Элективный курс «Погружение в профессию»
как одна из эффективных форм профориентационой работы в школе
Кунарова Е.В., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»
г.Читы, Забайкальского края
Современное образование - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Сегодняшние школьники должно научиться самостоятельно, ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации, быть конкурентно способными, высококвалифицированными специалистами. В связи этим особое внимание уделяется сейчас профориентционной работе в школе.
Средняя общеобразовательная школа № 6 – конкурентноспособное образовательное учреждение. Численность обучающихся более 1100 человек (сейчас 1137), в каждой параллели 1-9 класс по четыре класса, на уровне среднего образования по два класса.
Профориентационная работа в школе представлена традиционными мероприятиями: классные часы, экскурсии в учебные заведения, встречи с представителями разных профессий, Дни открытых дверей, открытые уроки «Проектории». Однако, они не могут в полной мере удовлетворить потребности обучающихся в выборе профессии. В основном, в данных формах используются словесные методы, без предъявления каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Учитывая запросы обучающихся и их родителей, в учебный план школы в часть, формируемую участниками образовательных отношений, введен элективный курс для девятиклассников «Погружение в профессию».
Основное предназначение курса – дать школьникам возможность на практике «почувствовать» ту или иную профессию, попробовать себя в ней.
Администрация школы обратилась в муниципальный центр профессиональной ориентации обучающихся школ для заключения договоров сетевого взаимодействия. На сегодняшний день мы тесно сотрудничаем в педагогическим, горным, политехническим колледжами, техникумами профессиональных технологий и сервиса, отраслевых технологи и бизнеса, торгово-кулинарным училищем.
В самом начале нашей работы было проведено анкетирование учащихся на выявление профессиональных интересов и родительское собрание с презентацией курса «Погружение в профессию». Надо отметить, что родители проявили максимум заинтересованности. Совместно с методистом Центра профориентации Никитиной Татьяной Анатольевной было составлено расписание занятий.
Далее начались занятия. Классные руководители выезжали совместно с детьми в вышеперечисленные учебные заведения. За семь-восемь учебных часов обучающиеся попробовали себя в профессиях: «медицинская сестра», «программист», «повар-кондитер», «газосварщик», «электрик», причем некоторые учащиеся смогли «погрузиться» в две -три профессии. По окончании курса всем школьникам вручались сертификаты о прохождении курса, который дает преимущество при поступлении в ССУз.
На наш взгляд, данный курс - очень эффективная форма работы по профориентации, так как является практикоориентированным. К примеру, из моего 9 в класса по выбранным в процессе курса профессиям обучаются 8 ребят (электрики, повар-кондитер, сварщик. К примеру, трое учащихся, посещая медколледж, точно убедились, что им интересна медицина, продолжают обучение в 10 классе и готовятся к поступлению в медакадемию. Двое- после посещения курсов «Программист», продолжая обучение в 10 классе, углубленно изучают информатику и готовятся к поступлению по специальности «Программирование». Читаем, что таким подходом мы можем помочь школьникам сориентироваться в мире профессий и избежать ошибок в их выборе.
К сожалению, в условиях карантина, нам пришлось на время отложить выезды в учебные заведения, но мы активно готовимся в новом году продолжить начатое. В школе прошли дни профориентации, на которых преподаватели училищ, техникумов и колледжей проводили с ребятами мастер-классы, викторины, профориентационные игры.
По отзывам самих детей-девятиклассников-посещение курса «Погружение в профессию» было интересным, смогли по -новому взглянуть на профессии, о которых раньше и не задумывались.