СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсия по школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экскурсия

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия по школе»

Уважаемые гости

предлагаю вашему вниманию небольшую экскурсию по нашей маленькой , но очень уютной школе.


« Мой край, возлюбленный на веки!

Знай, для корней моих ты – влага,

Для листьев – свет, суть бытия…

Мустай Карим

Я родилась и выросла в с. Шелаево, поэтому оно для меня очень дорого. Село очень старое, ему более трехсот лет. У него очень богатая история!

В 1886году при церкви открыли церковно-приходскую школу. Школа была одноклассная.

В 1973г. вступила в эксплуатацию новая школа.

За эти почти полвека (49 лет) нашу школу окончили ………….. выпускников.


Пройдемте дальше. В школе активно работает школьный парламент, стенд «Созвездие» отражает его работу.


Далее вы видите Доску почета «Ими гордится школа», часть ребят уже окончили наше учебное учреждение, а многие ещё учатся и своим трудом и знаниями прославляют нашу школу.


И мы с вами двигаемся дальше. Хочу показать вам наш спортивный зал, где наши ребята готовятся к спортивным соревнованиям и проводятся уроки физической культуры.


А вот сейчас переходим в самое интересное крыло нашей школы. Представляю вашему вниманию стенд «Откуда есть, пошла земля Шелаевская» , рассказывающий об истории нашего села и церкви

- А вы, знаете почему село называется селом, а рядом ,например, деревня деревней?.

Остановка!

Селом называли только в том случае, если была церковь, а вот если церковь отсутствовала- это деревня.

За 75 вёрст шелаевцы ходили на Чуну в церковь, а потом попросили, чтобы у них тоже построили храм.

Заложение храма совершилось 29 мая 1860г. ...и к 1861г. была уже построена. Иконостас привезли из Канского Енисейского собора.

Наш район осваивали ссыльные, переселенцы и вольные люди. На стенде размещены старинные фотографии нашей церкви и фотография ссыльных.


Обратите внимание на этот стенд «Есть в памяти мгновения войны»

Стенд необычен тем, что на нём размещены фотографии наших односельчан фронтовиков. Именно в том месте на карте, где они воевали.

Остановка!

Это западное направление, А здесь восточное. Чаще всего на картах, такие места боевых действий отмечают стрелками или флажками, а вот у нас фотографии.


В нашей стране отмечалась памятная дата, посвященная битве за Москву, мы тоже не остались в стороне, результатом работы является этот стенд «Битва за Москву»


Следующий стенд посвящен жемчужине нашего села –«Солонецкое озеро уникальный природный комплекс Иркутской области», сегодня вы о нем еще многое услышите и увидите.


А этот стенд – посвящен ветеранам ВОВ «Мы в сердце вечными словами погибших пишем имена», мы чтим и гордимся, что наши земляки не остались в стороне в тяжелые для Родины годы и встали на её защиту от врагов.


Если вы посмотрите на противоположную стену, то увидите стенд «Наш достижения». Это ещё не все награды полученные нашими ребятами за участие в районных и областных конкурсах.


Плавно переходим к стенду по это же правой стороне. «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют». Стенд освещает материал о тружениках тыла и детях войны, которые своим героическим трудом приближали нашу победу.

Остановка!

Наша экскурсия подошла к концу. Сейчас вы посетите наш школьный музей и узнаете ещё много интересного.

Остановка!


Большое спасибо, за ваше внимание.
















Не много истории о селе Шелаево

Остальные 10 и менее дворов. Благодаря отдаленности своей ,как нельзя лучше способствует , обитающим в них звероловам, вести жизнь самобытную, патриархальную, установившуюся между ними по обычаям. Лесная глушь, лесная жизнь и постоянное отчуждение их от сообщества сторонних людей положили какой-то особенный отпечаток.

В силу такого положения, у них все общественные и частные дела решаются своими "стариками".., которые являются в этих случаях компетентными судьями, и на приговор которых никогда аппеляций не приносится. Попробуй-ка, недовольный их приговором, обжаловать его начальству, тогда лучше отживай свои дни: мало того, что "старички" все меры отстоят своё решение; поэтому злополучному жилья не будет на селе, ни на сходку, ни в дом, ни куда ему нельзя будет показаться, везде его встретят укором. "Старички" сильно стоят за свой авторитет и с помощью своих семей и отношений поддерживают своё общественное влияние .Если нужно произнести какое-нибудь дознание или проверить хлебные запасы, или расспросить о чем-нибудь, где требуется менее сведущих людей, всегда впереди старички. Ответы их уклончивы, сведения сообщают неохотно, каждое слово как допрос, а если кто-нибудь из молодых бухнет напрямик, то на него все устаурятся. Во избежании ответственности онцы как услышат о приезде начальства, то всех этих авантюристов спроваживали или на гумно своё - тайгу, либо по Оне на плотах спускали вниз.

За 75 вёрст шелаевцы ходили на Чуну в церковь, а потом попросили, чтобы у них тоже построили церковь.

10 ноября 1857 года по благославению Парфения, епископа Томского и Енисейского разрешено построить церковь, с образованием в Онских селениях самостоятельного прихода, отдельно от Чунского.

Священник Иоанн Субботин определенный к Шелаевской Николаевской церкви (ещё не достроенной;). Идут споры, что построить: церковь или м/дом. Проживая в д.Шелаево с 10декабря 1857г.,не имел для себя приличного дома и помещался в курной избе,а богослужения отправляли в крестьянском доме.

18июня 1859г. Парфений дал резолюцию "...не замедляя дела дозволить прихожанам строить церковь".

14декабря 1859г. прихожане Шелаево заключили условия на построение храма с подрядчиком с.Рыбинского из поселенцев крест.Андрианом Лыковым, обязавшимся за 600рублей построить церковь. Составили приговор коим просили, вместо каменного фундамента построить церковь на лиственничных стойках и без обшивки тёсом.

Заложение храма совершилось 29 мая 1860г. ...и к 1861г. была уже в готовности .Иконостас уступлён из Канского Енисейского собора, из придела Покрова П.Б. за сходную цену.

25мая 1861г. совершено освящение храма.

В 1886году при церкви открыли церковно-приходскую школу. Школа была одноклассная. У истоков школы стояли заведующие школой: священники- Александр Парчшев, Благодатов, Гаврииль Суховский, Виталий Мухачёв, Александр Ольхович.

Первые учителя, которые работали при церковно-приходской школе: Львова, Капитолина Кулакова, Таисия Гобова, Ермолай Данилов.

В 1973г. вступила в эксплуатацию новая школа.

С присоединением Прибайкалья к Российскому государству возникла необходимость заселения и освоение нашего края. Местные воеводы и приказчики отправляли специальных вербовщиков для призыва вольных людей и торгово-промышленных. Такой порядок назывался "по прибору".Переселяли крестьян и по правительственному указу. Наш район осваивали ссыльные, переселенцы и вольные люди, которые бежали от крепостной неволи или от наказаний. Поэтому, как видим из архивных документов: население состояло из коренных сибиряков и переселенцев из губерний Могилевской, Псковской, Витебской, Тамбовской, Орловской и Подольской. Все православные.

Пашни очень скудны, среди громадных вековых лесов трудно возделывать землю, которая по большей части на низких местах жидка, тундриста. Пашни приготовляют на "гарях",далеко от жилья. Впрочем, с удалением пушного зверя в глубь тайги, с увеличением год от году населения и здесь стали охотнее приниматься за пашни, тем более, что увеличился спрос на хлеб и поднялась цена на него.

До 1896года люди объединились в отдельное сельское общество, куда входило 11 Онских селений.

Деревни:Почетская,Тенчетская.Хандальская.Соколовская,Покатейская,Лапинская, Пойменская, Трёминское, Бузыкановская, Шиткинская и Шелаевская.

К 1900годам и до революции Шелаево было волостным селом., куда съезжались из соседних сёл и деревень, по случаю призыва в царскую армию, на волостные собрания, в церковь, в престольные праздники.

Деревню увидишь только тогда. когда в неё въедешь или вплоть подплывёшь. С каждым годом село увеличивалось.

В 1911г. было 65 дворов (мужчин-134чел. и женщин-92чел.).Шелаево было волостным селом. В волость входило 26 селений. Улицы находятся вдоль берега реки. За селом была поскотина. До войны она огораживалась изгородью из горизонтальных жердей. Основным занятием коренных жителей была охота и рыболовство, когда появились переселенцы - начинается хлебопашество. На селе были и свои плотники :Мотыко Ф.И., Черноусов М.Д., Полозов П. До Советской власти в селе находился зерновой склад, лавки, мельница. Мельница стояла на реке Бирюса в узкой протоке в пятистах метрах от села ,позднее старые жернова перетащили в сельхоз артель, присоединили к дизелю и стали молоть муку для местных жителей. Село было не богатое. Только около 10 дворов выделялись зажиточные.

Кореневская А. С.вспоминает:"В 1928году наша семья прибыла в Шелаево из России. Село было небольшим .Низкие крестьянские дома и большие, крепкие дома кулаков. Тяжёлый труд от темна до темна. На весь колхоз был один трактор. Работали на лошадях и вручную. Дети в 12 лет помогали родителям в поле, на ферме, дома. Голод. Работали за трудодни. В колхозе было 2 бригады. Одна работала в районе Шиткино и д. Глинки, другая – в Анохино и Таёжке. Норма на одного человека в день : сжать 15 соток серпом, а косой – 40 соток. Хлеба давали на одного работающего 800г. Многие умирали на работе, падали в обморок. В колхозе выращивали зерно, лён, коноплю. Было большое стадо коров, немного свиней, кур и уток. Выращенное колхоз отдавал государству. Они сохранились до сих пор:

1.Васин-"Васино поместье"-территория д/сада и магазина"Бирюса".

2.Волков -разрушенное здание на берегу реки.(напротив здания старой почты)

3.Ефимцев -здание сельской администрации.

4.Ермагенов -здание больницы, сейчас строится д/с

5.Герасимов Е.Ф.- в настоящее время живет учитель - Курочкин С.Е.

При Советской власти они были сосланы.

Герасимов Евлампий Филиппович(1879г.р.)В январе 1930 арестован по обвинению антисоветской агитации и осужден по ст 58-10УК РСФСР на 5 лет. И лишён свободы. Отбывал в Мариинском лагере Томского округа, откуда в июне 1931г. бежал под фамилией Каверзин. 7 августа 1932г. вновь арестован органами ОГПУ как Каверзин Ефим Александрович. Постановлением судебной тройки пп ОГПУ ДВК от 8 января 1932г. осужден к расстрелу. Приговор приведен к исполнению 18ноября1932г. в г. Владивостоке.

25марта 1991 Герасимов Евлампий Филиппович - он же - Каверзин Ефим Александрович - реабилитирован посмертно(*арх.уг.Дело №ПУ-7048)

Гражданская война коснулась и нашего села. Мимо нашего села проходили чехи и останавливались в нашем селе. В годы гражданской войны воевали и наши односельчане. Одним из отрядов Шиткинского фронта командовал замечательный командир Кондрат Миныч Курчевский, умер в 1967г.

После провозглашения Советской власти в 1917г. в с. Шелаево был организован партком, членами которого были: Конанов, Погодин, Лац-политический ссыльный из Латвии .Бабахин, Пушкин, Ханжалов(грузин). В1920 году была создана первая коммуна, которая в этом же году и распалась. В1928г.была снова создана коммуна. во главе которой был Павел Никифорович Гультяев. Работы в коммуне было много. Вспоминает Ф.М. Матыко:"Пахали, сеяли вручную, обрабатывали поля. Руками вырывали осот и другую траву, складывали в фартуки и носили в межу. Убирали серпами. Сушили в ригах. Рига- это небольшая избушка, примерно 2 метра шириной и 4 метра длиной. Пола не было, была земля. Выше делали настилы из жердей, а на полу ложили печь из камней. На жерди клали снопы вверх колосьями, чтобы колос высох и топят ночь печь. На утро первые петухи запевают- в 5часов утра вытаскивают и молотят. Веют: у кого веялка ,а кто «на ветру".В1928г. был организован колхоз"Новый путь".Первым председателем которого был Каверзин Н.Е..В этом же году коммунары влились в колхоз.

Из рассказа МатыкоФ.И."принимал участие в установлении Советской власти в нашем селе. Имею медаль за разгром банды и из Иркутска грамоту.

1920-1930г.г. стали в кредит продавать сельскохозяйственные машины и создавать коммуны.В нашем селе тоже появился трактор. Пригнал его Шинкевич Николай Дмитриевич. Председателем коммуны был -Павел Никифорович Гультяев. Потом пошла сплошная коллективизация, стали раскулачивать и ссылать в ссылки. В1930г.организовались и у нас банды. Бандитизм был связан с Москвой. В Москве разоблачили 40 человек, они имели своё правительство и газету. Главарь банды был москвич Старцев и его помощник Степаненко Корней - Глинский.. У нас организовался военный штаб. В состав штаба входили: Симанков Ф.,Гультяев, П.Н.,Богданович, П.,Куфтин-учитель,Матыко Ф.И., Кураков М.К.- председатель сельского совета.

Из Канска прислали 2пулемёта и 10 винтовок. Как то один раз возвращались мы все из разведки, подъезжаем к речке Пойма. догоняет нас полная телега колхозников и говорят, что в в деревне банда. Выставили часовых. На вторую ночь пошли в наступление. Дело было в июле месяце. Шли с вечера до утра цепью. Часть бандитов поймали и угнали в Канск, а часть бандитов скрылась в лесах. Банда долго не давала о себе знать. Степаненко Корней скрывался в землянке. К осени их обнаружили. Корнея взяли живого. После того, как мы разгромили банды, сослали кулаков, нам уже никто не мешал и мы стали поднимать наш колхоз."

Кольцова Анна Кирилловна рассказывала:

«Всю жизнь прожила в своём родном селе. В нашем селе было 30 делегаток. В основном были женщины, девок было не больше 10. Молодежи в селе тоже было мало. С большим трудом отвоевали церковь под клуб, прогнали монахов. Большое недовольство было со стороны односельчан, особенно со стороны женщин, но все-таки мужчинам удалось снять колокола с церкви, а на следующий день мы уже поставили в новом клубе концерт. Вначале концерты проходили не очень весело. Все чаще односельчане стали приходить в клуб. В клубе образовалась читальня, многие только учились читать, стали привозить кино. Образовалась комсомольская ячейка, которая быстро росла. Все мы носили красные косынки, а парни – красную звезду. На съезды ездила только молодежь, женщины оставались дома, так как у всех были дети. Помещики сожгли совеем недавно построенный сельсовет, школу и контору, Был убит и первый председатель колхоза.

Но на нас снова обрушилась беда. В 1941 году напала на нас Германия. Наше село в стороне не осталось. Около двухсот человек ушли на фронт, многие не вернулись. Тяжёлый труд лёг на плечи женщин и детей. Работа на ферме, а в летнее время – на поле. Кроме того, заготовка древесины и её сплав. Шайтарова Н.П. вспоминает: « Женщины вручную вязали пучки древесины по 10 м 3, а потом делали общую большую обвязку в несколько сот метров3 Работали по пояс в воде. Затем сплав. Домой возвращались в октябре, уже по снегу. Лес валили зимой лучковой пилой. Было развёрнуто стахановское движение. Была создана рыболовецкая артель. Рыбу ловили женщины, совершая путь по реке до д. Лапино. Сеяли хлеб, выращивали скот Лошади были отданы для фронта. В колхозе оставалось немного для работы. Практически всю работу выполняли женщины и дети. Кроме того вязали рукавицы, носки, шарфы из шерсти овец.

Семья колхозника имела до 50 соток земли, которую обрабатывали вручную после работы.

В тылу, испытывая тяжёлые условия жизни, работали люди, чтобы помочь фронту. Голодные, больные, уставшие люди выращивали хлеб, ловили рыбу, заготавливали древесину.

В 60-е годы в наших местах произошли изменения. Село электрифицировано, свет горит круглосуточно. Первая лампочка Ильича загорелась в 1958г.

Глухую и непроходимую тайгу разбудил шум тракторов и машин, экскаваторов, бульдозеров. Через болото и буреломы пролегла железная дорога. Многие сторожилы впервые услышали гудок паровоза, да и сам паровоз. Железная дорога проложена в нашу окрестность в 1960г. и пущена в эксплуатацию в 1963г..

Изменилось само село .В 1973г. вступила в эксплуатацию новая школа. Разбогател и наш колхоз. Люди трудились на совесть, прилагая все свои старания. Сельчане помнят своих тружеников, хорошо работающих в колхозе: Хлопоцкая Ф.Г., Соковец А.Я., Кореневская А.С., Валетчик Н.В., Богданович З.В.,Федотова М.А., Петрова Ф.А., Егоршева А.И., ПокатовичА.А., Петрушкина К. А., Шишкарёва Е.К., Вакалова С. С., Печерская Н. М., Камынина Н. Д., Кошкарёва П. И..

Я очень заинтересовалась своей работой. Много из материалов у нас уже было найдено ( особенно про церковь), но у нас не было её фотографии. От жителя с Шелаево мы узнали, что это фотография есть в Канском музее. В марте 2008 году мы отправились туда. Помимо фотографии там ещё оказались фотографии политических ссыльных, которые проживали в нашем селе. По окончании ссылки, они уехали: один за границу, другой – в Канск. Работал фельдшером. По надписям на фотографиях мы узнали, что одного из них, который уехал за границу звали Александр. Он присылал своему другу и куму письма, но фамилии своей не указывал. Может быть совпадение, но из рассказов дочери.( Ольги Григорьевны) в 1938 году его арестовали и осудили на 10 лет и отправили в бухту Нагаево . В 1943 году он умер. А в 1945 году умерла и его жена. К сожалению это все сведения на сегодня. Но думаю, что продолжая работу я всё – таки узнаю о судьбах этих людей и других людей , проживающих в нашем селе. Я поняла, что мне предстоит ещё большая работа.

В заключении я хотела бы сказать: «Каждый человек должен знать свой край и его историю. Потому что человек без прошлого – это человек без будущего. И поэтому, живя в настоящем и зная прошлое, мы можем с уверенностью говорить о нашей будущей жизни, а так же продолжать историю края и передавать прошедшие исторические события из поколения в поколение.»



Литература:

Газета « Сибирь» - 1880г.

И.с.в. 1872г. № 21 стр. 261 – 268

Краткое описание приходов Енисейской Епархии 1916г.

Газета « Власть Советов» 12.12.1990г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!