Элективный курс « Культура здоровья»
Пояснительная записка.
Элективный курс « Культура здоровья» направлен на формирование целостного отношения обучающихся к своему здоровью. Воспитание потребности у учащихся в здоровом образе жизни. Ориентирован на детей, проявляющих интерес к предмету физическая культура.
Предлагаемый курс поможет школьникам накопить знания о здоровом образе жизни, спортивной этике и спортивного поведения. Программа элективного курса «Культура здоровья» предназначена для учащихся 4-х классов, рассчитана на 8 часов.
Цель курса: способствовать выработке у учащихся здоровьесберегающего стиля жизни.
Задачи курса: - расширить знания учащихся о культуре здоровья; - формирование потребности в здоровом образе жизни; - развивать основные общеучебные умения и навыки; - воспитывать чувство ответственности и внимательного отношения к своему здоровью;
Требования к освоению курса:
Учащиеся должны знать: - основные термины;
- основы этики, культуры общения и спортивное поведения; - составляющие ЗОЖ; - причины возникновения инфекционных заболеваний ; - профилактику травматизма;
Учащиеся должны уметь: - оценивать состояние своего организма; - соблюдать правила и нормы поведения в индивидуальной и коллективной деятельности; - включать занятия физической культурой и спортом в активный отдых и досуг; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
Формы контроля: Критерием освоения школьником учебного материала является регулярность посещения курса; тестирование знаний;
творческие работы обучающихся;
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма занятий | Образовательный продукт |
теория | практика |
1 | Культура и здоровье. | 2 | | лекция | Главные законы здоровья. Охрана собственного здоровья. Тест «Будем здоровы» |
2 | Табуированная лексика. | 2 | | лекция | Правила общения. Спортивная этика. Тест « Ваш стиль общения». Тест «Ведущий или ведомый?» |
3 | Рациональное питание. | 2 | | лекция | Витамины для нашего здоровья. Викторина «10 ошибок в питании» |
4 | Мода и здоровье. | | 2 | лекция | Гимнастика во время чтения и просмотра передач. Об умении сидеть. Осанка (специальные пробы) Сообщения учащихся: « Гигиена здоровья» |
5 | Вредные привычки. | 2 | | Работа в группах | Творческие работы. Просмотр роликов. |
6 | Профилактика инфекционных заболеваний. | 2 | | Работа в группах | Сообщения учащихся: «Профилактика болезней», Точечный массаж при ОРЗ. «Помощь при травмах» |
7 | Оптимальная двигательная активность. | | 2 | игра | Праздник «Волшебная поляна» |
8 | Психическая прочность. | 2 | | лекция | « Наше здоровье - в наших руках» |
| итого | 12 | 4 | | |
| всего | 16 | | |
Содержание
1.Культура здоровья (2 ч).
Культура – многогранное понятие, где все грани взаимосвязаны, отблеск одной подчеркивает красоту другой. Взаимосвязь культуры и здоровья. Культура физического тела учащегося, представляет собой систему и образ жизни человека, поддерживающего состояние своего здоровья. Образ жизни – совокупность установок, отношений к жизни, обуславливающих общий стереотип деятельности и направленность отдельных поведенческих актов человека. Охрана собственного здоровья. Признаки здоровья. Главные законы здоровья. Тест « Будем здоровы».
2.Табуированная лексика (2 ч).
Правила поведения. Отступление от лексических норм. Правила общения и бережливого отношения. Способность влиять на окружающих. Спортивная этика. Тесты « Ваш стиль общения», «Ведущий или ведомый?».
3.Рациональное питание (2ч).
Проблема сбалансированного питания. Роль жиров, углеводов и витаминов в питании. Полезные советы правильного питания и рекомендации: как уберечь себя от переедания, избавиться от лишнего веса, как контролировать себя по поддержанию нормального веса, как организовать и упорядочить свой режим и рацион питания. Викторина « Десять ошибок в питании».
4.Мода и здоровье (2 ч).
Формирование адекватной оценки собственных физических возможностей. Уметь анализировать состояние своего организма; Личная гигиена: История и основные задачи гигиены. Гигиенические факторы. Правила личной гигиены, Соблюдение рационального режима дня школьника. Гигиена здоровья, питания.
5. Вредные привычки (2ч).
Влияние на организм человека табакокурения, спиртных напитков и наркотиков, пав - наши враги. Сознательное отношение человека к собственному здоровью должно стать нормой поведения и главной отличительной чертой культурной личности.
6. Профилактика инфекционных заболеваний (2ч).
Виды заболеваний. Умеем ли мы беречь здоровье? Иллюзия «Здоровье в таблетке». Профилактика простудных заболеваний (точечный массаж ). Профилактика заболеваний простудных инфекций. Отношение к болезни включает знание о болезни, ее осознание, переживание и выработку определенных стратегий поведения в связи с болезнью (принятие роли больного, активная борьба с болезнью, игнорирование, пессимистические установки и пр.). Виды травм и их профилактика.
7. Оптимальная двигательная активность (2 ч).
Недостаточная физическая активность подрывает здоровье, болезни цивилизации непосредственно связаны с малой физической активностью современного человека. Организация двигательной активности: игровая физическая активность; прогулки. Праздник « Волшебная поляна».
8.Психическая прочность (2ч).
ЗОЖ. Международный медицинский конгресс в Давосе в числе таких серьезных врагов здоровья, как курение, алкоголизм, инфекции, гипокинезия и чрезмерное увлечение лекарствами, назвал также психическую неустойчивость и плохую контактность. Эти два качества являются следствием одиночества, страха и неуверенности в себе человека современного общества. Аутотренинг. Упражнения релаксации: «как снять отрицательные эмоции» и.т. д .
Литература:
Абрамов Э.Н., Бобкова Л.Г. Разработка рабочих программ по учебному предмет«Физическая культура»: Методические рекомендации. – Курган: ИПКиПРО Курганской области, 2006.
Андреев Ю. АЮ Три кита здоровья. – М., 1987.
Белов В. И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста. – М., 1996.
Водовозова Е. Н., Умственное и нравственное воспитание, С-Петербург, 1993г.
Владимирова Е. Предчувствие портрета: Сборник тестов, Екатеринбург, 1992.
Зайцев Г. К. Здоровье школьников и учителей. – СПб., 1995.
Лисицын Ю. П. Образ жизни и здоровье населения. – М., 1982.
Лисицын Ю. П., Сахно А. В. Здоровье человека – как социальная ценность. – М., 1989.
Лободин В. Т. Путь к здоровью. – СПб., 1999.
Меерсон Ф. З. Адаптация, стресс, профилактика. – М.: Наука, 1991.
11. Сластенин В.А. Психология и педагогика – учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. «Академия», 2003 г.
12. “Физкультура в школе ” 2008, №3
13. « Спорт в школе» 1999 , № 25-26
14. Сайт: Социальная сеть работников образования nsportal.ru