СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Уважаемые коллеги, удачи Вам в выполнении заданий PISA
Пример задания по географии для 8 класса
РЕКА НИЛ
Самая длинная река Нил образуется от слияния Белого Нила и Голубого Нила. Нил протекает через несколько природных зон. В нижнем своем течении он пересекает Ливийскую пустыню. поэтому в прошлом для жителей Северной Африки было загадкой, каким образом из пустыни весь год течёт полноводная река. В верхнем и среднем течении река прорезает плато, сложенное твёрдыми породами, и образует пороги и водопады.
Вопрос 1:
Что из нижеприведённого является основной причиной полноводности реки Нил в течение всего года?
В верховьях река полноводна за счёт муссонных дождей
В среднем течении река принимает много крупных притоков
Обилие осадков в истоках Белого Нила и Голубого Нила
Питание река получает за счёт таяния снегов и ледников
Примеры заданий по биологии для 8 класса
УБОРКА ЛИСТЬЕВ
Руслану и Эрику поручили убрать опавшие осенние листья на пришкольном участке.
Ниже приведена часть разговора Эрика и Руслана, в которой каждый мальчик предложил свой способ выполнения задания.
Каждый из них привёл свои доводы в пользу выбранного им способа. Эти доводы записаны ниже:
при сжигании листьев образуется зола, которая служит удобрением для растений;
уничтожаются семена растений-сорняков;
уничтожается пища для бактерий гниения;
образуется углекислый газ, который повышает температуру воздуха и создаёт парниковый эффект;
повреждается верхний слой почвы.
Вопрос 2:
Какие доводы из перечисленных выше (1-5) привёл Эрик в защиту сжигания листьев?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примеры заданий по химии для 8 класса
ПОРЯДОК НА КУХНЕ
Наводя на кухне порядок, Лариса обнаружила на полке банки с белыми сыпучими порошками и решила установить, соответствуют ли названия на этикетках этих банок их содержимому. Для этого Лариса провела несколько простых опытов, в результате которых выявила свойства содержимого каждой из банок.
Вопрос 3:
Результаты опытов Ларисы приведены в таблице ниже.
Обведите «Да», если название на этикетке банки соответствует описанным в таблице свойствам её содержимого, или «Нет», если название не соответствует этим свойствам.
Название на этикетке | Свойства содержимого банки | Да / Нет |
Мука | Не имеет вкуса и плохо растворяется в воде. | Да / Нет |
Сода | Растворяется в воде и не реагирует с уксусной кислотой. | Да / Нет |
Поваренная соль | Плохо растворяется в воде и вступает в реакцию с уксусной кислотой. | Да / Нет |
Сахар | Растворяется в воде и не реагирует с уксусной кислотой. | Да / Нет |
Примеры заданий по чтению для 8 класса
ОЗЕРО ЧАДНа рисунке 1 показано изменение уровня глубины озера Чад в североафриканской части пустыни Сахара. Озеро Чад полностью исчезло примерно 20 000 лет назад до нашей эры в течение последнего Ледникового периода. Примерно 11 000 лет назад до нашей эры оно появилось вновь. Сегодня уровень его глубины примерно такой же, каким он был в 1000 году нашей эры.
На диаграмме, представленной на Рисунке 2, показаны наскальное искусство в Сахаре (древние рисунки или живопись, найденные на стенах пещер) и изменения в животном мире.
Воспользуйтесь информацией об озере Чад на предыдущей странице при ответе на вопросы.
Вопрос 4: ОЗЕРО ЧАД
Какова глубина озера Чад на сегодняшний день?
Около двух метров.
Около пятнадцати метров.
Около пятидесяти метров.
Оно полностью исчезло.
Вопрос 5: ОЗЕРО ЧАД
Определите, какой период времени (какой примерно год) соответствует начальной точке графика на рисунке 1?
11.000
11.000 лет до нашей эры
10.500 лет до нашей эры
незадолго до 10.000 лет до нашей эры
Около 12.000
Около 11.000 лет до нашей эры
Вопрос 6: ОЗЕРО ЧАД
Почему автор выбрал именно этот год в качестве начальной точки на графике?
Озеро Чад появилось снова 11.000 лет до нашей эры после того, как оно полностью исчезло около 20.000 лет до нашей эры.
Озеро Чад исчезло во время ледникового периода и затем появилось снова примерно в это время.
Оно снова появилось тогда.
Около 11.000 лет до нашей эры оно появилось снова.
Тогда озеро появилось снова после того, как 9000 лет оно не существовало.
Тогда начали появляться животные.
Было 11.000 лет до нашей эры, когда люди начали делать рисунки на скалах.
Было 11.000 лет до нашей эры когда озеро (впервые) появилось.
Потому что в это время озеро Чад полностью высохло.
Потому что это было первое продвижение на графике.
Вопрос 7: ОЗЕРО ЧАД
Рисунок 2 основан на предположении о том, что:
животные, изображенные на наскальных рисунках, обитали в районе озера Чад в то время, когда их рисовали.
художники, рисовавшие животных, имели высокую технику рисунка.
художники, рисовавшие животных, имели возможность путешествовать на дальние расстояния.
не было попытки приручить животных, изображенных на наскальных рисунках.
Вопрос 8: ОЗЕРО ЧАД
Для ответа на этот вопрос вам нужно объединить информацию, представленную на рисунках 1 и 2.
Исчезновение носорога, гиппопотама и зубра с наскальных рисунков пустыни Сахара произошло:
в начале самого последнего Ледникового периода.
в середине периода, когда глубина озера Чад достигала наивысшего уровня.
после того, как уровень озера Чад снижался в течение более тысячи лет.
D в начале непрерывного сухого периода.
Вам несомненно известно, что зимой можно легко заразиться гриппом. И болеть им можно в течение нескольких недель.
Самый лучший способ борьбы с вирусом гриппа – это иметь здоровое тело. Ежедневная гимнастика и определенный рацион, который содержит много овощей и фруктов, рекомендуется прежде всего, чтобы помочь иммунной системе бороться с этим распространенным вирусом.
В качестве дополнительного профилактического средства против этой распространенной болезни организация «АКОЛ» решила предложить своим сотрудникам сделать прививку от гриппа. Есть договоренность с медсестрой, которая будет делать прививки на работе в рабочее время в первой или второй половине дня в течение недели, начиная с 17-го ноября. Прививки бесплатные и доступны всем служащим организации.
Участие добровольное. Каждому служащему, который решит сделать прививку, будет предложено подписать документ, удостоверяющий, что он не страдает аллергией и понимает, что от сделанной прививки возможны незначительные побочные эффекты.
По утверждению медиков, иммунизация не вызывает заболевание гриппом. Однако она может вызвать такие побочные эффекты, как усталость, небольшая температура и боль в руке.
КОМУ СЛЕДУЕТ ПРОЙТИ ИММУНИЗАЦИЮ?
Каждому, кто заинтересован защитить себя от вируса.
Особенно ее рекомендуют людям старше 65 лет. Но, невзирая на возраст, она нужна КАЖДОМУ, кто страдает хроническими болезнями, особенно болезнью сердца, заболеванием легких, бронхиальной астмой или диабетом.
При работе в коллективе ВСЕ его члены рискуют заразиться гриппом.
КОМУ ИММУНИЗАЦИЯ ПРОТИВОПОКАЗАНА?
Лицам, сверхчувствительным к употреблению яиц; людям, страдающим острой лихорадкой, и беременным женщинам.
В случае, если вы находитесь на лечении, проконсультируйтесь у врача, не противопоказана ли вам иммунизация в связи с этим лечением, и не вызывали ли у вас сделанные ранее прививки от гриппа нежелательные осложнения
Если вы планируете пройти иммунизацию в течение недели, начиная с 17 ноября, то обратитесь, пожалуйста, к Ирине Николаевне Сергеевой до пятницы 7 ноября. Дата и время будут назначены с учетом возможностей медсестры, числа заявок и времени, удобного для большинства работников организации «АКОЛ». Если вы планируете пройти иммунизацию до начала зимы, но вас не устраивает назначенное время, пожалуйста, сообщите об этом Ирине Николаевне. Может быть назначено дополнительное время, если соберется достаточное количество желающих.
Для получения дополнительной информации, пожалуйста, звоните Ирине Николаевне по телефону 5577.
Крепкого здоровьяИрина Николаевна Сергеева, сотрудница организации, называющейся «АКОЛ», подготовила на предыдущих двух страницах информационный листок для служащих этой организации. Эта информация понадобится вам для ответа на вопросы, которые приведены далее.
Какая из перечисленных ниже услуг предлагается иммунизационной программой «АКОЛ»?
Ежедневные занятия гимнастикой в течение всей зимы.
Проведение иммунизации в рабочие часы.
Небольшая премия участникам.
Прививки будет делать доктор.
Мы можем обсуждать содержание информационного листка (т.е. что в нем говорится). Мы можем обсуждать его стиль (т.е. как он написан).
Ирина Николаевна хотела, чтобы стиль этого информационного листка был доброжелательным и убедительным.
Как вы думаете, получилось ли у нее задуманное?
Объясните свой ответ, ссылаясь на детали оформления текста, рисунки, расположение текста и стиль речи этого информационного листка.
В информационном листке говорится, что если вы захотите защититься от вируса гриппа, то прививка против гриппа …
более эффективна, чем гимнастика и здоровый рацион питания, но более рискованна.
полезна, но она не заменяет гимнастику или здоровый рацион питания.
так же эффективна, как и гимнастика и здоровый рацион питания, и требует меньших усилий.
не требуется, если вы много занимаетесь гимнастикой и соблюдаете здоровый рацион питания.
Вопрос 12: ГРИПП
В информационном листке говорится:
КОМУ СЛЕДУЕТ ПРОЙТИ ИММУНИЗАЦИЮ?
Каждому, кто заинтересован защитить себя от вируса
После того, как Ирина Николаевна распространила информационный листок, ее коллега сказала ей, что нужно исключить слова «Каждому, кто заинтересован защитить себя от вируса», потому что они вводят людей в заблуждение.
Согласны ли вы с тем, что эти слова вводят в заблуждение и их следует исключить из текста?
Объясните свой ответ.
Используя содержание информационного листка, укажите, кому из сотрудников «АКОЛ» следует обратиться к Ирине Николаевне?
Станиславу из магазина, который не хочет проходить иммунизацию, потому что больше надеется на свой природный иммунитет.
Продавщице Даше, которая хотела бы знать, является ли иммунизация обязательной для всех.
Эльвире из почтового отделения, которая хотела бы пройти иммунизацию этой зимой, но через два месяца она ожидает рождения ребенка.
Михаилу из бухгалтерии, который хотел бы пройти иммунизацию, но будет в отпуске в течение недели, начиная с 17-го ноября.
ГРАФФИТИ
На предыдущей странице помещены два письма. Они пришли по Интернету и оба они о «граффити». Граффити – это рисунки или надписи на стенах или других местах, выполненные без официального разрешения. Используйте письма для ответов на вопросы, предлагаемые ниже.
Я киплю от злости, так как в четвертый раз стену школы очищают и перекрашивают, чтобы покончить с граффити. Творчество – это прекрасно, но почему же не найти такие способы самовыражения, которые не причиняли бы лишний ущерб обществу? Почему надо портить репутацию молодого поколения, рисуя на стенах там, где это запрещено? Ведь художники-профессионалы не вывешивают свои полотна на улицах, не так ли? Вместо этого они находят средства и завоевывают славу на официальных выставках.
По моему представлению, здания, ограда, парковые скамейки сами по себе произведения искусства. И разве не жалко портить эту архитектуру росписью, не говоря уже о том, что используемый для этого метод разрушает озоновый слой. И я не могу понять, почему эти самозванные художники так злятся, когда их так называемые «художественные полотна» убирают с глаз долой снова и снова.
Хельга
У людей разные вкусы. Общество перенасыщено информацией и рекламой. Знаки торговых компаний, названия магазинов. Большие навязчивые плакаты по обеим сторонам улиц. Приемлемо ли все это? В основном, да. А приемлемы ли граффити? Некоторые говорят да, некоторые – нет.
Кто платит за эти граффити? А кто в конечном итоге платит за рекламу? Правильно. Потребитель.
А спросили ли те, кто ставит рекламные щиты, вашего разрешения? Нет. Тогда должны ли это делать люди, рисующие на стенах? Не просто ли это вариант общения, например, ваше собственное имя, названия партий или большие произведения искусств на улице?
Только вспомните о полосатой и клетчатой одежде, появившейся в магазинах несколько лет назад. И о лыжных костюмах. Модели и цвета были скопированы с разрисованных бетонных стен. Довольно забавно, что и эти модели, и цвета принимаются сегодня в обществе, восхищают, а граффити в том же стиле считаются ужасными.
Да, трудные времена настали для искусства.
Софья
Цель каждого из писем:
объяснить, что такое граффити.
выразить свое мнение о граффити.
продемонстрировать популярность граффити.
рассказать людям, что очень много средств тратится, чтобы смыть эти росписи.
Вопрос 15: ГРАФФИТИ
Почему Софья ссылается на рекламу?
С каким из этих двух писем вы согласны? Дайте своими словами обоснование своей точки зрения, при этом используя то, что сказано в одном из писем или в них обоих.
Анализируя каждое письмо, мы можем обсуждать, что говорится в письме (т.е. его содержание).
Мы можем также обсуждать, как написано письмо (т.е. его стиль).
Безотносительно к тому, с чьим письмом вы согласны, объясните, кто из этих двух авторов, по вашему мнению, написал письмо лучше? Обоснуйте свой ответ, ссылаясь на то, как написаны оба или одно из этих писем.
На диаграмме показана структура работоспособного населения в некоторой стране. Численность всего населения этой страны в 1995 году была примерно равна 3,4 миллиона.
1
Структура рабочей силы (в тысячах) к концу 31 марта 1995 года
Примечания
Численность различных групп населения указана в тысячах.
К работоспособному населению относят людей в возрасте от 15 до 65 лет.
Население, которое не входит в состав рабочей силы, - это те, кто активно не ищет работу и(или) кто не может работать.
Отвечая на вопросы, используйте информацию о рабочей силе, данную на предыдущей странице.
Вопрос 18: РАБОЧАЯ СИЛА
На какие две основные группы разделено работоспособное население?
Имеющие работу и безработные.
Работоспособного возраста и неработоспособного возраста.
Люди с полной занятостью и люди с частичной занятостью.
Входящие в состав рабочей силы и не входящие в состав рабочей силы.
Вопрос 19: РАБОЧАЯ СИЛА
Какова численность работоспособного населения, которое не входило в состав рабочей силы? (Запишите только число, проценты не указывайте).
Вопрос 20: РАБОЧАЯ СИЛА
К какой группе населения, представленной на диаграмме, можно отнести людей, перечисленных в левой части таблицы?
Отметьте крестиком соответствующую клетку таблицы.
В первой строке таблицы показано, как это можно сделать.
Официант, 35 лет, работает неполный рабочий день Женщина-предприниматель, 43 года, работает 60 часов в неделю Студент дневного отделения, 21 год Мужчина, 28 лет, недавно продал свой магазин, ищет работу Женщина, 55 лет, никогда не работала и не хотела работать вне дома 80-летняя бабушка, все еще работает несколько часов в день в семейной торговой лавке | ―Входящие в состав рабочей силы: Работающие‖ ![]()
| ―Входящие в состав рабочей силы: Безработные‖
| ―Не входящие в состав рабочей силы‖
| Нельзя отнести ни к одной из категорий
|
Вопрос 21: РАБОЧАЯ СИЛА
Предположим, что сведения о работоспособном населении публикуются в форме приведенной ранее диаграммы ежегодно.
Ниже перечислены четыре вида сведений, которые представлены на диаграмме. Укажите, будут ли меняться эти сведения из года в год. Обведите слово «Изменится» или «Не изменится». В первой строке показано, как это надо сделать.
Сведения, представленные на диаграмме | Ответ |
Названия групп населения, представленных на диаграмме (например, «Входящие в состав рабочей силы») | Изменится / Не изменится |
Проценты (например, ―64,2%‖) | Изменится / Не изменится |
Численность различных групп населения (например, ―2656,5‖) | Изменится / Не изменится |
Примечания, которые даны под диаграммой | Изменится / Не изменится |
Вопрос 22: РАБОЧАЯ СИЛА
Информация о структуре рабочей силы дана в виде приведенной ранее диаграммы, но ее можно представить другими способами, например, с помощью словесного описания, в виде графика, таблицы или диаграммы другого вида, например, круговой.
Представленная ранее диаграмма выбрана потому, что она наиболее удобна для того, чтобы показать:
изменения во времени.
численность всего населения страны.
категории населения, входящих в состав каждой из выделенных групп.
численность каждой группы населения.
ПЛАН
Результаты выполнения программы международной организации «ПЛАН» за 1996 год
Регион Восточной и Южной Африки |
|
|
|
|
|
| РВЮА |
Службы оказания медицинской помощи на 4 и менее комнат | 1 | 0 | 6 | 0 | 7 | 1 | 2 | 0 | 9 | 26 |
Работники здравоохранения, получившие переподготовку в течение 1 дня | 1 053 | 0 | 719 | 0 | 425 | 1 003 | 20 | 80 | 1 085 | 4 385 |
Дети, которые получали дополнительное питание более 1 недели | 10 195 | 0 | 2 240 | 2 400 | 0 | 0 | 0 | 0 | 251 402 | 266 237 |
Дети, которым оказана финансовая помощь на общее лечение и стоматологические услуги | 984 | 0 | 396 | 0 | 305 | 0 | 581 | 0 | 17 | 2 283 |
Образование
Учителя, получившие переподготовку в течение 1 недели | 0 | 0 | 367 | 0 | 970 | 115 | 565 | 0 | 303 | 320 |
Школьные тетради, купленные или подаренные | 667 | 0 | 0 | 200 | 0 | 106 | 0 | 150 | 0 | 123 |
Школьные учебники, купленные или подаренные | 0 | 0 | 650 | 600 | 182 | 769 | 285 | 150 | 387 | 023 |
Школьная форма, купленная, сшитая или подаренная | 897 | 0 | 761 | 0 | 000 | 040 | 0 | 0 | 434 | 132 |
Дети, которым оказана помощь в форме оплаты за обучение или стипендии | 321 | 0 | 598 | 0 | 154 | 0 | 0 | 0 | 014 | 087 |
Школьные парты, купленные, сделанные или подаренные | 200 | 0 | 689 | 250 | 564 | 725 | 794 | 0 | 109 | 331 |
Классы, построенные для постоянного пользования | 44 | 0 | 50 | 8 | 93 | 31 | 45 | 0 | 82 | 353 |
Отремонтированные классы | 0 | 0 | 34 | 0 | 0 | 14 | 0 | 0 | 33 | 81 |
Взрослые, посещающие занятия по ликвидации безграмотности в этом финансовом году | 160 | 0 | 000 | 568 | 617 | 0 | 0 | 0 | 350 | 695 |
Коммунальная инфрaструктура
Общественные уборные (туалеты), выкопанные или построенные | 50 | 0 | 403 | 0 | 57 | 162 | 23 | 96 | 311 | 102 |
Дома, подсоединенные к новой канализационной системе | 143 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 143 |
Колодцы (или созданные источники), выкопанные или улучшенные | 0 | 0 | 15 | 0 | 7 | 13 | 0 | 0 | 159 | 194 |
Новые действующие буровые скважины | 0 | 0 | 8 | 93 | 14 | 0 | 27 | 0 | 220 | 362 |
Новые системы, подающие самотеком питьевую воду | 0 | 0 | 28 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 29 |
Системы питьевой воды, улучшенные или отремонтированные | 0 | 0 | 392 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 31 | 425 |
Ремонт домов по проекту «ПЛАН» | 265 | 0 | 520 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 788 |
Новые дома, построенные для нуждающихся | 225 | 0 | 596 | 0 | 0 | 2 | 6 | 0 | 313 | 142 |
Залы для проведения общественных мероприятий, улучшенные или построенные | 2 | 0 | 2 | 0 | 3 | 0 | 3 | 0 | 2 | 12 |
Руководители коммунальных служб, получившие переподготовку в течение 1 дня или более | 214 | 95 | 522 | 232 | 200 | 575 | 814 | 20 | 693 | 365 |
Километры перестроенных автодорог | 1,2 | 0 | 26 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 53,4 | 80,6 |
Построенные мосты | 0 | 0 | 4 | 2 | 11 | 0 | 0 | 0 | 1 | 18 |
Семьи, которым помогли напрямую службы контроля за эрозией почвы | 0 | 0 | 092 | 0 | 500 | 0 | 0 | 0 | 405 | 997 |
Дома, заново электрифицированные | 448 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 44 | 494 |
35
Таблица на предыдущей странице является частью отчета международной благотворительной организации «ПЛАН». В ней дана некоторая информация о работе организации «ПЛАН» в одном из регионов ее деятельности (Восточная и Южная Африка). Для ответов на вопросы, помещенные ниже, обращайтесь к этой таблице.
Согласно таблице, как отличается уровень деятельности международной организации «ПЛАН» в Эфиопии по сравнению с другими странами этого региона?
Уровень ее деятельности в Эфиопии сравнительно высок.
Уровень ее деятельности в Эфиопии сравнительно низок.
Он примерно такой же, как и в других странах этого региона.
Он сравнительно высок в категории «Коммунальная инфраструктура» и низок в других категориях.
В 1996 году Эфиопия была одной из самых бедных стран мира.
Учитывая этот факт, а также данные, приведенные в таблице, выскажите свое мнение о том, как можно объяснить такой уровень деятельности международной организации «ПЛАН» в Эфиопии по сравнению с ее деятельностью в других странах?
В течение 14 лет Центр спортивной медицины в Лионе (Франция) исследует проблемы травматизма молодых спортсменов. В результате исследований было установлено, что лучшее средство от травм – это их предупреждение … и хорошая обувь.
Удары, падения, износ и разрывы...
Восемнадцать процентов спортсменов в возрасте от 8 до 12 лет уже имеют повреждения в пятках. Хрящ в лодыжке футболиста уже не реагирует на удары, и 25 % профессионалов понимают, что это действительно их самое слабое место. Хрящ хрупкого коленного сустава может быть также сильно поврежден, и если не принимать никаких мер еще в детстве (когда ребенку 10-12 лет), то это может стать причиной преждевременного остеоартрита. Бедро тоже может не избежать повреждений, особенно когда игрок устал, он рискует получить перелом в результате падений или столкновений.
Согласно тому же исследованию, у футболистов, играющих уже более 10 лет, появляются костные наросты на голени или пятке. Эти костные изменения получили название «нога футболиста», то есть деформация, вызванная подвижностью ступни и лодыжки в спортивной обуви.
Защита, поддержка, устойчивость, амортизация
Если спортивная обувь слишком жесткая, то она часто ограничивает ваше движение. Если она слишком подвижна, то она увеличивает риск получения травм и растяжения суставов. Хорошая спортивная обувь должна соответствовать четырем критериям:
во-первых, она должна способствовать защите извне: защищать от ударов мяча или ударов другого игрока, скрывать неровность спортивной площадки и сохранять ногу теплой и сухой даже в мороз и дождь.
Она должна поддерживать ступню и особенно сустав лодыжки, чтобы избежать растяжений, опухолей и других травм, которые могут даже повредить колено.
Она также должна давать игроку чувство устойчивости. В ней он не должен скользить по мокрой площадке и не должен резко падать на слишком сухой поверхности.
Наконец, она должна амортизировать удары, как это бывает у баскетболистов и волейболистов, которые постоянно совершают прыжки.
Сухие ноги
Чтобы избежать незначительных, но болезненных недомоганий, таких, как волдыри, трещины или грибковые заболевания ног
(грибковые инфекции), спортивная обувь не должна препятствовать испарению пота, но должна предотвращать попадание внутрь сырости. Идеальным материалом для этого может служить водостойкая кожа, чтобы защитить обувь от промокания при первом же дожде.
Используйте статью, данную на предыдущей странице, для ответов на вопросы.
Что автор намеревался показать в этом тексте?
Что качество многих видов спортивной обуви сильно улучшилось.
Что лучше не играть в футбол, если вам меньше 12 лет.
Что молодые люди все больше страдают от разных травм из-за своего плохого физического состояния.
Что очень важно молодым спортсменам носить хорошую спортивную обувь.
Вопрос 26: БЕГУНЫ
Почему, согласно статье, спортивная обувь не должна быть слишком жесткой?
В статье говорится: «Хорошая спортивная обувь должна соответствовать четырем критериям».
Что это за четыре критерия?
Прочитайте еще раз предложение в конце статьи. Оно представлено двумя частями:
*Чтобы избежать незначительных, но болезненных недомоганий, (первая часть) таких, как волдыри, трещины или грибковые заболевания ног (грибковые инфекции), …*
*…спортивная обувь не должна препятствовать испарению пота, но (вторая часть) должна предотвращать попадание внутрь сырости.*
Какова связь между первой и второй частями этого предложения?
Вторая часть
противоречит первой части.
повторяет первую часть.
иллюстрирует проблему, описанную в первой части.
дает решение проблемы, описанной в первой части.
ПОДАРОК
Сколько дней она просидела вот так, наблюдая как холодная бурая вода медленно скрывала под собой отвесный берег реки. Она слабо помнила, когда начался этот дождь, пришедший с юга в их болотистые места и теперь стучавший по стенам ее дома. Потом вода начала медленно подниматься, остановилась на какое-то мгновение, и река
5 потекла вспять. Постепенно вода заполнила все канавы, рвы и затопила низкие места. Ночью, пока она спала, река поглотила дорогу и отрезала ее от мира. Течение унесло лодку, и теперь женщина осталась в полном одиночестве в доме, похожем на обломки, выброшенные речным потоком к берегу. Вода уже дошла до смоленых свай фундамента. И все продолжала прибывать.
10 Насколько она видела, устье реки превратилось в море, заливаемое струями дождя, а сама река затерялась в его просторах. Еѐ дом когда-то был построен таким образом, чтобы можно было переждать подобное наводнение, если оно когда-нибудь произойдет, но теперь он был слишком старым. Скорее всего часть досок внизу сгнила. Может быть, цепь, которой был привязан еѐ дом к огромному дубу, порвѐтся, и дом
15 поплывет по течению, туда же, куда уплыла и еѐ лодка.
Никто не может прийти на помощь. Она может кричать, но это бесполезно, никто еѐ не услышит. Повсюду на реке люди пытались спасти то немногое, что можно спасти, и спасались сами. Чей-то дом проплывал мимо так тихо, что ей показалось, что она присутствует на похоронах. Ей показалось, что она знала, чей это был дом, хотя его
20 было плохо видно. Должно быть, хозяевам удалось перебраться в безопасное место. Позже, когда дождь и темнота усилились, она услышала рев пантеры в верховье реки.
Теперь дом казался живым существом, дрожащим от холода. Ей удалось поймать лампу, когда она падала со стола около кровати, крепко зажать ее ногами. Издавая скрипы и стоны, дом съехал с глины и поплыл, раскачиваясь, как поплавок,
25 поворачиваясь и подчиняясь течению реки. Она ухватилась за край кровати. Раскачиваясь из стороны в сторону, дом отплыл, насколько ему позволила цепь. Затем последовал удар, жалобный скрип балок и тишина. Медленно он поплыл назад мимо места, где всегда стоял. У неѐ перехватило дыхание, она долго сидела неподвижно, ощущая, как дом раскачивается из стороны в сторону. Темнота опустилась сквозь
30 пелену дождя, и она заснула, держась за кровать и положив голову на руки.
Ночью еѐ разбудил чей-то крик, он был такой тоскливый, что она оказалась на ногах раньше, чем проснулась. В темноте она споткнулась о кровать. Крик доносился с реки. Она слышала, как что-то большое двигается, издавая ужасные стонущие звуки. Это мог быть другой дом. Потом что-то ударилось о еѐ дом и проскользило по всей его длине.
35 Это было дерево. Она услышала, как оно проплыло мимо, и остались только звуки дождя и шум реки. Свернувшись калачиком, она уже почти уснула, когда вдруг раздался другой крик. Так близко, словно в еѐ комнате. Вглядываясь в темноту, она рукой нащупала на кровати холодное дуло винтовки. Она положила ее на колени. «Кто там?» – закричала она.
40 В ответ еще раз раздался крик, на этот раз менее пронзительный, но усталый. Что-то было на крыльце, она слышала, как оно двигалось там. Половицы скрипели, и она смогла услышать, как падали какие-то предметы. Затем она услышала, как кто-то царапает стену, как будто старается проникнуть внутрь. Теперь она знала, кто это был. Большая кошка, спрыгнувшая с проплывавшего мимо дерева. Еѐ в качестве подарка
45 принесло течение.
Невольно она провела рукой по сжимающемуся от ужаса горлу. Винтовка лежала у неѐ на коленях. Она никогда в жизни не видела пантеры. Ей рассказывали о них, и издалека она слышала их тоскующие крики. Кошка опять скребла по стене, стучала по окну рядом с дверью. Пока она сможет защитить окно и удержать кошку за стеной, она
50 будет в безопасности. Снаружи животное перестало скрести когтями по ржавой сетке. Время от времени оно скулило и рычало.
Когда свет проник наконец-то сквозь дождь, она всѐ ещѐ сидела на кровати, замерзшая и неподвижная. Еѐ руки, привыкшие грести, болели, судорожно сжимая винтовку. Она не позволяла себе двигаться, боясь, что любой звук может
55 спровоцировать кошку. Застыв на кровати, она раскачивалась вместе с домом. А дождь все шел и шел, и казалось, что он никогда не кончится. Сквозь серый рассвет она наконец смогла увидеть рябую от дождя воду и вдалеке неясные очертания верхушек затонувших деревьев. Кошка не двигалась. Может быть, животное ушло. Отложив ружьѐ, она соскользнула с кровати и беззвучно подошла к окну. Кошка была всѐ еще
60 там. Она лежала на краю крыльца и смотрела на дуб, к которому был привязан дом, как бы оценивая возможность перепрыгнуть на него. Пантера не показалась ей такой уж страшной, когда она увидела еѐ. Еѐ шерсть слиплась, от голода бока провалились и торчали, она била хвостом из стороны в сторону. Будет легко сейчас застрелить кошку.
Она стала двигаться назад, чтобы взять ружьѐ, когда пантера повернулась. Без всякого
65 предупреждения или движения мускулов, не припадая к земле, пантера прыгнула на окно, разбив стекло. Она упала на спину, закричала и схватила ружьѐ, а затем выстрелила в окно. Теперь она уже не могла видеть пантеру, но чувствовала, что промахнулась. Животное начало двигаться. Она могла видеть еѐ голову и спину, когда оно проходила мимо окна.
70 Дрожа, она вернулась к кровати и легла. Успокаивающий шум реки и дождя, всюду проникающий холод заставил забыть ее о цели. Она наблюдала за окном и держала ружье наготове. Подождав немного, она подошла посмотреть. Пантера заснула, еѐ голова лежала на лапах, как у обыкновенной домашней кошки. Первый раз с тех пор, как начался дождь, ей захотелось плакать, пожалеть себя, людей, всѐ, что пострадало от 75 наводнения. Скользя вниз по кровати, она накинула на плечи стеганое одеяло. Ей следовало бы выбраться отсюда, пока она ещѐ могла, когда ещѐ существовали дороги или пока не унесло еѐ лодку. Раскачиваясь вместе с домом, она почувствовала сильную боль в желудке, напомнившую ей, что она давно не ела. Она не вспомнила, как долго она не ела. Как и пантера, она была очень голодной. Пробравшись в кухню, она развела 80 огонь из нескольких оставшихся поленьев. Если паводок продлится, ей придется пустить на растопку стул или может быть даже стол. Взяв остатки копченого окорока, висевшего на крюке, она отрезала толстые куски коричневато-красного мяса и положила их на сковородку. Запах жарящегося мяса вызвал у неѐ головокружение. У неѐ еще было старое печенье, оставшееся с того дня, когда она готовила в последний
85 раз, и она могла приготовить себе кофе, так как воды вокруг хватало.
Во время приготовления еды она почти забыла о пантере, пока та жалобно не завыла. Кошка тоже была голодна. «Дай мне поесть, - сказала она, обращаясь к животному. - Потом я позабочусь о тебе». И она рассмеялась. Когда она вешала остатки окорока обратно на крюк, пантера так зарычала, что руки еѐ задрожали.
90 Поев, она вернулась к кровати и взяла винтовку. Вода подняла дом так высоко, что он уже не соприкасался с утесом, когда река раскачивала его. Еда согрела еѐ. Она могла бы избавиться от кошки, пока еще светло. Она медленно подползла к окну. Животное всѐ еще было там. Мяукая, оно опять начало двигаться по крыльцу. Она смотрела на него некоторое время, не испытывая никакого страха. Затем, не осознавая
95 того, что делает, она отложила в сторону ружьѐ и, обойдя кровать, направилась к кухне. Позади неѐ двигалась беспокойная пантера. Она взяла всѐ, что осталось от окорока и, вернувшись назад к окну, кинула его сквозь разбитое стекло. По другую сторону окна она услышала голодный рев, и что-то похожее на удивление передалось ей от пантеры. Потрясенная сделанным, она вернулась к кровати. Она слышала, как пантера рвѐт мясо.
100 Дом продолжал раскачиваться.
Когда она проснулась, она сразу же поняла, что всѐ изменилось. Дождь кончился.
По движениям дома она поняла, что он уже не раскачивается на воде. Открыв дверь, она увидела сквозь разорванную сетку совершенно другой мир. Дом стоял на своем прежнем месте на утѐсе. Внизу бурлила вода, но она уже не покрывала землю между
105 дубом и домом. Пантера ушла. Прыгнув с крыльца на дуб, она оставила на топкой земле неясные следы, которые уже начинали исчезать. На крыльце валялась обглоданная до белизны кость, оставшаяся от окорока. Используйте содержание рассказа «Подарок», помещенного на предыдущих страницах, для ответа на вопросы, которые следуют ниже. (Обратите внимание на цифры, которые даны слева от текста. Они обозначают номера строк и помогут вам найти ту часть текста, о которой говорится в вопросе.)
Вопрос 29: ПОДАРОК
Прочитайте разговор между двумя людьми, которые прочитали рассказ «Подарок»:
Приведите факты из рассказа, которыми участники разговора могли бы подтвердить свою точку зрения.
Первый участник разговора .................................................................................................
Второй участник разговора .................................................................................................
Какова ситуация, в которой находилась женщина в начале рассказа?
Она не ела несколько дней и слишком ослабела, чтобы покинуть дом.
Она защищает себя от дикого животного.
Ее дом со всех сторон окружен водой.
Разлившаяся река унесла ее дом.
Вот некоторые примеры того, как автор описывает пантеру в начале истории:
*… ее разбудил чей-то крик, он был такой тоскливый …* (строка 35)
*В ответ еще раз раздался крик, на этот раз менее пронзительный, но усталый.* (строки 45-46).
*… издалека она слышала их (пантер) тоскующие крики.* (строка 53)
Рассматривая все происшедшее в рассказе, объясните, почему автор выбирает именно такие описания, чтобы изобразить пантеру?
*Издавая скрипы и стоны, дом съехал …* (строка 27)
Что случилось с домом в этой части истории?
Он развалился.
Он поплыл.
Он врезался в дуб.
Он погрузился на дно реки.
Вопрос 33: ПОДАРОК
Основываясь на содержании рассказа, объясните, почему женщина накормила пантеру?
Вопрос 34: ПОДАРОК
Как вы думаете, является ли последнее предложение рассказа *Подарок* подходящим для него концом?
Обоснуйте свой ответ, показав свое понимание того, как последнее предложение может пояснить смысл всего рассказа.
На следующих двух страницах даны два текста. Текст 1 – отрывок из пьесы «Леокадия» Жана Ануя. В тексте 2 приведены описания театральных профессий.
Воспользуйтесь текстами при ответе на вопросы.
ТЕКСТ 1
АМАНДА И ГЕРЦОГИНЯКраткое содержание: Со дня смерти Леокадии Принц, любивший ее, был безутешен. Герцогиня, родная тетка Принца, увидела в магазине «Резеда» молодую продавщицу Аманду, которая была удивительно похожа на Леокадию. Герцогиня хочет, чтобы Аманда помогла ей освободить Принца от воспоминаний, которые его преследовали. Пересечение дорог в замковом парке, круглая скамья вокруг маленького обелиска … сумерки сгущаются…
АМАНДА
Я все еще не понимаю. Что я могу сделать для него, мадам? Я не могу поверить, что вы могли подумать … И почему я? Я не такая уж хорошенькая. Да, даже, если ктото был бы очень красивым – кто сможет, вот так, вдруг встать между ним и его воспоминаниями?
ГЕРЦОГИНЯ
Никто, кроме тебя.
АМАНДА, искренне удивляясь Меня?
ГЕРЦОГИНЯ
Мир глуп, дитя мое. Он видит только то, что выставлено напоказ: жесты, знаки, официальные любезности … вот почему тебе об этом никогда не говорили. Но мое сердце не обмануло меня – я почти расплакалась, когда увидела тебя впервые. Для тех, кто знал ее изнутри, а не то, как она выглядела на людях, ты - просто живое подобие Леокадии.
Тишина. Ночные птицы только что сменили дневных птиц. Парк полон теней и щебета птиц.
АМАНДА, очень мягко
Я на самом деле не уверена в том, что смогу, мадам. У меня ничего нет, я сама – ничто, а эти влюбленные … к тому же это моя фантазия, не так ли?
Она встала, как будто собираясь уходить, подняла свой маленький чемоданчик.
ГЕРЦОГИНЯ, тоже мягко, но очень устало
Конечно, милая. Я прошу прощения.
Она тоже встает, с трудом, словно старая женщина. Слышен звонок велосипеда в вечернем воздухе; она вздрагивает.
Послушай … это он! Просто покажись ему, прислонившись к обелиску, на том месте, где он впервые встретил ее. Позволь ему увидеть тебя, хотя бы раз, заставь закричать, проявить внезапный интерес, удивиться этому сходству, поддаться на эту уловку, о которой я честно расскажу ему завтра, и за что он возненавидит меня – сделай что-нибудь, иначе эта мертвая девушка отберет его у меня очень скоро, я знаю это… (она взяла девушку за руку). Ты ведь сделаешь это, не так ли? Я умоляю тебя, милая девушка. (Она посмотрела на девушку умоляюще и быстро добавила:) А вот отсюда ты тоже сможешь его увидеть. И … Я просто сгораю от стыда, говоря тебе это: «Жизнь – это сумасшествие». Это третий раз за шестьдесят лет и уже второй раз за последние десять минут, как я краснею от стыда. Ты увидишь его и … Если бы он когда-нибудь смог – почему не он, ведь он красив и очарователен, а вокруг много мужчин хуже его - если бы ему когда-нибудь повезло, ему и мне, оказаться на мгновенье твоей фантазией …Звонок прозвенел в темноте еще раз, но теперь уже совсем близко.
АМАНДА, шепотом
Что я должна ему сказать?
ГЕРЦОГИНЯ, сжимая ее руку
Скажи просто: «Простите сэр, Вы не скажите, как мне пройти к морю?»
Она поспешила скрыться в тени деревьев. Вовремя. Видны неясные очертания. Это Принц на своем велосипеде. Он проезжает очень близко от неясного очертания Аманды, стоящей около обелиска. Она тихо говорит.
АМАНДА
Простите, сэр …
Он останавливается, слезает с велосипеда, снимает шляпу и смотрит на нее.
ПРИНЦ Да, мисс?
АМАНДА Вы не скажите, как мне пройти к морю?
ПРИНЦ
Второй поворот налево, мисс.
Он кланяется, печально и учтиво, садится на велосипед и уезжает. Слышен звонок велосипеда вдали. Герцогиня выходит из тени, похожая на очень старую женщину.
АМАНДА, тихо, через некоторое время Он не узнал меня…
ГЕРЦОГИНЯ
Было темно … И потом, кто знает, как выглядит она в его воспоминаниях? (Она робко спрашивaет:) Последний поезд уже ушел. Не хотели ли бы вы провести в замке эту ночь?
АМАНДА, сдержанно
Да, мэм.
Полная темнота. Их обеих не видно в темноте, и только ветер свистит среди огромных деревьев в парке.
ЗАНАВЕС ОПУСКАЕТСЯ
ТЕКСТ 2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙАктер: играет роль какого-либо действующего лица на сцене.
Режиссер: ставит пьесу, прослеживает все стороны спектакля, следит за их выполнением. Он не только расставляет актеров на сцене, определяет их выходы и уходы со сцены, корректирует их игру, а также предлагает свою интерпретацию сценария.
Костюмер: по эскизам изготавливает костюмы.
Художник-дизайнер: создает эскизы костюмов и декораций по этим эскизам. Позднее по ним изготавливают костюмы и декорации необходимых размеров.
Ответственный за реквизит: подыскивает необходимый реквизит. Слово «реквизит» относится ко всему, что можно передвигать: кресла, письма, лампы, букеты цветов и т.д. Декорации и костюмы реквизитом не являются.
Звукорежиссер: отвечает за все звуковые эффекты во время представления. Во время спектакля он постоянно находится за звуковым пультом.
Осветитель: отвечает за освещение. Он также постоянно за пультом освещения во время спектакля. Освещение – это очень сложный процесс, и поэтому в хорошо оснащенном театре могут работать до десяти осветителей.
Вопрос 35: АМАНДА И ГЕРЦОГИНЯ
О чем этот фрагмент из пьесы?
Герцогиня придумывает уловку, которая …
заставит Принца навещать ее чаще.
заставит Принца наконец жениться.
позволит Аманде заставить Принца забыть о его горе.
заставит Аманду поселиться в замке вместе с ней.
Вопрос 36: АМАНДА И ГЕРЦОГИНЯ
В отрывке дополнительно к словам, которые произносят актеры, даны указания о том, как актерам следует играть свои роли, и что делать техническому персоналу.
Каким образом эти указания выделены в тексте?
Вопрос 37: АМАНДА И ГЕРЦОГИНЯ
В приведенной ниже таблице перечислен технический персонал, участвующий в постановке данного отрывка из пьесы. Заполните таблицу, выписав из Текста 1 одно из указаний по сцене, выполнение которого потребует участия каждого из этих специалистов.
В первом примере показано, как это нужно делать.
Специалисты театра | Указания по сцене |
Художник-дизайнер | Круглая скамья вокруг маленького обелиска |
Ответственный за реквизит |
|
Звукорежиссер |
|
Осветитель |
|
|
|
Вопрос 38: АМАНДА И ГЕРЦОГИНЯ
Режиссер расставляет актеров на сцене. На его диаграмме положение Аманды отмечено буквой «А», Герцогини буквой «Г».
Поставьте буквы «А» и «Г» на схеме, приведенной ниже, на тех местах, где примерно могли находиться Аманда и Герцогиня, когда появился Принц.
Вопрос 39: АМАНДА И ГЕРЦОГИНЯ
Ближе к концу этого фрагмента из пьесы Аманда сказала: «Он не узнал меня …».
Что это означает?
Что Принц не взглянул на Аманду.
Что Принц не понял, что Аманда была продавцом в магазине.
Что Принц не понял, что он уже встречал ее.
Что Принц не заметил, что Аманда похожа на Леокадию.
Промышленная компания КАНКО
Отдел кадров
центр внутренних и внешних кадровых перемещений (ЦВВКП) Что такое ЦВВКП?
ЦВВКП – это центр внутренних и внешних кадровых перемещений, созданный по инициативе отдела кадров компании. Часть сотрудников этого отдела работает совместно с представителями других отделов, а также с приглашенными консультантами по кадрам.
ЦВВКП помогает сотрудникам компании в поиске другой работы внутри или вне КАНКО.
Что делает ЦВВКП?
ЦВВКП помогает служащим компании, решившим сменить работу, с помощью:
Банка данных о наличии рабочих мест
После беседы со служащим все сведения о нем помещаются в банк данных, содержащий информацию о желающих найти работу и существующих вакансиях КАНКО или в других промышленных компаниях.
Оценки возможностей
Возможности сотрудника определяются в ходе бесед на профессиональные темы.
Курсов
Курсы, организованные совместно с отделом информации и подготовки кадров, обучают, как следует искать работу и планировать свою профессиональную деятельность. • Программ по переподготовке кадров
ЦВВКП координирует проекты, нацеленные на оказание помощи сотрудникам в овладении новой профессией.
Оказание посреднических услуг ЦВВКП выступает в качестве посредника для сотрудников, которым угрожает сокращение в результате реорганизации компании, и помогает им в поиске новой работы, если это необходимо. Сколько стоят услуги ЦВВКП?
Стоимость услуг определяется при согласовании с отделом, в котором вы работаете. Некоторые услуги центра бесплатны. Но вам могут предложить оплатить предоставляемые услуги или оказать определенную услугу самому центру.
Как работает ЦВВКП?
ЦВВКП помогает в поиске работы тем, кто всерьез задумывается о новой работе в этой компании или вне ее.
Работа с сотрудниками начинается с приема его заявления. Беседа с консультантом по кадрам может оказаться для обратившегося в центр полезным. Очевидно, что в первую очередь вам следует обсудить с консультантом ваши планы и потенциальные возможности профессионального роста.
Консультант имеет представление о ваших возможностях и кадровых изменениях в вашем отделе. В любом случае связаться с ЦВВКП можно через консультанта по кадрам. Он или она обрабатывают ваше заявление, после чего вас пригласят на собеседование с представителем центра.
Дополнительная информация Отдел кадров может предоставить вам дополнительную информацию о ЦВВКП.
Используя объявление отдела кадров на предыдущей странице, ответьте на вопросы.
Где, согласно объявлению, вы можете получить дополнительную информацию о ЦВВКП?
Вопрос 41: КАДРЫ
Перечислите два вида услуг, которые ЦВВКП предоставляет людям, которые могут потерять работу из-за реорганизации компании.
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
Новые технологии порождают необходимость создания новых норм
НАУКА идет впереди развития законодательства и этики. В 1945 году это привело к драматическим событиям, связанным с уничтожением жизни с помощью атомной бомбы, а сейчас это связано с созданием жизни с помощью технологий, позволяющих преодолеть бесплодие.
Многие из нас радовались вместе с семьей Браун из Англии, когда Луиза, первый ребенок из пробирки, появилась на свет. И мы восхищались появлением детей и в других беспрецедентных случаях, например, рождением здоровых малышей, которые были заморожены на стадии эмбрионов в ожидании подходящего момента для пересадки в организм матери.
Два замороженных эмбриона из Австралии породили море юридических и этических вопросов. Предполагалось пересадить эти эмбрионы в Эльзу Риос, жену Марио Риоса. Предыдущая пересадка оказалась неудачной, и Риосы решили еще раз попробовать стать родителями. Однако перед второй попыткой Риосы погибли в авиакатастрофе.
Что должны были сделать в австралийском госпитале с замороженными эмбрионами? Могли ли они их пересадить кому-нибудь еще? Было множество желающих. Имели ли эмбрионы право наследования немалого капитала Риосов? Следовало ли их уничтожить? Риосы, естественно, не оставили никаких предварительных распоряжений относительно будущего эмбрионов.
В Австралии была учреждена комиссия для изучения этой проблемы. На прошлой неделе комиссия опубликовала свой отчет. Члены комиссии решили, что эмбрионы должны быть разморожены, так как передача эмбрионов кому-либо требует согласия их производителей, а такого согласия не было дано. Комиссия также заявила, что эмбрионы в своем настоящем состоянии не являются живыми и не имеют соответствующих прав и, следовательно, могут быть уничтожены.
Члены комиссии осознавали, что они приняли решение, опираясь на весьма неопределенные юридические и этические нормы. Поэтому они потребовали, чтобы в течение трех месяцев было изучено общественное мнение о принятых ими рекомендациях. Если бы подавляющее большинство выступило против уничтожения эмбрионов, то комиссия пересмотрела бы свое решение
Сейчас супружеские пары, стоящие в очередь на искусственное оплодотворение в госпитале Королевы Виктории в Сиднее, должны указывать, что делать с эмбрионами в случае, если с ними что-то произойдет.
Это позволяет надеяться, что ситуация, подобная случаю с Риосами, не повторится. А как быть с другими сложными ситуациями? Недавно во Франции женщина вынуждена была обратиться в суд, чтобы получить разрешение на рождение ребенка, используя замороженную сперму своего скончавшегося мужа. Как следует поступить с ее просьбой? А как быть, если женщина, вынашивающая чужого ребенка, нарушает договор о вынашивании ребенка и отказывается отдать ребенка, которого она обещала родить для другой семьи?
Наше общество не сумело провести в жизнь законы, ограничивающие разрушительную силу атомной энергии. Мы пожинаем чудовищные плоды этого поражения. Но уже возможны различные злоупотребления ученых в области ускорения или торможения воспроизводства потомства. Этические и юридические границы должны быть установлены, пока мы не зашли слишком далеко.
Используя газетную редакционную статью «Новые технологии порождают необходимость создания новых норм», приведенную на предыдущей странице, ответьте на вопросы.
Вопрос 42: НОВЫЕ НОРМЫ
Подчеркните предложение, в котором говорится о том, что сделали австралийцы для решения вопроса о замороженных эмбрионах, принадлежащих погибшей в авиакатастрофе семье.
Вопрос 43: НОВЫЕ НОРМЫ
Приведите два примера из статьи, которые показывают, что современные технологии, например, пересадка замороженных эмбрионов, приводят к необходимости создания новых законов.
Примеры заданий по математике для 8 класса
ЯБЛОНИ
Фермер на садовом участке высаживает яблони в форме квадрата, как показано на рисунке. Для защиты яблонь от ветра он сажает по краям участка хвойные деревья.
Ниже на рисунке изображены схемы посадки яблонь и хвойных деревьев для нескольких значений n, где n – количество рядов высаженных яблонь. Эту последовательность можно продолжить для любого числа n.
Вопрос 44: ЯБЛОНИ
Заполните таблицу:
n | Количество яблонь | Количество хвойных деревьев |
1 | 1 | 8 |
2 | 4 |
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
Вопрос 45: ЯБЛОНИ
В рассмотренной выше последовательности количество посаженных яблонь и хвойных деревьев подсчитывается следующим образом:
количество яблонь = n2, количество хвойных деревьев = 8n , где n – число рядов высаженных яблонь.
Для какого значения n число яблонь будет равно числу посаженных вокруг них хвойных деревьев?
Запишите решение.
Вопрос 46: ЯБЛОНИ
Предположим, что фермер решил постепенно увеличивать число рядов яблонь на своем участке. Что при этом будет увеличиваться быстрее: количество высаживаемых яблонь или количество хвойных деревьев?
Запишите объяснение своего ответа.
ГРУППА ЗАДАНИЙ 2. ПЛОЩАДЬ КОНТИНЕНТА
Ниже изображена карта Антарктиды
.
Вопрос 47: ПЛОЩАДЬ КОНТИНЕНТА
Пользуясь масштабом данной карты, определите, чему примерно равна площадь Антарктиды.
Объясните, каким способом вы получили свою оценку площади континента, и приведите свои вычисления.
(Для получения ответа можно использовать данную карту, например, проводить на ней нужные вам линии и построения.)
На графике показано, как изменялась скорость гоночной машины, когда она проходила второй круг по трѐхкилометровой кольцевой трассе без подъѐмов и спусков.
Чему примерно равно расстояние от линии старта до начала самого длинного прямолинейного
Скорость Скорость гоночной машины на трассе длиной 3 км
(км/ч)
(при прохождении второго круга)
участка трассы?
0,5 км
1,5 км
2,3 км
2,6 км
В каком месте трассы скорость машины была наименьшей при прохождении второго круга?
На линии старта.
Примерно на отметке 0,8 км.
Примерно на отметке 1,3 км.
Примерно посередине трассы.
Вопрос 50: СКОРОСТЬ ГОНОЧНОЙ МАШИНЫ
Что можно сказать о скорости машины при прохождении трассы между отметками 2,6 км и 2,8 км?
Скорость машины оставалась постоянной.
Скорость машины увеличивалась.
Скорость машины уменьшалась.
По данному графику невозможно определить изменение скорости машины.
Ниже изображены пять различных по форме гоночных трасс:
По какой из этих трасс ехала гоночная машина, график скорости которой приведен ранее?
S - линия старта
Вопрос 52: ТРЕУГОЛЬНИКИ
Обведите букву, которой обозначена фигура, описание которой дается ниже.
Треугольник PQR прямоугольный с прямым углом R. Сторона RQ меньше стороны PR. M – середина стороны PQ и N – середина стороны QR. S – точка внутри данного треугольника. Отрезок MN больше отрезка MS.
ЖИЛОЙ ДОМ
На фотографии виден жилой дом, у которого крыша имеет форму пирамиды. Ниже изображена сделанная учащимся математическая модель крыши дома и указаны длины некоторых отрезков.
На данной модели пол у чердака дома – квадрат ABCD. Балки, на которые опирается крыша, являются сторонами бетонного блока, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда EFGHKLMN. E – середина ребра AT, F – середина BT, G - середина CT, H - середина DT. Все ребра пирамиды равны 12 м.
Вычислите площадь пола чердака - квадрата ABCD.
Площадь пола чердака - квадрата ABCD = ______________ м².
Найдите длину отрезка EF – горизонтальной стороны бетонного блока.
Длина отрезка EF = ____________ м.
Вопрос 55:
Обведите число, равное остатку от деления числа на
.
0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9
Вопрос 56:
Если дыня состоит на 95% из воды, то какова масса воды в дыне массой 6 кг?
0,3 кг
1,3 кг
5,6 кг
5,7 кг
Вопрос 57:
Сыну 5 лет, а отцу 27 лет. Через сколько лет отец будет в 3 раза старше сына?
Ответ: ___________________________
Примеры заданий по физике для 8 класса
Для перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое требуется, чтобы тело получало энергию извне или отдавало энергию окружающей среде.
На графике отражены результаты наблюдений за изменением температуры и агрегатного состояния двух кристаллических веществ М и N
Вопрос 58:
С помощью графика, приведённого на рисунке 1, определите, какой была температура вещества M в тот момент, когда начало плавиться вещество N.
1100 оС
800 оС
400 оС
100 оС
Примеры заданий по естествознанию для 8 класса
Большой Каньон
Большой Каньон находится в одной из пустынь США. Это очень большой и глубокий каньон, в котором много пластов горных пород. Когда-то давно движения земной коры подняли эти пласты наверх. Сейчас в некоторых местах глубина Большого Каньона достигает 1,6 км. По дну каньона протекает река Колорадо.
Посмотрите на фотографию Большого Каньона, сделанную со стороны его южного края. На склонах каньона можно разглядеть несколько различных пластов горных пород.
Вопрос 59:
Температура в Большом Каньоне колеблется от уровня ниже 0˚С Цельсия до плюс 40˚ C Цельсия и выше. Несмотря на то, что каньон расположен в пустыне, в трещинах горных пород иногда содержится вода. Как изменения температуры и наличие воды в трещинах способствуют более быстрому разрушению горных пород?
Замерзающая вода растворяет теплые горные породы.
Вода прочно соединяет горные породы между собой.
Лед полирует поверхность горных пород.
Замерзающая вода расширяется в трещинах горных пород
Вопрос 60:
В Большом Каньоне, в пласте Известняка A, содержится много окаменелых остатков организмов, таких как моллюски, рыбы, кораллы. Что происходило миллионы лет назад и что объясняет почему там оказались эти окаменелые остатки?
А. В древние времена на эту территорию морские продукты приносили люди.
Б. Океаны когда-то были более бурными, и гигантские волны выбрасывали морские организмы на сушу.
В. Океан в то время покрывал эту территорию, а позже он отступил.
Г. До того как перебраться в океан, некоторые морские организмы жили на суше.
Вопрос 61:
Ежегодно национальный парк Большой Каньон посещают около пяти миллионов туристов. Вызывает беспокойство вред, который наносят парку многочисленные посетители.
Можно ли получить ответы на следующие вопросы с помощью научных исследований? Обведите «Да» или «Нет» рядом с каждым вопросом.
Можно ли получить ответ на этот вопрос с помощью научного исследования? | Да или нет? |
Сколько вызывается эрозии при использовании пешеходных троп? | Да / Нет |
Осталась ли территория парка такой же живописной, как она была 100 лет назад? | Да / Нет |
Вопрос 62:
Насколько вы согласны со следующими высказываниями?
Отметьте только одну клетку в каждой строке.
Совершенно согласен Согласен Не согласен Совершенно
не согласен
Систематическое изучение окаменелых остатков является важным.
Действие по защите Национальных природных парков от наносимого им вреда
должны быть научно обоснованы.
Научное исследование геологических пластов пород является важным.
Прочитайте следующий отрывок из статьи об озоновом слое.
Атмосфера – океан воздуха и бесценный природный ресурс для поддержания жизни на Земле. К сожалению, человеческая деятельность, основанная на национальных и личных интересах, наносит вред этому общему ресурсу, что проявляется в истощении тонкого озонового слоя, который действует как защитный экран для жизни на Земле.
5 Молекулы озона состоят из трех атомов кислорода в отличие от молекул кислорода, которые состоят из двух атомов кислорода. Молекулы озона чрезвычайно редкие: их меньше, чем десять на каждый миллион молекул воздуха. Однако на протяжении почти миллиарда лет их присутствие в атмосфере играло решающую роль в сохранении жизни на Земле. В зависимости от того, где он находится, озон может или защищать,
10 или наносить вред жизни на Земле. Озон в тропосфере (на высоте до 10 км над земной поверхностью) – это «плохой» озон, который может нанести вред тканям легких и растениям. Но более 90 процентов озона, находящегося в стратосфере (на высоте от 10 до 40 км над земной поверхностью), является «хорошим» озоном, который, поглощая опасное ультрафиолетовое излучение Солнца, выполняет полезную работу.
15 Без этого полезного озонового слоя люди были бы более подвержены заболеваниям, возникающим вследствие облучения ультрафиолетовыми лучами Солнца. В последние десятилетия количество озона уменьшилось. В 1974 году была высказана гипотеза, что причиной этого может быть фреон (CFCs). До 1987 года научные исследования причинно-следственных связей не давали убедительных подтверждений о
20 причастности фреонов к разрушению озона. Однако в сентябре 1987 года официальные представители разных стран встретились в Монреале (Канада) и договорились ввести строгие ограничения на использование фреонов CFCs.
Вопрос 63: ОЗОН
В приведенном выше тексте ничего не говорится о том, как формируется озон в атмосфере. В действительности каждый день некоторое количество озона образуется, а некоторое исчезает. Способ образования озона показывается с помощью следующего комикса (смешного рассказа в рисунках).
Предположим, у вас есть дядюшка, который пытается понять, что изображено на рисунках. Однако он не получил в школе никакого естественнонаучного образования и не понимает объяснения автора рисунков. Он знает, что в атмосфере нет никаких маленьких человечков, но его интересует, что изображают маленькие человечки комикса, что означают эти странные надписи O2 и O3 и какой процесс представлен на рисунках. Он просит вас объяснить комикс. Предположим, что ваш дядюшка знает:
что O обозначение кислорода;
что такое атомы и молекулы.
Опишите для своего дяди, что показано на каждом рисунке комикса.
В своем объяснении используйте слова «атомы» и «молекулы», также, как они используются в строках 5 и 6.
Озон также образуется во время грозы. Он создает типичный запах после грозы. В строках текста 9-14 автор объясняет разницу между «плохим» и «хорошим» озоном.
Используя термины, приведенные в статье, ответьте на вопрос: каким является озон, образующийся во время грозы, - «хорошим» или «плохим»?
Выберите ответ и объяснение, которое подтверждается текстом.
Вопрос 65: ОЗОН
В строках 15-16 говорится: «Без этого полезного озонового слоя люди были бы более подвержены заболеваниям, возникающим вследствие облучения ультрафиолетовыми лучами Солнца».
Назовите одно из этих заболеваний, указав, что именно оно поражает.
В конце текста упоминается о международной конференции в Монреале. На этой конференции обсуждались многие вопросы, касающиеся возможного истощения озонового слоя. Два из этих вопросов приведены ниже в таблице.
Могут ли научные исследования дать ответ на приведенные ниже вопросы?
Обведите кружком «Да» или «Нет» в каждой строке.
Вопрос: | Можно ли найти ответ с помощью научных исследований? |
Могут ли сомнения ученых о влиянии фреонов на озоновый слой быть причиной пассивности властей? | Да / Нет |
Чему была бы равна концентрация фреонов в атмосфере в 2002 году, если бы в атмосферу попало то же количество фреонов, что и сейчас? | Да / Нет |
7