Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Татарская школа
имени В. А. Матросова
Монастырщинского района
Смоленской области
Рабочая программа
курса по выбору «Актуальные вопросы обществознания в 10 классе»
Количество часов по программе – 17
Срок реализации программы – 1-е полугодие
Учитель: Т. М. Довыденкова
д. Татарск
2023
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса выпускник научится:
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
выявлять особенности научного познания
характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
выделять критерии социальной стратификации;
выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
В результате изучения курса выпускник получит возможность научиться:
использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
характеризовать основные методы научного познания;
объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
Содержание учебного предмета
Тема 1. Человек как часть природы и общества
Человек как биосоциальное существо. Связь человека с природой. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.
Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.
Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.
Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.
Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.
Тема 2. Духовная сфера общества
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.
Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.
Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.
Тема 3. Социальная сфера общества
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.
Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 4. Проблемы современного общества
Этапы развития человеческого общества. Особенности современного развития общества, тенденции и перспективы развития России. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов 21 века.
Тема 9. Решение заданий различных типов
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы (раздела) | Кол-во часов |
1 | Глава 1. Человек как часть природы и общества | 2 |
2 | Глава 2. Социальная сфера жизни общества | 4 |
3 | Глава 3. Духовная сфера жизни общества | 6 |
4 | Глава 3 Проблемы современного общества | 3 |
5 | Итоговое повторение | 2 |
| Всего часов: | 17 |