ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55
ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.Ф. СИВКОВА»
г. ПЕРМИ
ПРИНЯТО Педагогическим советом МАОУ «СОШ № 55» г. Перми (протокол № 18 от 30.08.2024) | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МАОУ «СОШ № 55» г. Перми № 059-08/70-01-06/4-343 от 30.08.2024 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по биологии
«Некоторые вопросы общей биологии»
для 10 класса
Составитель: Тетюева Е.А., учитель биологии.
Пермь, 2024г.
Аннотация к рабочей программе по элективному курсу для 10 класса
Элективный курс «Некоторые вопросы по общей биологии» является предметом компонента ОУ, на реализацию которого отводится 16 часа (1 час в неделю). Изучение элективного курса поможет в выборе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Реализация программы осуществляется при использовании УМК Пономаревой И.Н. для 10 - 11 классов, (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2010г.).
Цели и задачи изучения курса:
Освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
Овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей; развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
Воспитание: убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Место курса в учебном плане.
Элективный курс «Основы общей биологии» является предметом компонента ОУ, на реализацию которого отводится 16 часов (1 час в неделю). В 10 классе мы продолжаем изучать предмет «Общей биологии», и я считаю целесообразным ведение данного курса. Содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Предлагаемая программа может изучаться как самостоятельный курс и проводиться параллельно с уроками общей биологии. Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.
В ходе реализации данной программы предусмотрены следующие виды контроля: самостоятельные и проверочные работы, тестирование, в том числе частичное включение контрольно-измерительных материалов выпускного экзамена в проверочные работы на протяжении всего школьного курса биологии. Преемственность предмета заключается в том, что в процессе занятий предполагается приобретение обучающимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам, опираясь на знания и умения, полученные при изучении биологии.
Требования к результатам обучения:
Программа обеспечивает достижение учениками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты обучения биологии:
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
• Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
• Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
• Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
• Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
• Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
• Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
• Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
• Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
• В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Познавательные УУД:
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
• Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
• Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Коммуникативные УУД:
• Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
• В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
• Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
• Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты обучения:
Предметные результаты обучения:
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
знать /понимать
• сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
• современную биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
• устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
• сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
• осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса, средства обучения.
Таблицы: портреты ученых биологов. Модель ДНК клетки. Модели-аппликации (для работы на магнитной доске) (генетика человека). Муляжи: результаты искусственного отбора на примере плодов культурных растений. Микропрепараты: набор микропрепаратов по общей биологии (базовый), набор микропрепаратов по разделу «Человек» (базовый). КиМ CD Основы общей биологии. DVD ВВС «Страны мира». DVD ВВС «Эволюция человека».
Учебно - тематичесий план.
№ п/п | Название темы | Кол- во часов |
1 | Тема 1. Биология как наука. Методы научного познания. | 1 |
2 | Тема 2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле | 4 |
3 | Тема 3. Систематика. Основные систематические группы живых организмов. | 2 |
4 | Тема 4. Многообразие живых организмов. | 6 |
5 | Тема 5. Современные экологические проблемы и пути их решения | 3 |
Структура и содержание учебного курса.
Тема 1. Биология - наука о живой природе. Методы научного познания (1 час)
Биология как наука. Методы изучения живых объектов. Сущность жизни и свойства живого. место предмета в системе естественных наук, методы исследования в биологии. Роль биологии в формировании научного мировоззрения.
Основные этапы развития биологии как науки, Вклад ученых в формировании естественнонаучной картины мира.
Тема 2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (4 часа)
Уровни организации живой материи. Давать определения терминам. Объяснять значение подразделение на различные уровни организации для развития
биологических наук. Сравнивать сущность процессов обмена веществ в неживой природе и метаболизм. Формулировать понятие «жизнь». Объяснять каким образом в водах первичного океана могли распределяться органич. молекулы, имеющие гидрофильные и гидрофобные свойства. Объяснять как происходил отбор коацерватов в «первичном бульоне», сущность гипотезы возникновения эукариот путем симбиогенеза. Современные представления о возникновении жизни. Химические предпосылки возникновении жизни на Земле. Начальные этапы биологической эволюции. Работа с контрольно-измерительными материалами.
Тема 3. Систематика. Основные систематические группы живых организмов (2ч).
Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность. Работа с контрольно-измерительными материалами.
Тема 4. Многообразие живых организмов (6 часов).
Вирусы. Особенности организации и жизнедеятельности вирусов. Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Грибы. Характерные признаки царства отличающие его от других царств (Прокариоты, Растения, Животные), его классификация, отделы (Настоящие грибы, Оомицеты, Лишайники) и особенности организации их основных представителей, роль в природе и жизни человека, в его хозяйственной деятельности Особенности лишайников как симбиотических организмов, их строение, питание, размножение, их роль в природе и практическое значение. Работа с контрольно-измерительными материалами.
Тема 5. Современные экологические проблемы и пути их решения (3 часа).
Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Работа с контрольно-измерительными материалами.
Календарно – тематическое планирование (16 часов).
№ | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика | Дата |
План | Факт |
| Тема 1. Биология - наука о живой природе. Методы научного познания – 1 ч |
1 | Биология и ёё методы. | Определять основные этапы научного исследования. Определять место предмета в системе естественных наук, методы исследования в биологии; Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, основные этапы развития биологии как науки, оценивать вклад ученых в формировании естественнонаучной картины мира. | | |
| Тема 2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле – 4 ч |
2 | Уровни организации живой материи. Современные представления о возникновении жизни | Давать определения терминам Объяснять значение подразделение на различные уровни организации для развития биологических наук Сравнивать сущность процессов обмена веществ в неживой природе и метаболизм Формулировать понятие «жизнь» Объяснять каким образом в водах первичного океана могли распределяться органич. молекулы, имеющие гидофильные и гидрофобные свойства. Объяснять как происходил отбор коацерватов в «первичном бульоне», сущность гипотезы возникновения эукариот путем симбиогенеза | | |
3 | Химические предпосылки возникновении жизни на Земле | | |
4 | Начальные этапы биологической эволюции | | |
5 | Работа с контрольно-измерительными материалами. | | |
| Тема 3. Систематика. Основные систематические группы живых организмов– 2 ч |
6 | Систематика. | Объяснять значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Назвать основные систематические единицы. Уметь определять место живых организмов в системе живого. | | |
7 | Работа с контрольно-измерительными материалами. | | |
| Тема 4. Многообразие живых организмов - 6 ч. |
8 | Вирусы. | Называть особенности строения вирусов, бактерий, грибов и лишайников. Характеризовать этапы проникновения вируса в клетку, пути предотвращения вирусных инфекций и мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ). Характеризовать роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека | | |
9 | Бактерии. | | |
10 | Грибы | | |
11 | Лишайники. | | |
12 | Работа с контрольно-измерительными материалами. | | |
13 | Работа с контрольно-измерительными материалами | | |
| Тема 5. Современные экологические проблемы и пути их решения – 3 ч |
14 | Природные ресурсы и их использование. | Объяснять круговорот веществ. Выделять виды природных ресурсов: исчерпаемые и неисчерпаемые. Характеризовать последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Анализировать и оценивать различные этические аспекты влияние человека на биосферу. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на растительный и животный мир, Объяснять перспективы рационального природопользования и охраны природы в Хакасии. | | |
15 | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. | | |
16 | Работа с контрольно-измерительными материалами. | | |
Приложение.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура); сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 2. допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок; 2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 2. или если правильно выполнил менее половины работы.
По окончании курса обучающийся получает зачет или незачет.
Учебно-методическое оснащение образовательного процесса.
-Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. «Биология : 10 класс : углубленный уровень : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». М., «Вентана-Граф», 2018 год.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология – в 3 томах» (Москва, «Мир», 1993 год)
- Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.:Дрофа, 2004;
- Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
- «Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2008 год.
Дополнительная литература для учителя и обучающихся
-Акимушкин И.И. Занимательная биология. М.: «Молодая гвардия», 1967 г.
-Болдырихина Е.А., Онищенко А.В. Биология. Экзамен на пять. Санкт-Петербург. «Виктория».2005 г.
-Буковский Е.М. Экологические олимпиады для учащихся 9-11 классов. М.: «АКТИ». 2005 г
-Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира. М.: «Просвещение», 1991 г.
-Высоцкая М.В. Биология. 10-11 классы. Рефераты. Волгоград. Учитель.2007 г.
-Зарудняя Т.В. Олимпиады по биологии. Волгоград. «Учитель – АСТ». 2005 г.
-Красновидова С.С., Павлов С.А. Дидактические материалы. 10-11. М.: «Просвещение»
-Петросова Р.А. Размножение организмов. М.: «Дрофа». 2003 г.
-Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. М.: «Просвещение», 1988 г.
-Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. «Дрофа». 2000 г.
-Электронное учебное издание. Биология 6-11 кл. Издательство «Учитель», 2008 г.
-Электронное учебное издание. Биология. 1С. Репетитор. Издательство «Учитель», 2006 г.
-Электронное учебное издание. Экология. Медиатека.
Интернет – ресурсы
http://www.rnacroevolution.narod.ru/ — Библиотека по проблемам эволюции
http://www.genoterra.ru — Сайт, посвященный генетике и биотехнологии
http://www.genetics.ru/ — Сайт, посвященный медицинской генетике http://www.ecoinform.ru/public/ — Экологическое информационное агентство
http://www.talkorigins.org - Вся правда о теории эволюции
http://www.ethology.ru/ — Сайт по этологии, науке о поведении животных
http://mglinets.narod.ru/ — Сайт по эмбриологии и генетике
http://johnhawks.net/weblog/fossils/ — Ископаемые останки древних людей