СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс «Современная Британия» как средство формирования межкультурной компетенции учащихся на старшей ступени общего обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит материал выступления на городской научно-практической конференции «Система образования города Мончегорска как ресурс инновационного развития муниципалитета», в котором автор делится опытом преподавания спецкурса "Contemporary Britain" ("Современная Британия") для учащихся 10-11 классов школ с углубленным изученим английского языка.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Современная Британия» как средство формирования межкультурной компетенции учащихся на старшей ступени общего обучения»

Кушнаренко Стелла Ашрафовна

Учитель, английский язык,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

с углубленным изучением английского языка

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «СОВРЕМЕННАЯ БРИТАНИЯ»

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

«...Знать значения слов и правила грамматики явно недостаточно для того,

чтобы активно пользоваться языком как средством общения.

Необходимо знать как можно глубже мир изучаемого языка»1.

(Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация)

Обучение иностранным языкам приобретает сегодня особые измерения, когда смешение народов, языков, культур достигло невиданного размаха и, как никогда, остро встала проблема воспитания толерантности к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоления в себе чувства раздражения от избыточности, недостаточности или непохожести других культур. Каждый урок иностранного языка становится практикой межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире.

Одним из действенных способов развития межкультурной компетенции является сравнительное изучение реалий изучаемого языка и родной культуры. Реализуя Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования, в нашей школе организовано профильное обучение в старшей школе. Одним из элективных курсов является курс «Современная Британия». Курс построен по принципу сравнительного изучения культур России и Великобритании, что позволяет учащимся сформировать представление о культурном разнообразии как о норме сосуществования культур в современном поликультурном мире.

Преподавание элективного курса ведется по учебному пособию Ю.А. Смирнова «Современная Британия». Работа по данному учебному пособию позволяет мне, как учителю, не только закрепить приобретенные на раннем этапе знания учащихся о стране изучаемого языка, но и вывести их на качественно новый уровень.

Курс рассчитан на 68 часов (34 часа – 10 класс, 34 часа – 11 класс), имеет модульную структуру и состоит из шести тематических модулей по следующим актуальным страноведческим темам:

Module 1 Introducing the UK

Module 2 Introducing the UK

Module 3 The Political System of the UK

Module 4 Places

Module 5 The British Today

Module 6 Social Services in the UK

Благодаря модульному строению курса возможно изменение порядка изучения страноведческих блоков. Каждый модуль состоит из нескольких уроков (Units), которые соотносятся с основной темой, имеют четкую структуру и состоят из следующих разделов:

Topical Discussion

Vocabulary Practice

RNE Practice

Project

Раздел Topical Discussion включает коммуникативно-ориентированные задания, обеспечивающие активную деятельность учащихся на занятиях. Задания дискуссионного характера находят большой отклик у ребят и стимулируют их речевую и познавательную деятельность, учат отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию, вступать в полемику. Такие задания требуют от учащихся владения достаточной информацией о родной стране, то есть такие задания направлены на сопоставление культуры страны изучаемого языка с культурой и нравами родной страны. Так, в рамках темы «Национальная самобытность Британии» после прочтения и обсуждения текста о британских суевериях, предлагаю учащимся организовать обсуждение в группах о российских суевериях и найти похожие суеверия у обоих народов. После беседы на тему «Многокультурная Британия» организую обсуждение в двух группах об отношении к иммигрантам в России, где представители 1-ой группы должны высказаться за иммигрантов, а их оппоненты во 2-й группе – против. Если это тема «Образование», то параллельно с обсуждением образовательной системы Великобритании, ребята должны обсудить образовательную систему России, найти сходства и отличия в образовательных системах обоих стран. А при изучении темы «Политическая система Соединенного королевства» интересно сравнить русского и британского монархов следуя предложенному плану. Таким образом, учащиеся, с одной стороны, проникают в культуру других народов, а с другой глубже постигают культуру родной страны.

Одним из средств активизации учения школьников является включение в отдельные разделы пособия песни, содержание которой связано с основной темой. Аутентичная песня – великолепное средство повышения интереса к стране изучаемого языка. Работа с песней также помогает сравнить две культуры – России и Великобритании, способствует расширению кругозора учащихся. Причем песня окажет большее эмоциональное воздействие на учащихся если они не только услышат, например, национальный гимн Великобритании «Боже, храни королеву!» из аудиокурса, но и увидят, как сборная Англии по футболу исполняет его перед ответственным матчем. С этой же целью для предъявления английской народной песни-баллады «Ярмарка в Скарборо» из множества исполнителей выбор остановила на исполнительнице из Австралии, выигравшей конкурс «Голос». Как результат, музыкальные произведения оказывают более сильный эффект и учащиеся совершенно по-другому их воспринимают.

Для тренировки полезной, и, возможно, новой для учащихся лексики, предназначен раздел Vocabulary Practice. В нем учащиеся выполняют упражнения на развитие языковой догадки (например, пытаются вначале объяснить значение выделенных слов на английском языке, перевести их на русский язык без помощи словаря) и на тренировку употребления лексических единиц в различных контекстах (перевод, составление собственных предложений и самостоятельное написание статьи или эссе).

Отсутствие словаря в данном пособии – считаю одним из его преимуществ. Тем самым автор дает и учителю, и ребятам уникальную возможность погрузиться в мир слов и получить удовольствие от работы со словарями: лингвострановедческим, англо-русским, русско- английским.

Наличие в каждом уроке раздела RNE Practice позволяет вести систематическую подготовку обучающихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку. В «Современной Британии» представлены задания формата ЕГЭ на развитие всех видов речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо). Среди предлагаемых заданий - следующие:

  • Установите соответствия (Multiple matching);

  • Запишите недостающую информацию (Gapped text);

  • Ответьте на вопросы, выбрав один из предложенных ответов (Multiple choice);

  • Заполните пропуски, выбрав соответствующий вариант (Multiple-choice cloze);

  • Преобразуйте слова так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста (Word formation).

Аутентичность и живой современный язык страноведческого материала, которым насыщен учебник, вызывают большой интерес у моих воспитанников, что позволяет снять многие трудности, возникающие при выполнении заданий данного вида. Все тексты в учебнике адекватны страноведческим реалиям, информационно насыщены, соответствуют жизненному и речевому уровню учащихся, в них достаточно элементов визуального ряда.

По завершении изучения темы провожу урок, на котором учащиеся защищают творческие мультимедийные проекты. Темы докладов к уроку указаны в разделе Project. Обязательным условием таких уроков является не сводить презентацию докладов к их прочтению перед классом, а стараться пред­ставлять свои доклады в форме устного рассказа с использо­ванием заранее подготовленного письменного плана-ответа. Мультимедийные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм и т.п.

После изучения каждого раздела, прогресс учащихся проверяется с помощью упражнений в разделе Consolidation и контрольных работ, которые автор учебника включил в авторскую рабочую программу, приложив критерии оценивания. Хочу отметить, что наличие всех компонентов курса является одним из положительных отличий учебного пособия «Современная Британия» автора Ю.А. Смирнова от существующих на рынке методической литературы аналогов и является показателем целостности данного учебного пособия.

Согласно статистике, большая часть учащихся обладает высокоразвитым визуальным восприятием. Использование дополнительных видеоресурсов на занятиях по страноведению Великобритании способствуют более глубокому погружению в лингвострановедческую среду учебных тем. Хочу обратить внимание на видеоматериалы сайта Британского Совета (http://learnenglish.britishcouncil.org/en/), которые неплохо согласуются с темами следующих разделов курса.


Обширный и увлекательный  материал о Великобритании представляет собой учебный видеокурс «Window on Britain» Ричарда Макэндрю, выпущенный издательством Oxford University Press. Содержание курса тесно связано с такими областями знаний, как география, история, музыка, МХК,  ИЗО,  литература, биология, физическая культура, политика и спорт.

Помимо вышеназванных источников видеоматериалов, активно использую видеоканал You Tube и канал National Geographic для подбора видеоматериалов к занятиям по страноведению. Мною создан и пополняется банк видеоматериалов, систематизированных по большинству тем спецкурса, что отражено в следующей сводной таблице.

Unit

English Video

Module 1 Introducing the UK

Unit 1

England National Anthem. (God Save The Queen) (ex. 5 p. 13)

https://www.youtube.com/watch?v=EY7F5j0PTIM


Unit 3

Olney Pancake Race 2011(ex. 14 p. 39)

https://www.youtube.com/watch?v=wc3mUudi4tY


Module 2 The Four Constituent Countries of the UK

Unit 1

Celia Pavey Sings Scarborough Fair Canticle (ex. 6 p. 52)

https://www.youtube.com/watch?v=lUbiDYhGpHQ


Unit 2

I Will... Wales

https://www.youtube.com/watch?v=UOv6qwIandk


Unit 3

Эдинбург сотрясает барабанная дробь(ex. 15 p. 78)

https://www.youtube.com/watch?v=GUuLhkiLsu4


Unit 4

Father Ray Kelly - Danny Boy (Lyric Video) (ex. 7 p. 82)

https://www.youtube.com/watch?v=npNCY_7IyA8


Module 3 The Political System of the UK

Unit 1

The Queen's official Birthday celebrations (ex. 11 p. 98) https://www.youtube.com/watch?v=cchxtI14eJ4

Trooping the Colour 2016 (ex. 11 p. 98) https://www.youtube.com/watch?v=TuUcjzYgnn8

The King's Speech trailer (ex. 12 p. 101)

https://www.youtube.com/watch?v=J_Fy9hJmFhU


Deconstructing History - The Buckingham Palace (ex. 14 p. 102)

https://www.youtube.com/watch?v=3KS5u_CJmn0


Unit 2

The Queen Opens British Parliament Pageantry 2015 (ex. 10 p. 108)

https://www.youtube.com/watch?v=htJlSC9lXVg


State Opening of Parliament 2016 (ex. 10 p. 108)

https://www.youtube.com/watch?v=E0UcjSHd7mo


State opening of Parliament 2016 (ex. 10 p. 108)

https://www.youtube.com/watch?v=vNx7WeGArJw


Westminster - The State Opening Of Parliament (1957)

https://www.youtube.com/watch?v=Bdg_QeivaHM


Unit 3

UK Parliament tour - House of Lords Chamber

https://www.youtube.com/watch?v=-wVllfyvGfU


Take a tour of the House of Lords

https://www.youtube.com/watch?v=_sLZBWcPklk


Parliament structure explained

https://www.youtube.com/watch?v=SlPSAOa4vR4


Module 4 Places

Unit 1

Суперсооружения Древности Собор Св Павла

https://www.youtube.com/watch?v=IyQH-S1FsWk


National Geographic Ancient Megastructures St Paulus Cathedral

https://www.youtube.com/watch?v=031I-ytZ9g8


Unit 2

Knowledge is Great: Oxford University (ex. 12 p. 139) https://www.youtube.com/watch?v=uLNSdkz-5rM

National Geographic - Разгадка тайны Стоунхенджа(ex.8p. 136) https://my.mail.ru/mail/tomochka_72/video/14141/13688.html

National geographic Documentary 2016 - The Secret To Stonehenge's Construction (ex.8p. 136)

https://www.youtube.com/watch?v=6VKL2qhwpd0


Подводя итог всему выше сказанному, могу сделать вывод, что элективный курс «Современная Британия» учит моих учащихся мыслить, анализировать, самостоятельно искать дополнительную информацию по заинтересовавшим их темам. Этот модульный курс по страноведению открывает для моих воспитанников многоликий и яркий мир современной Великобритании, каждый находит для себя что-то новое и открывает свою Британию.

В заключение хочу привести выдержки из воспоминаний выпускников нашей школы, обучавшихся по данному курсу.

  • «Мне курс был интересен. Полученные знания пригодились как в норвежском классе, так и в вузе».

  • «Изучая спецкурс, мы смогли лучше понять менталитет англичан…».

  • «Спецкурс в школе очень необходим. У этого курса только положительные стороны».

  • «Курс очень понравился. Узнала много нового и интересного о ВБ. Эти знания очень помогли на лингвострановедении в вузе».

  • «Хотелось бы подольше задерживаться на каждом разделе. И без повторений. Охотнее прошла бы какой-нибудь раздел о медицине или о чем-то, близком к реальности, чем учить что-то про Парламент в сотый раз. Скучно».

  • «Знания в университете мне не пригодились, но для общего развития курс оказался полезным…»

  • «Мне, как будущему политологу, курс очень пригодился. Также каждый год у нас проходит конференция на английском языку, касающаяся стран Великобритании, поэтому в подготовке к ней знания опять же полезны».

  • «Знания пригодились, т.к. в вузе у нас была подобная дисциплина…Предмет для школ очень необходим, т.к. знать историю, культуру и традиции страны изучаемого языка важно».





1 Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: МГУ, 2008. – С. 11.