Пояснительная записка
Программа данного курса рассчитана на привлечение девятиклассников к продолжению образования в области журналистики.
Содержание курса опирается на предметное содержание русского языка
(культура речи, стилистика текста, риторика) и предусматривает знакомство учащихся с особенностями репортажа как жанра публицистики, освоение на практике теоретических основ создания текста в жанре публицистики.
Элементы журналистики являются составной частью уроков русского языка, развития речи и литературы, особенно важны данные уроки для формирования коммуникативных умений учащихся.
Материал курса основывается на знаниях учащихся о теме, основной мысли текста, стилях речи, типах повествования, жанрах сочинений.
Элективный курс “Репортер” предлагается для учащихся 9 класса как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора.
Программа рассчитана на 17 часов учебного времени.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
Новизна курса состоит в том, что элементы журналистики, предлагаемые на уроках развития речи, литературы, риторики, собраны в данном курсе как единое целое. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности.
Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности.
Для изучения данного курса необходимо изучить понятия журналистика, журналист, корреспондент, репортер, газета, рубрика, газетная статья и показать учащимся процесс создания газетного материала от начала до конца в его основных стадиях.
Основной задачей курса является:
знакомство с основами профессии журналиста,
закрепление навыков грамотности, речевой культуры,
совершенствование навыков написания сочинений разных жанров,
совершенствование умений учащихся ориентироваться в современном
потоке информации,
развитие культуры поведения в процессе коммуникативного общения,
содействие воспитанию гражданских, нравственных качеств личности
(ответственность, порядочность, правдивость),
формирование начальных представлений о специфике
профессиональных и нравственных качествах журналиста,
об основных специальностях этой профессии
Цель - ориентировать учеников в мире современных профессий, связанных с владением речью, познакомить учеников со спецификой типичных видов деятельности, требующих синтеза овладения русским языком, культурой речи и знаниями по ряду предметов, дать возможность учащимся реализовать свои способности, утвердиться в сделанном выборе.
Задачи модуля:
- расширить знания обучающихся о функциях русского языка;
- сформировать познавательные навыки учащихся для определения
особенностей, необходимых для деятельности репортера.
- познакомить с основами профессии журналиста,
- сформировать начальные представления о специфике
профессиональных и нравственных качествах журналиста, об
основных специальностях этой профессии,
- содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств
личности (ответственность, порядочность, правдивость),
- совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном
потоке информации, находить нужный и интересный материал для
газетной статьи,
- закрепить навыки:
написания сочинений разных жанров,
грамотности (орфографии и пунктуации)
редактирования сочинения
Требования к уровню подготовки.
Учащиеся должны иметь представление
о профессии журналиста в целом,
об основных специальностях журналиста: корреспонденте, репортере, комментаторе, фотокорреспонденте;
о том, что такое газета и ее основных рубриках;
о том, как выпускается газета (сбор материала, написание статьи, редактирование, оформление).
Учащиеся должны знать
объекты, предметы, цели, задачи курса,
понятия, определения, термины (см.понятийный аппарат),
особенности, связанные с выпуском газеты (выбор тем, расположение рубрик, написание статьи, подборка иллюстративного материала, редактирование),
что такое газетная статья, основные жанры статьи (заметка, репортаж, публицистическая статья, интервью),
особенности профессии журналиста (профессиональные качества, умения, возможности),
основные специальности журналистской деятельности: репортер, корреспондент, комментатор, фотожурналист.
Учащиеся должны уметь
определять основные специальности журналистской деятельности
определять основные качества журналиста
написать газетную статью в основных жанрах:
заметка о каком-либо культурном событии,
статья на нравственно-моральную тему,
репортаж о спортивном мероприятии,
интервью с интересным человеком,
посетить картинную галерею, спортивное мероприятие, провести встречу с интересным человеком в качестве журналиста с целью написания газетной статьи в жанрах заметки, интервью, репортаже,
смоделировать и выпустить один тематический номер стенгазеты творческой группой с распределением обязанностей на журналистов, иллюстраторов, фотокорреспондентов, редактора).
Ожидаемые результаты:
Расширение кругозора учащихся,
Более высокие результаты по развитию речи и литературе,
Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики,
Интерес к профессии журналиста,
Воспитание активной гражданской позиции.
Повышение мотивации к обучению русского языка и литературы
Развитие творческих способностей учащихся
Результаты освоения модуля:
В результате освоения модуля слушатель должен:
знать:
- правила этикета;
- характеристику функциональных стилей языка;
- жанры публицистики.
уметь:
- быть коммуникабельным и компетентным;
- правильно выбирать форму общения;
- выбирать стиль сообщения;
- правильно оформлять школьные газеты.
В результате освоения модуля обучающийся должен овладеть
компетенциями по ориентированию в мире современных профессий.
Содержание программы
Модуль №1
Изучение познавательной сферы учащихся для определения особенностей, необходимых для деятельности репортера:
*Коммуникабельность
*Объем восприятия
*Наблюдательность
*Внимание
*Память
*Запоминание
*Умение оценивать настрой собеседника.
Школьники с выраженными интересами и склонностями практически не испытывают затруднений при выборе будущей профессии. Для них актуальным является лишь подтверждение правильности своего выбора с точки зрения психологии.
Уроки психотренинга: развивайте внимание; вечером запоминайте – утром повторяйте; умение расположить собеседника к себе.
Модуль № 2
Поговорим об этикете. Культура речи – составляющая профессий, связанных с общением с людьми.
Характеристики хорошей речи. Выбор формы общения, уместные формы приветствия и прощания, благодарность, доброжелательное отношение к собеседнику, пожелания, извинения, в зависимости от социального статуса и социальной роли собеседника.
Грамматическая и речевая грамотность репортера. Речевой этикет проявляется повсюду, даже в самых обиходных ситуациях. Особенно он важен при обращении, при установлении контакта, на начальной стадии общения, на протяжении всей беседы. Эти коммуникативные навыки необходимы всем, кто в дальнейшем будет профессионально общаться с людьми.
Модуль № 3
Характеристика функциональных стилей языка. Особое внимание следует уделить публицистическому стилю и его разновидностям: собственно- публицистическому и газетно-публицистическому.
Изобразительно-выразительные средства публицистического стиля.
Лексические пласты публицистики.
Особенности типов речи применительно к публицистике.
Знание данного материала способствует осознанному овладению навыками построения стилистически корректных письменных и устных текстов, для чего необходимы не только теоретические сведения, но и практические задания, направленные на формирование навыков использования языковых средств в различных сферах общения.
МОДУЛЬ № 4
Жанры публицистики и правила их создания.
- Репортаж
-Интервью
-Путевые заметки
- Портретный очерк
- Статья
-Юмористический рассказ
-Фельетон.
Характеристика каждого жанра, правила подготовки, выбор изобразительно- выразительных средств. Это практическая работа, рассчитанная на то, что ученик сможет почувствовать себя в роли профессионала, соизмерять свои способности и возможности, применять свои знания на практике.
МОДУЛЬ № 5
Подготовка школьных газет, освещающих разную тематику из жизни школы в разных публицистических жанрах
Всего 17 часов (для 9 класса)
Содержание учебного предмета
Изучение познавательной сферы учащихся.
Коммуникабельность. Оценка и характеристика качеств. Уроки психотренинга.
Поговорим об этикете.
Этикет. Речевая культура. Представление при знакомстве. Правила поведения. Диалог по телефону.
Функциональные стили языка, их особенности. Стили речи.
Общая характеристика стилей. Газетно-публицистический стиль. Изобразительные средства. Стилистические ошибки и их типы.
Лексические ошибки. Речевые ошибки.
Построение текста.
Текст. Построение текста. Общие правила построения текста. Функциональные типы текстов. Описание и его виды. Повествование и его виды. Рассуждение и его виды. Работа по КИМам. Тексты с различными видами связи.
Жанры публицистики, правила их создания. Подбор материала
для статьи.
Репортаж. Интервью. Путевые заметки. Портретный очерк. Статья в газету (оформление). Юмористические рассказы. Фельетон. Подбор ярких заголовков. Рисунки, карикатуры. Фотоматериал (пейзажная и портретная съемка).
Выпуск школьных стенгазет.
Оформление газет.
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
-
| Изучение познавательной сферы учащихся. | 1 |
-
| Поговорим об этикете. | 2 |
-
| Функциональные стили языка, их особенности. Стили речи. | 3 |
-
| Построение текста. | 3 |
-
| Жанры публицистики, правила их создания. Подбор материала для статьи. | 7 |
-
| Выпуск школьной стенгазеты. | 1 |
| Итого | 17 |
Календарно-тематическое планирование уроков
элективного курса «Репортер» в 9 классе
17 часов (0.5 часа в неделю)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения | Виды и формы контроля |
по плану | Факти- ческая |
I полугодие |
1 | Коммуникабельность | 1 | 08.09 | 09.09 | Правила общения |
2 | Этикет | 1 | 29.09 | 09.09 | Правила этикета |
3 | Речевая культура | 1 | 14.10 | 07.10 | Составление собственных небольших памяток о правилах речевого этикета. |
4 | Общая характеристика стилей | 1 | 28.10 | 07.10 | Определение стиля текста |
5 | Газетно-публицистический стиль | 1 | 11.11 | | Составление репортажа из спортзала школы. |
6 | Стилистические ошибки и их типы | 1 | 25.11 | | Коррекция письменных работ, имеющих стилистические ошибки. |
7 | Текст. Построение текста. | 1 | 09.12 | | Работа со словарями. |
8 | Общие правила построения текста. | 1 | 23.12 | | Составить памятку правил построения текста |
II полугодие |
9 | Функциональные типы текстов | 1 | 20.01 | | Определения типа текста |
10 | Жанры публицистики. Репортаж. Интервью. | 1 | 10.02 | | Взять интервью у председателя ООО «Мучкап-Нива» о проблемах сельского хозяйства. |
11 | Путевые заметки. | 1 | 24.02 | | Путевые заметки «Из родной деревни в Ивановку» |
12 | Портретный очерк. | 1 | 10.03 | | Составить портретный очерк «Человек, вызывающий уважение» |
13 | Статья в газету (оформление) | 1 | 24.03 | | Статьи об интересных мероприятиях, о вечерах, конкурсах. |
14 | Юмористические рассказы. Фельетон. Рисунки, карикатуры. | 1 | 14.04 | | Юмористические рассказы, фельетоны на школьную тему. |
15 | Подбор ярких заголовков. | 1 | 28.04 | | Подбор ярких заголовков к данным текстам |
16 | Фотоматериал. Пейзажная съемка. Портретная съемка. | 1 | 12.05 | | Подготовить памятку «Правила фотосъемки» |
17 | Оформление газеты. | 1 | 26.05 | | Выпуск стенгазеты |
Список литературы, рекомендованной для учителя
1. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста.- Лениздат, 1971.
2. Каспржак А.Г., Иванова Л.Ф. Схема разработки программы авторского курса по выбору (для предпрофильной подготовки в 9-х классах) // Практика административной работы в школе. 2003. №6. С. 10—13.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, 2002.
4. О профессии журналиста: Учебно-методическое пособие. Серия «Сельской молодежи о профессиях»./ Под ред. ЭА. Лазаревич. — М.: ИСПС РАС, 2004.
5. Рабочая книга редактора районной газеты: Опыт, методики, рекомендации. / Под ред. Я.Н. Засурского. — М.: Мысль, 1988.
6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.— М.:АРКТИ, 2003.
7. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. — М., 2003.
8. Закон РФ»Об образовании» от 10. 07 1992года №3266-1
9. Письмо Минобрнауки РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11.12. 2006г. №06 - 1844
Список литературы, рекомендованной для учащихся
1. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5—7 классов общеобразовательных учреждений / Науч. ред. ВВ. Бабайцева. — М.: Просвещение, 1993.
2. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8—9-е классы)»: Пособие для учащихся / Сост. ТА. Ладыженская, Т.С. Зепалова. — М.: Просвещение,
3..Балашова Л. В. Русский язык и культура общения.(часть 1-2) /Балашова Л.В.-Саратов ОАО»Издательство «Лицей», 2002год.
4..Психологическая служба школы. Редакция Дубровиной И.В.-М. Международная педагогическая академия, 1995год.
5..Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова. Факультативный курс./ Ладыженская Т.А.,Зепалова Т.С.- М.,»Просвещение», 1990год.
6..Сизанов А.Н. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет./
Сизанов А.Н. – Москва – Минск АСТ Харвест, 2002год.
7..Трофименко В. Поговорим об этикете./ Трофименко В.,Волгин А. М.,»Московская правда», 1991год.
8..Шанский Н.М. В мире слов./ Шанский Н.М. – М.,»Просвещение», 1985год.