СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электив по информатике "Занимательные задачи по информатике"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по информатике "Занимательные задачи".Учить школьников мыслить, рассуждать, делать выводы и сотрудничать.

Просмотр содержимого документа
«Электив по информатике "Занимательные задачи по информатике"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Курской области‌‌

Управление образования администрации города Рыльска‌

МБОУ «Костровская средняя общеобразовательная школа»



ПРИНЯТО на заседании УТВЕРЖДЕНО

педагогического совета Приказом №1-109 от 30.08.2024 г.

МБОУ «Костровская СОШ» Директор МБОУ «Костровская

Протокол №1 от 30.08. 2024 г. СОШ»

Рыльского района Курской области

Мешкова М.П





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по информатике

«Решения занимательных задач»

Базовый уровень

для обучающихся 7 класса













Кострова‌ 2024‌


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа элективного курса предназначена для обучающихся 7 классов

общеобразовательных учреждений и рассчитана на 34 часа.

Факультативный курс «Решение занимательных задач по информатике» предназначен для учащихся 7классаи нацелен на:

развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их образного, алгоритмического и логического мышления;

воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

формирование обще учебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты.

Основная задача учебного процесса помочь учащимся осознать свои возможности и создать условия для их оптимального развития.

Программа факультативного курса по информатики «Решение занимательных задач по информатике» предназначена для обучающихся 7 класса и нацелена на развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их образного, алгоритмического и логического мышления.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения факультативного курса «Решение занимательных задач по информатике» необходимо решить следующие задачи:

• включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных обще учебных умений информационно-логического характера;

• научить школьников применять общенаучные методы поиска решения задач;

• выявить способных детей, создать условия для их творческих способностей, формировать потребность учащихся к саморазвитию;

• приобщить учащихся к научно – исследовательской деятельности;

• создать условия для овладения основными универсальными учебными умениями информационного характера;

• сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности;

• сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний;

• организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

• развитие математического мышления творческой активности учащихся;

• создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

• расширить изучение предмета информатика.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Табличный способ решения логических задач

Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.

2. Решение алгоритмических задач

Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях.

Решение задач в виртуальных лабораториях.

Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. Анимированное решение в редакторе презентаций.

3. Выявление закономерностей

Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков».

Работа в виртуальной лаборатории.

4. Решение логических задач путем рассуждений

Индукция. Дедукция.

Задачи о лжецах. Логические выводы.

5. Решение логических задач с использованием кругов Эйлера

Использование метода кругов Эйлера (диаграмм Эйлера–Венна) при решении задач. Решение задач с помощью кругов Эйлера.













ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностные образовательные результаты:

1. овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся современном информационном обществе;

2. широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания учебной деятельности и творчества;

3. готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического логического мышления;

4. готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

5. интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

6. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

7. основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;

8. способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

9. готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

10. способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания;

11. ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

12. развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

13. способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Предметные образовательные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

1. формирование информационной и алгоритмической культуры;

2. формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

3. развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

4. формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

5. развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;

6. формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

7. формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

8. формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

1. овладение основными обще учебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;

2. овладение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка –осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

3. овладение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. овладение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

5. овладение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

6. овладение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Учебно-тематический план элективного учебного курса

№ п/п

Раздел

Количество часов


1

Табличный способ решения логических задач

10

2

Решение алгоритмических задач

10

3

Выявление закономерностей

4

4

Решение логических задач путем рассуждений

4

5

Решение логических задач с использованием кругов Эйлера

4

6

Подготовка итогового проекта и его защита

2

Всего


34