Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы
«Детская школа искусств имени Н.Г.Рубинштейна»
Экзаменационные вопросы по сольфеджио
2 класс
Выполнила: Дохина Н.В.
Преподаватель
ГБУДО г. Москвы
«ДШИ им. Н.Г.Рубинштейна»
Москва 2025
2 класс.
Устный экзамен.
Экзаменационные вопросы по сольфеджио.
1. Название октав. Первая, вторая, третья, четвертая,
малая, большая, контроктава, субконтроктава.
2. Нота. Знак для обозначения высоты и длительности музыкального звука.
3. Нотоносец. (Нотный стан) – строка из пяти горизонтальных линий,
на которых записываются ноты. Счет линий ведется снизу вверх
4. Ключи. Знак, определяющий запись нот на нотоносце.
Скрипичный ключ – «соль», пишется на второй линейке.
Басовый ключ – «фа», пишется на четвертой линейке.
5. Знаки альтерации. # - диез – ↑ повышает звук на полтона.
- бемоль - ↓ понижает звук на полтона.
- бекар – отмена любого знака.
6. Длительности нот и пауз. Целая – половинка – четверть – восьмая – шестнадцатая…
7. Размер. 2 3 4 - Верхняя цифра обозначает, сколько долей в такте,
4 4 4 – Нижняя цифра – длительность этих долей.
8. Темп. Скорость движения музыкального произведения.
9. Доли. Сильные и слабые. В одном такте может быть только одна сильная доля (первая),
а слабых одна или две.
10. Такт. Отрезок музыкального произведения от сильной доли до следующей сильной доли.
11. Затакт. Неполный такт, с которого начинается музыкальное произведение
12.Тактовая черта. Граница такта.
13. Реприза. Знак повторения .
14. Лад. «Музыкальное настроение». Мажор – весело, минор – грустно.
15. Строение мажора. Т Т П Т Т Т П («Два тона, полутон, три тона, полутон»)
16. Строение минора. Т П Т Т П Т Т
17. Три вида минора. Натуральный (т п т т п т т) ничего не меняется.
Гармонический – VII# ↑↓
Мелодический – VI#, VII# ↑, а вниз как натуральный (отмена знаков)
18. Тональность. Высотное положение мажорного или минорного лада,
определяемое его главным тоном (Тоникой).
Например: До мажор, Ре Мажор… до минор, ре минор…
19. Гамма. Звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до тоники.
20.Тоника. Первая ступень лада, главный тон лада.
21. Тоническое трезвучие в мажоре и миноре.
Трезвучие – аккорд из трех звуков, расположенных по терциям.
Трезвучия бывают мажорными и минорными.
Тоническое трезвучие строится на первой ступени лада.
В мажоре тоническое трезвучие мажорное, а в миноре – минорное.
22. Тетрахорды. Часть гаммы, состоящая из четырех ступеней.
Нижний тетрахорд – I, II, III, IV. Верхний тетрахорд – V, VI, VII, I.
23. Устойчивые ступени. I – III – V. («Песня про мажор», «Песня про минор»)
24. Неустойчивые ступени. II – IV – VI – VII. II→I, IV→III, VI→V, VII→I.
(«Неустойчивые звуки»)
25. Вводные ступени. Окружают Тонику. VII – II. VII → T ← II.
Между I – II тон, VII – I полутон
(«Дружат с Тоникой вводные ступени»)
26. Главные ступени. I - Тоника (Т). IV- Субдоминанта (S). V – Доминанта (D)
(«Тоника, Субдоминанта, Доминанта, Тоника»)
27. Полутон. Самое узкое расстояние между двумя звуками
(белая и черная клавиша, + ми – фа, си - до)
В мажоре полутон между III – IV, VII – I ступенями.
В миноре полутон между II – III, V – VI ступенями.
28. Тон. Полутон + полутон = тон. (две белых клавиши, кроме нот ми – фа, си - до)
29. Ключевые знаки. Постоянные знаки, ставятся при ключе,
распространяются на все произведение.
30. Встречные знаки. Непостоянные знаки, ставятся при ноте,
распространяются на один такт.
31. Знаки в тональностях. До мажор – знаков нет
ля минор – знаков нет
Соль мажор – фа-диез
ми минор - фа-диез
Ре мажор – фа-диез, до-диез
си минор - фа-диез, до-диез
Фа мажор – си-бемоль
ре минор – си-бемоль
Си-бемоль мажор – си-бемоль, ми-бемоль
соль минор - си-бемоль, ми-бемоль
32. Порядок написания знаков при ключе. Диезы: Фа – До – Соль – Ре – Ля – Ми – Си.
Бемоли: Си – Ми – Ля – Ре – Соль – До – Фа.
33. Параллельные тональности.
Мажор и минор с одинаковым количеством знаков при ключе, но разными тониками.
Расстояние между тоникой мажора и тоникой минора – 3 полутона (малая терция).
От мажора малая терция ↓. От минора малая терция ↑.
Например: До мажор – ля минор, Соль мажор – ми минор…
34. Одноименные тональности.
Мажор и минор с одинаковой тоникой, но разными ключевыми знаками.
Например: До мажор – до минор, Ре мажор – ре минор…
35. Интервалы (количество ступеней). Прима – 1 ступень
Секунда – 2 ступени
Терция – 3 ступени
Кварта – 4 ступени
Квинта – 5 ступеней
Секста – 6 ступеней
Септима – 7ступеней
Октава – 8 ступеней
«Песенка про интервалы»↑↓ 36. Интервалы (количество тонов). Чистая прима – повтор одного звука, 0 тонов
малая секунда – 1 полутон
большая секунда – 2 полутона (1 тон)
малая терция – 3 полутона (1,½ тона)
большая терция – 4 полутона (2 тона)
чистая октава – повтор звука через октаву, 6 тонов
37. Интервалы (основание – вершина). Нижний звук – основание,
верхний звук – вершина.
38. Интервалы (чистые, малые – большие). Чистые – прима, кварта, квинта, октава.
Большие / малые - секунда, терция,
секста, септима.
39. Интервалы (узкие – широкие). Узкие: секунда, терция… Широкие: секста, септима…
40. Мелодический интервал. Звуки взяты поочередно, последовательно.
41. Гармонический интервал. Звуки взяты вместе, одновременно.
42. Консонанс (абсолютный консонанс). Благозвучный интервал (или аккорд),
основанный на слитности звучания.
Например: прима – октава, кварта – квинта,
терция – секста.
43. Диссонанс. Резко звучащий интервал (или аккорд), основанный на не сливающихся звуках.
Например: секунда – септима.
44. Обращение интервалов. Перенос нижнего звука на октаву вверх ↑
или верхнего на октаву вниз ↓.
У интервала есть одно обращение.
1 прима ↔ октава 8
2 секунда ↔ септима 7
3 терция ↔ секста 6
4 кварта ↔ квинта 5
(в сумме – число «9»)
Чистые интервалы остаются чистыми
Большие ↔ малые
Увеличенные ↔ уменьшенные
45. Аккорд. Трезвучие. Септаккорд. Нонаккорд.
Аккорд – одновременное согласованное звучание нескольких звуков
(не менее трех) различных по высоте.
Трезвучие – аккорд из трех звуков, расположенных по терциям. (53)
Септаккорд - аккорд из четырех звуков, расположенных по терциям. (7)
Нонаккорд - аккорд из пяти звуков, расположенных по терциям. (9)
46. Тоны аккордов. У трезвучия нижний звук называется основной тон (прима),
средний звук - терцовый тон (терция),
верхний звук - квинтовый тон (квинта).
У септаккорда - основной тон (прима) – первый звук,
терцовый тон (терция) – второй звук,
квинтовый тон (квинта) – третий звук,
септима – четвертый звук (верхний).
У нонаккорда - основной тон (прима) – первый звук,
терцовый тон (терция) – второй звук,
квинтовый тон (квинта) – третий звук,
септима – четвертый звук,
нона – пятый звук (верхний).
47. Трезвучия. Трезвучие – аккорд из трех звуков, расположенных по терциям.
Трезвучия бывают мажорными, минорными, уменьшенными, увеличенными.
Б53 = б3 + м3, М53 = м3 + б3,
Ув53 = б3 + б3, Ум53 = м3 + м3.
В мажоре мажорные трезвучия строятся на главных ступенях I, IV, V.
Минорные на II, III, VI ступенях.
Уменьшенное трезвучие на VII ступени.
В миноре (натур.) минорные трезвучия строятся на главных ступенях I, IV, V.
Мажорные на III, VI, VII ступенях.
Уменьшенное на II ступени.
48. Главные трезвучия мажора и гармонического минора.
Главные трезвучия строятся на главных ступенях (I, IV, V) мажора и
гармонического минора.
Главные трезвучия мажора – мажорные.
Главные трезвучия минора – минорные, кроме Доминанты,
из-за повышения VII ступени, поэтому Доминанта всегда мажорная.
T53 – I, III, V. . S53 – IV, VI, I D53 – V, VII, II.
49. Обращения трезвучий. Перенос нижнего звука на октаву вверх ↑
или верхнего на октаву вниз ↓.
У трезвучия два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.
У мажорного трезвучия мажорные обращения.
У минорного – минорные.
Секстаккорд – нижним звуком становится терцовый тон.
Квартсекстаккорд – нижним звуком становится квинтовый тон.
Б63 = м3 + ч4, Б64 = ч4 + б3.
М63 = б3 + ч4, М64 = ч4 + м3.
50. Обращения главных трезвучий мажора и гармонического минора.
Тоническое трезвучие (I) – тонический секстаккорд (III) – тонический квартсекстаккорд (V).
Субдоминант. трезвучие (IV) – субдоминант. секстаккорд (VI)– субдоминант. квартсекстаккорд (I)
Доминантов. трезвучие (V) – доминантов. секстаккорд (VII(#)) – доминантов. квартсекстаккорд (II).
T53 → T63 → T64 ; S53 → S63 → S64; D53 → D63 → D64.
53 63 64
Т I III V
S IV VI I
D V VII(#) II
51. Основные гармонические обороты. Полный функциональный оборот (T – S – D – T)
Плагальный оборот (T – S – T)
Автентический оборот (T – D – T)
Доминанта всегда разрешается в Тонику!
52. Буквенное обозначение тональностей. До – С с, Ре – D d, Ми – Е е, Фа – F f,
Соль – G g, Ля – А а, Си – H h,Си-бемоль – B b,
мажор – dur, минор – moll.
Ля-бемоль – as, Ми-бемоль – es.
53. Квинтовый круг. Система, согласно которой все тональности (мажорные и минорные)
расположены по чистым квинтам вверх ↑ или вниз ↓.
Количество ключевых знаков увеличивается от 0 до 7
Диезные – по ч5 вверх ↑.
Бемольные – по ч5 вниз ↓.
Мажорные то До мажора (нет ключевых знаков).
Минорные от ля минора (нет ключевых знаков).
54.Типы движения мелодии. Поступенное движение ↑↓
По звукам трезвучия ↑↓
Скачок ↑↓
Опевание (сверху, снизу)
Повтор звука
Секвенция (восходящая, нисходящая)
55. Лига. Если стоит над нотами различной высоты, то обозначает плавное исполнение (legato);
если соединяет ноты с одинаковой высотой, то увеличивает длительность звука (суммирует)
2 класс.
Пение и игра на инструменте
1. Гаммы до двух знаков при ключе (мажор, минор трех видов): До мажор – ля минор, Соль мажор – ми минор, Ре мажор – си минор, Фа мажор – ре минор,
Си-бемоль мажор – соль минор
(Устойчивые, неустойчивые, вводные ступени,
главные трезвучия, обращение главных трезвучий)
«Песня про мажор», «Песня про минор»,
«Дружат с Тоникой…», «Тоника, Субдоминанта…»
2. Интервалы ↑↓ от всех белых клавиш: чистая прима, чистая октава,
малая секунда, большая секунда,
малая терция, большая терция.
«Песенка про интервалы»↑↓ «Малая секунда горько плачет, а большая бойко скачет».
3. Аккорды ↑↓ от всех белых клавиш: мажорное трезвучие с обращениями,
минорное трезвучие с обращениями.
4. Номер. Определить тональность. Прохлопать ритм. Определить ступени. Спеть.
2 класс.
Письменный экзамен по сольфеджио.
1. Диктант. Записать в других тональностях.
2. Определение на слух. Мажорная гамма, минорная гамма трех видов
(натур., гармонич., мелодич.)
Мажорное трезвучие, минорное трезвучие.
Чистая прима, чистая октава.
Малая секунда, большая секунда.
Малая терция, большая терция.
3. Гамма. До мажор – ля минор, Соль мажор – ми минор, Ре мажор – си минор, Фа мажор – ре минор, Си-бемоль мажор – соль минор
(Звукоряд, устойчивые, неустойчивые, вводные ступени,
главные трезвучия, обращение главных трезвучий).
4. Интервалы. Построить от звука ↑↓ (белые клавиши).
Чистая прима, чистая октава,
малая секунда, большая секунда,
малая терция, большая терция.
5. Аккорды. Мажорное трезвучие с обращениями (Б53, Б63, Б64).
Минорное трезвучие с обращениями (М53, М63, М64).
6. Группировка. Размеры 2 3 4 разбить на такты.
4 4 4
8