СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эксперементально -практическое исследование эмоциональной сферы детей в начальной школе .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экспериментальная работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей в начальной школе .

Просмотр содержимого документа
«Эксперементально -практическое исследование эмоциональной сферы детей в начальной школе .»

Экспериментальная работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей в начальной школе .

Описание базы исследования.

Исследование проводилось на экспериментальном уровне. Оно проходило в виде формирующего эксперимента с целью развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.

Базой для исследования были выбраны две средние группы МДОУ «ЦРР – детский сад №90 «Крепыш» г. Йошкар-Олы. В эксперименте участвовал 41 человек. Экспериментальной группой была выбрана средняя группа №5 детского сада №90, состоящая из 22 человек: 14 девочек, 8 мальчиков. Контрольной группой была выбрана средняя группа №11 того же детского сада, состоящая из 19 человек: 9 девочек, 10 мальчиков.

Условия исследования для всех детей были одинаковые.


Список экспериментальной группы:

  1. Лобастов Женя

  2. Атамасова Лера

  3. Софронова Лиза

  4. Новоселова Ирина

  5. Александрова Таня

  6. Земцов Платон

  7. Акулина Аня

  8. Репняков Дима

  9. Васина Ксюша

  10. Бастракова Аня

  11. Краснощекова Аня

  12. Егошина Оля

  13. Лобанов Алексей

  14. Ершов Дима

  15. Ямбаева Аня

  16. Таныгина Соня

  17. Бастракова Настя

  18. Исаева Лера

  19. Малышева Ксюша

  20. Батрутдинов Саша

  21. Егошин Артем

  22. Токтаев Рома


Список контрольной группы:

  1. Хват Юля

  2. Васильева Катя

  3. Емельянов Саша

  4. Овчинников Игорь

  5. Рыбакова Полина

  6. Нымм Илья

  7. Яковлев Сергей

  8. Колбасин Паша

  9. Кольцова Лера

  10. Александров Кирилл

  11. Шитиков Игорь

  12. Чугунова Фаина

  13. Алтышева Саша

  14. Белгузов Коля

  15. Чоплиянин Тимур

  16. Саяркина Аня

  17. Филиппов Степан

  18. Сырнева Даша

  19. Дружнина Диана


2.2. Диагностические средства исследования

2.2.1. Изучение уровня проявления эмоций детьми

Экспертная оценка родителей

Цель: выявить уровень выражения эмоций детьми

Оборудование: лист бумаги на одного из родителей, ручка, бланк с предлагаемым заданием.

Ход:

Родителям предлагается оценить степень развития эмоций (радость, удивление, интерес, грусть, гнев, страх, стыд, отвращение, презрение, спокойствие) своего ребенка по следующей шкале:

3 – эмоция ярко выражается;

2 – средняя степень выражения эмоции;

1 – слабая степень выражения эмоции;

0 – эмоция отсутствует.

Обработка результатов:

3-высокий уровень;

2-средний уровень;

1-низкий уровень;

0-отсутствует.



2.2.2. Изучение уровня узнавания эмоций детьми

Методика «Угадай эмоцию»

Цель: выявить уровень узнавания эмоций детьми.

Оборудование: набор рисунков и фотографий с изображением разных эмоциональных реакций человека.

Инструкция: «Посмотри, какие интересные картинки. Сейчас я буду указывать на одну из них, ты должен назвать, какое это лицо (какое настроение)».

Обработка результатов:

1 балл – эмоция названа правильно;

0 баллов - эмоция не названа или названа неправильно.

Все результаты обследования занесены в таб. 2.



2.3. Описание формирующей работы

Нами была разработана и апробирована серия занятий, игр и этюдов на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста. Занятия были включены в распорядок дня, а игры и этюды проводились в свободном времяпрепровождении. Занятия проводились по подгруппам, игры и этюды – фронтально.

Этюды:

1. «Новая кукла» (радость)

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

2. «Баба-Яга» (гнев)

Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печь, чтобы потом съесть ее, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет – сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

3. «Фокус» (удивление)

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собачка.

4. «Золушка» (печаль)

Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

5. «Один дома» (страх)

Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка Енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке Еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

6. «Лисичка подслушивает» (интерес)

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

7. «Кот Васька» (стыд)

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка пришла на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

8. «Соленый чай» (отвращение)

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налили себе чай и, неглядя, по ошибке вместо сахара насыпал себе в чашку две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

9. «Новая девочка» (презрение)

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках она держала красивую куклу, на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей – недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджала губы…

10. «Кто съел конфеты» (удивление и стыд)

Мам ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень захотелось попробовать вкусных конфет из вазочки. Он не заметил, как съел все конфеты. Когда мама вернулась, она спросила: «Кто съел конфеты?» На что мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве кошки едят конфеты?» (удивление). Мальчику стало стыдно за свой обман (стыд).


Игры:

1. «Угадай эмоцию»

Цель: учить детей узнавать эмоцию, настроение и изображать ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций

Оборудование: пиктограммы

Ход: На столе, картинкой вниз выкладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую картинку, не показывая ее остальным. Взрослый может подсказать ребенку, но надо, чтобы ребенок сам придумывал ту ситуацию, в которой возникает эта эмоция. Остальные дети – зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его минисценке.

2. «Назови похожее»

Цель: активизировать словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.

Ход: Воспитатель называет основную эмоцию или показывает ее схематическое изображение, а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию (шкала Изарда).

3. «Испорченный телефон»

Цель: учить детей узнавать и передавать эмоцию без слов, с помощью мимики, пантомимики.

Ход: Все участники, кроме двоих, закрывают глаза, «спят». Воспитатель молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передают ему свою версию увиденного. Итак, до последнего участника игры.

После этого воспитатель опрашивает всех участников игры о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Если какой-то участник игры ошибся, воспитателю при обсуждении следует задать вопросы: «По каким признакам ты определил именно эту эмоцию? Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее? Трудно ли тебе было понять другого участника?»

4. «Рисуем настроение»

Цель: научить детей изображать свое настроение или эмоцию с помощью художественных приемов

Оборудование: листы бумаги, краски, кисти, карандаши

Ход: Играя в эту игру, воспитатель может предложить детям следующие варианты заданий:

- начинать каждое занятие с выполения рисунка на тему «Мое настроение сейчас»;

- каждый ребенок вытягивает картинку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить;

- каждый рисует ту эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор;

- все дети рисуют ту эмоцию, с которой познакомились на данном занятии. Во время обсуждения выбирают рисунки, наиболее ярко отражающую данную эмоцию.


Рисунки могут быть сюжетные, абстрактные (цвет).


Занятие 1

«Наше настроение»

Задачи:

  1. Учить распознавать следующие эмоциональные состояния (настроение) по мимике: радость, гнев, удивление, грусть;

  2. Учить детей наиболее ярко проявлять эмоции с помощью мимики;

  3. Создать радостное настроение и желание заниматься на таких занятиях.

Материал: набор пиктограмм, отображающих различные эмоции; набор сюжетных картинок, у героев которых не прорисованы лица.

Методы и приемы: рассматривание картинок, вопросы, похвала, беседа, объяснение, изображение эмоции.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня мы познакомимся с новым словом «эмоция», вы его должны запомнить. Эмоция – это то, сто живет внутри человека. У каждого из вас есть тоже самые разные эмоции: радости, гнева, печали, удивления. По вашему лицу всегда можно узнать, какое у вас настроение, т.е., какая эмоция выражена на вашем лице в данный момент. Давайте посмотрим друг на друга, какие эмоции сейчас на лицах детей.

- А теперь посмотрите на эту картину, какое настроение у этой девочки? (см. приложение).

- Радостное.

- Почему?

- А в каких ситуациях у нас бывает радостное настроение?

- Какое при этом бывает лицо? (Отмечаем форму губ, положение бровей: уголки рта приподняты, глаза прищурены, брови приподняты).

Далее рассматриваем пиктограмму радости.

- Ребята, а давайте попробуем изобразить радость у себя на лице. Давайте выберем «самое радостное лицо».

- Молодцы, посмотрите теперь на эту картинку. Кто здесь?

- Карабас - Барабас.

- Да, молодцы, а какое настроение у Карабаса, какая эмоция? (Злость).

- Да, это гнев, Карабас злится, гневается.

- В каких ситуациях у нас бывает злое лицо? (Глаза расширены, брови сближаются, а рот плотно закрыт, губы как будто заворачиваются во внутрь)

Далее знакомлю детей таким же образом с эмоциями грусти, удивления.

- Ребята, сейчас я раздам вам картинки, но лицо главного героя не изображено. Вы должны внимательно посмотреть и дорисовать лицо героя то, которое как вы считаете должно быть в данной ситуации. Лицо рисуем схематически, вот так, как на этих картинках, но чтобы было понятно, какое лицо у героя.

- Теперь вы должны объяснить, какое чувство переживает ваш герой и почему.

- Молодцы, ребята, мне понравилось с вами заниматься. Так мы еще будем играть много раз.


Занятие 2

«Эмоции через движения и голос»

Задачи:

  1. Учить распознавать эмоции: радость, грусть, удивление, страх, гнев по пантомимике и интонациям голоса.

Материал: набор пиктограмм, отображающих различные эмоции.

Ход занятия:

- Ребята, о чем мы говорили с вами в прошлый раз? Какое новое слово вы узнали? (эмоции).

- Что это такое?

- С какими эмоциями вы познакомились?

Показываю схемы эмоции, дети называют.

- Молодцы, А как еще, кроме как по лицу, можно узнать эмоцию человека. Какое у него настроение?

- Можно узнать по тому, как он двигается, какие у него жесты, а еще можно узнать по голосу.

- Например, при эмоции радости руки человека подвижны, он может схватиться за бока. Кто сможет изобразить эмоцию радости, посмеяться над чем-нибудь.

- А что происходит с человеком, когда он грустит, где находятся его руки, ноги? (Руки малоподвижны, служат опорой для головы, ступни свернуты, человек слаб).

- Кто сможет изобразить грустного человека, сказать что-то?

Все остальные эмоции разбираем так же. Гнев: руки размахивают, кисти сжаты в кулак, дрожание, топание ногами. Страх: закрывает лицо, руки прижаты к груди, дрожание, ноги согнуты в коленях. Удивление: руки неподвижны, ноги согнуты в коленях.

Изображение следующих этюдов: «Новая кукла», «Баба-Яга», «Фокус», «Золушка», «Один дома».

Подвожу итог занятия, хвалю детей.

Занятие 3

«Как много эмоций в нашем мире».

Задачи:

  1. Дать понятие о различной степени интенсивности эмоций.

  2. Закрепить знания детей об основных эмоциях.

  3. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

Материал: набор пиктограмм, отображающих различные эмоции.

Ход занятия:

По пиктограммам повторить основные эмоции: радость, грусть, удивление, гнев, страх.

Беседы с детьми о том, что эмоции бывают разные, и все люди выражают тоже по-разному.

- Есть знакомая нам эмоция радости, но бывают ситуации и случаи, когда люди радуются сильно-сильно, восторгаются чем-то – это эмоция восторга.

- Бывает, что мы немного грустим, плачем, печалимся, а иногда у людей на лице не просто грусть, а горе. Когда такое бывает, может, кто-то видел?

Таким же образом объяснить следующие степени интенсивности эмоций:

гнев: раздражение – ярость;

стыд: застенчивость – робость;

страх: испуг – ужас;

интерес: внимательность – увлеченность.

Дети изображают эмоции разной интенсивности.

- Что вы заметили при просмотре этюдов «Раздражение» и «Ярость»?

- В чем разница? Что переживает девочка, испачкав платье? Потеряв любимую собачку? Какие еще примеры вы можете привести?

Объясняю детям, что эмоции бывают положительные и отрицательные, привожу примеры.

Игра «Назови похожее»

Подвожу итог занятия, хвалю детей.


Занятие 4

«Эмоции через рисование»

Задачи:

  1. Учить детей выражать эмоции, настроение художественными приемами;

  2. Закрепить знание понятия положительной и отрицательной эмоции.

Материал: листы бумаги, краски, кисти, карандаши, набор пиктограмм.

Ход занятия:

Повторяем основные эмоции и распределяем их на положительные и отрицательные.

Рисование «Картины с настроением»

- Как можно выразить свое настроение, свои переживания?

- Может ли рисунок передать настроение автора?

Анализ рисунков: анализируем содержание, использование цвета, графические характеристики (линии, пятна).

Игра «Угадай эмоцию»

Подвожу итог занятия, хвалю детей.


Занятие 5

«Страх»

Задачи:

  1. Познакомить с новой эмоцией (страх);

  2. Учить распознавать и изображать его;

  3. Отрегулировать имеющиеся страхи.

Материал: сюжетная картинка страха и ее схематическое изображение.

Ход занятия:

Рассматривание сюжетной картинки и схематического изображения эмоции страха.

- Какое настроение у героев этой картины?

- Как вы это узнали?

- Когда у нас бывает такое настроение?

- Вы когда-нибудь переживали страх? Что произошло потом?

Объясняю детям, как она проявляется в мимике, пантомимике, голосе.

Предлагаю детям попытаться самостоятельно изобразить эмоцию страха.

Разбираем разные степени интенсивности страха (испуг – страх – ужас).

Проигрываем этюды на изображение страха с переходом в положительную эмоцию: удивление, радость.

Игра «Угадай эмоцию»

Подвожу итог занятия, хвалю детей.


Занятие 6

«Интерес»

Задачи:

  1. Познакомить с эмоцией интереса.

  2. Учить распознавать и изображать ее.

  3. Повторить пять пройденных эмоций.

Материал: картинка с изображением интереса

Ход занятия:

Игра «Испорченный телефон»

Рассматривание картинки с изображением интереса.

- Какое настроение у героя этой картины?

- Как вы это узнали?

- Когда у нас бывает такое настроение?

- Это положительная или отрицательная эмоция?

Предлагаю детям самостоятельно изобразить эмоцию интереса.

Проигрываем с детьми на изображение интереса «Лисичка подслушивает». Далее даю детям возможность придумать тему этюда на изображение интереса самостоятельно.

Подвожу итог занятия, хвалю детей.


Занятие 7

«Стыд»

Задачи:

  1. Познакомить с эмоцией стыда.

  2. Закрепить пройденное.

Материал: картинка с изображением эмоции стыда, листы бумаги, карандаши, кисти, краски.

Ход занятия:

Игры «Угадай эмоцию», «Рисуем настроение» (вариант 1).

Предлагаю детям нарисовать то настроение, которое у них сейчас.

Делаю анализ рисунков.

- Какое настроение ты хотел передать?

- Почему у тебя сегодня такое настроение? Чем оно вызвано?

Рассматривание картинки с изображением стыда.

- Какое настроение у девочки на этой картинке?

- А как вы это узнали?

- Когда у нас бывает такое настроение?

Проигрывание этюдов на изображение стыда «Кот Васька», «Кто съел конфеты».

- Было ли вам когда-нибудь стыдно? За что?

- Сейчас кто-нибудь стесняется чего-то?

Подвожу итог занятия, хвалю детей.




Занятие 8

«Отвращение и презрение»

Задачи:

  1. Познакомить с эмоцией отвращения и презрения.

  2. Учить распознавать и изображать их.

  3. Закрепить пройденный материал.

Материал: набор пиктограмм, набор картинок и фотографий с изображением разных эмоциональных проявлений человека.

Ход занятия:

Рассматривание картинок и схематических изображений отвращения и презрения.

- Какое настроение у героев этой картины?

- Как вы это узнали?

- У вас бывает такое настроение?

- Когда и почему у вас было такое настроение?

- Какая это эмоция, отрицательная или положительная?

Предлагаю детям по желанию изобразить ту или иную эмоцию.

- Трудно ли было вам изобразить отвращение (презрение)?

- Почему?

Объяснить детям обозначение каждой эмоции, условия и ситуации их проявления.

Объяснить детям, что проявление данных эмоций не желательно в общении со сверстниками, взрослыми.

Проигрывание этюдов на изображение отвращения «Соленый чай» и презрения «Новая девочка».

Игры «Угадай эмоцию» и «Испорченный телефон».

- Что мы делали на всех занятиях, с чем знакомились?

- Что нового вы узнали?

- Понравилось ли вам знакомиться с разными эмоциями? Изображать их? Узнавать эмоции и настроение друг друга? Хотелось ли бы вам, чтобы такие занятия с вами проводились еще?

Мне тоже очень понравилось с вами заниматься, я рада, что теперь вы знаете много разных эмоций, умете их изображать, понимать настроение друг друга по мимике и пантомимике.



2.4. Результаты констатирующего и контрольного обследований


Чтобы наглядно представить результаты динамики развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, можно обратиться к таблицам и диаграммам.

Ф. И. ребенка

радость

удивле-ние

интерес

грусть

гнев

страх

стыд

отвра-щение

през-рение

Спокой-ствие

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

Пос-ле

1.     Лобастов Женя

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

1

2

1

2

0

1

2

2

2.     Атамасова Лера

3

3

2

3

3

3

3

3

2

3

2

2

1

1

1

1

0

1

2

3

3.     Софронова Лиза

3

3

3

3

2

3

2

3

3

2

1

2

2

2

2

2

1

0

2

2

4.     Новоселова Ирина

2

3

2

2

2

3

1

2

1

1

2

2

1

3

1

1

0

0

1

1

5.     Александрова Таня

3

3

2

3

3

3

2

3

3

3

3

3

2

3

0

1

0

1

2

3

6.     Земцов Платон

3

3

2

2

3

3

1

2

3

3

2

3

1

2

2

1

0

1

1

1

7.     Акулина Аня

3

3

2

3

3

3

2

3

1

2

3

3

2

2

1

1

0

1

2

2

8.     Репняков Дима

3

3

2

2

3

3

2

2

1

0

1

0

1

0

0

0

0

0

2

2

9.     Васина Ксюша

3

3

2

3

3

3

2

3

3

3

1

2

2

3

2

3

2

3

1

2

10. Бастракова Аня

3

3

2

3

3

3

2

3

3

3

3

3

2

3

2

2

1

2

0

0

11. Краснощекова Аня

3

3

3

2

3

3

2

1

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

2

12. Егошина Оля

3

3

2

2

3

3

3

3

3

3

2

2

1

0

1

0

0

1

1

1

13. Лобанов Алексей

3

3

3

3

3

3

2

3

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

2

2

14. Ершов Дима

2

3

3

3

2

2

2

3

3

3

3

3

2

3

1

1

0

1

2

0

15. Ямбаева Аня

3

3

1

1

1

3

2

1

3

3

3

3

2

2

1

1

0

0

2

2

16. Таныгина Соня

2

3

1

3

2

3

0

2

3

3

3

3

1

2

2

1

0

1

0

1

17. Бастракова Настя

2

3

2

2

3

3

2

3

0

1

2

3

1

1

0

0

0

0

3

3

18. Исаева Лера

3

3

2

3

2

3

3

3

3

3

2

3

1

2

1

1

1

1

2

2

19. Малышева Ксюша

3

3

2

3

1

3

2

3

3

3

1

3

1

1

0

0

1

1

2

3

20. Батрутдинов Саша

3

3

2

3

2

3

2

3

3

2

2

3

2

2

1

1

1

0

0

0

21. Егошин Артем

3

3

2

3

1

2

2

3

1

2

1

2

1

1

1

1

1

0

0

0

22. Токтаев Рома

3

3

2

3

2

3

3

3

2

3

2

1

3

3

1

0

0

0

0

0

Результаты изучения уровня выразительности эмоций детьми экспериментальной группы

по экспертной оценке родителей Таблица 1

Рисунок 1


Исходя из рисунка, видно, что эмоция радости ярко проявляется у 86%, средняя степень проявления – у 14%, слабой степени проявления и отсутствия этой эмоции у детей не наблюдается. После проведенной работы у 100% детей эмоция радости проявляется ярко. Такой высокий показатель можно объяснить тем, что самая легкая и знакомая для понимания эмоция.

Яркое проявление грусти только у 23% детей, но высокий показатель средней степени проявления грусти, низкий уровень проявления – у детей 9%, эмоция отсутствует у 4% детей. После эксперимента у детей повысился высокий уровень проявления радости до 73%, средний уровень – у 18%, низкий – у 9%, можно предположить, что все дети в той или иной степени научились проявлять эмоцию грусти.

Вначале эксперимента эмоция отвращения ярко ни один из детей не проявлял – 0%, средний степень проявления была у 23% детей, а низкая – у 59%, эмоция отсутствовала у 4% детей. После проведения работы ярко начали проявлять эмоцию отвращения 4% детей, на среднем уровне 14% детей, слабая степень проявления осталась на том же уровне – 59% детей, у которых эмоция отсутствует, стало больше – 23%. Это можно объяснить тем, что это отрицательная эмоция, а то, что высокий уровень проявления эмоции поднялся всего лишь на 4% можно объяснить тем, что это эмоция сложная для понимания детьми среднего дошкольного возраста, ее трудно объяснить.

Эмоция страха ярко проявляется у 41% детей, низкий – у 27%, нет ни одного ребенка, у которых бы отсутствовала эта эмоция. После эксперимента ярко эмоция стала проявляться у 54% детей, средняя степень – у 32%, низкий – у 9%, исчезла такая эмоция – у 5% детей. Также показатели можно объяснить тем, что с эмоцией страха дети знакомы довольно близко, скорее всего они лично сами попадали в такие ситуации. Возрос высокий уровень проявления страха, возможно в тот период, когда с ними проводилась работа, что-то произошло, что-то сильно напугало их (пожар, злая собака).

Эмоция гнева ярко проявляется и в начале, и в конце эксперимента – у 59% детей, средняя степень проявления гнева до работы – у 14% детей, слабая степень проявления этой эмоции – у 23%, эмоция отсутствует у 4% детей, как в начале эксперимента, так и в конце. После проведенной работы увеличилось количество детей со степенью проявления гнева, низкая степень проявления эмоции – у 14% детей.

Эмоция презрения вначале эксперимента на высоком уровне не проявлялась ни у одного из детей, средняя степень проявления эмоции – у 32% детей, проявление эмоции отсутствует – у 64% детей. После проведенной работы – яркое проявление эмоции было замечено у 4% детей, средняя степень проявления – у 50% детей, проявление данной эмоции отсутствует – у 41%. Возможно это по тому, что эмоция презрения тоже очень сложная для понимания детьми, возможно дети с ней еще не встречались.

Яркое проявление эмоции интереса у 59% детей, средняя степень проявления у 32% детей, низкая – у 9% детей. Нет таких детей, у которых данная эмоция отсутствует вообще. После эксперимента эмоция ярко проявляется у 90% детей, средний уровень проявления – 9%. Возможно это потому, что эту эмоцию дети понимают и выражают легко.

Эмоция спокойствия ярко проявляется только у 4% детей, в основном эта эмоция проявляется на среднем уровне – 50%, одинаковое количество детей – 23% проявляют эту эмоцию на низком уровне. После эксперимента картина немного изменилась. Возросло количество детей, ярко проявляющих эмоцию спокойствия – 18%, средняя степень проявления у 41% детей, низкий уровень проявления у 18% детей, также у 23% детей эмоция отсутствует. Возможно, это объясняется тем, что большое количество детей группы гиперактивные, эмоциональные, и родители считают, что эмоция спокойствия у них отсутствует.

Высокий уровень проявления эмоции удивления у 23% детей, средний - у 63%, низкий – у 9%. Отсутствие данной эмоции ни у кого не наблюдалось. После эксперимента количество детей, ярко проявляющих эмоцию удивления, увеличилось у 68%, средняя степень проявления – у 27%, слабая степень проявления – у 29%. Возможно, это по тому, что в этом возрасте дети узнают очень многое, им все интересно, поэтому эмоция удивления возникает у них часто.

Эмоция стыда ярко проявляется только у 9% детей, основное количество детей – 73% проявляют эту эмоцию на среднем уровне, слабая степень проявления у 18%. Нет таких детей, у которых эмоция стыда вообще отсутствует. После эксперимента ярко стали проявлять эмоцию стыда 18% детей, основное количество детей – 82% эмоцию проявляли так же на среднем уровне, на низком уровне – 0%. Все дети этой группы испытывали чувство стыда, большое количество детей проявляют эмоцию стыда на среднем уровне.

Таким образом, мы видим, что эмоции отвращения и презрения дети выражают слабо. Много детей достаточно ярко проявляют эмоцию страха. Это свидетельствует о том, что с детьми следует проводить работу по коррекции страхов. Высокий уровень проявления также у эмоции гнева, хотя эта эмоция негативная и её яркое проявление нежелательно. Эмоцию стыда на среднем уровне проявляет большее число детей группы 0 82%. Можно предположить, что работа по нравственному развитию детей ведётся. Эмоцию грусти ярко стали проявлять большое количество детей. Следовательно работа проведенная нами дала положительные результаты в выражении эмоции детьми, так практически по всем эмоциям прошла позитивная динамика.



Результаты изучения уровня выразительности эмоций детьми контрольной группы

по экспертной оценке родителей Таблица 2


Ф. И. ребенка

радость

удивле-ние

интерес

грусть

гнев

страх

стыд

отвра-щение

през-рение

Спокой-ствие

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

Пос-ле

1.     Хват Юля

3

3

2

2

3

3

2

2

1

1

3

3

2

2

1

1

1

1

1

3

2.     Васильева Катя

3

3

3

3

2

2

0

0

2

2

0

0

0

0

0

0

0

0

2

2

3.     Емельянов Саша

3

3

3

3

2

2

1

1

0

0

1

3

1

1

0

0

0

0

2

2

4.     Овчинников Игорь

3

3

2

2

1

3

0

1

1

0

2

2

1

1

0

0

0

0

2

1

5.     Рыбакова Полина

3

3

2

2

2

3

3

2

1

1

3

2

1

1

0

0

0

0

3

0

6.     Нымм Илья

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

1

1

0

0

0

0

2

2

7.     Яковлев Сергей

3

2

2

2

3

3

2

2

1

1

1

2

2

2

1

1

0

1

1

2

8.     Колбасин Паша

3

3

2

2

3

3

1

2

0

0

1

1

1

1

0

0

0

0

2

2

9.     Кольцова Лера

3

3

2

2

2

3

2

2

1

1

1

2

0

1

1

0

1

0

2

3

10. Александров Кирилл

3

3

2

2

3

3

1

1

0

0

2

2

1

2

0

1

0

0

2

2

11. Шитиков Игорь

2

3

2

2

3

3

1

2

1

1

2

2

1

2

1

1

1

0

0

1

12. Чугунова Фаина

3

3

2

2

3

3

2

2

2

3

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

13. Алтышева Саша

3

3

2

2

3

3

2

2

3

3

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

14. Белгузов Коля

3

3

2

2

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

0

0

0

0

0

0

15. Чоплиянин Тимур

2

2

1

1

1

1

2

2

1

1

1

2

0

0

0

0

0

2

0

1

16. Саяркина Аня

2

2

2

2

1

1

3

3

2

2

1

2

0

0

1

1

0

0

1

1

17. Филиппов Степан

3

3

2

3

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

0

0

1

1

18. Сырнева Даша

3

3

3

3

2

3

3

3

2

3

2

2

1

1

0

0

1

3

0

0

19. Дружнина Диана

3

3

2

2

3

2

2

2

1

1

0

0

1

1

1

1

0

0

1

2

Рисунок 2

По рисунку видно, что эмоция радости ярко проявляется у 84% детей, средняя степень проявления у 16%. Результаты до и после эксперимента одинаковые. Можно сказать, что эта эмоция тоже достаточно хорошо проявляется детьми.

Яркое проявление эмоции удивления у 21% детей, большое количество детей эту эмоцию проявляют на среднем уровне – 74%, слабо проявляют – 5%. В конце эксперимента количество детей, ярко проявляющих эмоцию, незначительно увеличилось, до 26%. Количество детей со средним уровнем проявления эмоции уменьшилось до 69%. Детей со слабой степенью выражения эмоции удивления осталось столько же – 5%.

Большое количество детей, ярко проявляющих эмоцию интереса – 53% детей, средняя степень проявления эмоции - у 26%, слабая – у 21%. В конце эксперимента эмоция ярко проявлялась у 68% детей, средняя степень – у 21%, слабая степень – у 11%.

Ярко эмоция грусти проявлялась у 21 % детей, нас среднем уровне – у 47%, слабая степень выражения – у 21%, выражение такой эмоции отсутствует у 11% детей. В конце эксперимента яркое выражение эмоции грусти наблюдалось у 16% детей, средняя степень проявления – у 63%, слабая степень – у 16%, у 5% детей эмоция вообще отсутствует.

Яркое выражение гнева наблюдалось у 10% детей до эксперимента, что значительно больше, чем в экспериментальной группе; средняя степень выражения – у 32% детей, слабая степень – у 42%, эмоция отсутствует – у 16%.

Картина проявления страха наиболее спокойная, чем в экспериментальной группе. Ярко эта эмоция выражается у 16% детей, средняя степень у 32%, низкая степень – у 42%, у 10% детей появление эмоции отсутствует вообще. В конце эксперимента яркое проявление эмоции осталось у того же количества детей, средняя степень у 58%, слабая степень выражения – у 16%, количество детей у которых эмоция отсутствует, не изменилась. Возможно, это обусловлено тем, что в группе создано более благоприятная эмоциональная среда.

На высоком уровне выражения эмоция стыда у 5% детей, средняя степень – у 21%, самый большой процент детей приходится на низкий уровень проявления стыда – 74%, нет детей, у которых эмоция бы отсутствовала. В конце эксперимента 58% детей проявляли эмоцию стыда на низком уровне, на среднем уровне – 26%, ярко эмоция проявлялась у 11% детей, появились дети – 5%, у которых проявление эмоции стыда стала отсутствовать.

Детей с яркой степенью проявления эмоции отвращения не оказалось, слабая степень выражения – у 37%, эмоция отсутствует у 63% детей. В конце эксперимента ситуация не изменилась. Возможно, это объясняется тем, что эмоция для понимания сложная, в таком возрасте проявляется редко.

Детей с яркой и средней степенью выражения эмоции презрения не оказалось – 0%, со слабой степенью выражения – 21% детей, эмоция отсутствует – у 79% детей. В конце эксперимента ситуация не значительна, но изменилась: 5% детей ярко стали проявлять эмоцию, 5% детей – на среднем уровне, 11% детей на низком; количество детей, у которых эта эмоция отсутствует не изменилось – 79%.

Эмоция спокойствия ярко проявляется у 5% детей, средняя степень проявления у 37%, слабая степень – у 26%, эмоция отсутствует у 32% детей. В конце эксперимента ярко эмоция спокойствия стала проявляться у 11% детей, количество детей со средней степенью выражения эмоции не изменилась – 37%, со слабой степенью – у 26% детей, эмоция отсутствует – у 26% детей.

Таким образом, выражение эмоции радости осталось на то же уровне, что и было до эксперимента, так как работы по эмоциональному развитию с детьми не проводилось. Почти одинаковое положение в обеих группах по выражению эмоций презрения и отвращения. Ситуация с выражением эмоции страха более спокойная, большинство детей проявляет эмоцию страха на среднем уровне. Возросло количество детей, ярко проявляющих эмоцию интереса. Эмоцию стыда дети проявляют на низком уровне, после эксперимента результаты ухудшились. Эмоция проявляется слабо, может быть это обусловлено тем, что работы по нравственному воспитанию проводится мало. Разница в результатах до и после работы совсем незначительная, в некоторых случаях её совсем нет, так как работа по развитию эмоциональной сферы детей в этой группе не проводилось.


Результаты изучения уровня узнавания эмоций детьми экспериментальной группы

Таблица 3

Ф. И. ребенка

радость

удивле-ние

интерес

грусть

гнев

страх

стыд

отвра-щение

през-рение

Спокой-ствие

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

Пос-ле

1.     Лобастов Женя

1

1

0

1

0

0

1

1

1

1

0

1

0

0

0

1

0

0

0

0

2.     Атамасова Лера

0

1

1

1

0

0

1

1

0

1

0

1

0

0

0

0

0

1

0

1

3.     Софронова Лиза

0

1

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

4.     Новоселова Ирина

1

1

0

0

0

1

1

0

0

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

5.     Александрова Таня

1

1

0

1

0

0

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

0

0

0

1

6.     Земцов Платон

1

1

0

1

0

0

0

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

7.     Акулина Аня

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

1

1

0

0

1

0

0

1

1

1

8.     Репняков Дима

0

1

0

1

1

1

0

0

1

1

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

9.     Васина Ксюша

0

1

0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

0

0

0

1

1

10. Бастракова Аня

1

1

0

0

0

0

1

1

0

0

0

1

1

1

0

0

0

0

1

1

11. Краснощекова Аня

0

1

0

0

0

0

0

1

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

12. Егошина Оля

0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

13. Лобанов Алексей

1

1

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

14. Ершов Дима

0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

15. Ямбаева Аня

1

1

0

0

1

1

1

1

1

1

0

1

0

0

0

0

1

1

0

1

16. Таныгина Соня

1

1

0

1

0

0

1

1

0

1

1

1

0

0

0

0

0

1

1

1

17. Бастракова Настя

1

1

0

1

0

0

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

18. Исаева Лера

0

1

0

1

0

0

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

1

1

19. Малышева Ксюша

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

20. Батрутдинов Саша

1

1

0

1

0

0

1

1

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

21. Егошин Артем

0

1

0

1

0

0

0

1

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

22. Токтаев Рома

1

1

0

1

0

1

1

1

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1


Рисунок 3



Исходя из рисунка, видно, что эмоцию радости до эксперимента узнавало 55% детей, после проведения работы все дети группы эту эмоцию распознавали – 100%.

Эмоцию удивления в начале эксперимента распознавали 9% детей, после работы – количество детей, которые стали распознавать эмоцию увеличилось до 73%. Возможно это потому что эмоция удивления достаточно лёгкая для понимания детьми.

Количество детей, узнающих эмоцию интереса после проведения работы увеличилось в два раза: до эксперимента 18%, после 36%.

До эксперимента эмоцию грусти распознавало 77% детей, а после проведения работы – 82% детей.

Эмоцию гнева до эксперимента распознавало 68% детей, после эксперимента – 86%.

Высокий показатель после проведения работы дала эмоция страха, до эксперимента эмоцию распознавало 36% детей, а после – 82%.

Незначительное улучшение появилось в распознавании эмоции стыда детьми: до - -5%, после – 18%.

Точно такая же ситуация видна и в распознавании эмоции презрения. Это можно объяснить тем, что эмоция презрения сложна для понимания детьми, а тем более для её выражения.

Распознавание эмоции отвращения детьми до эксперимента было на низком уровне – 5%, но и после проведённой работы результаты не улучшились, чего и требовалось ожидать, так как с детьми проводилась работа по тому, что эта эмоция нежелательна для общения с другими детьми.

Эмоцию спокойствия до эксперимента распознавало 27% детей, а после проведения работы – 32%.

Таким образом, из десяти предложенных для узнавания эмоций 9 были названы правильно: радость, грусть, страх, гнев, презрение, интерес, спокойствие, удивление, стыд. Только узнавание эмоции отвращение осталось на том же уровне. Возможно это потому, что эмоция отвращение для детей непонятна, так как её трудно объяснить детям.

Всё это подтверждает, что произошла позитивная динамика в развитии эмоций детей среднего дошкольного возраста.


Ф. И. ребенка

радость

удивле-ние

интерес

грусть

гнев

страх

стыд

отвра-щение

през-рение

Спокой-ствие

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

Пос-ле

1.     Хват Юля

1

1

0

0

0

0

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2.     Васильева Катя

1

1

0

0

0

0

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3.     Емельянов Саша

1

1

0

0

0

1

0

0

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

4.     Овчинников Игорь

1

1

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

5.     Рыбакова Полина

1

1

1

1

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

1

0

0

1

1

6.     Нымм Илья

1

1

0

0

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

7.     Яковлев Сергей

1

1

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

8.     Колбасин Паша

1

1

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

9.     Кольцова Лера

1

1

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

10. Александров Кирилл

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

11. Шитиков Игорь

1

1

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

12. Чугунова Фаина

1

1

0

0

0

0

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

13. Алтышева Саша

1

1

0

0

0

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

14. Белгузов Коля

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

15. Чоплиянин Тимур

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

16. Саяркина Аня

1

1

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

17. Филиппов Степан

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

18. Сырнева Даша

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

19. Дружнина Диана

1

1

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Результаты изучения уровня узнавания эмоций детьми контрольной группы


Таблица 4

Рисунок 4








Исходя из рисунка видно, что эмоцию радости распознавали 95% детей, после эксперимента эмоцию распознавало такое же количество детей.

47% детей распознавало эмоцию грусти как до, так и после, то есть изменений не произошло.

Эмоцию отвращения до эксперимента никто из детей контрольной группы не распознавал - 0%, после эксперимента 5% детей начали узнавать эмоцию отвращения.

Уровень узнавания эмоции страха в конце эксперимента не изменился – 5% детей.

Эмоцию гнева до эксперимента распознавало 32% детей, после эксперимента количество детей, распознающих эмоцию гнева, увеличилось до 47%.

Эмоцию презрения и стыда, что до эксперимента, что после не распознавал ни один ребёнок.

Эмоцию интереса до эксперимента узнавало 21% детей, а после эксперимента – 32%. Возможно это обусловлено тем, что дети в этом возрасте познают большое количество информации, эмоции интереса развиваются.

Эмоцию спокойствия до эксперимента распознавало 5% детей, после эксперимента результаты не изменились. Возможно это потому, что эмоция спокойствия – это нейтральная эмоция и для маленьких детей она на свойственна.

Эмоцию удивления до эксперимента узнавало 11% детей, после ситуация не изменилась.

Таким образом, результат узнавания только 3-х эмоций контрольной группой (отвращение, гнев, интерес) незначительно улучшились. Все остальные остались на том же уровне, что и в начале эксперимента. Все это подтверждает, что произошли незначительные изменения в узнавании эмоций детьми контрольной группы, так как в этой группе формирующей работы не проводилось.




Вторичная математическая обработка

По полученным результатам после констатирующего и контрольного обследования для подтверждения гипотезы была сделана статистическая обработка данных исследования методом Стьюдента для зависимых выборок.

К зависимым выборкам относятся, например, результаты одной и той же группы испытуемых до и после воздействия независимой переменной.

В нашем случае с помощью статистических методов для зависимых выборок можно проверить гипотезу о достоверности разницы результатов отдельно в проявлении и узнавании эмоций, и отдельно для экспериментальной и контрольной групп.

Для определения достоверности разницы средних в случае зависимых выборок применяется следующая формула:


;

где: d – разность между результатами в каждой паре;

- сумма этих частных разностей;

2 – сумма квадратов частных разностей.


Полученные результаты сверяют с таблицей t (Годфруа, с.316), отыскивая в ней значения, соответствующие n-1 степени свободы; n - это в данном случае, число пар данных.

Перед тем как использовать формулу, необходимо вычислить для каждой группы частные разности между результатами, во всех парах, квадрат каждой их этих разностей и сумму их квадратов.

Для обработки мы взяли данные экспертной оценки родителей из таб.1 и 2 , а также взяли данные методики «Угадай эмоцию» из таб.3 и 4.

Сделав многочисленные вычисления, нами была составлена следующая таблица.


Группы

t-крите-

рии

таб.

Показатели степени достоверности разницы в проявлении и понимании детьми эмоций экспериментальной и контрольной группы до и после эксперимента (в значениях t-критерия Стьюдента для зависимой выборки)

ра-

дость

удив-

ле-

ние

инте-

рес

грусть

гнев

страх

стыд

отвра-ще-

ние

през-

ре-

ние

спо-

кой-

ствие

1.

Выра-

зитель-ность и разно-обра-

зие эмоций детей

экспе-

римен-тальная

1,72

1,82

3,5

2,94

4,3

0,7

2,35

2,35

0

2,35

1


Кон-троль-ная

1,73

0

1,08

1,76

1

0,61

1,76

2,19

0

0,9

0,82

2.

Понима-ние детьми эмоций других людей

экспе-

римен

тальная

1,72

4,16

6,08

2,16

0,5

2,16

4,16

1,82

0

1,82

4,16


Кон-троль-ная

1,73

0

0

1,44

0

1,84

0

0

1

0

0




Таблица 5

Примечание: - жирным шрифтов выделены значения t-критерия, выражающие достоверность различий в результатах проявления и понимания эмоций детьми экспериментальной и контрольной группы до и после проведения эксперимента;

- подробные вычисления значений t-критерий Стьюдента можно найти в приложении №


Рисунок 5


Полученные величины по эмоциям: радость, грусть, страх, презрение, интерес, удивление, стыд экспериментальной группы выше той, которая необходима для уровня значимости 1,72 при 21 степени свободы. Разница между выборками достоверна.

Остальные полученные величины по эмоциям: отвращения, гнев, спокойствие экспериментальной группы ниже той, которая необходима для уровня значимости 1,72 при 21 степени свободы. Разница между выборками недостоверна. Это можно объяснить тем, что занятий с детьми проводилось ограниченное количество.

Величины по эмоциям: радость, грусть, гнев, презрение, спокойствие, удивление в контрольной группе ниже той, которая необходима для уровня значимости 1,73 при 19 степенях свободы. Разница между выборками недостоверна.

Величины по эмоциям: страха, интереса, стыда в контрольной группе выше той, которая необходима для уровня значимости 1,73 при 19 степенях свободы. Разница между выборками достоверна.






Рисунок 6

Полученные величины по эмоциям: радости, страха, гнева, презрения, интереса, спокойствия, удивления, стыда в экспериментальной группе выше той, которые необходимы для уровня значимости 1,72 при 21 степени свободы. Разница между выборками достоверна.

Полученные величины по всем эмоциям в контрольной группе ниже той, которые необходимы для уровня значимости 1,73 при 19 степенях свободы. Разница между выборками недостоверна.




2.5. Выводы и рекомендации


В результате нашего исследования специальные работы на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста были достигнуты поставленные цели: спланировали и апробировали специальную работу по развитию эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста, определили степень эффективности этой специальной работы, выраженной в динамике результатов изучения уровня выразительности и узнавания эмоций.

В экспериментальной группе значение t-критерия намного выше tтабл. по обеим методикам, чем в контрольной группе. Это свидетельствует о том, что разработанная нами специально организованная работа привела к позитивной динамике в развитии эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста. Всё это позволило сделать следующие рекомендации.

Воспитателям детских садов:

– включать в воспитательный процесс занятия, игры, этюды, направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;

– быть искренними в своих эмоциональных проявлениях, разнообразнее и точнее проявлять эмоции;

– учить детей сдерживать свои отрицательные состояния, например, такие как гнев;

– больше уделять внимание на обучение детей распознаванию негативных эмоций других людей: презрение, отвращение, гнев, чем на их проявление;

– учить детей правильно реагировать на проявление негативных эмоций другими людьми и умению выходить из таких ситуаций;

– при знакомстве с эмоцией страха отрегулировать имеющиеся страхи у детей, ни при каких обстоятельствах не ставить детей в ситуации которые вызывают страх;

– после усвоения детьми основных эмоций акцентировать внимание детей на различение интенсивности разных эмоций (удовольствие – радость - ликование) и соответственно на умение их распознавать и выражать.

Заключение


На сегодняшний день проблема развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста является одно из актуальных проблем развития личности.

Одно из условий, влияющих на полноценное развитие личности, является эмоциональная сфера любого человека. Все в жизни человека проходит через эмоции и чувства.

Эмоции – это форма переживания человеком своего отношения к различным объектам. Это отношение может быть и положительным и отрицательным.

У детей внешнее эмоциональное выражение соответствует внутреннему переживанию. Если научить детей сохранять это соответствие в будущем, то это приведет к взаимопониманию между людьми, что будет являться отличительной чертой таких отношений и процесса общения в целом.

Для тог, чтобы убедиться, действительно ли спланированное специальная работа влияет на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста, были проведены обследования уровня выразительности и узнавании эмоций в экспериментальной и контрольной группах. Можно сказать, что до проведения работы эти уровни в большинстве случаев были низкими, особенно в контрольной группе. После проведения работы бал сделан сравнительный анализ. Он показывает динамику развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста в экспериментальной группе в отличие от контрольной группы.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы была проведена математическая обработка на основе сравнительного анализа показателей уровня выразительности и узнавания эмоции детьми. Полученные результаты подтвердили достоверность выдвинутой гипотезы. Следовательно, проведенное нами исследование, подтвердило то, что уже с детьми среднего дошкольного возраста можно проводить работу по эмоциональному развитию, используя специальную систему разработанных занятий, игр и этюдов. На основании этого были предложены рекомендации воспитателям.

Список использованных источников



  1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 1989. – 224с.

  2. Березина А. Воспитывать уважение к матери // Дошкольное воспитание №10, 1978.

  3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1988. – 366с.

  4. Голдаева. Педагогика переживания. // Дошкольное воспитание №6, 2001.

  5. Запорожез А.В. Избранные психологические труды: Том 1. Психическое развитие ребёнка. – М.: Педагогика, 1986. – 389с.

  6. Комисаренко Т. О контактах со сверстниками. // Дошкольное воспитание №2, 1977.

  7. Кошелева. Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 1985. – 289с.

  8. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1980. – 352с.

  9. Миронов. Моральные чувства. // Дошкольное воспитание №10, 1993.

  10. Любина. Обучение языку чувств. // Дошкольное воспитание №2, 1996.

  11. Степанов. Эмоциональные состояния дошкольников и педагогическая оценка.

  12. Федосеева Л. От добрых чувств к добрым поступкам. // Дошкольное воспитание №11, 1977.

  13. Хализеева Л. Развитие у детей языка чувств. // Дошкольное воспитание №12, 1995.

  14. Якобсон. Программа морального воспитания детей. // Дошкольное воспитание №9, 2000.

  15. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: ВЛАДОС, 2001.

  16. Романов К.Н., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. – Москва – Воронеж, 2002. – 320с.

  17. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1986. – 272с.

  18. Немов Р.С. Психологическое консультарование. – М.: ВЛАДОС,2001. – 528с.

  19. Психологический словарь. Под ред. Давыдова В.В., Запорожца А.В., Ломова Б.Ф. – М.: Педагогика, 1983. – 448с.

  20. Немов Р.С. Психология. Книга 1. – М.: Просвещение, 1995. – 576с.

  21. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 336с.