Элективный курс для 7 класса
«Огородничество»
Пояснительная записка
Сельская школа – это важный компонент российской системы образования, которая сохраняет значительные возможности влияния на социализацию выпускника сельской школы, а через него – и на формирование всего сельского социума, основу которого в будущем должны составлять жители, активно влияющие на производственную, бытовую и информационную культуру села.
В этих обстоятельствах возрастает социальное значение школы на селе, которая стремится не просто выжить, сохранить себя, но и обеспечить достойное воспитание и обучение своим учащимся, сформировать их духовно-нравственную сферу, готовность принять деятельное участие в возрождении села.
А может быть мне постараться привить любовь к земле? А вдруг, кто-то поймет, что нужен земле хозяин, что ждет земля его, и этот кто-то, именно он. А если нет, то все равно знания и умения, которые получат дети на этих занятиях, помогут им самим выращивать овощи или помогать родителям.
И с целью реализации муниципальной целевой программы «Создание социального партнерства с Бурятской сельскохозяйственной академией В.Р.Филиппова» на 2010 – 2015 годы в школе разработана программа по растениеводству «Огородничество».
Данный курс ориентирован на агротехнологический профиль, сельскохозяйственные техникумы, училища. Профессии, связанные с растениеводством, требует от учащихся любви к земле и природе, трудолюбия и любознательности, внимательного отношения ко всему живому. Именно в школе должен сформироваться у ученика интерес к какой-либо области деятельности и сориентировать учащихся на правильный и осознанный выбор профессии. Этот курс не только даст возможность учащимся составить представление об этих профессиях, но и даст знания и умения, которыми учащиеся могут воспользоваться в ближайшее время при ведении своего личного подсобного хозяйства.
В современном мире каждому человеку важно владеть определенным объемом агротехнологических знаний по выращиванию овощей.
Учащиеся 7 класса МБОУ «Новозаганская СОШ» по элективному курсу «Огородничество» должны получить целостное представление о выращивании растений и уметь самостоятельно осуществлять полный технологический цикл выращивания овощных культур.
Как подготовить почву к посадкам? Как поливать и удобрять различные культуры? Как бороться с сорняками и болезнями? Как вырастить здоровую рассаду? На эти и другие вопросы учащиеся получат обстоятельные ответы. «Огородничество» для тех, кто хочет вырастить на своем огороде овощи – картофель, огурцы, помидоры и многое другое – и получить при этом хороший урожай и насладиться вкусом и ароматом собранных со своего огорода экологически чистых и способствующих улучшению здоровья овощей приятно любому человеку. Кроме того, работа на природе среди зеленых насаждений и тишины доставляет немало удовольствия. Естественная связь человека с природой была всегда и есть – источник вдохновения.
На огороде, возможно, заниматься фитодизайном - использование цветочных, овощных, ароматических и пряных культур для создания различных композиций так, что огород станет необычным и привлекательным для окружающих. При небольших площадях земли на дачах и при изобилие цветов, что хочется уменьшить место под овощи и картошку. Как совместить эти два желания? Выход есть – это декоративный огород, где в дружном соседстве существуют овощи, пряные травы и цветочные культуры, который станет не только украшением дачи, но и вырастить собственные овощи и зелень.
На базе МБОУ «Новозаганская СОШ» успешно работает учебно-опытный участок площадью 0,8га. При учебно-опытном участке имеется материально-техническая база: теплица 3х10м, шланги 80м, сельскохозяйственный инвентарь, подсобное помещение для хранения овощей и инвентаря. В кабинете биологии имеется учебно – методическая литература, инструктивные и технологические карты. Таким образом, наличие на сегодняшний день материально – технической базы способствует производству растениеводческой продукции на пришкольном участке и обеспечение школьной столовой свежими овощами.
В дальнейшем полученные теоретические знания на занятиях элективного курса учащиеся реализуют на практике на учебно-опытном участке. Учащиеся на пришкольном участке не только выращивают и ухаживают растениями, но ёще занимаются опытнической и исследовательской работой с овощными культурами.
Развитие с/х опытничества в школе помогает реализации идей комплексного подхода к воспитанию школьников на основе единства трудового, нравственного, физического, экологического и эстетического воспитания учащихся.
Опытническая работа позволит увлечь учащихся и дать им возможность на практике убедиться в значении их деятельности, ввести их в круг актуальных проблем с/х производства, мобилизовать знания школьников на планирование и организацию своего труда, на качественное выполнение его, расширять биологический кругозор.
Формирование всесторонне и гармонично развитой личности школьника немыслимо без трудового воспитания, цель которых – готовить учащихся к активной трудовой и общественной деятельности, развивать творческое отношение к труду с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников и профессионального самоопределения.
Цель: Познакомить с основами агротехники выращивания овощных культур на основе биологических особенностей. Привить детям интерес и любовь к природе и сельскому хозяйству профессиональному самоопределению.
Задачи:
Использовать естественнонаучные знания: биологические особенности развития культурных растений и оптимальные условия (свет, вода, температура, почва, элементы питания) для их выращивания.
Сформировать у учащихся доступные умения и навыки по выращиванию культурных растений;
Осуществлять экологическое воспитание школьников на основе изучения взаимосвязей со средой обитания, ознакомления с мерами по охране природы при проведении сельскохозяйственных работ;
Использовать знания по основам растениеводства в целях трудового воспитания и ориентации учащихся на профессиональное самоопределение;
Показать практическое значение ботанических знаний как научной основы растениеводства.
Сформировать у школьников осознанное стремление к использованию с/х опытничества в решении повседневных практических задач, возникающих в процессе общественно- полезного, производительного труда.
Ориентировать учащихся на осознанный выбор сельскохозяйственных профессий.
Способствовать воспитанию и развитию инициативной, предприимчивой личности, способной работать на земле.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ.
Программа дает возможность для учащихся использовать новые и закреплять имеющиеся знания. Отрабатывать навыки исследования, постановки опытов, наблюдения. Свои исследования юные опытники-овощеводы проводят на основе знаний, полученных на теоретических занятиях по овощеводству.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
Историю возникновения и народнохозяйственное значение овощных культур;
Основные биологические особенности овощных растений;
Основные сорта и гибриды, рекомендованные для данной зоны выращивания. Их хозяйственную характеристику: урожайность, скороспелость, устойчивость к вредителям и болезням, отзывчивость на внесение минеральных и органических удобрений, морозо- и засухоустойчивость, лежкость, пригодность для длительного хранения и переработки, качественные показатели продукции;
Особенности их обработки почвы под высев семян и высадку рассады овощных культур,
Технологию выращивания овощных культур в конкретной климатической зоне;
Основные виды минеральных и органических удобрений, их свойства, сроки внесения, дозы и способы применения. Использование корневых и некорневых подкормок;
Схемы посева и посадок овощных культур, площади питания овощных растений;
Требования, предъявляемые к посевному и посадочному материалу, способы предпосевной и предпосадочной обработки, нормы высева, глубину заделки семян в зависимости от вида выращиваемой культуры и типа почвы, количество рассады, необходимое для высадки на 1 кв.м при рассадной культуре выращивания;
Основных вредителей и болезни, методы борьбы с ними, использование химических и биологических препаратов для их уничтожения; технику безопасности при проведении работ, правила их хранения;
Основные виды сорной растительности и способы их уничтожения;
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ, соблюдение производственной санитарии и личной гигиены, оказание первой медицинской помощи пострадавшему.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять современные агротехнологии возделывания культур в открытом грунте: готовить почвосмесь, копать, рыхлить, удобрять, полоть, поливать, сеять семена, сажать рассаду;
Создавать оптимальные условия (питательные элементы, свет, вода, температура) для выращивания культурных растений;
Самостоятельно работать с тематическими справочниками, журналами и специальной литературой;
Распознавать семена и посадочный материал, в случае большого сходства семян одного семейства, распознавание проводится по всходам;
Определять качество посевного материала: чистоту, энергию прорастания, всхожесть, хозяйственную годность семян;
Подготавливать семена к посеву и посадочный материал к высадке, определять норму высева семян и количество посадочного материала или рассады;
Определять качество высадки рассады;
Готовить почву под посев семян или высадку рассады.
Вырастить рассаду в кубиках, горшках, в теплицах или безгоршечную рассаду в холодных рассадниках;
Выбирать рассаду, готовить высаживать ее на постоянное место;
Защищать овощные культуры от заморозков.
Методы:
практико-ориентированный (метод проектов, рабочие замыслы, руководящие листы);
наглядный;
проблемный;
частично-поисковый.
Формы работы:
1. индивидуальная;
2. групповая;
3. коллективная.
Данная программа предусматривает деятельность учащихся:
1. опытническая;
2. исследовательская;
3. проектная.
Формы контроля:
1. в качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы информационные сообщения и реферативные работы учащихся;
2. итоговой формой контроля предлагается защита проектного задания или обсуждение выполнения агрономических опытов, учащимися на пришкольном участке.
Планируемый результат:
Результатом освоения программы станет овладение учащимися теоретическими знаниями по биологии для решения проблем сельскохозяйственной практики в области агротехники овощеводства.
В связи с дифференциацией и индивидуализацией учебного материала с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся. Программа обеспечит углубленное практическое изучение отдельных тем, использование, теоретических знаний не только по биологии, но и
по химии, физике, экологии.
Программа способствует увеличению количества детей, определившихся с выбором профиля обучения в старших классах. Возможность осознанного выбора агротехнологического профиля обучения и готовности к продолжению своего образования. При сотрудничестве с сельскохозяйственным вузом возможен вариант подготовки учащихся по специальности «Агроном».
Программа способствует развитию следующих компетенций:
Общекультурная компетенция (роль науки в жизни человека, и в бытовой сфере).
Учебно-познавательная компетенция (элементы логической, обще-учебной деятельности, анализ, рефлексия, самооценка).
Информационная компетенция (поиск и анализ необходимой информации с использованием интернет-ресурсов и научной литературы).
Коммуникативная компетенция (навыки работы в парах, в коллективе, умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться).
Ценностно-смысловая компетенция (материалистическое мировоззрение).
Социально – трудовая компетенция.
Ключевыми компетентностями являются:
- математическая компетентность (умение работать с числом, числовой информацией, владение математическими умениями),
- коммуникативная (умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться),
- информационная (владение информационными технологиями, работа со всеми видами информации),
- автономизационная (способность к саморазвитию, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности),
- социальная (умение жить и работать с людьми, близкими, в трудовом коллективе, в команде),
- продуктивная (умение работать и зарабатывать, быть способным создавать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них),
- нравственная (готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам).
Материально-техническая база
Школьная теплица 3х10 м.
Набор препаратов для выращивания овощных растений:
- комплексные удобрения;
- почвосмеси;
- стимуляторы роста;
- семена;
- препараты для защиты растений.
Сельскохозяйственный инвентарь: ручные орудия труда (рыхлители, совки, пультивизаторы, лопаточки).
Ящики для рассады.
Содержание программы
Введение – 1ч.
Раздел 1.
Классификация и происхождение овощных растений (1ч).
Значение овощей в жизни человека. Содержание в овощах белков, жиров, углеводов, минеральных солей, органических кислот, микроэлементов. Овощи – основные источники витаминов. Общая биологическая и производственная характеристика овощных культур. Происхождение овощных культур: дать краткое пояснение. Указать на возможность расширения ассортимента овощных культур. Назвать основные овощные культуры: к каким ботаническим семействам они относятся, привести деление основных овощных культур по ботаническим признакам и ознакомить с классификацией овощных культур, ознакомить с капустными, корнеплодными, клубнеплодными, луковичными, плодовыми, листовыми однолетними и многолетними, другими многолетними культурам
Раздел 2.
Требованиякультурных растений к среде обитания (1ч).
Отношение овощных культур к комплексу внешних условий: свету, теплу, влаге, газовому режиму, режиму влажности почвы и относительной влажности воздуха. Изменение требовательности растений к факторам внешней среды в зависимости от фазы роста и развития.
Раздел 3.
Почва и питание растений (5ч).
Понятие о почве, почвоведении, земледелии. Почва как особое природное тело и экологическая среда. Характеристика почв. Состав почвы и ее свойства. Обработка почвы. Почва и урожай. Подготовка почвы к посеву. Почвосмеси. Виды почвосмесей. Виды удобрений. Органические удобрения. Способы их приготовления. Навоз, перегной, торф, сапропель, компосты. Жидкие подкормки и способы их приготовления. Предпосевная обработка почвы с внесением удобрений. Минеральные удобрения. Виды. Характеристика. Азотные. Фосфорные. Калийные. Смешанные, сложные и комбинированные удобрения. Микроудобрения. Севооборот. Современные системы земледелия и севообороты. Глубина проникновение корней системы некоторых овощных культур. Составление схем полевого севооборота. Изучение сорняков на полях севооборота.
Гербициды и их классификация по месту действия на органы растения. Использование агротехнического и химического способа уничтожения сорняков.
Практическая работа №1: «Определение механического состава почвы»
Практическая работа №2: «Подготовка почвы к посеву»
Практическая работа №3: «Овощные культуры выращиваемых на УОУ, схемы севооборотов»
Раздел 4.
Семена и посадочный материал.Рассадный метод в овощеводстве(2ч).
Требования, предъявляемые к их качеству. Способы предпосевной подготовки семян и предпосадочной подготовки посадочного материала. Понятия о посевных и сортовых качествах семян овощных культур и их значение при определении нормы высева, повышения урожайности и качества продукции. Дать определение энергии прорастания, лабораторной всхожести и их влиянию на густоту стояния и урожайность овощных культур. Сроки высева семян и особенности выращивания ранней, средней и поздней рассады. Качество рассады. Рассадный метод в овощеводстве, его преимущества и недостатки. Характеристика районированных сортов овощных культур. Новые сорта овощных культур.
Практическая работа №4: «Изучение семян овощных культур».
Раздел 5.
Морфологические и биологические особенности овощных культур(1ч).
Морфологические особенности овощных культур. Биологические особенности овощных культур, их отношение к элементам минерального питания. Отношение овощных культур к комплексу внешних условий: свету, теплу, влаге, газовому режиму, режиму влажности почвы и относительной влажности воздуха. Изменение требовательности растений к факторам внешней среды в зависимости от фазы роста и развития.
Раздел 6.
Технология выращивания рассадных овощных культур (4ч).
Схемы посева и посадки овощных культур, площади питания и густота стояния растений на 1 кв.м. Особенности технологии выращивания овощных культур в зависимости от зоны. Агротехнические требования, по уходу за посевами и посадками овощных культур: рыхление, междурядная обработка, полив, корневая и некорневая подкормка, опрыскивание, борьба с вредителями и болезнями, прополка, прореживание, пасынкование, окучивание, мульчирование почвы, укрытие, борьба с заморозками, дефолиация (удаление листьев), регулирование роста и развитие растений.
Технология выращивания капусты белокочанной. Основные сорта и гибриды белокочанной капусты: раннеспелые, среднеспелые, поздние. Их характеристика. Подготовка семян к посеву. Сроки высева и продолжительность выращивания рассады. Площадь питания рассады в зависимости от продолжительности выращивания. Особенности температурного и водного режима при выращивании различных видов капусты. Сроки посадки рассады на постоянное место. Технологические приемы, позволяющие получать ранние урожаи ранней белокочанной капусты.
Пищевое значение томата, перца. Химический состав и пищевые достоинства, содержание витаминов, минеральных веществ. Технология выращивания. Рассадный и безрассадный метод выращивания. Основные сорта и гибриды. Предпосевная подготовка семян. Особенности выращивания рассады для получения ранней продукции. Особенности подготовки почвы под посев семян и высадку рассады, внесение органических и минеральных удобрений. Сроки посева семян и высадки рассады на постоянное место. Площадь питания и густота стояния растений на 1 кв.м. Способы высадки переросшей рассады на постоянное место.
Технология выращивания огурца. Пищевое значение и химический состав культуры. Сорта и гибриды, их характеристика. Рассадный метод выращивания. Подготовка семян к посеву. Уничтожение вирусной инфекции на семенах. Протравливание семян. Норма высева семян и высадки рассады. Сроки высадки рассады, использование биотоплива и полимерных материалов для получения ранней продукции. Особенности подготовки почвы и дозы внесения органических и минеральных удобрений под огурцы, кабачки, патиссоны, тыквы. Схемы посева и посадки.
Практическая работа № 5: «Посев и уход за рассадой томата, огурца, перца и капусты».
Раздел 7.
Вредители и болезни овощных культур (2ч).
Использование химических и биологических препаратов. Биологические особенности и влияние окружающей среды, на возникновение и распространение вредителей, болезней и сорной растительности на полях с овощными культурами. Использование севооборотов и других агротехнических приемов с целью сокращения распространения вредителей, болезней и сорняков на полях. Основные болезни овощных культур (грибковые, бактериальные, вирусные) и меры (предупредительные, защитные и истребительные) борьбы с ними. Применение агротехнических, химических и биологических средств, для борьбы с болезнями на овощных культурах. Фитонциды и фитонцидные растения.
Тематическое планирование учебного курса.
№ п/п | Тема. Содержание учебного материала. | Кол-во часов | Учебные достижения учащихся. |
Введение в основы овощеводства - 1 ч. |
1 | Введение в основы овощеводства. | 1 | Знание задачи и цели предмета. |
Раздел 1. Классификация и происхождение овощных растений - 1 ч. |
2 | Классификация и происхождение овощных растений. | 1 | Знание центров происхождения культурных растений; Умение называть основные овощные культуры, к каким ботаническим семействам они относятся, приводить деление основных овощных культур по ботаническим признакам. |
|
Раздел 2. Требованиякультурных растений к среде обитания - 1ч. |
3 3. | Экологические факторы среды необходимые для развития культурных растений. | 1 | Отношение культуры к комплексу внешних условий: свету, теплу, влаге, газовому режиму, режиму влажности почвы и относительной влажности воздуха. Изменение требовательности растений к факторам внешней среды в зависимости от фазы роста и развития. |
Раздел 3. Почва и питание растений - 4ч. |
4. | Почва как особое природное тело и экологическая среда. Особенности подготовки почвы для выращивания овощных культур | 1 | Знание образования почвы, состава и её свойства, виды почв, подготовка почвы к посеву, виды удобрений, подкормки и правила их внесения. Севооборот и составление схем полевого севооборота. Знание классификации сорной растительности: паразитные, полупаразитные и не паразитные, их распространение в хозяйстве. Умение описывать методы борьбы с сорной растительностью Знание особенностей подготовки почвы для выращивания овощных культур. |
5. | Практическая работа №1: «Определение механического состава почвы» | 1 | |
6. | Практическая работа №2: «Подготовка почвы к посеву» | 1 | Умение подготавливать почву для посева овощных культур томата, огурца, перца и капусты. |
7. | Практическая работа №3: «Овощные культуры выращиваемых на УОУ, схемы севооборотов» | 1 | Умение составлять севооборот |
Раздел 4. Семена и посадочный материал. Рассадный метод в овощеводстве – 2 ч. | 8. | Семена. Способы предпосевной подготовки семян. | 1 | Знание понятия: «качество семян, чистота и всхожесть, хозяйственная годность семян». Умение называть способы предпосевной подготовки семян и подготовки посадочного материала. Знание основных признаков семян овощных культур. | | 9. | Практическая работа №4. «Изучение семян овощных культур». | 1 | Умение определять семена овощных культур и давать им краткую характеристику. | | Раздел 5. Морфологические и биологические особенности овощных культур - 1ч. | | 10. | Морфологические и биологические особенности капусты, томата, огурца. | 1 | Умение описывать морфологические и биологические особенности капусты, томата, огурца. Отношение овощных культур к комплексу внешних условий: свету, теплу, влаге, газовому режиму, режиму влажности почвы и относительной влажности воздуха. Изменение требовательности растений к факторам внешней среды в зависимости от фазы роста и развития. | | | | | | | Раздел 6. Технология выращивания основных овощных культур в открытом грунте - 4ч. | 11. | Требования, предъявляемые к уходу за посевами и посадками овощных культур. | 1 | Выработка правил ухода за посевами и посадками овощных культур. Знание агротехнических требований, предъявляемых к операциям по уходу за посевами и посадками овощных культур: ликвидация почвенной корки, междурядная обработка, полив, корневая и некорневая подкормка, борьба с вредителями и болезнями, сорной растительностью, мульчирование почвы. | | 12. | Характеристика сортов капусты. Технология выращивания капусты. | 1 | Знание основных характеристик сортов капусты, выращиваемых в нашей местности. Знание агротехнических требований, предъявляемых к операциям по выращиванию капусты белокочанной и технологию ее выращивания. | | 13. | Характеристика сортов томата, перца, огурца. Правила выращивания рассады томата, перца, огурца. | 1 | Знание основных характеристик сортов томатов, перца и огурца, выращиваемых в нашей местности. Знание правил выращивания рассады томата, перца огурца, сроков высева семян и особенностей выращивания ранней, средней и поздней рассады. | | 14. | Практическая работа № 5: «Посев и уход за рассадой томата, огурца, перца и капусты». | 1 | Умение применять агротехнические требования по выращиванию рассады томата, огурца, перца и капусты. | | Раздел 7. Вредители и болезни овощных культур – 2 ч. | | 15. | Основные болезни овощных культур. Методы борьбы с болезнями овощных культур. | 1 | Знание основных болезней овощных культур:(грибковые, бактериальные, вирусные). Знание мер (предупредительные, защитные и истребительные) борьбы с ними. Применение агротехнических, химических и биологических средств, для борьбы с болезнями на овощных культурах. | | 16. | Основные вредители овощных культур. Методы борьбы с вредителями овощных культур. | 1 | Различать вредителей овощных культур. Знание основных методов борьбы с вредителями. | | 17. | Защита проектов | 1 | 1.Выращивание овощей в защищенном грунте. 2.Огород на подоконнике. 3.Как выращивать рассаду. 4.С чего начинается огород? Рациональный подбор овощных культур | |
Опытническая работа.
Темы опытов для учащихся можно систематизировать по таким разделам:
1. Почвенно-климатические условия для выращивания растений в Мухоршибирском районе с. НовыйЗаган.
2. Агротехнические приемы выращивания культурных растений.
3. Сортоизучение и знакомство с биологическими особенностями роста и развития с/х культур.
4. Влияние органических, минеральных удобрений, микроудобрений на повышение урожая и улучшение качества продукции.
5. Растения, содержащие фитонциды, как средство защиты растений от насекомых-вредителей.
Учебно – тематический план
Тема | теоретические | практические |
Введение | 1 | |
1.Классификация и происхождение овощных растений | 1 | |
2.Требования культурных растений к среде обитания | 1 | |
3. Почва и питание | 1 | 3 |
4.Семена и посадочный материал. Рассадный метод в овощеводстве | 1 | 1 |
5.Морфологические и биологические особенности овощных культур | 1 | |
6.Технология выращивания основных овощных культур в открытом грунте | 3 | 1 |
7.Вредители и болезни овощных культур | 2 | |
8.Защита проектов | 1 | |
Итого: | 12 | 5 |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Трудовое обучение: Сельскохозяйственные работы. Учебное пособие для 5- 7 классов. З.А.Клепинина и др.М. Просвящение, 1990.
Пичугина Г.В. Основы ведения крестьянского хозяйства. Ученические проекты в школе 5-11 кл. Дрофа 2004.
Митина Л.П. Агротехника растениеводства. Учебное пособие АПН ССР для экспериментальной работы в сельской школе. М – 1990 .
Андреев В.М. Наш огород.- М.: Мир книги, 2004.
Ваш огород: Маленькая энциклопедия. Под ред. В.Ф. Белика.- М.: Большая Российская энциклопедия -1999
О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Москва, 2005 – 39с. (Решение заседания коллегии Минсельхоза РФ 19 октября 2005г.
Ганичкина О.А. «Моим огородникам» ООО «Издательство «Эксмо», 2003г.
Гусев А.М. «Комнатное овощеводство», Москва, 1972г.
Крекнин Н.Я. «Ваш сад» Горький: Волго-Вятское издательство, 1982г.
Смирнов Н.А. «Домашний огород» М.: Россельхозиздат, 1975г
Таранов В.В. «Садово-огородный участок» М.: Агропромиздат, 1989г.
Журнал «Приусадебное хозяйство», ЗАО «Издательский дом «Сельская новь», 2005г. №1,2,3, 6,11.
Журнал «Приусадебное хозяйство», ЗАО «Издательский дом «Сельская новь», 2006г. №7,11.
Журнал «Приусадебное хозяйство», ЗАО «Издательский дом «Сельская новь», 2007г. №1,7.
Журнал «Приусадебное хозяйство», ЗАО «Издательский дом «Сельская новь», 2008г. №5,7,10,12.
Журнал «Приусадебное хозяйство», ЗАО «Издательский дом «Сельская новь», 2009г. №3,4,11.
Журнал «Приусадебное хозяйство», ЗАО «Издательский дом «Сельская новь», 2019г. №4,5,6
Журнал «Приусадебное хозяйство», ЗАО «Издательский дом «Сельская новь», 2011г. № 1,3.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d1b-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9dc77-0a01-022a-002d-13c15953d21d/%5BBIO6_06-48%5D_%5BMA_01%5D.SWF
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e82a2496-0082-b057-2d26-b5892720b149/00120075603450958.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c5a5f368-fc36-dbb0-5bdf-e3c55605ccc1/00120080067384290.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8b630b46-40d1-cf21-4b28-b1ea56f7c1fc/00120075597590895.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bead566f-ce45-26b0-2460-8cc597f2c288/00120080068493298.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6ea72ca0-b9a9-41e0-93c4-8d8a311370eb/00120075602778951.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/544a2622-df00-10a0-6347-bc3d9d25991e/00120075598278903.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c17f9cfe-6e8d-4471-94c1-ff5ecf407a8b/1995_04_126_bio.djvu