Экспериментальное исследование.
Применение игрового и соревновательного метода на уроках физкультуры
Актуальность темы
Перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников?
Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников?
Актуальность опыта состоит в решении данной проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников, оно может быть достигнуто путем реализации следующих задач:
- создание условий, способствующих развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой по средством игрового и соревновательного метода
- создание игровой модели, позволяющей школьникам посредством выполнения различных соревновательно-игровых заданий (коллективных или индивидуальных) наиболее полно реализовать свой творческий потенциал;
- развитие физических качеств школьников через соревновательно-игровую деятельность;
- обучение школьников групповому взаимодействию, развитие его форм посредством игр и соревнований;
- накопление двигательного опыта, формирование привычки к занятиям физическими упражнениями как результат выполнения осознанных действий и обоснованное поведение детей;
- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и спортивном инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий; о правилах проведения соревнований по спортивным играм
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости;
- повышение мотивации посредством индивидуальной системы роста каждого ребёнка.
Цель исследования-совершенствование процесса физического воспитания школьников за счёт увеличения игрового и соревновательного метода.
Объектом исследования являются: процесс развития физических качеств обучающихся начальных классов путем применения соревновательно-игрового метода.
Предмет исследования: процесс использования соревновательно-игровых методов при обучении учащихся младших классов на уроках физической культуры.
Гипотеза: предполагается, что применение игрового и соревновательного метода способствует:
- повышению уровня мотивации к занятиям физической культуры
- улучшение физической подготовленности учащихся
Методы исследования:
1. Педагогические наблюдения за проведением занятий.
2. Контрольные упражнения (тесты) по физической подготовке.
3. Методы математической статистики.
4. Анкетирование по выявлению уровня мотивации к занятиям физической культуры
Этапы
Исследование проводилось в три этапа:
1-й этап состоял в теоретическом изучении проблемы, определении целей и задач теоретической и экспериментальной работы, проведении эксперимента.
2-й этап заключался в проведении эксперимента, имел своей целью обработку данных экспериментальной работы, обобщение результатов исследования.
3-й этап состоял в оформлении результатов исследования.
Описание опытно-экспериментальной работы и ее результаты.
Для того, чтобы проверить возможность использования соревновательно и игрового как средство повышения мотивации к занятиям физической культы , а также уровня физической подготовленностина уроках физкультуры, мною была проведена опытно-экспериментальная работа с 2011 по 2013 учебный год.
Базой нашего исследования мы выбрали 7 «а» и 7 «б» классы средней школы № 37 г. Мурманска. (7 «а» - контрольный класс, 7«б» - экспериментальный класс).
1 этап – констатирующий эксперимент.
Цель установление исходного уровня сформированности интереса у школьников к занятиям физической культурой.
Задачи:
1. Определение уровней сформированности интереса у школьников к занятиям физической культурой.
2. Определение уровня физической подготовленности школьников.
С целью изучения состояния проблемы формирования интереса у школьников к занятиям физической культурой использовался метод анкетирования. Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы анкеты:
1. Каково ваше отношение к занятиям физической культурой?
2. Какова роль личности педагога в формировании вашего отношения к занятиям физической культурой?
3. Есть ли у вас желание активно заниматься физической культурой?
4. Влияют ли занятия физической культурой на вашу успеваемость по другим предметам?
5. Ваша семья (мама, папа, старшие братья, сёстры) развивают у вас потребность к систематическим занятиям физической культурой?
| Число учащихся (в %) |
уровни | низкий | средний | высокий |
7 «б» класс | 19,3% | 50% | 30,77% |
7 «а» класс | 25% | 41,7% | 33,3% |
![]()
![]()
7 «б» экспериментальный 7 «а» контрольный
Рис. 1. Диаграмма показателей уровней развития познавательных интересов учащихся 7 «а» и 7 «б» классов на уроке физической культуры до эксперимента.
При сравнении результатов анкеты (см. рисунок 1) видно, что общий уровень развития познавательных интересов учащихся (в контрольном экспериментальном классах) примерно одинаков. Учащиеся обоих классов находятся приблизительно на одном уровне развития познавательных интересов. Результаты показали, что уровень развития познавательных интересов учащихся (экспериментального и контрольного классов) на уроке физической культуры – средний.
Уровень физической подготовленности оценивался по следующим показателям: прыжок в длину с места, бег 60м, бег 500 и 1000 м, поднимание туловища за 30 сек, сгибание и разгибание рук в упоре лежа


7 «а» контрольный 7 «б» экспериментальный
Рис. 2 Диаграмма уровня физической подготовленности учащихся 7 «а» и 7 «б» классов до эксперимента.
2 этап – формирующий эксперимент.
Цель: внедрение соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры
Содержание формирующего эксперимента: на этом этапе эксперимента мы использовали упражнения средства, методы
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:
Использование соревновательные и игровые методы Применяя тот или иной метод, учитываю возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку.
3 этап – контрольный эксперимент.
Цель: проверить сформированность познавательных интересов учащихся и уровень физической подготовленности в экспериментальном и контрольном классах после внедрение игрового и соревновательного метода.
Содержание контрольного эксперимента: уровней сформированности интереса у школьников к занятиям физической культурой.
учащихся посредством проведения анкеты и определения уровня физического развития посредством проведения тестирования.
Диаграмма показателей уровней сформированности интересов учащихся 8 «а» и 8 «б» классов на уроке физической культуры после эксперимента.
| Число учащихся (в %) |
уровни | низкий | средний | высокий |
8 «б» класс | О% | 15,4% | 84,6% |
8 «а» класс | 25% | 41,7% | 33,3% |

Анализ анкеты нам также показал, что в результате проведения формирующего эксперимента уровень развития познавательных интересов учащихся 8 «б» класса значительно повысился, а 8»А» остался на прежнем уровне.
Диаграмма уровня физической подготовленности учащихся 8 «а» и 8 «б» классов после эксперимента.


8 «а» контрольный 8 «б» экспериментальный
Сравнительный анализ физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп

Заключение.
Анализируя результаты эксперимента, я отмечаю, что внедрение игрового- соревновательного метода:
1. Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.
2. Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию.
Игровые и соревновательные , должны, несомненно, использоваться в процессе уроках физической культуры.