СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспериментальная работа по выявлению эффективности курса «Развитие познавательных способностей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экспериментальная работа по выявлению эффективности курса «Развитие познавательных способностей»»

Экспериментальная работа по выявлению эффективности

курса «Развитие познавательных способностей»


Для изучения познавательных способностей детей младшего школьного возраста на базе МАОУ СОШ №31 был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» и 3 «В» классов в количестве 22 человека. 3 «А» составил экспериментальную группу, 3 «В» контрольную (по 11 человек в каждой).

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий.

На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня познавательных способностей детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

2 этап - формирующий.

На этом этапе в 3А классе проводились занятия внеурочного курса «Развитие познавательных способностей». С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента подобные занятия не проводились.

3 этап – контрольный.

На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня познавательных способностей детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.

Для выявления уровня познавательных способностей младших школьников были выделены следующие критерии и показатели:

  1. Уровень памяти по объему.

  2. Уровень мышления по усвоению процессов анализа и синтеза.

  3. Уровень воображения по способности создавать образы на основе словесного или воспринятого ранее образного описания.

  4. Уровень внимания по произвольности.

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня познавательных способностей у младших школьников: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень – объем памяти менее 4 единиц; мышление развито плохо, ребенок не может найти сходство и различия между понятиями; внимание непроизвольное, не может удерживать в течении длительного времени; воображение - коэффициент оригинальности (Кор) меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Средний уровень – объем памяти от 4 до 7 единиц; мышление на среднем уровне, ребенок может найти сходство и различия между понятиями, но с небольшими ошибками; внимание произвольное, может удерживать в течении короткого промежутка времени; воображение - Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего.

Высокий уровень – объем памяти от 7 до 10 единиц; мышление развито хорошо, ребенок находит сходство и различия между понятиями быстро, легко ориентируется при выполнении задания; внимание произвольное, может удерживать в течении длительного времени; воображение - Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

Для выявления уровня познавательных способностей использовались следующие методики: для выявления объема памяти – «Оценка объема кратковременной слуховой памяти»; для выявления уровня развития мышления – «Сравнение понятий»; для выявления уровня развития внимания - «Методика изучения произвольности внимания»; для выявления уровня воображения - методика «Дорисовывание фигур» (Приложение 1). Результаты по критериям и показателям. Методика для выявления объема памяти выявила следующие результаты: в экспериментальной группе 3 человека набрали по 10 баллов, объем памяти у них 7 – 8 единиц - это высокий уровень; 4 человека набрали по 8 баллов, объем памяти у них 6-7 единиц– это средний уровень; 4 человека набрали по 4 балла, объем памяти у них 4-5 единиц– это низкий уровень. В контрольной группе 2 человека набрали по 10 баллов, объем памяти у них 7 – 8 единиц - это высокий уровень; 6 человек набрали по 8 баллов, объем памяти у них 6-7 единиц– это средний уровень; 3 человека набрали по 4 балла, объем памяти у них 4-5 единиц – это низкий уровень. Методика для выявления уровня развития мышления выявила: в экспериментальной группе 3 человека набрали от 25 до 30 баллов - это высокий уровень; 4 человека набрали от 15 до 24 баллов – это средний уровень; 4 человека набрали менее 15 баллов – это низкий уровень. В контрольной группе 2 человека набрали от 25 – 30 баллов - это высокий уровень; 6 человек набрали от 15 до 24 баллов– это средний уровень; 3 человека набрали менее 15– это низкий уровень. Методика для выявления уровня развития внимания показала: в экспериментальной группе 3 человека набрали от 20 до 25 баллов - это высокий уровень; 4 человека набрали от 15 до 20 баллов – это средний уровень; 4 человека набрали менее 15 баллов – это низкий уровень. В контрольной группе 2 человека набрали от 20 – 25 баллов - это высокий уровень; 6 человек набрали от 15 до 20 баллов– это средний уровень; 3 человека набрали менее 15 баллов – это низкий уровень. Методика для выявления уровня развития воображения показала: в экспериментальной группе у 3 человек Кор на 2 балла и - это высокий уровень; у 4 человек Кор=среднему по группе или на 1 балл больше или меньше– это средний уровень; у 4 человек Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла – это низкий уровень. В контрольной группе у 2 человек Кор на 2 балла и более - это высокий уровень; у 6 человек Кор=среднему по группе или на 1 балл больше или меньше – это средний уровень; у 3 человек Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла – это низкий уровень. Результаты констатирующего этапа представлены в таблице 2. Таблица 2 Результаты констатирующего этапа
Уровни Контрольная группа 3«В» Экспериментальная группа 3«А»
Высокий 18.2% - 2 человека 27.2% - 3 человека
Средний 54.5% - 6 человек 36.4% - 4 человек
Низкий 27.3 % - 3 человека 36.4% - 4 человек


Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательных способностей, что говорит о необходимости их развития. С этой целью нами был проведен формирующий этап эксперимента.

С детьми экспериментальной группы ЗА проводились занятия, направленные на развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности.

Для того, чтобы определить, насколько эффективными были занятия внеурочного курса «Развитие познавательных способностей», было проведено контрольное исследование.

Полученные данные показали, что уровень показателей познавательных способностей у детей экспериментальной и контрольной групп после проведения формирующих занятий стал различным. Уровень развития показателей у детей экспериментальной группы стал значительно выше, чем у детей контрольной группы, с которыми не проводилось специальных занятий. Результаты по критериям и показателям. Методика для выявления объема памяти выявила следующие результаты: в экспериментальной группе 5 человек набрали по 10 баллов, объем памяти у них 7 – 8 единиц - это высокий уровень; 5 человек набрали по 8 баллов, объем памяти у них 6-7 единиц– это средний уровень; 1 человека набрал по 4 балла, объем памяти у него 4-5 единиц – это низкий уровень. В контрольной группе 3 человека набрали по 10 баллов, объем памяти у них 7 – 8 единиц- это высокий уровень; 4 человека набрали по 8 баллов, объем памяти у них 6-7 единиц – это средний уровень; 4 человека набрали по 4 балла, объем памяти у них 4-5 единиц– это низкий уровень. Методика для выявления уровня развития мышления выявила: в экспериментальной группе 5 человек набрали от 25 до 30 баллов - это высокий уровень; 5 человек набрали от 15 до 24 баллов – это средний уровень; 1 человек набрал менее 15 баллов – это низкий уровень. В контрольной группе 3 человека набрали от 25 – 30 баллов - это высокий уровень; 4 человека набрали от 15 до 24 баллов – это средний уровень; 4 человека набрали менее 15 баллов – это низкий уровень. Методика для выявления уровня развития внимания показала: в экспериментальной группе 5 человек набрали от 20 до 25 баллов - это высокий уровень; 5 человек набрали от 15 до 20 баллов – это средний уровень; 4 человека набрали менее 15 баллов – это низкий уровень. В контрольной группе 3 человека набрали от 20 – 25 баллов - это высокий уровень; 4 человека набрали от 15 до 20 баллов – это средний уровень; 4 человека набрали менее 15 баллов – это низкий уровень. Методика для выявления уровня развития воображения показала: в экспериментальной группе у 5 человек Кор на 2 балла и более - это высокий уровень; у 5 человек Кор=среднему по группе или на 1 балл больше или меньше– это средний уровень; у 1 человека Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла– это низкий уровень. В контрольной группе у 3 человек Кор на 2 балла и более - это высокий уровень; у 4 человек Кор=среднему по группе или на 1 балл больше или меньше– это средний уровень; у 4 человек Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла – это низкий уровень. Сравнение результатов уровня развития познавательных способностей до проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы. В контрольной группе, где не проводились занятия по развитию познавательных способностей не произошло значительных изменений. В экспериментальной группе, в которой проводились занятия внеурочного курса «Развитие познавательных способностей» произошли существенные изменения в уровне развития познавательных способностей.

Полученные нами данные позволяют сделать следующее выводы.

После проведения формирующего эксперимента уровень развития познавательных способностей детей экспериментальной и контрольной групп стал значительно отличаться. У детей экспериментальной группы уровень познавательных способностей значительно вырос, в то время, как у детей контрольной группы остались без изменений.


Таблица 3. Результаты контрольного этапа

Уровни Контрольная группа 3«В» Экспериментальная группа 3«А»
Высокий 27.2% - 3человека 45.5% - 5 человек
Средний 45,5% - 5 человека 45.5% - 5 человек
Низкий 27,2 % - 3 человека 9% - 1 человек

Таким образом, анализ полученных результатов показал эффективность занятий курса «Развитие познавательных способностей».







Приложение 1


Методика 1. Оценка объёма кратковременной слуховой памяти: 10 слов

Оценка объёма кратковременной слуховой памяти детей младшего школьного возраста и детей всех последующих школьных возрастов, а также взрослых людей. В связи с тем, что средний объём кратковременной памяти взрослого человека составляет 7 плюс-минус 2 единицы, т.е находится в пределах от 5 до 9 единиц, то, пользуясь этими данными и учитывая то обстоятельство, что в младшем школьном возрасте средний объём кратковременной памяти ребёнка приблизительно равен его возрасту в годах, по аналогии с вниманием можно предложить следующий способ перевода абсолютных показателей кратковременной памяти в стандартные показатели по 10 ти бальной шкале.

Инструкция: 1. Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. (Экспериментатор медленно читает слова, испытуемый повторяет их). Лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед. ( или: Тень, волк, шар, дым, круг, луч, роза, жук, суп, мост.)

Оценка результатов:

10 баллов получает ребёнок, имеющий объём кратковременной памяти, равный 8 и более единиц. Это касается детей в возрасте 10-12 лет. Аналогичное количество баллов -10, получают дети в возрасте от 6 до 9 лет, если объём их кратковременной памяти составляет 7-8 единиц.

В 8 баллов оценивается объём кратковременной памяти в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам. Такое же количество баллов -8-получает ребёнок в возрасте от 10 до 12 лет, имеющий объём кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.

4 балла получает 6-9-летний ребёнок, имеющий объём кратковременной памяти, составляющий 3-4 единицы. Таким же количеством баллов оценивается объём кратковременной памяти ребёнка в 10-12 лет, если он равен 4-5 единицам. 4 балла ставится ребёнку 6-9-летнего возраста в том случае, если его объём кратковременной памяти составляет 1-2 единицы. Столько же баллов получает ребёнок в возрасте от 10 до 12 лет в случае, когда объём его кратковременной памяти равняется 2-3 единицы.

В 0 баллов оценивается память 6-9-летнего ребёнка, имеющая показатель, равный нулю. Столько же баллов получает 10-12-летний ребёнок с объёмом кратковременной памяти, равным 0-1 единице.

Методика 2. Сравнение понятий.

Методика "Сравнение понятий" применяется для исследования процессов анализа и синтеза мышления. Широко использовалась в школе акад. В.М.Бехтерева. Экспериментатор из имеющегося у него набора заготавливает 8-10 пар слов, подлежащих сравнению. Набор содержит понятия разной степени общности, а также и вовсе несравнимые понятия. Именно несравнимые понятия оказываются иногда очень показательными для обнаружения расстройства мышления.

  1. Утро – вечер 16. Ворона -воробей

  2. Корова - лошадь 17. Волк - луна

  3. Летчик - танкист 18. Молоко - вода

  4. Лыжи - коньки 19. Ветер - соль

  5. Трамвай - автобус 20. Золото - серебро

  6. Озеро - река 21. Сани - телега

  7. Река - птица 22. Очки - деньги

  8. Дождь - снег 23. Воробей - курица

  9. Поезд - самолет 24. Кошка - яблоко

  10. Ось - оса 25. Вечер - утро

  11. Обман - ошибка 26. Дуб - береза

  12. Стакан - петух 27. Голод - жажда

  13. Маленькая девочка - большая кукла 28. Сказка - песня

  14. Ботинок - карандаш 29. Корзина - сова

  15. Яблоко - вишня 30. Картина – портрет

Испытуемого просят сказать, "чем похожи и чем отличаются" эти понятия. Записывают все его ответы полностью. Экспериментатор должен настаивать на том, чтобы испытуемый обязательно раньше указывал сходство между понятиями, а только потом различие. Встречаются такие пары объектов (или понятий), которые несравнимы. В таком случае вы и должны ответить: "Их сравнивать нельзя". Если испытуемый сразу начинает сравнивать эту пару - его ответ записывают, но затем все равно дают пояснение относительно "несравнимых" пар. В дальнейшем таких пояснений больше не дают, а просто регистрируют ответы испытуемых по поводу каждой пары.

При оценке ответов испытуемых следует учитывать, удается ли им выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделить признаки сходства, а также существенные признаки различия свидетельствует о слабости обобщений испытуемого, о склонности его к конкретному мышлению. За каждый правильный ответ ставиться 1 балл.

25- 30б – высокий уровень; 15 – 24 б – средний уровень; менее 20 баллов – низкий уровень.

Методика 3. Методика изучения произвольности внимания.

Направленность методики. Данная методика предназначена для диагностики такой важной характеристики внимания как произвольность. По сути, произвольность является интегральной характеристикой всего процесса внимания, всех его характеристик: объема, распределения, концентрации, устойчивости, переключаемости и других. Произвольность внимания - это способность к использованию всех возможностей внимания в нужный момент. Данная методика является очень удобной для первичного ознакомления с особенностями психических процессов испытуемого, для прогнозирования успешности профессиональной деятельности в тех областях, где высокие требования предъявляются не к отдельным характеристикам внимания, а ко всем. Также к достоинствам этой методики можно отнести ее чрезвычайную компактность, оперативность, что позволяет использовать ее при экспресс-диагностике.

Описание методики. Испытуемому дается следующая инструкция:

"Сейчас перед вами появится две таблицы, в одной из них расположено 25 чисел, а другая таблица пустая. Вам надо найти в первой таблице самое маленькое число и занести его во вторую таблицу. Потом ищете самое маленькое число из оставшихся, тоже заносите его во вторую таблицу и т.д. Ни в коем случае нельзя пропускать числа и делать какие-либо пометки в первой таблице. Время на выполнение задания вам отводится одна минута. Во вторую таблицу вы заносите числа построчно. Вы все поняли?". Необходимо удостовериться, что испытуемый действительно хорошо понял инструкцию, и только после этого проводить тестирование. При обработке фиксируется количество безошибочно расположенных чисел. В том случае, если испытуемый совершил ошибку в первых пяти числах - ему предлагается повторить задание на другом варианте, при этом сообщается инструкция: "Вы в самом начале допустили ошибку. Пожалуйста, сосредоточьтесь и повторите задание с другой таблицей." При этом учитываются результаты только по итогам второй попытки. Нормой является 20-25 безошибочно расположенных чисел.

Методика 4. Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы. В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек. Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок. Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».




Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы.  Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.