Пояснительная записка
Примерная программа для учащихся 10-11 класса элективного курса «Клетки и ткани» полностью соответствует авторской программе «Клетки и ткани» д-ра биологических наук, профессора кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургского государственного университета Д.К.Обухова и заведующей кабинетом биологии Псковского областного ИПКРО В.Н.Кириленковой.
Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10-11-х классов средних школ универсального и естественнонаучного профиля.
Программа рассчитана на 2 части курса:
Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.
Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов увлекающихся цитологией и гистологией.
Изменения, внесенные в программу:
По программе элективного курса 11 класс «Клетки и ткани» д-ра биологических наук, профессора кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургского государственного университета Д.К.Обухова на изучение курса отводится 34 часов, по МОУ» СОШ №34» - 34 часа.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Программа рассчитана на 34 часа (резервного времени нет).
Программой предусмотрено проведение:
и
Программа рассчитана на 34 часа (резервного времени нет).
Программой предусмотрено проведение:
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
• принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;
• положения клеточной теории;
• особенности прокариотической и эукариотической клеток;
• сходство и различие животной и растительной клеток;
• основные компоненты и органоиды клеток: мембрану и надмембранный комплекс, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
• основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке — транскрипцию (синтез и созревание РНК) и трансляцию (синтез белковой цепи);
• особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;
• строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;
• реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
• определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
• строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
• иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
Обучающиеся должны уметь:
• работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;
• «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клетки и ее органоидов;
• изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
• определять тип ткани по препарату или фотографии;
• выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);
• иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
• работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и Интернетом;
• составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам, представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;
• применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;
• использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Межпредметные связи
Неорганическая химия. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия. Принципы организации органических веществ. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.
Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.
Учебно-тематическое планирование 10класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Кол-во лаб. раб | Кол-во практ. раб |
| Раздел I. Общая цитология (биология клетки) | | | |
1 | Тема 1. Введение в биологию клетки | 1 | 2 | |
2 | Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов | 4 | 3 | |
3 | Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток | 14 | 2 | |
4 | Тема 3.1. Мембраны и надмембранный комплекс | 2 | | |
5 | Тема 3.2. Цитоплазма и органоиды | 2 | | |
6 | Тема 3.3. Митохондрии и хлоропласты | 5 | | |
7 | Тема 3.4. Рибосомы. Синтез белка | 4 | | |
8 | Тема 4. Ядерный аппарат и репродукция клеток | 9 | 5 | |
9 | Тема 4.1. Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот | 4 | | |
10 | Тема 4.2. Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток | 4 | | |
11 | Тема 5. Вирусы как неклеточная форма жизни | 4 | | |
12 | Тема 6. Элементы патологии клетки | 4 | | |
Итого | 34 | 12 | |
Учебно-тематическое планирование 11 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Кол-во лаб. раб | Кол-во практ. раб |
| Раздел II. Сравнительная (эволюционная) гистология – учение о тканях многоклеточных организмов | | | |
1 | Тема 1. Понятие о тканях многоклеточных организмов | 2 | | |
2 | Тема 2. Эпителиальные ткани | 4 | 1 | |
3 | Тема 3. Мышечные ткани | 5 | 1 | |
4 | Тема 4. Ткани внутренних сред (соединительные ткани). | 11 | | |
5 | Тема 5 Ткани нервной системы. | 9 | | 1 |
6 | Заключение. Значение эволюционных подходов при изучении клеток и тканей животных и человека. | 3 | | |
Итого | 34 | 2 | 1 |
Содержание программы элективного курса
по биологии «Клетки и ткани»
10класс, Общее количество часов — 34 ч.
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ЦИТОЛОГИЯ (БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ) — 34 ч
Тема 1. Введение в биологию клетки (1 ч)
Задачи современной цитологии. Клеточная теория — основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.
Лабораторные работы. Устройство микроскопа. Методика приготовления временного микропрепарата.
Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (4 ч)
Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.
Лабораторные работы. Особенности строения клеток прокариот. Изучение молочнокислых бактерий. Особенности строения клеток эукариот.
Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (13ч)
а) Мембрана и надмембранный комплекс. Современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток.
Компьютерный урок.
Лабораторная работа. Изучение клеток водных простейших.
б) Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток — его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клетки.
Лабораторная работа. Основные компоненты и органоиды клеток.
в) Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке Гетеротрофы и автотрофы. Основные законы биоэнергетики в клетках. Митохондрия — энергетическая станция клетки. Современная схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез. Семинар.
г) Рибосомы. Синтез белка. Типы и структура рибосом про- и эукариот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке.
Итоговая тестовая проверочная работа.
Тема 4. Ядерный аппарат и репродукция клеток (8 ч)
а) Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине (эу- и гетерохроматин). Структура хромосом. Ядрышко — его строение и функции.
б) Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток — его периоды. Репликация ДНК — важнейший этап жизни клеток. Митоз — его биологическое значение. Разновидности митоза в клетках разных организмов. Понятие о «стволовых» клетках. Теория «стволовых клеток» — прорыв в современной биологии и медицине. Мейоз — основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Старение клеток. Рак — самое опасное заболевание человека и других живых существ.
Лабораторные работы. Митоз в клетках корней лука. Митоз животной клетки. Мейоз в пыльниках цветковых растений. Почкование дрожжевых грибов.
Тема 5. Вирусы как неклеточная форма жизни (4 ч) Строение вирусов и их типы. Жизненный цикл вирусов (на примере вируса СПИДа или гепатита). Клетка-хозяин и вирус-паразит: стратегии взаимодействия. Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями. Вакцинация — достижения и проблемы.
Практическое интерактивное занятие «Неклеточные формы жизни. Вирусы».
Тема 6. Эволюция клетки (4ч)
Реакция клеток на воздействие вредных факторов среды (алкоголь, наркотики, курение, токсичные вещества, тяжелые металлы и т.д.) Обратимые и необратимые повреждения клеток. Клеточные и молекулярные механизмы повреждающего действия различных факторов на структуру и функцию клеток.
Обобщающий семинар. Клетка — элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого (1 ч)
Содержание программы элективного курса
по биологии «Клетки и ткани»
11 класс, общее количество часов — 34 ч..
ЧАСТЬ 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ (ЭВОЛЮЦИОННАЯ) ГИСТОЛОГИЯ — УЧЕНИЕ О ТКАНЯХ МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ
Тема 8. Понятие о тканях многоклеточных организмов (2 ч)
Определение ткани. Теория «Эволюционной динамики тканевых систем акад. А.А. Заварзина». Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе).
Тема 9. Эпителиальные ткани (4 ч)
Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции — разные решения. Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире — внутриклеточное и полостное.
Лабораторная работа. Изучение эпителиальных тканей.
Тема 10. Мышечные ткани (5 ч)
Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечнополосатые; гладкие).
Лабораторная работа. Изучение мышечной ткани.
Тема 11. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) (11 ч)
Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Схемы их строения и элементы эволюции опорных тканей у животных. Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань). Кровь. Воспаление и иммунитет. Иммунитет — понятие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. Факторы, влияющие на функционирование иммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания, аутоиммунные заболевания. СПИД — чума XX века — смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением.
Лабораторные работы.
Тема 12. Ткани нервной системы (9 ч)
Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани — нейроны и глиальные клетки.
Лабораторные работы.
Работа над проектом «Экстероцепторы и поступление информации из внешней среды».
Тема 6. Заключение. Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных и человека (3 ч)
Общебиологические закономерности, открытые при изучении основных структур и процессов в живой природе — основа современной молекулярной биологии и медицины. Нематода и пиявка, дрозофила и крыса, стволовая клетка и культура тканей — все это модельные объекты для решения актуальных задач современной биологии и медицины.
Тема урока | Количество часов | Лабораторные работы | Домашнее задание |
Общая цитология | 34ч. | | |
Тема№1 Введение в биология клетки | 1ч. | Л.Р.№1 «Устройство микроскопа.Методика приготовления микропрепарата.» | |
Тема№2 Общий план строения клеток живых организмов. | 4ч. | | |
1.Прокариоты и эукариоты. | 1ч | Л.Р.№2»Особенности Строения прокариот.» | |
2.Сходство и различия. | 1ч | | |
3.Животная и растительная эукариотические клетки. | 1ч | Л.Р.№3 «Особенности строения эукариот» | |
4.Теории происхождения эукариотической клетки. | 1ч | | |
Тема№3 Основные компоненты и органоиды клеток. | 13ч | | |
1 Мембрана и надмембранный комплекс | 1ч | | |
2 Современная модель клеточной мембраны. | 1ч | Л.Р.№4 «Изучение клеток водных простейших» | |
3 Цитоплазма и органоиды. | 1ч | | |
4 Цитоскелет клеток-его компоненты и функции в разных типах клеток. | 1ч | | |
5 Мембранные органоиды клеток | 1ч | Л.Р.№5 «Основные компоненты и органоиды клеток» | |
6 Митохондрии и хлоропласты | 1ч | | |
7 Типы обмена веществ в клетке | 1ч | | |
8 Источники энергии в клетке | 1ч | | |
9 Гетеротрофы и автотрофы | 1ч | | |
10Митохондрии-энергетические станции клеток | 1ч | | |
11Современная схема синтеза АТФ | 1ч | | |
12Рибосомы. | 1ч | | |
13 Синтез белка. | 1ч | Итоговый тест. | |
ТЕМА №4 Ядерный аппарат и репродукция клеток. | 8ч | | |
1 Ядро.Строение и значение | 1ч | | |
2 Структура хромосом | 1ч | | |
3 Ядрышко.Строение и функции. | 1ч | | |
4Жизненный цикл клетки. | 1ч | | |
5Митоз-его биологическое значение | 1ч | Л.Р.№6 «Митоз в клетках корней лука» | |
6 Разновидности митоза | 1ч | Л.Р.№7 «Митоз животной клетки» | |
7Теория «стволовых клеток» | 1ч | | |
8Мейоз. | | Л.Р.№ 8«Мейоз в пыльниках цветковых растений» | |
Тема№5» Вирусы как неклеточная форма жизни». | 4ч. | | |
1 Строение вирусов и их типы. | 1ч | | |
2 Жизненный цикл вирусов. | 1ч | | |
3 Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями. | 1ч | | |
4 Вакцинация-достижения и проблемы. | 1ч | | |
Тема №6 «Эволюция клетки». | 4ч. | | |
1 Реакция клеток на воздействие факторов среды. | 1ч | | |
2 Обратимые и необратимые повреждения клеток. | 1ч | | |
3 Клеточные и молекулярные механизмы повреждающего действия. 4.Семинар «Клетка-элементарная генетическая и структурно-функциональная единица всего живого» | 1ч 1ч | | |