«Усть-Пустынская средняя общеобразовательная школа» -
филиал муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
Краснощековского района Алтайского края
«Рассмотрено» Руководитель ОМО _________ /___________/ Протокол №__1__ от «27» __08__ 2023г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________ /Н.Н. Клейс/ от «29» ___08___ 2023г. | «Утверждаю» Директор __________ /Н.Ю. Розбах Приказ № 84/1 от «31» ___08__2023г. |
Рабочая программа
элективного курса по математике для 11 класса
«Практикум решения задач по математике»
на 2018 - 2019 учебный год
Составитель: Кондаурова О.А.,
учитель математики
с. Усть-Пустынка
2023г.
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана рабочая программа
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ, (ч.5 ст. 2, ч.9 т.2);
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) образования утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089;
Основная общеобразовательная программа среднего общего образования МКОУ «Куйбышевская СОШ», утвержденная приказом №89 от 14.06.2023 г.;
Учебный план МКОУ «Куйбышевская СОШ» на 2023-2024 учебный год, утвержденный приказом № 84 от 31.08.2023г.
Годовой календарный график МКОУ «Куйбышевская СОШ», утвержденный приказом № 84/1, от 31.08.2023 г.
Элективный курс "Практикум решения задач по математике" рассчитан на изучение 1,5 часа в неделю, 53 часа в год.
1.2 Цели и задачи учебного курса
Цели курса:
На основе коррекции базовых математических знаний учащихся за курс 5 – 11 классов совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса алгебры.
Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний.
Задачи курса:
Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по алгебре. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
Выявление и развитие их математических способностей.
Подготовка к обучению в ВУЗе.
Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Виды деятельности на занятиях:
лекция учителя,
беседа,
практикум.
Особенности курса:
Краткость изучения материала.
Практическая значимость.
2.Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения курса ученик должен знать/понимать:
Знать:
что такое проценты и сложные проценты, основное свойство пропорции;
схему решения линейных, квадратных, дробно-рациональных, иррациональных уравнений;
способы решения систем уравнений;
определение параметра; примеры уравнений с параметром; основные типы задач с параметрами; основные способы решения задач с параметрами;
определение линейного уравнения и неравенства с параметрами;
алгоритмы решения линейных уравнений и неравенств с параметрами графическим способом;
определение квадратного уравнения и неравенства с параметрами;
алгоритмы решения квадратного уравнения и неравенства с параметрами графическим способом.
Уметь:
проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений;
решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства;
решать системы уравнений изученными методами;
строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы;
применять аппарат математического анализа к решению задач;
применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению геометрических задач;
применять вышеуказанные знания на практике.
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
- освоить основные приемы решения задач;
- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности.
3.Содержание курса
Тема 1. Вычисления и преобразования (10 часов)
Преобразования алгебраических выражений и дробей, числовых рациональных выражений, буквенных иррациональных выражений, числовых тригонометрических выражений, числовых тригонометрических выражений. Вычисление значений тригонометрических выражений. Выполнение действий с целыми числами, натуральными степенями и целыми рациональными выражениями, с дробями, целыми степенями и дробно-рациональными выражениями, действия с корнями, дробными степенями и иррациональными выражениями.
Тема 2. Практико – ориентированные задачи (9 часов)
Чтение графиков и диаграмм. Работа с графиками, схемами, таблицами. Определение величины по графику. Определение величины по диаграмме. Начала теории вероятностей.
Классическое определение вероятности задания на построение и исследование простейших математических моделей: моделирование реальных ситуаций с использованием статистических и вероятностных методов, решение простейших комбинаторных задач методом перебора, а также с использованием известных формул; вычисление в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов. Простейшие текстовые задачи. Выбор оптимального варианта. Задачи с прикладным содержанием. Текстовые задачи. Числа и их свойства.
Тема 3. Стереометрия (10 часов)
Задачи на нахождение объемов и площадей поверхностей пространственных фигур. Основные формулы для нахождения значений геометрических величин пространственных фигур, дополнительные построения. Углы и расстояния в пространстве.
Тема 4. Типовые задания ПОВЫШЕННОЙ ТРЕДНОСТИ(24 часа)
Тригонометрические уравнения: методы решений и отбор корней.
Арифметический способ. Алгебраический способ. Геометрический способ. Основные методы решения тригонометрических уравнений. Тригонометрические уравнения, линейные относительно простейших
тригонометрических функций. Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим уравнениям с помощью замены. Метод разложения на множители. Комбинированные уравнения.
Многогранники: типы задач и методы их решения.
Расстояния и углы. Расстояние между двумя точками. Расстояние от точки до прямой.
Расстояние от точки до плоскости. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
Угол между двумя прямыми. Угол между прямой и плоскостью. Угол между плоскостями.
Площади и объемы. Площадь поверхности многогранника. Площадь сечения многогранника. Объем многогранника.
Системы неравенств с одной переменной.
Решение показательных и логарифмических неравенств. Показательные неравенства. Логарифмические неравенства. Смешанные неравенства. Системы неравенств.
Планиметрические задачи с неоднозначностью в условии (многовариантные задачи)
Функция и параметр. Функции, заданные в явном виде. Применение свойств функции. Функции, заданные в неявном виде. Решение задач разными способами.
Задачи на целые числа. Делимость целых чисел. Десятичная запись числа. Сравнения. Выражения с числами. Выражения с переменными. Методы решения уравнений и неравенств в целых числах.
4.Учебно-теимтичекий план
№ урока п/п | Наименование раздела, темы урока | Продолжи тельность изучения в часах |
1 | Вычисления и преобразования | 10 |
| Преобразования алгебраических выражений и дробей | 2 |
| Преобразования числовых рациональных выражений | 2 |
| Преобразования числовых и буквенных иррациональных выражений | 2 |
| Преобразования тригонометрических выражений | 4 |
2 | Практико–ориентированные задачи | 9 |
| Задачи с прикладным содержанием | 3 |
| Графики и диаграммы. | 2 |
| Вероятность. | 4 |
3 | Стереометрия | 10 |
| Углы и длины. | 5 |
| Объемы и площади. | 5 |
4 | Типовые задания ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ | 24 |
| Тригонометрические уравнения | 4 |
| Углы и расстояния в пространстве | 4 |
| Неравенства, системы неравенств | 4 |
| Числа и их свойства | 4 |
| Уравнения, неравенства, системы с параметром | 4 |
| Многоконфигурационная планиметрическая задача | 4 |
Итого: | 53 |
Поурочно-тематический план
№ урока п/п | № урока в теме | Наименование раздела, темы урока | Продолжи тельность изучения в часах |
| | Вычисления и преобразования | 10 |
1 | 1 | Преобразования алгебраических выражений и дробей | 1 |
2 | 2 | Преобразования алгебраических выражений и дробей | 1 |
3 | 3 | Преобразования числовых рациональных выражений | 1 |
4 | 4 | Преобразования числовых рациональных выражений | 1 |
5 | 5 | Преобразования числовых и буквенных иррациональных выражений | 1 |
6 | 6 | Преобразования числовых и буквенных иррациональных выражений | 1 |
7 | 7 | Преобразования тригонометрических выражений | 1 |
8 | 8 | Преобразования тригонометрических выражений | 1 |
9 | 9 | Преобразования тригонометрических выражений | 1 |
10 | 10 | Преобразования тригонометрических выражений | 1 |
| | Практико–ориентированные задачи | 9 |
11 | 1 | Задачи с прикладным содержанием | 1 |
12 | 2 | Задачи с прикладным содержанием | 1 |
13 | 3 | Задачи с прикладным содержанием | 1 |
14 | 4 | Графики и диаграммы. | 1 |
15 | 5 | Графики и диаграммы. | 1 |
16 | 6 | Вероятность. | 1 |
17 | 7 | Вероятность. | 1 |
18 | 8 | Вероятность. | 1 |
19 | 9 | Вероятность. | 1 |
| | Стереометрия | 10 |
20 | 1 | Углы и длины. | 1 |
21 | 2 | Углы и длины. | 1 |
22 | 3 | Углы и длины. | 1 |
23 | 4 | Углы и длины. | 1 |
24 | 5 | Углы и длины. | 1 |
25 | 6 | Объемы и площади. | 1 |
26 | 7 | Объемы и площади. | 1 |
27 | 8 | Объемы и площади. | 1 |
28 | 9 | Объемы и площади. | 1 |
29 | 10 | Объемы и площади. | 1 |
| | Типовые задания ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ | 24 |
30 | 1 | Тригонометрические уравнения | 1 |
31 | 2 | Тригонометрические уравнения | 1 |
32 | 3 | Тригонометрические уравнения | 1 |
33 | 4 | Тригонометрические уравнения | 1 |
34 | 5 | Углы и расстояния в пространстве | 1 |
35 | 6 | Углы и расстояния в пространстве | 1 |
36 | 7 | Углы и расстояния в пространстве | 1 |
37 | 8 | Углы и расстояния в пространстве | 1 |
38 | 9 | Неравенства, системы неравенств | 1 |
39 | 10 | Неравенства, системы неравенств | 1 |
40 | 11 | Неравенства, системы неравенств | 1 |
41 | 12 | Неравенства, системы неравенств | 1 |
42 | 13 | Числа и их свойства | 1 |
43 | 14 | Числа и их свойства | 1 |
44 | 15 | Числа и их свойства | 1 |
45 | 16 | Числа и их свойства | 1 |
46 | 17 | Уравнения, неравенства, системы с параметром | 1 |
47 | 18 | Уравнения, неравенства, системы с параметром | 1 |
48 | 19 | Уравнения, неравенства, системы с параметром | 1 |
49 | 20 | Уравнения, неравенства, системы с параметром | 1 |
50 | 21 | Многоконфигурационная планиметрическая задача | 1 |
51 | 22 | Многоконфигурационная планиметрическая задача | 1 |
52 | 23 | Многоконфигурационная планиметрическая задача | 1 |
53 | 24 | Многоконфигурационная планиметрическая задача | 1 |
5.Материально-техническое обеспечение
Оборудование:
Комплект чертѐжных инструментов: линейка, транспортир, треугольник (30, 60), треугольник (45,45).
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор.
Персональный компьютер
Интернет – источники:
Открытый банк задач ЕГЭ: http://mathege.ru
Он-лайн тесты:
http://uztest.ru/exam?idexam=25
http://egeru.ru
http://reshuege.ru/
ФИПИ http://fipi.ru/
МИОО http://www.mioo.ru/ogl.php#
http://shpargalkaege.ru/
Лист внесения изменений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа | Подпись лица, внесшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |