СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В инструкционных указаниях по эксплуатации дизельных автомобилей в сложных климатических и дорожных условиях рассматриваются вопросы обеспечения и поддержании высоких пусковых качеств дизеля, проведения технического обслуживания основных механизмов и агрегатов автомобилей.
|
А.С. Якимов
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В СЛОЖНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ И ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ |
А.С. Якимов
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В СЛОЖНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ И ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ
Инструкционные указания
БНЦ
2013
УДК
ББК
Я
Рецензент:
генеральный директор ООО «Хоронхойская автоколонна» Баранов Л.К.
Якимов А.С.
Я
Эксплуатация дизельных автомобилей в сложных климатических и дорожных условиях: инструкционные указания: учебное пособие для обучающихся начального профессионального образования/ А.С. Якимов
В инструкционных указаниях по эксплуатации дизельных автомобилей в сложных климатических и дорожных условиях рассматриваются вопросы обеспечения и поддержании высоких пусковых качеств дизеля, проведения технического обслуживания основных механизмов и агрегатов автомобилей.
Для обучающихся начального профессионального образования.
УДК
ББК
Содержание
Предисловие……………………………………………………………………5 стр.
Глава 1. Подготовка нового автомобиля…………………….…………….7 стр.
Глава 2. Подготовка автомобиля к рейсу………………………….11 стр.
2.1. Ежедневное техническое обслуживание……………………..12 стр.
2.2. Контрольный осмотр автомобиля перед выездом из гаража……..14 стр.
2.3. Контрольный осмотр автомобиля в пути……………………………15 стр.
2.4. Обслуживание автомобиля после окончания работы………………15 стр.
Глава 3. Особые условия эксплуатации……………………………….17 стр.
3.1.Условия низких температур………………………………………17 стр.
3.2.Условия горной местности…………………………………………22 стр.
3.3. Условия пустынно-песчаной местности……………………………27 стр.
Предисловие
Инструкционные указания по эксплуатации дизельных автомобилей в сложных климатических и дорожных условиях предназначены для обучающихся, осваивающих основную профессиональную образовательную программу по профессии 190631.01 «Автомеханик». Данная ОПОП содержит ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», включающий МДК 01.02. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей». При раскрытии тем раздела ПМ 01. «Диагностика и техническое обслуживание автомобиля» в учебной литературе фрагментарно освещены вопросы эксплуатации дизельных автомобилей в сложных климатических и дорожных условиях, поэтому на основе заводских инструкций, учебной и специальной литературы по устройству, техобслуживанию и ремонту дизельных автомобилей, собственного опыта мною обработана и систематизирована информация по данному вопросу.
Знакомство с инструкционными указаниями дает обучающимся необходимые знания о подготовке дизельных автомобилей к работе в различных условиях и технологии выполнения основных операций по поддержанию автомобилей в исправном состоянии, обеспечивающем их безопасную и экономичную работу. Инструкционные указания написаны с учетом опыта эксплуатации дизельных автомобилей семейства КамАЗ, Урал-4320, МАЗ-500А, MA3-5335, MA3-53352, КрАЗ-257Б1 в сложных климатических и дорожных условиях, в них дополнены и углублены многие положения заводских инструкций по эксплуатации. Знакомство с инструкционными указаниями поможет обучающимся правильно ориентироваться при вождении и обслуживании автомобилей в сложной дорожной и климатической обстановке (зимой, ночью, в дождь, в туман, в жару и т. п.).
Особое место в данных указаниях уделено изложению практических рекомендаций по обеспечению и поддержанию высоких пусковых качеств дизеля, проведению технического обслуживания основных механизмов и агрегатов автомобилей.
Указания изложены с учетом особенностей конструкции автомобилей различных марок.
Инструкционные указания позволят получить полное представление об особенностях эксплуатации дизельных автомобилей в сложных климатических и дорожных условиях.
Глава 1. ПОДГОТОВКА НОВОГО АВТОМОБИЛЯ
Подготовка нового автомобиля к эксплуатации складывается из выполнения различных работ, зависящих от дорожных, погодных и климатических условий, в которых будет использоваться автомобиль, времени года, местности, а также вида перевозимого груза. К таким работам, в первую очередь, относятся техническое обслуживание автомобиля; оборудование его средствами повышения проходимости, светотехническими, утепления и облегчения пуска двигателя при низких температурах; дооборудование кузова под перевозку груза и т. д.
Напомним, что прежде чем приступить к работе на автомобиле, необходимо внимательно изучить инструкцию по его эксплуатации и ознакомиться с особенностями его конструкции. Рассмотрим указания по подготовке автомобиля к эксплуатации применительно к условиям работы.
Итак, вы получили новый автомобиль. Двигатель пускается с пол-оборота, при работе не слышно стуков и скрипов. Автомобиль легко разгоняется, плавно покачиваясь на неровностях дороги. Отметим, что в ваших силах сохранить надолго свежесть внешнего вида автомобиля, его высокие эксплуатационные качества, результат работы конструкторов, испытателей и рабочих автозавода. Но для этого надо потрудиться уже над новым автомобилем, несмотря на высокое качество его изготовления. Речь идет о мероприятиях, направленных на облегчение последующей эксплуатации, технического обслуживания автомобиля и повышение его срока службы.
Долговечность и безотказность автомобиля, его экономичность в значительной степени зависят от применения необходимых сортов смазок, масел и охлаждающих жидкостей, а также режимов его работы в начальный период эксплуатации, в период его обкатки, когда происходит приработка сопряженных деталей.
Перед обкаткой обязательно проверяется:
наличие масла в двигателе;
наличие масла в автоматической муфте опережения впрыска топлива;
наличие масла в гидроусилителе рулевого механизма;
наличие масла в коробке передач;
наличие масла в мостах.
Продолжительность обкатки установлена в 1000 км пробега. В процессе обкатки требуется тщательный уход за автомобилем и строгое соблюдение основных правил его эксплуатации, изложенных в заводской инструкции.
Приведем ряд полезных для обучающихся указаний, подсказанных практикой эксплуатации автомобилей.
В процессе обкатки:
не рекомендуется двигаться со скоростью более 50 км/ч;
запрещается буксировать прицеп или полуприцеп общей массой более 75% от номинальной и нагружать автомобиль более 75% номинальной нагрузки;
категорически запрещается перегрев двигателя и его работа с уровнем масла в картере ниже нормы;
рекомендуется тщательно следить за степенью нагрева коробки передач, раздаточной коробки, главных передач ведущих мостов, ступиц колес и тормозных барабанов. Если нагрев сильный, то нужно выяснить причину и устранить неисправность.
После обкатки нового автомобиля обязательно произведите его техническое обслуживание:
замените масло в двигателе и всех агрегатах;
очистите и промойте центробежный фильтр очистки масла;
замените фильтрующие элементы полнопоточного масляного фильтра.
Дальнейшую смену смазки в двигателе производите в соответствии с периодичностью указанной в карте смазки заводской инструкции.
Тщательно осмотрите автомобиль и проверьте все крепления, обратив внимание на наличие и правильность постановки шайб, шплинтов. Резьбовые соединения затягиваются на заводе надежно, и, как правило, не нуждаются в дополнительной подтяжке.
При необходимости подтяните:
гайки болтов крепления фланцев карданных валов;
стяжные болты пальцев и крепление ушков передних рессор;
стремянок крепления передних и задних рессор;
гайки крепления колес;
гайки крепления балансирной подвески;
болты крепления двигателя.
Проверьте и, если нужно, отрегулируйте:
натяжение ремней привода водяного насоса.
натяжение ремней привода генератора.
натяжение ремней привода компрессора.
Обязательно проверьте эффективность действия тормозов.
Особое внимание обратите на техническое состояние рулевого управления:
извлеките из насоса гидроусилителя рулевого управления сетчатый фильтр и промойте его в бензине, принимая все меры предосторожности против повреждения фильтра и попадания грязи в насос;
при необходимости доведите количество масла в гидроусилителе до нормы.
Проверьте и при необходимости отрегулируйте тепловые зазоры в клапанах механизма газораспределения.
Технические обслуживания автомобиля, как в период обкатки, так и в процессе дальнейшей эксплуатации проводите согласно инструкции по эксплуатации.
Особое внимание требуют указания, изложенные ниже.
Если система охлаждения двигателя заправлена водой, то при длительных стоянках в зимний период эксплуатации ее сливайте из системы, открыв все сливные краны.
Нельзя допускать, чтобы холодный двигатель, особенно зимой, сразу после пуска развивал большую частоту вращения коленчатого вала.
Нельзя начинать движение автомобиля при давлении в пневматическом тормозном приводе ниже 4,8 кгс/см2, т. е. до тех пор, пока все лампы аварийной сигнализации (при наличии их на автомобиле) не погаснут.
Передачу заднего хода включайте после полной остановки автомобиля.
Запрещается двигаться на спусках или накатом с неработающим двигателем.
При буксировке автомобиля, например, КамАЗ-5320 с неработающим двигателем на расстояния более 300 км демонтируйте карданный вал между коробкой передач и средним мостом, вывесьте передний мост и выверните ключом упорные гайки механического растормаживания в тормозных камерах колес среднего и заднего мостов.
При буксировке автомобиля с неработающим двигателем протяженностью до 300 км соедините с помощью шланга, который применяется для накачки шин, воздушные баллоны стояночных тормозных систем тягача и буксируемого автомобиля. На баллонах для этой цели имеются клапаны контрольного вывода.
Блокируйте межосевой дифференциал только на грязных и скользких дорогах. Нельзя работать длительное время с блокировкой межосевого дифференциала. Это может привести к поломке редукторов ведущих мостов, ненормальному износу шин и повышенному расходу топлива.
Постоянно следите за правильной установкой колес автомобиля. Помните, что все колеса автомобиля на заводе балансируются. В случае замены шин вновь отбалансируйте колеса на специальном стенде с помощью балансировочных грузиков.
Для гидроусилителя рулевого управления употребляйте только чистое всесезонное масло марки Р. Доливать масло надо через воронку с двойной сеткой и фильтр, установленный в бачке. Применение загрязненного масла вызывает быстрый износ деталей гидроусилителя.
Не допускайте при работающем двигателе удержание рулевого колеса в повернутом до упора положении (правом или левом) более 5 с, так как это может привести к перегреву масла и повреждению насоса гидроусилителя.
Разборку и сборку рулевого механизма, насоса и приборов пневматического оборудования производите только с помощью квалифицированных механиков в условиях полной чистоты.
При включенной вспомогательной тормозной системе запрещается выключать сцепление и переключать передачи во избежание выхода из строя фрикционных дисков сцепления.
В осенне-зимний период при температуре окружающего воздуха ниже +5° С заправляйте предохранитель от замерзания конденсата пневматического привода тормозов автомобиля КамАЗ этиловым техническим спиртом.
Каждый раз перед выездом в рейс и в пути производите тщательный контрольный осмотр автомобиля, а по возвращению в гараж — техническое обслуживание.
Объем производимых при этом работ и последовательность их выполнения рассмотрены ниже.
Глава 2. ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЯ К РЕЙСУ
Подготовка автомобиля к рейсу осуществляется водителем, который несет личную ответственность за его техническое состояние. Подготовка осуществляется выполнением ежедневного технического обслуживания автомобиля после возвращения из рейса, проведением контрольного осмотра перед выездом из гаража и при необходимости оборудованием его дополнительными средствами. Ежедневное техническое обслуживание проводится с целью поддержания автомобиля в исправном состоянии и его надлежащего внешнего вида.
2.1. Ежедневное техническое обслуживание
Ежедневное техническое обслуживание предусматривает объем проводимых работ при контрольных осмотрах автомобиля перед выездом из парка и в пути, а также после возвращения из рейса в парк перед постановкой автомобиля на место стоянки. В процессе ежедневного технического обслуживания водитель выполняет работы, которые предупреждают ускоренный износ деталей агрегатов автомобиля и позволяют своевременно обнаруживать и устранять выявленные неисправности.
При ежедневном техническом обслуживании выполняются следующие виды работ.
Уборочно-моечные работы.
1.1. Прежде чем приступить к обслуживанию автомобиля водитель тщательно осматривает все основные агрегаты особенно расположенные внизу, чтобы обнаружить на картерах агрегатов и других деталях четко видимые следы подтеканий топлива, масла, охлаждающей жидкости и других эксплуатационных материалов. Одновременно проверкой на ощупь водитель определяет, нет ли перегрева того или иного агрегата.
1.2. В процессе работы автомобиля низ ходовой части и кузова сильно загрязняются, а при эксплуатации в период весенней и осенней распутицы, при заморозках обрастают замерзшими комьями грязи и кусками льда. Двигатель и кабина загрязняются пылью, сором, а платформа кузова — остатками перевозимого груза. Все это затрудняет осмотр автомобиля и уход за ним.
При необходимости следует вымыть автомобиль и произвести уборку кабины и платформы.
1.3. Чисто вымытый автомобиль нужно тщательно осмотреть. При этом нетрудно обнаружить трещины, изломы и деформации деталей, ранее скрытых под слоем грязи.
1.4. Кроме того, хорошее выполнение уборочно-моечных работ способствует сохранению окраски автомобиля, придает автомобилю опрятный вид.
Только после мойки, обтирки или сушки выполняют проверочно-крепежные работы, качество которых будет значительно выше, поскольку исключается попадание грязи и песка в проверяемые трущиеся детали.
Проверочно-крепежные работы.
2.1. Проверка состояния резьбовых соединений.
2.2. Наличие шплинтов и пробок, проверка их крепления, замена пришедших в негодность шплинтов и пробок новыми.
2.3. Устранение подтеков топлива, масла, охлаждающей и амортизаторной жидкостей.
2.4. Проверка внешним осмотром состояния колес и шин, величины давления воздуха в шинах и доведение его до нормальной величины.
Проверочно-регулировочные работы.
3.1. Проверка и, если нужно, регулировка отдельных узлов.
3.2. Проверка и, если нужно, регулировка механизмов привода рулевого управления.
3.3. Проверка и, если нужно, регулировка механизмов тормозов.
3.4. Проверка и, если нужно, регулировка приборов освещения и световой сигнализации.
Несвоевременность выполнения проверочно-регулировочных работ может привести к преждевременному выходу из строя узлов или механизмов, влияющих на безопасность движения автомобиля.
Заправочные работы.
При этом водитель доливает до нормы топливо, масло, охлаждающую жидкость.
Нельзя дозаправку систем двигателя откладывать на следующий день, так как водяные пары, попадая из воздуха на внутренние поверхности топливных баков и картера двигателя, при их охлаждении конденсируются, в результате чего в топливо и масло попадает вода. Особенно опасно это явление зимой, когда кристаллы льда могут забить топливопроводы и фильтры, что приведет к отказу двигателя в работе.
Ниже приводятся объем и последовательность выполнения работ при контрольном осмотре автомобиля.
2.2. Контрольный осмотр автомобиля перед выездом из гаража
Внимательно осмотрите автомобиль снаружи и убедитесь в отсутствии повреждений, подтеканий топлива, масла, охлаждающей и амортизаторной жидкостей и при обнаружении устранить их (рис. 1).
Тщательно протрите номерные знаки, стекла кабины, приборы освещения и сигнализации.
Проверьте состояние и крепление рулевых тяг, сошки рулевого механизма, свободный ход рулевого колеса.
Проверьте давление воздуха в шинах колес и их крепление.
При наличии прицепа проверьте надежность сцепки, убедитесь в правильности присоединения разобщительных головок тормозной системы.
Проверьте заправку двигателя охлаждающей жидкостью и маслом, наличие топлива в баках; при необходимости дозаправьте до нормы.
Проверьте уровень электролита в аккумуляторных батареях (при уменьшении уровня долейте дистиллированную воду в аккумуляторы).
Проверьте величину свободного хода педалей сцепления и тормоза, а также уровень жидкости в бачке главного цилиндра привода сцепления (автомобилей семейства КамАЗ).
Включите выключатель массы аккумуляторных батарей (см.рис. 1).
Рис. 1. Примерная последовательность проведения контрольного осмотра автомобиля
Пустите двигатель и прослушайте его работу на разных режимах, и убедитесь, нет ли перебоев и стуков, ненормальных шумов, не появилась ли течь масла, охлаждающей жидкости, топлива.
Проверьте исправность контрольно-измерительных приборов, фар, подфарников, задних фонарей, указателей поворота, звуковых сигналов, стеклоочистителей, сигнала торможения и устройства для обмыва ветрового стекла.
Проверьте на ходу работоспособность сцепления, тормозной системы, коробки передач, рулевого управления.
Проверьте комплектность водительского инструмента и принадлежностей и его крепление, наличие дополнительного табельного оборудования и имущества, средств повышения проходимости.
2.3. Контрольный осмотр автомобиля в пути
Сразу же после остановки автомобиля проверьте на ощупь: степень нагрева ступиц колес и тормозных барабанов, картера коробки передач, редукторов ведущих мостов. Нагрев считается нормальным, если он не вызывает ощущения «ожога» руки.
Осмотрите шины колес, убедитесь в нормальном давлении воздуха в шинах, удалите при необходимости посторонние предметы, застрявшие в протекторах покрышек.
Проверьте надежность крепления и правильность размещения груза. Проверьте надежность крепления замков бортов платформы и тягово-сцепного устройства автомобиля с прицепом.
Проверьте, нет ли подтеканий топлива, масла, охлаждающей и амортизаторной жидкостей, а также утечки воздуха из пневмосистемы.
Проверьте крепления колес, состояние рессор, тяг рулевого управления. Неисправности, обнаруженные контрольным осмотром, устраните.
2.4. Обслуживание автомобиля после окончания работы
Очистите автомобиль от грязи и при необходимости вымойте его.
Произведите уборку кабины и платформы.
Протрите стекла кабины, зеркала заднего вида, фар, подфарников задних фонарей и номерные знаки.
Проверьте:
состояние привода рулевого управления без применения специального приспособления;
действие приборов освещения, световой и звуковой сигнализации;
работу стеклоочистителей, состояние: колес, шин и рессор, запоров бортов платформы;
тягово-сцепного устройства и соединительных шлангов к тормозной системе прицепа;
герметичность привода тормозов;
герметичность системы питания;
герметичность системы охлаждения;
герметичность системы смазки;
работу двигателя, сцепления, исправность и действие рабочей, стояночной и вспомогательной тормозных систем, систему аварийного растормаживания, легкость включения передач.
Обнаруженные неисправности устраните.
Проверьте уровень и при необходимости доведите до нормы:
охлаждающей жидкости в системе охлаждения;
масла в картере двигателя;
жидкости в главном цилиндре привода выключения сцепления;
топлива в баках;
спирта в предохранителе против замерзания.
Слейте конденсат из воздушных баллонов тормозной системы и воду из системы охлаждения (при температуре окружающего воздуха ниже 0° С), если в системе охлаждения двигателя использовалась вода, а не охлаждающие жидкости Тосол А-40 или Тосол А-65.
Отключите аккумуляторную батарею от «массы» автомобиля.
Смажьте углы и механизмы автомобиля в соответствии с таблицей смазки.
Произведите укладку водительского и шанцевого инструмента, принадлежностей и средств повышения проходимости.
Глава 3. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Эксплуатация автомобилей осуществляется в разных климатических и дорожных условиях. В сложных климатических условиях происходит существенное изменение свойств, основных эксплуатационных материалов, изменение теплового режима работы двигателя, ряда других основных агрегатов и систем автомобиля. Это ухудшает протекание рабочих процессов в дизеле и заметно снижает работоспособность других основных агрегатов, механизмов и систем автомобиля, усложняет управление автомобилем. В конечном итоге снижается надежность автомобилей, падает их производительность, растут эксплуатационные расходы и себестоимость перевозок. Успешное эффективное использование автомобилей в разнообразных климатических условиях будет зависеть от специальной их подготовки применительно к этим условиям. Рассмотрим влияние различных климатических и дорожных условий на основные эксплуатационные, свойства дизельных автомобилей и дадим необходимые рекомендации по обеспечению их работоспособности в этих условиях.
3.1.Условия низких температур
Эксплуатация автомобилей при низких температурах является наиболее сложной и трудной. Низкие температуры окружающего воздуха имеют место практически во всех климатических районах страны.
Низкие температуры окружающего воздуха затрудняют пуск двигателя, так как при этом увеличивается вязкость моторного масла, ухудшается прокачиваемость дизельного топлива по трубопроводам и через топливные фильтры, снижается энергоемкость аккумуляторных батарей.
Значительно снижается при низких температурах и работоспособность агрегатов трансмиссии автомобиля, которая существенно зависит от вязкости применяемых в них масел. Нередко вязкость масел может быть настолько большой, что мощности двигателя будет недостаточно для проворачивания валов и шестерен в агрегатах трансмиссии. При низких температурах ухудшается герметичность тормозной системы, повышается жесткость диафрагм, происходит скопление конденсата в воздушных баллонах, фильтре влагомаслоотделителя, трубопроводах, который может замерзать и образовывать ледяные пробки, вызывая отказ тормозов.
При низких температурах ухудшается работоспособность рулевого управления из-за увеличения вязкости масла в гидроусилителе, так как при этом снижается ее прокачиваемость через калиброванные отверстия, фильтрующие элементы и трубопроводы, ухудшаются условия для перемещения золотникового механизма и клапанов.
Значительно снижается при низких температурах, работоспособность шин и других резинотехнических изделий. Детали из резины теряют упругость, на их поверхности образуются трещины; в неморозостойкой резине при температуре около —50°С происходит процесс «стеклования» и резина становится хрупкой. Снижается пластичность, повышается хрупкость и ломкость применяемых на автомобилях полимерных материалов. Кроме того, в зимнем периоде эксплуатации автомобилей затрудняется их техническое обслуживание вследствие низкой температуры инструмента и агрегатов автомобиля, неудобства работы в зимней одежде, уменьшения светлого времени суток и т. п. Зимой под влиянием снега и ветра затруднено движение и управление автомобилем, особенно на скользких и разбитых дорогах, резко ухудшается видимость. В результате снижается скорость движения по дорогам.
Для обеспечения работоспособности автомобилей в зимнем периоде эксплуатации им необходима соответствующая тщательная подготовка. Обязательно проводится сезонное техническое обслуживание автомобилей, которое заключается в выполнении очередного технического обслуживания №1 или 2 в объемах, указанных в заводской инструкции по эксплуатации автомобилей и дополнительных работ.
Во всех случаях при подготовке автомобилей к эксплуатации в условиях низких температур следует проверить работоспособность системы питания и ее герметичность:
разобрать, промыть в керосине и продуть сжатым воздухом детали, собрать, проверить исправность и правильность регулировок форсунок;
разобрать, промыть в керосине и продуть сжатым воздухом детали, собрать, проверить исправность топливного насоса высокого давления;
разобрать, промыть в керосине и продуть сжатым воздухом детали, собрать, проверить исправность топливоподкачивающего и ручного насосов;
разобрать, промыть в керосине и продуть сжатым воздухом детали, собрать, проверить исправность регулятора частоты вращения коленчатого вала дизеля;
заменить летние сорта смазочных и специальных жидкостей в агрегатах и механизмах автомобиля на зимние сорта.
Подготовить к работе средства утепления и подогрева:
утеплительный чехол;
жалюзи;
устройство отключения вентилятора;
в кабине утеплить пол, потолок, стенки и двери при помощи поролона или войлока, установить вторые стекла в кабине (ветровое, дверок и заднее.)
подключить к системе охлаждения и проверить работу предпускового подогревателя двигателя и отопителя кабины;
укомплектовать автомобиль средствами повышения проходимости, буксировки и шанцевым инструментом;
убедиться в наличии этилового технического спирта в предохранителе против замерзания тормозной системы (только для автомобилей КамАЗ) и при необходимости дозаправить до нормы;
проверить исправность датчиков и указателей давления масла, температуры охлаждающей жидкости и масла;
промыть и заправить систему охлаждения двигателя низкозамерзающей жидкостью;
проверить работоспособность термостатов;
провести контрольно-тренировочный цикл аккумуляторным батареям;
проверить исправность и комплектность водительского инструмента;
проверить легкость проворачивания заслонок вспомогательной тормозной системы (только для автомобилей семейства КамАЗ), при необходимости корпус вместе с заслонками снять, очистить, промыть в керосине, обдуть сжатым воздухом и установить на место;
очистить и промыть в керосине ролик рычага и толкатель поршня двухсекционного крана.
В условиях низких температур строго соблюдайте периодичность и объем работ технических обслуживаний, установленных заводской инструкцией по эксплуатации. При работе автомобиля в холодном климатическом районе периодичность технических обслуживаний устанавливайте по нижнему пределу.
Дополнительно выполняйте следующие работы
по системе питания двигателя:
заправку топливных баков производите сразу после возвращения автомобиля из рейса и только закрытой струей, во избежание образования инея на их внутренних стенках;
при контрольном осмотре перед выходом автомобилей из парка слейте отстой дизельного топлива (примерно 0,1 л) из топливных баков и корпусов фильтров предварительной и тонкой очистки топлива, после чего удалите воздух из системы питания. Для чего запустите двигатель и дайте ему поработать примерно 5 мин;
при технических обслуживаниях № 1 и 2 проверьте герметичность системы питания путем осмотра и опрессовки;
по системе охлаждения двигателя:
при ежедневном техническом обслуживании проверяйте внешним осмотром герметичность и исправность шланговых соединений и сливных краников. Если в системе охлаждения используется вода, то при сливе воды из системы охлаждения двигателя следите за полнотой ее слива через все краники;
при техническом обслуживании № 1 проверьте плотность низкозамерзающей охлаждающей жидкости Тосол в системе охлаждения с помощью ареометра и при необходимости доведите ее до нормы. Охлаждающую жидкость, разбавленную водой более чем на 60%, рекомендуется заменить;
при технических обслуживаниях № 1 и 2 проверяйте исправность средств предпускового подогрева двигателя и отопления кабины, а также имеющихся средств утепления двигателя;
по электрооборудованию:
при технических обслуживаниях № 1 и 2 проверьте степень заряженности аккумуляторных батарей путем измерения плотности электролита (понижение плотности электролита на 0,01 соответствует разрядке батареи на 5—6%; аккумуляторные батареи, разряженные на 25% и более по отношению к номинальной емкости, снимите с автомобиля и сдайте на зарядку);
плотность электролита заряженных батарей при + 15° С для районов с резко континентальным климатом с температурой зимой не ниже —40°С должна быть 1,31, а в летнее время — 1,27 г/см3;
проверьте состояние утепления аккумуляторных батарей;
по трансмиссии, тормозной системе, рулевому управлению и ходовой части:
при ежедневном техническом обслуживании удалите конденсат из воздушных баллонов и фильтра влагомаслоотделителя пневматической системы тормозов;
слив конденсата производите при давлении в системе 5—6 кгс/см2;
для предупреждения возможного разрушения покрышек, резиново-технических и пластмассовых изделий все работы с ними проводите после их отогрева;
на открытых стоянках устанавливайте автомобиль на подкладках из досок или хвороста и не затормаживайте стояночным тормозом.
3.2. Условия горной местности
Дорожные и климатические условия горной местности отрицательно влияют на работоспособность автомобилей, их агрегатов и механизмов.
Так, мощность двигателя при подъеме автомобиля на каждые 1000 м до высоты 3000 м снижается на 10—13% из-за ухудшения наполнения цилиндров воздухом.
Резко ухудшается и охлаждение двигателя из-за снижения температуры кипения воды (в среднем на 5° С на каждые 1500 м высоты), уменьшения производительности вентилятора и теплопередачи от радиатора в окружающую среду. Это ухудшение проявляется особенно заметно при нарушении герметичности системы охлаждения или регулировки парового клапана пробки расширительного бачка; частая доливка воды в систему охлаждения приводит к быстрому образованию накипи в радиаторе и водяной рубашке блока цилиндров, что, в свою очередь, резко ухудшает охлаждение двигателя.
На затяжных спусках нагрузки на двигатель и трансмиссию уменьшаются, в результате даже при закрытых жалюзи радиатора и работающем термостате температура воды в системе охлаждения снижается до 40—50°С.
Резкие колебания температуры в течение суток и с повышением местности над уровнем моря могут привести к размораживанию радиатора и блока цилиндров двигателя на стоянке даже в. летний период. Например, в летнее время температура воздуха может меняться от + 40°С днем до —5°С ночью.
Перегрев двигателя вызывает разжижение масла в картере двигателя и ухудшение его эксплуатационных свойств. Снижение вязкости масла может стать причиной повышенного износа деталей двигателя.
С повышением высоты местности над уровнем моря ухудшаются условия работы электрооборудования. Уменьшается сопротивление изоляции электропроводов и приборов, усиливается испарение электролита из аккумуляторных батарей, уменьшается надежность работы деталей и приборов электрооборудования.
Снижается эффективность тормозов из-за уменьшения производительности компрессора на больших высотах и увеличения расхода воздуха на торможение на затяжных спусках.
В среднем в горной местности 12—15% пути движения автомобиля осуществляется с использованием тормозов, а на маршрутах с напряженным движением 35 — 40 % при 28 — 30 торможениях на один километр пути. На затяжных спусках температура тормозных накладок достигает 350— 400° С, тормозных барабанов 280— 300°С, вследствие этого коэффициент трения тормозных накладок резко снижается и тормозной путь увеличивается в 2 раза и более по сравнению с допустимым.
Ввиду сложных дорожных условий резко увеличиваются нагрузки на детали рулевого управления.
У агрегатов силовой передачи наблюдается повышенный износ деталей механизма выключения сцепления и коробки передач.
Происходит интенсивное изнашивание шин из-за передачи больших крутящих моментов на ведущие колеса при движении на подъемах, частых торможений на спусках, большого количества поворотов с малыми радиусами, повышенного температурного режима работы шин, движения по горным дорогам с большим количеством твердых выступов и камней.
Постоянное напряжение и более интенсивная работа при вождении автомобилей в условиях горной местности повышают утомляемость водителей. На высоте 2500 м и более над уровнем моря из-за недостатка кислорода у некоторых водителей наблюдается горная болезнь— затрудненное дыхание, головные и сердечные боли; сильное действие отраженных солнечных лучей раздражает слизистую оболочку глаз.
Боязнь некоторых водителей водить машину в горных условиях (высота, крутые спуски, обрывы, извилистые дороги и др.), разреженность воздуха, а также повышенные требования к обеспечению безопасности движения усложняют работу водителей, требуют от них большой физической выносливости и хорошей выучки.
При подготовке автомобилей к использованию в горной местности необходимо выполнить следующие работы.
Обеспечьте автомобили средствами повышения проходимости, при необходимости средствами буксировки, шанцевым инструментом, а также емкостями с запасом масла, воды (по одной - две заправки) и ящиком с песком.
Промойте при необходимости систему охлаждения двигателя, удалите накипь, проверьте исправность клапанов пробки расширительного бачка, работу термостата, привода жалюзи радиатора и заправьте систему охлаждения низкозамерзающей охлаждающей жидкостью или умягченной профильтрованной водой.
Независимо от времени года подготовьте к работе пусковой подогреватель и отопитель.
Проверьте герметичность пневматического тормозного привода, состояние кранов для удаления конденсата из воздушных баллонов.
Изготовьте на сиденья в кабине (при наличии возможности) чехлы из воздухопроницаемой ткани для предотвращения кожных заболеваний из-за обильного потовыделения в летнее время при контакте тела с плохо проницаемой поверхностью сидений.
При постоянном использовании автомобилей на высоте 1000 м и более, увеличьте угол опережения подачи топлива на 2—3 град по углу поворота коленчатого вала.
При правильной регулировке подачи топлива из глушителя не должен выходить дым черного цвета.
При постоянном использовании автомобилей на высоте 3000 м и более заправьте:
двигатель всесезонным маслом типа ДВ-АСЗп-10В (ТУ 38-101-155-76);
систему охлаждения двигателя — низкозамерзающей жидкостью;
картеры агрегатов трансмиссии, бачок гидроусилителя рулевого привода, картер рулевого механизма и амортизаторы — всесезонными (или зимними) марками масел и специальных жидкостей.
Пробег автомобилей до очередного технического обслуживания может быть сокращен относительно норм, установленных для равнинной местности (в каждом конкретном случае в зависимости от условий эксплуатации и технического состояния автомобиля).
В процессе эксплуатации и при техническом обслуживании автомобилей в горной местности кроме общего перечня работ, установленного заводской инструкцией по эксплуатации, дополнительно рекомендуется выполнять следующие работы.
Работы по системе охлаждения.
В летний период во время ночных стоянок на высоте более 1000 м осуществляйте контроль температуры окружающего воздуха. При резком понижении температуры воду из системы охлаждения двигателя сливайте в емкости и в дальнейшем используйте ее для заправки системы охлаждения. Следите, чтобы вода сливалась через все сливные краники.
При ежедневном техническом обслуживании проверяйте натяжение ремня привода вентилятора, герметичность системы охлаждения, исправность клапанов пробки расширительного бачка, работу термостата, привода жалюзи радиатора, пополняйте возимый запас воды.
Работы по системе питания.
При контрольном осмотре перед выходом автомобиля из парка проверяйте устойчивость работы двигателя на всех скоростных режимах.
При работе в условиях сильной запыленности воздуха при ежедневном техническом обслуживании промывайте (очищайте) воздухоочистители, а в зимнее время сливайте из топливных фильтров по 0,1 л топлива.
Работы по системе смазки.
При ежедневном техническом обслуживании проверяйте техническое состояние масляного радиатора внешним осмотром.
Работы по электрооборудованию.
При ежедневном техническом обслуживании проверяйте уровень электролита в аккумуляторах и при необходимости доведите до нормы доливкой дистиллированной водой.
При ежедневном техническом обслуживании проверяйте натяжение ремня привода генератора.
При ежедневном техническом обслуживании проверяйте крепление и исправность приборов освещения и стеклоочистителей.
При технических обслуживаниях № 1 и 2 проверьте заряженность аккумуляторных батарей замером плотности электролита, а также состояние изоляции проводов внешним осмотром.
Работы по трансмиссии, тормозам, рулевому управлению и ходовой части.
При контрольном осмотре перед выходом автомобиля из парка проверяйте:
наличие и исправность солнцезащитных щитков, колодок, горного рельса и цепей противоскольжения;
исправность лебедки и запасного колеса, возимый запас песка;
исправность агрегатов, систем и механизмов, обеспечивающих безопасность движения (тормозной системы, рулевого управления, колес, приборов освещения и сигнализации, давление воздуха в шинах);
натяжение ремней привода компрессора и гидроусилителя рулевого привода, люфт рулевого колеса, ход педалей сцепления и тормоза;
надежность сцепки тягача с прицепом.
Работы при ежедневном техническом обслуживании
Проверяйте герметичность пневматического привода тормозов.
Удаляйте конденсат из воздушных баллонов и фильтра влагомаслоотделителя пневматического привода тормозов, слив конденсата производите при давлении воздуха в тормозной системе 5- 6 кгс/см2 .
Проверяйте надежность крепления колес и давление воздуха в шинах.
При технических обслуживаниях № 1 и 2 проверяйте и обеспечивайте:
исправность и правильную регулировку тормозов;
легкость управления автомобиля;
нормальные зазоры в рулевом механизме и сочленениях рулевого привода;
надежность крепления элементов рулевого управления, правильное схождение передних колес.
Все выявленные недостатки технического состояния немедленно устраняйте, так как даже мелкие неисправности в горных условиях могут привести к тяжелым последствиям.
3.3. Условия пустынно-песчаной местности
К особенностям эксплуатации автомобилей в пустынно-песчаной местности относятся: слабо развитая сеть дорог, удаленность населенных пунктов, отсутствие воды на больших пространствах, высокая температура воздуха, повышенная его сухость, песчаные бури и заносы, солнечная радиация, высокая концентрация пыли в воздухе.
Высокая температура воздуха и его запыленность, а также солнечная радиация и неблагоприятные дорожные условия пустынно-песчаной местности, отрицательно влияют на работоспособность механизмов и агрегатов автомобилей.
Так, мощность двигателя с повышением температуры окружающего воздуха до 40— 45°С уменьшается на 10— 15% вследствие уменьшения плотности поступающего в цилиндры воздушного заряда.
Возможен повышенный (в два и более раз) износ цилиндров, поршней и поршневых колец, шеек коленчатого вала и вкладышей подшипников при работе двигателя под нагрузкой в условиях сильно запыленного воздуха (2—3 г/м3).
Снижается эффективность работы системы охлаждения, температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения может достигать 110— 120° С, в результате чего в камере сгорания и на клапанах происходит интенсивное нагарообразование, а из-за быстрого выкипания охлаждающей жидкости и расширительного бачка значительно уменьшается ее уровень.
Частая доливка воды приводит к быстрому образованию накипи в системе охлаждения.
Интенсивное старение моторных масел из-за быстрого их окисления вызывает отложение на поверхностях деталей смолистых веществ и механических примесей, быстрое засорение масляных каналов и фильтров.
Высокая температура воздуха в подкапотном пространстве двигателя повышает пожарную опасность, вызывает быстрое старение и разрушение электроизоляционных материалов, повышенное испарение дистиллированной воды и саморазряд аккумуляторных батарей.
Попадание пыли в приборы электрооборудования вызывает быстрый износ их деталей, приводит к неисправностям в системе электрооборудования.
Увеличивается склонность рабочей жидкости в гидроусилителе рулевого управления к пенообразованию, вследствие чего снижается рабочее давление, возрастает отложение смол, ухудшается работоспособность гидроусилителя.
Расплавляются и вытекают из сочленений рулевых тяг пластичные смазки: солидолы — при температуре 70— 75° С, смазки 1 — 13 и ЯНЗ-2 — 120°С, консталин и Литол-24— 130° С.
Вязкость трансмиссионных масел в агрегатах при температурах, достигающих 120— 140° С, значительно снижается, что способствует подтеканию масел через сальниковые уплотнения.
Ухудшается эластичность шин, диафрагм тормозных камер, сальников, манжет, приводных ремней, обивочных материалов, пластмассовых деталей, детали из дерева высыхают и растрескиваются, а краски выцветают.
Для обеспечения надежности работы автомобилей в условиях жаркого климата и пустынно-песчаной местности требуется их специальная подготовка, которая проводится заблаговременно и предусматривает проведение мероприятий по защите механизмов, систем и узлов от проникновения в них пыли, с целью предохранения агрегатов и узлов от повышенных износов.
При подготовке автомобилей к использованию в условиях жаркого климата и пустынно-песчаной местности необходимо выполнить следующие работы.
Обеспечьте автомобили средствами повышения проходимости по сыпучим пескам, средствами буксировки, шанцевым инструментом, а также емкостями с запасом масла, воды (одна-две заправки), укрывочным брезентом или тентом для защиты людей и грузов при их перевозке.
Промойте систему охлаждения двигателя, удалите накипь, проверьте исправность пробки расширительного бачка, термостата, привода жалюзи радиатора и заправьте систему охлаждения охлаждающей жидкостью или умягченной профильтрованной водой.
Промойте топливные баки горячей водой (60—70° С) или обработайте паром при избыточном давлении 0,25 кгс/см2.
Проверьте герметичность системы питания, для чего топливный бак заполните топливом, создайте давление 0,15—0,20 кгс/см2 и тщательно осмотрите, нет ли подтекания топлива в узлах и топливопроводах.
Промойте систему смазки способом, предусмотренным заводской инструкцией по эксплуатации автомобиля, перед заливкой промывочной смеси отработавшее масло слейте, а полнопоточный масляный фильтр промойте в чистом дизельном топливе, сменив фильтрующие элементы.
Снимите масляный радиатор и промойте в ванне с керосином (погружением в нее на 3—5 ч для растворения и удаления отложений).
Проверьте заряженность аккумуляторных батарей замером плотности электролита и прочистите вентиляционные отверстия в пробках, при необходимости доведите уровень электролита до нормы доливкой дистиллированной воды.
Проверьте герметичность пневматического тормозного привода (на слух) и состояние кранов для удаления конденсата из воздушных баллонов.
Изготовьте на сиденья в кабине (при наличии возможности) чехлы из воздухопроницаемой ткани.
Периодичность технического обслуживания автомобилей устанавливайте, используя рекомендации для условий горной местности. При техническом обслуживании, кроме общего перечня работ, установленного заводской инструкцией по эксплуатации, дополнительно рекомендуется выполнять следующие работы.
Работы по системе охлаждения.
При ежедневном техническом обслуживании очищайте от пыли радиатор и двигатель.
Проверяйте и при необходимости регулируйте натяжение ремня привода вентилятора.
При технических обслуживаниях № 1 и 2 проверяйте герметичность системы охлаждения внешним осмотром.
Работы по системе питания.
При ежедневном техническом обслуживании после работы автомобиля в условиях сильной запыленности промывайте (очищайте) воздухоочистители.
Еженедельно проверяйте герметичность соединений и воздухопроводов от воздухоочистителя к двигателю наружным осмотром деталей с необходимой подтяжкой хомутов шланговых соединений.
Перед заправкой топливных баков тщательно очищайте крышки заливных горловин от пыли и песка; заправку баков производите только закрытой струей; проверяйте состояние уплотнительных прокладок крышек.
Фильтры и отстойники системы питания очищайте от грязи через 350—400 км.
Не реже одного раза в три дня проверяйте состояние фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки топлива.
При технических обслуживаниях № 1 и 2 проверяйте герметичность системы питания.
Работы по системе смазки.
При ежедневном техническом обслуживании проверяйте состояние масляного радиатора и уплотнения указателя уровня масла.
Заправляйте двигатель только чистым маслом и до нормы, не допускайте попадания пыли внутрь картера двигателя.
Работы по электрооборудованию.
При ежедневном техническом обслуживании очищайте поверхности аккумуляторных батарей и вентиляционные отверстия пробок, а также все приборы электрооборудования от пыли и песка, проверяйте уровень электролита в аккумуляторных батареях и натяжение ремня привода генератора.
При технических обслуживаниях № 1 и 2 проверяйте способом, указанным ранее, заряженность аккумуляторных батарей, состояние изоляции проводов.
Работы по трансмиссии, тормозной системе, рулевому управлению и ходовой части.
При ежедневном техническом обслуживании проверяйте состояние сапунов картеров агрегатов трансмиссии и очищайте их от грязи и пыли.
При ежедневном техническом обслуживании проверяйте состояние и плотность посадки защитных чехлов карданных валов.
При ежедневном техническом обслуживании проверяйте состояние сочленений рулевых тяг.
При ежедневном техническом обслуживании проверяйте шаровых опор передних ведущих мостов и тормозного крана.
При ежедневном техническом обслуживании проверяйте натяжение ремней компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления.
При технических обслуживаниях № 1 и 2 проверяйте герметичность тормозных приводов, гидроусилителя рулевого привода; состояние сальниковых уплотнений агрегатов и механизмов.
Список литературы
Родичев В.А. Грузовые автомобили: учебник. В.А. Родичев. - М.:
ПрофОбрИздат, 2009. (федеральный комплект для профессионального образования)
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Практическое пособие/
Боровских Ю. И., Буралев Ю. В. – М.: Высш. Школа, 2006.
Епифанов Л. И., Епифанова Е. А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей, учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: ИНФРА-М, 2006.
Ломака Ф. И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей: учебное пособие для начального профессионального образования. -5-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2010.
Чумаченко Ю.Т., Герасименко А.И., Рассанов Б.Б. Автослесарь. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.