СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзаменационные материалы по учебному предмету ОУП.08-У Биология по специальности 31.02.01 Лечебное дело

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экзаменационные материалы по учебному предмету ОУП.08-У Биология по специальности 31.02.01 Лечебное дело

Просмотр содержимого документа
«Экзаменационные материалы по учебному предмету ОУП.08-У Биология по специальности 31.02.01 Лечебное дело»

Система оценивания выполнения экзаменационной работы

Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровней части 1 (А) оценивается 1 баллом. Задания части 2 (В) оцениваются от 0 до 2 баллов. Задание задания уровня С1–С4 – от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.

Максимальное количество баллов за всю работу – 37.

Продолжительность экзамена по биологии

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий:

1) для каждого задания части 1 (А) – до 3 минут;

2) для каждого задания части 2 (В) – до 5 минут;

3) для каждого задания части 3 (С) – до 15 минут.

Перевод баллов в пятибалльную систему проводится согласно таблице:

Количество набранных баллов

оценка

0 - 18

2

19 - 25

3

26 - 33

4

34 - 37

5


Экзаменационная работа по учебному предмету Биология

Инструкция по выполнению экзаменационной работы

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих в себя задания. Часть 1 содержит 15 задания (А1–А15). К каждому заданию нужно написать краткий ответ в виде последовательности цифр или слов. Часть 2 содержит 5 заданий (B1–B5), на которые надо дать краткий ответ в виде последовательности цифр. Часть 3 содержит 4 задания с развёрнутым ответом (С1–С4). При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1 Запишите краткий ответ на вопрос.

А 1. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Уровни организации живой природы

Уровень

Пример

клеточный

митохондрия

?

сердце человека

А 2. Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Раздел биологии

Объект изучения

Экология

Взаимодействие организмов в биогеоценозе

?

Строение и функционирование клеток

А 3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания клетки бактерии?

1)  содержит клеточную стенку из целлюлозы

2)  генетический материал представлен замкнутой молекулой ДНК

3)  может иметь выросты оболочки — пили

4)  в цитоплазме обнаруживаются центриоли клеточного центра

5)  не содержит мембранных органелл

6)  рибосомы отсутствуют

А 4. Какова вероятность того, что зрячая собака несет ген слепоты, если от скрещивания с такой же собакой, родился один слепой щенок? (нормальное зрение  — доминантный признак).

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

А 5. Сколько хромосом содержится в ядре клетки кожи, если в ядре оплодотворённой яйцеклетке человека содержится 46 хромосом? В ответ запишите только соответствующее число.

А 6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания генетического критерия вида волка европейского. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 (1) Волк европейский распространён в Прибалтике, России, Белоруссии и других странах. (2) Кариотип волка представлен 78 хромосомами. (3) Европейский волк  — хищник, достигающий 1,6 м в длину и 90 см в высоту. (4) Ведёт стайный образ жизни. (5) Гибриды волков и немецких овчарок плодовиты. (6) При скрещивании волка, например, с американским волком (койотом) рождается бесплодное потомство.

А 7. В отличие от естественной экосистемы, искусственная экосистема характеризуется. Ответ запишите цифрами без пробелов.

 1)  большим разнообразием видов

2)  разнообразными цепями питания

3)  незамкнутым круговоротом веществ

4)  преобладанием одного  — двух видов

5)  влиянием антропогенного фактора

6)  замкнутым круговоротом веществ

А 8. Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, можно использовать для описания митоза. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 1)  в телофазе формируется новая ядерная оболочка

2)  в анафазе к полюсам расходятся двухроматидные хромосомы

3)  происходит при образовании спор у растений

4)  происходит при образовании клеток гаметофита у папоротника

5)  в профазе компактизуются двухроматидные хромосомы

6)  происходит при образовании гамет у животных

А 9. Сколько типов гамет образуют особи с генотипом ааВВ?

А 10. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей.

 1)  семейство Волчьи (Псовые)

2)  класс Млекопитающие

3)  вид Обыкновенная лисица

4)  отряд Хищные

5)  тип Хордовые

6)  род Лисица

А 11. Выберите три предложения, в которых даны описания или примеры аналогичных органов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 (1)В ходе эволюции у различных, эволюционно не связанных, групп животных могут возникать схожие по строению органы. (2)Например, живущие в сходных условиях рыбы часто имеют схожую форму и окраску тела. (3)Крылья у рукокрылых млекопитающих и у летавших динозавров очень схожи по строению. (4)Также можно отметить сходство формы крыльев бабочек (да и других насекомых) и птиц. (5)Примеры аналогичных органов есть и у растений. (6)Так, колючки боярышника и шипы розы имеют различное происхождение, но сходные строение и функцию.

А 12. Выберите три верных ответа. Для сохранения витаминов в пищевых продуктах используют:

 1)  быстрое замораживание

2)  консервирование со стерилизацией

3)  сушку на солнце

4)  вакуумную сушку

5)  квашение

6)  пастеризацию

А 13. Пользуясь таблицей «Химический состав морской воды и сыворотки крови» и знаниями из курса биологии, выберите верные утверждения.

Химический состав морской воды и сыворотки крови

Химические элементы и их соединения

Морская вода (%)

Сыворотка крови (%)

Натрий (Na)

30,5

39,0

Магний (Mg)

3,8

0,5

Кальций (Ca)

1,2

1,0

Калий (K)

1,8

2,6

Хлор (Cl)

55,2

45,0

Кислород (O)

5,6

9,9

Другие элементы и соединения

1,9

2

1)  Натрия, калия и кислорода в морской воде меньше, чем в сыворотке крови.

2)  Хлор преобладает и в составе морской воды и в составе сыворотки крови.

3)  Натрий, калий и кислород содержатся в сыворотке крови, но отсутствуют в морской воде.

4)  Количество хлора в сыворотке не значительно.

5)  Кальций преобладает и в составе морской воды и в составе сыворотки крови.

А 14. Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

Скорость размножения бактерий

1)  всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды

2)  зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии

3)  зависит от генетической программы организма

4)  повышается при температуре 20–35 °C

5)  изменяется в зависимости от температуры

А 15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных экосистем можно отнести к природным?

 1)  яблоневый сад

2)  заливной луг

3)  хвойный лес

4)  пшеничное поле

5)  плантация масличной пальмы

6)  пустыня Гоби


A1 Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 Уровень

Пример

организменный

работа мышцы под воздействием нервных импульсов


нервная клетка (строение нейрона)

A2 Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 Раздел биологии

Пример

Цитология

Строение эндоплазматической сети


Строение поджелудочной железы

A3 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания типичной клетки бактерий?

1)  Отсутствует ядерная оболочка.

2)  Клетка содержит митохондрии.

3)  Клеточная стенка состоит из муреина.

4)  Генетический материал представлен замкнутой (кольцевой) молекулой ДНК.

5)  Клетка способна к фагоцитозу.

6)  Рибосомы имеют константу седиментации (осаждения) 80S.

A4 Какова вероятность (%) рождения высоких детей у гетерозиготных родителей с низким ростом (низкорослость доминирует над высоким ростом)?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

A5 Сколько клеток образуется в результате митоза одной клетки? В ответ запишите только соответствующее число.

A6 Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида белого медведя. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Белый медведь  — самый крупный представитель семейства медвежьих и отряда хищных, его длина достигает 3 м, масса до 1 т. (2)Шерсть белого медведя лишена пигментной окраски, и шерстинки полые, что придаёт шерсти теплоизоляционные свойства. (3)Белый медведь обитает на дрейфующих и припайных морских льдах, где охотится на свою основную добычу. (4)Охотится он в основном на кольчатую нерпу, морского зайца, моржа и других морских животных. (5)В целом белый медведь обитает в приполярных областях в Северном полушарии Земли: распространяется на север до 88° с. ш., на юг  — до Ньюфаундленда. (6)При случае белый медведь подбирает падаль, леммингов, дохлую рыбу, яйца и птенцов, может есть траву и морские водоросли, в обжитых местах питается на помойках.

А7 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К естественным биогеоценозам относят

1)  дубраву

2)  болото

3)  сад

4)  огород

5)  ельник

6)  пастбище

А8 Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, используют для описания процессов, происходящих в митохондриях. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)  фотолиз воды

2)  биосинтез белков

3)  расщепление глюкозы до двух молекул ПВК

4)  транспорт электронов переносчиками в мембране

5)  возбуждение электрона светом

6)  синтез молекул АТФ

А9 Сколько типов гамет образуется у особи с генотипом aabb?

А10 Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей категории.

1)  класс Насекомые

2)  вид Капустная белянка

3)  отряд Чешуекрылые

4)  тип Членистоногие

5)  род Огородные белянки

6)  семейство Белянки

А11 Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых описаны морфологические признаки современного человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

(1) Современный человек во многом похож на своих предков  — человекообразных приматов. (2) Его относительно крупный мозг в несколько раз превосходит мозг шимпанзе. (3) У человека и шимпанзе насчитывается не меньше 90% сходных генов. (4) Эволюция человека сопровождалась развитием речи и появлением новых форм поведения. (5) Возникновению прямохождения способствовали появление сводчатой стопы, S-образного позвоночника с шейным и поясничным изгибами, расширенного таза. (6) Благодаря отчетливому противопоставлению большого пальца остальным постепенно совершенствовалась рука, как орган труда.

А12 . Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Выберите признаки, по которым ткани отличаются друг от друга.

 1)  количество межклеточного вещества

2)  количество клеток в ткани

3)  элементный химический состав

4)  строение и форма клеток

5)  разный набор органелл в клетках

6)  функции

А13. Изучите таблицу «Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха». Выберите верные утверждения.

Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха

 Воздух

Содержание газов (в %)

кислород

углекислый газ

азот

Вдыхаемый

20,94

0,03

79,3

Выдыхаемый

16,3

4,0

79,7

Альвеолярный

14,2

5,2

80,6

1)  Состав альвеолярного воздуха значительно отличается от состава атмосферного (вдыхаемого) воздуха: в нём меньше кислорода (14,2%), большое количество углекислого газа (5,2%), а содержание азота практически одинаково, так как он не принимает участия в дыхании.

2)  В выдыхаемом воздухе кислорода содержится меньше, чем во альвеолярном.

3)  Количество углекислого газа во выдыхаемом и вдыхаемом воздухе практически не меняется.

4)  Количество азота во выдыхаемом и вдыхаемом воздухе практически не меняется.

5)  Пребывание человека в плохо проветриваемом помещении вызывает снижение работоспособности, головную боль и учащённое дыхание.

А14 Проанализируйте гистограмму, в которой представлена доля макрофагов с изменённой морфологией (% от общего числа) в печени, костном мозге и селезёнке мышей, страдающих лейкемией. В качестве контроля использовался костный мозг здоровых мышей.

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

 1)  При лейкемии возрастает количество макрофагов с изменённой морфологией в костном мозге.

2)  Больше всего макрофагов обнаруживается в печени.

3)  Печень, костный мозг и селезёнка участвуют в кроветворении.

4)  Больше всего доля макрофагов с изменённой морфологией в печени.

5)  Лейкемия повреждает в первую очередь печень.

 Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

А15 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие признаки являются общими как для природной экосистемы, так и для искусственной экосистемы?

 1)  способны к саморегуляции

2)  имеют сбалансированный круговорот веществ и энергии

3)  устойчивы во времени

4)  состоят из продуцентов, консументов и редуцентов

5)  представляют собой открытые системы

6)  испытывают действие естественного отбора и изменчивости

A1 Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Уровни организации живой природы

Уровень

Пример

клеточный

эритроцит


нуклеиновые кислоты, белки клетки

A2 Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком. 

Раздел биологии

Объект изучения

?

наследование генов, отвечающих за окраску шерсти собак

цитология

строение клеток эпителия собаки

А3 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания типичной клетки бактерий?

1)  клетка имеет гликокаликс

2)  клеточная стенка состоит из муреина

3)  ДНК не связана со структурными белками

4)  ДНК находится в ядре клетки

5)  может содержать плазмиды

6)  содержит митохондрии

A4 Какова вероятность (в %) рождения у темноволосых родителей (Aa) детей со светлыми волосами (темный цвет доминирует над светлым)?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

А5 Число хромосом в лейкоцитах  — клетках крови человека равно... В ответ запишите только соответствующее число хромосом.

А6 Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания признаков, которые можно использовать при применении физиологического критерия вида Речного окунь. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Речной окунь  — вид лучепёрых рыб рода пресноводных окуней семейства окунёвых (Percidae). (2)Максимально зафиксированная продолжительность жизни речного окуня  — 23 года. (3)Речной окунь относится к хищным рыбам: в рационе взрослого окуня значительную долю занимают другие пресноводные рыбы. (4)Нерест у речного окуня происходит ранней весной. (5)Самка окуня откладывает икринки в форме длинной студенистой ленты. (6)Окунь  — популярный объект любительского рыболовства, в отдельных водоёмах имеет важное промысловое значение.

А7 Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к антропогенным? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1)  температура воздуха

2)  загрязнение парниковыми газами

3)  наличие неперерабатываемого мусора

4)  наличие дороги

5)  освещённость

6)  концентрация кислорода

А8 Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, можно использовать для описания транскрипции у эукариот. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 1)  образование полинуклеотидной цепи

2)  удвоение молекулы ДНК

3)  матрицей служит молекула ДНК

4)  соединяются нуклеотиды, содержащие дезоксирибозу

5)  участвует фермент ДНК полимераза

6)  происходит в ядре

А9 При скрещивании жёлтого(А) гладкого (В) (дигомозигота) и зелёного (а) морщинистого (b) гороха в F1 получились все жёлтые гладкие. Определите, сколько генотипов семян гороха в F1.

А10 Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Комнатная муха в классификации животных, начиная с наименьшей группы.

 1)   отряд Двукрылые

2)   тип Членистоногие

3)   род Мухи

4)   царство Животные

5)   вид Комнатная муха

6)   класс Насекомые

А11 Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 (1)Самый многочисленный класс беспозвоночных животных  — Насекомые. (2)В процессе эволюции они приобрели частные приспособления к различным условиям обитания без изменения своего уровня организации. (3)У насекомых существуют разнообразные типы окраски, различные формы тела и конечностей. (4)Появление хитинового покрова и хорошо развитая нервная система и органы чувств помогли насекомым широко расселиться на Земле. (5)Разнообразные ротовые аппараты способствовали их закреплению в различных экологических нишах в зависимости от пищевой специализации. (6) Развитие трахейной системы обеспечивает дыхание атмосферым кислородом.

А12 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В связи с прямохождением у человека

 1)  освобождаются верхние конечности

2)  стопа приобретает сводчатую форму

3)  большой палец руки противостоит остальным

4)  таз расширяется, его кости срастаются

5)  мозговой отдел черепа меньше лицевого

6)  уменьшается волосяной покров

А13 Проанализируйте таблицу «Содержание жирных кислот (ж. к.) в некоторых растительных маслах (в % от общей массы)».

  Масла

Насыщенные

ж.  к.

Ненасыщенные ж. к.

олеиновая

(омега-9)

линолевая

(омега-6)

линоленовая

(омега-3)

кедровое

10

25

44

21

льняное

8–10

14

25–50

21–45

соевое

7,2–15

32–35

51–57

2–3

оливковое

9–14

70–87

4–12

подсолнечное

9

33,3

39,8

кукурузное

11,9

44–45

41–48

конопляное

4,5

14

65

16

виноградное

12

18

70

кунжутное

14

40

43

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 1)  Насыщенные жиры полезнее ненасыщенных.

2)  Самое высокое содержание омега-6 жирных кислот в виноградном масле.

3)  Жарить пищу можно только на насыщенных жирах.

4)  Высокое содержание омега-9 жирных кислот свойственно бобовым.

5)  Омега-3  — самые редкие ненасыщенные жирные кислоты в приведённых маслах.

А14 Проанализируйте график «Гликемическая кривая в норме (1) и при сахарном диабете (2)». В двух группах испытуемых оценивалась концентрация глюкозы в крови через определённое время после приёма пищи.

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 1)  При диабете концентрация сахара в крови не может снижаться за счёт выделения инсулина.

2)  На второй час после приёма пищи в норме начинается снижение концентрации глюкозы в крови.

3)  При диабете концентрация глюкозы снижается медленнее, чем в норме.

4)  В норме инсулина выделяется больше, чем при диабете.

5)  При диабете концентрация глюкозы в крови не может снизиться до нормальных значений.

А15 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

К абиотическим компонентам экосистемы относят

 1)  ярусное расположение растений в лесу

2)  минеральный состав воды

3)  видовой состав растений и животных

4)  освещённость

5)  влажность воздуха

6)  почвенных бактерий


А1. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

 Уровень

Пример

?

Круговорот воды

Популяционно-видовой

Немецкая овчарка

А2. Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

 Раздел биологии

Объект изучения

?

Ископаемые переходные формы организмов

Анатомия

Строение внутренних органов

А3. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже признаков используются для описания функций аппарата Гольджи?

 1)  модифицирует зрелые молекулы белка

2)  транспортирует белки к плазматической мембране

3)  окисляет углеводы

4)  участвует в образовании секреторных пузырьков

5)  хранит наследственную информацию

6)  формирует лизосомы

А4. От брака кареглазой женщины и голубоглазого мужчины родилась голубоглазая девочка. Ген карих глаз доминирует. Какова вероятность рождения кареглазых детей?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

А5. Сколько полноценных гамет образуется в овогенезе у человека из одной исходной клетки? В ответ запишите только соответствующее число.

А6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Гинкго двулопастный. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Гинкго двулопастный  — дерево высотой до 40 м и диаметром ствола до 4,5 м. (2)Крона вначале пирамидальная, с возрастом разрастается. (3)Это листопадное растение с уникальными для современных голосеменных листьями. (4)Одиночные листья развиваются быстро, но есть и растущие группой листья, развивающиеся медленно. (5)Растение двудомное, на мужских растениях в собраниях спорангиев (колосках) развивается пыльца.(6)Округлые семена несколько напоминают по виду абрикос.

А7. Какие признаки характеризуют агроценоз? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1)  естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен

2)  высокая численность растений одного вида

3)  большое число видов растений и животных

4)  ведущий фактор, влияющий на сообщество,  — искусственный отбор

5)  замкнутый круговорот веществ

6)  виды имеют различные приспособления к совместному обитанию

А8. Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, используют для описания плазматической мембраны растительной клетки. Определите три признака "выпадающих" из общего списка и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)  участвует в синтезе липидов

2)  состоит из билипидного слоя

3)  содержит полисахарид муреин

4)  имеет "шубу" из олигосахаридов, гликопротеинов и гликолипидов

5)  способна к активному транспорту веществ

6)  выполняет барьерную функцию

А9. Сколько фенотипических групп образуется при анализирующем скрещивании дигомозиготы?

А10. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей категории.

 1)   класс Насекомые

2)   вид Капустная белянка

3)   отряд Чешуекрылые

4)   тип Членистоногие

5)   род Огородная белянка

6)   семейство Белянки

А11. Выберите три предложения, в которых даны описания или примеры гомологичных органов у животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 (1)В ходе эволюции у различных родственных групп организмов одни и те же органы могут видоизменяться, становясь различными по строению, но при этом сохраняя общий план строения. (2)Такие изменения, как правило, возникают при конвергентной эволюции. (3)К примеру, конечности всех наземных хордовых сохраняют общий план строения, хотя сильно видоизменяются в зависимости от способа перемещения. (4)Антенны и антеннулы ракообразных и хелицеры с педипальпами у паукообразных эволюционно являются видоизменёнными конечностями передних сегментов тела. (5)Крылья бабочек и крылья птиц имеют различное строение, но очень сходны по форме. (6)Также стоит отметить, что чешуя у костных и хрящевых рыб выполняет различные функции, являясь выростами покровов.

А12. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Укажите три признака млекопитающих, которые не характерны для человека?

 1)  наличие диафрагмы

2)  наличие подшерстка

3)  наличие семи шейных позвонков

4)  хвостовой отдел тела

5)  подвижная ушная раковина

6)  альвеолярное легкое

А 13. Пользуясь таблицей 1 «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса биологии, выберите верные утверждения.

1)  Концентрация натрия практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу.

2)  Концентрация белков в плазме ниже, чем в первичной и вторичной моче.

3)  Глюкоза отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной.

4)  В извитых каналах нефрона глюкоза активно всасывается обратно в лимфу.

5)  Мочевина отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной.

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи

организма человека (в %)

Составные

вещества

Плазма крови

Первичная моча

Вторичная моча

Белки, жиры,

гликоген

7–9

Отсутствуют

Отсутствуют

Глюкоза

0,1

0,1

Отсутствует

Натрий (в составе

солей)

0,3

0,3

0,4

Хлор (в составе

солей)

0,37

0,37

0,7

Калий (в составе

солей)

0,02

0,02

0,15

Мочевина

0,03

0,03

2,0

Мочевая кислота

0,004

0,004

0,05

 А 14. Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Скорость размножения бактерий

1)  всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды.

2)  зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии.

3)  зависит от генетической программы организма.

4)  в интервале от 20 до 36 °C повышается.

5)  уменьшается при температуре выше 36 °C в связи с денатурацией части белков в клетке бактерии.

 

А 15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из приведённых ниже экосистем относят к природным биогеоценозам?

 1)  березовая роща

2)  яблоневый сад

3)  заливной луг

4)  кукурузное поле

5)  плантация масличной пальмы

6)  тропический лес

А 1. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Уровень

Пример

?

одна мышь

клеточный

митохондрия в мышечной клетке мыши

А 2. Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

 Раздел биологии

Пример

Генетика

Закономерности наследственности и изменчивости

?

Выработка условного рефлекса - выделение слюны на вид лимона

А3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания молекулы белка?

1)  состоит из нуклеотидов

2)  может иметь форму глобулы

3)  имеет третичную и четвертичную структуры

4)  образуется в результате транскрипции

5)  образуется в ядре

6)  бывают глобулярные и фибриллярные

А4. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей без малых коренных зубов у этой супружеской пары?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

А5. В ядре соматической клетки тела человека в норме содержится 46 хромосом. Сколько хромосом содержится в оплодотворённой яйцеклетке? В ответ запишите только соответствующее число.

А6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического критерия вида водоросли Ламинария сахаристая. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Бурая водоросль Ламинария сахаристая состоит из листоподобных пластинок, ножки и ризоидов, с помощью которых водоросль прикрепляется к субстрату. (2)Ареал вида охватывает моря Северного Ледовитого океана. (3)Слоевище желтовато-бурое из-за большого количества ксантофилловых пигментов. (4)Встречается в северных частях Атлантического и Тихого океанов до 40° северной широты. (5)В прибрежной зоне образует обширные заросли. (6)Промышленный сбор ламинарии осуществляется у берегов Белого, Баренцева и Карского морей.

А7. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Примерами естественных экосистем являются:

1)  чайная плантация

2)  приусадебная пасека

3)  ельник-кисличник

4)  лесное озеро

5)  верховое болото

6)  кукурузное поле

А8. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания партеногенеза у животных?

 1)  характерно для видов с гермафродитизмом

2)  размножение фрагментами тела

3)  половое размножение

4)  происходит оплодотворение

5)  участие особей только одного пола

6)  эмбрион развивается из неоплодотворённого яйца

А9. Сколько видов гамет формируется у родительского организма с генотипом АаBB? Ответ запишите в виде числа.

А10. Установите последовательность, отражающую положение вида Человек разумный в системе, начиная с наименьшей категории. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 1)  семейство Люди

2)  класс Млекопитающие

3)  отряд Приматы

4)  тип Хордовые

5)  род Человек

6)  вид Человек разумный

А11. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры атавизмов животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 (1)У предков китообразных животных в связи с переходом в водную среду обитания произошла редукция тазового пояса и скелета задних конечностей. (2)Но иногда рождаются дельфины, имеющие заднюю пару плавников с костным скелетом. (3)Аналогичное явление может наблюдаться у змей, когда из яйца вылупляется детёныш с недоразвитыми лапами. (4)При этом существует семейство ложноногих змей с маленькими когтеобразными задними конечностями. (5)У представителей этого семейства  — удавов, питонов и анаконд  — присутствуют некоторые элементы таза. (6)Ещё одним примером необычного развития конечностей является рождение жеребят с двумя дополнительными пальцами на каждой ноге.

А12. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Человек в отличие от животных

 1)  имеет кору больших полушарий

2)  образует различные природные популяции

3)  обладает второй сигнальной системой

4)  может создавать искусственную среду обитания

5)  имеет первую сигнальную систему

6)  может создавать и использовать орудия труда

А13. Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб» и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения.

Пищевая ценность некоторых рыб

 Названия рыб

% белков

% жиров

Калорий в 100 граммах

Вобла

18

2,8

95

Окунь

17

0,6

73

Карась

17

0,5

74

Шпрот

17

7,6

136

Карп

20

1,5

94

Лосось

24

12

200

Стерлядь

17

6

116

1)  В лососе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами.

2)   В шпроте содержится наибольшая доля жиров по сравнению с остальными рыбами.

3)  Карасей и окуней рекомендуется включить в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни.

4)  Вобла самая низкокалорийная рыба.

5)  Все указанные рыбы являются представителями отряда Сельдеобразные.

А14. роанализируйте график «Скорость деградации витамина С в апельсинах, купленных в магазине и непосредственно сорванных с дерева».

 Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 1)  Свежие апельсины для эксперимента росли при большей освещённости.

2)  В магазинах продают апельсины, которые хранятся уже порядка двух месяцев.

3)  Скорость деградации витамина С в свежих апельсинах немного выше, чем в магазинных.

4)  В апельсинах из магазина содержится примерно в 2 раза меньше витамина С, чем в свежесобранных.

5)  Витамин С разлагается от нагревания и попадания прямого солнечного света.

 Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

А15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Почву как среду обитания организмов характеризуют. Цифры укажите в порядке возрастания.

 1)  отсутствие света

2)  резкие перепады давления

3)  низкое содержание углекислого газа

4)  низкая плотность

5)  незначительные колебания температуры

6)  недостаток кислорода

А1.Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Уровень

Пример

?

таёжный лес

клеточный

мышечная клетка волка

А2. Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Раздел биологии

Объект изучения

?

влияние факторов окружающей среды

на численность популяции животных лошади

палеонтология

ископаемые останки животных

А3. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под

которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания типичной клетки бактерии?

 1)  Отсутствует ядерная оболочка.

2)  Клетка содержит митохондрии.

3)  Клеточная стенка состоит из муреина.

4)  Генетический материал представлен замкнутой молекулой ДНК.

5)  Клетка способна к фагоцитозу.

6)  Имеется центриоль в основании жгутика.

А4. Какова вероятность рождения здоровых мальчиков в семье, где мать здорова, а отец болен гипертрихозом  — болезнью, обусловленной наличием гена, сцепленного с Y−хромосомой?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

А5. Сколько аутосом содержится в сперматозоиде у человека? В ответ запишите только соответствующее число.

Ответ: 22

А6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида бурый медведь. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 (1)Медведи хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. (2)Они имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличное обоняние. (3)Охотятся медведи вечером или на рассвете. (4)Эти животные всеядны. (5)Они мало восприимчивы к пчелиным укусам из-за своей густой шерсти. (6)В природе естественных врагов почти не имеют.

А7. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных экологических факторов относят к антропогенным?

1)  конкуренция в стае волков

2)  искусственное орошение земель

3)  сооружение плотины бобрами

4)  распашка целины под агроценозы

5)  осушение верховых болот

6)  очищение вод морскими губками

А8. Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, используются для описания молекулы информационной РНК. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)  содержит нуклеотиды с рибозой

2)  образуется при трансляции

3)  служит матрицей для синтеза белка

4)  способна к репликации

5)  образует комплекс с рибосомой при трансляции

6)  имеет четвертичную структуру

А9. Сколько типов гамет образует дигетерозиготная особь при полном сцеплении исследуемых генов?

А10. Расположите в правильном порядке элементы классификации вида Серая жаба, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)  класс Земноводные

2)  тип Хордовые

3)  род Жабы

4)  царство Животные

5)  отряд Бесхвостые

А 11. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания общей дегенерации. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

 (1)Упрощение организации и образа жизни организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов, – один из путей достижения биологического прогресса. (2)Гельминты перешли к паразитическому образу жизни, сильно упростив свою организацию. (3)Они отличаются высокой плодовитостью, сложными циклами развития и разнообразными приспособлениями к среде обитания. (4)У паразитического растения повилики в процессе эволюции утратилась способность к фотосинтезу в связи с отсутствием нормальных листьев и корней. (5)У змей произошла редукция конечностей, а у крота – редукция органов зрения. (6)Редукция органов связана с мутациями, которые закрепляются в поколениях и распространяются в популяции.

А12. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Человек, в отличие от животных,

 1)  влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности

2)  имеет S-образный позвоночник

3)  образует различные популяции

4)  имеет первую сигнальную систему

5)  обладает второй сигнальной системой

6)  создает и использует орудия труда

А13. Проанализируйте таблицу «Основной обмен (Ккал) у мужчин и женщин в зависимости от возраста и массы тела».

Мужчины

Женщины

Масса тела, кг

18–29 лет

30–39 лет

40–59 лет

Масса тела, кг

18–29 лет

30–39 лет

40–59 лет

50

1450

1370

1280

40

1080

1050

1020

60

1590

1500

1410

50

1230

1190

1160

70

1750

1650

1550

60

1380

1340

1300

80

1920

1810

1700

70

1530

1490

1440

90

2110

1990

1870

80

1680

1630

1580

 Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1)  При одинаковой массе тела основной обмен у женщин ниже, чем у мужчин.

2)  С возрастом основной обмен увеличивается.

3)  С возрастом масса тела уменьшается.

4)  С возрастом в пересчёте на кг массы тела основной обмен у мужчин снижается сильнее, чем у женщин.

5)  В пересчёте на кг массы тела основной обмен у женщин выше, чем у мужчин.

А14. Проанализируйте график«Спектр поглощения света β-каротином».

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1)  Максимум поглощения каротина приходится на диапазон 450–500 нм.

2)  Каротин поглощает свет в основном в синей области спектра.

3)  Длины волн в диапазоне 600–650 нм не поглощаются каротином.

4)  Ультрафиолет поглощается каротином, в отличие от инфракрасного излучения.

5)  Зелёный свет не поглощается при фотосинтезе.

А15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из приведённых ниже характеристик используют для описания наземно-воздушной среды обитания?

 1)  высокое содержание кислорода

2)  высокая плотность и давление

3)  низкое сопротивление среды

4)  недостаточное количество света

5)  высокая теплоёмкость

6)  значительные перепады температур





Часть 2

При выполнении заданий B1-В5 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Выпишите выбранные цифры под соответствующими буквами в правильной последовательности.

В1 Установите соответствие между признаками организма и его принадлежностью к определённому царству: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМА

ЦАРСТВО

А) клеточные стенки содержат хитин

Б) гетеротрофный способ питания

В) клеточные стенки из целлюлозы

Г) запасное вещество – крахмал

Д) хлорофилл в клетках отсутствует

Е) в клетках присутствуют пластиды

1) Растения

2) Грибы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В2 Установите соответствие между наличием названных органоидов у бактериальной клетки и клетки многоклеточного животного:

ОРГАНОИД

КЛЕТКА

А) митохондрии

Б) клеточная стенка

В) ядро

Г) аппарат Гольджи

Д) нуклеоид

Е) жгутики

1) бактериальная

2) животная (инфузория)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В3 Установите соответствие между группами организмов и их признаками:

ПРИЗНАК

ГРУППА ОРГАНИЗМОВ

А) отсутствие ядра

Б) наличие митохондрий

В) отсутствие ЭПС

Г) наличие аппарата Гольджи

Д) наличие лизосом

Е) кольцевая ДНК (нуклеоид)

1) Прокариоты

2) Эукариоты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В4 Установите соответствие между особенностями клеточного деления и его видом.

 ОСОБЕННОСТИ ДЕЛЕНИЯ

ВИД ДЕЛЕНИЯ

А) происходит в два этапа

Б) после деления образуются диплоидные клетки

В) образовавшиеся клетки имеют набор хромосом и ДНК 2n2с

Г) сопровождается конъюгацией хромосом

Д) образовавшиеся клетки имеют набор хромосом и ДНК 

Е) происходит кроссинговер

1) митоз

2) мейоз

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е








В5 Установите соответствие между признаком гаметогенеза и его видом:

 ПРИЗНАКИ ГАМЕТОГЕНЕЗА

ВИД ГАМЕТОГЕНЕЗА

А) образуются женские гаметы

Б) образуются мужские гаметы

В) образуются четыре полноценные гаметы

Г) образуются одна гамета и три направительных тельца

Д) образовавшиеся гаметы подвижны

Е) образовавшиеся гаметы содержат большой запас питательных веществ

1) овогенез

2) сперматогенез

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е









В1 Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком цар­ства и царством, для ко­то­ро­го этот при­знак характерен.

ПРИЗНАК

ЦАРСТВО

А) вклю­ча­ет толь­ко од­но­кле­точ­ные организмы

Б) все ор­га­низ­мы безъядерные

В) вклю­ча­ет в ос­нов­ном ав­то­троф­ные организмы

Г) спо­соб пи­та­ния ор­га­низ­мов гетеротрофный

Д) клет­ки имеют цел­лю­лоз­ные оболочки

Е) ор­га­низ­мы не имеют тка­ней

1) Растения

2) Животные

3) Бак­те­рии

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В2 Установите соответствие: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ТИП КЛЕТОК

А) отсутствует оформленное ядро 1) прокариотическая

Б) хромосомы расположены в ядре 2) эукариотическая

В) имеется аппарат Гольджи

Г) в клетке одна кольцевая хромосома

Д) АТФ образуется в митохондриях

Е) де­лят­ся ми­то­зом и мейозом

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е








В3 Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.

 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА



А)  являются первым звеном в цепи питания

Б)  синтезируют органические вещества из неорганических

В)  используют энергию солнечного света

Г)  питаются готовыми органическими веществами

Д)  возвращают минеральные вещества в экосистемы

Е)  разлагают органические вещества до минеральных

1)продуценты

2)редуценты


В4 Установите соответствие между особенностями клеточного деления и его видом.

 ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОЧНОГО ДЕЛЕНИЯ

ВИД ДЕЛЕНИЯ

A) в результате деления появляются 4 гаплоидные клетки

Б) обеспечивает рост органов

B) происходит при образовании спор растений и гамет животных

Г) происходит в соматических клетках

Д) обеспечивает бесполое размножение и регенерацию органов

Е) поддерживает постоянство числа хромосом в поколениях

1) митоз

2) мейоз

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В5 Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом.
ХАРАКТЕРИСТИКА МУТАЦИИ ТИПЫ МУТАЦИЙ
А) включение двух лишних нуклеотидов в 1) хромосомные
молекулу ДНК 2) генные
Б) кратное увеличение числа хромосом в 3) геномные
гаплоидной клетке
В) нарушение последовательности аминокислот
в молекуле белка
Г) поворот участка хромосомы на 180о
Д) уменьшение числа хромосом в соматической клетке
Е) обмен участками негомологичных хромосом

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е








В1 Установите соответствие между характеристикой организма и царством, к которому он принадлежит.

 ХАРАКТЕРИСТИКА

ЦАРСТВО

A) в клеточных стенках содержится муреин

Б) по способу питания только гетеротрофы

B) размножаются спорами

Г) эукариотические организмы

Д) клетки могут содержать жгутики

Е) размножаются простым делением клетки пополам

1) Бактерии

2) Грибы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В2 Установите соответствие между особенностями жизнедеятельности организмов и царствами, для которых они характерны:

ОСОБЕННОСТИ

ЦАРСТВО

А) гетеротрофное питание у большинства представителей

Б) созревание гамет путём мейоза

В)первичный синтез органических веществ из неорганических

Г) транспорт веществ по проводящей ткани

Д)нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

Е) размножение спорами и вегетативными органами

1) Растения

2) Животные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В3 Установите соответствие между группами организмов и их признаками:

ПРИЗНАК

ГРУППА ОРГАНИЗМОВ

А) отсутствие ядра

Б) наличие митохондрий

В) отсутствие ЭПС

Г) наличие аппарата Гольджи

Д) наличие лизосом

Е) кольцевая ДНК (нуклеоид)

1) прокариоты

2) эукариоты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В4 Установите соответствие между особенностями клеточного деления и его видом.

 ОСОБЕННОСТИ ДЕЛЕНИЯ

ВИД ДЕЛЕНИЯ

А) происходит в два этапа

Б) после деления образуются диплоидные клетки

В) образовавшиеся клетки имеют набор хромосом и ДНК 2n2с

Г) сопровождается конъюгацией хромосом

Д) образовавшиеся клетки имеют набор хромосом и ДНК 

Е) происходит кроссинговер

1) митоз

2) мейоз

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е








В5 Установите со­от­вет­ствие между клас­са­ми ор­га­ни­че­ских веществ и вы­пол­ня­е­мы­ми ими функ­ци­я­ми в клетке.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВА

 

ВЕЩЕСТВА

A) неполярны, нерастворимы в воде

Б)   в состав входит остаток глицерина

B)   мономером является глюкоза

Г)   мономеры связаны пептидной связью

Д)   обладают ферментативными функциями

Е)   входят в состав клеточных стенок растительных клеток

 

1)  белки

2)  углеводы

3)  липиды

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В1 Установите соответствие между характеристикой организма и царством, к которому он принадлежит.

 ХАРАКТЕРИСТИКА

ЦАРСТВО

A) в клеточных стенках содержится муреин

Б) по способу питания только гетеротрофы

B) размножаются спорами

Г) эукариотические организмы

Д) клетки могут содержать жгутики

Е) размножаются простым делением клетки пополам

1) Бактерии

2) Грибы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В2 Установите соответствие: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ТИП КЛЕТОК

А) отсутствует оформленное ядро 1) прокариотическая

Б) хромосомы расположены в ядре 2) эукариотическая

В) имеется аппарат Гольджи

Г) в клетке одна кольцевая хромосома

Д) АТФ образуется в митохондриях

Е) де­лят­ся ми­то­зом и мейозом

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е








В3 Установите соответствие между особенностями молекул углеводов и их видами:

 ОСОБЕННОСТИ

 

ВИДЫ

А) мономер

Б) полимер

В) растворимы в воде

Г) не растворимы в воде

Д) входят в состав клеточных стенок растений

Е) входят в состав клеточного сока растений

 

1) целлюлоза

2) глюкоза

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В4 Установите соответствие между особенностями клеточного деления и его видом.

 ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОЧНОГО ДЕЛЕНИЯ

ВИД ДЕЛЕНИЯ

A) в результате деления появляются 4 гаплоидные клетки

Б) обеспечивает рост органов

B) происходит при образовании спор растений и гамет животных

Г) происходит в соматических клетках

Д) обеспечивает бесполое размножение и регенерацию органов

Е) поддерживает постоянство числа хромосом в поколениях

1) митоз

2) мейоз


А

Б

В

Г

Д

Е







В5 Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.
ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ ОРГАНИЗМЫ
А) использование энергии солнечного света для 1) автотрофы
синтеза АТФ 2) гетеротрофы
Б) использование энергии, заключенной в пище, для
синтеза АТФ
В) использование только готовых органических
веществ
Г) синтез органических веществ из неорганических
Д) выделение кислорода в процессе обмена веществ

Г) синтез органических веществ из неорганических

Е) потребление углекислого газа в процессе обмена веществ

А

Б

В

Г

Д

Е








В1 Установите соответствие между характеристикой организма и царством, к которому он принадлежит.

 ХАРАКТЕРИСТИКА

ЦАРСТВО

А) Синтезируют органические вещества из неорганических

Б) Обладают неограниченным ростом

В) Поглощают вещества в виде твёрдых частиц

Г) Запасным питательным веществом является гликоген

Д) Запасным питательным веществом является крахмал

Е) У большинства организмов в клетках нет центриолей клеточного центра

1) Растения

2) Животные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В2 Установите соответствие между примерами и экологическими факторами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР ФАКТОР

А) взаимодействие волка и зайца 1) биотический

Б) отстрел волков человеком 2) антропогенный

В) выбросы парниковых газов заводами

Г) взаимодействие человека и широкого лентеца

Д) поедание нектара пчёлами

Е) взаимодействие рака-отшельника и актинии

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В3 Установите соответствие между особенностями молекул углеводов и их видами:

 ОСОБЕННОСТИ

 

ВИДЫ

А) мономер

Б) полимер

В) растворимы в воде

Г) не растворимы в воде

Д) входят в состав клеточных стенок растений

Е) входят в состав клеточного сока растений

 

1) целлюлоза

2) глюкоза

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В4 Установите соответствие между закономерностями изменчивости и её видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца:

 ЗАКОНОМЕРНОСТИ

 

ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ

А)  приводит к созданию новых генотипов

Б)  проявляется в поколениях

В)  групповая

Г)  индивидуальная

Д)  изменения носят только фенотипический характер

Е)  изменения обеспечивают приспособленность к условиям среды

 

1) мутационная

2)модификационная


 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В5 Установите соответствие между признаком моллюска большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен.

ПРИЗНАКИ БОЛЬШОГО ПРУДОВИКА КРИТЕРИЙ ВИДА

А) органы чувств – одна пара щупалец 1) морфологический

Б) коричневый цвет раковины 2) экологический

В) населяет пресные водоемы

Г) питается мягкими тканями растений

Д) раковина спирально закрученная

Е) тело прудовика ассиметрично

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В1 Установите соответствие между признаками организмов и царствами, для которых они характерны:

 ХАРАКТЕРИСТИКА

ЦАРСТВО

А) жёсткая клеточная стенка

Б) активное передвижение в пространстве

В)всасывание питательных веществ поверхностью тела всеми представителями царства

Г) неограниченный рост у всех представителей

Д) внешнее и внутреннее оплодотворение

Е) наличие тканей и органов

1) Грибы

2) Животные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В2 Установите соответствие между признаками изменчивости и её видами.

ПРИЗНАКИ ИЗМЕНЧИВОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТЬ

1) обусловлена появлением новых сочетаний генов А) мутационная

2) обусловлена изменением генов и хромосом Б) комбинативная

3) у потомков появляются новые признаки

4) у потомков сочетаются родительские признаки

5) у особей изменяется количество или структура ДНК

6) у особей не изменяется количество или структура ДНК


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В3 Установите соответствие между примерами и факторами среды: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца:

 ПРИМЕР

ФАКТОР

А)  солевой состав воды

Б)  наличие конкурентов

В)  толщина ледового покрова на озере

Г)  обилие хищников

Д)  скученность населения популяции

Е)  влажность почвы

1)  биотический

2)  абиотический

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В4. Установите со­от­вет­ствие между клас­са­ми ор­га­ни­че­ских веществ и вы­пол­ня­е­мы­ми ими функ­ци­я­ми в клетке.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВА

 

ВЕЩЕСТВА

A) за­па­са­ние энер­гии

Б) сигнальная

B) хра­не­ние ге­не­ти­че­ской ин­фор­ма­ции

Г) пе­ре­нос энергии

Д) вхо­дит в со­став кле­точ­ных сте­нок и мембран

Е) ре­а­ли­за­ция ге­не­ти­че­ской ин­фор­ма­ции (синтез белка)

 

1) углеводы

2) нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В5. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны.

ОСОБЕННОСТИ

 

ОРГАНИЗМЫ

А) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ

Б) использование энергии, заключённой в пище для синтеза АТФ

В) использование только готовых органических веществ

Г) синтез органических веществ из неорганических

Д) выделение кислорода в процессе обмена веществ

Е) могут за­хва­ты­ва­ть пищу путем фа­го­ци­то­за

 

1)автотрофы

2)гетеротрофы

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (C1–C4) используйте бланк ответов . Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2–С4 – полный развёрнутый ответ. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

С1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

(1) Углеводы – органические соединения, в состав которых входят углерод, азот, кислород и водород. (2) Углеводы делятся на моно-, ди- и поли-сахариды. (3) Моносахариды хорошо растворимы в воде. (4) Они выполняют в организме энергетическую, структурную и ферментативную функции. (5) Один из полимерных углеводов – гликоген входит в состав растительных тканей. (6) Некоторые моносахариды входят в состав нуклеиновых кислот и АТФ. (7) Крахмал и гликоген выполняют и запасающую функцию.

С2. Какие процессы обеспечивают постоянство газового состава атмосферы (кислорода, углекислого газа, азота)? Приведите не менее трёх процессов и поясните их.

С3. Сколько нуклеотидов в участке гена кодируют фрагмент белка из 25 аминокислотных остатков? Ответ поясните.

С4. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти (А), доминирует над геном, определяющим рыжую окраску (а). Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и рыжей коровы?


С1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1)Химические элементы, входящие в состав клетки, делят на три группы

в зависимости от их содержания: макроэлементы, микроэлементы и ультрамикроэлементы. (2) Среди макроэлементов отдельно выделяют органогены  — водород, кислород и азот, которые суммарно составляют около 98% массы клетки и являются основным материалом для органических веществ.

(3)К макроэлементам также относятся кальций и фосфор, входящие в состав костной ткани, магний, входящий в состав гемоглобина. (4)Помимо вышеперечисленных к макроэлементам относят калий, натрий, хлор, серу и железо. (5)К микроэлементам относят йод, который входит в состав гормонов вилочковой железы, и фтор, необходимый для зубной эмали. (6)К ультрамикроэлементам относят серебро, ртуть, радий, их функции в клетке не определены.

С2. Ручьевая форель живёт в воде с концентрацией кислорода не менее 2 мг/л.

При понижении его содержания до 1,6 мг/л и меньше форель гибнет.

Объясните причину гибели форели, используя знания о норме реакции

признака.

С3. Сколько нуклеотидов в гене кодируют последовательность 60 аминокислот в молекуле белка. Ответ поясните.

С4. Мать брюнетка; отец блондин, в его родословной брюнетов не было. Родились три ребёнка: две дочери блондинки и сын брюнет. Ген данного признака расположен в неполовой хромосоме (аутосоме). Проанализируйте генотипы потомства и родителей. Составьте схему скрещивания. Объясните результаты скрещивания.

С1. Найдите ошибки в приведённом тексте «Органические вещества клетки». Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.

(1) Белки, углеводы, липиды и нуклеиновые кислоты являются полимерами. (2) РНК относят к нерегулярным полимерам, так как цепочки не разветвляются. (3) Хитин относят к регулярным полимерам, так как его цепи состоят из повторяющихся звеньев.

(4) К липидам относят не только запасные триглицериды и липиды мембран, но и некоторые гормоны, витамины и другие группы органических веществ. (5) Температура плавления липидов зависит от количества ненасыщенных связей в жирных кислотах: чем их больше, тем выше температура плавления. (6) Полиненасыщенные жирные кислоты позволяют поддерживать текучесть биологических мембран при низких температурах.

С2. Какие виды экологических факторов способствуют регуляции численности волков в экосистеме? Ответ поясните. Приведите не менее трех видов экологических факторов с примерами.

С3 Сколько нуклеотидов в участке гена кодируют фрагмент белка из 45 аминокислотных остатков? Ответ поясните.

С4.У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует (А) над нормальным строением кисти (а). У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка. Ген полидактилии расположен в неполовой хромосоме (аутосоме)

С1. Найдите ошибки в приведённом текст «Ферменты». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

(1) Ферменты выступают в роли катализаторов практически во всех биохимических реакциях, протекающих в живых системах. (2) Большинство ферментов являются полисахаридами. (3) Один фермент может ускорять разные типы биохимических реакций. (4) Ферменты становятся активными и ускоряют реакции в строго определённых химических средах. (5) По окончании биохимических реакций ферменты частично входят в состав образовавшихся веществ. (6) Активность ферментов зависит от температуры. (7) Эффективность ферментов в клетках значительно выше эффективности неорганических катализаторов.

С2. Объясните, почему не вся энергия, поступившая с пищей, расходуется на рост животного. Приведите не менее трёх обоснований.

С3. Сколько нуклеотидов в участке гена кодируют фрагмент белка из 40 аминокислотных остатков? Ответ поясните.

С4. У кроликов ген, обусловливающий черную окраску шерсти (А), доминирует над геном, определяющим белую окраску (а). Ген, ответственный за цвет шерсти расположен в неполовой хромосоме (аутосоме). Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного самца и белой самки?

С1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

1) У прокариот есть плазматическая мембрана.

2) Прокариоты не способны к фагоцитозу.

3) В клетках прокариот имеется оформленное ядро.

4) В клетках прокариот отсутствуют мембранные органоиды.

5) У всех эукариот есть хлоропласты.

6) В синтезе белков эукариоты используют свободный азот атмосферы.

С2. Назовите не менее четырёх функций воды в организме человека.

С3 Сколько нуклеотидов в участке гена кодируют фрагмент белка из 50 аминокислотных остатков? Ответ поясните.

С4. У человека ген, отвечающий за карий цвет глаз доминирует (А) над геном голубой окраской радужки глаз (а). Ген, ответственный за цвет глаз расположен в неполовой хромосоме (аутосоме). Кареглазая женщина, отец которой имел голубые глаза, выходит замуж за голубоглазого мужчину. Составить схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей с карими и голубыми глазами.

С1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

1. Все живые организмы — животные, растения, грибы, бактерии, вирусы — состоят из клеток.

2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану.

3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка.

4. Во всех клетках имеется ядро.

5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки — молекулы ДНК.

С2. Ручьевая форель живёт в воде с концентрацией кислорода не менее 2 мг/л.

При понижении его содержания до 1,6 мг/л и меньше форель гибнет.

Объясните причину гибели форели, используя знания о норме реакции

признака.

С3. Сколько нуклеотидов в гене кодируют последовательность 35 аминокислот в молекуле белка. Ответ поясните.

С4. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами? Ген данного признака расположен в аутосоме. Проанализируйте генотипы потомства и родителей. Составьте схему скрещивания. Объясните результаты скрещивания.



33