Элективный курс «Школа точной мысли» предназначен для изучения ряда вопросов математики, не рассматриваемых в курсе основной школы. Знание этого материала и умение его применять позволит школьникам решать разнообразные задачи различной сложности.
Данный элективный курс рассчитан на учеников 6 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к изучению математики.
Курс имеет практико-ориентированный характер: 20 часов лекций и 48 часов практических занятий. Программа курса состоит из модулей. Учитель может взять для изучения не все модули, увеличив количество часов на изучение других. Учитель также может изменить уровень сложности представленного материала.
В процессе изучения данного элективного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы: практикумов, семинаров, дидактических игр, защиты творческих работ. Результатом освоения программы курса является представление школьниками творческой индивидуальной или групповой работы на итоговом занятии.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Но также важно показать детям, что математика не только нужна в жизни, но еще и интересна.
Цель курса: углубление и расширение знаний учащихся и развитие творческих способностей.
Основные задачи курса:
выявление и развитие математических способностей;
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры,
понимание значимости математики для общественного прогресса;
подготовка к сознательному усвоению систематического курса математики;
формирование навыков перевода различных задач на язык математики;
ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой и физикой.
В данную программу входят занятия по истории математики, на которых школьники знакомятся со сведениями о великих математиках, с первыми способами счета у разных народов древнего мира, с решением старинных задач. Занимательные задачи, головоломки, игры способствуют развитию интереса к данному предмету. А задания повышенной сложности, нестандартные задачи способствуют развитию математических способностей у более сильных учащихся, подготавливают их к участию в математических олимпиадах, конкурсах на более высоком уровне. Большую часть курса занимает раздел «Наглядная геометрия», способствующий развитию геометрической интуиции, пространственного воображения, изобразительных навыков. Здесь основными приемами решения задач являются наблюдение, конструирование, эксперимент.
Занятия предполагается проводить в форме уроков-практикумов, уроков-игр.
Материалы данного курса можно использовать на уроках в качестве занимательного материала, а также для работы в математических кружках и на факультативах.
В результате изучения курса школьники должны
знать:
методы решения текстовых задач на части, проценты, работу и движение;
нестандартные приемы решения задач;
рациональные способы арифметических действий;
методы решения логических, занимательных и древних задач.
уметь:
решать текстовые задачи на части, проценты, работу и движение;
решать нестандартные задачи различными методами;
находить и применять рациональные способы решения числовых выражения;
применять различные методы при решении логических, занимательных и древних задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Вводное занятие (1 ч).
Решение текстовых задач (10 ч).
Решение задач на части. Решение задач на проценты. Сложные проценты. Решение задач на работу. Решение задач на движение.
2. Открываем Древний Мир (8 ч).
Зарождение математики в древних цивилизациях: Древнем Риме, Китае, Индии. Математики Древнего Мира.
3. Такие разные задачи (10 ч).
Решение задач на переливание, пересечение и объединение множеств. Решение старинных задач, логических задач.
4. Наглядная геометрия (16 ч).
Решение задач на разрезание и складывание фигур. Проведение топологических опытов. Решение геометрических головоломок, задач со спичками, зашифрованных заданий. Знакомство с замечательными кривыми, кривыми Дракона. Решение лабиринтов. Построение симметричных рисунков, узоров, орнаментов.
5.Задачи на принцип Дирихле(7 ч).
6.Математические игры (7 ч). Математические головоломки
7.Задачи повышенной сложности (8 ч).
Решение задач повышенной сложности, олимпиадных задач.
Итоговое занятие (1 ч)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма занятий | Образоват. продукт |
Всего | Лекции | Практич |
| Вводное занятие | 1 | - | 1 | Аукцион знаний | Конспект |
1. | Решение текстовых задач | 10 | 5 | 5 | |
| Решение задач на части. | 2 | 1 | 1 | Мини- лекция + практикум | Решение заданий |
Решение задач на проценты. | 2 | 1 | 1 | Мини- лекция + практикум | Решение заданий |
Сложные проценты. | 2 | 1 | 1 | Мини- лекция + практикум | Решение заданий |
Решение задач на работу. | 2 | 1 | 1 | Мини- лекция + практикум | Решений заданий |
Решение задач на движение. | 2 | 1 | 1 | Мини- лекция + практикум | Решение заданий |
2. | Открываем Древний Мир. | 8 | 2 | 6 | | |
| Зарождение математики в древних цивилизациях: Древнем Риме. | 2 | 0,5 | 1,5 | Мини- лекция + практикум | Опорный конспект |
Зарождение математики в древних цивилизациях: Китае. | 2 | 0,5 | 1,5 | Мини- лекция + практикум | Решение заданий |
Зарождение математики в древних цивилизациях: Индии. | 2 | 0,5 | 1,5 | Мини- лекция + практикум | Опорный конспект |
Математики Древнего Мира. | 2 | 0,5 | 1,5 | Мини- лекция + практикум | Опорный конспект |
3. | Такие разные задачи. | 10 | 2 | 8 | |
| Решение задач на переливание. | 2 | 0,5 | 1,5 | Мини- лекция + практикум | Опорный конспект |
Решение задач на пересечение и объединение множеств. | 3 | 0,5 | 2,5 | Лекция + практикум | Опорный конспект Решение заданий |
Решение старинных задач. | 2 | 0,5 | 1,5 | Лекция + практикум | Опорный конспект Решение заданий |
Решение логических задач. | 3 | 0,5 | 2,5 | Лекция + практикум | Опорный конспект Решение заданий |
4. | Наглядная геометрия. | 16 | 5 | 11 | |
| Решение задач на разрезание и складывание фигур. | 2 | 0,5 | 1,5 | Лекция + практикум | Опорный конспект Решение заданий |
Проведение топологических опытов. | 2 | 1 | 1 | Семинар | Опорный конспект |
Решение геометрических головоломок, задач со спичками, зашифрованных заданий | 4 | 1 | 3 | Лекция + практикум | Опорный конспект Решение заданий |
Знакомство с замечательными кривыми, кривыми Дракона. | 2 | 0,5 | 1,5 | Лекция + практикум | Опорный конспект Решение заданий |
Решение лабиринтов. | 3 | 1 | 2 | Лекция | Опорный конспект |
Построение симметричных рисунков, узоров, орнаментов. | 3 | 1 | 2 | Практикум. | Решение заданий. |
5. | Задачи на принцип Дирихле. | 7 | 2 | 5 | |
| Решение различных задач по принципу Дирихле. | 7 | 2 | 5 | Лекция | Опорный конспект Решение заданий |
6. | Математические игры. | 7 | 2 | 5 | | |
| Математические головоломки. | 7 | 2 | 5 | Лекция | Опорный конспект Решение заданий |
6. | Задачи повышенной сложности. | 8 | 2 | 6 | | |
Решение задач повышенной сложности. | 4 | 1 | 3 | Лекция | Опорный конспект Решение заданий |
Решение олимпиадных задач. | 4 | 1 | 3 | Лекция | Опорный конспект Решение заданий |
| Итоговое занятие. | 1 | --- | 1 | Творческ. отчет | Выставка работ |
Литература для учителя.
Арутюнян Е.Б, Левитас Г.Г. Сказки по математике. Высшая школа, 1994.
Доброва О.Н. Задание по алгебре и математическому анализу. Просвящение,1996.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Книга для учителя. Просвещение, 1990.
Костко О.К. Механика. Методы решения задач. Учебное пособие. Лист. 1998.
Кушнир И. Неравенства. Задачи и решения. Киев. Астарта, 1996.
Лялькина А.Г. Об организации индивидуальной деятельности учащихся. Математика в школе, 1997, №6.
Математический клуб «Кенгуру», выпуск №5. Составители, Жарковская Н.А., Рисс Е.А. – С. Петербург. Левша, 2002.
Окунев А. Как учить не уча. Питер. 1996.
Петраков И.С. Математические кружки в 5 – 6 классах. Просвещение, 1987.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5 – 11 классы. Программы. Тематическое планирование. – Дрофа, 2002.
Сборник материалов. Реализация идей развивающего обучения Л.В. Занкова в основной школе. 5 – 9 классы. Новая школа, 1996.
Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математики. Просвещение 1995.