СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности УУД у младших школьников представлена в технологических картах. Для получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента и на контрольном этапе эксперимента используется один и тот же диагностический материал с 1 по 4 класс.
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №49»
Панаева Наталья Борисовна
1 класс
Технологическая карта формирования личностных УУД
УДД | Нормативные показатели | Уровни сформированности | Диагностика | |||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
Самопознание и самоопределение
| Самооценка | - чувство необходимости учения, - формирование своей точки зрения, - предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; - адекватное содержательное представление о школе; - предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, - предпочтение социального способа оценки своих знаний
| - положительное отношение к школе; - ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», - школа привлекает внеучебной деятельностью
| - отрицательное отношение к школе и поступлению в школу - Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
| Методика №1 "Нарисуй себя"
| |
Смыслообразование | Мотивация | - интерес к новому; - сформированность учебных мотивов – стремление к получению высоких оценок,
| - частично сформирован интерес к новому; - частично сформированы учебные мотивы, – стремление получать хорошие оценки,
| -к школе безразличен; - сформированность учебных мотивов недостаточна,
| Методика №2 Рисование на тему:”Что мне нравится в школе?»
| |
Нравственно-этическая ориентация | Нормы поведения | - ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) - учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости, - имеет начальное представление о нравственных нормах
| - ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) - частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, - имеет правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое
| - неправильное представление о моральных нормах, - низкий уровень развития эмпатии
| Методика №3 «Что такое хорошо и что такое плохо», |
УДД | Рекомендации | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Самооценка | : поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.
| стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.
| консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом. |
Мотивация
| - способствовать развитию высокой учебной мотивации и уровня притязаний. | - формирование мотивации достижения и успеха. | - консультация специалистов, - включение ребенка в активную деятельность на основе использования его интересов. |
Нормы поведения | - закрепить сформированные моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками.. | - формирование основ толерантности, - развитие эмпатии, - расширить представления о моральных нормах. | - консультация специалистов, - стимулирование чувствительности к переживаниям других людей, - изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.) |
Технологическая карта формирования регулятивных УУД
УДД | Нормативные показатели | Уровни сформированности | Диагностика | |||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
Целеполагание | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
| -Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи регулирует весь процесс выполнения. -Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
| -Предъявляемое требование осознается лишь частично. -Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования. -Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов решения
| -Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. -Нуждается в пошаговом контроле со стороны учителя. -Не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал.
| Наблюдение | |
Контроль | Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
| -Высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия. -Высокие показатели объема и концентрации внимания. -Осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено. - Ошибки исправляет самостоятельно.
| -Ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено средним уровнем развития произвольности. - Средние показатели объема и концентрации внимания. - Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.
| -Ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено средним уровнем развития произвольности. - Средние показатели объема и концентрации внимания. - Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.
| Методика №1 «Рисование по точкам»
|
УДД | Рекомендации | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Целеполагание | Поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания | - поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания; -необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия. | Консультация специалистов, коррекционные занятии, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия. |
Контроль | Поддержка и развитие сформированного уровня контроля | Включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания.
| Консультация специалистов, коррекционные занятия, включить в урок упражнения, развивающие внимание. |
Технологическая карта формирования познавательных УУД
УДД | Нормативные показатели | Уровни сформированности | Диагностика | ||||||
Высокий | Средний | Низкий | |||||||
Общеучебные универсальные действия | Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное
| Выполняет самостоятельно | Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога | Большинство умений не сформированы | Наблюдение | ||||
Логические учебные действия | Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков
| Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков | Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков | Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена | Тест «Найди отличия» (сравнение картинок) | ||||
Постановка и решение проблемы | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела | Самостоятельно ориентируется в учебнике.
| Ориентируется самостоятельно, но делает ошибки. Задает много вопросов
| Самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела
| Наблюдение | ||||
УДД |
Рекомендации | ||||||||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||||||
Общеучебные универсальные действия | Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности | Побуждение к действию, стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя | Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении | ||||||
Логические учебные действия | Составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков предметов, и объектов | Коррекционная работа по выявленным нарушениям | Консультации специалистов Коррекционная работа по выявленным нарушениям | ||||||
Постановка и решение проблем | Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность. | Побуждение к действию, задания проблемно-поискового характера | Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении |
Технологическая карта формирования коммуникативных УУД
УДД | Нормативные показатели | Уровни сформированности | Диагностика | ||
Высокий | Средний | Низкий | |||
Коммуникация как кооперация | Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время. Работать в паре.
| - отвечает на все вопросы.
- осознанно стремится к сотрудничеству. | - частично отвечает на вопросы. -работает в паре ситуативно. | - не идет на контакт (агрессивен или пассивен). | Методика №1 «Левая и правая стороны»
|
Коммуникация как интериоризация | Слушать и понимать речь других. | - слышит, понимает и дает собеседнику обратную связь
| - слышит, понимает, обратную связь дает ситуативно. | - не слышит, не может дать обратную связь | Наблюдение Методика №2 «Узор под диктовку» |
УДД | Рекомендации | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Коммуникация как кооперация | Поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого.
| Поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение со стороны взрослого.
| Консультация специалистов, поощрения за минимальный результат, групповые задания с друзьями по классу |
Коммуникация как интериоризация | Продолжает изучение правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого.
| Изучение правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение.
| Консультация специалистов, изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрения за результат, совместное выполнение заданий с друзьями по классу. |
2 класс
Технологическая карта формирования личностных УУД
УДД | Нормативные показатели | Уровни сформированности | Диагностика | ||
Высокий | Средний | Низкий | |||
Самопознание и самоопределение
| Самооценка
| - чувство необходимости учения, - формируется собственная точка зрения, - предпочтение социального способа оценки своих знаний.
| - положительное отношение к школе; Проявляет собственную точку зрения в отдельных вопросах. Частично зависит от ситуации успеха.
| Посещение школы с цель общения со сверстниками. Нет стремления иметь собственную точку зрения. Полностью зависит от ситуации успеха. Тенденция к переоценке достигнутых результатов и возможностей.
| Методика №1 "Нарисуй себя"
|
Смыслообразование | Мотивация | - формируются познавательные мотивы и интересы-, - сформированы учебные мотивы. - желание учиться желание выполнять согласно школьному распорядку
| - частично сформированы познавательные мотивы и интересы, - в стадии формирования учебные мотивы;
| -к школе безразличен; - преобладает плохое настроение, - учебный материал усваивает фрагментарно, - к занятиям интерес не проявляет
| Методика №2 Оценка школьной мотивации |
Нравственно-этическая ориентация | Нормы поведения | - ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с навыками самообслуживания, - может выделять морально-этическое содержание событий и действий, - формируется система нравственных ценностей
| - ребенок частично понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению навыками самообслуживания, - частично выделяет морально-этическое содержание событий и действий, -формируется система нравственных ценностей
| - недостаточно знает суть нравственных норм, - низкий уровень эмпатии, - отношение к нравственным нормам отрицательное или неопределенное
| Методика №3 Анкета «Оцени поступок» |
УДД | Рекомендации | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Самопознание и самоопределение | Поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.
| Проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.
| Консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом. |
Смыслообразование
| - включить в учебный процесс мероприятия по формированию социальных навыков представления своих результатов | - организация учебного процесса на поиск решений, приводящих к открытию | -консультация специалистов; - организация успеха в рамках учебной программы. |
Нравственно-этическая ориентация | - изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)
| -построение работы, исключающей разрыв между знаниями, чувствами и практическими действиями, -закрепление нравственных норм в деятельностной форме. | - консультация специалистов, - стимулирование чувствительность к переживаниям других, - изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.) |
Технологическая карта формирования регулятивных УУД
УДД | Нормативные показатели | Уровни сформированности | Диагностика | ||
Высокий | Средний | Низкий | |||
Целеполагание | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
| - определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. -принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс выполнения. -четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи | - определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. -охотно осуществляет решение познавательной задачи. -четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения
| - включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. - может принимать лишь простейшие цели.
| Наблюдение |
Контроль | Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
| -осознает правило контроля. - ошибки исправляет самостоятельно -контролирует процесс решения задачи другими учениками - задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.
| - решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы. - задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.
| - контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий - предугадывает правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно.
| Методика №1 «Корректурная проба» (буквенная, значки)
|
УДД | Рекомендации | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Целеполагание | - поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания | - поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания; -необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия. Развитие понятийного мышления | - консультация специалистов, - коррекционные занятия, - пошаговый контроль со стороны учителя, - обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия. |
Контроль | - поддержка и развитие сформированного уровня контроля | - включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания. | - консультация специалистов, - коррекционные занятия, - включить в урок упражнения, развивающие внимание.
|
Технологическая карта формирования познавательных УУД
УДД | Нормативные показатели | Уровни сформированности | Диагностика | |||||
Высокий | Средний | Низкий | ||||||
Общеучебные универсальные действия | Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях | Выполняет самостоятельно | - действует по образцу; - способен выполнять при направляющей помощи педагога пересказывать и работать с информацией | Большинство умений не сформированы. | Наблюдение, опрос Выделять самостоятельность мышления | |||
Логические учебные действия | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу | Владеет логическими операциями, умеет выделять существенные признаки и выделяет самостоятельно закономерности | Владеет логическими операциями частично, группирует по несущественным признакам | Не сформированы логические операции | Методика №1 «Выделение существенных признаков» | |||
Постановка и решение проблемы | Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
| - хорошо ориентируется в изученном материале; - может самостоятельно найти нужный источник информации; - умеет самостоятельно наблюдать и делать простые выводы | Не всегда может определить круг своего незнания и найти нужную информацию в дополнительных источниках. | - самостоятельно не может определять круг своего незнания; - не может делать самостоятельные выводы | Самостоятельные и практические работы | |||
УДД |
Рекомендации | |||||||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||||||
Общеучебные универсальные действия | - дифференцированный подход; - проектно-исследовательская деятельность; - задания повышенной сложности; - проблемные задания | - побуждение к действию; - стимулирование; - работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов | - консультации специалистов; - индивидуальный подход в обучении | |||||
Логические учебные действия | - проектно-исследовательская деятельность; - участие в конкурсах и олимпиадах | - коррекционная работа по выявленным нарушениям | - консультации специалистов; - коррекционная работа по выявленным нарушениям | |||||
Постановка и решение проблем | - дифференцированный подход; - проектно-исследовательская деятельность; - задания повышенной сложности; - проблемные задания; - участие в олимпиадах | Необходимы алгоритмы работы с источниками дополнительной информации и умения наблюдать и делать выводы. | - консультации специалистов; - индивидуальный подход в обучении |
Технологическая карта формирования коммуникативных УУД
УДД | Нормативные показатели | Уровни сформированности | Диагностика | ||
Высокий | Средний | Низкий | |||
Коммуникация как кооперация | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | - осознанное стремление к сотрудничеству. - доброжелательно идет на контакт, участвует в совместном решении проблемы (задачи) | - участвует выборочно в диалоге. - идет на контакт, когда уверен в своих знаниях | - не идет на контакт (агрессивен или пассивен)
| Наблюдение Методика №1 «Рукавичка» |
Коммуникация как интериоризация | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
| - обладает хорошим словарным запасом и активно им пользуется; - усваивает материал; - дает обратную связь (пересказ, рассказ) | - читает, высказывает свои мысли по алгоритму.
| - читает, но не понимает прочитанного, и не может найти нужных слов при высказывание обратной связи.
| Наблюдение
|
УДД | Рекомендации | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Коммуникация как кооперация | - поддержка и развитие коммуникативных навыков, - проведение совместных заданий на уроке, - положительное одобрение, - поддержка активной позиции в диалоге
| - поддержка и развитие коммуникативных навыков, - проведение совместных заданий на уроке, - важно положительное одобрение, - выработка активной позиции в диалоге | - консультация специалистов, - коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, - поощрения за минимальный результат, - совместное выполнение задания с друзьями по классу |
Коммуникация как интериоризация | - поддержка и развитие коммуникативных навыков, - проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ), - учиться по алгоритму составлять небольшие сообщения, - положительное одобрение со стороны взрослых | - поддержка и развитие коммуникативных навыков, - проведение совместных заданий на уроке, - учиться по алгоритму составлять небольшие сообщения, - важно положительное одобрение, - больше времени отводить на обратную связь | - консультация специалистов, - коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, - важно положительное одобрение, - совместные задания с друзьями по классу, - изучение правил активного слушания. |
3 класс
Технологическая карта формирования личностных УУД
УДД | Нормативные показатели | Уровни сформированности | Диагностика | |||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
Самопознание и самоопределение
| Самооценка
| - чувство необходимости учения, - адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»,
| - адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению) | Неумение адекватно оценить свои способности. Самооценка ситуативна.
| Методика №1 "Нарисуй себя"
| |
Смыслообразование | Мотивация | - сформированны познавательные мотивы и интересы, - сформированность социальных мотивов (чувство долга, ответственность),
| - частично сформированны познавательные мотивы и интересы, -частично сформированы социальные мотивы (чувство долга, ответственность), - склонность выполнять облегченные задания, - ориентирован на внеурочную деятельность (кружки, секции)
| - сформирована мотивация избегания наказания, - фиксация на неуспешности
| Методика №2 «Мотивация учения и эмоционального отношения к учению» (А.Д. Андреева) | |
Нравственно-этическая ориентация | Нормы поведения | - может и имеет опыт осуществления личностного морального выбора, - может оценивать события и действия с точки зрения моральных норм - ребенок учитывает объективные последствия нарушения моральной нормы
| - делает попытки осуществления личностного морального выбора, - пробует оценивать события и действия с точки зрения моральных норм
| - недостаточно знает суть нравственных норм, - нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка, - отношение к нравственным нормам неопределенное
| Методика №3 «Незаконченные предложения» |
УДД | Рекомендации | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Самопознание и самоопределение | - поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, - организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии
| - проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, -стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, - организовать самостоятельную деятельность на уроке
| - консультация специалистов, -поощрения за результат, -создать ситуацию успешности среди одноклассников, - давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом
|
Смыслообразование
| - учебный процесс ориентировать на формирование интереса к трудным заданиям. | - чтобы стабилизировать мотивацию в учебной деятельности включать ребенка в проектно- исследовательскую деятельность, привлекать к участию в различных конкурсных программах и олимпиадах. | - консультация специалистов, - найти зону успешности ребенка, - ориентировать на внеурочную деятельность.
|
Нравственно-этическая ориентация | - привлечение к участию в общественно- полезной деятельности (шефская помощь, тимуровское движение, трудовые десанты и т.д.)
| - воспитание личной ответственности за сказанное слово, дело, данное обещание, - воспитание потребности доводить начатое дело до конца через поощрение достигнутых результатов | - стимулировать чувствительность к переживаниям других, - изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.).
|
Технологическая карта формирования регулятивных УУД
УДД | Нормативные показатели | Уровни сформированности | Диагностика | |||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
Целеполагание | Формулировать и удерживать учебную задачу
| - выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия | - четко выполняет требования познавательно задачи; - осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи; - самостоятельно формулирует познавательные цели; - осуществляет решение познавательной задачи не изменяя ее и не выходя за рамки требования;
| - определяет цель учебной деятельности с помощью учителя; - включаясь в работу, быстро отвлекается; - осуществляет решение познавательной задачи не изменяя ее и не выходя за рамки требования; - невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов | Наблюдение | |
Контроль | Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
| - Ошибки исправляет самостоятельно. -Контролирует процесс решения задачи другими учениками. - Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения.
| -Самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы. -Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.
| - Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям. -Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их.
| Методика №1 «Проба на внимание»
|
УДД | Рекомендации | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Целеполагание | Поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания, привлечение к проектно-исследовательской деятельности к участию в олимпиадах, конкурсах и т.д. | - поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания; -необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия. Развитие понятийного мышления | - консультация специалистов, - коррекционные занятия, - пошаговый контроль со стороны учителя, - обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия. |
Контроль | В групповых формах работы предлагать роль эксперта. | - поддержка и развитие сформированного уровня контроля, - усвоенные способы решения задач использовать в других видах деятельности. | - консультация специалистов, - коррекционные занятия, - обучение методу речевого самоконтроля. |
Технологическая карта формирования познавательных УУД
УДД | Нормативные показатели | Уровни сформированности | Диагностика | ||||||
Высокий | Средний | Низкий | |||||||
Общеучебные универсальные действия | Самостоятельно предполагать, информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала; Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
| Выполняет самостоятельно | Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера. | Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом. | Наблюдение, опрос, контрольные задания | ||||
Логические учебные действия | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу | Умеет анализировать устанавливает закономерности, пробует предложить альтернативные варианты решения различных задач | Умеет анализировать устанавливает закономерности, но делает с ошибками. Требуется больше времени на выполнение подобных заданий. | Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей. | Методика №1 «Диагностика особенностей развития поискового планирования» (методика А.З.Зака)
| ||||
Постановка и решение проблемы | Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
| Делает самостоятельно | Делает частично самостоятельно, частично с помощью | Делать самостоятельно не может | Самостоятельные и практические работы. Творческие задания | ||||
УДД |
Рекомендации | ||||||||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||||||
Общеучебные универсальные действия | - дифференцированный подход; - проектно-исследовательская деятельность; - задания повышенной сложности; - проблемные задания | - побуждение к действию; - стимулирование; - работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов | - консультации специалистов; - индивидуальный подход в обучении | ||||||
Логические учебные действия | - проектно-исследовательская деятельность; - участие в конкурсах и олимпиадах | - коррекционная работа по выявленным нарушениям, с отработкой навыков
| - консультации специалистов; - коррекционная работа по выявленным нарушениям | ||||||
Постановка и решение проблем | - дифференцированный подход, - проектно-исследовательская деятельность, - задания повышенной сложности, -проблемные задания | - стимулирование к участию в проектно- исследовательской деятельности | - консультации специалистов; - индивидуальный подход в обучении |
Технологическая карта формирования коммуникативных УУД
УДД | Нормативные показатели | Уровни сформированности | Диагностика | |||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
Коммуникация как кооперация | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
| - активно принимает участие в работе группы, умеет договариваться с другими людьми, - понимает смысл высказываний других людей и выражает свою точку зрения. | - понимает смысл высказываний других людей, но испытывает трудности при выражении обратной связи. - ведомый | - не хочет участвовать в диалоге. - не слушает и не понимает других. | Методика №1 «Совместная сортировка»
| |
Коммуникация как интериоризация | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
| - владеет большим словарным запасом и активно им пользуется. - усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ) | - читает, высказывает свои мысли, но с помощью алгоритма.
| -молчит, не может оформить свои мысли -читает, но не понимает прочитанного | Наблюдение |
УДД | Рекомендации | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Коммуникация как кооперация | - поддержка и развитие коммуникативных навыков, - проведение совместных заданий на уроке, - положительное одобрение, - поддержка активной позиции в диалоге
| Поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), важно положительное одобрение, выработка активной позиции в диалоге, привлекать к участию в дебатах, дискуссиях | Консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, поощрения за минимальный результат, совместные задания с одноклассниками (в парах и группах). |
Коммуникация как интериоризация | - поддержка и развитие коммуникативных навыков, -проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), - положительное одобрение, - составление рефератов, докладов, - участие в литературных конкурсах
| - поддержка и развитие коммуникативных навыков, - проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), - привлекать к составлению рефератов, докладов, (по алгоритму), - привлечение к участию в литературных конкурсах
| - консультация специалистов, - учить высказыванию своих мыслей по алгоритму, -важно положительное одобрение, - совместные задания с одноклассниками. |
4 класс
Технологическая карта формирования личностных УУД
УДД | Нормативные показатели | Уровни сформированности | Диагностика | ||
Высокий | Средний | Низкий | |||
Самопознание и самоопределение
| Самооценка
| -адекватное представление о себе как личности и своих способностях, - осознание способов поддержания своей самооценки.
| - выполнение норм школьной жизни, - положительные отношения с одноклассниками и учителем, - интерес к учению | Неумение адекватно оценить свои способности. Самооценка ситуативна Самооценка зависит не только от оценки учителя, но и от процессов самопознания и обратной связи со значимым окружением.
| Методика №1 «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» |
Смыслообразование | Мотивация | - устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью, - стремится к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; - мотивирован на высокий результат учебных достижений
| - частично устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью, – стремится к приобретению новых знаний и умений по предметам, которые нравятся;
| - частично сформированы познавательные мотивы и интересы, -частично сформированы социальные мотивы (чувство долга, ответственность), - склонность выполнять облегченные задания, - ориентирован на внеурочную деятельность, - слабо ориентирован на процесс обучения
| Наблюдение |
Нравственно-этическая ориентация | Нормы поведения | - сформированы представления о моральных нормах, - имеет позитивный опыт осуществления личностного морального выбора, - может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм
| - активное, положительное отношение к нравственным нормам со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление в поведении, - частично сформирован уровень развития моральных суждений, - имеет разовый опыт осуществления личностного морального выбора, - иногда может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм
| - знает суть нравственных норм, - нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка, - отношение к нравственным нормам неопределенное
| Методика №2 «Задание на выявление уровня моральной децентрации» |
УДД | Рекомендации | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Самопознание и самоопределение | - поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, - организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии
| - проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, -стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, - организовать самостоятельную деятельность на уроке
| - консультация специалистов, -поощрения за результат, -создать ситуацию успешности среди одноклассников, - давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом
|
Смыслообразование
| Привлечение ученика к проектно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах и олимпиадах выше школьного уровня | - придание личностного смысла учебной деятельности школьника, через проектную и исследовательскую деятельность. | - консультация специалистов, - использовать облегченные виды работы, дифференцированные задания на уроках.
|
Нравственно-этическая ориентация | - привлечение к участию в общественно- полезной деятельности (шефская помощь, тимуровское движение, трудовые десанты и т.д.)
| - создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора в игровой, обучающей форме. | - стимулировать чувствительность к переживаниям других, - создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора, в игровой, обучающей форме.
|
Технологическая карта формирования регулятивных УУД
УДД | Нормативные показатели | Уровни сформированности | Диагностика | |||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
Целеполагание | Формулировать и удерживать учебную задачу
| -Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия
| - Четко выполняет требование познавательной задачи. -осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи - Самостоятельно формулирует познавательные цели. -Осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.
| - Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя -Включаясь в работу, быстро отвлекается. - Осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования. - Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов
|
| |
Контроль | Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
| - Ошибки исправляет самостоятельно. -Контролирует процесс решения задачи другими учениками. - Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения.
| -Самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы. -Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.
| - Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям. -Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их
| Методика №1 «Корректурная проба» (буквенная, значки)
|
УДД | Рекомендации | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Целеполагание | Поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания, привлечение к проектно-исследовательской деятельности к участию в олимпиадах, конкурсах и т.д. | - поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания; -необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия. Развитие понятийного мышления | Консультация специалистов, коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.
|
Контроль | В групповых формах работы предлагать роль эксперта. | - поддержка и развитие сформированного уровня контроля, - усвоенные способы решения задач использовать в других видах деятельности. | - консультация специалистов, - коррекционные занятия, - обучение методу речевого самоконтроля. |
Технологическая карта формирования познавательных УУД
УДД | Нормативные показатели | Уровни сформированности | Диагностика | ||||||
Высокий | Средний | Низкий | |||||||
Общеучебные универсальные действия | Самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Составлять сложный план текста. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
| Выполняет самостоятельно | Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера | Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом | Наблюдение, опрос, контрольные задания, тесты | ||||
Логические учебные действия | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
| Логические связи устанавливает. Умеет сравнивать, группировать. Мыслит самостоятельно | Логические связи устанавливает с трудом. Допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе. | Логические связи устанавливать не может. Недостаточно развита аналитико- синтетическая деятельность. | Методика №1 «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» | ||||
Постановка и решение проблемы | Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | Делает самостоятельно | Делает частично самостоятельно, частично с помощью | Делать самостоятельно не может | Самостоятельные и практические работы. Творческие задания. Проекты | ||||
УДД |
Рекомендации | ||||||||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||||||
Общеучебные универсальные действия | Проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности. | Составлять сложный план текста по заданному алгоритму. Привлечение к работе с разными источниками информации, а также к проектно- исследовательской деятельности. | - консультации специалистов; - индивидуальный подход в обучении | ||||||
Логические учебные действия | - проектно-исследовательская деятельность; - участие в конкурсах и олимпиадах | - коррекционная работа по выявленным нарушениям, с отработкой навыков
| - консультации специалистов; - коррекционная работа по выявленным нарушениям | ||||||
Постановка и решение проблем | - дифференцированный подход, - проектно-исследовательская деятельность, - задания повышенной сложности, -проблемные задания | - стимулирование к участию в проектно- исследовательской деятельности | - консультации специалистов; - индивидуальный подход в обучении |
Технологическая карта формирования коммуникативных УУД
УДД | Нормативные показатели | Уровни сформированности | Диагностика | ||
Высокий | Средний | Низкий | |||
Коммуникация как кооперация | Умение договариваться, находить общее решение. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
| - умеет договариваться, находить общее решение, - умеет аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. - владеет адекватными выходами из конфликта. - всегда предоставляет помощь. | - не всегда может договориться. - не всегда может сохранить доброжелательность. - предоставляет помощь только близким, знакомым. | -не может и не хочет договариваться. -пассивен или агрессивен. - не предоставляет помощь. | Методика №1 «Кто прав?» |
Коммуникация как интериоризация | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
| - имеет богатый словарный запас и активно им пользуется, бегло читает, - усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ) | -читает, но понимает смысл прочитанного с помощью наводящих вопросов, - высказывает свои мысли по алгоритму | - молчит, не может оформить свои мысли -читает, но ни понимает прочитанного | Методика №2 Задание «Дорога к дому» |
УДД | Рекомендации | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Коммуникация как кооперация | - поддержка и развитие коммуникативных навыков, - проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), -положительное одобрение, - выступление на школьных конференциях, олимпиадах. | - поддержка и развитие коммуникативных навыков, - проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), - важно положительное одобрение, - выработка активной позиции при общении. | - консультация специалистов, - поощрения за минимальный результат, - совместные задания с одноклассниками (в парах и группах), - выработка активной позиции при общении. - продолжение коррекционных занятий по развитию коммуникативных навыков |
Коммуникация как интериоризация | - поддержка и развитие коммуникативных навыков, -проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), - положительное одобрение, - составление рефератов, докладов, - участие в литературных конкурсах
| - поддержка и развитие коммуникативных навыков, - проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), - привлекать к составлению рефератов, докладов, (по алгоритму), - привлечение к участию в литературных конкурсах
| - консультация специалистов, - учить высказыванию своих мыслей по алгоритму, -важно положительное одобрение, - совместные задания с одноклассниками. |
Циклограмма мероприятий
№ | УУД | Характеристика УУД | Инструментарий | Методы | Периодичность проведения | Сроки проведения |
1
| Самопознание и самоопределение
| Самооценка
| Методика «Нарисуй себя» | тестирование | 1 раз в год | Март- апрель |
3 | Смыслообразование | Мотивация | Методика. Рисование на тему: ”Что мне нравится в школе: Оценка школьной мотивации
| тестирование | 1 раз в год | Март- апрель |
4 | Нравственно-этическая ориентация
|
| Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Методика «Незаконченные предложения»
| анкетирование | 1 раз в год | Март- апрель |
5 | Регулятивные УУД | контроль | Рисование по точкам Корректурная проба | тестирование | 1 раз в год | февраль- апрель |
6 | Познавательные УУД | Логические УУД | Сравни картинки Выделение существенных признаков Логические закономерности Исследование словесно-логического мышления | тестирование | 1 раз в год | февраль- апрель |
7 | Коммуниникативные УУД |
| «Рукавички» «Левая и правая сторона» «Узор под диктовку» «Совместная сортировка» «Дорога к дому» «Кто прав?» | Тестирование
Беседа
Тестирование
Тестирование тестирование беседа | 1 раз в год | февраль- апрель |
Сформированность универсальных учебных действий у учащихся | |||||||||||||||||||||||
Общее количество испытуемых |
| Метапредметные УУД | |||||||||||||||||||||
Личностные УУД (количество учащихся) | Регулятивные УУД (количество учащихся) | Познавательные УУД (количество учащихся) | Коммуникативные УУД (количество учащихся) | ||||||||||||||||||||
методика №1 | методика №2 | методика №5 | методика №6 | ||||||||||||||||||||
Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сводная таблица сформированности универсальных учебных действий у учащихся
Условные обозначения: В – высокий уровень; С – средний уровень; Н – низкий уровень
Сводная таблица №2 (данные сформированности УУД у первоклассников 2013-2014 уч.год)
| |||||||||||||||||||||||
Сформированность универсальных учебных действий первоклассников 2013-2014 учебный год | |||||||||||||||||||||||
Общее количество испытуемых |
| Метапредметные УУД | |||||||||||||||||||||
Личностные УУД (кол-во учащихся) | Регулятивные УУД Методика №3 "Рисование по точкам" А. А. Венгер
| Познавательные УУД Методика №4 Тест «Найти несколько различий» В. А. Анисимов | Коммуникативные УУД (кол-во учащихся) | ||||||||||||||||||||
методика №1 «Нарисуй себя» А.М. Прихожан и З. Василяускайте
| методика №2 Рисование на тему:”Что мне нравится в школе» Н. Г. Лускановой
| методика №5 «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже
| методика №6 «Узор под диктовку» Цукерман | ||||||||||||||||||||
Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | ||||||
1В- 32 | 8 | 19 | 5 | 2 | 14 | 16 | 8 | 20 | 4 | 11 | 21 | - | 2 | 12 | 18 |
|
|
| |||||
1Д- 34 | 7 | 18 | 9 | 0 | 19 | 15 | 2 | 20 | 12 | 14 | 18 | 2 | 3 | 20 | 11 |
|
|
| |||||
1Е- 31 | 4 | 18 | 9 | 4 | 14 | 13 | 4 | 8 | 19 | 4 | 20 | 7 | 5 | 6 | 20 |
|
|
| |||||
Итого: 97 | 19 | 55 | 23 | 6 | 47 | 44 | 14 | 48 | 35 | 29 | 59 | 9 | 10 | 38 | 49 |
|
|
| |||||
% | 19% | 57% | 24% | 6,1% | 48,4% | 45,5% | 14.4% | 49.4% | 36.2% |
30%
| 60.8% | 9.2% | 10.3% | 39.1% | 50.5% |
|
|
|
Условные обозначения:
В – высокий уровень; С – средний уровень; Н – низкий уровень.
Методика «Нарисуй себя»
Методика рисование на тему: «Что мне нравится в школе?»
11