Экзаменационная работа по Истории России для 7 класса
Вариант I
Пояснительная записка
Экзаменационная работа состоит из трёх частей (А,В,С). Часть А – это тестовые вопросы простой сложности. Выполняя тестовые задания, вы получаете за каждый правильный ответ – 1 балл, всего можно набрать 18 баллов. В каждом вопросе, лишь один правильный ответ. Все ответы записываются в экзаменационный чистовик. Часть В – задание повышенной сложности, где можно заработать 8 баллов. Часть С работа с историческим источником, где можно заработать 4 балла. Максимальный балл за экзамен – 30 баллов.
Часть А
А1 Какое из перечисленных событий произошло раньше других?
введение 5-летнего сыска беглых крестьян
заключение Столбовского мирного договора
поход Лжедмитрия I на Москву
организация первого народного ополчения
А2 Прочтите отрывок из документа и укажите дату события, о котором идёт речь.
«По благословению и совету святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, и митрополитов…и всех чинов служилых людей великого Московского государства мы бояре князь Фёдор Иванович Мстиславский, да князь Василий Васильевич Голицын, да Фёдор Иванович Мезетский, да думные дьяки Василий Телепнёв, да Томило Луговской … приговорили о том, что послать бить челом к великому государю Сигизмунду королю Польскому и великому князю Литовскому, чтоб великий государь Сигизмунд пожаловал на Владимирское и Московское и на се великие государства Российского царства сына своего Владислава королевича…»
1606г.
1608г
1610г.
1612г.
А3 Военное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого государства называется
местничеством
интервенцией
смутой
осадой
А4 Внешняя торговля с западноевропейскими странами в основном велась через город
Астрахань
Архангельск
Алатырь
Мангазея
А5 Лично свободные крестьяне, платившие только государственные повинности, назывались в XVIIв.
казёнными
черносошными
приказными
посессионными
А6 Законосовещательный орган XVI – XVII вв., в работе которого принимали участие представители служилых людей, горожан, назывался
вече
Земским собором
Боярской думой
Избранной радой
А7 Что из перечисленного явилось причиной церковного раскола?
Создание религиозных сект на Руси
Изменение части догматов и порядка богослужения
Прекращение созыва Земских соборов
Стремление Никона усилить своё влияние на царя
А8 В 1666 году происходило событие …?
Соляной бунт
Хлебный бунт
Медный бунт
Поход атамана Василия Уса
А9 Андрусовское перемирие было заключено Россией
с Речью Посполитой
с Швецией
с Османской империей
с Китаем
А10 Для культуры конца XVII в., было характерно
усиление влияния церкви на живопись и литературу
«обмирщение» художественного творчества
Усиление культурного влияния Византии
Широкое каменное гражданское строительство
А11 Турецкая крепость Азов была захвачена русскими войсками
в 1696г.
в 1703г.
в 1709г.
в 1714г.
А12 Прочтите отрывок из исторического документа, подписанного Петром I и укажите его название.
«2.Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет единому из оных дать недвижимое через духовную, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имения…3.Кто бездетен, и оный волен отдать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое кому что похочет дать сродникам своим, или и посторонним…»
Указ о единонаследии
Генеральный регламент
«Артикул воинский»
Указ о подушной переписи
А13 Кто из названных лиц был фаворитом императрицы Анны Ивановны?
А.Бестужев-Рюмин
И.Долгорукий
Э.Бирон
А.Меньшиков
А14 Семилетнюю войну Россия вела против
Турции
Швеции
Пруссии
Франции
А15 Инициаторами создания Вольного экономического общества были
Г. Орлов и Р.Воронцов
А.Радищев и Н.Новиков
Г.Потёмкин и А.Орлов
И.Шувалов и М.Ломоносов
А16 Отметьте причину русско-турецкой войны 1768-1774гг
Стремление России закрепиться на Чёрном море
Стремление России поддержать Англию в противостоянии с Турцией
Желание балканских народов присоединить свои территории к России
Желание крымского хана перейти под протекторат России
А17 По закону о престолонаследии, подписанном Павлом I, передача престола осуществлялась
От старшего в роде к младшему по мужской линии
От отца к сыну по мужской линии
По желанию императора своему родственнику
От императора к императрице, а затем к старшему сыну или дочери.
А18 Кто из названных лиц является автором нашумевшего в XVIII веке в России литературного произведения «Путешествие из Петербурга в Москву»?
А.Радищев
Д.Фонвизин
М.Щербатов
М.Ломоносов
Часть В
В1 Расположите следующие события в хронологической последовательности:
Медный бунт
Народное ополчение К.Минина и Д.Пожарского
Полтавское сражение
Взятие крепости Измаил
Переправа русских войск через Чёртов мост
В2 Выберите три правильных ответа из шести предложенных. Кто из названных лиц был архитектором?
А.Сумароков
И.Старов
В.Баженов
С.Ушаков
Д.Трезини
Ф.Рокотов
В3 Установите соответствие между терминами, названиями и их определениями.
Термины, Названия Определения
А) ассамблея 1) политический или военный союз между государствами
Б) отходник 2) светское развлечение
В) посессионный крестьянин 3) государственный крестьянин, работающий на частном
Г) коалиция предприятии
4) владельческий крестьянин, навечно закреплённый за
мануфактурой
5) владельческий крестьянин, временно работающий на
мануфактурах
Задания В4-В6 связаны с работой и проверкой знания исторической карты. Рассмотрите карту и выполните задания.

В4 Напишите название войны, события которой обозначены на данной карте.
В5 Напиши имя российского монарха, в годы которого шла война, события которой обозначены на данной карте.
В6 Напишите название города, у стен которого произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой «1».
Часть С
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Вы можете использовать в ответах информацию источника, а также знания курса истории.
«Да в то же время делали деньги полтинники медные с ефимок, и крестьяне увидев такие в одну пору худые деньги, неровные и смешанные, не почали в города возить сено и дрова и съестные припасы, и начала быть от тех денег на всякие товары дороговизна великая. А служилым людям царское жалование давали полное, а они покупали всякие запасы и харчь и товары вдвое ценою, и от того у них в году жалованья не доставало и скудность начала быть большая. Хотя о тех деньгах был указ жестокий и казни, чтоб для них товаров и запасов никаких цен не повышали: однако на то не смотрели. И видя царь, что в тех деньгах не было прибыли, а смута начала быть большая, велел на Москве, и в Новгороде, и во Пскове…делать на дворах свои деньги медные, алтынники, грошевики, копейки против старых серебряных копеек, и от тех денег меж крестьян потомуж была смута…
И в скором времени, на Москве и в городах, объявились в тех медных деньгах многие воровские, и итех людей хватали и пытали всячески, где они эти деньги взяли…
Горожане обвинили в преступлениях бояр и умыслили идти в город к царю… Начали царю говорить сердито и невежливо с угрозами…Царь видел их злой умысел и тем что разгорается восстание …закричал стрельцам, и людям боярским, тех людей бить и рубить до смерти и живых ловить…»
С1 Когда произошло восстание, о котором идёт речь в документе? Назовите причину восстания.
С2 Используя текст и знания из курса истории, назовите государя, правившего в то время, и годы его царствования.
Экзаменационная работа по Истории России для 7 класса
Вариант II
Пояснительная записка
Экзаменационная работа состоит из трёх частей (А,В,С). Часть А – это тестовые вопросы простой сложности. Выполняя тестовые задания, вы получаете за каждый правильный ответ – 1 балл, всего можно набрать 18 баллов. В каждом вопросе, лишь один правильный ответ. Все ответы записываются в экзаменационный чистовик. Часть В – задание повышенной сложности, где можно заработать 8 баллов. Часть С работа с историческим источником, где можно заработать 4 балла. Максимальный балл за экзамен – 30 баллов.
Часть А
А1 Какое событие из перечисленных произошло в 1589 году?
Запрещён переход крестьян в Юрьев день
Началось восстание Хлопка
Убит царевич Дмитрий
Состоялись выборы первого патриарха
А2 Укажите о ком идёт речь?
«Сын крестьянина; завёл отряд поляков в дремучий лес, за что принял жестокие мучения перед смертью от врагов; царь наградил потомков его – освободил от всех податей и повинностей; его имя часто употребляют в нарицательном смысле; в Костроме ему поставлен памятник».
Лжедмитрий I
Лжедмитрий II
Иван Болотников
Иван Сусанин
А3 Возглавили Первое народное ополчение против поляков
М.Шеин и М.Скопин-Шуйский
Хлопко и Сидорка
П.Ляпунов и Д.Трубецкой
К.Минин и Д.Пожарский
А4 Земельное владение, предоставляемое дворянину за несение военной и государственной службы, называлось
барщиной
вотчиной
поместьем
приказом
А5 Во главе уездов в XVII царь назначал
старост
посадников
воевод
тысяцких
А6 Установление крепостного права состоялось?
в 1637г
в 1641г
в 1649г
в 1670г
А7 Что из перечисленного является причиной церковного раскола?
Политика католизации, проводимая Лжедмитрием I в Москве
Исправление религиозных книг
Закрепощение крестьян
Конфликт между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном
А8 Одной из причин поражения восстания под руководством Степана Разина стала
Многонациональность армии восставших
Вера в «доброго царя»
Слабая поддержка среди крестьян и работных людей
Помощь царским войскам со стороны иностранных государств
А9 Первый чертёж реки Амур был составлен географом
В.Д.Поярковым
М.В.Стадухиным
Е.П.Хабаровым
С.И.Дежнёвым
А10 Великое посольство было организовано с целью поиска союзников России в борьбе против
Османской империи
Швеции
Англии
Пруссии
А11 Для образования первой четверти XVIII в, было характерно
Введение обязательного образования для крестьян
Создание женских учебных заведений
Усиление влияния церкви на высшие учебные заведения
Введение обязательного образования для дворян
А12 Прочтите отрывок из документа 1722г и укажите должность, о которой в нём говорится
«…повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно и ревностно, бес потеряния времени, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина ко отправлению ему помешает, что всё записывать повинен в свой журнал…»
Местоблюститель патриаршего престола
Генерал-прокурор
Председатель консилии министров
Бурмистр
А13 Дворцовый переворот, приведший на престол Елизавету Петровну, произошёл
в 1725г.
в 1730г
в 1741г
в 1762г
А14 Что из перечисленного является причиной дворцовых переворотов?
Расширение прав посадского населения
Разработка проектов отмены крепостного права
Борьба за усиление России в Европе
Династические кризисы
А15 Дворяне получили право создавать дворянские общества и собираться на дворянские собрания в соответствии с
Жалованной грамотой дворянству
Манифестом о вольности дворянской
Табелью о рангах
«Наказом» Екатерины II
А16 В результате третьего раздела Речи Посполитой к России отошли
Курляндия, Западная Белоруссия и Западная Волынь
Новороссия, Восточная Белоруссия и Правобережная Украина
Галиция и Приазовье
Земли Среднего Жуза и Эстляндии
А17 Здания Зимнего дворца и Смольного монастыря в Петербурге, Большого дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском Селе были построены по проекту архитектора
И.Е.Старова
В.В.Растрелли
В.И.Баженова
М.Ф.Казакова
А18 Какое из перечисленных событий произошло в правление Павла I?
Заключение Ясского мирного договора с Турцией
Итальянский поход А.Суворова
Третий раздел Речи Посполитой
Открыт Смольный институт благородных девиц
Часть В
В1 Расположите следующие имена исторических лиц в хронологической последовательности:
Григорий Потёмкин
Эрнст Бирон
Григорий Орлов
Александр Меньшиков
Никон
В2 Выберите три правильных ответа из шести предложенных. Какие из названных имён связаны с историей русско-турецких войн при Екатерине II?
С.Апраксин
А.Суворов
Р.Воронцов
Г.Потёмкин
Ф.Ушаков
Б. Шейн
В3 Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью
Исторические личности Деятельность
А) И.Аргунов 1) нарисовал портрет П.Жемчуговой
Б) А.Лосенко 2) создал проект Таврического дворца
В) Ф.Шубин 3) создал статую «Екатерина – законодательница»
Г) И.Старов 4) спроектировал Зимний дворец
5) нарисовал картину «Владимир и Рогнеда»
Задания В4-В6 связаны с работой и проверкой знания исторической карты. Рассмотрите карту и выполните задания.

В4 Напишите название периода русской истории, события которого изображены на карте.
В5 Назовите русского царя, в правление которого разразился страшный голод, ставший одной из причин событий, изображённых на карте.
В6 Напишите прозвище самозванца, которое он получил из-за того, что расположил свой лагерь в подмосковном селе, обозначенном цифрой «2».
Часть С
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Вы можете использовать в ответах информацию источника, а также знания курса истории.
«Вскоре после Мартынова дня на помощь путивльскому воеводе Истоме Пашкову прибыл опытный витязь [...], пройдя со своими силами через Комарицкую волость, Калуг у и далее к Москве до Котлов. Всю область, которую он прошел, он привел к присяге Димитрию и усилил значительно свое войско. По рождению [...] был московитом, но в юности бы взят в плен татарами (против которых московиты ежегодно были вынуждены воевать) и продан в Турцию. Там он был прикован на галере и несколько лет должен был исполнить тяжелую грубую работу и, наконец, был освобожден немец ким судном, которое перехватило турок на море, и приведен в Венецию. Оттуда через Германию он пришел в Польшу и узнал об удивительных изменениях, происшедших в его отечестве во время его отсутствия. Когда он узнал, что его государь царь Димитрий ускользнул от московских убийц, пробрался в Польшу и теперь находится у воеводы Сандомирского, он представился ему…
С этим письмом и подобным известием [...] кратчайшим путем прошел в Путивль и был принят здесь с большой радостью, так как возбужденные путивляне твердо поверили, что Димитрий (как им говорил князь Григорий) действительно бежал и жив, и что они поэтому тем горячее будут бороться против изменников, и ради него, Дмитрия, не пожалеют своей крови и имущества, хотя это, конечно, не был истинный Димитрий, а снова поставленный от Польши самозванец. На основании письма и рассказов [...] был назначен большим воеводой (т.е. верховным главнокомандующим) и с 12 тыс. человек отправился через Комариц- кую волость к Москве, которая была ими осаждена и была бы, конечно, принуждена к сдаче, если бы этому не помешали раздоры между двумя командующими ... Московские жители послали в лагерь к [нему] своих людей и через них потребовали, что если Димитрий (который был ранее в Москве) жив и находится при нем в лагере или где-либо, то он должен его им представить в лицо... [он] ответил: «Царь воистину живет в Польше и будет скоро здесь. Я сам был у его руки, и он лично назначил меня вместо себя верховным главнокомандующим и отправил меня в Путивль с письменным приказом». «Нет, — сказали москвитяне, — это, должно быть, другой: Димитрия мы убили». И усовещевали [его] прекратить проливать невинную кровь, покориться Шуйскому, их царю: он сделает его знатным господином.
[Он] ответил отказом: «Я дал моему государю торжественную клятву пожертвовать за него самою жизнью, ее я сдержу, делайте, как хотите; поскольку вы не намерены сдаться по добру, я намерен принудить вас к этому. Я навещу вас скоро ...».
С1 Как зовут «воеводу», о котором идёт речь в тексте? Назовите год, в который этот «воевода» осадил Москву.
С2 Используя текст и знания из курса истории, назовите год, когда москвичи «Дмитрия убили». Назовите фамилию одного из 2камандующих», предавшего «воеводу» и перешедшего на сторону Василия Шуйского.
Экзаменационная работа по Истории России для 7 класса
Вариант III
Пояснительная записка
Экзаменационная работа состоит из трёх частей (А,В,С). Часть А – это тестовые вопросы простой сложности. Выполняя тестовые задания, вы получаете за каждый правильный ответ – 1 балл, всего можно набрать 18 баллов. В каждом вопросе, лишь один правильный ответ. Все ответы записываются в экзаменационный чистовик. Часть В – задание повышенной сложности, где можно заработать 8 баллов. Часть С работа с историческим источником, где можно заработать 4 балла. Максимальный балл за экзамен – 30 баллов.
Часть А
А1 Царица Мария Нагая признала сына Дмитрия
в Лжедмитрии I
в Лжедмитрии II
в короле Сигизмунде III
в воеводе М.Шеине
А2 Тушинским вором называли
Хлопка
Лжедмитрия I
Лжедмитрия II
И.Болотникова
А3 Укажите, о ком идёт речь. Сын посадского, ставший дворянином; автор знаменитых слов: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жён, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником…Я знаю, только мы на это двинемся, так и многие города к нам пристанут, и мы избавимся от иноплеменников»; явился инициатором создания «Совета всея земли» в Нижнем Новгороде; в Москве ему поставлен памятник.
Иван Болотников
Кузьма Минин
Хлопко
Иван Сусанин
А4 Какое из перечисленных событий произошло в правлении Михаила Фёдоровича Романова?
Соляной бунт
Восстание под руководством С.Разина
Постройка первой мануфактуры – железоделательного завода
Церковный раскол
А5 Какой из перечисленных признаков ведал сохранностью имущества царской семьи?
Разрядный
Казённый
Поместный
Челобитный
А6 Органы местного самоуправления XVIIв, которые избирались черносошными крестьянами и посадскими людьми назывались
Губные избы
Земские избы
Приказные избы
Думы
А7 Результатом церковной реформы в XVII в., стало(а)
обмирщение культуры
появление стяжателей и нестяжателей
появление старообрядцев и новообрядцев
отмена патриаршества
А8 Что из перечисленного явилось одной из причин восстания под руководством С.Разина?
стремление заставить казаков служить царю
борьба между бедными и зажиточными казаками
усиление крепостного гнёта
присоединение казачьих земель к Московскому государству
А9 Зборовский мир с Польшей, по которому в некоторых украинских землях вводилось самостоятельное гетманское правление, был заключён в
в 1649г.
в 1653г.
в 1667г.
в 1670г.
А10 Славяно-греко-латинская училище было открыто в Москве
в 1649г.
в 1655г.
в 1672г.
В 1687г.
А11 Какое из перечисленных событий произошло в 1709г?
Принятие Петром титула «император»
Прутский поход
Полтавская битва
Ликвидация понятий «вотчина» и «поместье» и введение понятия «недвижимое имущество»
А12 Крестьян, которых прикрепляли к предприятию навечно и которых можно было продать только с предприятием, называли
Приписными
Посессионными
Рекрутами
Владельческими
А13 В ходе Северной войны произошло сражение
у мыса Гангут
на реке Дон
на реке Сить
на реке Воже
А14 Кабинет министров был учреждён в правление
Екатерины I
Петра II
Анны Ивановны
Елизаветы Петровны
А15 Регентом при малолетнем Иване VI был назначен
Б.Миних
А.Остерман
Э.Бирон
Д.Голицын
А16 Отметьте причину восстания под предводительством Е.Пугачёва
тяжёлые условия жизни и труда работных людей
недовольство церковной реформой
борьба за привилегии между запорожскими и яицкими казаками
недовольство правлением самодержцев
А17 Какое событие произошло в 1790г?
Сражение под Фокшанами
Сражение на р. Рымник
Взятие Измаила
Взятие Очакова
А18 Героический переход Чёртов мост русские войска совершили под командованием А.В.Суворова в ходе
Русско-турецкой войны 1768-1774гг
Русско-турецкой войны 1787-1791гг
Итальянского похода 1799г.
Швейцарского похода 1799г.
Часть В
В1 Расположите следующие события в хронологической последовательности:
Восстание Ивана Болотникова
Соляной бунт
Принятие патриаршества
Свержение Бирона
Ништадтский мир
В2 Выберите три правильных ответа из шести предложенных. Какие из названных мероприятий относились к внутренней политике Екатерины II?
Жалованная грамота дворянству
Указ о трёхдневной барщине
Создание полков иноземного строя
Участие России в разделах Речи Посполитой
Принятие титула императрицы
Присоединение Крыма
В3 Установите соответствие между датами и событиями.
Даты События
А) 1721г. 1) заключение Ништадтского мира
Б) 1772г. 2) первый раздел Речи Посполитой
В) 1774г. 3) подписание Кючук-Кайнарджийского мирного
Г) 1780г. договора
4) заключение Ясского мирного договора
5) объявление Россией «нейтралитета» в войне
Англии против колоний в Северной Америке
Задания В4-В6 связаны с работой и проверкой знания исторической карты. Рассмотрите карту и выполните задания.

1
2
3
4
В4 Напишите имя императора, который велел организовать поход указанный на карте.
В5 Напишите дату свершившегося похода.
В6 Укажите цифру, которая обозначает фактически решающее сражение всего похода.
Часть С
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Вы можете использовать в ответах информацию источника, а также знания курса истории.
«Особенность Комиссии ... была в том, что депутаты не только были избраны, но и собрались в Москву к указанному сроку ... Торжественная церемония открытия заседания комиссии в Грановитой палате Кремля, с пышным обрядом прибытия императрицы, с долгим чтением «Наказа» ко миссии, казалось бы, символизировала наступившее наконец-то тесное единение общества и власти. Верховная правительница удивляла народных представителей смелыми фразами «Наказа» вроде таких: «Вопреки ласкателям, которые ежедневно говорят государям, будто народы для них сотворены, Мы думаем и за славу себе вменяем сказать, что мы сотворены для нашего народа» ... Характерно, что «Наказ», изданный в России за 30 лет восемь раз, стал во Франции запрещенной книгой ...
Проблема всеобщей свободы и вольности, поставленная ... в «Наказе», похоже, мало интересовала депутатов. Куда важнее казалось им отстоять привилегии сословий: купечество хотело исключительных прав на торговлю, просило «о неторговании казаками и мещанами», дворянство стояло за исключительные права и привилегии ... Даже самые человеколюбивые идеи не находили опоры в большинстве ... Депутаты вовсю спорили о суде и «расправе», а императрица уже ждала удобного случая завершить грандиозное, но не оправдавшее ее надежд, предприятие. Наиболее благовидный предлог был найден после начала войны с Турцией ... многим депутатам было велено отправиться к местам, занимаемым ими по службе (прежде всего это касалось военных)».
С1 Напишите имя императрицы, созвавшей Уложенную комиссию. Укажите годы ее правления. Укажите год начала работы Уложенной комиссии и годы русско-турецкой войны, из-за которой она была распущена.
С2 Применяя знания по отечественной истории укажите две-три причины созыва Уложенной Комиссии и две-три причины, почему она была распущена.
Экзаменационная работа по Истории России для 7 класса
Вариант IV
Пояснительная записка
Экзаменационная работа состоит из трёх частей (А,В,С). Часть А – это тестовые вопросы простой сложности. Выполняя тестовые задания, вы получаете за каждый правильный ответ – 1 балл, всего можно набрать 18 баллов. В каждом вопросе, лишь один правильный ответ. Все ответы записываются в экзаменационный чистовик. Часть В – задание повышенной сложности, где можно заработать 8 баллов. Часть С работа с историческим источником, где можно заработать 4 балла. Максимальный балл за экзамен – 30 баллов.
Часть А
А1 Что из перечисленного является одной из главных причин Смуты?
неудачи с Ливонской войне
династический кризис
попытки бояр ограничить власть самодержца
стремление Бориса Годунова начать войну с Польшей
А2 Кто из перечисленных церковных сановников возглавлял русское посольство к польскому королю с предложением занять русский трон польскому королевичу?
Гермоген
Филарет
Иона
Макарий
А3 Какое событие произошло позже других?
подвиг Ивана Сусанина
осада войсками Василия Шуйского тульского кремля
снятие осады с Троице-Сергиева монастыря
захват польскими войсками Смоленска
А4 Таможенный новоторговый устав, устраняющий внутренние мелкие торговые пошлины, был принят
в 1637г.
в 1653г.
в 1667г.
в 1682г.
А5 Какой из перечисленных приказов разбирал прошения и жалобы на царских подданных?
Тайных дел
Челобитный
Казённый
Посольский
А6 Отметьте мероприятие, относящиеся к внутренней политике царя Алексея Михайловича
учреждение патриаршества
создание полков нового строя
запрещение крестьянских переходов от одного владельца к другому
созыв первого Земского собора
А7 Укажите хронологические рамки восстания под руководством Степана Разина
1611-1612гг
1654-1667гг
1667-1671гг
1687-1689гг
А8 Укажите имя выдающегося иконописца XVIIв.
Анисим Михайлов
Симеон Полоцкий
Симон Ушаков
Андрей Рублёв
А9 Переяславская рада состоялась
в 1634г.
в 1654г.
в 1676г.
в 1687г.
А10 Кто из названных лиц выступал за укрепление просвещённой самодержавной власти?
С.Полоцкий
В.Голицын
А.Ордин-Нащёкин
С.Ушаков
А11 Прочтите отрывок из сочинения С.М.Соловьёва и укажите название войны, о которой идёт речь.
«Степной, восточный период русской истории кончился – морской, западный период начался…Таково было главное следствие …войны: Швеция потеряла первенствующее положение на северо-востоке, которое заняла Россия…Война эта, окончившись таким блистательным миром для России, изменила положение Европы: подле Западной Европы для общей деятельности с нею явилась новая Европа, Восточная, что сейчас же отразилось на европейском организме, отозвалось всюду – от Швеции до Испании».
Северная война
русско-турецкая война
Смоленская война
русско-польская война
А12 Причиной восстания под руководством К.Булавина стало недовольство
казаков ограничением казачьих вольностей
зажиточных казаков увеличением количества беглых крестьян
прозападной культурной политикой Петра I
увеличением мануфактур в местах проживания казаков
А13 Одним из результатов Указа о единонаследии стало
создание иерархии государственных служащих
закрепление за государём права назначать себе наследника
уравнение правового статуса вотчины и поместья
создание Священного Синода
А14 Главной движущей силой дворцовых переворотов были представители
гвардии
духовенства
крестьянства
казачества
А15 В результате Семилетней войны
к России были присоединены земли в Пруссии
Россия вернула завоеванные земли в Пруссии
к России отошёл Крым
Россия завоевала Финляндию
А16 Губернская реформа была проведена Екатериной II
в 1773г.
в 1775г.
в 1783г.
в 1785г.
А17 Что из перечисленного стало одним из результатов внешней политики Екатерины II?
1) расширение территорий России в Причерноморье
2) увеличение территорий России в Прибалтике
3) присоединение средней Азии
4) утверждение России на Кавказе
А18 Памятник Петру I в Петербурге сооружён по проекту скульптора
Э.Фальконе
Ф.Шубина
Ф.Волкова
И.Старова
Часть В
В1 Расположите следующие исторические события в хронологической последовательности:
Взятие крепости Азов
Постройка корабля «Орёл»
Гангутское сражение
Создание Священного Синода
Смоленская война
В2 Выберите три правильных ответа из шести предложенных. Какие государственные учреждения, создал Пётр I.
Священный Синод
Опричный совет
Земский собор
Земская изба
Главный магистрат
Правительствующий Сенат
В3 Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью
Исторические личности Деятельность
А) С.Полоцкий 1) монах
Б) А.Шейн 2) военачальник
В) Н.Демидов 3) заводчик
Г)И.Коробов 4) художник
5) архитектор
Задания В4-В6 связаны с работой и проверкой знания исторической карты. Рассмотрите карту и выполните задания.

4
3
2
1
В4 Напишите название страны с которой вела войну Российская империя на указанной карте.
В5 Напишите название мира закончивший данную войну.
В6 Укажите цифру, которая обозначает территории присоединённые к России.
Часть С
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Вы можете использовать в ответах информацию источника, а также знания курса истории.
«Поход оказался медленным и мучительным, осенняя распутица затрудняла передвижение армии, особенно обоза, орудий припасов. Только с середины октября собрались все силы. Царь сам руководил осадой – определял месторасположение батарей, распоряжался бомбардировками и прочими действиями. Но пороха, ядер, бомб хватило только на две недели, обстрел не принёс ощутимого урона осаждённым. Новых боеприпасов из-за бездорожья не подвозили. Так дело продолжалось более месяца, пока не подошёл…Карл XII со свои войском. Пётр I этому, как видно, не придал особого значения. Всё-таки его армия превосходила силы врага в три раза (35-40тыс. русских против 8-12 тыс.шведов). Он полагался, как оказалось, напрасно, на опыт иностранных офицеров, командовавших его армией…большинство полков возглавляли иностранные офицеры. К своему делу и к солдатам они относились так, что вызывали подозрение и ненависть последних. Большую часть армии составляли старые стрелецкие полки, дворянское ополчение и полки, сформированные из новобранцев. Боеспособными в предстоящей схватке с одной из лучших европейских армий могли показать себя (и показали) лишь три полка – два гвардейских (Преображенский и Семёновский) и Лефортовский.
С1. Определите, о каком сражении идёт речь в отрывке, и укажите, когда оно произошло?
С2. Используя текст и знания из курса истории, укажите причины поражения русской армии?
Экзаменационная работа по Истории России для 7 класса
Вариант V
Пояснительная записка
Экзаменационная работа состоит из трёх частей (А,В,С). Часть А – это тестовые вопросы простой сложности. Выполняя тестовые задания, вы получаете за каждый правильный ответ – 1 балл, всего можно набрать 18 баллов. В каждом вопросе, лишь один правильный ответ. Все ответы записываются в экзаменационный чистовик. Часть В – задание повышенной сложности, где можно заработать 8 баллов. Часть С работа с историческим источником, где можно заработать 4 балла. Максимальный балл за экзамен – 30 баллов.
Часть А
А1 Борис Годунов был избран царём на Земском соборе
1)в 1584г.
2)в 1598г.
3)в 1601г.
4)в 1603г.
А2 Укажите, о ком идёт речь. Он был князем, царём, монахом; участвовал в заговоре против Бориса Годунова; в 1605 г., приговорён Боярской думой к смерти, но был прощён, хотя многие его родственники были наказаны: установил 15-летний срок сыска беглых крестьян; умер в Польше.
1)Василий Шуйский
2)Борис Годунов
3)Лжедмитрий I
4)Лжедмитрий II
А3 Второе ополчение против поляков возглавили
1)М.Шейн и М. Скопин-Шуйский
2)Хлопко и Сидорка
3)П.Ляпунов и Д.Трубецкой
4)К.Минин и Д.Пожарский
А4 Соборное Уложение 1649 г., содержало положение
1)о создании приказов
2)об увеличении платы за «пожилое»
3)о 15-летнем сыске беглых крестьян
4)о бессрочном сыске беглых крестьян
А5 Укажите имя землепроходца, открывшего в 1648 г., пролив, отделявший Азию от Америки.
1)Семён Дежнёв
2)Ерофей Хабаров
3)Симон Ушаков
4)Василий Поярков
А6 У запорожских казаков в 1649г., было введено управление во главе
1)с князем
2)с атаманом
3)с гетманом
4)со старостой
А7 Отметьте черту, характерную для экономического развития России во второй половине XVII в.
1)Появление первых мануфактур
2)Появление двупольного севооборота
3)Развитие банковского дела
4)Интенсификация морской торговли
А8 Соляной бунт произошёл
1)в1848г.
2)в 1662г.
3)в 1668г.
4)в 1670г.
А9 В XVII в., появился новый литературный жанр
1)былина
2)«житие»
3)сатирическая повесть
4)«хождение»
А10 Какое событие произошло в 1708г?
1)проведена губернская реформа
2)русский флот одержал победу при Гангуте
3)издан Генеральный регламент
4)основан Санкт-Петербург
А11 Светское развлечение, бал введённый Петром I с участием мужчин и женщин назывался
1)реляция
2)конфузия
3)ассамблея
4)сессия
А12 Какая из названных битв Северной войны произошла в 1700г?
1)под Нарвой
2)под Полтавой
3)под Азовом
4)при Гренгаме
А13 Что из названного произошло в правление Петра II?
1)отправлен в опалу А.Меньшиков
2)отстранён от власти Э.Бирон
3)составлены кондиции, ограничивающие власть императора
4)открыт шляхетский корпус
А14 Результатом дворцовых переворотов было
1)усиление крепостного права
2)привлечение иностранного капитала в российскую экономику
3)расширение прав купцов
4)введение свободы торговой деятельности для крестьян
А15 Результатом внешней политики Елизаветы Петровны стало(и)
1)присоединение Прибалтийских земель к России
2)успешные операции в Пруссии
3)присоединение Средней Азии к России
4)успешные операции русских войск в Крыму
А16 Екатерина II созвала Уложенную комиссию
1)в 1762г
2)в 1767г
3)в 1775г
4)в 1786г
А17 Что из перечисленного стало одним из результатов внешней политики Екатерины II?
1)Расширение территорий России в Причерноморье
2)Увеличение территорий России в Прибалтике
3)Присоединение Средней Азии
4)Утверждение России на Кавказе
А18 Манифест о трёхдневной барщине и запрете помещикам принуждать крестьян работать в воскрестные дни и церковные праздники был издан
1)в 1768г.
2)в 1789г.
3)в 1797г.
4)в 1801г.
Часть В
В1 Расположите в хронологической последовательности имена исторических лиц
1)Борис Годунов
2)Сильвестр
3)Кузьма Минин
4)Елена Глинская
5)Патриарх Филарет
В2 Выберите три правильных ответа из шести предложенных. Податным населением в русском обществе XVII в., являлись
1)владельческие крестьяне
2)духовенство
3)ремесленники
4)черносошные крестьяне
5)бояре
6)дворянство
В3 Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью
Исторические личности Деятельность
А) Ф.Растрелли 1) гетман
Б) С.Яворский 2) военачальник
В) И.Скорпадский 3) механик
Г) Н.Репнин 4) церковный деятель
5) архитектор
Задания В4-В6 связаны с работой и проверкой знания исторической карты. Рассмотрите карту и выполните задания.

5
4
3
2
1
В4 Напишите название процесса, проиллюстрированный на изображённой карте.
В5 Укажите название страны, которая была инициатором данного процесса.
В6 Запишите цифру, которое обозначает территорию присоединенную к Российской империи в 3 раз.
Часть С
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Вы можете использовать в ответах информацию источника, а также знания курса истории.
«Понеже по воле всемогущего бога и по общему желанию российского народа мы по преставлению всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприняли... того ради, чрез сие наикрепчайшее обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1) Ни с кем войны не вчинять.
2) Миру не заключать.
3) Верных наших подданных никакими новыми податями отягощать.
4) В знатные чины... выше полковничьего ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.
5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.
6) Вотчины и деревни не жаловать.
7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить. ...А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».
С1. К какому веку относится этот документ? Укажите его название. Кем он был первоначально подписан?
С2. Используя текст документа и знания по истории, объясните, по чьей инициативе он был подготовлен и с какими целями. Укажите не менее двух целей.
Экзаменационная работа по Истории России для 7 класса
Вариант VI
Пояснительная записка
Экзаменационная работа состоит из трёх частей (А,В,С). Часть А – это тестовые вопросы простой сложности. Выполняя тестовые задания, вы получаете за каждый правильный ответ – 1 балл, всего можно набрать 18 баллов. В каждом вопросе, лишь один правильный ответ. Все ответы записываются в экзаменационный чистовик. Часть В – задание повышенной сложности, где можно заработать 8 баллов. Часть С работа с историческим источником, где можно заработать 4 балла. Максимальный балл за экзамен – 30 баллов.
Часть А
А1 Клятву об «ограничении самовластья» при вступлении на престол давал
1)Борис Годунов
2)Лжедмитрий I
3)Василий Шуйский
4)Михаил Ромнов
А2 Какое событие из перечисленных произошло в 1609г?
1)Был убит Лжедмитрий I
2)Польша объявила войну России
3)Заключён мирный договор с Швецией
4)И.Болотников сдался царским войскам в Туле
А3 Прочтите отрывок из исторического сочинения и укажите, в каком году произошло событие, описанное в тексте.
«Москва осталась без царя. Власть перешла в руки бояр. Порядка в это время не было; народ не знал, кому повиноваться. Патриархом был тогда Гермоген, муж строгой и благочестивый жизни. Патриарх желал, чтобы на русский престол был избран один из русских вельмож и указывал на молодого боярина Михаила Романова. Но бояре решили избрать царём Владислава, сына польского короля Сигизмунда. Было отправлено посольство к Сигизмунду с просьбой отпустить сына на царство».
1)в 1603г.
2)в 1607г.
3)в 1610г.
4)в 1613г.
А4 Бессрочный сыск беглых крестьян был введён
1)в 1497г
2)в 1550г.
3)в 1649г.
4)в 1687г.
А5 Обедневшие, часто не имеющие своих дворов после смуты крестьяне назывались
1)численниками
2)инородцами
3)бобылями
4)посадскими
А6 Что из перечисленного произошло в годы правления царя Алексея Михайловича?
1)открыто Славяно-греко-латинское училище
2)сооружена церковь Вознесения в Коломенском
3)появилась рукописная газета «Куранты»
4)построена первая железоделательная мануфактура
А7 Что из названного явилось причиной восстаний 1648г?
1)увеличение косвенных налогов
2)введение бессрочного сыска беглых крестьян
3)выпуск медных денег, которые должны были считать за серебряные
4)ущемление казачьих вольностей
А8 В стиле «нарышкинского барокко» была осуществлена постройка
1)царского дворца в Коломенском
2)Грановитой палаты в Московском Кремле
3)Церкви Покрова Богородицы в Филях
4)Церкви Вознесения в Коломенском
А9 Стрелецкий бунт, в результате которого на престол были возведены цари Иван и Пётр при регентстве царевны Софьи, произошёл
1)в 1676г.
2)в 1682г.
3)в 1689г.
4)в 1705г.
А10 Правление Петра I было ознаменовано созданием
1)местничества
2)кормлений
3)губерний
4)уделов
А11 Прочтите отрывок из документа и укажите название сражения, о котором идёт речь.
«И тогда в 9-м часу перед полуднем атака и жестокий огонь с обоих сторон начался, которая атака от наших войск с такой храбростью учинена, что вся неприятельская армия по получасном бою с малым уроном наших войск…И тако милостию всевышнего, совершенная виктория, которой подобной мало слыхано и видно, с легким трудом против гордого неприятеля…ибо его величество в том воистинно свою храбрость, мудрое великодушие и воинское искусство …показал, и при том шляпа на нём пулею пробита под его же светлостью князем Меньшиковым, который также мужество своё показал, три лошади ранено…»
1)битва при Лесной
2)Полтавская битва
3)Битва на о. Гренгам
4)Сражение при Гангуте
А12 Астраханское восстание вспыхнуло
1)в 1705г.
2)в 1707г.
3)в 1711г.
4)в 1714г.
А13 Правительство Петра I способствовало развитию промышленности
1)введением новых сельскохозяйственных технических культур
2)увеличением ввоза иностранных промышленных товаров в Россию
3)предоставлением денежных ссуд заводчикам
4)усилением крепостного гнёта
А14 Что из названного явилось причиной конфликта России с Турцией в середине XVIIIв?
1)борьба за «польское наследство»
2)стремление России завоевать Крым
3)желание Турции покорить Азов
4)недовольство Турции присоединением казахских земель к России
А15 Что из перечисленного является причиной дворцовых переворотов?
1) заинтересованность дворянства в расширении своих привилегий
2) стремление иностранных держав усилить своё влияние на политику российских императоров
3) неспособность правителей решать внутренние экономические проблемы
4) недовольство высшего общества внешней политикой самодержцев
А16 Екатерина II взошла на престол в результате дворцового переворота
1) 1755 года
2) 1761 года
3) 1762 года
4) 1769 года
А17 Емельян Пугачёв выдавал себя за чудесным образом спасшегося
1) Царевича Дмитрия
2) Царя Ивана VI
3) Царя Петра III
4) Сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II
А18 Для внутренней политики императора Павла I было характерно
1) Ограничение прав дворян
2) Усиление крепостного права
3) Расширение прав церкви
4) Расширение привилегий военачальников
Часть В
В1 Расположите в хронологической последовательности имена исторических лиц.
1) А.Виниус
2) В.Шуйский
3) В.В.Голицын
4) Б.Шейн
5) Ф.Годунов
В2 Выберите три правильных ответа из шести предложенных. Что из названного является причинами восстания под руководством К.Булавина?
1) ограничение казачьих вольностей
2) рекрутские наборы
3) запрещение использовать наёмный труд
4) усиление крепостного гнёта
5) насильственное введение европейских традиций
6) государственная задолженность перед Ираном
В3 Установите соответствия между терминами, названиями и их определениями.
Термины, названия Определения
А) откуп 1) временный правитель государства на период
Б) фаворит малолетства наследника престола
В) регент 2) представитель податного сословия,
Г) рекрут служивший в армии всю жизнь
3) приближённый к царю и пользующийся
особыми привилегиями
4) передача государством частным лицам
за определённую плату права сбора налогов
или продажи каких-либо товаров
5) служащий в гвардейском полку
Задания В4-В6 связаны с работой и проверкой знания исторической карты. Рассмотрите карту и выполните задания.





4
3
1
2
В4 Укажите название войны изображённой на исторической карте?
В5 Как звали царя, при котором начался данный международный конфликт?
В6 Укажите цифру, которая обозначает страну – победителя в данном военном конфликте.
Часть С
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Вы можете использовать в ответах информацию источника, а также знания курса истории.
Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь … всеа Великия и Малыя Росии самодержец , пожаловали есмя наших царского величества подданных Богдана Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского, и писаря Ивана Выговского, и судей войсковых, и полковников, и ясаулов, и сотников, и все Войско Запорожское, что в нынешнем во 162-м (1654 г.) году как по милости божий учинились под нашею государскою высокою рукою он, гетман Богдан Хмельницкий, и все Войско Запорожское и веру нам, великому государю, и нашим государским детем, и наследником на вечное подданство учинили. И мы, великий государь наше царское величество, подданного нашего Богдана Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского, и все наше царского величества Войско Запорожское пожаловали велели им быти под нашею царского величества высокою рукою по прежним их правам и привилиям, каковы им даны от королей польских и великих князей литовских, и тех их прав и вольностей нарушивати ничем не велели, и судитись им велели от своих старших по своим прежним правам, а наши царского величества бояря и воеводы в те их войсковые суды вступатись не будут.
С1 Укажите название данному историческому событию и время его происшествия?
С2 Укажите 2-3 причины почему данный договор был подписан?