самая большая по территории страна в мире, расположенная в двух частях света: Европе и Азии. Когда в Москве, столице нашей Родины, заканчивается рабочий день, в городе Петропавловске Камчатском начинается уже новый день, и ребята спешат в школу, а взрослые на работу. Давайте совершим путешествие по нашей стране. Отправимся мы в наше виртуальное путешествие из Петропавловска-Камчатского, где увидим знаменитые вулканы. Затем с Камчатки на самолёте перелетим во 5 Владивосток, а потом на поезде из Владивостока отправимся по железной дороге в Москву. Путь от Владивостока до Москвы занимает не менее 6 суток, и это одна из самых протяжённых железных дорог в мире. Интерактивное задание №1 «Достопримечательности России». Содержание задания: обучающимся демонстрируется карта-схема России, на которой нанесены маркеры отдельных природных и географических объектов: Представим, что к нам в гости должны приехать наши сверстники из другой страны, например, Китая или Монголии. Они никогда не были в России, и мы должны показать им нашу столицу – Москву. Какие достопримечательности Москвы мы им покажем? Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнем мы на привале… Руки вверх и руки вбок, Наклонились, разогнулись! И на месте прыг да скок! Раз-два-три-четыре-пять! А теперь бежим вприпрыжку. Молодцы вы ребятишки! | (Ответы детей: Красную площадь). Повторяют движения | Фромантальная | Учебник, наглядный материал. | Контроль со стороны учителя. Самоконтроль | П - дать определение «почва», перечислить признаки почвы. - объяснять, что такое почва. | Р - принимают и удерживают учебную задачу; К - организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; формулировать собственное мнение и позицию. | Проявлять интерес к учебной деятельности |
5)Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). | Словесные методы: Беседа Наглядные методы. Практические методы. Приём: решение задач | Демонстрация второго слайда презентации. - Ребята обратите внимание, что природа нашей страны она разнообразна и определенным образом разделена по цвету. Как вы думаете, зачем на карте природы нашей страны имеются разделения по цветовой гамме? Хорошо… - Разделения по цветовой гамме зависит от климата, от обитателей животного мира, от особенностей строения рельефа Земли. Кто может сказать, что такое климат? …рельеф? И кого мы называем обитателями Земли? - Хорошо… В свою очередь цветовая гамма отвечает за природную зону России, смотрите, какие они бывают: - Арктическая пустыня (Крайний север); - Тундра и лесотундра; - Тайга; - Смешанные леса; - Широколиственные леса; - Лесостепи и степи; - Полупустыни; - Субтропические и муссонные леса. Сколько у нас получилось природных зон России (11) Молодцы… - Давайте теперь рассмотрим подробнее каждую зону России. Переключение на третий слайд презентации. Посмотрите на иллюстрации, и скажите мне какая природа на крайнем севере? - Да природе крайнего севера свойственны лютая зима, каменистая почва, мхи и лишайники, белые ночи в зимний период и т.д. Переключение на четвертый слайд презентации, а затем пятый. Посмотрите на иллюстрации и скажите, кто обитает на территории крайнего севера? А теперь мы свами спускаемся чуть ниже по природной зоне и попадаем на территорию тундры и лесотундры. Переключение на шестой слайд презентации. Посмотрите на картинки скажите, чем отличается природа Тундры от природы Крайнего севера? - Хорошо… А теперь обратите внимание, что появляется в природе лесотундры? Да тундра отличается болотистой местностью наличием большого количества мха и т.д. тогда как лесотундра это болотисто – лесистая местность с мхом на каменистой почве, трава как правило не высокая, поэтому и называется лесотундрой, что появляется лес, что не характерно тундре и тем более крайнему северу. - Как вы думаете, кто проживает в этой местности? Переключение на седьмой слайд презентации. Смотрите, нам уже знакомы некоторые представители животного мира, назовите их глядя на экран? А кто появился еще? Хорошо… Наши путешественники сыщик и турист на этом не остановились, вы помните, из видеоролика они пошли дальше, проделав долгий путь, они попали в следующую природную зону, которая называется – Тайга. Переключение на восьмой слайд презентации. Посмотрите на иллюстрации, какой стала природа? Чем она отличается от предыдущих природных зон? Да тайга славиться непроходимыми лесами, холодными и глубокими озерами, горами и холмами, непроходимыми тропами. Переключение на девятый слайд презентации. Давайте посмотрим, кто живет среди густых лесов хвойного происхождения, назовите их? Но вот климат становится теплее, появляется разнообразие в лесах нашей страны. Переключение на десятый слайд презентации. Что вы видите на картинках? Кроме уже знакомой нам ели, какие деревья появляются? Да в лесу появляются березы, из трав папоротники, в лесу не только ель, но и сосны, метами трава может достигать половина человеческого роста, а местами каменисто мховая и т.д. – такой лес называют смешенный. Переключение на одиннадцатый слайд презентации. А теперь для вас загадка: посмотрите на картинку, от вас в лесу спрятались его обитатели, найдите и назовите их, многие вам уже известны из предыдущих слайдов. Наши путешественники сыщик и турист обнаружили, что чем дальше они идут в более теплые края природа приобретает более разнообразный вид, на смену смешанному лесу приходит широколиственный. Переключение на двенадцатый слайд презентации. Как вы думаете, почему леса называются широколиственные, вам подскажут следующие иллюстрации, посмотрите на них? Да появляются могучие дубы, изящные клены, раскидистые рябины, низкие и средние кустарники с широкой листвой, почва землянисто – глиняная, богатая перегноем (опавшая прошлогодняя листва, служащая для удобрения почвы) и т.д. Кто же живет в смешанных и широколистных лесах, некоторых обитателей этих лесов вы уже называли, итак, это? Переключение на тринадцатый и четырнадцатый слайды презентации. (соболь, дятел, бабочки, снегири, рыси, белки, ястребы и соколы, лоси бурые медведи, ежи, волки, зайцы, зубр, кабан и т.д.) вы обратили внимание на то, что многие животные, обитающие в этих лесах, обитают и в тайге и тундре, можете назвать их? Молодцы… Вот и дошли наши путешественники до Центральной России (на карте это вот здесь). Посмотрите на иллюстрации, какой стала природа? Что появилось, чего нет? Лес уступил место простору, полям, лугам, свободному ветру, разноцветию и т.д. А кто же живет на таких обширных просторах, плодородной черноземной земле? Переключение на шестнадцатый слайд презентации. (куропатка, олени, зайцы – русаки, лисы, тетерев – глухарь, ястребы и соколы, полевки и т.д.) Посмотрите многим обитателям хорошо живется и в лесу и с лесисто – степной зоне, некоторые виды животных появляются с появлением разновидностей пищи, а некоторые остаются в своем ореале (месте обитания – киты, касатки, северные олени, чайки и т.д.) Переключение на семнадцатый слайд презентации. Ребята обратите внимание, какой стала природа на следующих картинках? Что совсем исчезло? Нет деревьев, да в степи нет деревьев, сухой ветер, тут и там низкорослый кустарник, нет лесов, краски желто – зеленые, а в период цветения степей – весной насыщенные разноцветием и т.д. Кто же обитает в степи? Переключение на восемнадцатый слайд презентации. (сайгак – разновидность оленьей породы парнокопытной, корсак – маленькая степная лила с большими ушами, суслики, сурки, дрофа и т.д.) Переключение на девятнадцатый слайд презентации. Как – то стало совсем жарко нашим путникам, песок в обуви, песок в глазах, ветер завывает, солнце припекает, где мы оказались, кто мне скажет? Да, это полупустыня. Какая она? Чего мы не видим на картинках? Что появилось в природе? Почему данная природная зона называется полупустыней? Деревья сменяются травой, постепенно трава уступает место пескам, барханам и дюнам и т.д. Кто же может выжить в столь жарком климате? Переключение на двадцатый слайд презентации. (шакалы, куланы, сайгаки) А где же бурый медведь, где рысь? Почему они не могут жить в полупустыне? Ну а теперь заберемся повыше и попадем в субтропический и муссонный лес полные с одной стороны влаги, а с другой продуваемых и влажных лесных ветров. Переключение на двадцать первый слайд презентации. Посмотрите на картинки, вы видите дубы, березы? Нет… А что вы видите, как преобразился лес? Кто же может здесь жить? Переключение на двадцать второй и двадцать третий слайды презентации. Мы опять можем наблюдать морских жителей, рядом море. Вы молодцы ребята! | Активизация на работу с темой урока при просмотре второго слайда презентации и ответы учащихся на поставленные вопросы. Ответы на поставленные вопросы вступление учащимися в диалоговую форму общения при просмотре каждого из последующих слайдов презентации. Отгадывание загадки интерактивного характера, выполнение учащимися поисковых действий. Ответы на поставленные вопросы вступление учащимися в диалоговую форму общения при просмотре каждого из последующих слайдов презентации. белые медведи, песец, киты, касатки, тюлени – белек – детёныш тюленя, моржи, туканы, ястребиные совы, чайки – поморники, нарвал с необычными длинными зубами Ответы на поставленные вопросы вступление учащимися в диалоговую форму общения при просмотре каждого из последующих слайдов презентации. - песец, полярная или ястребиная сова, поморник. - куропатка, северный олень, лемминг. - ель - у нее не листья, а хвоя. - волк, лиса, бурый медведь, лось, рыси, соболь, белки и т.д. Ответы на поставленные вопросы вступление учащимися в диалоговую форму общения при просмотре каждого из последующих слайдов презентации. - олень, лось, дятел, заяц, крот, кукушка. | Фронтальная, парная | Доска, презентация, тетрадьУчебник. | Контроль со стороны учителя. Самоконтроль | П- сопоставлять материалы опыта с элементами состава почвы. | Р - принимают и удерживают учебную задачу; осуществляют навык контроля и самоконтроля при выполнении заданий К -формулировать собственное мнение и позицию | Оценивать свои умения, знания при решении учебных задач |