Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с.Покровка
Долинского района Сахалинской области
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО протокол № ___ «____»_________201_г. Руководитель МО _______/Замалдинова Р.Ф./ | «СОГЛАСОВАНО» «____»________________201_г. Заместитель директора по УВР ___________/Сафиуллина Н.В./ | «УТВЕРЖДЕНО» приказ от «___»______201__№____-ОД Директор школы __________/Понкратова Л.В./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Открытие мира физики»
для обучающихся 7 класса
на 2019 – 2020 учебный год
Количество часов: 34 часа (1 час в неделю)
Срок реализации программы – 1 год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.В. Лукьяновой из сборника «Физика. 7 класс. Программа внеурочной деятельности «Фейерверк опытов».
Формирование экспериментальных умений обучающихся/ авт.-сост. А.В. Лукьянова. – Волгоград: Учитель, 2018»
Составитель рабочей программы: учитель физики Федорцов Андрей Евгеньевич
с.Покровка
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по физике «Открытие мира физики» для 7 класса составлена с учетом следующих нормативных документов и методических материалов:
Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования/ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление от 29 декабря 2010 г. № 189.
Приказа МБОУ СОШ с. Покровка «Об утверждении основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ с. Покровка»;
Приказа МБОУ СОШ с. Покровка «Об утверждении Учебного плана основного общего образования на 2019 - 2020 учебный год МБОУ СОШ с. Покровка»;
Приказа МБОУ СОШ с. Покровка «Об утверждении Положения о рабочей программы учебного предмета, курса МКОУ Тальменская СОШ № 5»;
Авторской программы А.В. Лукьяновой из сборника «Физика. 7 класс. Программа внеурочной деятельности «Фейерверк опытов». Формирование экспериментальных умений обучающихся/ авт.-сост. А.В. Лукьянова. – Волгоград: Учитель, 2018
Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений о научной картине мира – важного ресурса научно- технического прогресса, ознакомление школьников с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологических устройств и приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.
Новизна данной программы определена Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности.
Отличительные особенности программы:
Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Актуальность программы определена тем, что для успешной реализации ФГОС основного общего образования школьники должны иметь стойкую мотивацию к обучению и развитию своих интеллектуальных способностей в области физики и техники.
Цель программы: формирование компетентной и инициативной личности, владеющей системой физических знаний и умений, навыков интеллектуальной деятельности, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе образовательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Задачи:
формирование базовых компетенций по планированию, проведению и анализу физического эксперимента;
закрепление метапредметных знаний в областях: физика – математика, физика – география, физика – астрономия, физика – информатика – в рамках программы 7 класса общеобразовательной школы;
формирование регулятивных и познавательных универсальных учебных действий, навыков умственной деятельности;
развитие творческих способностей обучающихся: оригинальности мышления; умений найти нестандартное решение, отойти от шаблона, необычно выразить свои мысли и идеи, видеть необычное в привычном;
развитие личностных качеств, таких как: внимание, воля, дисциплина и самодисциплина, ответственность за результаты своего труда, способность к рефлексии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАПРГОРАММЫ
Содержание программы элективного курса соответствует познавательным возможностям семиклассника. Работа строится с применением элементов проблемного изложения, проблемного обучения и ТРИЗ; используется частично-поисковая деятельность учеников. Особый акцент делается на формирование универсальных учебных действий (регулятивных и познавательных).
Основной вид работы – это постановка проблемы, планирование, проведение и анализ результатов физических экспериментов. Кроме экспериментальных, применяются и теоретические задачи по физике, способствующие выявлению и развитию математических и физико-технических способностей школьников.
Эксперименты проводятся как учителем, так и школьниками: индивидуально и коллективно, фронтально и в малых группах. Это способствует также формированию коммуникативных компетенций.
Методы физических исследований делятся на теоретические и экспериментальные.
К экспериментальным методам относят наблюдение и опыт (эксперимент).
Опыт (эксперимент) отличается от наблюдения за физическим явлением тем, что проводится с активным участием экспериментатора в точно контролируемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий.
Например, можно наблюдать за падением капель дождя, а можно поставить опыт по изучению законов падения водяных капель.
Однако деление методов на теоретические и экспериментальные несколько условно. Например, мысленный или компьютерный эксперимент следует рассматривать как теоретические методы исследования.
К теоретическим методам относят анализ изучаемого явления, его моделирование, выдвижение гипотез и др.
Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо факта или явления. Гипотеза остается предположением, пока она сама и/или следствия из нее не подтверждаются опытом. Тогда гипотеза может превратиться в физический закон или теорию.
Физика – это основополагающий предмет в системе естественнонаучного образования. Она начинает изучаться в 7 классе, что примерно совпадает со вступлением учеников в средний подростковый возраст и соответствующими кризисными явлениями становления личности.
Эту особенность начала изучения физики следует учесть, выбирая адекватные формы, средства и методы обучения.
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки обучающихся комплексно по следующим компонентам:
система знаний по физике;
способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивная);
включенность обучающегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);
взаимопроверка обучающимися друг друга в процессе деятельности в группах.
Одной из форм контроля при проведении занятий является педагогическое наблюдение за поведением и действиями учеников, уровнем, глубиной и стойкостью их познавательного интереса; общение в ходе планирования, выполнения и анализа результатов экспериментов. Другой важной формой контроля являются профориентационные беседы со школьниками.
Особенности организации работы с детьми с задержкой психического развития в общеобразовательном классе.
В связи с обучением детей с диагнозом ЗПР в общеобразовательном классе изменяются подходы к организации учебного процесса по отношению к таким обучающимся. При составлении программы учитывались следующие психические особенности детей: недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения.
Направления коррекционной работы в структуре урока:
дозирование предъявляемой помощи и внешний контроль;
постепенный переход от работы под контролем взрослого к самостоятельной работе;
использование достаточного количества иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание материала; формирование навыков письма, чтения; развитие познавательной активности; коррекция эмоционально-волевой сферы; обогащение и уточнение словарного запаса;
развитие связной речи;
развитие лексико-грамматического строя речи;
формирование/развитие пространственно- временных представлений; исключение многоступенчатых инструкций;
включение в социальные формы деятельности при утомляемости; использование принятых ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками и учителем: обращаться за помощью и принимать помощь.
Основные подходы к организации уроков для детей с ЗПР:
подбор заданий, максимально побуждающих активность ребенка, потребность в познавательной деятельности;
приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР;
индивидуальный подход.
Специальные методы и приемы: повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий; постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий; использование многократных указаний, упражнений; использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций; при запоминании использование приема мнемотехники; поэтапное обобщение проделанной на уроке работы; наблюдение за особенностями развития ребёнка в динамике, приемы удержания внимания на занятии: частое обращение к ребенку по имени, поручение заданий, предполагающих движение, смену видов деятельности; проявление большого такта со стороны учителя; использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
Измерение качества обучения.
Требования к уровню подготовки детей с ЗПР соответствуют требованиям, предъявляемым к ученикам общеобразовательной школы. При выполнении этих требований к обязательному уровню образования необходимо учитывать особенности развития детей с ЗПР, а также их возможности в овладении знаниями, умениями, навыками по предмету.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Форма организации: кружок для обучающихся 7 классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течении года. Всего – 34 часа.
Каждое занятие носит теоретико-практический характер.
Срок реализации программы 1 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В качестве результатов освоения программы планируется формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), получение опыта экспериментальной деятельности, формирование навыков работы с физико-технической и математической информацией, развитие компетентности обучающихся в сфере ИКТ.
Программа позволяет добиться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностные.
У обучающихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; понимать смысл поставленной задачи;
способствовать к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности. У обучающихся могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в творческой, экспериментальной и других видах деятельности;
критичность мышления;
креативность мышления, инициативность, находчивость, активность при выполнении опытных работ.
Метапредметные.
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
формировать учебную задачу;
выбирать ресурсы и действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
составлять план и последовательность действий;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения эксперимента, его объективную трудность и собственные возможности выполнения. Обучающиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при выполнении эксперимента;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные.
Обучающиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приемы решения задач;
применять правила, пользоваться инструкциями;
осуществлять смысловое чтение;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для физических заданий;
понимать сущность алгоритмических предписаний и действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать некоторые средства наглядности (рисунки, схемы и
т.п.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения физических задач. Обучающиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения и делать выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области применения информационно-коммуникационных технологий;
видеть физическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при осуществлении опытов и понимать необходимость их проверки;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения;
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
Коммуникативные.
Обучающиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (определять цели, распределять функции и роли участников);
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение);
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек
зрен6ия;
Предметные.
В результате обучающиеся научатся:
соблюдать правила техники безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1 «Физические величины» (1 ч)
Физические явления: их признаки и способы описания. Физические величины: план описания физической величины. Измерение физических величин: прямое и опосредованное.
Наблюдение и эксперимент.
Раздел 2 «Взаимодействие тел» (11 ч)
Путь, скорость, масса, плотность, упругость, трение (сухое и вязкое), сила тяжести, сила тяжести на других планетах, сложение сил (направленных по одной прямой).
Практические работы:
№ 1 «Измерение расстояний».
№ 2 «Головоломки с полосками бумаги».
№ 3 «Определение направлений на стороны света».
№ 4 «Измерение времени».
№ 5 «Занимательные задачи на движение».
№ 6 «Нахождение массы тела».
№ 7 «Нахождение объема тела».
№ 8 «Измерение коэффициента жесткости».
№ 9 «Модель парашюта».
Раздел 3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (8 ч)
Давление жидкостей газов. Поверхностное натяжение. Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание.
Практические работы:
№ 10 «Давление воздуха».
№ 11 «Нахождение конвекции воздуха».
№ 12 «Давление твердых тел (на снегу)».
№ 13 «Плавание в пресной и соленой воде».
№ 14 «Плавание тел».
№ 15 «Корона царя Гиерона».
№ 16 «Как работает фонтан».
№ 17 «Поверхностное натяжение жидкости».
Раздел 4 «Работа и мощность. Энергия» (7 ч)
Физические величины: работа и мощность. Простые механизмы (рычаг, блок, наклонная плоскость). Центр тяжести и центр масс. Условия равновесия. Практические работы:
№ 18 «Нахождение центра тяжести плоской фигуры».
№ 19 «Секрет ваньки-встаньки».
№ 20 «Колумбово яйцо: равновесие на узкой опоре».
№ 21 «Динамическое равновесие: волчки».
№ 22 «Модель: реактивное движение».
№ 23 «Занимательные задачи о работе». Раздел 5 «Физическое явление: звук» (2 ч)
Понятие о звуковой волне. Источник звука. Свойства звука. Практические работы:
№ 24 «Источник и звука. Распространение звука».
Раздел 6 «Оптическое явление» (4 ч)
Свет. Прямолинейное распространение света. Явление отражения, преломления и дисперсии света.
Практические работы:
№ 25 «Оптическая иллюзия».
№ 26 «Отражение».
№ 27 «Преломление света: призмы и линзы».
Итоговое занятие (1 ч)
Подведение итогов. Конкурс эссе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела | Характеристика видов деятельности обучающихся | Количество часов |
теоретических | практических |
1 | Физические величины | Актуализация ориентировочных знаний о физических явлениях и физических величинах. | 1 | |
2 | Взаимодействие тел | Актуализация знаний о взаимодействии тел. Решение задач. Решение задач с помощью ТРИЗ. Анализ проблемных ситуаций. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ демонстрационного эксперимента. Выдвижение и проверка гипотез. Объяснение наблюдаемых явлений. | 1 | 10 |
3 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | Актуализация знаний о давлении твердых тел, жидкостей и газов. Решение задач. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ демонстрационного эксперимента. Анализ проблемных ситуаций. Выдвижение и проверка гипотез. Планирование и проведение эксперимента, анализ его результатов. | | 8 |
4 | Работа и мощность. Энергия | Актуализация знаний о центре тяжести, центре масс, условия равновесия, простых механизмах. Решение задач. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ демонстрационного эксперимента. Анализ проблемных ситуаций. Выдвижение и проверка гипотез. Планирование и проведение эксперимента, анализ его результатов. | 1 | 6 |
5 | Физическое явление: звук | Актуализация знаний о звуковых явлениях. Объяснение наблюдаемых явлений. Планирование и проведение эксперимента, анализ его результатов | 2 | 1 |
6 | Оптические явления | Актуализация знаний об оптических явлениях: прямолинейном распространении света, отражении, преломлении и дисперсии света. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ демонстрационного эксперимента. Анализ проблемных ситуаций. Выдвижение и проверка гипотез. Планирование и проведение эксперимента, анализ его результатов. | | 3 |
7 | Итоговое занятие | Конкурс эссе. Обсуждение и оценивание работ | 1 | |
| | | 6 | 28 |
Итого: | 34 ч |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Тема занятия | Дата |
план | факт |
1 | Вводное занятие. Физические величины. Измерение физических величин. Наблюдение и эксперимент. | | |
2 | Нахождение расстояния до недоступных объектов. | | |
3 | Практическая работа № 1 «Измерение расстояний». | | |
4 | Практическая работа № 2 «Головоломки с полосками бумаги». | | |
5 | Практическая работа № 3 «Определение направлений на стороны света». | | |
6 | История измерения времени. | | |
7 | Практическая работа № 4 «Измерение времени». | | |
8 | Практическая работа № 5 «Занимательные задачи на движение». | | |
9 | Практическая работа № 6 «Нахождение массы тела». | | |
10 | Практическая работа № 7 «Нахождение объема тела». | | |
11 | Практическая работа № 8 «Измерение коэффициента жесткости». | | |
12 | Практическая работа № 9 «Модель парашюта2 | | |
13 | Практическая работа № 10 «Давление воздуха». | | |
14 | Практическая работа № 11 «Нахождение конвекции воздуха». | | |
15 | Практическая работа № 12 «Давление твердых тел (на снегу)». | | |
16 | Практическая работа № 13 «Плавание в пресной и соленой воде». | | |
17 | Практическая работа № 14 «Плавание тел». | | |
18 | Практическая работа № 15 «Корона царя Гиерона». | | |
19 | Практическая работа № 16 «Как работает фонтан». | | |
20 | Практическаяработа № 17 «Поверхностное натяжение жидкости». | | |
21 | Простые механизмы в технике. | | |
22 | Практическая работа № 18 «Нахождение центра тяжести плоской фигуры». | | |
23 | Практическая работа № 19 «Секрет ванькивстаньки». | | |
24 | Практическая работа № 20 «Колумбово яйцо: равновесие на узкой опоре». | | |
25 | Практическая работа № 21 «Динамическое равновесие: волчки». | | |
26 | Практическая работа № 22 «Модель: реактивного движения» | | |
27 | Практическаяработа № 23 «Занимательные задачи о работе». | | |
28 | Понятие о звуковой волне. Источник звука. Свойства звука. | | |
29 | Практическая работа № 24 «Источник и звука. Распространение звука». | | |
30 | Свет. Прямолинейное распространение света. Явление отражения, преломления и дисперсии света. | | |
31 | Практическая работа № 25 «Оптическая иллюзия». | | |
32 | Практическая работа № 26 «Отражение». | | |
33 | Практическая работа № 27 «Преломление света: призмы и линзы». | | |
34 | Подведение итогов. Конкурс эссе. | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Обязательные учебные материалы для ученика
1. Физика. 7 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных организаций. Генденштейн Л. Э., Булатова А. А., Корнильев И. Н., Кошкина А. В., под ред. Орлова В. А. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
Методические материалы для учителя
Альтов Г.С. И тут появился изобретатель/ Г.С. Альтов. – МС.: Детская литература, 1989.
Иванов Г.И. Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов/ Г.И. Иванов. – СПб.: ИГ «Весь», 2016.
Лукьянова А.В. Физика. 7 класс. Учимся решать задачи. Готовимся к ГИА/
А.В. Лукьянова. – М.: Интеллект-Центр, 2011.
Маковецкий П.В. Смотри в корень! Сборник любопытных задач и вопросов/ П.В. Маковецкий. – М.: Наука: Главная редакция физико-математической литературы, 1976.
Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты/ Я.И. Перельман. – М.: Детгиз, 1959. 6.Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в средней школе / М.Е. Тульчинский. – М.: Просвещение, 1972.
Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2011.
Физика. 7 кл.: учебник / А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2018