ЭКЗАМЕН КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ В ФОРМЕ ЗАЩИТЫ ПОРТФОЛИО ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
«КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО»
Е.А. Васильева, заместитель директора государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования
«Чернский профессионально-педагогический колледж» Тульской области, п. Чернь
М.Н. Ковтун, заместитель директора государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования
«Чернский профессионально-педагогический колледж» Тульской области
п. Чернь
Вопрос о формах, средствах, способах контроля при оценке результатов обучения остро стоит в современной системе образования и является одним из актуальных направлений в эксперименте по обновлению структуры и содержания образования.
Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы, особенно в области оценивания общих и профессиональных компетенций обучающихся, должна включать в себя использование разнообразных технологий в процессе подготовки будущего квалифицированного рабочего или специалиста. Перспективным с этой точки зрения является использование технологии портфолио.
Известно, что как и само слово портфолио, так и основная идея собрания работ не является изобретением ХХ века. Данное понятие пришло к нам из Западной Европы XV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента. Идея применения портфолио в школе пришла из Соединенных Штатов, где она возникла в 80-х гг. ХХ в.
Портфолио нечто большее, чем просто папка работ; это заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях.
За этой идеей стоит целая образовательная философия. Идея портфолио связана с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. Самым главным здесь является не портфолио как таковое, а так называемая модель «портфолио-процесса» - совокупность процесса обучения и учения, выстраиваемых в связи с портфолио. Само же портфолио получается как побочный продукт этого процесса.
Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку.
Таким образом, любое портфолио, независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы обучающихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности.
Выбор портфолио как формы экзамена (квалификационного) целесообразен для видов деятельности высоких квалификационных уровней, когда в процедуре комплексного практического задания за ограниченное время (одномоментно) сложно оценить все необходимые проявления компетенций учащегося, когда создание проекта по профессиональному модулю нецелесообразно или невозможно выполнение всех требований, предъявляемых к нему.
Цель формирования портфолио – мониторинг результатов освоения профессионального модуля, фиксация индивидуальных достижений и определение готовности студента к определенному виду профессиональной деятельности.
Основные задачи формирования портфолио студента:
контроль и управление процессом приобретения студентами необходимых знаний, умений, практического опыта и процессом освоения общих и профессиональных компетенций, определенных ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки;
оценка студентами, педагогическими работниками, работодателями результатов готовности к будущей профессиональной деятельности;
формирование и поддержка учебной мотивации студентов;
освоение методов самоанализа и самооценки профессионального становления и планирование перспектив профессионального развития.
Существует несколько видов образовательных портфолио. Журба Н.Н. [1,12] предлагает следующие модели портфолио: языковое портфолио, портфолио курсов, портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов, портфолио в форме проекта, портфолио-резюме и портфолио карьеры, учебные портфолио, портфолио, разрабатываемый в виде дневника, портфолио процесса, показательный портфолио, портфолио развития, портфолио для учебного планирования, портфолио подготовленности, портфолио трудоустройства, портфолио для поступления в ВУЗ.
Наиболее походящими для проведения экзамена (квалификационного) можно назвать следующие виды портфолио [1]:
Портфолио документов, в котором представлены сертификаты, дипломы, грамоты конкурсов, соревнований, олимпиад, официально признанные на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне; документы об участии в грантах, сертификаты о прохождении тестирования и т.п. [1,14]
Портфолио работ – это комплект различных исследовательских, проектных и других работ обучающегося: рефераты, модели, макеты, приборы и т.п. [1,14-15]
Портфолио отзывов, которое включает отзывы на творческие и исследовательские работы, проекты, участие в конференциях, характеристики с практики. Важной составляющей данного раздела является самооценка ученика, его рефлексия собственной деятельности [1,14-15].
Кроме этого, портфолио может включать элементы всех описанных выше типов.
Для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании заинтересованными лицами портфолио должно включать три обязательных элемента:
Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа.
Содержание портфолио с перечислением его основных элементов.
Самоанализ и прогноз или план на будущее.
В состав портфолио должны входить документы, подтверждающие практический опыт, сформированность компетенций и качество освоения вида профессиональной деятельности. Например:
Рабочие материалы (лабораторные и практические работы, материалы самостоятельной работы, чертежи, модели, фотографии выполненных изделий, образцов, макетов, приборов, программы, технологические карты, электронные приложения (презентации, программы и др.), материалы различных видов практик и другие материалы, отражающие освоение вида профессиональной деятельности).
Достижения обучающегося (публикации статей, участие в научных конференциях, семинарах, профессиональных конкурсах, соревнованиях, связанных с освоением вида профессиональной деятельности. Обязательно приложение в виде дипломов, грамот, сертификатов, благодарностей или их сканированных копий).
Отзывы (характеристика руководителя практикой (методиста, мастера), работодателя, благодарность работодателя, рецензия на статью, отзыв о выступлении на научно-практической конференции и др.)
Рефлексия (резюме, подготовленное студентом, с оценкой собственных учебных достижений, эссе, посвященное перспективам профессионального развития).
Обязательными компонентами структуры также являются титульный лист и содержание. Структура портфолио отражает специфику профессионального модуля и демонстрирует сформированность общих и профессиональных компетенций, определенных ФГОС для данного вида профессиональной деятельности
В качестве примера приведем материалы экзамена (квалификационного) в форме портфолио по ПМ.03 Классное руководство (специальность 050146 Преподавание в начальных классах).
Структура портфолио (тип портфолио – смешанный):
Раздел 1. Модель современного классного руководителя. Включает эссе, отражающее личное отношение студента к выполнению обязанностей классного руководителя.
Раздел 2. Банк диагностических методик. В этот раздел предполагается включение описания комплекса диагностических методик для использования в начальных классах, наличие протокола наблюдения за учащимся с фиксацией данных, интерпретация полученных данных в ходе наблюдения, протоколы по результатам диагностики, продукты диагностики (детские работы), интерпретация результатов диагностики, психолого-педагогическая характеристика учащегося.
Раздел 3. Дневник производственной практики.
Раздел 4. Планирование воспитательной работы в классе: план воспитательной работы на 3 и 4 четверть, план воспитательной работы на весенних каникулах, конспекты классных часов, внеклассных мероприятий.
Раздел 5. Анализ воспитательной работы включает листы самоанализа и анализа классных часов, внеклассных мероприятий.
Раздел 6. Планирование работы с родителями содержит план работы с родителями, конспекты родительского собрания, конспекты бесед с родителями, самоанализ работы с родителями в соответствии с предложенной схемой.
Раздел 7. Взаимодействие с администрацией, педагогическим коллективом: материалы для выступлений на педагогическом совете, конспекты бесед с директором, заместителем директора школы, классным руководителем, воспитателем.
Раздел 8. Заключение содержит отзывы учителя начальных классов, выводы, итоги, перспективы профессионального и личностного развития.
Работу над составлением портфолио нужно начинать с первых учебных занятий по профессиональному модулю. Обязательно должно быть доведено до сведения студентов положение о портфолио. Также вначале студенты должны быть ознакомлены с аттестационным листом учебной деятельности обучающегося по МДК Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя, в котором перечисляются все практические и проверочные работы, определяются результаты освоения ПМ по каждому виду работ. Таким образом, студент может ясно представить объем работ, проанализировать собственный уровень сформированности профессиональных и общих компетенций, знаний и умений в течение всего периода освоения МДК. В результате аттестационный лист учебной деятельности обучающегося по МДК дает полное представление об уровне его освоения каждым студентом (таблица 1).
Таблица 1.
Виды и результаты выполнения работ
Виды работ | Коды проверяемых результатов (ПК, ОК, У, З) | Результат выполнения работ |
Практическая работа. Составление циклограммы деятельности классного руководителя. | ПК 3.2, ОК 1.1, ОК 1.4, ОК 1.11, З1, У3, | |
Практическая работа. Проектирование коллективного творческого дела. | ПК 3.2, ОК 1.2, ОК 1.5, 34, З9, З11, У3 | |
Практическая работа. Анализ планов воспитательной работы. | ПК 3.2, ПК 3.4, ОК 1.1, З19, У18 | |
………………………………………… | | |
Непосредственно процедура экзамена (квалификационного) сводится либо к оцениванию портфолио членами экзаменационной комиссии, либо к публичной защите портфолио студентом (обучающимся).
Оценка производится путем сопоставления установленных требований с набором документов, подтверждающих достижения студента.
В ходе публичной защиты портфолио студент должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности.
Процедура защиты включает:
краткую характеристику студента по степени освоения МДК модуля и программы практики – отзыв преподавателя МДК и руководителя практики;
презентацию портфолио и доклад студента;
при возникновении вопроса о степени освоения данного модуля по представленным в портфолио документам, комиссия может уточнить путем постановки устных вопросов, производственных ситуаций степень сформированности ПК и ОК;
обсуждение результатов защиты членами экзаменационной комиссии;
доведение до студента выводов и рекомендаций экзаменационной комиссии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журба, Н.Н. Портфолио как форма работы с одаренным ребенком: методические рекомендации [Текст] / Н.Н. Журба. – Челябинск: Издательство «ЧИППКРО», 2012. – 85 с.