МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Курской области
Управление образования администрации города Рыльска
МБОУ «Костровская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО на заседании УТВЕРЖДЕНО
педагогического совета Приказом №1-109 от 30.08.2024 г.
МБОУ «Костровская СОШ» Директор МБОУ «Костровская
Протокол №1 от 30.08. 2024 г. СОШ»
Рыльского района Курской области
Мешкова М.П
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по информатике
«Решения занимательных задач»
Базовый уровень
для обучающихся 7 класса
Кострова 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа элективного курса предназначена для обучающихся 7 классов
общеобразовательных учреждений и рассчитана на 34 часа.
Факультативный курс «Решение занимательных задач по информатике» предназначен для учащихся 7классаи нацелен на:
• развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их образного, алгоритмического и логического мышления;
• воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
• формирование обще учебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты.
Основная задача учебного процесса помочь учащимся осознать свои возможности и создать условия для их оптимального развития.
Программа факультативного курса по информатики «Решение занимательных задач по информатике» предназначена для обучающихся 7 класса и нацелена на развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их образного, алгоритмического и логического мышления.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения факультативного курса «Решение занимательных задач по информатике» необходимо решить следующие задачи:
• включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных обще учебных умений информационно-логического характера;
• научить школьников применять общенаучные методы поиска решения задач;
• выявить способных детей, создать условия для их творческих способностей, формировать потребность учащихся к саморазвитию;
• приобщить учащихся к научно – исследовательской деятельности;
• создать условия для овладения основными универсальными учебными умениями информационного характера;
• сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности;
• сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний;
• организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
• развитие математического мышления творческой активности учащихся;
• создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
• расширить изучение предмета информатика.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Табличный способ решения логических задач
Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.
2. Решение алгоритмических задач
Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях.
Решение задач в виртуальных лабораториях.
Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. Анимированное решение в редакторе презентаций.
3. Выявление закономерностей
Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков».
Работа в виртуальной лаборатории.
4. Решение логических задач путем рассуждений
Индукция. Дедукция.
Задачи о лжецах. Логические выводы.
5. Решение логических задач с использованием кругов Эйлера
Использование метода кругов Эйлера (диаграмм Эйлера–Венна) при решении задач. Решение задач с помощью кругов Эйлера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные образовательные результаты:
1. овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся современном информационном обществе;
2. широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания учебной деятельности и творчества;
3. готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического логического мышления;
4. готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
5. интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
6. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
7. основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
8. способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
9. готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
10. способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания;
11. ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
12. развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
13. способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Предметные образовательные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
1. формирование информационной и алгоритмической культуры;
2. формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
3. развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
4. формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
5. развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
6. формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
7. формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
8. формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
1. овладение основными обще учебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
2. овладение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка –осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
3. овладение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. овладение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
5. овладение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
6. овладение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Учебно-тематический план элективного учебного курса
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Табличный способ решения логических задач | 10 |
2 | Решение алгоритмических задач | 10 |
3 | Выявление закономерностей | 4 |
4 | Решение логических задач путем рассуждений | 4 |
5 | Решение логических задач с использованием кругов Эйлера | 4 |
6 | Подготовка итогового проекта и его защита | 2 |
Всего | | 34 |