СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный кур по русскому языку "Деловой русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса по русскому языку "Деловой русский язык"

Просмотр содержимого документа
«Элективный кур по русскому языку "Деловой русский язык"»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Юшинская основная школа

Сычёвского района Смоленской области



ПРИНЯТА:

Педагогический совет № ____

от «____» _____________ 2017 г.



УТВЕРЖДАЮ:

Директор ______________/Е.А.Трофимова/

Приказ № __от «___» ________2017 г.








Рабочая программа


по элективному курсу

«Деловой русский язык»

(34 часа)

9 класс







Разработчик программы:

Красовская Надежда Георгиевна

учителя литературы
















2017 - 2018

Юшино

СОДЕРЖАНИЕ


1. Общая характеристика учебного предмета

2. Планируемые результаты

3. Содержание учебного предмета (курса)

4. Тематическое планирование с указанием часов

5. Приложения














































Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012

N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».

Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» разработана в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577);

Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Юшинской ОШ на 2017-2018 учебный год;

Учебного плана МКОУ Юшинской ООШ 2017-2018 учебный год.

1. Общая характеристика учебного предмета

Элективный курс «Деловой русский язык» направлен на формирование и развитие у будущего специалиста - участника профессионального общения - комплексной коммуникативной компетенции в деловом языке, представляющей совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в профессиональной, производственной и других сферах и ситуациях человеческой деятельности.

Компетенция специалиста в определенной области характеризуется не только профессиональными знаниями, навыками, умениями, но также и развитыми социально - коммуникативными и собственно-коммуникативными способностями, обеспечивающими креативный (творческий) уровень профессиональной деятельности.

Элективный курс русского языка 9 класса «Деловой русский язык» ставит своей целью попытку использовать возможности функционального аспекта изучения русского языка в формировании деловой речевой культуры обучающихся.

Задачи курса:

  • задать систему ориентиров в языковом деловом многообразии с тем, чтобы обучающийся мог определять границы своей деловой компетентции;

  • способствовать расширению делового речевого опыта;

  • способствовать овладению конкретным жанром деловой устной и письменной коммуникации;

  • дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;

  • развитие и формирование готовности обучающихся к успешному, позитивному деловому общению;

  • формирование практических навыков успешного, эффективного делового речевого общения в важнейших жизненных ситуациях.

Курс состоит из 3 модулей, последовательность которых можно варьировать. Кроме того, при решении какой- либо конкретной задачи могут быть использованы сразу несколько модулей.

Темы, рассмотренные на курсе, с одной стороны примыкают к основному курсу, с другой - позволяют глубже познакомить учащихся с одним официально- деловым стилем русского языка, с формами деловой коммуникации, деловым этикетом, документацией как разновидностью письменной деловой речи и т. д.

Уровень рассматриваемых тем курса таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся. Темы подобраны так, что не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития.

При обсуждении теоретических вопросов (материалов введения и частично других разделов программы) используются лекционные приемы работы, метод беседы, организуются выступления учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.

Изучение языковых средств целесообразно связать с методами наблюдения и стилистического эксперимента, работой с текстами- образцами. Стилистический эксперимент реализуется в ряде приемов, предполагающих замену в тексте одних элементов другими, подстановку стилистически подходящих единиц или устранение неуместных слов и словосочетаний, развертывание и свертывание отдельных отрезков текста и т.п.

В практической работе над официально-деловым стилем для развития умений обучающихся по самостоятельному построению деловых текстов используются стилистический анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, моделирование (создание) текста. В процессе анализа выявляются основные стилистические черты, определяются языковые средства.

Моделирование помогает достижению конечной цели практической работы – формированию у обучающихся умения самостоятельно создавать деловые тексты различных жанров. Моделирование предполагает построение текстов по конкретным образцам и заданным характеристикам. При отборе дидактического материала необходимо руководствоваться принципом коммуникативной ценности.

Используются различные по назначению и характеру учебных действий задания и упражнения: аналитические, конструктивного характера, коммуникативные. Важное место занимает работа со словарями и справочниками.

Элективный курс русского языка 9 класса «Деловой русский язык» рассчитан на

34 часа (из расчёта 1 час в неделю).

2. Планируемые результаты

Личностными результатами освоения яв­ляются:

  • понимание русского языка как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа; определя­ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, твор­ческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка;

  • ува­жительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер­шенствованию;

  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грам­матических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к само­оценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения яв­ляются:

  1. Владение всеми видами речевой деятельности:

    • способность извлекать информацию из различных ис­точников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной лите­ратурой;

    • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

    • умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

    • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказыва­ния с точки зрения их содержания, стилистических особен­ностей и использованных языковых средств;

    • способность определять цели предстоящей учебной дея­тельности (индивидуальной и коллективной), последователь­ность действий, оценивать достигнутые результаты и адекват­но формулировать их в устной и письменной форме;

    • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

    • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

    • соблюдение в практике речевого общения основных ор­фоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюде­ние основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

    • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

    • способность оценивать свою речь с точки зрения её со­держания, языкового оформления; умение находить грамма­тические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совер­шенствовать и редактировать собственные тексты;

    • умение выступать перед аудиторией сверстников с не­большими сообщениями, докладами.

  2. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предме­там, применять полученные знания, умения и навыки анали­за языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

  3. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждени­ях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформаль­ного межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками ос­новной школы программы по русскому (родному) языку яв­ляются:

  1. усвоение основ научных знаний о родном языке; пони­мание взаимосвязи его уровней и единиц;

  2. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистиче­ский, официально-деловой стили, язык художественной лите­ратуры; жанры научного, публицистического, официально-де­лового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и осо­бенности употребления в речи;

  3. овладение основными стилистическими ресурсами лекси­ки и фразеологии русского языка, основными нормами русско­го литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грам­матическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  4. опознавание и анализ основных единиц языка, грамма­тических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  5. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.


Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

понимать назначение официально-делового стиля

находить в деловых бумагах стилистические ошибки, характерные для делового стиля, и исправлять их, т.е. владеть навыками стилистической правки текста

усвоит понятия «подстили деловой речи», «жанры речевых произведений», «стилистическая норма», «регламентированность речи», «шаблон», «стандартизация текста» и другие

пользоваться справочной литературой в целях получения необходимой информации

знать языковые средства, характерные для официально-делового стиля, уметь правильно их выбирать и употреблять при составлении деловых бумаг

активно владеть коммуникативно значимыми жанрами официально-делового стиля, т.е. уметь правильно составлять и оформлять характеристику, заявление, автобиографию, резюме, доверенность и другие деловые бумаги

владеть стилистическими нормами, уметь оценивать деловой текст с точки зрения соблюдения в нем стилистических норм;

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта

понимать природу стилистических ошибок

писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры

владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета

анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата

владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления

владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка

опознавать различные выразительные средства языка

адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности

участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета

использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова

создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами


уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

проводить морфемный и словообразовательный анализ слов


опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение)


соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи



3. Содержание учебного предмета (курса)


  1. Официально-деловой стиль. Жанры деловой речи.

  1. Официально-деловой стиль

  • Функциональные стили русского языка.

  • История официально-делового стиля.

  • Признаки официально – делового стиля.

  • Деловое общение и его особенности.

  • Разновидности официально – делового стиля, жанры, языковые особенности.

  1. Официально-деловой стиль как язык документов.

Административно – канцелярский (деловой) стиль.

  1. Деловые письма:

  • Этикет делового письма.

  • Ведение корреспонденции.

  • Стандартные выражения и формулы вежливости.

  • Виды деловых писем. Форма отправления.

  • Риторика – часть культуры делового общения.

  • Инициативные коммерческие письма ( письмо-запрос, письмо-предложение,

письмо - рекламация). Письмо-приглашение. Письмо-подтверждение. Письмо-извещение. Письмо-напоминание. Письмо-предупреждение. Письмо-отказ. Сопроводительное письмо. Гарантийное письмо.

  • Электронная почта. Факсимильная связь. Телетайп и телеграфная связь. 

  1. Устное и письменное деловое общение.

  1. Деловые бумаги. Разновидность документации в деловой письменной речи.

  • Основные виды управленческих документов, правила оформления и составления.

Устав. Положения. Постановление. Приказ. Распорядительные документы. Инструкция.

  • Объяснительная записка. Докладная записка. Служебная записка.

  • Акты и протоколы. Контракты. Расписка. Справка.

  • Заявка. Счёт. Отчёт.

  • Деловые бумаги: Доверенность. Заявление. Резюме. Апелляция. Автобиография. Анкета.

  1. Нормы делового общения.

  1. Письменная и устная деловая речь. Языковые аспекты официально-делового стиля.

  2. Лексические нормы письменной и устной деловой речи:

  • паронимы. Плеоназм. Тавтология.

  • Речевая и коммуникативная компетенция.

  1. Нормы и сублексикон  устной деловой речи.

  • Рецептивная и продуктивная речь в устной форме.

  • Диалог и полилог в деловых ситуациях.

  • Книжная, профессиональная, межстилевая, незнаменательная лексика и терминология.

  1. Фразеология деловой речи:

Правила употребления фразеологизмов.

  1. Грамматические особенности письменной и устной деловой речи:

  • Формы кодифицированной письменной речи.

  • Деловая диалогическая речь.

  • Нарушение грамматических норм письменной и устной деловой речи.

  1. Синтаксис письменной и устной деловой речи:

  • Синтаксическая организация письменной и устной деловой речи. Порядок слов.

  • Согласование подлежащего со сказуемым.

  • Употребление причастных и деепричастных оборотов.

  • Структура простого и сложного предложений.  

                                                               

  1. Тематическое планирование с указанием часов


п\п

Тема курса

Кол-во

часов

1.

Введение. Цели и задачи, структура и содержание курса.

1

2.

Официально-деловой стиль. Жанры деловой речи.

12

3.

Устное и письменное деловое общение

12

4.

Нормы делового общения.

8

5.

Итоговое занятие. Повторение и обобщение изученного.

1


Итого

34 ч

              

















Приложение 1


Календарно – тематическое планирование

элективного курса по русскому языку

«Деловой русский язык»

9 класс

п\п

Тема курса

Кол-во

часов

Дата

1

Введение.

Цели и задачи, структура и содержание курса.


1


2.

Функциональные стили русского языка. Официально-деловой стиль.

История официально – делового стиля.


1


3.

Признаки официально-делового стиля.

Деловое общение и его особенности.

1


4.

Разновидности официально-делового стиля, жанры, языковые особенности


1


5.

Официально – деловой стиль как язык документов. Административно-канцелярский (деловой) стиль.


1


6.

Единая государственная система делопроизводства.


1


7.

Практическая работа (самостоятельное построение деловых текстов - анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, создание текста).


1


8.

Деловые письма. Этикет делового письма.

Ведение корреспонденции.

Стандартные выражения и формулы вежливости. Виды деловых писем. Форма отправления.

Риторика — часть культуры делового общения.


1


9

Инициативные коммерческие письма (письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация)


1


10

Письмо-приглашение. Письмо-подтверждение. Письмо-извещение. Письмо-напоминание. Письмо-предупреждение. Письмо-отказ. Сопроводительное письмо. Гарантийное письмо


1


11.

Электронная почта. Факсимильная связь. Телетайп и телеграфная связь.


1


12.

Практическая работа (самостоятельное построение деловых текстов - анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, создание текста).

1


13.

Тестирование по разделу «Официально-деловой стиль. Жанры деловой речи».


1


14.

Деловые бумаги. Разновидность документации в деловой письменной речи


1


15

Основные виды управленческих документов, правила оформления и составления.


1


16

Устав. Положения. Постановление. Приказ. Распорядительные документы. Инструкция.


1


17.

Объяснительная записка. Докладная записка. Служебная записка.


1


18.

Акты. Протоколы. Контракты. Расписка. Справка.


1


19.

Заявка. Счёт. Отчет.


1


20.

Деловые бумаги: доверенность. Заявление.


1


21.

Резюме. Апелляция.


1


22.

Автобиография


1


23.

Анкета. Резюме.


1


24.

Практическая работа (самостоятельное построение деловых текстов - анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, создание текста).


1


25.

Тестирование по разделу «Устное и письменное деловое общение».


1


26.

Письменная и устная деловая речь.

Языковые аспекты официально – делового стиля.


1


27.

Лексические нормы письменной и устной деловой речи: паронимы, плеоназм, тавтология.

Речевая и коммуникативная компетенция.


1


28.

Нормы и сублексикон устной деловой речи.

Рецептивная и продуктивная речь в устной форме.

Диалог и полилог в деловых ситуациях.

Книжная, профессиональная, межстилевая, незнаменательная лексика и терминология.


1


29.

Фразеология деловой речи. Правила употребления фразеологизмов.



1


30.

Грамматические особенности письменной и устной деловой речи. Формы кодифицированной письменной речи. Деловая диалогическая речь.

Нарушение грамматических норм письменной и устной деловой речи.


1


31.

Синтаксис письменной и устной деловой речи: синтаксическая организация письменной и устной деловой речи. Порядок слов.

Согласование подлежащего со сказуемым.

Употребление причастных и деепричастных оборотов.

Структура простого и сложного предложений.


1


32.

Практическая работа (самостоятельное построение деловых текстов - анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, создание текста).


1


33.

Тестирование по разделу «Нормы делового общения»


1


34.

Итоговое занятие.

Повторение и обобщение изученного


1