СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективное занятие по русскому языку (10 кл) Урок коллеги откорректирован для дистанционного занятия.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение слушания как активного мыслительного процесса, в результате которого создается свой оригинальный текст, содержание которого зависит от интеллекта личности

Просмотр содержимого документа
«Элективное занятие по русскому языку (10 кл) Урок коллеги откорректирован для дистанционного занятия.»

«АУДИРОВАНИЕ (СЛУШАНИЕ) КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Сегодня на конкретных примерах можно раскрыть значение слушания как активного мыслительного процесса, в результате которого создается свой оригинальный текст, содержание которого зависит от интеллекта личности.


  1. Все мы являемся читателями. Чтение – это смысловое восприятие письменного текста, результатом которого становится понимание. Это один из видов речевой деятельности

  2. На лекции студенты слушают и конспектируют текст. Лекция содержит еще три вида речевой деятельности: говорение, слушание и письмо

  3. Одним из важнейших видов речевой деятельности является слушание (аудирование). Не случайно уши расположены выше рта – сначала мы учимся слушать. Ребенок, который еще не умеет говорить, сначала активно воспринимает речь и звуки окружающего мира и только после пробует говорить.

Насколько внимательно человек умеет слушать . зависит уровень его интеллекта и развития. Проблема на уроке – неумение слушать. Причины невнимания: уровень интереса, отвлекающие факторы, разговор с окружающими и самим собой (думает о чем-то), желание высказаться, привычки и стереотипы.

Практическая работа.

Чтобы повысить внимание и проверить уровень его, выполните ряд упражнений.

  1. Прочитайте один раз фрагмент поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Сколько покупок сделал Ноздрев? Перечислите на память эти покупки. Для этого определите, как способ организации перечня автором помогает его запомнить.

«Ему (Ноздреву) на ярмарке посчастливилось напасть на простака и обыграть его, он накупал кучу всего, что прежде попадалось на глаза в лавках: хомутов, курительных смолок, ситцев, свечей, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупитчатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин, точильный инструмент, горшков, сапогов, фаянсовую посуду – насколько хватило денег».

Прочтите ряд слов : синева, гвоздь, ветер, утро, герань, даль, продукты, журнал, нездоровье, свет, кирпич, дрожь, шкаф.

Попробуйте повторить их.

На следующем этапе важно развивать логическое мышление и умение делать выводы.

С этой целью задания:

  1. Проанализируйте отрывок из поэмы Гоголя «Мертвые души». Вставьте пропущенные слова (глаголы), соответственно характеру текста, его жанровым и стилистическим особенностям

«Между тем псы (1) всевозможными голосами : один забросивши вверх голову (2) так протяжно и с таким старанием, как будто за это получал бог знает какое жалование; другой (3) наскоро как пономарь; промеж них (4) как почтовый звонок, неугомонный дискант, вероятно молодого щенка, и все это, наконец, (5), бас, может быть старик, наделенный дюжею собачьей натурой…»


1.брехали

2.выл, лаял

3.тявкал, отхватывал, частил

4.звенел

5.завершал


  1. Прочитайте фрагмент письма А.П. Чехов, где он высказывает свое отношение к садовым цветам георгинам. Постарайтесь понять, каково это отношение, и подберите соответствующие образные определения (эпитеты), которые могут быть использованы в данной ситуации для описания цветка.

«У вас 600 кустов георгин. На что Вам этот (), не вдохновенный цветок? У этого цветка наружность (), но содержания никакого. Так и хочется сбить тростью его (), но () головку».

холодный, убогий, яркий, броский, красивый, глупый


  1. писатели, ученые, общественные деятели. Сравните то, что у вас получилось, с тем, что предложено авторами? Что вам удалось спрогнозировать, предугадать? Что вызвало затруднения? Чем они вызваны?

  1. Берегитесь всего того, что не одобряется (совестью). Толстой Л.Н.

  2. Ум имей хоть маленький, да (свой). Горький А.М.

  3. Не слушайте никогда тех, кто говорит (плохо о других и хорошо о вас).

  4. Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей (которые умеют их читать)

  5. Ум – одежда, которая (с годами не изнашивается). Писарев Д.И.



Вывод: слушая, заучивая стихи, мы тренируем память. Люди чаще запоминают то, что связано с житейскими заботами, профессиональными интересами. Зубрежка – самый неэффективный способ запоминания. Возможности памяти значительно шире, чем это представляется.