СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс: "Формирование языковых компетентностей в подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Теория и практика. "

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений воспитанник получал в результате практической деятельности. Практические занятия -анализ текстов, работа со схемами, составление плана, написание сочинений, работа с дополнительными источниками будет способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка. 

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс: "Формирование языковых компетентностей в подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Теория и практика. "»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности Русский язык для 11 класса разработана на основе нормативно-правовых документов:



  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».

  3. Приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования».

  4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»).

  6. Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению федеральных основных общеобразовательных программ».

  7. Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023 № 03-68 «О направлении информации» (вместе с «Информацией о введении федеральных основных общеобразовательных программ»).

  8. Письмо Минпросвещения России от 17.11.2022 № 03-1889 «О направлении информации» (вместе с «Информационно-разъяснительным письмом об основных изменениях, внесенных в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, и организации работы по его введению»).

  9. Устав МАОУ «СОШ №26».

  10. ООП МАОУ «СОШ №26».

  11. Рабочая программа воспитания МАОУ «СОШ № 26».





Элективный курс используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса   при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий  на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы  целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной  практике нормативную устную и письменную речь.

ЦЕЛИ: освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни.

Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.

ЗАДАЧИ:

  • изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

  • совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

  • совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.

Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:

  • умение оценивать речь с точки зрения языковых норм  русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

  • умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

  • умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

  • умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

  • умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  • умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

  • умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

  • умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно- диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 60 часов учебного времени (из расчета 2 учебных часа в неделю). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом ОО.

Методическое обеспечение программы.

Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений воспитанник получал в результате практической деятельности. Практические занятия - анализ текстов, работа со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными

источниками, поиск и отбор материала, подготовка докладов и сообщений, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка,


Использование информационных технологий в профессиональной деятельности:

компьютер, программное обеспечение общего и профессионального назначения.


Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 11 классе; Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 11 классе; Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ // Режим доступа: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory

2. Методические материалы для председателей и членов РПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ 2023 /Под редакцией И.П. Цыбулько. М., 2023 // Режим доступа: https://fipi.ru/ege/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-r



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических  и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика,  устаревшие и новые слова. Фразеологизмы.  Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма.  Способы словообразования.  Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.  

Предложение.  Порядок слов в предложении. Виды предложений.  Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами.  Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную.  Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи  пунктуации. Пунктуация в простом  предложении: знаки препинания в предложениях  с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении,  в сложноподчинённом предложении;  знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст: структура, языковое оформление.  Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы.  Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем  экзаменационных работ  предыдущих лет.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке  позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты. Фоновое оформление работы.  Фактические ошибки, их предупреждение.

Этическая норма.

Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов. Обобщающее повторение.







Планируемые результаты освоения учебного предмета .

Личностные результаты:

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;

  • эстетическое отношение к миру;

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • использовать в речи типы вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования выразительных средств;

  • оформлять высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.



Реализация воспитательного потенциала урока:

  1. Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  2. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  3. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  4. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  5. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

  6. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  7. Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  8. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

  9. Выявление наиболее способных обучающихся и привлечение их для проведения предметных недель, участия в предметных олимпиадах и конкурсах, с целью стимулирования углубленного изучения предмета.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

П/П

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

(по плану)

Дата проведения

(по факту)

Требования к уровню подготовки учащихся

1

Введение. Цели и задачи курса. Знакомство с  демоверсией.

1

23.09


Знать структуру и содержание ЕГЭ по русскому языку, спецификацию,  правила  заполнения бланков ответов.

Уметь ориентироваться в тестовом задании, заполнять бланки ответов.

2

Орфоэпия. Орфоэпические нормы. ЕГЭ  4

1

30.09


Знать основные тенденции постановки ударения в различных частях речи (в прилагательных, глаголах, причастиях, формах И.п., Р.п. мн. числа имен существительных).

Уметь ставить ударение в наиболее часто встречающихся словах, работать с орфоэпическим словарем.

3,4

Лексика.   Лексические нормы.   Слова – паронимы. ЕГЭ  5

2

07.10


Знать определения понятий.

Уметь определять лексическое значение слова, находить в тексте синонимы, антонимы, паронимы, стилистически окрашенную лексику (разговорную, книжную), лексику ограниченной сферы употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, просторечную лексику), работать с толковы словарем, словарями синонимов, антонимов, паронимов.

5,6

Лексические выразительные средства. Тропы. ЕГЭ  26

2

14.10


Знать лексические средства выразительности: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, эпитет, фразеологизм.

Уметь находить тропы в тексте.

7,8

 Синтаксические средства выразительности. ЕГЭ  26

2

21.10


 Знать  синтаксические средства выразительности.

Уметь находить   синтаксические средства в тексте

9,10

Изобразительно-выразительные средства языка. ЕГЭ 26

2

28.10


Знать лексические и синтаксические средства выразительности. Уметь находить   синтаксические и лексические средства в тексте

11,12

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. ЕГЭ 14

2

04.11


Знать определение частей речи, их морфологические признаки. Уметь определять принадлежность слова к части речи.

13,14

Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. ЕГЭ  7

2

18.11


Знать трудные случаи образования форм слова: И.п, Р.п. мн. числа имен существительных, формы количественных числительных, степеней сравнения имен прилагательных, повелительного наклонения глаголов. Уметь определять ошибочное образование формы слова.

15,16

Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.

ЕГЭ  8

2

25.11


Знать распространенные грамматические ошибки, связанные с  нарушением синтаксических норм.

Уметь находить предложения  с  нарушением 10синтаксических норм.

17,18

Синтаксис. Предложение. Простое, осложненное, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций.

 ЕГЭ  16

2

02.12


Знать виды предложений по цели высказывания, по интонации, по количеству ГО, по характеру основы, по наличию второстепенных членов, структурно необходимых элементов, по степени осложнения, типы сложных предложений.

Уметь характеризовать предложение, находить предложения указанной характеристики в тексте, производить синонимическую замену СПП с придаточным определительным на простое предложение с причастным оборотом.

19,20

Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. ЕГЭ  26

2

09.12


Знать синтаксические выразительные средства, стилистические фигуры. Уметь находить синтаксические выразительные средства, стилистические фигуры в тексте.

21,22

Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении,  осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами. ЕГЭ  17, 18

2

16.12


Знать правила постановки знаков препинания в простом предложении,  осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами. Уметь определять условия постановки знаков препинания в простом предложении,  осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами.

23,24

Пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. ЕГЭ 19

2

23.12


Знать, что такое сложносочиненное предложение, правила постановки знаков препинания в нем.

Уметь определять условия постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.

25,26

Пунктуация. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

 ЕГЭ 21

2

13.01


Знать, что такое бессоюзное предложение, правила постановки знаков препинания в нем.

Уметь определять условия постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

27,28

Пунктуация. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. ЕГЭ  20

2

20.01


Знать, что такое сложноподчиненное предложение, правила постановки знаков препинания в нем. Уметь определять условия постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении.

29,30

Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.

2

27.01


Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи.

Уметь определять условия постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи.

31

Тестирование.

1

03.02


Уметь выполнять задания, применять знания при тестировании.

32,33

Текст. Выделение основной и дополнительной информации в тексте.  Способы и средства связи предложений в тексте. ЕГЭ   1-3 22-25

2

03.02

10.02


Знать, что такое текст, основные способы и средства связи предложений в тексте: лексический повтор, местоимения, союзы, контекстные синонимы.

Уметь выделять основную информацию в тексте, определять средства связи предложений в тексте.

34,35

Текст. Стили и типы речи. Задания ЕГЭ 23

2

17.02


Знать стили речи: научный, публицистический, официально-деловой, художественный, разговорный; типы речи: повествование, описание, рассуждение. Уметь определять принадлежность текста к стилю и типу речи.

36,37

Композиция сочинения. Критерии оценивания задания 27

2

24.02


Уметь строить сочинение-рассуждение по стандартной трёхчастной схеме: вступление – основная часть – заключение.

38,39

Виды вступлений к сочинению

Работа с текстами задания 27

2

02.03


Знать виды вступлений к сочинению и уметь использовать эти знания при написании сочинения- рассуждения

40,41

Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы.

2

09.03


Знать, как писать сочинение, раскрывая его проблему.

Уметь формулировать проблему текста

42,43

Комментарий к сформулированной проблеме, связь примеров. Позиция автора

2

16.03


Знать об основных требованиях к сочинениям.

Уметь  комментировать сформулированную проблему

44,45

Обоснование собственного мнения по проблеме. Способы обоснования собственного мнения

2

23.03


Уметь увидеть в тексте сформулированную автором позицию

46,47

 Типы аргументов. Создание банка данных аргументов

2

06.04


Знать, как писать сочинение, раскрывая свою собственную позицию  и своё мнение в сочинении.

48,49

Виды заключений к сочинению

2

13.04


Знать типы аргументов.

Уметь аргументировать собственное мнение.

50,51

 Речевое оформление сочинения

2

20.04


Знать, как писать сочинение, раскрывая свою собственную позицию  и своё мнение в сочинении. Уметь правильно подбирать аргументы к проблеме

52,53

Написание сочинения-рассуждения

Анализ (самоанализ)  сочинения-рассуждения

2

27.04


Знать, как писать сочинение, раскрывая свою собственную позицию  и своё мнение в сочинении.

Уметь правильно подбирать аргументы к проблеме

54,55

Орфографические нормы: безударные гласные в корнях слов-проверяемые, непроверяемые, чередующиеся

2

04.05


Знать виды безударных гласных: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся. Уметь подбирать проверочные слова. Знать признаки иноязычных, заимствованных слов

56,57

Орфографические нормы: правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, причастий, наречий.

2

11.05


Знать правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, причастий, наречий. Уметь определять суффиксы в словах разных частей речи.

58,59

Орфографические нормы: правописание приставок. Неизменяемые, изменяемые, на З и С, НЕ и НИ

2

18.05


Знать правописание приставок. Уметь определять приставки: неизменяемые, изменяемые, на З и С, Не и Ни

60,61

Комплексный анализ текста

2

25.05


Уметь работать с текстами КИМов



Список литературы:


  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД

  2. «Русское слово– РС», 2020.

  3. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2022.

  4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс - М.: ТП Сфера, 2020.

  5. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.

  6. Д. Архарова, Т. Долинина, А. Чудинов. «Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задание 27). М., 2019.

  7. Беляева Н.В., Новикова Л.В. и др. Итоговое сочинение. Допуск к ЕГЭ. От выбора темы к оцениванию по критериям, - М., 2020

  8. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. М.: Айрис-пресс, 2019.

  9. Егораева Г.Т. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С). М. «Экзамен», 2019.

  10. Г.Т. Егораева. Русский язык. ЕГЭ. ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ. М., 2021.

  11. «ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к написанию сочинения)» / Г.Т. Егораева. – М., 2019.

  12. «ЕГЭ. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами» / Г.Т. Егораева. – М., 2020.

  13. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе от экспертов в области подготовки к ЕГЭ Н.А. Сениной, А.Г. Нарушевича и И.С. Нарушевич. Издательство «Легион» Русский язык. Литература, 2021

  14. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2023 году единого государственного экзамена по русскому языку. (Электронный ресурс). - Электрон. текст дан. - Москва: ФИПИ, 2023.

  15. Максимович Т.И., Пугачев И.А. Русский язык: Выполнение задания 27 ЕГЭ. М.: «Астрель», 2022.

  16. Русский язык. ЕГЭ. Материалы для экспертов. ФИПИ. М., 2021, 2022.

  17. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинения на ЕГЭ. Ростов-на-Дону.: Легион-М, 2021

  18. Серафимова В.Д. Практические материалы для подготовки к сочинениям, выпускным и вступительным экзаменам. Русские писатели XX и XXI веков.- //АСТ, Астрель, Москва, 2008

  19. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение» ООО «Издательство Астрель», 2021.

  20. Трошева Т.Б. Русский язык: ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Пермь, 2015.

  21. Чумакевич Э.В. «Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы». М., 2011.

  22. Шклярова Т.В., Русский язык. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. Готовимся к ЕГЭ. – М.: Грамотей,2022.

  23. ЕГЭ 2023  Русский язык. Тренировочные задания /И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова, - М .:Эксмо, 2021.

  24. ЕГЭ 2022 Русский язык. Репетитор/И.П.Цыбулько, С.И.Львова.-М.:Эксмо, 2021.

  25. ЕГЭ 2021. Русский язык. Сборник  заданий/И.П.Цыбулько,  .И.Львова.-М.:Эксмо, 2020.

  26. Бисеров А.Ю.ЕГЭ 2019.Русский язык. Тематические тренировочные задания.-М.:Эксмо, 2019.

  27. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983.

  28. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Айрис-пресс, 1999.

  29. Смирнова М.М. Русский язык и культура речи: комплексный анализ текста. Методические рекомендации по проведению устного и письменного экзамена по русскому языку и культуре речи. Интернет, 2004

  30. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2021

  31. Казбек-Казиева М.М. Тренировочная тетрадь «Шаг за шагом к ЕГЭ». Изд-во «ВАКО» 2020

  32. Сенина Н.А. Подготовка к ЕГЭ Тематические тесты. Модели сочинений. Изд-во «Легион» Ростов-на-Дону 2019


Интернет-ресурсы:

http://4ege.ru/

http://www.fipi.ru/

http://fipi.ru/ege-i-gve-11/normativno-pravovye-dokumenty (Обязательное знание нормативной и правовой документации по сдаче ЕГЭ)

http://www.ege.edu.ru/ru/classes-11/egerus/ (тестовый режим подготовки)

http://sochinenie11.ru/o/140-2-knigi-po-podgotovke-k-itogovomu-sochineniyu.html;

https://rus-ege.sdamgia.ru/

http://russkiy-na-5.ru/

http://sochinenie.wikivote.ru;

https://mogu-pisat.ru/spravochnik/nachalo/?clear_cache=Y?ELEMENT_ID=181332

http://www.ege.edu.ru

http://reshuege.ru/

http://www.yaklass.ru

Игровое приложение к игре «Castle Quiz – ЕГЭ битва» https://clevver.meil

http://www.prosa.ru