Экспериментально – исследовательский проект «Что мы знаем о чае?»
Выполнила воспитатель 1кв.к.
Борисова Наталья Евгеньевна
(старшая группа)
Актуальность: Познавательное развитие ребёнка предполагает развитие его интересов, любознательности, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе познавательного и общего психического развития ребёнка. Жажда новых знаний лежит в основе развития поисковой деятельности направленной на познание окружающего мира. Одним из средств развития познавательной активности дошкольников является экспериментально – исследовательская деятельность.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, ведь он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Китайская пословица гласит: « Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Именно поэтому важнейшей, составляющей исследовательской деятельности является экспериментирование. Оно оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, формирование трудовых навыков. В ходе экспериментально – исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. В процессе экспериментирования ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, что будет, если и т.д.), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Выбирая тему своего проекта, мы решили узнать всё о чае. Хорошо знакомый нам всем продукт питания, а что мы знаем о нём? Где родина чая, как он попал в Россию, каковы его полезные, лечебные свойства и какие разновидности чая бывают. Данная тема тесно переплетается с нашим основным проектом «Русь моя светлая» и позволяет привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников, а также специалистов ДОУ, Проект позволит разработать и провести цикл занятий по опытно – экспериментальной деятельности, а так же провести развлекательные фольклорные мероприятия с использованием атрибутов музея «Русская изба».
Тип проекта: краткосрочный, групповой, исследовательский проект с элементами экспериментирования и творчества детей 5-6лет.
Длительность: 2,5 месяца
Участники проекта: дети, родители, воспитатели старшей группы «Светлячок».
Цель проекта: создание условий для расширения у детей представлений о чае через экспериментально – исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
Вызвать интерес к истории появления чая, как напитка, его свойствам и качествам;
Расширить представление о выращивании чая, его заготовках;
Приобщать детей к экспериментированию;
Познакомить с историей появления чая в России, традициями русского чаепития;
Обогатить представления детей о разнообразных видах чая, о лечебных свойствах чая из различных трав;
Поощрять стремление детей работать в подгруппах, умение договариваться, слушать друг друга;
Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, познакомить с профессией чаевода;
Приобщать родителей к участию в работе над реализацией проекта.
Предполагаемый результат:
Повышение уровня знаний детей о чае, как о напитке, имеющем полезные и вредные качества;
Расширение знаний детей о профессиях, связанных с выращиванием, производством различных видов чая;
Установление равноправных, партнёрских отношений с родителями;
Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение экспериментальной лаборатории различными видами чая, создание буклета «Что мы знаем о чае?»
Пополнение знаний детей о традициях русского чаепития
Ребёнок будет уметь:
Иметь представление о чае, его качествах, в том числе и лечебных;
Познакомится с профессиями, связанными с выращиванием и производством чая;
Узнает о различных свойствах чая, в ходе экспериментальной деятельности;
Узнает о странах – производителях чая, расширит свои знания о русских традициях;
Предварительная работа: ознакомление с энциклопедическим материалом по данной теме; получение знаний с помощью компьютерной сети Интернет; обращение к специалистам в данной области, просмотр фотографий и иллюстраций.
При реализации проекта были использованы формы работы:
- анализ познавательной литературы
- опытно-экспериментальная деятельность
- исследовательская деятельность
- экскурсии
- наблюдения
- творческая деятельность
- игровая деятельность
Их сопровождали следующие методы и приёмы:
Словесные: разучивание стихов, песен, потешек; рассказывание сказок, чтение литературных произведений.
Практические: опытно-экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность (поделки из чайных упаковок, рисование чаем и т.д.) экскурсии, творческие игры.
Наглядные: рассматривание картин, альбомов, занятия в м/ц.
Обеспечение проекта:
Методическое: детская энциклопедия, энциклопедия « Мир вокруг нас», литература по приобщению детей к р.н. традициям.
Материально – техническое: м/ц, музей «Русская изба».
План реализации проекта:
№ | Виды деятельности | Цель | Ответственные |
1этап (организационный) 01.10. – 15.10 |
1. | Подбор познавательной и методической литературы | Изучение и анализ литературы для организации работы над проектом | воспитатели |
2. | Беседа с детьми «Чай – напиток здоровья» | Создание условий для повышения интереса детей к истории появления чая на Руси, его разновидностях, свойствах и качествах. | воспитатели |
3. | Разработка проекта, определение цели и задач | Создание условий для реализации проекта |
4. | Организация рабочих групп, привлечение к сотрудничеству родителей |
2 этап (практический) 16.10. – 10.12. |
1. | Посиделки в «Русской избе» у самовара | Создание условий для знакомства детей с традициями чаепития на Руси | воспитатели |
2. | «Где чай родился и где пригодился» НОД в м/ц | Знакомство детей с выращиванием чая на плантациях, трудом чаевода. | воспитатели, родители |
3. | Экскурсия в детскую библиотеку | Стимулировать желание детей самостоятельно находить нужную информацию | воспитатели |
4. | Опытно – экспериментальная деятельность: « Знакомство со свойствами сухого чая, его разновидностями» | Поощрять желание детей самостоятельно или с небольшой помощью взрослых добывать знания в процессе опытно-экспериментальной деятельности | воспитатели, дети |
5. | «Чай – напиток хорош, да и для здоровья гож» знакомство с разновидностями фиточая | Способствовать формированию у детей представления о лечебных свойствах фиточая | воспитатели, родители |
6. | Опытно-экспериментальная деятельность: «Чай – природный краситель» | Создание условий для расширения знаний детей о свойстве чая, как природного красителя | воспитатели, дети, родители |
7. | Опытно-экспериментальная деятельность: «Способность чая сохранять свой запах» | Подвести детей к пониманию необходимости герметичной упаковки чая | воспитатели, родители, дети |
8. | Творческая деятельность: « Волшебный коробок» | Создание условий для развития у детей творческих способностей, используя чайные упаковки | воспитатели, родители |
9. | Творческая деятельность: «Рисование сухим чаем» | Развитие у детей фантазии, воображения, поощрять желание выполнить работу, используя нетрадиционный материал. | воспитатели, родители |
10. | Творческая игра «Фитобар» | Поддержать желание детей придумывать и разворачивать сюжет игры на основе накопленных знаний. | воспитатели, родители, дети |
3 этап (итоговый) 11.12. – 20.12 |
1. | Оформление выставки творческих работ «Волшебный коробок» и «Рисование сухим чаем» | Обобщить результаты реализации проектной деятельности. | воспитатели, родители |
2. | Проведение фольклорного праздника «Чайные посиделки» | воспитатели, родители |
3. | Презентация проекта «Что мы знаем о чае» Предоставление опыта работы коллегам в рамках тематического педсовета и ГМО. | воспитатели |