Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Юшинская основная школа
Сычёвского района Смоленской области
ПРИНЯТА: Педагогический совет № ____ от «____» _____________ 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ______________/Е.А.Трофимова/ Приказ № __от «___» ________2017 г. |
Рабочая программа
по элективному курсу
«Деловой русский язык»
(34 часа)
9 класс
Разработчик программы:
Красовская Надежда Георгиевна
учителя литературы
2017 - 2018
Юшино
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика учебного предмета
2. Планируемые результаты
3. Содержание учебного предмета (курса)
4. Тематическое планирование с указанием часов
5. Приложения
Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».
Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» разработана в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577);
Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Юшинской ОШ на 2017-2018 учебный год;
Учебного плана МКОУ Юшинской ООШ 2017-2018 учебный год.
1. Общая характеристика учебного предмета
Элективный курс «Деловой русский язык» направлен на формирование и развитие у будущего специалиста - участника профессионального общения - комплексной коммуникативной компетенции в деловом языке, представляющей совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в профессиональной, производственной и других сферах и ситуациях человеческой деятельности.
Компетенция специалиста в определенной области характеризуется не только профессиональными знаниями, навыками, умениями, но также и развитыми социально - коммуникативными и собственно-коммуникативными способностями, обеспечивающими креативный (творческий) уровень профессиональной деятельности.
Элективный курс русского языка 9 класса «Деловой русский язык» ставит своей целью попытку использовать возможности функционального аспекта изучения русского языка в формировании деловой речевой культуры обучающихся.
Задачи курса:
задать систему ориентиров в языковом деловом многообразии с тем, чтобы обучающийся мог определять границы своей деловой компетентции;
способствовать расширению делового речевого опыта;
способствовать овладению конкретным жанром деловой устной и письменной коммуникации;
дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
развитие и формирование готовности обучающихся к успешному, позитивному деловому общению;
формирование практических навыков успешного, эффективного делового речевого общения в важнейших жизненных ситуациях.
Курс состоит из 3 модулей, последовательность которых можно варьировать. Кроме того, при решении какой- либо конкретной задачи могут быть использованы сразу несколько модулей.
Темы, рассмотренные на курсе, с одной стороны примыкают к основному курсу, с другой - позволяют глубже познакомить учащихся с одним официально- деловым стилем русского языка, с формами деловой коммуникации, деловым этикетом, документацией как разновидностью письменной деловой речи и т. д.
Уровень рассматриваемых тем курса таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся. Темы подобраны так, что не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития.
При обсуждении теоретических вопросов (материалов введения и частично других разделов программы) используются лекционные приемы работы, метод беседы, организуются выступления учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.
Изучение языковых средств целесообразно связать с методами наблюдения и стилистического эксперимента, работой с текстами- образцами. Стилистический эксперимент реализуется в ряде приемов, предполагающих замену в тексте одних элементов другими, подстановку стилистически подходящих единиц или устранение неуместных слов и словосочетаний, развертывание и свертывание отдельных отрезков текста и т.п.
В практической работе над официально-деловым стилем для развития умений обучающихся по самостоятельному построению деловых текстов используются стилистический анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, моделирование (создание) текста. В процессе анализа выявляются основные стилистические черты, определяются языковые средства.
Моделирование помогает достижению конечной цели практической работы – формированию у обучающихся умения самостоятельно создавать деловые тексты различных жанров. Моделирование предполагает построение текстов по конкретным образцам и заданным характеристикам. При отборе дидактического материала необходимо руководствоваться принципом коммуникативной ценности.
Используются различные по назначению и характеру учебных действий задания и упражнения: аналитические, конструктивного характера, коммуникативные. Важное место занимает работа со словарями и справочниками.
Элективный курс русского языка 9 класса «Деловой русский язык» рассчитан на
34 часа (из расчёта 1 час в неделю).
2. Планируемые результаты
Личностными результатами освоения являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения являются:
Владение всеми видами речевой деятельности:
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
понимать назначение официально-делового стиля | находить в деловых бумагах стилистические ошибки, характерные для делового стиля, и исправлять их, т.е. владеть навыками стилистической правки текста |
усвоит понятия «подстили деловой речи», «жанры речевых произведений», «стилистическая норма», «регламентированность речи», «шаблон», «стандартизация текста» и другие | пользоваться справочной литературой в целях получения необходимой информации |
знать языковые средства, характерные для официально-делового стиля, уметь правильно их выбирать и употреблять при составлении деловых бумаг | активно владеть коммуникативно значимыми жанрами официально-делового стиля, т.е. уметь правильно составлять и оформлять характеристику, заявление, автобиографию, резюме, доверенность и другие деловые бумаги |
владеть стилистическими нормами, уметь оценивать деловой текст с точки зрения соблюдения в нем стилистических норм; | участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта |
понимать природу стилистических ошибок | писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры |
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета | анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата |
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала | оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления |
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка | опознавать различные выразительные средства языка |
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка | осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности |
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета | использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова |
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета | самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка | самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач |
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами | |
уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов | |
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение) | |
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи | |
3. Содержание учебного предмета (курса)
Официально-деловой стиль. Жанры деловой речи.
Официально-деловой стиль
Функциональные стили русского языка.
История официально-делового стиля.
Признаки официально – делового стиля.
Деловое общение и его особенности.
Разновидности официально – делового стиля, жанры, языковые особенности.
Официально-деловой стиль как язык документов.
Административно – канцелярский (деловой) стиль.
Деловые письма:
Этикет делового письма.
Ведение корреспонденции.
Стандартные выражения и формулы вежливости.
Виды деловых писем. Форма отправления.
Риторика – часть культуры делового общения.
Инициативные коммерческие письма ( письмо-запрос, письмо-предложение,
письмо - рекламация). Письмо-приглашение. Письмо-подтверждение. Письмо-извещение. Письмо-напоминание. Письмо-предупреждение. Письмо-отказ. Сопроводительное письмо. Гарантийное письмо.
Устное и письменное деловое общение.
Деловые бумаги. Разновидность документации в деловой письменной речи.
Устав. Положения. Постановление. Приказ. Распорядительные документы. Инструкция.
Объяснительная записка. Докладная записка. Служебная записка.
Акты и протоколы. Контракты. Расписка. Справка.
Заявка. Счёт. Отчёт.
Деловые бумаги: Доверенность. Заявление. Резюме. Апелляция. Автобиография. Анкета.
Нормы делового общения.
Письменная и устная деловая речь. Языковые аспекты официально-делового стиля.
Лексические нормы письменной и устной деловой речи:
Нормы и сублексикон устной деловой речи.
Рецептивная и продуктивная речь в устной форме.
Диалог и полилог в деловых ситуациях.
Книжная, профессиональная, межстилевая, незнаменательная лексика и терминология.
Фразеология деловой речи:
Правила употребления фразеологизмов.
Грамматические особенности письменной и устной деловой речи:
Формы кодифицированной письменной речи.
Деловая диалогическая речь.
Нарушение грамматических норм письменной и устной деловой речи.
Синтаксис письменной и устной деловой речи:
Синтаксическая организация письменной и устной деловой речи. Порядок слов.
Согласование подлежащего со сказуемым.
Употребление причастных и деепричастных оборотов.
Структура простого и сложного предложений.
Тематическое планирование с указанием часов
№ п\п | Тема курса | Кол-во часов |
1. | Введение. Цели и задачи, структура и содержание курса. | 1 |
2. | Официально-деловой стиль. Жанры деловой речи. | 12 |
3. | Устное и письменное деловое общение | 12 |
4. | Нормы делового общения. | 8 |
5. | Итоговое занятие. Повторение и обобщение изученного. | 1 |
| Итого | 34 ч |
Приложение 1
Календарно – тематическое планирование
элективного курса по русскому языку
«Деловой русский язык»
9 класс
№ п\п | Тема курса | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение. Цели и задачи, структура и содержание курса. | 1 | |
2. | Функциональные стили русского языка. Официально-деловой стиль. История официально – делового стиля. | 1 | |
3. | Признаки официально-делового стиля. Деловое общение и его особенности. | 1 | |
4. | Разновидности официально-делового стиля, жанры, языковые особенности | 1 | |
5. | Официально – деловой стиль как язык документов. Административно-канцелярский (деловой) стиль. | 1 | |
6. | Единая государственная система делопроизводства. | 1 | |
7. | Практическая работа (самостоятельное построение деловых текстов - анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, создание текста). | 1 | |
8. | Деловые письма. Этикет делового письма. Ведение корреспонденции. Стандартные выражения и формулы вежливости. Виды деловых писем. Форма отправления. Риторика — часть культуры делового общения. | 1 | |
9 | Инициативные коммерческие письма (письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация) | 1 | |
10 | Письмо-приглашение. Письмо-подтверждение. Письмо-извещение. Письмо-напоминание. Письмо-предупреждение. Письмо-отказ. Сопроводительное письмо. Гарантийное письмо | 1 | |
11. | Электронная почта. Факсимильная связь. Телетайп и телеграфная связь. | 1 | |
12. | Практическая работа (самостоятельное построение деловых текстов - анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, создание текста). | 1 | |
13. | Тестирование по разделу «Официально-деловой стиль. Жанры деловой речи». | 1 | |
14. | Деловые бумаги. Разновидность документации в деловой письменной речи | 1 | |
15 | Основные виды управленческих документов, правила оформления и составления. | 1 | |
16 | Устав. Положения. Постановление. Приказ. Распорядительные документы. Инструкция. | 1 | |
17. | Объяснительная записка. Докладная записка. Служебная записка. | 1 | |
18. | Акты. Протоколы. Контракты. Расписка. Справка. | 1 | |
19. | Заявка. Счёт. Отчет. | 1 | |
20. | Деловые бумаги: доверенность. Заявление. | 1 | |
21. | Резюме. Апелляция. | 1 | |
22. | Автобиография | 1 | |
23. | Анкета. Резюме. | 1 | |
24. | Практическая работа (самостоятельное построение деловых текстов - анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, создание текста). | 1 | |
25. | Тестирование по разделу «Устное и письменное деловое общение». | 1 | |
26. | Письменная и устная деловая речь. Языковые аспекты официально – делового стиля. | 1 | |
27. | Лексические нормы письменной и устной деловой речи: паронимы, плеоназм, тавтология. Речевая и коммуникативная компетенция. | 1 | |
28. | Нормы и сублексикон устной деловой речи. Рецептивная и продуктивная речь в устной форме. Диалог и полилог в деловых ситуациях. Книжная, профессиональная, межстилевая, незнаменательная лексика и терминология. | 1 | |
29. | Фразеология деловой речи. Правила употребления фразеологизмов. | 1 | |
30. | Грамматические особенности письменной и устной деловой речи. Формы кодифицированной письменной речи. Деловая диалогическая речь. Нарушение грамматических норм письменной и устной деловой речи. | 1 | |
31. | Синтаксис письменной и устной деловой речи: синтаксическая организация письменной и устной деловой речи. Порядок слов. Согласование подлежащего со сказуемым. Употребление причастных и деепричастных оборотов. Структура простого и сложного предложений. | 1 | |
32. | Практическая работа (самостоятельное построение деловых текстов - анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, создание текста). | 1 | |
33. | Тестирование по разделу «Нормы делового общения» | 1 | |
34. | Итоговое занятие. Повторение и обобщение изученного | 1 | |