СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспериментально- исследовательская работа "Кинезиологические упражнения для работы мозга".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экспериментально- исследовательская работа "Кинезиологические упражнения для работы мозга".»

IX межмуниципальная научно-практическая конференция

обучающихся общеобразовательных организаций

«Школьная исследовательская инициатива»




Начальная школа. «Здоровье человека»






КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ МОЗГА


Экспериментально - исследовательская







Шаповалова Ульяна

4 “Б” класс

МБОУ Калачеевская СОШ № 6

Научный руководитель –

Буткова Елена Михайловна,

учитель начальных классов,

МБОУ Калачеевская СОШ № 6







г. Калач 2019г.

Содержание

Введение 3

1. Основная часть 5

1.1 Что такое кинезиология. Кинезиологические упражнения 5

1.2 Организация и проведение эксперимента 6

Заключение 8

Список использованной литературы и источников 10

Приложение 11







































Введение

Среди моих друзей, одноклассников есть те, которые пишут левой рукой. Меня стал мучить вопрос, почему так происходит. Нам, современным детям, в мире компьютерных технологий, найти ответ на вопрос не проблема. Поэтому, в сети интернет набрав в поисковике данный вопрос, я узнала, что наш мозг состоит из левого и правого полушарий. Левое и правое полушария мозга внешне похожи, но отличаются по строению и значению. Левое полушарие – контролирует работу правой части тела, а правое - работу левой части тела. Поэтому у большинства людей и в том числе у меня, левое полушарие главное, поэтому мы пишем правой рукой, у моих друзей «левшей», как говорят в народе, наоборот более развито правое полушарие. Для развития межполушарного взаимодействия необходимо выполнять кинезиологические упражнения. Кинезиология для меня это новое слово. Поэтому для своего эксперимента я выбрала тему «Кинезиологические упражнения для тренировки мозга» и провести эксперимент в своем классе.

Цель исследования: экспериментально выявить, что кинезиологические упражнения тренируют наш мозг.

Задачи:

  1. Проанализировать научно – методические источники об кинезиологии и кинезиологических упражнениях;

  2. Изучить упражнения, которые тренируют левое и правое полушарии мозга.

  3. Разработать игровой комплекс упражнений для тренировки мозга.

  4. Провести эксперимент среди одноклассников.

Объект исследования: кинезиологические упражнения.

Предмет исследования: влияние кинезиологических упражнений на межполушарное взаимодействие.

Методы исследования: анализ различных источников по теме исследования; наблюдение; исследование; тестирование; количественный анализ результатов исследования.

Практическая значимость работы состоит в использовании разработанного игрового комплекса упражнений во время утренней гимнастики и на переменах.

























1. Основная часть

1.1 Что такое кинезиология. Кинезиологические упражнения

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Основная цель кинезиологии: развитие межполушарного взаимодействия, которое способствует активизации мыслительной деятельности, развитие мелкой моторики, памяти, внимания, речи; развитие мышления.1

Мозг человека представляет собой «содружество» полушарий левого и правого. Каждое из них дополняет друг друга. Для того, чтобы осмыслить любую задачу, нам необходимы оба полушария и левое, и правое.

По исследованиям ученых правое полушарие головного мозга - гуманитарное, образное, творческое - отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное восприятие.

Левое полушарие головного мозга - математическое, знаковое, речевое, логическое, – отвечает за восприятие - слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий. 2

Упражнения синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. 4

Существуют основные кинезиологические упражнения (Приложение 1)

Для усложнения упражнений можно использовать:

- ускорение темпа выполнения;

- выполнение с закрытыми глазами;

- подключение движений глаз и языка к движениям рук;

- подключение дыхательных упражнений. 4

При выполнении упражнений необходимо соблюдение следующих условий:

1) Кинезиологическая гимнастика проводится утром.

2) Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке.

3) Кинезиологическая гимнастика проводится систематично.

4) Требуется точное выполнение движений и приемов.


1.2 Организация и проведение эксперимента.

Изучив кинезиологические упражнения, я решила провести эксперимент среди одноклассников, целью которого: сравнить результаты выполнения упражнений в начале и в конце эксперимента. В эксперименте участвовал 21 ребенок.

Одноклассникам были предложены упражнения:

1. Упражнение «Ухо – нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, правой - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот». 5

2. Упражнение «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. 5

3. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь). 5

4. Упражнение «Лезгинка»

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук. 5

По результатам мы увидели, что:

13 - не получилось выполнить,

4 - частично,

3 - выполнили.

Далее я подготовила игровой комплекс из этих же кинезиологических упражнений:

Дети бегали по школе (упражнение «Кулак-ребро-ладонь»)

Раз, два, три, четыре (упражнение «Колечко»)

Умножаем на четыре (упражнение «Ухо – нос»)

Делим, делим пополам (упражнение «Ухо – нос»)

Минус, плюс, равно мадам (упражнение «Лезгинка»)

повторить с ускорением 2-3 раза

И с разрешения учителя включили в утреннюю гимнастику, а также выполняли эти упражнения на переменах.

В конце эксперимента у одноклассников повысился интерес к кинезиологическим упражнениям, это наблюдалось во время перемен между уроками.

Для выявления эффективности тренировки мозга через кинезиологические упражнения, после эксперимента предложили те же упражнения, что и в начале:

1. Упражнение «Ухо – нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, правой - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот». 5

2. Упражнение «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. 5

3. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь). 5

4. Упражнение «Лезгинка»

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук. 5

По результатам мы увидели, что:

1- не получилось выполнить,

3 - частично,

16 - выполнили.

Сравнительный анализ результатов на начало и по окончании эксперимента свидетельствует об значительных изменениях показателей. Если на начало эксперимента у 13 одноклассников не получилось выполнить упражнения, то по окончании зафиксировано – 16 из 20 с легкостью выполнили.

Недавно со мной произошел несчастный случай, сломала руку. Так как я давно занималась кинезиологическими упражнениями, без труда на уроках писала левой рукой. Когда сняли гипс, то почерк не изменился, несмотря на то, что долгое время рука не работала.

Из этого я сделала вывод, что применяя такие интересные упражнения, действительно тренируют наш мозг. Мы не только тренируем наш мозг, но и развиваем память, речь, мышление. И не зависимо правое полушарие главное или левое.


Заключение

Анализ источников по теме показывает, что наука о развитии головного мозга через движение называется «Кинезиология». Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Таким образом, следуя экспериментам, я убедилась, что кинезиологические упражнения задействуют все участки мозга. Использование кинезиологических упражнений способствуют не только развитию ума и физического здоровья, а также способствуют улучшению запоминания, устойчивости внимания.

Данная работа имеет научно-практическую значимость. Практическая значимость эксперимента заключается в том, что материалы могут быть использованы на практике во время утренней гимнастики, на переменах, классных часов о здоровом образе жизни.
































Список интернет-источников:

1. http://www.uaua.info/ot-6-do-9/razvitie-ot-6-do-9/news-47460-palchikovaya-gimnastika-kineziologicheskie-uprazhneniya-dlya-detey-5-7-let/

2. https://econet.ru/articles/159250-kineziologicheskie-uprazhneniya-dlya-detey-uluchshenie-pamyati-i-vnimaniya

3. https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=6412

4.http://sch1240.mskobr.ru/files/attach_files/stat_ya_ispol_zovanie_gm_v_rabote_s_det_mi_mshv.pdf

5. http://raguda.ru/ds/kineziologicheskie-uprazhnenija-dlja-doshkolnikov.html

6. https://www.maam.ru/detskijsad/kineziologicheskie-uprazhnenija-741039.html

7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz zhizni/2014/09/29/kineziologicheskie-uprazhneniya

8. https://infourok.ru/kineziologicheskie-uprazhneniya-v-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya-2295582.html

























Приложение

Приложение 1

Картотека кинезиологических упражнений

1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

2. «Кулак - ребро – ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).

3. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

4. «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

5. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

6. «Дыхательное упражнение». Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении вдох. Потом сделайте то же самое для правой руки.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Показатели выполнения кинезиологических упражнений

на начало эксперимента


п/п

Упражнение «Ухо – нос»

Упражнение «Колечко»


Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Упражнение «Лезгинка»

1. ребенок





2. ребенок





3. ребенок





4. ребенок





5. ребенок





6. ребенок





7. ребенок





8. ребенок





9. ребенок





10. ребенок





11. ребенок





12. ребенок





13. ребенок





14. ребенок





15. ребенок





16. ребенок





17. ребенок





18. ребенок





19. ребенок





20. ребенок





Не выполнил

Выполнил частично

Выполнил полностью















ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Показатели выполнения кинезиологических упражнений

в конце эксперимента


п/п

Упражнение «Ухо – нос»

Упражнение «Колечко»


Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Упражнение «Лезгинка»

1. ребенок





2. ребенок





3. ребенок





4. ребенок





5. ребенок





6. ребенок





7. ребенок





8. ребенок





9. ребенок





10. ребенок





11. ребенок





12. ребенок





13. ребенок





14. ребенок





15. ребенок





16. ребенок





17. ребенок





18. ребенок





19. ребенок





20. ребенок





Не выполнил

Выполнил частично

Выполнил полностью