Экскурсия в мир физики «Чудеса? Нет, физика?»
Цели: 1. Формировать у учеников начальных классов первоначальные сведения о физике;
2. Развивать умение ребят логически мыслить, наблюдать и комментировать эксперимент;
3. Воспитывать познавательный интерес к предмету физика;
Эпиграф: В волшебников мы верим, в чудо.
Но нам не стоит забывать,
Что чудеса - они повсюду,
Их надо только увидать.
Так просто чуду удивиться,
Про чудо в сказке прочитать,
Но лучше с чудом подружится,
Ведь чудо можно изучать.
Девиз урока: "Я знаю точно, невозможное, возможно!
Беседа с учениками.
Вы учитесь в школе. Среди школьных предметов есть еще один очень трудный, но очень интересный предмет - это физика.
Что же это за такой загадочный предмет?
Физика – это наука о природе. Она помогает объяснить нам такие явления природы как радуга, снег, дождь, гроза, молния, смена времен года и другие…
Физика- это наука на законах которой создана вся техника: автомобили, трактора, мотоциклы, ракеты, телевизоры, компьютеры и многое другое.
2.Стихи о физике.
Трудно было человеку
миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса,
Он всего, всего боялся.
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье
Трудно было ему жить.
И решил он, что ж бояться
Лучше просто всё узнать.
Самому во всё вмешаться
Людям правду рассказать,
Создал он земли науку,
Кратко «физикой» назвал.
Под названьем тем коротким
Он природу узнавал.
***
Вам надоело скучно жить,
И надоело всего бояться?
Тогда вам можем предложить
Делом полезным заняться.
Вы верите в мистику и всякую ерунду,
Боитесь вы грома, боитесь грозу,
Вам страшно, когда начинается дождь,
Но вы не отчаивайтесь,
Мы можем помочь!
***
Эксперимент
Ребята!
Не стоит упускать момент. Мы сейчас покажем вам эксперимент.
Эксперимент – и весело, и серьёзно.
1) Монета в стакане
Понадобятся яйцо, стакан с водой, карточка, кольцо.
Приготовьте на столе стакан до половины налитый водой и почтовую карточку (еще лучше — половину ее); далее возьмите для опыта широкое мужское кольцо и запасите яйцо, сваренное вкрутую. Располагаете вы эти четыре предмета так: стакан с водой покрывается карточкой; на нее кладете кольцо, на которое стоймя опирается яйцо. Попробуйте выдернуть карточку так, чтобы яйцо не покатилось на стол.
2) Плавающая игла
Понадобится нетолстая игла от швейной машинки, стакан с водой, капля масла.

Возьмите обыкновенную, только не слишком толстую швейную иголку, обмажьте ее слегка маслом или жиром и положи аккуратно на поверхность воды в чашке или в стакане. К вашему изумлению, игла не пойдет ко дну. Она будет держаться на поверхности. Почему?
3) Бездонный бокал
Понадобится бокал с водой, булавки или скрепки.
Начните бросать булавки и считайте их. Бросать надо осмотрительно: бережно погружайте острие в воду и затем осторожно выпускайте булавку из руки, без толчка или давления, чтобы сотрясением не расплескать воды. Одна, две, три булавки упали на дно – уровень воды остался неизменным. Продолжайте добавлять булавки. Вторая, третья, четвертая сотня булавок очутилась в сосуде – и ни одна капля не перелилась через край; но теперь уже видно, как поверхность воды вздулась, возвышаясь немного над краями бокала. В этом вздутии вся разгадка непонятного явления.
Анализ эксперимента:
Вода мало смачивает стекло, если оно хотя немного загрязнено жиром; края же бокала – как и вся употребляемая нами посуда – неизбежно покрывается следами жира от прикосновения пальцев. Не смачивая краев, вода, вытесняемая булавками из бокала, образует выпуклость.
4) Фокус с шариком.
Понадобятся воздушные шарики.
Необходимо надуть шарик, пустив в него воздух из легких. Затем отпустить его. В каком движении участвует шарик?
5) Случай с воронкой.
Понадобится воронка с отверстием, сосуд с водой.
Повернув воронку широким концом вниз, плотно закрыть! пальцем ее отверстие и тогда погрузить в воду. Вода под воронку не проникает; но стоит вам отнять палец от отверстия; и тем дать воздуху выход, чтобы вода быстро поднялась в воронке до уровня окружающей воды.
6) Почему не выливается вода?
Понадобится стакан с водой, лист бумаги.
Наполните стакан водой, покройте его почтовой картонкой или бумажкой и, слегка придерживая картонку пальцами, переверните стакан вверх дном. Теперь можете руку убрать: бумажка не отпадет, вода не выльется, если только бумажка совершенно горизонтальна.
7) Яйцо в бутылке.
Понадобится бутылка из-под кетчупа, сваренное яйцо, бумага, спички.
В бутылку опустили зажжённую бумагу и, дождавшись исчезновения открытого пламени, сверху плотно прикрыли горловину яйцом, диаметр которого немного больше диаметра горловины. Увидели, как яйцо втянуло внутрь бутылки.

8) Вода в стакане.
Понадобится стакан и сосуд с водой.
9) Сухая монета.
Необходимо достать монету из воды сухой. Нужно вынуть ее голыми руками, не замочив пальцев и не выливая воды из тарелки.
Понадобится монета или пуговица, бумага, спички, плоская тарелка с водой.
Зажгите внутри стакана бумажку и, когда воздух нагреется, опрокиньте стакан на тарелку рядом с монетой так чтобы монета не очутилась по; стаканом. Теперь смотрите, что будет. Ждать придется недолго Бумага под стаканом, конечно, сразу погаснет, и воздух начнет в стакане остывать. По мере же его остывания вода будет как бы втягиваться стаканом и вскоре вся соберется там, обнажив дно тарелки.
Подождите минуту, чтобы монета обсохла, и берите ее, не замочив пальцев.
11) Наподобие подводной лодки.
Понадобится яйцо или средних размеров картофелина, сосуд с чистой водой, соль.
Поместите яйцо в сосуд с водой, оно непременно утонет. А можно ли яйцо заставить плавать в воде. Конечно, если развести в воде соль, получив насыщенный раствор соли в воде. В подобном состоянии находится подводная лодка.

13)Живые предметы
Понадобится плоская пластмассовая расческа или линейка, кусочки бумаги, тонкая струйка воды, собственные волосы.
Взять расческу и провести ею по волосам, а затем поднести к различным предметам. Они будут притягиваться к расческе.
14)Заколдованные шарики
Понадобится два воздушных шарика.
Потереть воздушные шары о стенку, затем оставить на стене. Почему шарики висят? Почему 2 шара отталкиваются друг от друга?
6. Я в Москве, он в Ленинграде
В разных комнатах сидим.
Далеко, а будто рядом
Разговариваем с ним.
Кто нам помогает? (телефон)
7. У него два дивных окна,
С ним все близко,
Что далеко. (бинокль)
8. День и ночь стоит на крыше
Этот чудо-постовой.
Все увидит все услышит,
Всем поделится со мной. (антенна)
9. На рояль он не похожий,
Но педаль имеет тоже,
Кто не трус и не трусиха,
Покатается он лихо,
У него мотора нет,
Его зовут… (велосипед).
10. Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой,
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
В четыре такта его цикл,
Это быстрый… (мотоцикл).
11.Едет конь стальной, рычит,
Сзади плуг он волочит,
Который роет и копает
И землю разрыхляет.
Все рычит, рычит мотор.
Ну, конечно, это… (трактор)
12. Кто далеко живет
Тот пешком не пойдет
Наш приятель тут как тут
Всех домчит он в пять минут
Эй, садись, не зевай,
Отправляется… (трамвай)
13. ЗАВОРЧУ, ЗАЖУРЧУ,
В НЕБЕСА УЛЕЧУ. (вертолет).
14. Корабль – великан
Не по морю плывет,
Корабль – великан
По земле идет.
Поле пройдет
Урожай соберет. (комбайн).
15. Ростом мал,
да удал,
От меня ускакал… (мяч).
4.Рефлексия. Подведение итогов.
Не стоит ходить к шаманам, магистрам,
Не стоит целителей вам навещать,
Совет наш прост, дорогие ребята:
Начните физику вы изучать!