Элективный курс «Быть здоровым – быть успешным» интегрирует знания по «Технологии», «Мировой художественной культуре», «Физической культуре», «Информационным технологиям», «Химии», «Биологии»,Знакомит воспитанников 10-11 кл. с рядом профессий, связанных с биологическими знаниями, способствует нравственному воспитанию. Все это позволит им сделать правильный, осознанный выбор профессии, найти свою профессиональную нишу, быть не только здоровыми, но и успешными.
Данный элективный курс дает возможность сохранить и улучшить здоровье, создать здоровую и крепкую семью, быть успешнее в профессии. Курс формирует у воспитанников понимание ценности здоровья и долголетия.
Элективный курс « Быть здоровым – быть успешным» рассчитан на 67 ч. (34ч. – 10кл., 33ч. – 11кл.)
Цели курса:
- Сформировать у школьников отношение к своему здоровью, к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.
- Способствовать осознанному выбору профессии.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по биологии Быть здоровым-быть успешным»
Пояснительная записка
У кого есть здоровье, есть и надежда,
а у кого есть надежда – есть все.
Арабская пословица.
Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов–медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это происходит? Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя болит голова, если твой организм ослаблен болезнью и леностью?
Деятельность педагогов и медицинского персонала в направлении укрепления здоровья учащихся следует считать оздоровительно-образовательной работой, которая является комплексом оздоровительных мер гигиенической, лечебно-профилактической, физкультурной, психолого-педагогической, природно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности в сочетании с образованием детей по вопросам укрепления и сохранения здоровья. Вопросам, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью.
Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо.
Внедрение в учебный процесс здоровье сберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Элективный курс «Быть здоровым – быть успешным» интегрирует знания по «Технологии», «Мировой художественной культуре», «Физической культуре», «Информационным технологиям», «Химии», «Биологии»,Знакомит воспитанников 10-11 кл. с рядом профессий, связанных с биологическими знаниями, способствует нравственному воспитанию. Все это позволит им сделать правильный, осознанный выбор профессии, найти свою профессиональную нишу, быть не только здоровыми, но и успешными.
Общетеоретическая часть программы посвящена следующим направлениям:
Нравственные аспекты.
Понимание истиной красоты человека,
Духовная и физическая близость,
Проблемы ЭКО,
Преимущество здорового образа жизни.
Физиологические особенности юношей и девушек.
Гормональные изменения,
Половое созревание,
Личная гигиена.
Заболевания и их проявления, современные методы диагностики и лечения.
Безопасность родного дома.
О вредном влиянии на здоровье строительных и отделочных материалов,
Использование посуды из керамики и фарфора,
Металл в доме,
СМС и другие средства бытовой химии,
О пользе домашних растений.
Здоровая пища – залог здоровья.
5.1.Любимая работа-реализация себя.
Практическая часть курса предусматривает:
Обучение навыкам правильного выбора.
Средств личной гигиены,
Косметических средств,
Бытовой химии,
Продуктов.
Приготовление в домашних условиях отваров, настоев, масок.
Получение практических навыков выращивания растений, ухода за ними.
Работа с научно – популярной литературой, обучающими таблицами и схемами.
Данный элективный курс дает возможность сохранить и улучшить здоровье, создать здоровую и крепкую семью, быть успешнее в профессии. Курс формирует у воспитанников понимание ценности здоровья и долголетия.
Элективный курс « Быть здоровым – быть успешным» рассчитан на 67 ч. (34ч. – 10кл., 33ч. – 11кл.)
Цели курса:
Сформировать у школьников отношение к своему здоровью, к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.
Способствовать осознанному выбору профессии.
Задачи курса:
Популяризовать преимущество здорового образа жизни, отказ от вредных привычек.
Проводить просветительскую работу среди старшеклассников в вопросах сохранения здоровья, культуры здорового питания, личной гигиены, безопасности жизнедеятельности в быту.
Расширять информационное поле воспитанников в области медицины, биологии, ОБЖ.
Форма работы:
Индивидуальная.
Коллективная.
Работа в группах.
Методы работы:
Лекция.
Беседа.
Практические занятия.
Использование ИКТ, наглядности.
Мини проекты
Встречи с людьми разных профессий.
Актуальность курса в том, что он ориентирован на решение таких значимых проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный положительный эффект оздоровления участников и их дальнейшей успешной социализации.
Календарно – тематическое планирование.
10 класс (34 часа).
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Дата проведения | Формы занятий |
по плану | фактически |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. «Быть здоровым – быть успешным» | 1 | 04.09 | |
2-3 | Осенние работы на школьном дворе. Уход за растениями (полив, рыхление, выпиливание засохших ветвей). | 5 2 | 09.10 11.09. 18.09. | Практические работы. |
4 | Сбор семян цветов, правила хранения. | 1 | 25.09. | |
5 | Уборка клумб, горки, рокария, хранение садового инвентаря. | 1 | 02.10. | |
6 | Подготовка растений к зимовке( окапывание кустарников, укрыв юкки, роз). | 1 | 09.10. | |
| Почему красота спасет мир. Все в человеке должно быть красиво. | 19 | | |
7 | Что значит быть красивым телом душой и мыслями. | 1 | 16.10 | Лекция. Презентация по теме. |
8 | Как красота лечит. Механизм образования положительных эмоций. | 1 | 23.10 | Лекция. |
9 | Ароматерапия. Ароматы в нашей жизни. | 1 | 30.10 | Бинарный урок. Практическое занятие совместно с психологом. |
10 | Лекарства на страже здоровья. Аптечное дело. | 1 | 13.11 | Профориентация. Встреча с работником аптеки. |
11 | Красивая здоровая кожа, ногти, волосы- привлекательная внешность, гарантия успеха. | 1 | 20.11 | Презентация по теме. |
12 | Кожа- барьер для внешнего воздействия. | 1 | 27.11 | Лекция. |
13 | Кожа молодых людей: причины угревых сыпей, воспалений, др. заболеваний кожи. | 1 | 04.12 | Лекция. Профориентация. Встреча с косметологом. |
14 | Враги кожи. Как сохранить кожу здоровой и красивой. | 1 | 11.12 | Практическое занятие. |
15 | О чем говорит форма ногтей. Ногтевой грибок. | 1 | 18.12 | Презентация по теме. |
16 | Как сделать волосы блестящими и здоровыми. | 1 | 25.12 | Практическое занятие |
17 | Особенности волос женщины и мужчины. Заболевания и их лечение. | 1 | 15.01. | Лекция. |
18 | Чтобы быть стройными и красивыми. Правила для похудения. | 1 | 22.01. | Беседа. |
19 | Рацион питания. | 1 | 29.01. | Профориентация. Встреча с диетсестрой. |
20-21 | Улыбка должна быть открытой. Проблемы ротовой полости. | 2 | 05.02. 12.02. | Беседа. Профориентация. Встреча со стоматологом. |
22 | Уход за зубами. Зубная паста, зубная щетка и др. средства ухода. | 1 | 19.02. | Практическое занятие. |
23 | Использование косметических средств. Механизм физиологического воздействия. | 1 | 26.02. | Лекция с элементами беседы. |
24-25 | Домашняя косметика. (приготовление лосьонов, масок) Работа с каталогами косметических фирм-производителей косметики. | 2 | 05.03. 12 .03. | Практическое занятие. |
| Весенние работы на школьном дворе. | 6 | | Практические занятия. |
26 | Обрезка деревьев, кустарников. | 1 | 02.04. | |
27 | Посадка кустов форзиции, газонной травы, центр. клумбы | 1 | 09.04. | |
28 | Высадка цветочной рассады. | 1 | 16 .04. | |
29 | Пересадка ирисов, лилейников. | 1 | 23.04. | |
30 | Подбор растений на клумбы. | 1 | 30.04 | |
31 | Уход за растениями | 1 | 07.05. | |
32-33 | Оформление творческих работ, подготовка презентаций. | 2 | 14.05. 21.05. | Творческая работа. |
34 | Итоговое занятие. | 1 | 28.05. | Защита творческих работ. |
| Итого | 34 | | |
Календарно-тематическое планирование.
11 класс (34 часа)
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Дата проведения | Формы занятий |
пла н | Факт |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса «Быть здоровым – быть успешным» | 1 | 07.09. | |
| Осенние работы на школьном дворе. | 6 | | Практические работы. |
2-3 | Уход за растениями (полив, рыхление, выпиливание засохших ветвей). | 2 | 14.09-21.09. | |
4-5 | Сбор семян цветов, правила хранения. Уборка клумб, горки, рокария, хранение садового инвентаря | 2 | 28.09-05.10. | |
6-7 | Подготовка растений к зимовке ( окапывание кустарников, укрывание юкки, роз). | 2 | 12.09-19.09. | |
| Погода в доме | 4 | | |
8 | .Родительский дом - начало начал. 8 июля -День семьи, любви и верности в России. | 1 | 26.10. | Бинарный урок ( совместно с психологом) |
9 | О физиологии любви. Физическая, духовная близость. | 1 | 02.11. | Лекция с элементами беседы. |
10-11 | Нравственные аспекты и проблемы ранних браков. Современные методы лечения бесплодия. ЭКО-«за» и «против» | 2 | 16.11.-23.10. | Профориентация. Встреча с врачом-гинекологом. Информация о НИАПе, Северо-Кавказском перенатальном центре(г. Ростов) |
| | Чтобы дом был безопасным. | 5 | | . |
12 | О пагубном влиянии на здоровье строительных, отделочных материалов. | | 30.11. | Практическая работа с каталогами стройматериалов. |
13 | Безопасный интерьер вашего дома. | 1 | 07.12. | Практическая работа с каталогами мебели и др. |
14 | Бытовая химия. СМС, Как выбрать. | 1 | 14.12. | Практическое занятие. Читаем надписи на упаковке. |
15-16 | Экологически чистая посуда в доме. ( кухонные, столовые сервизы, приборы) | 2 | 21.12.-28.12. | Презентация по теме. Практическое занятие. Как выбрать. |
| Лечат не только лекарства | 7 | | |
17-18 | Комнатные растения—это не просто красиво. Зеленая аптека дома. | 2 | 18.01.-25.01. | Практическое занятие. Как выращивать . Как использовать. |
19-20 | Пусть вас лечит сад и огород. Неоценимая польза для здоровья овощей и фруктов без химикатов. | 2 | 01.02.-08.02. | Самостоятельная работа с накопительными папками. |
21-22 | Как вырастить овощи и фрукты , биологические особенности растений. | 2 | 15.02.-22.02. | Профориентация. Информация о ДСХИ (Ростовская обл., пос.Персияновка професси агронома и др.) |
23 | Как хранить овощи и фрукты. | 1 | 01.03 | |
| Весенние работы на школьном дворе | 6 | | Практические занятия. |
24-25 | Обрезка деревьев, кустарников. | 2 | 15.03.-22.03. | |
26-27 | Высадка цветочной рассады- творческая работа. | 2 | 05.04.-12.04. | Профориентация. Профессия цветовода-декоратора. Встреча с В.Н. Мойсеенко |
28-30 | . Уход за растениями. | 2 | 19.04. 26.04. 03.05. | |
31-32 | Выполнение творческих работ, подготовка презентации. | 2 | 10.05.-17.05. | Практическое занятие. |
33-34 | Итоговое занятие, защита творческих работ. | 2 | 22.05. | |
Прогнозируемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.