СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсия «Осенний лес»

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать понятия о взаимосвязях живой и неживой природы; изучать жизненные формы растений; познакомиться с осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке; прививать школьникам навыки поведения в природе.

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия «Осенний лес»»

Тема: Экскурсия «Осенний лес»

Цель: развивать понятия о взаимосвязях живой и неживой природы; изучать жизненные формы растений; познакомиться с осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке; прививать школьникам навыки поведения в природе.

Оборудование: блокноты, карандаши, фотоаппарат.

Рекомендации учителю: Так как эта первая экскурсия, необходимо обратить особое внимание организации учащихся, познакомить их с требованиями, правилами поведения на экскурсии. Экскурсия по усмотрению учителя может быть проведена в сквере, парке, в лесу, в поле, на лугу, на учебно-опытном участке. За день до экскурсии учитель предупреждает учащихся о том, что они должны взять с собой и как должны быть одеты.

Перед началом экскурсии учитель ставит общие задачи и определяет конкретные задания для их самостоятельного выполнения. Детей необходимо разделить на группы для выполнения самостоятельных заданий.

Ход экскурсии

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Унылая пора очей очарованье,

Прекрасна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и золото одетые леса…

А. С. Пушкин

-О каком времени года говорится в стихотворении? (Осень)

  1. Постановка учебной проблемы.

-По каким признакам вы определили, что пришла осень?

Проводится беседа, в ходе которой выясняются знания обучающихся о деревьях, кустарниках, травах, о характерных признаках осени – окраске листьев, начале листопада, созревании плодов и семян. Учитель напоминает об изменении погоды, сокращении продолжительности дня, ночных похолоданиях, сильных ветрах и т.д.

-Мы не случайно повторили особенности этого времени года. Сегодня мы идём на экскурсию, чтобы исследовать, какие изменения произошли в природе осенью.

-Давайте составим план работы. (Дети составляют план, учитель записывает все предложения на доске, затем совместно выбирают те вопросы, на которые ответят на данном занятии)

-Чтобы не навредить природе, нам нужно повторить правила поведения. (Учитель проводит беседу о правилах поведения в природе, о культуре общения человека с окружающей природой, с растениями. После чего каждая группа получает индивидуальное задание).

  1. Экскурсия

1. Беседа

-Назовите признаки, по которым деревья отличаются от кустарников.

-Найдите у растений стебли, листья, цветы, плоды, семена. Растения выбираются по усмотрению учителя.

-Обратите внимание на то, что у травянистых растений отмирает надземная часть, а у почек кустарников и деревьев образовалась плотные чешуйки.

-Зачем у растений происходят такие изменения? (Подготовка к зиме).

2. Работа в группах. Примерные задания.

Задания для 1 группы:

    1. Запишите в блокнот названия знакомых деревьев и сфотографируйте их, укажите осенние признаки, характерные для них

Название дерева

Осенние признаки






2. Соберите для гербария листья, опавшие с деревьев и кустарников с различной окраской.

Задания для 2 группы:

    1. Запишите в блокнот названия знакомых кустарников и сфотографируйте их, укажите осенние признаки, характерные для них.

Название кустарника

Осенние признаки






2. Соберите для гербария листья, опавшие с деревьев и кустарников с различной окраской.

Задания для 3 группы:

      1. Запишите в блокнот названия знакомых вам травянистых растений и сфотографируйте их, укажите осенние признаки, характерные для них.

Название травянистых растений

Осенние признаки






2. Соберите для гербария листья, опавшие с деревьев и кустарников с различной окраской.

  1. Закрепление. Рефлексия.

-Какая существует взаимосвязь между явлениями живой природы и изменениями погоды?

-Какие правила поведения в природе необходимо соблюдать?

Придумайте предложение, которое подводило бы итог нашей экскурсии, используя слова: осень, золото, листья, багрянец…..

  1. Домашнее задание (по желанию)

  1. Создать презентацию об экскурсии.

  2. Сделать гербарий из листьев.