МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА № 2»
Рассмотрено | Согласовано | Утверждено |
на заседании ШМО | зам. директора по УВР | приказом директора |
Протокол №___ | _____________________ | _______Т.А. Бачюлене |
«__» ____________ 2020 г | «__» _________ 2020 г | «__» ___________ 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХОЛОГИИ
Элективный курс «Познай себя: Мир эмоций»
на 2020-2021 учебный год
в 8-9 классах (ФГОС ООО)
(срок реализации 2 года)
Составитель: Езимова И.И., педагог-психолог, учитель высшей квалификационной категории
г. Екатеринбург 2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание курса психологии в общеобразовательных учреждениях является актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку старшеклассников к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.
Старшеклассники пытаются разобраться в самих себе, но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, поскольку они не располагают достаточными знаниями о психологических особенностях личности, отсюда неадекватные способы познания себя и других, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях, в связи с чем и возникает необходимость в определенной системе психологических знаний, которые помогут обучающемуся глубже осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения с окружающими, сформировать представления о своем дальнейшем жизненном пути.
Освоение учебного материала в 8-9 классах образовательного учреждения даст обучающимся возможность приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним, другими людьми, нациями, человечеством в целом. Обучающиеся смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя впоследствии полноправными гражданами общества, активными субъектами деятельности и социальной действительности.
Занятия по данной Программе способствуют развитию психологических знаний, самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки); помогают раскрыть сущность личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций); способствуют развитию эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений) и пониманию чувств и переживаний других людей.
Программа предполагает дискуссии, ролевые игры, в ходе которых учащиеся будут иметь возможность проверить эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения. В занятия включён блок упражнений, способствующих развитию внимания, памяти, мышления, воображения; упражнений и игр, требующих взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и т.д.
Начальный курс психологии в 8-9 классах направлен прежде всего на развитие эмоциональной сферы, и эта работа с обучающимися на сегодняшний день очень важна и актуальна. Л. С. Выготский писал о феномене «засушенного сердца», наблюдавшегося
у его современников и связанного с воспитанием, направленным на интеллектуальное развитие школьников. С появлением новейших технологий ученики стали всё меньше
предпочитать живое общение, отдавая своё время виртуальному общению и современным гаджетам, что способствует потере чувственности обучающихся. Люди стали менее отзывчивыми к чувствам других. Главная функция эмоций состоит в том, что, благодаря им, мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях других людей и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.
Эмоции играют важную роль в жизни школьника: для выполнения любого вида деятельности, для познания окружающего мира нужны положительные эмоции. Этой проблемой занимались такие психологи, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др. Благодаря правильному эмоциональному развитию, ученик сможет избежать поступков, которые мог бы совершить при воздействии мимолетных желаний, тем самым учится регулировать свое поведение. Поэтому существует необходимость не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу обучающихся, так как именно по эмоциям можно судить о состоянии и внутреннем мире человека.
Цель программы элективного курса – создание условий для развития эмоциональной сферы обучающихся.
Задачи программы:
формировать позитивное отношение к своему «Я»;
научить ребенка определять эмоции;
развивать способность управлять эмоциями;
способствовать повышению уверенности в себе;
развивать навыки социального поведения;
развивать способность школьников к сопереживанию;
снятие мышечного напряжения.
В основе программы лежат следующие принципы:
Принцип гуманности. Предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов реализации программы.
Принцип постепенности. Любое воздействие оказывает определенное влияние на психику, поэтому все нагрузки должны возникать постепенно.
Принцип последовательности. Исходя из закона последовательного развития, начинать интенсивный процесс нужно с более простого и доступного.
Принцип индивидуального подхода.
В программе используются следующие методы: беседы, направленные на знакомство и анализ различных эмоций и чувств, игры - упражнения, направленные на проигрывание эмоций, рисуночная терапия, релаксация.
Сроки реализации программы: занятия проводятся с сентября по май месяц учебного года (8 класс: по 0,5 часа 1 раз в 2 недели или по 1 часу в неделю в течение одного полугодия – в соответствии с расписанием на учебный год; 9 класс: 1 час в неделю, всего – 34 часа в год).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы обучающиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами являются:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.
Предметными результатами являются:
приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
знание основных способов распознания эмоций (мимика, пантомимика, интонации);
знание приемов психологической разрядки негативных чувств; основы саморегуляции;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других в межличностном взаимодействии.
Учащиеся научатся:
применять полученные знания в жизни для развития своих способностей, рефлексии и адекватного восприятия себя и окружающего мира;
видеть свою уникальность и неповторимость;
распознавать свои эмоции и эмоции других людей;
понимать особенности собственного эмоционального мира;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск психологической информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебных текстов и других адаптированных источников);
строить взаимоотношения с окружающими;
конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
самостоятельно решать проблемы в общении с одноклассниками;
формулировать свое собственное мнение и позицию.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
толерантному отношению к другому человеку, умению сопереживать;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
прогнозировать последствия собственных поступков;
устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
Метапредметными результатами являются:
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия осознанного выбора в учебной деятельности;
умение работать индивидуально и в группе, аргументировать своё мнение;
владение речью;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Формы и методы организации учебного процесса:
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности «трудного» школьника, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ученику более эффективно справиться со своими проблемами. В работе также используются методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и другие виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.
2. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
I раздел «Эмоции в нашей жизни»
Создание условий для осознания школьниками происходящих с ними психологических изменений, для определения основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонация). Формирование у обучающихся навыка распознавания эмоций другого человека. Обсуждение «нормализации» переживания социально неодобряемых эмоций. Ознакомление школьников с приемом «Эмоциональный дневник» и обучение использованию этого приема для рефлексии своего эмоционального состояния и самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта.
II раздел «Психология переживания «вредных» чувств»
Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги). Обращение подростков к собственному опыту агрессии. Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме. Обучение способам безопасной разрядки агрессии. Определение понятия обиды и ее последствий. Конфликтные эмоции. Стили поведения в конфликте. Анализ конфликтной ситуации. Избегание конфликта. «Трудные» люди и правила общения с ними.
III раздел «Эмпатия в психологии»
Экспресс – диагностика уровня эмпатических тенденций. Создание условий для тренинга эмпатических навыков. Создание условий для исследования учащимися уровня своей эмпатии в режиме развивающей психодиагностики. Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной ситуации. Формулирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «МИР ЭМОЦИЙ»
№ | Наименование темы занятия | Количество часов |
8 класс (17 часов) |
Раздел І. Эмоции в нашей жизни |
1. | Введение. Что такое эмоции и чувства? | 1 |
2. | Как узнать эмоцию? | 1 |
3. | Я – наблюдатель. | 1 |
4. | Мои эмоции и чувства. | 1 |
5. | Почему нам нужно изучать чувства? | 1 |
6. | Эмоциональный словарь. | 1 |
7. | Чувства «полезные» и «вредные». | 1 |
8. | Тренинг. Сказкотерапия «Страна Чувств». | 1 |
9. | Нужно ли управлять своими эмоциями? | 1 |
10. | Что такое «запретные» чувства? | 1 |
11. | Передаются ли чувства по наследству? | 1 |
12. | Какие чувства мы скрываем? | 1 |
13. | Маска: лицевая и обратная стороны. | 1 |
14. | Я в «бумажном зеркале». «Бумажное отражение». | 1 |
15. | Практикум: тренировка «я-высказываний». | 1 |
16. | Рефлексия: Кто я? Какой я? | 1 |
17. | Итоговое занятие по курсу. | 1 |
9 класс (34 часа) |
Раздел ІІ. Психология переживания «вредных» чувств |
1. | Что такое страх? | 1 |
2. | Страхи и страшилки. | 1 |
3. | Побеждаем все тревоги. | 1 |
4. | Стресс и тревожность. | 1 |
5. | Дистресс и его опасность. | 1 |
6. | Фрустрация – что это такое? | 1 |
7. | «А что они обо мне подумают?» | 1 |
8. | Страх оценки. | 1 |
9. | Злость и агрессия. | 1 |
10. | Как справится со злостью? | 1 |
11. | Лист гнева. | 1 |
12. | Обида. | 1 |
13. | Как простить обиду? | 1 |
14. | Что такое конфликт? | 1 |
15. | Причины и последствия конфликтов. | 1 |
16. | Человек в конфликтной ситуации. | 1 |
17. | Конфликтные эмоции. | 1 |
18. | Эмоциональная тропинка: этапы развития конфликта. | 1 |
19. | Стили поведения в конфликте. | 1 |
20. | Плюсы и минусы различных стратегий поведения в конфликте. | 1 |
21. | «Психоанализ» конфликта. | 1 |
22. | Бесконфликтное общение с «трудными» людьми. | 1 |
Раздел ІІІ. Эмпатия в психологии |
23. | Что такое эмпатия? | 1 |
24. | Зачем нужна эмпатия? | 1 |
25-26. | Развиваем эмпатию. | 2 |
27. | Эмпатия в действии. | 1 |
28-29. | Способы выражения чувств. | 2 |
30. | Тренировка «Я-высказываний». | 1 |
31. | Комплименты: кому и зачем их говорят? | 1 |
32. | Рефлексия: Кто я? Какой я? | 1 |
33. | Практическое занятие: Письмо самому себе. | 1 |
34. | Итоговое занятие. | 1 |
Используемая литература
Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков. Гущина Т.Н. М., «Аркти», 2008.
Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер». Под редакцией Емельяновой Е.В. С-Петербург, «Речь», 2010.
Научи себя учиться. Селевко Г.К., М., «Народное образование», 2006.
Наедине с собой. Прутченков А.С. , М., 1996.
На пороге взрослой жизни. Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Фопель К. М., «Генезис», 2008.
Познаю себя и учусь управлять собой. Смирнова Е.Е., СПб., «Речь», 2007.
Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии. Микляева А.В. С-Петербург, «Речь», 2006 и др. г.г.
Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии. Микляева А.В. С-Петербург, «Речь», 2006 и др. г.г.
Я – подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии. Микляева А.В. С-Петербург, «Речь», 2006 и др. г.г.