Экскурсия в осенний парк
"Анализ цветника, кустов и деревьев в осеннем парке"
Цель: организовать прогулку; понаблюдать за осенними изменениями в парке; расширить и углубить знания о цветах, кустах, деревьях осеннего парка; воспитывать эстетические чувства.
Задачи:
Расширить представления о характерных признаках цветов, кустов, деревьев, растущих в парке.
Сформировать умения различать окружающую природу в связи с временем года.
Укрепление коллективных отношений.
Воспитывать любовь к своей малой Родине.
План экскурсии:
1. Подготовительная беседа с учащимися (в классе).
2. Выход в парк.
3. Возвращение в класс.
4. Подведение итогов.
Х
од экскурсии
1. Подготовительная беседа с учащимися (в классе).
Перед экскурсией учащиеся читают стихи об осени, разгадывают загадки, знакомятся с народными приметами, пословицами и поговорками.
Дети рассказывают стихотворения: А. С. Пушкина «Осень»; А. Плещеев "Осенняя песенка", «Бабушкино лето». Учитель читает загадки:
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
Листья желтые летят падают кружатся
И под ноги просто так
Как ковер ложатся
Что за желтый снегопад
Это просто ... (Листопад)
Осенью он часто нужен -
Если лупит дождь по лужам, если небо в черных тучах
Он для нас помощник лучший.
Над собой его раскрой
И навес себе устрой! (Зонтик)
Т\Б
Учитель: Ребята сегодня мы с вами совершим осеннее путешествие в парк.
Но перед этим я должна вас спросить: Помните ли вы какое поведение должно быть вовремя экскурсии.
Учащиеся: Да, нельзя без разрешения никуда уходить, идти нужно парами друг за другом, не уходить далеко от учителя, не кричать, не мусорить, не рвать растения, не дразнить встретившихся животных, слушать команды учителя и его речь.
Учитель: Молодцы, помните эти правила сами и напоминайте другим!
2. Выход в парк:
Учитель:
По дороге обратите внимание на клумбы с цветами, на кусты, которые растут в городе.
Учащиеся: Цветов в этом году меньше чем в прошлом, многолетники, бархатцы и петунии. Кусты сирени синей завяли, кусты белой сирени в хорошем состоянии, кусты акации, кусты
шиповника и другие тоже в хорошем состоянии.
Учитель: Куда мы пришли?
Учащиеся: В осенний парк.
Учитель: Какие изменения произошли в осеннем парке с прошлого посещения? Почему?
Учащиеся: Наступила осень.
Вспоминают, какая погода была летом, как выглядели растения. Отмечают изменения, которые произошли с растениями (многие отцвели, дали семена, засохли, потеряли листву, погибли и т. д.).
Учитель: Как называется явление, когда опадают листья?
Учащиеся: (листопад)
Учитель: На деревьях в этом году осталось еще много листьев, но на земле, под деревьями тополя есть опавшие. Они покоробились, и порывы ветра носят их по дорожкам сада. Но в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью – они образуют покров на земле, чтобы корни не промерзали, в них зимуют насекомые. А разлагаясь, они превращаются в прекрасное удобрение.
Учитель предлагает походить по осеннему парку и рассмотреть деревья.
Учитель: Ребята, какие деревья вы увидели?
Учащиеся: Дуб, осина, береза, ель кедр.
Учитель: Давайте рассмотрим эти деревья.
В белом сарафане стала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы. (Береза)
Народ с любовью называет ее березонькой, кудрявой, белоствольной, нарядной. Береза широко распространена в наших лесах. Она часто растет на вырубках, на брошенных полях. Живет она долго. К 80 годам дерево может достичь высоты 30 м. Широкое распространение березы объясняется тем, что она не прихотлива к климату, может расти на любых местах.
Как размножается береза?
Ранней весной появляются на березке длинные сережки. Осенью созревают семена, и плод березы разносится ветром.
У березы ствол с темными крапинками. Листья вырезные, они летом зеленые, осенью желтые.
Теперь отгадайте следующую загадку:
И гадать не надо даже -
Тут же, сразу назовем если только кто подскажет
То, что жёлуди на нем! (Дуб)
Дуб достигает 40 м. Буро-серая кора молодых дубков гладкая, но с возрастом темнеет и на ней появляются продольные трещины. Листья обратнояйцевидные с заметными лопастями. В лесу дуб образует небольшую крону, но на свободе раскидывает свои толстые извилистые сучья далеко в стороны.
Следующая загадка:
Захожу я в зимний лес
Встретил Чудо из чудес.
Зелёное, могучее, но чересчур колючее (Ель)
Ель одно из самых распространенных деревьев. Живет она до 300 лет и в зрелом возрасте (120 — 150 лет) иногда достигает высоты 50 м. Ствол ее круглый и прямой. Ель — дерево исключительное по своим свойствам. Одним из таких свойств является музыкальность. Из ели с древнейших времен делают музыкальные инструменты, в том числе струнные. Новгородские гусли средневековой Руси чаще всего делали из ели.
Отгадайте последнюю загадку:
Хоть неплохо я одета, бьет озноб меня всегда.
И весной, и жарким летам
Вся дрожу, как в холода. (Осина)
Осина. Ствол серовато – зеленый, высотой 25-30 м. Жесткие округлые листья приходят в движение при малейшем ветерке. Неустойчивое положение листьев объясняется тем, что их длинные черешки сплюснуты и посередине заметно тоньше.
Учитель: А теперь давайте, я вам буду описывать дерево из нашего волшебного, осеннего парка, а вы по описанию, должны будите мне сказать, что это за дерево.
1. Это дерево широко распространено в наших лесах, часто растет на брошенных полях. Это дерево не прихотливо к климату и ранней весной на ней появляются длинные сережки.
Учащиеся: Береза
2. Это дерево живет 300 лет, ствол круглый прямой. В старину из него получались самые лучшие музыкальные инструменты
Учащиеся: Ель
3. У этого дерева ствол серовато - зеленый, жесткие округлые листья, приходящие в движение от малейшего дуновения ветерка.
Учащиеся: Осина
4. Это дерево достигает в длину 40 м. Листья у него обратнояйцевидные с заметными лопастями. Когда это дерево молодо, то кора у него гладкая, а со временем появляются трещины.
Учащиеся: Это Дуб.
Учитель: Молодцы! Наша экскурсия подходит к концу. Поэтому давайте с вами возьмем листики каждого описанного нами дерева и отправимся назад в класс. Я помогу вам в сборе листочков.
Сбор листьев деревьев.
3. Возвращение в класс.
Учитель: Ребята отправляемся в класс. Еще раз напоминаю вам правила поведения: Идти парами, не отставать, не кричать, идти дружно, рядом со мной.
При приходе в класс, учитель просит положить собранные листья на парту, для дальнейшего использования.
4. Подведение итогов.
Учитель: Ребята о каких цветах, кустах, деревьях мы с вами узнали, которые растут в нашем парке, в нашем городе.
Учащиеся: Дуб, осина, береза, ель.
Что вам показалось наиболее интересным? (ответы учащихся:)
А теперь давайте каждый из вас сделает свое волшебное осеннее дерево или куст разложит собранные листья для гербария на просушку
Учитель: Колчина Л. А.