СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсия по экологической тропе учебно-опытного участка

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия по экологической тропе учебно-опытного участка»












Экскурсия по экологической тропе


учебно-опытного участка


для учащихся 3-4 класса «Юные дендрологи»





Составитель: учитель биологии МОУ Юрьевская сош Муравьева Елена Александровна

















2017-2018 уч. год












Оглавление


  1. Актуальность проблемы стр. 1

  2. Содержание экскурсии стр. 1-4

  3. Заключение стр. 5

  4. Литература стр. 5








































Актуальность проблемы


В настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Мы живем в селе и видим, как ведут себя люди по отношению к природе: мусор, сломанные деревья, брошенные букеты. Мы не можем наслаждаться первозданной красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйскую руку». Не у всех детей проявляется доброжелательное отношение к живым существам, у них очень маленький запас знаний о природе. Знакомство с природой нужно проводить в природе.




Цели и задачи экскурсии:

  • познакомиться с деревьями и кустарниками учебно-опытного участка;

  • дать представление о значении деревьев для человека;

  • познакомить учащихся с правилами поведения в природе;

  • познакомить учащихся с лекарственными растениями и их значением в жизни человека.

Оборудование: фотоаппарат, аптечка, папки для сбора листьев, корзинка.

Методы изучения: наблюдение, сравнение.


Вводная беседа.


Здравствуйте, ребята! Сегодня я - экскурсовод и приглашаю вас совершить экскурсию по нашему учебно-опытному участку. Но сначала запомните, что нельзя делать на экскурсии:

  • не пробовать на вкус растения;

  • не трогать руками колючие растения, различных животных;

  • не снимать обувь и не ходить босиком.


На нашем учебно-опытном участке растут различные деревья и кустарники. Такую коллекцию деревьев называют дендрарий. Дендрарий — слово греческое, а в переводе на русский язык означает ботанический сад. Дендрология — наука о деревьях.

  • Ребята, для чего нужны деревья? (Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, дают вкусные плоды. Спиленное дерево — строительный материал, из них получают бумагу).

Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь, охранять, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

- Ребята, назовите правила поведения в природе.




-1-


Дети перечисляют правила поведения в природе:


  • не ломать ветки деревьев и кустарников;

  • не повреждать кору деревьев;

  • не ловить и не уносить домой птиц и зверей;

  • не оставлять мусор;

  • не шуметь;


  • Молодцы! Вы хорошо знаете правила поведения в природе. Теперь можно отправиться в путь.


Остановка первая: «Дерево чудес»


- Ребята, название этой остановки вы узнаете, отгадав загадку. «У этого дерева четыре дела.

Первое дело — мир освещать,

Второе дело — крик утешать,

Третье дело — больных исцелять,

Четвертое дело — чистоту соблюдать.»

Дайте объяснение каждой строчке загадки.

( Это дерево называется береза. Когда-то дом освещали лучиной, а лучину делали из березы. В колыбели, которую делали из березы, качали младенца, чтобы он не плакал. Больных лечили березовым соком, отваром из березовых почек, дегтем. Лучший веник для русской бани - из березы).

  • Разве береза не чудесное дерево?

Береза — одно из самых красивых наших деревьев. Белая кора содержит красящее вещество — бетулин. Береста — защитный покров дерева. Если поранить ствол березы ранней весной, из него начинает сочится по каплям березовый сок. Это для дерева вредно, оно при этом истощается. Лучше не калечить наших зеленых друзей.


Игра «Найди дерево»


- Ребята, вам нужно узнать, о каком дереве идет речь. После слов «Раз, два, три - беги!» - вы должны бежать к намеченному дереву.

  • Это дерево часто сравнивают с богатырём, живет оно до 2 тыс. лет. (Дуб)

  • Листья этого дерева напоминают гусиную лапку. (Клен)

  • Это дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых. (Береза)


Соберите листья различных деревьев и кустарников. Они пригодятся вам для изготовления поделок и гербария.

-2-



Конкурс «Спор деревьев»

Команды выбирают по одной карточке с названием деревьев: берёза, липа,


сосна, ель, рябина. Команда должна доказать, что именно это дерево нужнее других.

Остановка вторая «Красивые кустарники»


  • Ребята, как вы думаете, кустарник отличается от дерева? (У дерева один ствол, а у кустарников несколько. А ещё высотой)


Барбарис

Имеет очень красивые плоды, на вкус кислые. Поэтому его называют «северным лимоном».

Снежная ягода. Очень красивое растение.


  • Ребята, а почему этот кустарник получил такое название? (Плоды белого цвета, будто снегом укрывают куст)


Конкурс «Ай, болит!»


Представьте себе, что вы пришли к товарищу, а он заболел. У него повышена температура, насморк и кашель, болит горло. Какое народное средство для лечения вы посоветуете, используя знания о деревьях и кустарниках.


(При простудных заболеваниях хорошим жаропонижающим средством считают сухие плоды малины. 2 столовые ложки сухой малины заваривают в стакане кипятка, 15-20 минут настаивают и пьют как чай 2-3 раза в день.

Чай из цветков липы пить при высокой температуре. Чай из листьев и лепестков яблони при кашле.


Остановка третья «Иностранный гость»


Вы сейчас увидите дерево, которое не растет в наших лесах — маньчжурский орех. Родина его - Китай, Дальний Восток. У него вкусные орехи. Листва дерева выделяет вещества фитонциды, отгоняющие комаров.


Загадки из леса


Как много вокруг деревьев. Они все разные. Сейчас я загадаю вам загадки о кустарниках и деревьях, а вы их разгадайте.


  1. Ягоды этого растения содержат много витамина С, а ветви, на которых они растут, имеют шипы (Шиповник)

-3-


  1. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают:

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)


  1. Это что же за девица -

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)


  1. Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. (Берёза)


  1. И ограда в саду,

И закуска дрозду,

И от хвори настой

Душистый, густой. (Шиповник)


    1. В сенокос - горька,

А в мороз — сладка.

Что за ягодка? (Рябина)


    1. Он — на даче и в лесу.

Я нарву и принесу

Гладких, словно зерна риса

Красных ягод … (Барбариса)



Игра «С какой ветки детки?»


У меня в руках плоды различных деревьев. Вы должны определить, с какого дерева этот плод. ( Я взяла плоды дуба, клёна, рябины, ясеня)









-4-


Заключение


Вот и закончилась наша экскурсия. Что вам больше всего понравилось? Какие новые названия деревьев вы сегодня узнали? О чем вы расскажите своему учителю, родителям? Давайте поблагодарим природу за гостеприимство, красоту, радость. Подарим ей несколько поэтических строк.


То березка, то рябина

Куст ракиты над рекой.

Край родной, навек любимый,

Где найдешь еще такой!

А. Пришелец


На лужайке у реки
Посадили мы дубки.
Веселей расти, дубрава,
Всем на радость,

Нам на славу!
С каждым годом расцветай,
Шум зеленый поднимай.
Будьте счастливы, дубки,
На лужайке у реки!

А Прокофьев



Литература для подготовки:


  1. А.М. Былова, Н.И. Шорина. Экология растений. Учебное пособие для учащихся 6 класса. Москва, 2007

  2. Н.В. Добрецова. Экологическое воспитание в пионерском лагере. Москва. 1988

  3. Газета. Биология. Издательский дом «Первое сентября» , №11, 2007

  4. В.В. Петров. Растительный мир нашей Родины. Пособие для учителей начальных классов. Москва «Просвещение», 1981.

  5. Ресурсы Интернета.










-5-