IX межмуниципальная научно-практическая конференция
обучающихся общеобразовательных организаций
«Школьная исследовательская инициатива»
Начальная школа. «Здоровье человека»
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ МОЗГА
Экспериментально - исследовательская
Шаповалова Ульяна
4 “Б” класс
МБОУ Калачеевская СОШ № 6
Научный руководитель –
Буткова Елена Михайловна,
учитель начальных классов,
МБОУ Калачеевская СОШ № 6
г. Калач 2019г.
Содержание
Введение 3
1. Основная часть 5
1.1 Что такое кинезиология. Кинезиологические упражнения 5
1.2 Организация и проведение эксперимента 6
Заключение 8
Список использованной литературы и источников 10
Приложение 11
Введение
Среди моих друзей, одноклассников есть те, которые пишут левой рукой. Меня стал мучить вопрос, почему так происходит. Нам, современным детям, в мире компьютерных технологий, найти ответ на вопрос не проблема. Поэтому, в сети интернет набрав в поисковике данный вопрос, я узнала, что наш мозг состоит из левого и правого полушарий. Левое и правое полушария мозга внешне похожи, но отличаются по строению и значению. Левое полушарие – контролирует работу правой части тела, а правое - работу левой части тела. Поэтому у большинства людей и в том числе у меня, левое полушарие главное, поэтому мы пишем правой рукой, у моих друзей «левшей», как говорят в народе, наоборот более развито правое полушарие. Для развития межполушарного взаимодействия необходимо выполнять кинезиологические упражнения. Кинезиология для меня это новое слово. Поэтому для своего эксперимента я выбрала тему «Кинезиологические упражнения для тренировки мозга» и провести эксперимент в своем классе.
Цель исследования: экспериментально выявить, что кинезиологические упражнения тренируют наш мозг.
Задачи:
Проанализировать научно – методические источники об кинезиологии и кинезиологических упражнениях;
Изучить упражнения, которые тренируют левое и правое полушарии мозга.
Разработать игровой комплекс упражнений для тренировки мозга.
Провести эксперимент среди одноклассников.
Объект исследования: кинезиологические упражнения.
Предмет исследования: влияние кинезиологических упражнений на межполушарное взаимодействие.
Методы исследования: анализ различных источников по теме исследования; наблюдение; исследование; тестирование; количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость работы состоит в использовании разработанного игрового комплекса упражнений во время утренней гимнастики и на переменах.
1. Основная часть
1.1 Что такое кинезиология. Кинезиологические упражнения
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Основная цель кинезиологии: развитие межполушарного взаимодействия, которое способствует активизации мыслительной деятельности, развитие мелкой моторики, памяти, внимания, речи; развитие мышления.1
Мозг человека представляет собой «содружество» полушарий левого и правого. Каждое из них дополняет друг друга. Для того, чтобы осмыслить любую задачу, нам необходимы оба полушария и левое, и правое.
По исследованиям ученых правое полушарие головного мозга - гуманитарное, образное, творческое - отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное восприятие.
Левое полушарие головного мозга - математическое, знаковое, речевое, логическое, – отвечает за восприятие - слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий. 2
Упражнения синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. 4
Существуют основные кинезиологические упражнения (Приложение 1)
Для усложнения упражнений можно использовать:
- ускорение темпа выполнения;
- выполнение с закрытыми глазами;
- подключение движений глаз и языка к движениям рук;
- подключение дыхательных упражнений. 4
При выполнении упражнений необходимо соблюдение следующих условий:
1) Кинезиологическая гимнастика проводится утром.
2) Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке.
3) Кинезиологическая гимнастика проводится систематично.
4) Требуется точное выполнение движений и приемов.
1.2 Организация и проведение эксперимента.
Изучив кинезиологические упражнения, я решила провести эксперимент среди одноклассников, целью которого: сравнить результаты выполнения упражнений в начале и в конце эксперимента. В эксперименте участвовал 21 ребенок.
Одноклассникам были предложены упражнения:
1. Упражнение «Ухо – нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, правой - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот». 5
2. Упражнение «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. 5
3. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь). 5
4. Упражнение «Лезгинка»
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук. 5
По результатам мы увидели, что:
13 - не получилось выполнить,
4 - частично,
3 - выполнили.
Далее я подготовила игровой комплекс из этих же кинезиологических упражнений:
Дети бегали по школе (упражнение «Кулак-ребро-ладонь»)
Раз, два, три, четыре (упражнение «Колечко»)
Умножаем на четыре (упражнение «Ухо – нос»)
Делим, делим пополам (упражнение «Ухо – нос»)
Минус, плюс, равно мадам (упражнение «Лезгинка»)
повторить с ускорением 2-3 раза
И с разрешения учителя включили в утреннюю гимнастику, а также выполняли эти упражнения на переменах.
В конце эксперимента у одноклассников повысился интерес к кинезиологическим упражнениям, это наблюдалось во время перемен между уроками.
Для выявления эффективности тренировки мозга через кинезиологические упражнения, после эксперимента предложили те же упражнения, что и в начале:
1. Упражнение «Ухо – нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, правой - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот». 5
2. Упражнение «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. 5
3. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь). 5
4. Упражнение «Лезгинка»
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук. 5
По результатам мы увидели, что:
1- не получилось выполнить,
3 - частично,
16 - выполнили.
Сравнительный анализ результатов на начало и по окончании эксперимента свидетельствует об значительных изменениях показателей. Если на начало эксперимента у 13 одноклассников не получилось выполнить упражнения, то по окончании зафиксировано – 16 из 20 с легкостью выполнили.
Недавно со мной произошел несчастный случай, сломала руку. Так как я давно занималась кинезиологическими упражнениями, без труда на уроках писала левой рукой. Когда сняли гипс, то почерк не изменился, несмотря на то, что долгое время рука не работала.
Из этого я сделала вывод, что применяя такие интересные упражнения, действительно тренируют наш мозг. Мы не только тренируем наш мозг, но и развиваем память, речь, мышление. И не зависимо правое полушарие главное или левое.
Заключение
Анализ источников по теме показывает, что наука о развитии головного мозга через движение называется «Кинезиология». Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.
Таким образом, следуя экспериментам, я убедилась, что кинезиологические упражнения задействуют все участки мозга. Использование кинезиологических упражнений способствуют не только развитию ума и физического здоровья, а также способствуют улучшению запоминания, устойчивости внимания.
Данная работа имеет научно-практическую значимость. Практическая значимость эксперимента заключается в том, что материалы могут быть использованы на практике во время утренней гимнастики, на переменах, классных часов о здоровом образе жизни.
Список интернет-источников:
1. http://www.uaua.info/ot-6-do-9/razvitie-ot-6-do-9/news-47460-palchikovaya-gimnastika-kineziologicheskie-uprazhneniya-dlya-detey-5-7-let/
2. https://econet.ru/articles/159250-kineziologicheskie-uprazhneniya-dlya-detey-uluchshenie-pamyati-i-vnimaniya
3. https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=6412
4.http://sch1240.mskobr.ru/files/attach_files/stat_ya_ispol_zovanie_gm_v_rabote_s_det_mi_mshv.pdf
5. http://raguda.ru/ds/kineziologicheskie-uprazhnenija-dlja-doshkolnikov.html
6. https://www.maam.ru/detskijsad/kineziologicheskie-uprazhnenija-741039.html
7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz zhizni/2014/09/29/kineziologicheskie-uprazhneniya
8. https://infourok.ru/kineziologicheskie-uprazhneniya-v-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya-2295582.html
Приложение
Приложение 1
Картотека кинезиологических упражнений
1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
2. «Кулак - ребро – ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).
3. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
4. «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
5. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
6. «Дыхательное упражнение». Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении вдох. Потом сделайте то же самое для правой руки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Показатели выполнения кинезиологических упражнений
на начало эксперимента
№ п/п | Упражнение «Ухо – нос» | Упражнение «Колечко» | Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» | Упражнение «Лезгинка» |
1. ребенок | | | | |
2. ребенок | | | | |
3. ребенок | | | | |
4. ребенок | | | | |
5. ребенок | | | | |
6. ребенок | | | | |
7. ребенок | | | | |
8. ребенок | | | | |
9. ребенок | | | | |
10. ребенок | | | | |
11. ребенок | | | | |
12. ребенок | | | | |
13. ребенок | | | | |
14. ребенок | | | | |
15. ребенок | | | | |
16. ребенок | | | | |
17. ребенок | | | | |
18. ребенок | | | | |
19. ребенок | | | | |
20. ребенок | | | | |
Не выполнил Выполнил частично Выполнил полностью |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Показатели выполнения кинезиологических упражнений
в конце эксперимента
№ п/п | Упражнение «Ухо – нос» | Упражнение «Колечко» | Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» | Упражнение «Лезгинка» |
1. ребенок | | | | |
2. ребенок | | | | |
3. ребенок | | | | |
4. ребенок | | | | |
5. ребенок | | | | |
6. ребенок | | | | |
7. ребенок | | | | |
8. ребенок | | | | |
9. ребенок | | | | |
10. ребенок | | | | |
11. ребенок | | | | |
12. ребенок | | | | |
13. ребенок | | | | |
14. ребенок | | | | |
15. ребенок | | | | |
16. ребенок | | | | |
17. ребенок | | | | |
18. ребенок | | | | |
19. ребенок | | | | |
20. ребенок | | | | |
Не выполнил Выполнил частично Выполнил полностью |