Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аларская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель МО : Зам.директора по УВР : Директор школы:
Махачкеева Е.Д. Дабанова Л.Г. Дарханова Е.О.
Протокол №1 от 20.08.22 г от 01.09. 2022г от 01.09.2022г
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
« ГРАФИКИ ВОКРУГ НАС ( ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГРАФИКОВ ФУНКЦИЙ)»
8 КЛАСС
Автор: Бухаева Людмила Николаевна
Учитель математики
2022 г.
Пояснительная записка
Мы часто встречаемся на практике с зависимостями между различными величинами не только в математике, но и в других сферах деятельности. С помощью графиков наиболее естественно отражаются функциональные зависимости одних величин от других.
Геометрические преобразования графиков ,построение кусочно-заданной функции, графики, содержащие переменную под знаком модуля позволяют передать красоту математики.
Курс « Графики и геометрические преобразования графиков функций », позволит углубить знания учащихся по построению графиков линейной , квадратичной функции, а так же раскроет перед ними новые знания о геометрических преобразованиях графиков, выходящие за рамки школьной программы.
Цель: создание учащимся условий для обоснованного выбора профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в усвоении математического материала на основе расширения представлений о графиках основных функций.
Задачи:
--- закрепление основ знаний о построении графиков функций
--- формирование умений по построению графиков с модулем
---- вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную , проектную деятельность как фактор личностного развития.
Курс предназначен для учащихся 8 класса средних общеобразовательных учреждений, реализующих предпрофильную подготовку, рассчитан на 9 часов.
Включённый в программу материал представляет познавательный интерес для учащихся и может применяться для разных групп школьников вследствие своей обобщённости и практической направленности. Развёртывание учебного материала чётко структурировано и соответствует задачам курса.
Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов производится на каждом занятии, благодаря использовании практикумов , самостоятельных работ, тестов, консультаций.
Формой итоговой отчётности учащихся являются проекты «Графики и геометрические преобразования графиков функции ».
Требования к усвоению курса:
Учащиеся должны знать:
--- метод геометрических преобразований.
Учащиеся должны уметь:
--- применять метод геометрических преобразований на примере графиков линейной функции и обратной пропорциональности;
--- строить графики, содержащие модуль;
--- стоить графики линейного сплайна.
Тематическое планирование учебного материала
Тема | Кол-во часов | Технология реализации |
Проверка владения базовыми умениями. Постановка задач курса. Графики вокруг нас. | 1 | Беседа, тестирование. |
Геометрические преобразования графиков функций. | 3 | Лекции, практикум, тестирование. |
Построение графиков, содержащих модуль на основе геометрических преобразований. | 1 | Практикум, тестирование. |
Графики кусочно-заданных функций | 1 | практикум |
Построение линейного сплайна | 1 | Лекции,практикум. |
Презентации проекта « Графики и геометрические преобразования графиков функций » | 1,5 | Семинар |
Итоговое тестирование | 0,5 | тестирование |
Занятие 1
Графики вокруг нас (1 час)
Цель: проверка владения базовыми умениями, постановка задач курса.
1). Вводная беседа
2). Входной тест с выбором ответов.
Занятие 2.
Геометрические преобразования графиков функций (3 часа)
Цель: раскрыть возможности простейших преобразований для построения довольно сложных графиков.
1). Правила построения графиков:
1-получение графика параллельным переносом,
2-растяжением графика вдоль оси ОУ,
3-симметричным отображением относительно оси ОХ,
4-симметричным отображением графика относительно оси ОУ,
5-параллельным переносом графика квадратичной функции в отрицательном направлении оси ОХ при с большим 0 и положительным направлении при с меньшим 0.
2) Задачи для самостоятельной работы.
3). Тест «Геометрические преобразования графиков».
Занятие 3.
Построение графиков, содержащих модуль на основе геометрических преобразований(1час).
Цель: закрепить знания о геометрических преобразованиях, научить применять их к построению графиков с модулем.
1). Правила построения графиков:
6-график функции /y=f(x)/ получается из графика y=f(x)следующим образом:
Часть графика, лежащая над осью ОХ сохраняется, часть его, лежащая под осью ОХ отображается симметрично оси ОХ.
2) Самостоятельная работа.
3) 7- график функции /y=f(x)/ получается из графика y=f(x)следующим образом:
При х большем или равным 0 график y=f(x) сохраняется и эта же часть графика симметрично отображается относительно оси ОУ.
4). Самостоятельная работа.
5) 8- график зависимости/y/=f(x) получается из графика y=f(x), если все точки , для которых f(x) больше или равен 0 сохраняются и они же переносятся симметрично, относительно оси абсцисс.
6). Самостоятельная работа.
Занятие 4.
Графики кусочно-заданных функций (1час).
Цель: закрепить умения строить графики кусочно-элементарных функций, понять необходимость их применения.
1). Объяснение учителя о разрывных процессах.
2) Понятие кусочно-элементарных функций.
3) Практическая работа. Построение кусочно-элементарных функций.
Занятие5
Метод линейного сплайна (1час).
Цель: освоить метод линейного сплайна для построения графиков, содержащих модуль, научить применять его в простых ситуациях.
1). Понятие линейного сплайна. Непрерывная линейная функция называется линейным сплайном
2) Примеры. Построения.
3) Выполнение соответствующих заданий.
Занятие 6
Презентация проектов (2 часа)
Цель: вовлечь учащихся в творческую коммуникативную деятельность.
1) Разминка
2) Презентация проектов учащихся.
3) Итоговый тест.
Литература.
Факультативный курс по математике. 7-9 класс. Учебное пособие для средней школы.-М.: Просвещение, 2001г
Журнал « Математика в школе»№10, 2003.
ВиленкинН.Я. Функции в природе и технике-М. Просвещение. 1998г