СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по биологии "Основные вопросы биологической науки" для 10 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расчитан на 17 часов. Цель элективного курса   заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий.  

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по биологии "Основные вопросы биологической науки" для 10 класса»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Бахтинская средняя школа»





Согласовано:

Зам директора по УВР

Мальцева О.В._______

«_____»_________2023г












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по биологии

«Основные вопросы биологической науки»

10 класс









Программу составила:

Агафонова Марина Леонидовна, учитель биологии

высшая квалификационная категория












п. Бахта

2023-2024 уч.год



Пояснительная записка

Данный курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу основной школы, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня обучающихся. Программа составлена на основе требований базисного учебного плана и является дополнением к нему, рассчитана на 17 часов в год (час в неделю). Данный курс предусматривает изучение наиболее важных и сложных вопросов программы биологии.

Цель элективного курса  заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий.

Задачи элективного курса:

  • краткое изложение основ биологии, повторение всего объемного теоретического материала, дающего представление об этой науке;

  • приобретение навыка в решении тестовых заданий;

  • на примере выполнения творческих заданий изучение дополнительной литературы, с целью приобретения знаний выходящих за пределы базового уровня требований к подготовке выпускника.  

Предлагаемый курс  содержит информацию по всем четырем разделам школьной программы. Задания несколько отличаются по уровню сложности друг от друга, для решения некоторых вопросов требуются глубокие знания. Объем заданий соответствует объему того или иного раздела биологии и значению заданий. На каждом занятии даётся сжатая теоретическая информация, позволяющая вспомнить некоторые общие положения программы. Кроме того, предусмотрено выполнение заданий, отвечая на которые нужно приводить развернутые ответы.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации:

находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий)


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕCКИЙ ПЛАН



№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Практи-ческие занятия

1

Тема 1 Биология как наука. Методы биологии (1 ч.)

1


2

Тема 2 Признаки живых организмов (2 ч)

2


    1. Клеточное строение организмов

1

1

    1. Признаки живых организмов.

1


3

Тема 3 Многообразие живой природы (3 ч)

3


3.1 Царство Бактерии.

1


3.2 Царство Грибы. Царство Растения

1

1

3.3 Царство Животные.

1


4

Тема 4 Человек и его здоровье (9 ч)

9


4.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

1


1

4.2. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

1


4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Обмен веществ и превращение энергии.

1

1

4.4. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

1


4.5. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

1


4.6. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

1



4.7. Размножение и развитие организма человека.

1

4.8. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность

1


4.9. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.

1


Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (2 ч)

2


Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов


1


Экосистемная организация живой природы.

1


Итого:

17

4

СОДЕРЖАНИЕ

п/п

Темы занятий

1

Тема 1 Биология как наука. Методы биологии.
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

2

Тема 2 Признаки живых организмов.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества. Гены и хромосомы.


Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Мембранные и немембранные органоиды.


Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в клетке.


Вирусы – неклеточные формы жизни.

Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот. Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза.

Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса.

Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка. Транскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке. Лизосомы. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

3

Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы.

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.

Царство Грибы. Лишайники. Организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.

Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.

Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

4

Тема 4 Человек и его здоровье.

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга.

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

Дыхание. Система дыхания.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет.

Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Структурно-функциональные единицы органов.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурно-функциональные единицы органов.

Покровы тела и их функции.

Размножение и развитие организма человека. Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Структурно-функциональные единицы органов. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурно-функциональные единицы органов.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные единицы органов.

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности,темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха.

Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях, повреждении зрения.

5

Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.

Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере.

6

Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ОГЭ».

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности Время выполнения работы. Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ. Разбор типичных ошибок. Рекомендации по выполнению.


ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

№ п/п

Содержание

Коли-чество часов

Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов»

1

Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения»

1

Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств»

1

Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи»

1

Итого: 4



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Название темы/урока

Дата проведения урока по плану

корректировка

Тема 1 Биология как наука. Методы биологии 1 час

Биология как наука. Методы биологии

01.09


Тема 2 Признаки живых организмов 2 часа

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Вирусы

08.09.


Признаки живых организмов. Наследственность и изменчивость. Одноклеточные и многоклеточные организмы. практическая работа №1 по теме: «Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов»

15.09.


Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы 3 часа

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний.

22.09.


Царство Грибы. Лишайники. Роль грибов и лишайников в природе, жизни человека. Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные.

29.09.


Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных.

06.10.


Тема 4 Человек и его здоровье 9 часов

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

13.10.


Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Обмен веществ и превращение энергии. Практическая работа № 2 по теме: «Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ»

20.10.


Дыхание. Система дыхания

27.10.


Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

03.11.


Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

10.11.


Покровы тела и их функции.

17.11.


Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Практическая работ № 3: «Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека»

24.11.


Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. ВНД. Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств»

01.12.


Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания. Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях.

08.12.


Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды 3 часа

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Сезонные изменения в живой природе.

15.12.


Экосистемная организация живой природы.

22.12.





Учебно-методическое обеспечение

Основная литература

1. Биологический энциклопедический словарь. / Гл. ред. М.С. Гиляров — 2-е изд. — М., 1995.

2. Богданова Т.Л. Общая биология в терминах и понятиях. М.,1988.

3. Вилли К., Детье В. Биология. М., 1975.

4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. М., 1990.

5. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. М., 1988.

6. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии. М., 1992.

7. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Словарь-справочник. Ростов н/Д, 2006.

8. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. Минск — Ростов н/Д,2002.

9. Реймерс Н. Ф. Основные биологические понятия и термины. М., 1988.

10. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. М.: «Аванта+», 2000.

Дополнительная литература

1. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии.М., 1999.

2. Дс Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. М., 1987.

3. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М.,1987,

4. Дежкин В.В. В мире заповедной природы. М., 1989.

5. ДокинзР. Эгоистичный ген. М., 1993.

6. Жизнь животных. В 7 т. М., 1987—1989.

7. Жизнь растений. В 6 т. М.. 1974-1982.

8. Ламберт Д. Доисторический человек. Л., 1991.

9. Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М., 1974.