СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспертная карта анализа (самоанализа) урока, организованного в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экспертная карта анализа (самоанализа) урока, организованного в соответствии

с принципами  системно-деятельностного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Экспертная карта анализа (самоанализа) урока, организованного в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода.»

 Работа с учебным текстом на уроках как средством реализации требований ФГОС ООО          В.И. Ошлыкова, методист БУ ДПО РА «ИПКиППРО РА»

Работа с учебным текстом на уроках как средством реализации требований ФГОС ООО

 

В.И. Ошлыкова, методист

БУ ДПО РА «ИПКиППРО РА»

 Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией.

Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией.

  Использовать стратегии работы с текстами :  - стратегии, направленные на понимание и запоминание информации  - стратегии краткого изложения основного содержания текста  - стратегии самоконтроля

Использовать стратегии работы с текстами :

- стратегии, направленные на понимание и запоминание информации

- стратегии краткого изложения основного содержания текста

- стратегии самоконтроля

Уровни работы с текстом Т в о р ч е с т в о А н а л и з Иллюстрирование, рецензирование, написание Выделение главной мысли, составление плана, тезисов, вопросов, схем, таблиц, диаграмм, написание выводов, поиск причинно-следственных связей, компрессия, подбор примеров   Воспроизведение Комментированное чтение, нахождение сведений

Уровни работы с текстом

Т в о р ч е с т в о

А н а л и з

Иллюстрирование,

рецензирование,

написание

Выделение главной мысли,

составление плана, тезисов,

вопросов, схем, таблиц,

диаграмм,

написание выводов,

поиск причинно-следственных

связей,

компрессия, подбор примеров

Воспроизведение

Комментированное

чтение,

нахождение сведений

Работа с текстом как основа деятельности  на любом уроке  Какие виды работы с текстом используете Вы?

Работа с текстом как основа деятельности на любом уроке

Какие виды работы с текстом используете Вы?

Работа с текстом как основа деятельности  на любом уроке Есть ли в тексте незнакомые понятия, можешь ли ты объяснить их своими словами Изучи текст по абзацам. Найди в абзацах ключевые слова или предложения. Аргументируй свой выбор Можешь ли ты дать тексту другое название? Можно ли считать последнее предложение текста выводом ко всему тексту? Подбери вопросы для одноклассников Сократи объем текста до …(н.р. до 75 – 85 слов) Передай содержание текста одним предложением Назови номер предложения, в котором речь идет о …

Работа с текстом как основа деятельности на любом уроке

Есть ли в тексте незнакомые понятия, можешь ли ты объяснить их своими словами

Изучи текст по абзацам. Найди в абзацах ключевые слова или предложения. Аргументируй свой выбор

Можешь ли ты дать тексту другое название?

Можно ли считать последнее предложение текста выводом ко всему тексту?

Подбери вопросы для одноклассников

Сократи объем текста до …(н.р. до 75 – 85 слов)

Передай содержание текста одним предложением

Назови номер предложения, в котором речь идет о …

Рекомендации учителю Постарайтесь по возможности переводить задания в парную и групповую формы его выполнения! Позволяйте обучающимся работать с разными, но равнозначными текстами Используйте приёмы тетрализации (Один – участник происшествия, второй – репортер школьной газеты, которому нужно написать заметку о прочитанном)

Рекомендации учителю

Постарайтесь по возможности переводить задания в парную и групповую формы его выполнения!

Позволяйте обучающимся работать с разными, но равнозначными текстами

Используйте приёмы тетрализации (Один – участник происшествия, второй – репортер школьной газеты, которому нужно написать заметку о прочитанном)

Основные приемы по пониманию текста: выделение смысловых опорных пунктов,  антиципацию (предвосхищение),   реципацию (мысленный возврат к прочитанному)

Основные приемы по пониманию текста:

  • выделение смысловых опорных пунктов,
  • антиципацию (предвосхищение),
  • реципацию (мысленный возврат к прочитанному)

      Понимание и интерпретация информации основана на ее анализе учеником.  Ученик, читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это  в плане, в схеме в таблице

 

  • Понимание и интерпретация информации основана на ее анализе учеником.
  • Ученик, читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это
  • в плане, в схеме в таблице

    Некоторые приёмы можно использовать еще до чтения, например, по заголовку спрогнозировать тему и идею всего произведения.  Словарную работу можно проводить как перед чтением, так и в процессе чтения. Например, при первичном знакомстве с текстом ученику в режиме просмотрового чтения предлагается выделять для себя непонятные слова , смысл которых позже уясняется либо через контекст, либо в процессе коллективного обсуждения.

  • Некоторые приёмы можно использовать еще до чтения,
  • например, по заголовку спрогнозировать тему и идею всего произведения.
  • Словарную работу можно проводить как перед чтением, так и в процессе чтения. Например, при первичном знакомстве с текстом ученику в режиме просмотрового чтения предлагается выделять для себя непонятные слова , смысл которых позже уясняется либо через контекст, либо в процессе коллективного обсуждения.

Заполните таблицу в тетради с использованием рисунка учебника (рис. «Витамины») Название витамина Роль в обмене веществ Признаки авитаминоза Продукты, богатые витаминами

Заполните таблицу в тетради с использованием рисунка учебника (рис. «Витамины»)

Название витамина

Роль в обмене веществ

Признаки авитаминоза

Продукты, богатые витаминами

  Рефлексивная техника

Рефлексивная техника "ПОПС-формула" (автор - профессор права Дэйвид Маккойд-Мэйсон из ЮАР)

Участникам предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Первое предложение (позиция) начинается со слов:

«Я считаю, что …».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать это на примере …».

Четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

  Прием «До – После»              До После

Прием «До – После»

 

 

 

 

 

До

После

  Графические формы организации материала –  бортовые журналы и дневники      

Графические формы организации материала –

бортовые журналы и дневники

 

 

 

   Бортовой журнал        Что мне известно по этой теме? Что нового я узнал из этого текста

Бортовой журнал

 

 

 

Что мне известно по этой теме?

Что нового я узнал из этого текста

  Форма двухчастного дневника         Цитата Комментарии

Форма двухчастного дневника

 

 

 

Цитата

Комментарии

  Форма двухчастного дневника         Ключевые слова и словосочетания из текста Объяснение – за счёт чего создаётся эффект комичности

Форма двухчастного дневника

 

 

 

Ключевые слова и словосочетания из текста

Объяснение – за счёт чего создаётся эффект комичности

   Форма трёхчастного дневника         Цитата Почему эта цитата привлекла ваше внимание Вопросы к учителю

Форма трёхчастного дневника

 

 

 

Цитата

Почему эта цитата привлекла ваше внимание

Вопросы к учителю

  Прием «Концептуальная таблица» «Сходство и отличие естественного и искусственного отбора»               Естественный отбор Сходство Искусственный отбор Отличия

Прием «Концептуальная таблица»

«Сходство и отличие естественного и искусственного отбора»

 

 

 

Естественный отбор

Сходство

Искусственный отбор

Отличия

  Чтобы чтение ваше было эффективным, попробуйте ответить на шесть простых вопросов: Кто? Что? Когда? Почему? Где? Как?  Прочитав текст, держите в уме шесть вопросов:

  • Чтобы чтение ваше было эффективным, попробуйте ответить на шесть простых вопросов:
  • Кто? Что? Когда? Почему? Где? Как?
  • Прочитав текст, держите в уме шесть вопросов:

   Стратегия “Вопросительные слова”       Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково назначение?

Стратегия “Вопросительные слова”

 

 

 

Как?

Что?

Где?

Почему?

Сколько?

Откуда?

Какой?

Зачем?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково назначение?

  Используйте «толстые и тонкие вопросы» Тонкие вопросы - вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический», ответ. Например: «Kоторый сейчас час?» .  1.  2.      

Используйте «толстые и тонкие вопросы»

Тонкие вопросы - вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический», ответ.

Например: «Kоторый сейчас час?» .

1. 2.

 

 

 

  - Почему совершаются преступления в сфере деятельности, связанной с информацией? - Сколько законов обеспечивает безопасность информации в России? - Сколько категорий информационных преступлений существует? и т.д.      

- Почему совершаются преступления в сфере деятельности, связанной с информацией?

- Сколько законов обеспечивает безопасность информации в России?

- Сколько категорий информационных преступлений существует? и т.д.

 

 

 

  Толстые вопросы - вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ. Например: « Kакова связь между временем года и поведением человека?».  1.  2.      

Толстые вопросы - вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ.

Например: « Kакова связь между временем года и поведением человека?».

1. 2.

 

 

 

  «Вопросы Коломбо » (по имени известного телевизионного детектива), начинаются со слов: « Хотелось бы мне знать » и обращенными как бы ни к кому. Преподаватель в форме вопроса делится своим затруднением в присутствии детей. Одно условие – это затруднение должно быть настоящим, а не «игровым».      

«Вопросы Коломбо » (по имени известного телевизионного детектива), начинаются со слов: « Хотелось бы мне знать » и обращенными как бы ни к кому. Преподаватель в форме вопроса делится своим затруднением в присутствии детей. Одно условие – это затруднение должно быть настоящим, а не «игровым».

 

 

 

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)        

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)

 

 

 

   «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») « «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок»       

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») «

«Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок»

 

 

 

  Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?» пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильм       

Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильм

 

 

 

  При чтении текста используйте следующую систему разметки: « V » – знал, но забыл (известная информация по каким-то причинам не вошедшая в общий кластер).  «+» – никогда бы не подумал, что так бывает! (абсолютно новая информация).  «–» – противоречит моим представлениям (критически к этому отношусь) «?» – мало информации по этому поводу, хотелось бы побольше (возникшие вопросы, желание больше узнать о данном предмете).             

При чтении текста используйте следующую систему разметки:

« V » – знал, но забыл (известная информация по каким-то причинам не вошедшая в общий кластер).

«+» – никогда бы не подумал, что так бывает! (абсолютно новая информация). «–» – противоречит моим представлениям (критически к этому отношусь)

«?» – мало информации по этому поводу, хотелось бы побольше (возникшие вопросы, желание больше узнать о данном предмете).

 

 

 

 

 

   Приём “Мудрые совы»      

Приём “Мудрые совы»

 

 

 

   Приём “Шаг за шагом” Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материал      

Приём “Шаг за шагом”

Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материал

 

 

 

  Приём

Приём "Телеграмма"

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

' Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).

Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке, составить самому себе телеграмму в будущее. Но есть условие: слово стоит 5 рублей. И у вас всего 100 рублей.

 

 

 

  Приём «Написание эссе»  - размышление на заданную тему. Приём «Напишите письмо» (н.р. От имени героя произведения) Приём «Составления инструкции, памятки » учит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять её в сжатом, лаконичном виде.       

Приём «Написание эссе» - размышление на заданную тему.

Приём «Напишите письмо» (н.р. От имени героя произведения)

Приём «Составления инструкции, памятки » учит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять её в сжатом, лаконичном виде.

 

 

 

    Приём «Синквейн» - форма стихотворения по алгоритму.  Н.р. синквейн после изучения пьесы М.Горького «На дне» : Сатин Умный, дерзкий. Играет, спорит, думает. Не герой дела, а герой слова. Правдолюбец.       

Приём «Синквейн» - форма стихотворения по алгоритму.

Н.р. синквейн после изучения пьесы М.Горького «На дне» :

Сатин

Умный, дерзкий.

Играет, спорит, думает.

Не герой дела, а герой слова.

Правдолюбец.

 

 

 

 Конструктор «События»  Конструктор 1 вида  Было Стало Изменилось + + + + + ?          

Конструктор «События»

Конструктор 1 вида

Было Стало Изменилось

+ + +

+ + ?

 

 

 

 

 Конструктор «События»  Конструктор 2 вида:  Если событие или то событие или  состояние 2 (следствие)  1 (причина)          +         

Конструктор «События»

Конструктор 2 вида:

Если событие или то событие или

состояние 2 (следствие)

1 (причина)

 

 

 

+

 

 

 

    Приём “Ложная альтернатива” Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы

Приём “Ложная альтернатива”

Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным. Пример:

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

Сколько будет 8 и 4: 11 или 12 ?

Что растет не березе - яблоки или груши?

Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?

Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?

Столица России - Москва или Минск?

Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?

Сколько в минуте секунд - 10 или 100?

 

 

 

    Приём “Создай паспорт” Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.       

Приём “Создай паспорт”

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.

 

 

 

    Н.р. может быть использован на математике – геометрических фигур, математических величин       

Н.р. может быть использован на математике – геометрических фигур, математических величин

 

 

 

     Диаманта Диаманта - стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. 1, 7 строчки – существительные антонимы; 2 – два прилагательных к первому существительному; 3 – три глагола к первому существительному; 4 – два словосочетания с существительными; 5 – три глагола ко второму существительному; 6 – два прилагательных ко второму существительному.         

Диаманта

Диаманта - стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением.

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

 

 

 

 

   Фишбон «Рыбья кость»   Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия, нижние – суть понятия, хвост – ответ на вопрос            

Фишбон «Рыбья кость»

Голова – вопрос темы,

верхние косточки – основные понятия,

нижние – суть понятия,

хвост – ответ на вопрос

 

 

 

 

 

«ФИШБОУН» -  «РЫБЬЯ КОСТЬ» ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМА ВЫВОД ФАКТЫ

«ФИШБОУН» - «РЫБЬЯ КОСТЬ»

ПРИЧИНЫ

ПРОБЛЕМА

ВЫВОД

ФАКТЫ

   Описание стратегии ИНСЕРТ  После краткого введения попросите учащихся индивидуально «в столбик» записать все, что они знают (или считают, что знают) по данной теме (самостоятельная актуализация имеющихся знаний по данной теме).  Затем, в парах, попросите их обменяться этой информацией и составить некую «гроздь» (или «кластер»), в центре которой была бы тема занятия, а в окружающих ее «гроздьях» были записаны те факты, которые детям удалось вспомнить              

Описание стратегии ИНСЕРТ

  • После краткого введения попросите учащихся индивидуально «в столбик» записать все, что они знают (или считают, что знают) по данной теме (самостоятельная актуализация имеющихся знаний по данной теме).
  • Затем, в парах, попросите их обменяться этой информацией и составить некую «гроздь» (или «кластер»), в центре которой была бы тема занятия, а в окружающих ее «гроздьях» были записаны те факты, которые детям удалось вспомнить

 

 

 

 

 

   На доске, всем классом мы составляем общую «гроздь», общий кластер по данной теме. Это – не лишняя трата времени, так как в процессе работы дети погружаются в тему занятия, определяют направления для дальнейшего изучения. Те эллипсы, содержание которых вызвало споры, можно отметить знаком вопроса. Необходимо обсудить, какие темы для нас являются самыми сложными. Факты, имеющие общее основание можно объединить.             

На доске, всем классом мы составляем общую «гроздь», общий кластер по данной теме. Это – не лишняя трата времени, так как в процессе работы дети погружаются в тему занятия, определяют направления для дальнейшего изучения. Те эллипсы, содержание которых вызвало споры, можно отметить знаком вопроса. Необходимо обсудить, какие темы для нас являются самыми сложными. Факты, имеющие общее основание можно объединить.

 

 

 

 

 

  Если вы не хотите, чтобы дети ставили галочки и плюсики прямо в книге, предложите им это делать на листочке, лежащем рядом с полями книги, нужно только обозначить на нем верх и низ страницы, чтобы потом можно было сопоставить пометки с текстом.            

Если вы не хотите, чтобы дети ставили галочки и плюсики прямо в книге, предложите им это делать на листочке, лежащем рядом с полями книги, нужно только обозначить на нем верх и низ страницы, чтобы потом можно было сопоставить пометки с текстом.

 

 

 

 

 

  Приём «Генераторы – критики» Используется для активизации самостоятельной работы учащихся. Первая группа предлагает много вариантов решения проблем. Задача критиков (вторая группа) – выбрать подходящие варианты проблем.           

Приём «Генераторы – критики»

Используется для активизации самостоятельной работы учащихся.

Первая группа предлагает много вариантов решения проблем.

Задача критиков (вторая группа) – выбрать подходящие варианты проблем.

 

 

 

 

   Интеллект-карты как способ работы с информацией  В начале 70-х годов прошлого века англичанин Тони Бьюзен, тщательно изучив опыт мышления лучших умов человечества, таких как Леонадро да Винчи, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Джеймс Джойс и др., пришел к выводу, что эти гении максимально использовали все ментальные способности своего мозга. Соединив опыт, накопленный лучшими умами человечества с достижениями современной психологии в области памяти и мышления, Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания информации, которую он назвал “интеллект-карты” (”mind maps”). Метод “интеллект-карт” является графическим отображением естественных процессов мышления.          

Интеллект-карты как способ работы с информацией

В начале 70-х годов прошлого века англичанин Тони Бьюзен, тщательно изучив опыт мышления лучших умов человечества, таких как Леонадро да Винчи, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Джеймс Джойс и др., пришел к выводу, что эти гении максимально использовали все ментальные способности своего мозга. Соединив опыт, накопленный лучшими умами человечества с достижениями современной психологии в области памяти и мышления, Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания информации, которую он назвал “интеллект-карты” (”mind maps”). Метод “интеллект-карт” является графическим отображением естественных процессов мышления.

 

 

 

 

 Стратегия (Метод «6 Шляп») Это групповая работа. Каждая шляпа имеет свой цвет и, сответственно, своё задание: Чёрная шляпа — негативная, критическая (определяет отрицательную деятельность человека или группы людей) Синяя шляпа — аналитическая, поисковая. Найти художественные средства в тексте, тропы. Зачитать с примерами. Зеленая шляпа — литературоведческая. Определить особенность стиля писателя, его манеру письма. Белая шляпа — изложение фактов, описаний, статистики по проблемам, затронутым в произведении. Желтая — положительная деятельность человека. Красная шляпа — поиск проблематики, злободневности произведения, поиск выхода из сложившейся ситуации.          

Стратегия (Метод «6 Шляп»)

Это групповая работа. Каждая шляпа имеет свой цвет и, сответственно, своё задание:

Чёрная шляпа — негативная, критическая (определяет отрицательную деятельность человека или группы людей)

Синяя шляпа — аналитическая, поисковая. Найти художественные средства в тексте, тропы. Зачитать с примерами.

Зеленая шляпа — литературоведческая. Определить особенность стиля писателя, его манеру письма.

Белая шляпа — изложение фактов, описаний, статистики по проблемам, затронутым в произведении.

Желтая — положительная деятельность человека.

Красная шляпа — поиск проблематики, злободневности произведения, поиск выхода из сложившейся ситуации.

 

 

 

 

   Приём «Чтение с остановками»  стимулирует постановку вопросов и активизирует смысловую догадку такая стратегия, как          

Приём «Чтение с остановками» стимулирует постановку вопросов и активизирует смысловую догадку такая стратегия, как

 

 

 

 

   Прием «двойной дневник» способствует фиксации первичной читательской реакции. По ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в 1 графе выписывать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во 2 графе даётся объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали.          

Прием «двойной дневник» способствует фиксации первичной читательской реакции. По ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф:

в 1 графе выписывать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание;

во 2 графе даётся объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали.

 

 

 

 

   Прием РАФТ  Р(оль) А(аудитория) Ф(орма ) Т(ема)  Пишущий выбирает для себя некую роль, т. е. пишет текст не от своего лица. Определяет, для кого предназначен текст (для родителей, учеников других классов, администрации). Форма текста (письмо, заметка в газету, жалоба начальству) Выбирает тему.          

Прием РАФТ

Р(оль)

А(аудитория)

Ф(орма )

Т(ема)

Пишущий выбирает для себя некую роль, т. е. пишет текст не от своего лица.

Определяет, для кого предназначен текст (для родителей, учеников других классов, администрации).

Форма текста (письмо, заметка в газету, жалоба начальству)

Выбирает тему.

 

 

 

 

   Приём «Шпаргалки»  Учащимся предлагается прочитать текст. Передать его содержание с помощью рисунков, условных обозначений или схем. Эти шпаргалки (подписанные) ученики отдают учителю. Потом ученики (по желанию) подходят к учителю и берут шпаргалку. По ней нужно воспроизвести текст. Учитель отмечает лучшие шпаргалки и докладчиков.          

Приём «Шпаргалки»

Учащимся предлагается прочитать текст. Передать его содержание с помощью рисунков, условных обозначений или схем. Эти шпаргалки (подписанные) ученики отдают учителю. Потом ученики (по желанию) подходят к учителю и берут шпаргалку. По ней нужно воспроизвести текст. Учитель отмечает лучшие шпаргалки и докладчиков.

 

 

 

 

   Приём «Шерлок Холмс»  Учащимся предлагается быстро прочитать текст и составить к нему как можно больше вопросов, не пользуясь самим текстом. Вопросы должны охватить весь материал и учесть малейшие мелочи. Затем определяют самый длинный список вопросов. Ученики дают ответы на них. Учитель отмечает наиболее активных игроков.          

Приём «Шерлок Холмс»

Учащимся предлагается быстро прочитать текст и составить к нему как можно больше вопросов, не пользуясь самим текстом. Вопросы должны охватить весь материал и учесть малейшие мелочи.

Затем определяют самый длинный список вопросов. Ученики дают ответы на них. Учитель отмечает наиболее активных игроков.

 

 

 

 

   Приём «Концентрация»  Класс делится на группы. Каждая группа получает текст на листах. Листы перевёрнуты текстом вниз. По сигналу учителя ученики переворачивают листы, читают в течение определённого времени (1-2 мин.) текст, после чего снова переворачивают листы и отдают тих учитель. Затем каждый ученик записывает в тетради то, что запомнил из прочитанного. Далее группа записывает совместный текст на отдельном листе. Выигрывает та команда, которая наиболее полно воспроизведёт текст.          

Приём «Концентрация»

Класс делится на группы. Каждая группа получает текст на листах. Листы перевёрнуты текстом вниз. По сигналу учителя ученики переворачивают листы, читают в течение определённого времени (1-2 мин.) текст, после чего снова переворачивают листы и отдают тих учитель. Затем каждый ученик записывает в тетради то, что запомнил из прочитанного. Далее группа записывает совместный текст на отдельном листе.

Выигрывает та команда, которая наиболее полно воспроизведёт текст.

 

 

 

 

   Приём «Цепочка»   Ученики читают предложенный учителем текст. Затем каждый по очереди должен составить вопросы к тексту и одновременно дать ответ одним словом на заданный вопрос. Выигрывает тот, кто предложит интересный вопрос и даст удачный ответ. Первый вопрос ставит учитель. Затем первый ученик отвечает на вопросы и предлагает вопрос второму ученику, второй отвечает и ставит вопрос третьему и т.д.          

Приём «Цепочка»

Ученики читают предложенный учителем текст. Затем каждый по очереди должен составить вопросы к тексту и одновременно дать ответ одним словом на заданный вопрос. Выигрывает тот, кто предложит интересный вопрос и даст удачный ответ. Первый вопрос ставит учитель. Затем первый ученик отвечает на вопросы и предлагает вопрос второму ученику, второй отвечает и ставит вопрос третьему и т.д.

 

 

 

 

   Приём «Письмо по кругу»  предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только порассуждать на заданную тему, но и согласовать своё мнение с членами группы.  У каждого члена группы — тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передаёт тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернётся к своему хозяину.           

Приём «Письмо по кругу»

предполагает групповую форму работы.

Детям нужно не только порассуждать на заданную тему, но и согласовать своё мнение с членами группы.

У каждого члена группы — тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передаёт тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернётся к своему хозяину.