Самообразование «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
В 2021 году в средней группе «Золотой ключик» я решила реализовать долгосрочный проект «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
Цель работы по теме самообразования: создание оптимальных условий для развития экспериментальной деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи:
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;
-приниматьиставитьцель;
-отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
-осуществлять эксперимент.
Актуальность темы:
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Вид проекта : познавательный , коллективный , долгосрочный , рассчитан на 3 года , так как дети пришли со средней группы.
Участники проекта :дети группы «Золотой Ключик»
Планируемые результаты:
В результате проведенной работы с детьми
* у детей расширятся представления об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук
*у детей появятся элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях
*появятся представления о свойствах воды, песка, воздуха , камня
*дети научатся пользоваться приборами –помощниками при проведении игр-экспериментов
*у детей появятся такие качества как коммуникация, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль. На предмет сформированности соответствующих умений и навыков.
Формы мониторинга: Формой диагностики является диагностика по исследовательской деятельности на предмет сформированности соответствующих умений и навыков. Проводится в форме наблюдений за детьми во время проведения опыта или эксперимента.
Формы отслеживания: Диагностические карты, фото , видео экспериментов.
С октября по май в средней группе проводили 1 занятие в неделю по таким темам: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем», «Прозрачная вода», «Воздух работает», «Фокусы с магнитами» и др. В старших группах занятия проводятся 2 раза в неделю по темам «Волшебные стеклышки», «Хитрости инерции», «О «дрожалке» и «пищалке »Извержение вулкана», «Путешествие Капельки» и др.
В данное время наш проект идет второй год (дети в старшей группе). Дети с большим удовольствием участвуют в опытах и экспериментах , уже научились делать правильные выводы ,сами создают условия для проведения опытов и наблюдений . В группе совместно с детьми и с помощью родителей создали мини-лабораторию «Маленькие ученые», в которой имеются развивающие игры, ,предметы для опытно –исследовательской деятельности, природные материалы, наборы игрушек для игр в воде, приборы –помощники- песочные часы, микроскопы, лупы ,фартуки и так далее.
К концу года уже видно, что прослеживается позитивная динамика по развитию познавательного интереса у детей. Я считаю, что это обусловлено тем ,что знания детей вырабатываются ими самостоятельно с помощью экспериментирования, а не преподносятся в готовом виде.