СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзамен квалификационный в форме портфолио по профессиональному модулю 03. классное руководство

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы, особенно в области оценивания общих и профессиональных компетенций обучающихся, должна включать в себя использование разнообразных технологий в процессе подготовки будущего квалифицированного рабочего или специалиста. Перспективным с этой точки зрения является использование технологии портфолио. В статье представлены материалы экзамена (квалификационного) в форме портфолио по ПМ.03 Классное руководство (специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах). 

Просмотр содержимого документа
«Экзамен квалификационный в форме портфолио по профессиональному модулю 03. классное руководство»

ЭКЗАМЕН КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ В ФОРМЕ ЗАЩИТЫ ПОРТФОЛИО ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

«КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО»

Е.А. Васильева, заместитель директора государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования

«Чернский профессионально-педагогический колледж» Тульской области, п. Чернь


М.Н. Ковтун, заместитель директора государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования

«Чернский профессионально-педагогический колледж» Тульской области

п. Чернь


Вопрос о формах, средствах, способах контроля при оценке результатов обучения остро стоит в современной системе образования и является одним из актуальных направлений в эксперименте по обновлению структуры и содержания образования.

Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы, особенно в области оценивания общих и профессиональных компетенций обучающихся, должна включать в себя использование разнообразных технологий в процессе подготовки будущего квалифицированного рабочего или специалиста. Перспективным с этой точки зрения является использование технологии портфолио.

Известно, что как и само слово портфолио, так и основная идея собрания работ не является изобретением ХХ века. Данное понятие пришло к нам из Западной Европы XV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». Документы, представ­ленные в этой папке, позволяли составить впечатление о про­фессиональных качествах претендента. Идея применения портфолио в школе пришла из Соединенных Штатов, где она возникла в 80-х гг. ХХ в.

Портфолио нечто большее, чем просто папка работ; это заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях.

За этой идеей стоит целая образовательная философия. Идея портфолио связана с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. Самым главным здесь является не портфолио как таковое, а так называемая модель «портфолио-процесса» - совокупность процесса обучения и учения, выстраиваемых в связи с портфолио. Само же портфолио получается как побочный продукт этого процесса.

Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку.

Таким образом, любое портфолио, независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы обучающихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности.

Выбор портфолио как формы экзамена (квалификационного) целесообразен для видов деятельности высоких квалификационных уровней, когда в процедуре комплексного практического задания за ограниченное время (одномоментно) сложно оценить все необходимые проявления компетенций учащегося, когда создание проекта по профессиональному модулю нецелесообразно или невозможно выполнение всех требований, предъявляемых к нему.

Цель формирования портфолио – мониторинг результатов освоения профессионального модуля, фиксация индивидуальных достижений и определение готовности студента к определенному виду профессиональной деятельности.

Основные задачи формирования портфолио студента:

  • контроль и управление процессом приобретения студентами необходимых знаний, умений, практического опыта и процессом освоения общих и профессиональных компетенций, определенных ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки;

  • оценка студентами, педагогическими работниками, работодателями результатов готовности к будущей профессиональной деятельности;

  • формирование и поддержка учебной мотивации студентов;

  • освоение методов самоанализа и самооценки профессионального становления и планирование перспектив профессионального развития.

Существует несколько видов образовательных портфолио. Журба Н.Н. [1,12] предлагает следующие модели портфолио: языковое портфолио, портфолио курсов, портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов, портфолио в форме проекта, портфолио-резюме и портфолио карьеры, учебные портфолио, портфолио, разрабатываемый в виде дневника, портфолио процесса, показательный портфолио, портфолио развития, портфолио для учебного планирования, портфолио подготовленности, портфолио трудоустройства, портфолио для поступления в ВУЗ.

Наиболее походящими для проведения экзамена (квалификационного) можно назвать следующие виды портфолио [1]:

  1. Портфолио документов, в котором представлены сертификаты, дипломы, грамоты конкурсов, соревнований, олимпиад, официально признанные на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне; документы об участии в грантах, сертификаты о прохождении тестирования и т.п. [1,14]

  2. Портфолио работ – это комплект различных исследовательских, проектных и других работ обучающегося: рефераты, модели, макеты, приборы и т.п. [1,14-15]

  3. Портфолио отзывов, которое включает отзывы на творческие и исследовательские работы, проекты, участие в конференциях, характеристики с практики. Важной составляющей данного раздела является самооценка ученика, его рефлексия собственной деятельности [1,14-15].

Кроме этого, портфолио может включать элементы всех описанных выше типов.

Для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании заинтересованными лицами портфолио должно включать три обязательных элемента:

  1. Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа.

  2. Содержание портфолио с перечислением его основных элементов.

  3. Самоанализ и прогноз или план на будущее.

В состав портфолио должны входить документы, подтверждающие практический опыт, сформированность компетенций и качество освоения вида профессиональной деятельности. Например:

  1. Рабочие материалы (лабораторные и практические работы, материалы самостоятельной работы, чертежи, модели, фотографии выполненных изделий, образцов, макетов, приборов, программы, технологические карты, электронные приложения (презентации, программы и др.), материалы различных видов практик и другие материалы, отражающие освоение вида профессиональной деятельности).

  2. Достижения обучающегося (публикации статей, участие в научных конференциях, семинарах, профессиональных конкурсах, соревнованиях, связанных с освоением вида профессиональной деятельности. Обязательно приложение в виде дипломов, грамот, сертификатов, благодарностей или их сканированных копий).

  3. Отзывы (характеристика руководителя практикой (методиста, мастера), работодателя, благодарность работодателя, рецензия на статью, отзыв о выступлении на научно-практической конференции и др.)

  4. Рефлексия (резюме, подготовленное студентом, с оценкой собственных учебных достижений, эссе, посвященное перспективам профессионального развития).

Обязательными компонентами структуры также являются титульный лист и содержание. Структура портфолио отражает специфику профессионального модуля и демонстрирует сформированность общих и профессиональных компетенций, определенных ФГОС для данного вида профессиональной деятельности

В качестве примера приведем материалы экзамена (квалификационного) в форме портфолио по ПМ.03 Классное руководство (специальность 050146 Преподавание в начальных классах).

Структура портфолио (тип портфолио – смешанный):

Раздел 1. Модель современного классного руководителя. Включает эссе, отражающее личное отношение студента к выполнению обязанностей классного руководителя.

Раздел 2. Банк диагностических методик. В этот раздел предполагается включение описания комплекса диагностических методик для использования в начальных классах, наличие протокола наблюдения за учащимся с фиксацией данных, интерпретация полученных данных в ходе наблюдения, протоколы по результатам диагностики, продукты диагностики (детские работы), интерпретация результатов диагностики, психолого-педагогическая характеристика учащегося.

Раздел 3. Дневник производственной практики.

Раздел 4. Планирование воспитательной работы в классе: план воспитательной работы на 3 и 4 четверть, план воспитательной работы на весенних каникулах, конспекты классных часов, внеклассных мероприятий.

Раздел 5. Анализ воспитательной работы включает листы самоанализа и анализа классных часов, внеклассных мероприятий.

Раздел 6. Планирование работы с родителями содержит план работы с родителями, конспекты родительского собрания, конспекты бесед с родителями, самоанализ работы с родителями в соответствии с предложенной схемой.

Раздел 7. Взаимодействие с администрацией, педагогическим коллективом: материалы для выступлений на педагогическом совете, конспекты бесед с директором, заместителем директора школы, классным руководителем, воспитателем.

Раздел 8. Заключение содержит отзывы учителя начальных классов, выводы, итоги, перспективы профессионального и личностного развития.

Работу над составлением портфолио нужно начинать с первых учебных занятий по профессиональному модулю. Обязательно должно быть доведено до сведения студентов положение о портфолио. Также вначале студенты должны быть ознакомлены с аттестационным листом учебной деятельности обучающегося по МДК Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя, в котором перечисляются все практические и проверочные работы, определяются результаты освоения ПМ по каждому виду работ. Таким образом, студент может ясно представить объем работ, проанализировать собственный уровень сформированности профессиональных и общих компетенций, знаний и умений в течение всего периода освоения МДК. В результате аттестационный лист учебной деятельности обучающегося по МДК дает полное представление об уровне его освоения каждым студентом (таблица 1).






Таблица 1.

Виды и результаты выполнения работ


Виды работ

Коды проверяемых результа­тов (ПК, ОК, У, З)

Результат выполнения работ

Практическая работа. Составление циклограммы деятельности классного руководителя.

ПК 3.2, ОК 1.1, ОК 1.4, ОК 1.11, З1, У3,


Практическая работа. Проектирование коллективного творческого дела.

ПК 3.2, ОК 1.2, ОК 1.5, 34, З9, З11, У3


Практическая работа. Анализ планов воспитательной работы.

ПК 3.2, ПК 3.4, ОК 1.1, З19, У18


…………………………………………




Непосредственно процедура экзамена (квалификационного) сводится либо к оцениванию портфолио членами экзаменационной комиссии, либо к публичной защите портфолио студентом (обучающимся).

Оценка производится путем сопоставления установленных требований с набором документов, подтверждающих достижения студента.

В ходе публичной защиты портфолио студент должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности.

Процедура защиты включает:

  • краткую характеристику студента по степени освоения МДК модуля и программы практики – отзыв преподавателя МДК и руководителя практики;

  • презентацию портфолио и доклад студента;

  • при возникновении вопроса о степени освоения данного модуля по представленным в портфолио документам, комиссия может уточнить путем постановки устных вопросов, производственных ситуаций степень сформированности ПК и ОК;

  • обсуждение результатов защиты членами экзаменационной комиссии;

  • доведение до студента выводов и рекомендаций экзаменационной комиссии.



ЛИТЕРАТУРА


1. Журба, Н.Н. Портфолио как форма работы с одаренным ребенком: методические рекомендации [Текст] / Н.Н. Журба. – Челябинск: Издательство «ЧИППКРО», 2012. – 85 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!