Подгото- вительный | Учитель определяет место в зимнем лесу, где будет проходить экскурсия, уточняет, какой наглядный материал смогут собрать учащиеся для использования его на предметных уроках. Накануне проводится вводная беседа по следующим вопросам: – Вспомните, какой был лес поздней осенью. – Какие изменения произошли в природе с приходом поздней осени? – Что вы заметили в лесу на осенней экскурсии? – Какие деревья сбрасывают листья на зиму, а какие – нет? - Как вы думаете, какова цель нашей сегодняшней экскурсии? - Какие стихи о зиме приходят вам на память? Какие загадки, пословицы, поговорки о зиме вы знаете? До экскурсии учащимся даются карточки с заданиями. Класс делится на 3 группы. Проводиться инструктаж о правилах поведения в лесу. | Дети отвечают. - Узнать о зимних изменениях в природе. Вспоминают правила поведения в лесу. | |
Непосред- ственное проведе- ние экскурсии | Проведение экскурсии в феврале, в том же парке, что и поздней осенью. Наблюдения за неживой природой. – Как расположено солнце? Понаблюдайте за небом. Как оно изменилось по сравнению с осенью? Чем покрыта земля зимой? Что падает с неба? Какая температура воздуха? Выше или ниже нуля? – Остановитесь, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа. Что вы слышите? Какое у вас ощущение от зимнего леса? – Поймайте снежинку на рукавичку и рассмотрите ее, а теперь – на ладонь. Что произошло со снежинкой? Попробуйте зарисовать снежинку (зарисовывают в блокнотах). Наблюдения за живой природой. – Посмотрите на деревья. Какие они? – Почему? – Посмотрите внимательно на все деревья, окружающие нас. На какие две группы мы можем их разделить? По какому признаку вы разделили деревья на эти группы?
Какие же деревья остались на зиму с листьями (хвоинками)? Найдите ель и сосну (хвойные). Сравните ель и сосну. Какие объекты мы будем сравнивать? Выделите признаки, по которым мы будем сравнивать эти два объекта. Чем же сосна отличается от ели? - Найдите следы на снегу. Чьи они? Как вы догадались? Каких зимующих птиц вы знаете? Что человек должен сделать для них зимой? Опишите внешний вид зимующих птиц (дятла, вороны), их жизнь в зимнем лесу. Как мы должны о них заботиться? Настало время выполнить задания в группах. Игра «Угадай, с какого дерева этот листок». Учитель держит в руках несколько сухих листков с разных деревьев, показывает один из них и предлагает детям подбежать к тому дереву, которое имеет такие листья. Дети подбегают к соответствующим деревьям. | Отвечают на вопросы учителя Рассматривают снежинку. Зарисовывают. – Без листьев. – Листопадные и вечнозеленые. - Ель и сосна. - Птичьи. Отвечают. Выполняют задания в группах. Докладывают о проделанной работе. | Умение проводить несложные наблюдения Умение сравнивать состояние неба осенью и зимой Умение проводить несложные наблюдения Умение классифицировать объекты Умение выделять основание для классификации Умение сравнивать Умение выделять признак для сравнения |
Послеэк- скурсион- ный | В ходе обобщающей беседы выясняются изменения, которые происходят в неживой и живой природе с приходом зимы. Что мы наблюдали на экскурсии? Что нового узнали? Как вы это узнали? Что вы для этого делали? Какие изменения в природе вы заметили? Вывод: жизнь в природе зимой продолжается. Далее учитель предлагает написать детям мини-сочинение на тему: «Зимние изменения в природе» | Отвечают на вопросы. | Умение обобщать, делать выводы. |