СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эксплуатация дизельных автомобилей в сложных климатических и дорожных условиях

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В инструкционных указаниях по эксплуатации дизельных автомобилей в сложных климатических и дорожных условиях рассматриваются вопросы обеспечения и поддержании высоких пусковых качеств дизеля, проведения технического обслуживания основных механизмов и агрегатов автомобилей.

Просмотр содержимого документа
«Эксплуатация дизельных автомобилей в сложных климатических и дорожных условиях»



А.С. Якимов


ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В СЛОЖНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ И ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ







А.С. Якимов









ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В СЛОЖНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ И ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ




Инструкционные указания

















БНЦ

2013



УДК

ББК

Я





Рецензент:

генеральный директор ООО «Хоронхойская автоколонна» Баранов Л.К.









Якимов А.С.

Я

Эксплуатация дизельных автомобилей в сложных климатических и дорожных условиях: инструкционные указания: учебное пособие для обучающихся начального профессионального образования/ А.С. Якимов


В инструкционных указаниях по эксплуатации дизельных автомобилей в сложных климатических и дорожных условиях рассматриваются вопросы обеспечения и поддержании высоких пусковых качеств дизеля, проведения технического обслуживания основных механизмов и агрегатов автомобилей.

Для обучающихся начального профессионального образования.


УДК

ББК



















Содержание

Предисловие……………………………………………………………………5 стр.

Глава 1. Подготовка нового автомобиля…………………….…………….7 стр.

Глава 2. Подготовка автомобиля к рейсу………………………….11 стр.

2.1. Ежедневное техническое обслуживание……………………..12 стр.

2.2. Контрольный осмотр автомобиля перед выездом из гаража……..14 стр.

2.3. Контрольный осмотр автомобиля в пути……………………………15 стр.

2.4. Обслуживание автомобиля после окончания работы………………15 стр.

Глава 3. Особые условия эксплуатации……………………………….17 стр.

3.1.Условия низких температур………………………………………17 стр.

3.2.Условия горной местности…………………………………………22 стр.

3.3. Условия пустынно-песчаной местности……………………………27 стр.



























Предисловие


Инструкционные указания по эксплуатации дизельных автомобилей в сложных климатических и дорожных условиях предназначены для обучающихся, осваивающих основную профессиональную образовательную программу по профессии 190631.01 «Автомеханик». Данная ОПОП содержит ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», включающий МДК 01.02. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей». При раскрытии тем раздела ПМ 01. «Диагностика и техническое обслуживание автомобиля» в учебной литературе фрагментарно освещены вопросы эксплуатации дизельных автомобилей в сложных климатических и дорожных условиях, поэтому на основе заводских инструкций, учебной и специальной литературы по устройству, техобслуживанию и ремонту дизельных автомобилей, собственного опыта мною обработана и систематизирована информация по данному вопросу.

Знакомство с инструкционными указаниями дает обучающимся необходимые знания о подготовке дизельных автомобилей к работе в различных условиях и технологии выполнения основ­ных операций по поддержанию автомобилей в исправ­ном состоянии, обеспечивающем их безопасную и эко­номичную работу. Инструкционные указания написаны с учетом опыта эксплуатации дизельных автомобилей семейства Ка­мАЗ, Урал-4320, МАЗ-500А, MA3-5335, MA3-53352, КрАЗ-257Б1 в сложных климатических и дорожных ус­ловиях, в них дополнены и углублены многие положе­ния заводских инструкций по эксплуатации. Знакомст­во с инструкционными указаниями поможет обучающимся правильно ориентироваться при вождении и обслуживании автомобилей в сложной дорожной и климатической обстановке (зимой, ночью, в дождь, в туман, в жару и т. п.).

Особое место в данных указаниях уделено изложению практи­ческих рекомендаций по обеспечению и поддержанию высоких пусковых качеств дизеля, проведению технического обслуживания основных механизмов и агрегатов автомобилей.

Указания из­ложены с учетом особенностей конструкции автомоби­лей различных марок.

Инструкционные указания позволят получить полное представ­ление об особенностях эксплуатации дизельных авто­мобилей в сложных климатических и дорожных усло­виях.



























Глава 1. ПОДГОТОВКА НОВОГО АВТОМОБИЛЯ


Подготовка нового автомобиля к эксплуатации складывается из выполнения различных работ, завися­щих от дорожных, погодных и климатических условий, в которых будет использоваться автомобиль, времени года, местности, а также вида перевозимого груза. К таким работам, в первую очередь, относятся техничес­кое обслуживание автомобиля; оборудование его сред­ствами повышения проходимости, светотехническими, утепления и облегчения пуска двигателя при низких температурах; дооборудование кузова под перевозку груза и т. д.

Напомним, что прежде чем приступить к работе на автомобиле, необходимо внимательно изучить инструк­цию по его эксплуатации и ознакомиться с особен­ностями его конструкции. Рассмотрим указания по подготовке автомоби­ля к эксплуатации применительно к условиям работы.

Итак, вы получили новый автомобиль. Двигатель пускается с пол-оборота, при работе не слышно стуков и скрипов. Автомобиль легко разгоняется, плавно покачиваясь на неровностях дороги. Отметим, что в ваших силах сохранить надолго свежесть внешнего ви­да автомобиля, его высокие эксплуатационные качест­ва, результат работы конструкторов, испытателей и ра­бочих автозавода. Но для этого надо потрудиться уже над новым автомобилем, несмотря на высокое качест­во его изготовления. Речь идет о мероприятиях, нап­равленных на облегчение последующей эксплуатации, технического обслуживания автомобиля и повышение его срока службы.

Долговечность и безотказность автомобиля, его эко­номичность в значительной степени зависят от применения необходимых сортов смазок, масел и охлаждаю­щих жидкостей, а также режимов его работы в началь­ный период эксплуатации, в период его обкатки, когда происходит приработка сопряженных деталей.


Перед обкаткой обязательно проверяется:

  • наличие масла в двигателе;

  • наличие масла в автоматической муфте опережения впрыс­ка топлива;

  • наличие масла в гидроусилителе рулевого механизма;

  • наличие масла в коробке передач;

  • наличие масла в мостах.

Продолжительность обкатки установлена в 1000 км пробега. В процессе об­катки требуется тщательный уход за автомобилем и строгое соблюдение основных правил его эксплуата­ции, изложенных в заводской инструкции.

Приведем ряд полезных для обучающихся указаний, подсказанных практикой эксплуатации автомоби­лей.


В процессе обкатки:

  • не рекомендуется двигать­ся со скоростью более 50 км/ч;

  • запрещается буксиро­вать прицеп или полуприцеп общей массой более 75% от номинальной и нагружать автомобиль более 75% номинальной нагрузки;

  • категорически запрещается перегрев двигателя и его работа с уровнем масла в картере ниже нормы;

  • рекомендуется тщательно следить за сте­пенью нагрева коробки передач, раздаточной коробки, главных передач ведущих мостов, ступиц колес и тор­мозных барабанов. Если нагрев сильный, то нужно вы­яснить причину и устранить неисправность.


После обкатки нового автомобиля обязательно произведите его техническое обслуживание:

    • замените мас­ло в двигателе и всех агрегатах;

    • очис­тите и промойте центробежный фильтр очистки масла;

    • замените фильтрующие элементы полнопоточного мас­ляного фильтра.

Дальнейшую смену смазки в двигате­ле производите в соответствии с периодичностью ука­занной в карте смазки заводской инструкции.

Тщательно осмотрите автомобиль и проверьте все крепления, обратив внимание на наличие и правильность постановки шайб, шплинтов. Резьбовые соедине­ния затягиваются на заводе надежно, и, как правило, не нуждаются в дополнительной подтяжке.

При необходимости подтяните:

  • гайки болтов креп­ления фланцев карданных валов;

  • стяжные болты паль­цев и крепление ушков передних рессор;

  • стремянок крепления передних и задних рессор;

  • гайки крепления колес;

  • гайки крепления балансирной подвески;

  • болты крепления двигателя.


Проверьте и, если нужно, отрегу­лируйте:

  • натяжение ремней привода водяного насоса.

  • натяжение ремней привода генератора.

  • натяжение ремней привода компрессора.


Обязательно проверьте эффективность действия тормозов.


Особое внимание обратите на техническое состояние рулевого управления:

  • извлеките из насоса гидроусилителя рулевого управления сетчатый фильтр и промойте его в бензине, принимая все меры предос­торожности против повреждения фильтра и попадания грязи в насос;

  • при необходимости доведите количест­во масла в гидроусилителе до нормы.

Проверьте и при необходимости отрегулируйте тепловые зазоры в кла­панах механизма газораспределения.

Технические обслуживания автомобиля, как в пе­риод обкатки, так и в процессе дальнейшей эксплуа­тации проводите согласно инструкции по эксплуата­ции.


Особое внимание требуют указания, изложен­ные ниже.

Если система охлаждения двигателя заправлена во­дой, то при длительных стоянках в зимний период эксплуатации ее сливайте из системы, открыв все слив­ные краны.

Нельзя допускать, чтобы холодный двигатель, осо­бенно зимой, сразу после пуска развивал большую час­тоту вращения коленчатого вала.

Нельзя начинать движение автомобиля при давле­нии в пневматическом тормозном приводе ниже 4,8 кгс/см2, т. е. до тех пор, пока все лампы аварийной сигнализации (при наличии их на автомобиле) не по­гаснут.

Передачу заднего хода включайте после полной ос­тановки автомобиля.

Запрещается двигаться на спусках или накатом с неработающим двигателем.

При буксировке автомобиля, например, КамАЗ-5320 с неработающим двигателем на расстояния более 300 км демонтируйте карданный вал между коробкой передач и средним мостом, вывесьте передний мост и выверните ключом упорные гайки механического растормаживания в тормозных камерах колес среднего и заднего мостов.

При буксировке автомобиля с неработающим дви­гателем протяженностью до 300 км соедините с по­мощью шланга, который применяется для накачки шин, воздушные баллоны стояночных тормозных сис­тем тягача и буксируемого автомобиля. На баллонах для этой цели имеются клапаны контрольного вывода.

Блокируйте межосевой дифференциал только на грязных и скользких дорогах. Нельзя работать дли­тельное время с блокировкой межосевого дифференциа­ла. Это может привести к поломке редукторов веду­щих мостов, ненормальному износу шин и повышенно­му расходу топлива.

Постоянно следите за правильной установкой колес автомобиля. Помните, что все колеса автомобиля на заводе балансируются. В случае замены шин вновь от­балансируйте колеса на специальном стенде с по­мощью балансировочных грузиков.

Для гидроусилителя рулевого управления употреб­ляйте только чистое всесезонное масло марки Р. Доли­вать масло надо через воронку с двойной сеткой и фильтр, установленный в бачке. Применение загрязнен­ного масла вызывает быстрый износ деталей гидроуси­лителя.

Не допускайте при работающем двигателе удержа­ние рулевого колеса в повернутом до упора положении (правом или левом) более 5 с, так как это может при­вести к перегреву масла и повреждению насоса гидро­усилителя.

Разборку и сборку рулевого механизма, насоса и приборов пневматического оборудования производите только с помощью квалифицированных механиков в условиях полной чистоты.

При включенной вспомогательной тормозной систе­ме запрещается выключать сцепление и переключать передачи во избежание выхода из строя фрикционных дисков сцепления.

В осенне-зимний период при температуре окружаю­щего воздуха ниже +5° С заправляйте предохранитель от замерзания конденсата пневматического привода тормозов автомобиля КамАЗ этиловым техническим спиртом.

Каждый раз перед выездом в рейс и в пути произ­водите тщательный контрольный осмотр автомобиля, а по возвращению в гараж — техническое обслуживание.

Объем производимых при этом работ и последователь­ность их выполнения рассмотрены ниже.


Глава 2. ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЯ К РЕЙСУ


Подготовка автомобиля к рейсу осуществляется во­дителем, который несет личную ответственность за его техническое состояние. Подготовка осуществляется вы­полнением ежедневного технического обслуживания ав­томобиля после возвращения из рейса, проведением кон­трольного осмотра перед выездом из гаража и при необ­ходимости оборудованием его дополнительными средст­вами. Ежедневное техническое обслуживание проводится с целью поддержания автомобиля в исправном состоя­нии и его надлежащего внешнего вида.



2.1. Ежедневное техническое обслуживание


Ежедневное техническое обслуживание предусматри­вает объем проводимых работ при контрольных осмот­рах автомобиля перед выездом из парка и в пути, а так­же после возвращения из рейса в парк перед постанов­кой автомобиля на место стоянки. В процессе ежеднев­ного технического обслуживания водитель выполняет ра­боты, которые предупреждают ускоренный износ деталей агрегатов автомобиля и позволяют своевременно обна­руживать и устранять выявленные неисправности.


При ежедневном техническом обслуживании выполня­ются следующие виды работ.

  1. Уборочно-моечные работы.

1.1. Прежде чем приступить к обслуживанию автомобиля водитель тщательно осматривает все основные агрегаты особенно расположенные внизу, чтобы обнаружить на картерах агрегатов и других деталях четко видимые следы подтеканий топлива, масла, охлаждающей жид­кости и других эксплуатационных материалов. Однов­ременно проверкой на ощупь водитель определяет, нет ли перегрева того или иного агрегата.

1.2. В процессе работы автомобиля низ ходовой части и кузова сильно загрязняются, а при эксплуатации в пе­риод весенней и осенней распутицы, при заморозках об­растают замерзшими комьями грязи и кусками льда. Двигатель и кабина загрязняются пылью, сором, а плат­форма кузова — остатками перевозимого груза. Все это затрудняет осмотр автомобиля и уход за ним.

При необходимости следует вымыть автомобиль и произвести уборку кабины и платформы.

1.3. Чисто вымытый автомобиль нужно тщательно ос­мотреть. При этом нетрудно обнаружить трещины, изло­мы и деформации деталей, ранее скрытых под слоем грязи.

1.4. Кроме того, хорошее выполнение уборочно-моечных работ способствует сохранению окраски автомобиля, придает автомобилю опрятный вид.


Только после мойки, обтирки или сушки выполняют проверочно-крепежные работы, качество которых будет значительно выше, поскольку исключается попадание грязи и песка в проверяемые трущиеся детали.


  1. Проверочно-крепежные работы.

2.1. Про­верка состояния резьбовых соединений.

2.2. Наличие шплин­тов и пробок, проверка их крепления, замена пришед­ших в негодность шплин­тов и пробок новыми.

2.3. Устранение подтеков топлива, масла, охлаждающей и амортизаторной жидкостей.

2.4. Проверка внешним осмотром состояния колес и шин, величины давления воздуха в шинах и доведение его до нормальной величины.


  1. Проверочно-регулировочные работы.

3.1. Проверка и, если нужно, регулировка отдельных узлов.

3.2. Проверка и, если нужно, регулировка механизмов привода рулевого управления.

3.3. Проверка и, если нужно, регулировка механизмов тормозов.

3.4. Проверка и, если нужно, регулировка приборов освещения и световой сигнализации.

Несвоевременность выполнения проверочно-регули­ровочных работ может привести к преждевременному выходу из строя узлов или механизмов, влияющих на безопасность движения автомобиля.


  1. Заправочные работы.

При этом водитель доливает до нормы топливо, масло, охлаждающую жидкость.

Нельзя дозаправку систем двигателя откладывать на следующий день, так как водяные пары, попадая из воздуха на внутренние поверхности топливных баков и картера двигателя, при их охлаждении конденсируются, в результате чего в топливо и масло попадает вода. Осо­бенно опасно это явление зимой, когда кристаллы льда могут забить топливопроводы и фильтры, что приведет к отказу двигателя в работе.

Ниже приводятся объем и последовательность выпол­нения работ при контрольном осмотре автомобиля.


2.2. Контрольный осмотр автомобиля перед выездом из гаража

  1. Внимательно осмотрите автомобиль снаружи и убедитесь в отсутствии повреждений, подтеканий топлива, масла, охлаждаю­щей и амортизаторной жидкостей и при обнаружении устранить их (рис. 1).

  2. Тщательно протрите номерные знаки, стекла кабины, прибо­ры освещения и сигнализации.

  3. Проверьте состояние и крепление рулевых тяг, сошки руле­вого механизма, свободный ход рулевого колеса.

  4. Проверьте давление воздуха в шинах колес и их крепление.

  5. При наличии прицепа проверьте надежность сцепки, убеди­тесь в правильности присоединения разобщительных головок тормоз­ной системы.

  6. Проверьте заправку двигателя охлаждающей жидкостью и маслом, наличие топлива в баках; при необходимости дозаправьте до нормы.

  7. Проверьте уровень электролита в аккумулятор­ных батареях (при уменьше­нии уровня долейте дистилли­рованную воду в аккумулято­ры).

  8. Проверьте величину свободного хода педалей сцепления и тормоза, а также уро­вень жидкости в бачке глав­ного цилиндра привода сцеп­ления (автомобилей семейст­ва КамАЗ).

  9. Включите выключатель массы аккумуляторных батарей (см.рис. 1).

Рис. 1. Примерная последовательность проведения контрольного осмотра автомобиля

  1. Пустите двигатель и прослушайте его работу на разных режимах, и убедитесь, нет ли перебоев и стуков, ненормальных шумов, не появилась ли течь масла, охлаждающей жидкости, топлива.

  2. Проверьте исправность контрольно-измерительных прибо­ров, фар, подфарников, задних фонарей, указателей поворота, зву­ковых сигналов, стеклоочистителей, сигнала торможения и устрой­ства для обмыва ветрового стекла.

  3. Проверьте на ходу работоспособность сцепления, тормоз­ной системы, коробки передач, рулевого управления.

  4. Проверьте комплектность водительского инструмента и при­надлежностей и его крепление, наличие дополнительного табельно­го оборудования и имущества, средств повышения проходимости.

2.3. Контрольный осмотр автомобиля в пути


  1. Сразу же после остановки автомобиля проверьте на ощупь: степень нагрева ступиц колес и тормозных барабанов, картера ко­робки передач, редукторов ведущих мостов. Нагрев считается нор­мальным, если он не вызывает ощущения «ожога» руки.

  2. Осмотрите шины колес, убедитесь в нормальном давлении воздуха в шинах, удалите при необходимости посторонние пред­меты, застрявшие в протекторах покрышек.

  3. Проверьте надежность крепления и правильность размещения груза. Проверьте надежность крепления замков бортов платформы и тягово-сцепного устройства автомобиля с прицепом.

  4. Проверьте, нет ли подтеканий топлива, масла, охлаждаю­щей и амортизаторной жидкостей, а также утечки воздуха из пнев­мосистемы.

  5. Проверьте крепления колес, состояние рессор, тяг рулевого управления. Неисправности, обнаруженные контрольным осмотром, устраните.

2.4. Обслуживание автомобиля после окончания работы


Очистите автомобиль от грязи и при необходимости вымойте его.

Произведите уборку кабины и платформы.

Протрите стекла кабины, зеркала заднего вида, фар, подфарников задних фонарей и номерные знаки.


Проверьте:

  • состояние привода рулевого управления без приме­нения специального приспособления;

  • действие приборов освещения, световой и звуковой сигнализации;

  • работу стеклоочистителей, состояние: колес, шин и рессор, запоров бортов платформы;

  • тягово-сцепного устройства и соединительных шлан­гов к тормозной системе прицепа;

  • герметичность привода тормозов;

  • герметичность системы питания;

  • герметичность системы охлаждения;

  • герметичность системы смазки;

  • работу двигателя, сцепления, исправность и действие рабочей, стояночной и вспомогательной тормозных сис­тем, систему аварийного растормаживания, легкость включения передач.

Обнаруженные неисправности устра­ните.

Проверьте уровень и при необходимости доведите до нормы:

  • охлаждающей жидкости в системе охлаждения;

  • мас­ла в картере двигателя;

  • жидкости в главном цилиндре привода выключения сцепления;

  • топлива в баках;

  • спирта в предохранителе против замерзания.

Слейте конденсат из воздушных баллонов тормозной системы и воду из системы охлаждения (при температу­ре окружающего воздуха ниже 0° С), если в системе ох­лаждения двигателя использовалась вода, а не охлаж­дающие жидкости Тосол А-40 или Тосол А-65.

Отключите аккумуляторную батарею от «массы» ав­томобиля.

Смажьте углы и механизмы автомобиля в соответст­вии с таблицей смазки.

Произведите укладку водительского и шанцевого ин­струмента, принадлежностей и средств повышения проходимости.


Глава 3. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ


Эксплуата­ция автомобилей осуществляется в разных климатичес­ких и дорожных условиях. В сложных климатических условиях происходит существенное изменение свойств, основных эксплуатационных материалов, изменение теплового режима работы двигателя, ряда других основных агре­гатов и систем автомобиля. Это ухудшает протекание рабочих процессов в дизеле и заметно снижает работо­способность других основных агрегатов, механизмов и систем автомобиля, усложняет управление автомоби­лем. В конечном итоге снижается надежность автомо­билей, падает их производительность, растут эксплуа­тационные расходы и себестоимость перевозок. Успеш­ное эффективное использование автомобилей в разно­образных климатических условиях будет зависеть от специальной их подготовки применительно к этим усло­виям. Рассмотрим влияние различных климатических и дорожных условий на основные эксплуатационные, свойства дизельных автомобилей и дадим необходимые рекомендации по обеспечению их работоспособности в этих условиях.


3.1.Условия низких температур


Эксплуатация автомобилей при низких температу­рах является наиболее сложной и трудной. Низкие температуры окружающего воздуха имеют место прак­тически во всех климатических районах страны.

Низкие температуры окружающего воздуха затруд­няют пуск двигателя, так как при этом увеличивается вязкость моторного масла, ухудшается прокачиваемость дизельного топлива по трубопроводам и через топливные фильтры, снижается энергоемкость аккуму­ляторных батарей.

Значительно снижается при низких температурах и работоспособность агрегатов трансмиссии автомоби­ля, которая существенно зависит от вязкости применя­емых в них масел. Нередко вязкость масел может быть настолько большой, что мощности двигателя будет не­достаточно для проворачивания валов и шестерен в аг­регатах трансмиссии. При низких температурах ухуд­шается герметичность тормозной системы, повышается жесткость диафрагм, происходит скопление конденсата в воздушных баллонах, фильтре влагомаслоотделителя, трубопроводах, который может замерзать и образовы­вать ледяные пробки, вызывая отказ тормозов.

При низких температурах ухудшается работоспо­собность рулевого управления из-за увеличения вязко­сти масла в гидроусилителе, так как при этом снижается ее прокачиваемость через калиброванные отверстия, фильтрующие элементы и трубопроводы, ухудшаются ус­ловия для перемещения золотникового механизма и кла­панов.

Значительно снижается при низких температурах, работоспособность шин и других резинотехнических изделий. Детали из резины теряют упругость, на их по­верхности образуются трещины; в неморозостойкой ре­зине при температуре около —50°С происходит процесс «стеклования» и резина становится хрупкой. Снижает­ся пластичность, повышается хрупкость и ломкость применяемых на автомобилях полимерных материалов. Кроме того, в зимнем периоде эксплуатации автомоби­лей затрудняется их техническое обслуживание вслед­ствие низкой температуры инструмента и агрегатов автомобиля, неудобства работы в зимней одежде, умень­шения светлого времени суток и т. п. Зимой под влия­нием снега и ветра затруднено движение и управление автомобилем, особенно на скользких и разбитых дорогах, резко ухудшается видимость. В результате снижа­ется скорость движения по дорогам.

Для обеспечения работоспособности автомобилей в зимнем периоде эксплуатации им необходима соответ­ствующая тщательная подготовка. Обязательно прово­дится сезонное техническое обслуживание автомоби­лей, которое заключается в выполнении очередного технического обслуживания №1 или 2 в объемах, ука­занных в заводской инструкции по эксплуатации авто­мобилей и дополнительных работ.

Во всех случаях при подготовке автомобилей к экс­плуатации в условиях низких температур следует про­верить работоспособность системы питания и ее герме­тичность:

  • разобрать, промыть в керосине и продуть сжатым воздухом детали, собрать, проверить исправность и правильность регулировок форсунок;

  • разобрать, промыть в керосине и продуть сжатым воздухом детали, собрать, проверить исправность топливного насоса высокого давления;

  • разобрать, промыть в керосине и продуть сжатым воздухом детали, собрать, проверить исправность топливоподкачи­вающего и ручного насосов;

  • разобрать, промыть в керосине и продуть сжатым воздухом детали, собрать, проверить исправность регулятора частоты вращения коленчатого вала дизеля;

  • заменить летние сорта смазочных и специальных жидкостей в агрегатах и ме­ханизмах автомобиля на зимние сорта.


Подготовить к работе средства утепления и подогрева:

  • утеплительный чехол;

  • жалюзи;

  • устройство отключе­ния вентилятора;

  • в кабине утеплить пол, потолок, стен­ки и двери при помощи поролона или войлока, устано­вить вторые стекла в кабине (ветровое, дверок и зад­нее.)

  • подключить к системе охлаждения и проверить ра­боту предпускового подогревателя двигателя и отопителя кабины;

  • укомплектовать автомобиль средствами повышения проходимости, буксировки и шанцевым инструментом;

  • убедиться в наличии этилового технического спирта в предохранителе против замерзания тормозной систе­мы (только для автомобилей КамАЗ) и при необходи­мости дозаправить до нормы;

  • проверить исправность датчиков и указателей дав­ления масла, температуры охлаждающей жидкости и масла;

  • промыть и заправить систему охлаждения двигате­ля низкозамерзающей жидкостью;

  • проверить работоспособность термостатов;

  • провести контрольно-тренировочный цикл аккумуля­торным батареям;

  • проверить исправность и комплектность водитель­ского инструмента;

  • проверить легкость проворачивания заслонок вспо­могательной тормозной системы (только для автомоби­лей семейства КамАЗ), при необходимости корпус вместе с заслонками снять, очистить, промыть в керо­сине, обдуть сжатым воздухом и установить на место;

  • очистить и промыть в керосине ролик рычага и тол­катель поршня двухсекционного крана.

В условиях низких температур строго соблюдайте периодичность и объем работ технических обслужива­ний, установленных заводской инструкцией по эксплуа­тации. При работе автомобиля в холодном климати­ческом районе периодичность технических обслужива­ний устанавливайте по нижнему пределу.


Дополнительно выполняйте следующие работы

по системе питания двигателя:

  • заправку топливных баков производите сразу после возвращения автомоби­ля из рейса и только закрытой струей, во избежание образования инея на их внутренних стенках;

  • при контрольном осмотре перед выходом автомоби­лей из парка слейте отстой дизельного топлива (при­мерно 0,1 л) из топливных баков и корпусов фильтров предварительной и тонкой очистки топлива, после чего удалите воздух из системы питания. Для чего запусти­те двигатель и дайте ему поработать примерно 5 мин;

  • при технических обслуживаниях № 1 и 2 проверьте герметичность системы питания путем осмотра и опрес­совки;


по системе охлаждения двигателя:

    • при ежедневном техническом обслуживании проверяйте внешним осмот­ром герметичность и исправность шланговых соедине­ний и сливных краников. Если в системе охлаждения используется вода, то при сливе воды из системы ох­лаждения двигателя следите за полнотой ее слива че­рез все краники;

    • при техническом обслуживании № 1 проверьте плотность низкозамерзающей охлаждающей жидкости Тосол в системе охлаждения с помощью ареометра и при необходимости доведите ее до нормы. Охлаждающую жидкость, разбавленную водой более чем на 60%, рекомендуется заменить;

    • при технических обслуживаниях № 1 и 2 проверяй­те исправность средств предпускового подогрева дви­гателя и отопления кабины, а также имеющихся средств утепления двигателя;


по электрооборудованию:

  • при технических обслу­живаниях № 1 и 2 проверьте степень заряженности аккумуляторных батарей путем измерения плотности электролита (понижение плотности электролита на 0,01 соответствует разрядке батареи на 5—6%; акку­муляторные батареи, разряженные на 25% и более по отношению к номинальной емкости, снимите с автомо­биля и сдайте на зарядку);

  • плотность электролита заряженных батарей при + 15° С для районов с резко континентальным клима­том с температурой зимой не ниже —40°С должна быть 1,31, а в летнее время — 1,27 г/см3;

  • проверьте состояние утепления аккумуляторных ба­тарей;


по трансмиссии, тормозной системе, рулевому уп­равлению и ходовой части:

  • при ежедневном техничес­ком обслуживании удалите конденсат из воздушных баллонов и фильтра влагомаслоотделителя пневмати­ческой системы тормозов;

  • слив конденсата производите при давлении в системе 5—6 кгс/см2;

  • для предупреждения возможного разрушения пок­рышек, резиново-технических и пластмассовых изделий все работы с ними проводите после их отогрева;

  • на открытых стоянках устанавливайте автомобиль на подкладках из досок или хвороста и не затормажи­вайте стояночным тормозом.


3.2. Условия горной местности


Дорожные и климатические условия горной мест­ности отрицательно влияют на работоспособность авто­мобилей, их агрегатов и механизмов.

Так, мощность двигателя при подъеме автомобиля на каждые 1000 м до высоты 3000 м снижается на 10—13% из-за ухудшения наполнения цилиндров воз­духом.

Резко ухудшается и охлаждение двигателя из-за снижения температуры кипения воды (в среднем на 5° С на каждые 1500 м высоты), уменьшения произво­дительности вентилятора и теплопередачи от радиато­ра в окружающую среду. Это ухудшение проявляется особенно заметно при нарушении герметичности систе­мы охлаждения или регулировки парового клапана пробки расширительного бачка; частая доливка воды в систему охлаждения приводит к быстрому образова­нию накипи в радиаторе и водяной рубашке блока ци­линдров, что, в свою очередь, резко ухудшает охлаждение двигателя.

На затяжных спусках нагрузки на двигатель и трансмиссию уменьшаются, в результате даже при зак­рытых жалюзи радиатора и работающем термостате температура воды в системе охлаждения снижается до 40—50°С.

Резкие колебания температуры в течение суток и с повышением местности над уровнем моря могут при­вести к размораживанию радиатора и блока цилинд­ров двигателя на стоянке даже в. летний период. Нап­ример, в летнее время температура воздуха может ме­няться от + 40°С днем до —5°С ночью.

Перегрев двигателя вызывает разжижение масла в картере двигателя и ухудшение его эксплуатационных свойств. Снижение вязкости масла может стать причи­ной повышенного износа деталей двигателя.

С повышением высоты местности над уровнем моря ухудшаются условия работы электрооборудования. Уменьшается сопротивление изоляции электропроводов и приборов, усиливается испарение электролита из ак­кумуляторных батарей, уменьшается надежность рабо­ты деталей и приборов электрооборудования.

Снижается эффективность тормозов из-за уменьше­ния производительности компрессора на больших высо­тах и увеличения расхода воздуха на торможение на затяжных спусках.

В среднем в горной местности 12—15% пути движения автомобиля осуществляется с использовани­ем тормозов, а на маршрутах с напряженным движени­ем 35 — 40 % при 28 — 30 торможениях на один ки­лометр пути. На затяжных спусках температура тор­мозных накладок достигает 350— 400° С, тормозных барабанов 280— 300°С, вследствие этого коэффициент трения тормозных накладок резко снижается и тормоз­ной путь увеличивается в 2 раза и более по сравнению с допустимым.

Ввиду сложных дорожных условий резко увеличи­ваются нагрузки на детали рулевого управления.

У агрегатов силовой передачи наблюдается повы­шенный износ деталей механизма выключения сцепле­ния и коробки передач.

Происходит интенсивное изнашивание шин из-за пе­редачи больших крутящих моментов на ведущие коле­са при движении на подъемах, частых торможений на спусках, большого количества поворотов с малыми ра­диусами, повышенного температурного режима работы шин, движения по горным дорогам с большим количест­вом твердых выступов и камней.

Постоянное напряжение и более интенсивная рабо­та при вождении автомобилей в условиях горной мест­ности повышают утомляемость водителей. На высоте 2500 м и более над уровнем моря из-за недостатка кис­лорода у некоторых водителей наблюдается горная бо­лезнь— затрудненное дыхание, головные и сердечные боли; сильное действие отраженных солнечных лучей раздражает слизистую оболочку глаз.

Боязнь некоторых водителей водить машину в гор­ных условиях (высота, крутые спуски, обрывы, извилис­тые дороги и др.), разреженность воздуха, а также по­вышенные требования к обеспечению безопасности дви­жения усложняют работу водителей, требуют от них большой физической выносливости и хорошей выучки.


При подготовке автомобилей к использованию в гор­ной местности необходимо выполнить следующие рабо­ты.

Обеспечьте автомобили средствами повышения прохо­димости, при необходимости средствами буксировки, шанцевым инструментом, а также емкостями с запасом масла, воды (по одной - две заправки) и ящиком с пес­ком.

Промойте при необходимости систему охлаждения двигателя, удалите накипь, проверьте исправность кла­панов пробки расширительного бачка, работу термоста­та, привода жалюзи радиатора и заправьте систему ох­лаждения низкозамерзающей охлаждающей жидкостью или умягченной профильтрованной водой.

Независимо от времени года подготовьте к работе пусковой подогреватель и отопитель.

Проверьте герметичность пневматического тормозного привода, состояние кранов для удаления конденсата из воздушных баллонов.

Изготовьте на сиденья в кабине (при наличии воз­можности) чехлы из воздухопроницаемой ткани для пре­дотвращения кожных заболеваний из-за обильного пото­выделения в летнее время при контакте тела с плохо проницаемой поверхностью сидений.

При постоянном использовании автомобилей на вы­соте 1000 м и более, увеличьте угол опережения подачи топлива на 2—3 град по углу поворота коленчатого ва­ла.

При правильной регулировке подачи топлива из глу­шителя не должен выходить дым черного цвета.

При постоянном использовании автомобилей на вы­соте 3000 м и более заправьте:

  • двигатель всесезонным маслом типа ДВ-АСЗп-10В (ТУ 38-101-155-76);

  • систе­му охлаждения двигателя — низкозамерзающей жид­костью;

  • картеры агрегатов трансмиссии, бачок гидроуси­лителя рулевого привода, картер рулевого механизма и амортизаторы — всесезонными (или зимними) марками масел и специальных жидкостей.

Пробег автомобилей до очередного технического об­служивания может быть сокращен относительно норм, установленных для равнинной местности (в каждом конкретном случае в зависимости от условий эксплуата­ции и технического состояния автомобиля).

В процессе эксплуатации и при техническом обслу­живании автомобилей в горной местности кроме обще­го перечня работ, установленного заводской инструкци­ей по эксплуатации, дополнительно рекомендуется вы­полнять следующие работы.


Работы по системе охлаждения.

В летний период во время ночных стоянок на высоте более 1000 м осуществляйте контроль температуры окружающего воздуха. При резком понижении температуры воду из системы охлаж­дения двигателя сливайте в емкости и в дальнейшем используйте ее для заправки системы охлаждения. Сле­дите, чтобы вода сливалась через все сливные краники.

При ежедневном техническом обслуживании прове­ряйте натяжение ремня привода вентилятора, герметичность системы охлаждения, исправность клапанов проб­ки расширительного бачка, работу термостата, привода жалюзи радиатора, пополняйте возимый запас воды.


Работы по системе питания.

При контрольном осмотре перед выходом автомобиля из парка проверяйте устойчивость работы двигателя на всех скоростных режимах.

При работе в условиях сильной запыленности возду­ха при ежедневном техническом обслуживании промы­вайте (очищайте) воздухоочистители, а в зимнее время сливайте из топливных фильтров по 0,1 л топлива.


Работы по системе смазки.

При ежедневном техническом об­служивании проверяйте техническое состояние масляно­го радиатора внешним осмотром.


Работы по электрооборудованию.

При ежедневном техничес­ком обслуживании проверяйте уровень электролита в аккумуляторах и при необходимости доведите до нор­мы доливкой дистиллированной водой.

При ежедневном техничес­ком обслуживании проверяйте натяжение рем­ня привода генератора.

При ежедневном техничес­ком обслуживании проверяйте крепление и исправность прибо­ров освещения и стеклоочистителей.

При технических обслуживаниях № 1 и 2 проверьте заряженность аккумуляторных батарей замером плот­ности электролита, а также состояние изоляции прово­дов внешним осмотром.


Работы по трансмиссии, тормозам, рулевому управлению и ходовой части.

При контрольном осмотре перед выходом автомобиля из парка проверяйте:

  • наличие и исправность солнцезащитных щитков, ко­лодок, горного рельса и цепей противоскольжения;

  • исправность лебедки и запасного колеса, возимый запас песка;

  • исправность агрегатов, систем и механизмов, обеспе­чивающих безопасность движения (тормозной системы, рулевого управления, колес, приборов освещения и сиг­нализации, давление воздуха в шинах);

  • натяжение ремней привода компрессора и гидроуси­лителя рулевого привода, люфт рулевого колеса, ход пе­далей сцепления и тормоза;

  • надежность сцепки тягача с прицепом.


Работы при ежедневном техническом обслуживании

Проверяйте герметичность пневматического привода тормозов.

Удаляйте конденсат из воздушных баллонов и фильт­ра влагомаслоотделителя пневматического привода тормозов, слив конденсата производите при давлении воздуха в тормозной системе 5- 6 кгс/см2 .

Проверяйте надежность крепления колес и давление воздуха в шинах.


При технических обслуживаниях № 1 и 2 проверяй­те и обеспечивайте:

  • исправность и правильную регулировку тормозов;

  • легкость управления автомобиля;

  • нормальные зазоры в рулевом механизме и сочленениях рулевого привода;

  • надежность крепления элементов рулевого управления, правильное схождение передних колес.

Все выявленные недостатки технического состояния немедленно устраняйте, так как даже мелкие неисправ­ности в горных условиях могут привести к тяжелым последствиям.

3.3. Условия пустынно-песчаной местности


К особенностям эксплуатации автомобилей в пустын­но-песчаной местности относятся: слабо развитая сеть дорог, удаленность населенных пунктов, отсутствие во­ды на больших пространствах, высокая температура воз­духа, повышенная его сухость, песчаные бури и заносы, солнечная радиация, высокая концентрация пыли в воз­духе.

Высокая температура воздуха и его запыленность, а также солнечная радиация и неблагоприятные дорожные условия пустынно-песчаной местности, отрицательно вли­яют на работоспособность механизмов и агрегатов авто­мобилей.

Так, мощность двигателя с повышением температуры окружающего воздуха до 40— 45°С уменьшается на 10— 15% вследствие уменьшения плотности поступающего в цилиндры воздушного заряда.

Возможен повышенный (в два и более раз) износ ци­линдров, поршней и поршневых колец, шеек коленчато­го вала и вкладышей подшипников при работе двигателя под нагрузкой в условиях сильно запыленного воздуха (2—3 г/м3).

Снижается эффективность работы системы охлажде­ния, температура охлаждающей жидкости в системе ох­лаждения может достигать 110— 120° С, в результате че­го в камере сгорания и на клапанах происходит интенсивное нагарообразование, а из-за быстрого выкипания охлаждающей жидкости и расширительного бачка зна­чительно уменьшается ее уровень.

Частая доливка воды приводит к быстрому образо­ванию накипи в системе охлаждения.

Интенсивное старение моторных масел из-за быстро­го их окисления вызывает отложение на поверхностях деталей смолистых веществ и механических примесей, быстрое засорение масляных каналов и фильтров.

Высокая температура воздуха в подкапотном прост­ранстве двигателя повышает пожарную опасность, вы­зывает быстрое старение и разрушение электроизоляци­онных материалов, повышенное испарение дистиллиро­ванной воды и саморазряд аккумуляторных батарей.

Попадание пыли в приборы электрооборудования вы­зывает быстрый износ их деталей, приводит к неисправ­ностям в системе электрооборудования.

Увеличивается склонность рабочей жидкости в гидро­усилителе рулевого управления к пенообразованию, вследствие чего снижается рабочее давление, возрастает отложение смол, ухудшается работоспособность гидро­усилителя.

Расплавляются и вытекают из сочленений рулевых тяг пластичные смазки: солидолы — при температуре 70— 75° С, смазки 1 — 13 и ЯНЗ-2 — 120°С, консталин и Литол-24— 130° С.

Вязкость трансмиссионных масел в агрегатах при температурах, достигающих 120— 140° С, значительно снижается, что способствует подтеканию масел через сальниковые уплотнения.

Ухудшается эластичность шин, диафрагм тормозных камер, сальников, манжет, приводных ремней, обивоч­ных материалов, пластмассовых деталей, детали из дерева высыхают и растрескиваются, а краски вы­цветают.

Для обеспечения надежности работы автомобилей в условиях жаркого климата и пустынно-песчаной мест­ности требуется их специальная подготовка, которая проводится заблаговременно и предусматривает прове­дение мероприятий по защите механизмов, систем и узлов от проникновения в них пыли, с целью предохране­ния агрегатов и узлов от повышенных износов.


При подготовке автомобилей к использованию в ус­ловиях жаркого климата и пустынно-песчаной местности необходимо выполнить следующие работы.

Обеспечьте автомобили средствами повышения про­ходимости по сыпучим пескам, средствами буксировки, шанцевым инструментом, а также емкостями с запасом масла, воды (одна-две заправки), укрывочным брезен­том или тентом для защиты людей и грузов при их пе­ревозке.

Промойте систему охлаждения двигателя, удалите накипь, проверьте исправность пробки расширительного бачка, термостата, привода жалюзи радиатора и зап­равьте систему охлаждения охлаждающей жидкостью или умягченной профильтрованной водой.

Промойте топливные баки горячей водой (60—70° С) или обработайте паром при избыточном давлении 0,25 кгс/см2.

Проверьте герметичность системы питания, для чего топливный бак заполните топливом, создайте давление 0,15—0,20 кгс/см2 и тщательно осмотрите, нет ли подте­кания топлива в узлах и топливопроводах.

Промойте систему смазки способом, предусмотренным заводской инструкцией по эксплуатации автомоби­ля, перед заливкой промывочной смеси отработавшее масло слейте, а полнопоточный масляный фильтр про­мойте в чистом дизельном топливе, сменив фильтрующие элементы.

Снимите масляный радиатор и промойте в ванне с керосином (погружением в нее на 3—5 ч для растворения и удаления отложений).

Проверьте заряженность аккумуляторных батарей замером плотности электролита и прочистите вентиляци­онные отверстия в пробках, при необходимости доведи­те уровень электролита до нормы доливкой дистиллиро­ванной воды.

Проверьте герметичность пневматического тормозно­го привода (на слух) и состояние кранов для удаления конденсата из воздушных баллонов.

Изготовьте на сиденья в кабине (при наличии воз­можности) чехлы из воздухопроницаемой ткани.

Периодичность технического обслуживания автомо­билей устанавливайте, используя рекомендации для ус­ловий горной местности. При техническом обслуживании, кроме общего перечня работ, установленного заводской инструкцией по эксплуатации, дополнительно рекомендуется выполнять следующие работы.


Работы по системе охлаждения.

При ежедневном техничес­ком обслуживании очищайте от пыли радиатор и двигатель.

Проверяйте и при необходимости регулируйте натя­жение ремня привода вентилятора.

При технических обслуживаниях № 1 и 2 проверяйте герметичность системы охлаждения внешним осмотром.


Работы по системе питания.

При ежедневном техническом обслуживании после работы автомобиля в условиях сильной запыленности промывайте (очищайте) воздухоочистители.

Еженедельно проверяйте герметичность соединений и воздухопроводов от воздухоочистителя к двигателю на­ружным осмотром деталей с необходимой подтяжкой хомутов шланговых соединений.

Перед заправкой топливных баков тщательно очи­щайте крышки заливных горловин от пыли и песка; заправку баков производите только закрытой струей; про­веряйте состояние уплотнительных прокладок крышек.

Фильтры и отстойники системы питания очищайте от грязи через 350—400 км.

Не реже одного раза в три дня проверяйте состояние фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки топли­ва.

При технических обслуживаниях № 1 и 2 проверяйте герметичность системы питания.


Работы по системе смазки.

При ежедневном техническом об­служивании проверяйте состояние масляного радиатора и уплотнения указателя уровня масла.

Заправляйте двигатель только чистым маслом и до нормы, не допускайте попадания пыли внутрь картера двигателя.


Работы по электрооборудованию.

При ежедневном техничес­ком обслуживании очищайте поверхности аккумулятор­ных батарей и вентиляционные отверстия пробок, а так­же все приборы электрооборудования от пыли и песка, проверяйте уровень электролита в аккумуляторных ба­тареях и натяжение ремня привода генератора.

При технических обслуживаниях № 1 и 2 проверяйте способом, указанным ранее, заряженность аккумулятор­ных батарей, состояние изоляции проводов.


Работы по трансмиссии, тормозной системе, рулевому управлению и ходовой части.

При ежедневном техническом об­служивании проверяйте состояние сапунов картеров аг­регатов трансмиссии и очищайте их от грязи и пыли.

При ежедневном техническом об­служивании проверяйте состояние и плотность посадки защитных чехлов кардан­ных валов.

При ежедневном техническом об­служивании проверяйте состояние сочленений рулевых тяг.

При ежедневном техническом об­служивании проверяйте шаровых опор передних ведущих мостов и тормозного крана.

При ежедневном техническом об­служивании проверяйте на­тяжение ремней компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления.

При технических обслуживаниях № 1 и 2 проверяйте герметичность тормозных приводов, гидроусилителя ру­левого привода; состояние сальниковых уплотнений аг­регатов и механизмов.


























Список литературы

  1. Родичев В.А. Грузовые автомобили: учебник. В.А. Родичев. - М.:

ПрофОбрИздат, 2009. (федеральный комплект для профессионального образования)

  1. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Практическое пособие/

Боровских Ю. И., Буралев Ю. В. – М.: Высш. Школа, 2006.

  1. Епифанов Л. И., Епифанова Е. А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей, учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: ИНФРА-М, 2006.

  2. Ломака Ф. И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей: учебное пособие для начального профессионального образования. -5-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2010.

  3. Чумаченко Ю.Т., Герасименко А.И., Рассанов Б.Б. Автослесарь. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.