ГКОУ РО Колушкинская специальная школа-интернат
«Экскурсия в лес по экологической тропе»
(Лесная опушка «Хоровод деревьев».)
Ответственный воспитатель:
Чёсова Л. С.
2020 г.
Дата проведения: 5 января 2020 год
Классы: смешанные
Время: 15.00
Место проведения: Лес
Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к растительному миру нашей экологической тропе: Лесная опушка «Хоровод деревьев»
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях.
2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.
Развивающие задачи:
1. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, игры), обогащать словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес и любовь к животному миру, уважительное и бережное отношение к природе, чувство сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному.
Ход экскурсии:
Беседа перед экскурсией (проводится в групповом помещении, перед прогулкой.
Воспитатель:
Её всегда в лесу найдёшь,
Пойдём гулять - и встретим.
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
Дети: Елка
Ребята, я сегодня предлагаю нам отправиться в удивительное путешествие по одной очень интересной тропе, путешествуя по которой, мы узнаем, как живет и чувствует себя окружающая нас природа. Я очень хочу, чтобы у каждого из вас возникло желание сохранить и защитить природу.
Сегодня мы с вами побываем в лесу. Мы будем гулять, наблюдать, играть.
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
Дети: Сосна
-Вот мы и пришли в лес. Вы знаете, что такое лес?
-Вы были когда-нибудь в лесу?
-Что там растет? (деревья, кустарники)
-А летом что еще растет в лесу? (цветы, ягоды, грибы)
-А можно в лесу зимой рвать цветы? Почему?
-Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой»
-А грибы и ягоды можно собирать? (Только те, которые мы точно знаем, что они съедобные, в лес ходим только со старшими)
Воспитатель: Ребята, а какие правила поведения в лесу нужно соблюдать:
Дети: Нельзя ломать ветки дерева, ловить и убивать насекомых, птиц, разводить костры, разбрасывать мусор.
Воспитатель: Ребята, а что можно и нужно делать.
Дети: Развешивать кормушки и кормить птиц, убирать мусор в мешок.
Воспитатель: Правильно ребята знаете вы правила поведения в лесу. Молодцы.
Загадки:
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его …(Лес)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (ежик)
Шубка серая — для лета,
Для зимы — другого цвета. (Заяц)
Она не ходит по земле,
Как птица не летает.
Предпочитает жить в дупле,
Орешки запасает. (белка)
Серый, зубастый, по полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
У кого из зверей
Хвост пушистей и длинней? (Лиса)
Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (Медведь)
Дидактическая игра «Природа и человек».
Ход игры. «Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (бросает мяч). Ребёнок отвечает и передаёт мяч или предмет рядом стоящему ребёнку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задаёт новый вопрос:
«Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребёнок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовёт слово, то снова принимается в игру.
Какие деревья вы знаете? Какую пользу приносят деревья? (Деревья дают кислород, прохладу, лечебный воздух, древесный материал). Что нельзя делать в лесу? (Мусорить, ломать деревья, разжигать костры, разорять гнёзда птиц).
Какие птицы живут в лесу. птицы приносят лесу очень большую пользу. Какую пользу приносят птицы? (Лесные птицы уничтожают вредных насекомых: комаров, мух, жуков-короедов, личинок, червяков, а хищные птицы уничтожают грызунов, переносчиков заразных болезней.)
Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».
- Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения:
«ствол» - опустили вниз руки
«листья» - шевелим пальчиками
«корни» - топаем ногами
«ветви» - поднимаем руки вверх
Воспитатель:
Мы с вами совершили прогулку по экологической тропе, ознакомились с такими природными объектами, как лес, определили в каком состоянии он находется, увидели, какое воздействие может оказать на природу человек. Мы имели возможность понаблюдать за обитателями леса и послушать шорохи, пение птиц. Мы убедились, что даже на таком небольшом участке леса можно так много увидеть необычного, почувствовать и узнать жизнь природы, если быть наблюдательными. Мы поняли, что нужно очень бережно относиться ко всему живому и неживому, чтобы не нарушить той красоты и гармонии, которая существует в природе.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие!
Жить в зелёном мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь взлетает мотыльком,
В облаках кружиться птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,
Человек природе друг.
Рефлексия:
Дети прощаются с лесом и дают ему свои пожелания. (Желаю, чтобы лес был чистым; красивым; здоровым; чтоб в нём жили лесные жители; чтобы люди их не тревожили, а только им помогали; чтобы в лесу не было пожаров и т.д.)