СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзаменационный материал по обществознанию для 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всем у кого проходит промежуточная аттестация, может пригодиться.

Просмотр содержимого документа
«Экзаменационный материал по обществознанию для 10 класса»

Экзаменационная работа по обществознанию за 10 класс


Инструкция для учащихся


Вариант I


Тест состоит из частей А, В. На его выполнение отводиться 60 минут. Если задание не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.


Часть 1 (А)

А1. Определение «форма совместной жизни и деятельности лю­дей, объединенных исторически сложившимися формами их взаи­модействия в целях удовлетворения потребностей; характеризует­ся устойчивостью, целостностью, динамизмом, наличием особых социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей» относится...

1) к понятию «государство»;

2) к понятию «общество»;

3) к понятию «цивилизация».

4) к понятию «класс»


А2. Сфера общественной жизни, к которой относятся мораль, религия, философия...

1) социальная; 2) экономическая;

3) политическая; 4) духовная.


А3. Традиционное общество, в отличие от индустриального,

1) поддерживает науку как социальный институт

2) базируется на религиозном мировоззрении

3) является открытым

4) имеет классовую стратификацию


А4 Верны ли следующие суждения о типах общества?

А. В традиционном обществе распределение благ зависит от положения принадлежности человека к определённому сословию или касте.

Б. В индустриальном обществе человек практически не имеет возможности изменить свой социальный статус.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А5. К числу социальных институтов общества относится (ятся):

  1. судебные органы

  2. система образования

  3. крупные нации

  4. общественные классы

А6. В стране Ф. был проведен опрос социологической службой. Участвующим в опросе гражданам 20-25 лет и 40-50 лет было предложено выбрать продолжение фразы: «Успешным можно считать человека, который ...».

Были получены следующие результаты (в %):

Вариант

продолжения фразы:

Выбор

20-25-ти

летних

Выбор

40-50-ти

летних

делает добро другим людям

17

12

умеет зарабатывать много денег, должность второстепенна

23

38

занимает престижную должность

36

10

имеет много друзей

12

25

находится всегда в веселом расположении духа, несмотря ни на что

12

15

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

1) и молодежь, и зрелые люди равно считают успешными людей неунывающих, несмотря ни на что

2) в меньшей степени молодежь, в большей степени зрелые люди полагают, что успешны те, кто умеет делать добро людям

3) наибольший среди опрошенных процент молодых людей считает, что успешны люди, богатые друзьями

4) в отличие от людей зрелого возраста, молодежь считает успешными тех, кто занимает престижные должности


А7. Модернизации как пути развития общества всегда соответствует:

  1. внедрение новых технологий

  2. стирание социальных различий

  3. наличие экономической стабильности

  4. демократизация общественной жизни


А8. Верны ли следующие суждения?

А. Начиная с определенного уровня развития производства, общество избавляется от прямой зависимости клима­тических факторов.

Б. Влияние природных условий на жизнь общества является решающим и всегда будет таковым оставаться.

1) верно только А; 2) верно только Б;

3) оба ответа верны; 4) оба ответа неверны.


А9. Специфические черты, присущие определённой особи (организму) в силу сочетания наследственных и приобретённых свойств, относится к характеристике.

1) человека

2) индивида

3) индивидуальности

4) личности


А10. Подводная лодка, осуществляющая охрану границы, называется:

  1. объектом

  2. предметом

  3. субъектом

  4. средством

А11. Рациональное познание осуществляется на основе:

  1. восприятия объекта

  2. работы органов чувств

  3. рефлексов и инстинктов

  4. уподоблений и обобщений


А12. Верны ли следующие утверждения о познании:

А. Познание представляет собой целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Б. Познание имеет сложную структуру, подразумевающую наличие субъекта, объекта и средств познания.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения неверны


А13. К малым группам относится (-ятся)

1) интеллигенция

2) выпускники всех университетов страны

3) семья

4) крестьяне и рабочие


А14. Определение: «Совокупность родов, связанных между собой общностью культуры, происхождения, ди­алекта, религиозных представлений, обрядов» относит­ся к понятию

1) семья

2) народ

3) племя

4) нация


А15. Семья относится к социологическому понятию

  1. институт

  2. престиж

  3. статус

  4. мобильность


А16. Верны ли следующие суждения?

А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения.

Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.

  1. верно только А 2) верно только Б

  2. верны оба суждения 4)оба суждения неверны


А17. Что из перечисленного относится к предписанному статусу?

1) пол

2) образование

3) квалификация

4) возраст


А18. Выражением социальной стратификации является

1) разнообразие культурных традиций

2) многоукладность экономики

3) идейный плюрализм

4) сословное деление общества

А19. Что из перечисленного является примером социального взаимодействия?

1) Гражданин К съездил на юг.

2) Полицейский спросил у прохожего, который час.

3) Пошёл дождь, и все раскрыли зонтики.

4) Проехала машина и облила прохожих грязью.


А20. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Разрешение конфликта следует отличать от его подавления, т.е. насильственного устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства.

Б. Социальный конфликт способен сыграть позитивную роль в развитии общества, помочь отыскать решение назревших перед обществом сложных проблем.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


Часть В


Ответом на задание этой части, может быть, слово, сочетание цифр.

В1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Вид познания


Характеристика вида познания


Познание человека осуществляется

с помощью пяти органов чувств.

Рациональное познание



Познание человека

происходит осмысленно и

выстраивает логическую цепь событий.



Ответ: ______________

В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «естественные потребности человека».


1) Пища; 2) воздух; 3) вода; 4)безопасность; 5) сон; 6) общение


Найдите и укажите термины, не связанные с понятием "естественные потребности человека".


Ответ: _________________











В3. Установите соответствие между видами знаний и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.



Примеры Виды познания

А) «Прелесть весны познается только 1) житейское

зимою, и, сидя у печки, сочиняешь 2) научное

самые лучшие майские песни» 3) мифологическое


Б) «Находки золотых фигурок,

исполненных в характерном зверином

стиле, свидетельствуют о пребывании

протоиранских племен на Южном Уране

и на юге Сибири»


В) «С глубокой древности китайцы сохранили

рассказы о том, что первые люди на земле

были созданы богиней Нюйвой из речной глины»


Г) «Познание подобно морю: тот, кто

барахтается и плещется на поверхности,

всегда больше шумит и потому привлекает

к себе больше внимания, чем искатель жемчуга,

проникающий до самого дна неизведанных глубин»


Д) «В зависимости от условий одно и то же вещество

может находиться в различных агрегатных состояниях,

твердом, жидком или газообразном»


Е) «Находясь в лесу, следует соблюдать определенные

правила поведения, громко не кричать, иначе можно

заблудиться, так как лесное эхо искажает звуки»


Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).


А

Б

В

Г

Д

Е








В4. Укажите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций.

  1. Преподавателю была вручена грамота за победу его ученика в городской школьной олимпиаде.

  2. Мне позвонил друг и поблагодарил за поддержку его предложения у начальства.

  3. Учитель похвалил ученика за блестяще решенную сложную задачу.

  4. Художник был удостоен премии за серию полотен, посвященную проблемам молодого поколев страны.

  5. Выступление модной оперной певицы вызвало в бурю аплодисментов.

  6. Ученому был вручен знак «Заслуженного изобре1 теля» за открытия в области атомной энергетики


Ответ:______________





В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(А)Угроза новой мировой войны является одним из аспектов глобальных проблем политических проблем современности. (Б) На наш взгляд, сегодня многие значительно преуменьшают опасность новой мировой войны, что абсолютно неоправданно. (В) В странах мира насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (Г) Проверенные расчёты показывают, что этот арсенал способен уничтожить жизнь на планете. Д) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.


А

Б

В

Г

Д







В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Понятия "индустриальное общество" и "индустриальная (А)" можно использовать как синонимы. Французский философ и социолог Р. Арон описывает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного "традиционного" общества, в котором господствуют натуральное ___________ (Б) и сословная ___________(В), к передовому, промышленно развитому "индустриальному обществу". С точки зрения сторонников данной теории, именно характеристики крупной ___________(Г) и обусловливают ____________(Д) во всех иных ___________(Е) общественной жизни».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.

1) сфера 6) революция

2) государство 7) промышленность

3) хозяйство 8) цивилизация

4) сознание 9)иерархия

5) прогресс


А

Б

В

Г

Д

Е








В7 Выберите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие характеристики этноса, нации.

1) общность языка

2) существование только в общем политическом образовании – государстве.

3) общность менталитета

4) территория проживания не изменяется

5) единство обычаев, традиций

6) единство территории и хозяйственной деятельности

Ответ: ___________


В8 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) объекты деятельности;

2) результаты деятельности;

3) мотивы деятельности;

4) субъекты деятельности;

5) структура деятельности

6) предмет деятельности

Ответ: ______________












































Экзаменационная работа по обществознанию за 10 класс


Инструкция для учащихся

Вариант II



Тест состоит из частей А, В. На его выполнение отводиться 60 минут. Если задание не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть 1 (А)

А1. Учёные определяют общество как

1) многообразие форм и проявлений живой природы

2) совокупность природных и социальных сил

3) обособившуюся от природы часть мира

4) весь окружающий мир


А2. Крещение Руси в 988 г. привело к укреплению международ­ного авторитета страны. Этот пример демонстрирует, что решаю­щее влияние на общество в данный исторический период оказала сфера...

1) экономическая; 3) духовная;

2) социальная; 4) политическая.

А3. Что из перечисленного является примером открытого общества?

1) возможность иметь свой социальный статус

2) наличие социальных «лифтов»

3) наличие «белых воротничков»

4) сословная структура общества

А4. Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе?

А. В индустриальном обществе авторитет власти зависит от свободного волеизъявления граждан.

Б. В индустриальном обществе ценится не индивидуальность человека, а выполнение им какой-то определенной общественной функции.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А5. Что из перечисленного является социальным институтом общества?

1) биржа

2) партия

3) семья

4) церковь


А6 Ученые-социологи опросили группу граждан разных возрастов, проводя исследование, посвященное источникам приобретенных людьми знаний. Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) предлагалось выбрать правильное с их точки зрения продолжение фразы:

«Большинство приобретенных нами в течении жизни знаний опирается на…»

Были получены результаты (в %), представленные на диаграмме:



1) опрошенные полагают, что научные исследования дают больше знаний, чем жизненный опыт

2) наибольший процент опрошенных полагает, что человеческие знания, главным образом, опираются на жизненный опыт

3) народная мудрость, по мнению трети опрошенных, обогащает нас знаниями

4) наименьший процент опрошенных высказался за божественное откровение, как основной источник знаний

А7. Определение: «Процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности» относится к понятию

1) конвергенция 3) глобализация

2) кооперация 4) стандартизация

А8. Верны ли следующие суждения о развитии общества?

А. Динамизм общества как системы всегда подразумевает изменение и развитие.

Б. Общественное развитие имеет постоянный прогресс.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А9. Ученые определяют человека как биопсихосоциальное существо. Что относится к социальным качествам человека?

  1. разрез и цвет глаз

  2. расовые признаки

  3. память, быстрота реакции

  4. жизненные принципы

А10. Саша собирается стать врачом, он учится в 11 классе и занимается на подготовительных курсах медицинского университета. Ему приходится много времени уделять изучению биологии, читать научно-популярные статьи по медицинским проблемам. Что является целью этой деятельности?

  1. стать врачом

  2. изучить биологию

  3. учиться в 11 классе

  4. заниматься на подготовительных курсах



А11. Научные истины, которые не создают полного, исчерпывающего знания об изучаемом предмете и которые в процессе познания будут изменяться, уточнятся, углубляться новыми, называются

1) субъективными 3) относительными

2) абсолютными 4) абстрактными

А12. Верны ли следующие суждения об эксперименте?

А. Реальный эксперимент относится к эмпирическому уровню научного познания.

Б. Мысленный эксперимент относится к эмпирическому уровню научного познания.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А13. По какому признаку выделены такие социальные группы как женщины, мужчины, дети, пожилые люди?

1) демографическому

2) конфессиональному

3) этносоциальному

4) поселенческому


А14. Какую социальную общность выделяют по этническому признаку?

1) православные

2) католики

3) словаки

4) мусульмане


А15. Демократическая (партнёрская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется

1) совместным проживанием как минимум трёх поколений

2) справедливым разделением домашних обязанностей

3) экономической зависимостью женщины от мужчины

4) главенствующей ролью мужчины в доме


А16. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А) Социальный контроль осуществляется как посредством применения к личности определенных требований, выработанных обществом, так и посредством требований личности к самой себе.

Б) Методы и способы социального контроля трансформируются в ходе исторического развития, одним из векторов их эволюции становится возрастание роли и значения самоконтроля.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А17. Достигаемый социальный статус характеризуется:

1) социальным происхождением

2) образованием

3) возрастом

4) расовой принадлежностью

А18. Государство принимает закон, препятствующий получать образование выходцам из низших классов. Это способ

1) ограничить нисходящую мобильность

2) расширить горизонтальную мобильность

3) ограничить восходящую мобильность

4) уменьшить социальные различия


А19. Примером социального действия является:

  1. Гражданин К, пожал руку соседу

  2. Гражданка М, сходила в супермаркет

  3. Учащийся М, спросил у прохожего: «Который час?»

  4. Студент работает на практическом семинаре в Вузе


А20. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество.

Б. Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Часть 2 (В)

Ответом на задание этой части, может быть, слово, сочетание цифр.

В1. Запишите слово, пропущенное в таблице:

Виды глобальных проблем современности

Проявления

Экологические

Хищническое истребление тропических лесов в Амазонии

Снижение рождаемости и старение многих европейских наций


Ответ: _________________


В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух, относятся к понятию «политические институты».


1) Государство; 2) СМИ; 3) Демократическое правление; 4) Профсоюз; 5) Лоббистские группы; 6) Политические партии.

Найдите и укажите номера, «выпадающих» из общего ряда

Ответ: ______________









В3. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов.

Статусные характеристики Виды статусов

А) экономист 1) приобретённый статус

2) предписанный статус

Б) высшее образование

В) 27 лет

Г) женщина

Д) сын

Е) отец

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

А

Б

В

Г

Д

Е









В4. Найдите в предложном списке черты присущие индустриальному обществу

1) активное использование информационных технологий

2) появление массовой культуры

3) резкий подъём рождаемости

4) приоритет коллективистских ценностей

5) рост численности рабочего класса

6) ограниченная монархия

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: .

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

А) Социализация – это процесс воздействия общества и его структур на индивида, в результате которого он накапливает социальный опыт и становится личностью. Б) На наш взгляд, об успешности социализации можно говорить в том случае, когда личность смогла реализовать себя в процессе общественной жизни. В) Окружающая человека среда влияет на развитие личности как положительно, так и отрицательно. Г). Поэтому правильно поступают родители, оказывающие своим детям моральную и материальную поддержку. Д) В детском возрасте человек усваивает основные нормы поведения людей.

Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Получившуюся последовательность перенесите в бланк ответов.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






В6 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропусков.

«Жизнь и деятельность (А) обусловлены единством и взаимодействием биологического и _________- (Б) факторов. Поскольку сознание, внутренняя и внешняя речь не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "__________(В)" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического __(Г). Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает ____________ (Д), но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный ________(Е), общения, сознания, самосознания... Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) уникальные признаки

2) опыт человечества

3) социализация

4) целостность

5) социальный

6) субъект деятельности

7) социальные воздействия

8) человек

  1. индивид

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








В7 Выберите характеристики чувственного этапа познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обобщение существенных свойств предметов в понятиях

2) отражение в сознании отдельных внешних свойств предметов при контакте с ними

3) формулирование выводов и умозаключений о предмете

4) формирование в сознании целостного внешнего образа предмета без непосредственного контакта с предметом

5) утверждение или отрицание определенных положений о предмете

6) восприятие целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:______________

В8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) поляризация общества

2) социальный лифт

3) социальный институт

4) социальная мобильность

5) социальная стратификация

6) социальная клаузула

Ответ: ______________











































Экзаменационная работа по обществознанию за 10 класс

Инструкция для учащихся


Вариант III


Тест состоит из частей А, В. На его выполнение отводиться 60 минут. Если задание не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть 1 (А)

А1. Понятие «элемент», «структура», «взаимосвязь» характеризуют общество как

1) совокупность общностей

2) целостную систему

3) часть материального мира

4) социальную среду обитания человека


А2. Предприниматель финансировал организацию художественной выставки. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

1) экономической и социальный

2) политической и экономической

3) социальной и духовной

4) экономической и духовной


А3. Что свойственно обществу индустриального типа

1) ведущая роль науки и информации в обществе

2) высокий уровень развития промышленности

3) распространения компьютерных технологий

4) патриархальный тип семьи


А4. Верны ли следующие суждения о типах общества?

А. Дописьменное общество существовало до появления государства.

Б. Письменное общество всегда являлось индустриально развитым.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны


А5. Индивидуально устойчивые свойства человека, передаваемые по наследству, называются

1) личностью

2) индивидом

3) индивидуальностью

4) темпераментом










А6 Социологической службой страны Д. был проведён опрос на тему: «Какие проблемы современного общества волнуют вас прежде всего?».


Результаты опроса представлены в диаграмме:



Какой вывод можно сделать на основании диаграммы?

1) Проблемы, возникающие в результате взаимодействия человека и природы более значимы для респондентов по сравнению с проблемами, связанными с системой «человек-общество».

2) Проблемы, возникающие в результате отношений между государствами более значимы для респондентов, чем проблемы в системе «человек-природа».

3) Проблемы бездуховности волнуют треть опрошенных респондентов.

4) Треть опрошенных респондентов обеспокоены демографическими проблемами.

А7. Если построить график, изображающий общественный про­гресс, то он будет представлять собой.

1) прямую нисходящую линию;

2) прямую восходящую линию;

3) изломанную линию

4) кривую волнообразную линию


А8. Верны ли следующие суждения о развитии общества?

А. Путь социального (общественного) развития, при котором происходит постепенное накопление изменений в жизни общества, называется прогрессом.

Б. Путь социального (общественного) развития, при котором происходит ломка старых порядков и резкая замена их новыми приводит к регрессу.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А9. Каждый рождающийся в мире младенец является:

  1. гениальным;

  2. личностью;

  3. великой личностью;

4) индивидом

А10 То, на преобразование чего направлена деятельность человека, - это

1) субъект деятельности

2) цель деятельности

3) объект деятельности

4) результат деятельности


А11 Форма (вид) мысли, которая отражает общее и существенные признаки познаваемых предметов, явлений, представляет собой

1) восприятие

2) представление

3) понятие

4) суждение


А12 Верны ли следующие суждения о познании?

А. Для жизненного опыта характерна аналитическая оценка фактов и их рациональное осмысление.

Б. Научное познание стремится к получению таких знаний, которые были бы важны для последующих поколений.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны


А13. По какому признаку выделены такие социальные группы как горожане, москвичи, нижегородцы?

1) конфессиональному

2) этническому

3) территориальному

4) демографическому


А14. К этническим общностям относятся

1) общины

2) элиты

3) маргиналы

4) народности


А15. Какая функция семьи раскрывается при помощи понятий «ответственность родителей», «обязанности детей»?

1) репродуктивная

2) правовой ответственности

3) духовного общения

4) эмоциональной поддержки


А16. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Все ценностные представления людей могут быть воплощены в правовых нормах.

Б. Социальные нормы позволяют контролировать и оценивать поведение людей.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны


А17. Представление о том, что ученик должен отвечать на уроке, является примером

  1. Социального положения

  2. Социального статуса

  3. Социальной роли

  4. Социальной мобильности

А18. Права и обязанности данной социальной группы закреплены законодательно и передаются по наследству. Этой группой является.

1) класс

2) нация

3) народность

4) сословие


А19. Примером социального действия является

1) Гражданка М, поливает огород

2) Граждане С и П, едут в автобусе и общаются

3) Ученик М, отвечает на уроке

4) Офицер армии, даёт команду взводу


А20. Верны ли следующие суждения о социальной напряжённости в обществе?

А. Социальная напряжённость в обществе характеризуется утратой доверия к власти

Б. Социальная напряжённость в обществе характеризуется стихийными массовыми действиями

А) верно только А В) верны оба суждения

Б) верно только Б Г) оба суждения неверны


Часть 2 (В)

Ответом на задание этой части, может быть, слово, сочетание цифр.


В1. Запишите слово, пропущенное в схеме:



Ответ: ______________


В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «рациональное познание».

1) обобщённость; 2) непосредственность; 3) абстрактность; 4) опосредственность; 5) отражение; 6) чувственность

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием: «рациональное познание»

Ответ: ______________



В3. Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Примеры Социальные лифты


А) Молодая учительница, проработав 1) брак

пять лет в школе, подала заявление об 2) профессиональная деятельность

аттестации на высшую категорию. 3) образование

Основанием для этого стала ее победа 4) служба в армии

в городском конкурсе «Учитель года».

Б) Молодой клерк, поступивший в

крупную страховую компанию, женился

на дочери владельца компании, сразу

получив должность начальника филиала.

В) После окончания престижного юридического

вуза, выпускник был приглашен на работу

в компанию по продаже автомобилей на

должность юрисконсульта.

Г) Солдат-срочник после завершения

срочной службы подписал контракт

на два года, дослужившись до прапорщика,

затем ему было предложено поступить в военное

училище, чтобы получить офицерскую должность.

Д) Завершение обучения в техническом колледже

и получение специальности позволило выпускнику

устроиться работать на современное предприятие в

качестве наладчика оборудования.

Е) Врач, проводивший на протяжении ряда лет

исследование лечения болезни, собрал

материал для кандидатской диссертации, после

ее защиты, он стал главным врачом отделения.


Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








В4. В горах Дагестана проживает большая семья. В одном дворе проживают несколько поколений родственников. Старшие члены семьи пользуются заслуженным уважением. В доме существует чёткое разделение мужских и женских функций. Когда мужчины обедают за столом, женщины за стол не садятся.

Выберите в привидённом ниже списке признаки семьи, описанной в данном примере, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. неполная

  2. партнёрская

  3. многопоколенная

  4. традиционная

  5. нуклеарная

  6. патриархальная

Ответ: _____________

В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(А) Влияние деятельности на личность трудно переоценить. (Б)В процессе деятельности индивид самореализуется и утверждается как личность. (В) Деятельность лежит в основе социализации индивида. (Г) По мнению учёных, посредством деятельности человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует её. Д) Вся история человеческого общества связана с историей деятельности людей.

Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Ответ:

А

Б

В

Г

Д







В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.


Мировоззрение может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей. Историческими типами мировоззрения являются: мифологическое, А)_________, философское и научное. Интеллектуальный опыт человека связан с Б)________. В)______ уровень мировоззрения опирается на достижения наук и оперирует логическими доказательствами. Мировоззрение может быть религиозным и противоположно Г)___________. В основе теоцентризма лежит приоритет Д)________, в то время как в основе антропоцентризма лежит приоритет Е)________. Признание достоинства личности, равноправия различных мировоззрений характерно для Ж)_________ мировоззрения.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

1) атеистическое

2) религиозное

3) мироощущение

4) обыденное

5) Бог

6) природа

7) человек

8) гуманистическое

9) теоретический


Ответ:


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж














В7. Укажите в привидённом ниже списке примеры, иллюстрирующие проявление социальной стратификации в постиндустриальном обществе.

  1. Крестьянские дети могли сделать карьеру, только уйдя в монастырь и продвинулись по церковной иерархии или же отличиться на полях сражений.

  2. Большинство трудоспособного населения занято в крупной промышленности и на транспорте.

  3. К высшему классу общества можно отнести владельцев предприятий, топ-менджмент крупнейших компаний, банкиров.

  4. «Белые воротнички» и работники сферы услуг относятся к растущим категориям населения в обществе.

  5. Сокращается в структуре населения численность занятых в промышленности и в сельском хозяйстве.


Ответ: _____________


В8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

  1. общество

  2. цивилизация

  3. культура

  4. дикость

  5. варварство

  6. человек

Ответ: _____________


























Экзаменационная работа по обществознанию за 10 класс


Инструкция для учащихся


Вариант IV


Тест состоит из частей А, В. На его выполнение отводиться 60 минут. Если задание не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.


Часть 1 (А)

А1. Специфической чертой общества как системы не является:

1) самодостаточность

2) незавершенность и альтернативность развития

3) нелинейность развития

4) действие бессознательных сил


А2. Вопросы власти, государства решаются в

1) экономической сфере

2) политической сфере

3) духовной сфере

4) социальной сфере


А3. Какой из признаков характерен для постиндустриального общества?

1) широкое использование ручного труда

2) преобладание машинного производства

3) падение роли религии

4) особая ценность информации как фактора производства


А4. Верны ли следующие суждения о типах общества?

А. В постиндустриальном обществе признана значимость прав человека, человек имеет возможность менять своё положение в обществе.

Б. В информационном обществе происходит постепенные сглаживание социального неравенства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


А5. К политическому институту не относится

  1. государство

  2. церковь

  3. партия

  4. движение





А6. В стране П. социологической службой был проведён опрос среди молодёжи на тему: «Необходимость изучения курса «Мировые религии» в учебных заведениях».

Результаты опроса представлены в диаграмме:



Отношение подростков к введению курса «Мировые религии» в школьную программу».


Какой вывод можно сделать на основании диаграммы:

1) Большинство опрошенных полагает, что религию нужно изучать в рамках специального курса по желанию учащегося.

2) Число сторонников изучения религии как обязательного курса среди молодёжи больше, чем число сторонников изучения элективного курса.

3) Большинство опрошенных респондентов против преподавания религии в образовательных учреждениях страны.

4) Число молодых людей, стремящихся глубже изучить историю мировых религий, увеличилось.


А7. Определение: «Коренной чертой регресса в обществе является

  1. переход от низшего к высшему

  2. движение назад к менее совершенному

  3. переход от простого к сложному

  4. движение вперёд к более совершенному


А8. Верны ли следующие суждения о модернизации?

А.Модернизация представляет собой приобщение данной страны к культуре, технологиям и научным достижениям индустриального общества.

Б. Основой модернизации выступают развитие и распространение культуры «модернити»: рыночных отношений, рациональных ценностей, расчётливости.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны



А9. Индивидуальность – это

  1. биологические особенности человека

  2. специфические проявления человеческих, социальных, духовных и психологических особенностей

  3. индивид в обществе

  4. развитая личность

А10 Жители сельского поселения провели собрание по поводу выдвижения кандидатов в депутаты органа местного самоуправления. Какой вид деятельности характеризует данный пример?

              1. творческую

              2. хозяйственную

              3. политическую

              4. производственную

А11 Художественное (эстетическое) познание основано на

1) выдвижении научных гипотез

2) обобщении данных, полученных экспериментальным путем

3) накоплении и обобщении жизненного опыта

4) отображении мира в художественных образах


А12 Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Самопознание невозможно, так как для полного познания необходимо наблюдать предмет со стороны.

Б. Процесс самопознания является бессмысленным в виду субъективности познающего.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


А13. На основании пола и возраста в обществе определяются группы

  1. этнические 3) профессиональные

  2. демографические 4) конфессиональные


А14. Слияние этносов, при котором один из них усваивает чужую культуру и полностью утрачивает свою, на­зывается

1) ксенофобией 3) дискриминацией

2) ассимиляцией 4) шовинизмом


А15. Один из отличительных признаков семьи как малой группы —

  1. экономическая зависимость женщины от мужчины

  2. справедливое распределение домашних обязанностей

  3. выполнение репродуктивной функции

  4. главенство мужчины в семье


А16. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А. Социальный контроль направлен на предотвращение любого девиантного поведения.

Б. Помимо специально созданных государственных органов, в РФ социальный контроль осуществляют различные институты гражданского общества.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А17. Оценка обществом положения, занимаемого конкретным лицом, отражена в понятии

  1. статуса 3) мобильности

  2. престижа 4) авторитета

А18. Какой из приведенных примеров иллюстрирует горизонтальную социальную мобильность?

  1. Молодой инженер, проработав год на производстве был назначен начальником участка.

  2. Сотрудник банка был утвержден в должности начальника отдела.

  3. Директор школы перешел по семейным обстоятельствам на должность учителя.

  4. Воспитательница детского сада перешла на работу в другой детский сад ближе к дому.


А19. Какой из примеров иллюстрирует корпорационную форму взаимодействия?

                1. Участники кастинга прослушиваются на новую роль в фильме.

                2. На уроке технологии учащиеся совместно готовят чертёжный проект

                3. На фондовым рынке существует две компании, которые одновременно повысили курс валюты.

                4. В гражданской войне 1918-1920гг., брат сражался против брата, а отец против сына.


А20. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Разрешение конфликта следует отличать от его подавления, т.е. насильственного устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства.

Б. Социальный конфликт способен сыграть позитивную роль в развитии общества, помочь отыскать решение назревших перед обществом сложных проблем.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны



Часть 2 (В)

Ответом на задание этой части, может быть, слово, сочетание цифр.



В1. Запишите слово, пропущенное в схеме:

Ответ: _____________


В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух, относятся к понятию «человеческие способности»

  1. Талант; 2) Коммуникативность; 3) Гениальность; 4) Креативность; 5) Наследственность; 6) Гедонизм

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

Ответ: _______________

В3. Установите соответствие между типом общества и его характерными признаками.

Признаки Тип общества

А) основными классами общества 1) традиционное

становятся пролетариат и буржуазия 2) индустриальное

Б) массовое распространение 3) постиндустриальное

получили персональные компьютеры

В) появляется и начинает

распространяться массовая культура

Г) ведущую роль приобретает сфера услуг

Д) создаются информационные технологии

Е) замедленный темп аграрного сектора

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








В4. Выберите основные социальные институты, в которых осуществляется первичная социализация человеческой личности:

1) профессиональная деятельность (карьера)

2) среднее специальное образование

3) семья, родственники, близкие

4) ближайший социум, друзья

5) служба в вооруженных силах

6) дошкольные образовательные учреждения

Ответ: _____________


В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

А) Культура является лишь сферой, из которой выби­рается и через которую транслируется ее часть, форми­рующая индивидуальное поведение. Б) Она очерчивает границы, предлагает свои директивы к осуществлению тех или иных поступков, действий. В) Изменение куль­туры, по мнению многих специалистов, изменило пред­ставление о культурных образцах и нормах, которые нормируют жизнь, но ее образцы не всегда становятся нормами. Г) Представляется, что на современном этапе развития происходит структурная перестройка культу­ры, смена ее базовых феноменов. Д) Вывод ясен, культура, это определённый этап развития человечества, заложенный в истории.

Определите, какие положения носят:

1) фактический характер

2) оценочный характер

3) характер теоретических утверждений

Ответ:

А

Б

В

Г

Д







В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски.



«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ______(А) (т.е. сохранению сплочённости в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ______ (Б) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных _____ (В). А-третьих, способствуют _______ (Г) за отклоняющимся поведением.

В-четвёртых, обеспечивают ________ (Д) общества. По способу регулирования социального поведения различают нормы-дозволения, нормы - ________ (Е) и запрет».

Слова: 1) стабильность 6) интеграция

2) санкция 7) предписание

3) эталон 8) управление

4) идеал 9) группа

5) контроль

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








В7. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характерные для народной культуры. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Появилась раньше других форм культуры

  2. Предназначена для узкого круга ценителей

  3. Авторство часто не определено

  4. Не требует специальной подготовки для восприятия

  5. Носит преимущественно коммерческий характер

  6. Широко распространена на территории нашей страны

Ответ: ___________


В8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) мотив, 2) компонент, 3) цель, 4) процесс, 5) результат, 6) метод
















Экзаменационная работа по обществознанию за 10 класс


Инструкция для учащихся


Вариант V


Тест состоит из частей А, В. На его выполнение отводиться 60 минут. Если задание не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.


Часть 1 (А)

А1. Общество как динамичную систему характеризует

  1. наличие подсистем и элементов

  2. отмирание отдельных социальных институтов

  3. обособление от природы при сохранении связей с ней

  4. отсутствие взаимодействия между сферами



А2. Сфера общественной жизни, отражающая отношения в процессе материального производства.

  1. экономическая

  2. социальная

  3. политическая

  4. духовная



А3. По политическому режиму общество бывает

  1. традиционным, индустриальным, постиндустриальным

  2. открытым и закрытым

  3. гражданским, демократическим, тоталитарным

  4. дописьменненные, письменные



А4. Верны ли следующие суждения о типах общества?

А. В открытом типе общества возможен процесс социальной мобильности

Б. В демократическом обществе разрешен политический плюрализм.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


А5. К социальному институту общества не относиться

  1. рынок

  2. семья

  3. нация

  4. молодежь






А6. Учённые опросили 25-летних и 60-летних жителей России. Им задали вопрос: «Природа или общество определяют, по вашему мнению, способности человека?»


Результаты опроса представлены в таблице:


Варианты ответа

25-летние

60-летние

Способности даны от природы. Их не надо развивать – они проявятся сами.

15%

20%

Способности раскрывает и развивает окружение человека. Природные задатки не имеют значение.

64%

59%

Природные задатки могут быть не востребованы и не развиты человеком.

8%

11%

Затрудняюсь с ответом.

13%

10%


Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основании таблицы, и выберите нужный ответ.


  1. С возрастом увеличивается число людей, считающих, что способности определяются природой.

  2. Затрудняюсь с ответом на вопрос около трети опрошенных в обеих группах.

  3. С возрастом увеличиваются число людей, считающих, что окружение определяет способности человека.

  4. Считают, что природные задатки могут быть не востребованы человеком около четверти опрошенных в обеих группах.


А7. Характерной чертой эволюционных изменений в жизни общества являются(-ются)

  1. регрессивная направленность

  2. революционные изменения

  3. постепенные процессы

  4. скачкообразные перемены



А8. Верны ли следующие суждения о модернизации?

А. Модернизация – революционный переход от доиндустриального к индустриальному обществу.

Б. Модернизация осуществляется путём комплексных реформ, растянутых во времени.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны



А9. Какое понятие используют для характеристики человека как отдельно взятого представителя всего человеческого рода?

  1. индивидуальность

  2. гражданин

  3. личность

  4. индивид







А10. Ученые-орнитологи проводят исследование изменения миграций птиц в связи с изменением климата. Кто (что) выступает в качестве объекта данной деятельности?

      1. ученые, осуществляющие окольцовывание птиц

      2. наблюдения, проводимые эксперименты

      3. финансовые средства, выделенные на проведение научных исследований

      4. перелетные птицы, отправляющиеся в сезонные миграции



А11. Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях составляет сущность метода познания

1) сравнения

2) гипотезы

3) наблюдения

4) эксперимента



А12. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. В социальном познании основным методом исследования выступает эксперимент.

Б. Спецификой социального познания является совпадение познающего субъекта и познаваемого объекта.

        1. верно только А

        2. верно только Б

        3. верны оба суждения

        4. оба суждения неверны

А13. Какие из групп образованы по конфессиональному при­знаку?

1).баптисты, адвентисты 3). философы, социологи

2).демократы, лейбористы 4). нганасаны, эвенки


А14. Один из признаков этнической группы —

  1. наличие конституции

  2. общность исторического пути

  3. единое гражданство

  4. общность идеологии


А15. Какой признак характеризует семью как социальный институт?

          1. Наличие близких родственных отношений между её членами

          2. Осуществление совместной профессиональной деятельности

          3. Основана на браке и родстве

          4. Выполняет репродуктивную функцию в обществе


А16. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А. Социальный контроль осуществляется как посредством применения к личности определенных требований, выработанных обществом, так и посредством требований личности к самой себе.

Б.Способы самоконтроля формируются у личности ,в процессе взаимосвязи и взаимодействия с обще­ством.

  1. верно только А 3) верны оба суждения

  2. верно только Б 4) оба суждения неверны




А17. Социальный престиж – это

1) социальное перемещение человека от низкого к более высокому статусу

    1. социальное поведение индивида, определяемое его социальной ролью

3) степень оценки обществом позиций, занимаемых личностью в обществе

4) оценка обществом личностных качеств индивида, основанная на его способностях, уровне образованности, воспитанности.


А18. Какой из приведенных примеров иллюстрирует вертикальную нисходящую социальную мобильность?

  1. Молодой инженер, проработав год на производстве был назначен начальником участка.

  2. Сотрудник банка был утвержден в должности начальника отдела.

  3. Директор школы перешел по семейным обстоятельствам на должность учителя.

  4. Воспитательница детского сада перешла на работу в другой детский сад ближе к дому.


А19. Укажите вариант социального взаимодействия?

      1. Родители копают вместе с детьми картошку.

      2. Ученик попросил одноклассницу объяснить ему учебный материал

      3. Срочно вызванное такси приехало вовремя.

      4. Президент клянётся над конституцией в том что он будет клятвенно её соблюдать.


А20. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Основными элементами социального конфликта являются социальные нормы и противоречия.

Б. Причиной конфликта может быть любое противоречие возникающие между двумя субъектами.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны



Часть 2 (В)

Ответом на задание этой части, может быть, слово, сочетание цифр.


В1 Вставьте пропущенное слово в таблице:


Переход в развитии общества от одной ступени к другой

………………..

Процесс интеграции групп обществ, с определённой целью.

глобализация


Ответ: _____________






В2 Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением двух, относятся к понятию «малые группы».

1)Школьный класс, 2)семья, 3)туристическая группа, 4)футбольная команда, 5)народность, 6)клуб по интересам, 7)интелегенция. Найдите и укажите термины, «выпадающие» из ряда

Ответ: ______________

В3 Установите соответствие между видами деятельности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры Вид деятельности

А) ученые-вулканологи составили карту возможных 1) материально-производственная

извержений вулканов в следующем году 2) социально-преобразовательная

Б) правительство одобрило введение новых тарифов 3) прогностическая

на вывоз энергоносителей


В) в начале года, в действие были ведены в иные

государственные стандарты в области образования


Г) предприятия малого бизнеса производят комплектующие

для крупного автомобильного завода


Д) экономисты предположили, как будут развиваться

финансовые рынки после мирового кризиса


Е) крупная компания начала освоение нового

месторождения газа на арктическом шельфе


Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).


А

Б

В

Г

Д

Е








В4 Найдите в приведенном ниже списке характерные черты традиционного общества и выберите указанные цифры

  1. Преимущественное развитие тяжёлой промышленности;

  2. Медленные темпы социального развития;

  3. Жёсткая, иерархическая структура общества;

  4. Развитая система общественного разделения труда;

  5. Высокая социальная мобильность населения;

  6. Преобладание в экономике аграрного сектора.


Ответ: _________________



В5 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.


(А) Элитарное искусство – это специфическая форма искусства, отличающаяся сложностью содержания и ориентированная на небольшую группу людей, обладающую особой художественной восприимчивостью. (Б) Элитарное, или «высокое», искусство сегодня находится в упадке. (В) Упали тиражи литературной классики. (Г) Современные композиторы редко создают оперные произведения. (Д) Ценители данного искусства считают, что этот процесс самым губительным образом отражается на эстетических вкусах и пристрастиях публики.


Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите под номером положения цифру, обозначавшую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д







В6 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить.


«Различие между цивилизацией и ______________(А) выходит за рамки присущих им ценностей. Цивилизация как крупнейшая социально-историческая ______________ (Б) создаёт адекватное себе _____________(В), среди которых по важности первенствует ___________(Г) с присущей ему системой _____________ (Д). Современная цивилизация лелеет государственность и всеобщую правовую урегулированность социально-экономических и политических ____________(Е)».

Слова: 1) отношение 6) идеология

2) альтернатива 7) государство

3) общность 8) политика

4) институт 9) право

5) культура


Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








В7 Найдите в приведенном списке типы общества, исходя из сложности социальной структуры.

  1. Простое;

  2. Первобытное;

  3. Капиталистическое;

  4. Открытое;

  5. Сложное;

  6. Феодальное


Ответ: ______________________


В8 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) объекты деятельности;

2) результаты деятельности;

3) мотивы деятельности;

4) субъекты деятельности;

5) структура деятельности

6) предмет деятельности


Ответ: _________________