СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по психологии для 8-9 классов "Мир эмоций" в вечерней школе.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая  программа направлена прежде всего на  развитие эмоциональной сферы, что является одним из важных и актуальных аспектов вопитательной работы с обучающимся. Кроме того эмоции играют важную роль для выполнения любого вида деятельности и построения позитивного общения в группе, классе.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по психологии для 8-9 классов "Мир эмоций" в вечерней школе.»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА № 2»







Рассмотрено

Согласовано

Утверждено

на заседании ШМО

зам. директора по УВР

приказом директора

Протокол №___

_____________________

_______Т.А. Бачюлене

«__» ____________ 2020 г

«__» _________ 2020 г

«__» ___________ 2020 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХОЛОГИИ

Элективный курс «Познай себя: Мир эмоций»

на 2020-2021 учебный год

в 8-9 классах (ФГОС ООО)

(срок реализации 2 года)





Составитель: Езимова И.И., педагог-психолог, учитель высшей квалификационной категории







г. Екатеринбург 2020 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Преподавание курса психологии в общеобразовательных учреждениях является актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку старшеклассников к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.

Старшеклассники пытаются разобраться в самих себе, но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, поскольку они не располагают достаточными знаниями о психологических особенностях личности, отсюда неадекватные способы познания себя и других, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях, в связи с чем и возникает необходимость в определенной системе психологических знаний, которые помогут обучающемуся глубже осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения с окружающими, сформировать представления о своем дальнейшем жизненном пути.

Освоение учебного материала в 8-9 классах образовательного учреждения даст обучающимся возможность приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним, другими людьми, нациями, человечеством в целом. Обучающиеся смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя впоследствии полноправными гражданами общества, активными субъектами деятельности и социальной действительности.

Занятия по данной Программе способствуют развитию психологических знаний, самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки); помогают раскрыть сущность личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций); способствуют развитию эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений) и пониманию чувств и переживаний других людей.

Программа предполагает дискуссии, ролевые игры, в ходе которых учащиеся будут иметь возможность проверить эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения. В занятия включён блок упражнений, способствующих развитию внимания, памяти, мышления, воображения; упражнений и игр, требующих взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и т.д.

Начальный курс психологии в 8-9 классах направлен прежде всего на развитие эмоциональной сферы, и эта работа с обучающимися на сегодняшний день очень важна и актуальна. Л. С. Выготский писал о феномене «засушенного сердца», наблюдавшегося

у его современников и связанного с воспитанием, направленным на интеллектуальное развитие школьников. С появлением новейших технологий ученики стали всё меньше

предпочитать живое общение, отдавая своё время виртуальному общению и современным гаджетам, что способствует потере чувственности обучающихся. Люди стали менее отзывчивыми к чувствам других. Главная функция эмоций состоит в том, что, благодаря им, мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях других людей и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Эмоции играют важную роль в жизни школьника: для выполнения любого вида деятельности, для познания окружающего мира нужны положительные эмоции. Этой проблемой занимались такие психологи, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др. Благодаря правильному эмоциональному развитию, ученик сможет избежать поступков, которые мог бы совершить при воздействии мимолетных желаний, тем самым учится регулировать свое поведение. Поэтому существует необходимость не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу обучающихся, так как именно по эмоциям можно судить о состоянии и внутреннем мире человека.


Цель программы элективного курса – создание условий для развития эмоциональной сферы обучающихся.


Задачи программы:

  • формировать позитивное отношение к своему «Я»;

  • научить ребенка определять эмоции;

  • развивать способность управлять эмоциями;

  • способствовать повышению уверенности в себе;

  • развивать навыки социального поведения;

  • развивать способность школьников к сопереживанию;

  • снятие мышечного напряжения.


В основе программы лежат следующие принципы:


  • Принцип гуманности. Предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов реализации программы.

  • Принцип постепенности. Любое воздействие оказывает определенное влияние на психику, поэтому все нагрузки должны возникать постепенно.

  • Принцип последовательности. Исходя из закона последовательного развития, начинать интенсивный процесс нужно с более простого и доступного.

  • Принцип индивидуального подхода.


В программе используются следующие методы: беседы, направленные на знакомство и анализ различных эмоций и чувств, игры - упражнения, направленные на проигрывание эмоций, рисуночная терапия, релаксация.


Сроки реализации программы: занятия проводятся с сентября по май месяц учебного года (8 класс: по 0,5 часа 1 раз в 2 недели или по 1 часу в неделю в течение одного полугодия – в соответствии с расписанием на учебный год; 9 класс: 1 час в неделю, всего – 34 часа в год).

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения программы обучающиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов. 

Личностными результатами являются:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

  • развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.

Предметными результатами являются:

  • приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

  • знание основных способов распознания эмоций (мимика, пантомимика, интонации);

  • знание приемов психологической разрядки негативных чувств; основы саморегуляции;

  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других в межличностном взаимодействии.

Учащиеся научатся:

  • применять полученные знания в жизни для развития своих способностей, рефлексии и адекватного восприятия себя и окружающего мира;

  • видеть свою уникальность и неповторимость;

  • распознавать свои эмоции и эмоции других людей;

  • понимать особенности собственного эмоционального мира;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск психологической информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебных текстов и других адаптированных источников); 

  • строить взаимоотношения с окружающими;

  • конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

  • правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;

  • самостоятельно решать проблемы в общении с одноклассниками;

  • формулировать свое собственное мнение и позицию.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

  • толерантному отношению к другому человеку, умению сопереживать;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

  • прогнозировать последствия собственных поступков;

  • устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

 Метапредметными результатами являются: 

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия осознанного выбора в учебной деятельности;

  • умение работать индивидуально и в группе, аргументировать своё мнение;

  • владение речью;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

 Формы и методы организации учебного процесса:

Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности «трудного» школьника, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ученику более эффективно справиться со своими проблемами.  В работе также используются методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и другие виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.

2. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

I раздел «Эмоции в нашей жизни»

Создание условий для осознания школьниками происходящих с ними психологических изменений, для определения основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонация). Формирование у обучающихся навыка распознавания эмоций другого человека. Обсуждение «нормализации» переживания социально неодобряемых эмоций. Ознакомление школьников с приемом «Эмоциональный дневник» и обучение использованию этого приема для рефлексии своего эмоционального состояния и самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта.

II раздел «Психология переживания «вредных» чувств»

Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги). Обращение подростков к собственному опыту агрессии. Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме. Обучение способам безопасной разрядки агрессии. Определение понятия обиды и ее последствий. Конфликтные эмоции. Стили поведения в конфликте. Анализ конфликтной ситуации. Избегание конфликта. «Трудные» люди и правила общения с ними.



III раздел «Эмпатия в психологии»

Экспресс – диагностика уровня эмпатических тенденций. Создание условий для тренинга эмпатических навыков. Создание условий для исследования учащимися уровня своей эмпатии в режиме развивающей психодиагностики. Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной ситуации. Формулирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «МИР ЭМОЦИЙ»

Наименование темы занятия

Количество часов

8 класс (17 часов)

Раздел І. Эмоции в нашей жизни

1.

Введение. Что такое эмоции и чувства?

1

2.

Как узнать эмоцию?

1

3.

Я – наблюдатель.

1

4.

Мои эмоции и чувства.

1

5.

Почему нам нужно изучать чувства?

1

6.

Эмоциональный словарь.

1

7.

Чувства «полезные» и «вредные».

1

8.

Тренинг. Сказкотерапия «Страна Чувств».

1

9.

Нужно ли управлять своими эмоциями?

1

10.

Что такое «запретные» чувства?

1

11.

Передаются ли чувства по наследству?

1

12.

Какие чувства мы скрываем?

1

13.

Маска: лицевая и обратная стороны.

1

14.

Я в «бумажном зеркале». «Бумажное отражение».

1

15.

Практикум: тренировка «я-высказываний».

1

16.

Рефлексия: Кто я? Какой я?

1

17.

Итоговое занятие по курсу.

1

9 класс (34 часа)

Раздел ІІ. Психология  переживания  «вредных»  чувств

1.

Что такое страх?

1

2.

Страхи и страшилки.

1

3.

Побеждаем все тревоги.

1

4.

Стресс и тревожность.

1

5.

Дистресс и его опасность.

1

6.

Фрустрация – что это такое?

1

7.

«А что они обо мне подумают?»

1

8.

Страх оценки.

1

9.

Злость и агрессия.

1

10.

Как справится со злостью?

1

11.

Лист гнева.

1

12.

Обида.

1

13.

Как простить обиду?

1

14.

Что такое конфликт?

1

15.

Причины и последствия конфликтов.

1

16.

Человек в конфликтной ситуации.

1

17.

Конфликтные эмоции.

1

18.

Эмоциональная тропинка: этапы развития конфликта.

1

19.

Стили поведения в конфликте.

1

20.

Плюсы и минусы различных стратегий поведения в конфликте.

1

21.

«Психоанализ» конфликта.

1

22.

Бесконфликтное общение с «трудными» людьми.

1

Раздел ІІІ. Эмпатия в психологии

23.

Что такое эмпатия?

1

24.

Зачем нужна эмпатия?

1

25-26.

Развиваем эмпатию.

2

27.

Эмпатия в действии.

1

28-29.

Способы выражения чувств.

2

30.

Тренировка «Я-высказываний».

1

31.

Комплименты: кому и зачем их говорят?

1

32.

Рефлексия: Кто я? Какой я?

1

33.

Практическое занятие: Письмо самому себе.

1

34.

Итоговое занятие.

1



Используемая литература

  1. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков. Гущина Т.Н. М., «Аркти», 2008.

  2. Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер». Под редакцией Емельяновой Е.В. С-Петербург, «Речь», 2010.

  3. Научи себя учиться. Селевко Г.К., М., «Народное образование», 2006.

  4. Наедине с собой. Прутченков А.С. , М., 1996.

  5. На пороге взрослой жизни. Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Фопель К. М., «Генезис», 2008.

  6. Познаю себя и учусь управлять собой. Смирнова Е.Е., СПб., «Речь», 2007.

  7. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии. Микляева А.В. С-Петербург, «Речь», 2006 и др. г.г.

  8. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии. Микляева А.В. С-Петербург, «Речь», 2006 и др. г.г.

  9. Я – подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии. Микляева А.В. С-Петербург, «Речь», 2006 и др. г.г.